Календарно-тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

к адаптированной программе по коррекции гиперактивности, тревожности Арцишевской И.Л.

Пояснительная записка

В последнее время родители, воспитатели  и учителя все чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Большинство детей дошкольного возраста отличается  подвижностью, импульсивностью, непосредственностью и эмоциональностью, но при этом они могут внимательно выслушать взрослого и выполнить его указания.

С гиперактивными детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а ерзают, не стоят, а крутятся или залезают куда-нибудь, не смеются, а хохочут, принимаются за дело или убегают, не дослушав задание до конца. Внимание их рассеянно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать.

Наиболее сложный период жизни гиперактивных детей связан с поступлением с поступлением в школу.

Курс, состоящий из 16 коррекционных занятий, предназначен для детей старшего дошкольного возраста.

Численность детей, посещающих занятия, составляет 4-6 человек.

Групповые занятия можно проводить как в первой, так и во второй половине дня. Продолжительность занятия составляет – 25-30 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Каждое из коррекционных занятий включает в себя игры, направленные на развитие внимания, контроля над импульсивностью и управление двигательной активностью, а также психогимнастические и телесно-ориентированные упражнения.

В программу включены следующие игры:

  • игры для развития здорового эмоционального возбуждения;
  • игры, нейтрализующие страхи, тревогу;
  • обучение приемам саморасслабления, то есть релаксация.

За основу программы взята программа И.Л. Арцишевской.

Цель адаптирования программы: помощь детям старшего дошкольного возраста справиться со страхами, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками, развитие творческого потенциала.

В связи с этим, адаптированная часть программы включает следующие задачи:

  1. Воспитание уверенности в себе;
  2. Снижение эмоционального напряжения;
  3. Помощь в снятии страхов;
  4. Помощь в преодолении негативных переживаний.

Методы и приемы: 

  1. Упражнения (творческого и подражательно-исполнительского характера).
  2. Игры с правилами: словесные, подвижные, музыкальные.
  3. Импровизации.
  4. Аутотренинг (с использованием стихов, записи звуков природы, релаксационной музыки).

Материалы и оборудование: 

  1. Магнитофон;
  2. Кассеты с записью спокойной музыки;
  3. Одеяло.
  4. Ткань, размером с одеяло (желательно зеленого цвета).
  5. Ковер.
  6. Газеты.
  7. Мелкие предметы.

Предмет психокоррекции - снятие эмоционального напряжения, работа со страхами, позитивное отношение к окружающим.

Объект психокоррекции: дети старшего дошкольного возраста с проблемами неустойчивости внимания, проблемами общения и с эмоциональными проблемами.

Прогноз: в итоге психокоррекционной работы у детей формируются определенные модели поведения в семье, в группе, уменьшаются страхи, развивается позитивное мышление. Дети начинают общаться со сверстниками, становятся более внимательными.

С детьми, проблемы которых после проведения программы исчезли не полностью, проводятся индивидуальные дополнительные занятия.

Результативность, эффективность программы можно выявить путем обследования, проводимого 2 раза в год: до начала коррекционных занятий и после их прохождения.

Тематическое планирование

Месяц

Занятие

Программное содержание

Используемые игры

и упражнения

Октябрь

1

Налаживание отношений психолога с группой и детей между собой;

развитие произвольности и самоконтроля;

развитие внимания и воображения;

развитие согласованности движений;

снятие психоэмоционального напряжения;

развитие эмоционально-выразительных движений

Упражнения из «Йоговской гимнастики для малышей»

Упражнение «Прогулка в лес»

Упражнение « Камень и путник»

Игра «Будь внимателен!»

Упражнение «Передай движение»

Заключительный этап

2

Развитие произвольности и самоконтроля;

развитие внимания, наблюдательности и воображения;

развитие эмоционально-выразительных движений;

развитие и совершенствование коммуникативных навыков

Упражнения из «Йоговской гимнастики для малышей»

Игра «Изобрази явление»

Игра «Самолеты»

Упражнение «Надоедливая муха»

Упражнение «Раз, два, три - говори!»

Упражнение «Одно большое животное»

Заключительный этап

3

Развитие произвольности и самоконтроля;

развитие внимания и воображения;

развитие координации движений;

снятие психоэмоционального напряжения;

развитие эмоционально-выразительных движений;

развитие и совершенствование коммуникативных навыков

Упражнения из «Йоговской гимнастики для малышей»

Игра «Запретное движение»

Игра «Зоопарк»

Упражнение «Я кубик несу и не уроню»

Упражнение «Шалтай-болтай»

Заключительный этап

4

Развитие произвольности и самоконтроля;

развитие внимания и воображения;

развитие координации движений;

снятие психоэмоционального напряжения;

развитие эмоционально-выразительных движений;

удовлетворение потребности в признании;

развитие групповой сплоченности и доверия детей друг к другу

Упражнения из «Йоговской гимнастики для малышей»

Упражнение «Расскажем и покажем»

Игра «Передай мяч»

Упражнение «Насос и мяч»

Игра «Паровозик с именем»

Упражнение «Клоуны»

Заключительный этап

Ноябрь

5

Развитие произвольности и самоконтроля;

развитие внимания и памяти;

развитие мышления и воображения;

развитие эмоционально-выразительных движений;

снятие психоэмоционального напряжения;

развитие и совершенствование коммуникативных навыков

Упражнения из «Йоговской гимнастики для малышей»

Игра «Космическое путешествие»

Упражнение «Интервью»

Упражнение «Росток»

Упражнение «Пловцы»

Рисование на заданную тему

Заключительный этап

6

Развитие произвольности и самоконтроля;

развитие внимания, наблюдательности и памяти;

снятие психоэмоционального напряжения;

развитие и совершенствование коммуникативных навыков

Упражнения из «Йоговской гимнастики для малышей»

Подвижная игра «Светофор»

Игра «Внимательные глазки»

Упражнение «Расскажем и покажем»

Упражнение «Кто за кем стоит?»

упражнение «Штанга»

Заключительный этап

7

Развитие внимания и произвольного поведения;

профилактика страхов;

развитие ориентировки в пространстве и тактильных ощущений;

развитие речи и воображения;

развитие эмоционально-выразительных движений;

снятие эмоционального напряжения;

развитие и совершенствование коммуникативных навыков

Упражнения из «Йоговской гимнастики для малышей»

Игра «Жмурки»

Упражнение «Потягушечки»

Упражнение «Лимон»

Упражнение «Волшебный мешочек»

Упражнение «Опиши игрушку»

Заключительный этап

8

Развитие произвольности и самоконтроля;

развитие внимания и наблюдательности;

развитие доверия к другому;

развитие ориентировки в пространстве;

развитие эмоционально-выразительных движений;

снятие психоэмоционального напряжения;

развитие и совершенствование коммуникативных навыков

Упражнения из «Йоговской гимнастики для малышей»

Упражнение «Слепой и поводырь»

Игра «Летает — не летает»

Игра «Что изменилось?»

Упражнение «Снеговик»

Заключительный этап

Декабрь

9

Развитие произвольности и самоконтроля;

развитие внимания и координации движений;      

снятие психоэмоционального напряжения;

развитие эмоционально-выразительных движений;

развитие и совершенствование коммуникативных навыков

Упражнения из «Йоговской гимнастики для малышей»

Игра «Кричалки - шепталки - молчалки»

Упражнение «Солнечный лучик»

Игра «Кто первый прыгнет в круг»

Игра «Не спеши»

Упражнение «Клоуны»

Заключительный этап

10

Развитие произвольности и самоконтроля;

развитие внимания и воображения;

развитие эмоционально-выразительных движений;

снятие психоэмоционального напряжения;

удовлетворение потребности в признании;

развитие и совершенствование коммуникативных навыков

Упражнения из «Йоговской гимнастики для малышей»

Упражнение «Давайте поздороваемся»

Игра «Море волнуется»

Упражнение «Пластилиновая кукла»

Подвижная игра «Иголка и нитка»

Упражнение «Шалтай-болтай»

Заключительный этап

11

Развитие внимания и самоконтроля;

развитие памяти и воображения;

развитие эмоционально-выразительных движений;

развитие и совершенствование коммуникативных навыков;

снятие психоэмоционального напряжения

Игра «Расставить посты!»

Игра «Что измениловь?»

Упражнение «Снежинка»

Игра «Зимние забавы»

Совместное рисование снеговика

Упражнение «Снеговик»

Упражнение «Лыжники»

12

Развитие произвольности и самоконтроля;

развитие внимания и чувства юмора;

развитие эмоционально-выразительных движений;

снятие эмоционального напряжения;

развитие и совершенствование коммуникативных навыков;

удовлетворение потребности в признании

Упражнение «Танец снежинок»

Игра «Ручеек»

Упражнение «Одно большое животное»

«Упражнение «Ищем ошибки»

Игра «Кричалки-шепталки-молчалки»

Игра «Испорченный телефон»

Игра «Паровозик с именем»

Январь

13

Развитие произвольности и самоконтроля;

развитие слухового внимания;

развитие эмоционально-выразительных движений;

снятие эмоционального напряжения;

развитие и совершенствование коммуникативных навыков;

развитие тактильного восприятия

Упражнение «Расскажем и покажем»

Игра «Слушай и отвечай»

Игра «Броуновское движение»

Игра «Съедобное-несъедобное»

Упражнение «Сидели два медведя»

14

Развитие произвольности и самоконтроля;

развитие речи, внимания и воображения;

развитие координации движений;

снятие эмоционального напряжения;

развитие и совершенствование коммуникативных навыков;

развитие тактильного восприятия

Упражнение «Я кубик несу и не уроню»

Игра «Цирковые артисты»

Упражнение «Клоуны»

Игра «Да и нет не говори»

Упражнение «Расскажем и покажем»

Февраль

15

Развитие произвольности и самоконтроля;

развитие речи, внимания и мышления;

профилактика агрессии;

развитие координации движений;

снятие эмоционального напряжения;

развитие и совершенствование коммуникативных навыков

Упражнение «Черепашки»

Игра «Слушай команду»

Упражнение «Прошепчи ответ»

Игра «Жужа»

Рисование на заданную тему

16

Развитие произвольности и самоконтроля;

развитие внимания и воображения;

развитие эмоционально-выразительных движений;

снятие эмоционального напряжения;

развитие и совершенствование коммуникативных навыков

Игра «Флажок»

Упражнение «Комплименты»

Игра «Сова»

Упражнение «Эмоции»

Упражнение «Кораблик»



Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

к программе «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации

к дошкольному учреждению» Роньжиной А.С.

Пояснительная записка

Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности и легли в основу построения цикла занятий.

Цель занятий - помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Этим определяются основные задачи занятий:

- преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

- обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период;

- формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

             Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей:

- снятие эмоционального и мышечного напряжения;

- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

- развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

- развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;

- развитие игровых навыков, произвольного поведения.

         Базовыми средствами работы служат разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, марши, песенки, потешки, стишки, «ладушки» и «догонялки». Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.

      Как правило, занятие начинается с упражнений, требующих согласованности действий всей группы: дети дружно шагают, бегают, хлопают ладошками по мячу, выполняют другие задания в соответствии с ритмом и словами стихотворения. Эти упражнения создают положительный эмоциональный фон, повышают речевую и двигательную активность детей, помогают настроиться на совместную групповую работу.                                                                                     

       В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками.

      Заканчивается занятие спокойными, малоподвижными играми и упражнениями.

      В ходе практической работы было замечено, что от быстрой смены сюжетов, ролей, образов малыши переутомляются и теряют интерес к занятию. Поэтому все игры и упражнения, входящие в одно занятие, объединены сказочно-игровым сюжетом.

            Курс, состоящий из 15 занятий, предназначен для детей 2-4 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю, время  - 8-15 минут. Занятия можно проводить как в первую половину дня, так и  во вторую.  Количество детей в группе – 6-9.

Тематическое планирование

Месяц

Тема занятия

Программное содержание

Используемые игры

 и упражнения

Сентябрь

«В гостях у Карлсона»

Создание положительного эмоционального настроя в группе;

развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры, с ритмом песни;

закрепление знаний детей о принадлежности к полу (девочка – мальчик);

закрепление пространственных представлений;

развитие общей и мелкой моторики;

развитие речи, восприятия и воображения.

Приветствие

«Танец утят»

Игра «Карусели»

Раскрашивание клоуна

Заключительный этап

«Листопад»

Создание атмосферы эмоциональной безопасности;

снятие эмоционального и мышечного напряжения;

снижение импульсивности, повышенной двигательной активности;

развитие умения двигаться в одном ритме с другими детьми, подстраиваться под их темп;

развитие слухового внимания, произвольности, быстроты реакции;

восприятия, речи, воображения, творческих способностей

Приветствие

Упражнение «Прогулка в осенний лес»

Игра «Дождик и солнышко»

Танец «Листопад»

Раскрашивание листочков

Заключительный этап

«Мыльные пузыри»

Снятие эмоционального напряжения;

сплочение группы;

развитие внимания, речи, воображения;

развитие крупной и мелкой моторики

Приветствие

Разгадывание загадки

Упражнение «Шарик»

Игра «Раздувайся, пузырь»

Заключительный этап

Октябрь

«Мячик»

Снятие эмоционального и мышечного напряжения;

развитие коммуникативных навыков (учить устанавливать контакт друг с другом, действовать согласованно);

развитие пространственных представлений;

развитие крупной и мелкой моторики;

развитие зрительного восприятия, внимания, речи

Приветствие

Чтение и инсценировка стихотворения «Мой веселый звонкий мяч»

Игра «Мячики»

Раскрашивание мячиков

Заключительный этап

«Мишка»

Снятие эмоционального и мышечного напряжения;

сплочение группы, развитие эмпатии;

развитие крупной и мелкой моторики;

развитие координации движений;

развитие слухового внимания, зрительного; восприятия, речи, воображения

Приветствие

Чтение стихотворения

А. Барто «Мишка»

Игра «У медведя во бору»

Игра «Маланья»

Раскрашивание портрета медвежонка

Заключительный этап

«Кораблик»

Снятие эмоционального и мышечного напряжения;

развитие артикуляционного аппарата;

развитие сенсорно-перцептивной сферы;

развитие координации движений;

развитие познавательной активности;

развитие умения действовать по команде

Приветствие

Чтение стихотворения А. Барто «Кораблик»

Упражнение «Пароход»

Игра «Морские волны»

Игра «Кораблики плывут»

Заключительный этап

«Котята»

Снятие эмоционального и мышечного напряжения;

развитие сенсорно-перцептивной сферы;

развитие координации движений;

развитие познавательной активности;

развитие крупной и мелкой моторики

Приветствие

Разгадывание загадки

Игра «Котята»

Раскрашивание портрета котенка

Заключительный этап

Ноябрь

«Заинька»

Снятие эмоционального напряжения;

развитие сенсорно-перцептивной сферы;

развитие крупной и мелкой моторики;

развитие координации движений;

развитие познавательной активности

Приветствие

Хоровод с заинькой

Игра «Мазай»

Игра «Цапки»

Раскрашивание морковки

Заключительный этап

«Непослушные мышата»

Преодоление упрямства, негативизма в период кризиса трех лет;

формирование положительной самооценки;

развитие умения подчиняться правилам игры, действовать в соответствии с ролью, преодолевать двигательный автоматизм;

развитие слухового внимания, быстроты реакции;

развитие общей и мелкой моторики;

развитие чувства юмора, речи и воображения

Приветствие

Игра «Непослушные мышата»

Игра «Скачут мышки-шалунишки»

Игра «Мышки и часы»

Пальчиковая гимнастика «Мыши»

Заключительный этап

«Божья коровка»

Создание положительного эмоционального настроя в группе;

развитие умения действовать в соответствии с правилами игры;

развитие общей и мелкой моторики, координации движений;

развитие зрительного восприятия (цвета, формы, размера  предметов);

развитие внимания, речи и воображения

Приветствие

Разучивание потешки

Игра «Божьи коровки и ветер»

Рисование пальчиками

Заключительный этап

«Веселый петрушка»

Развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры, с ритмом стиха;

закрепление знаний детей о принадлежности к полу (девочка-мальчик);

закрепление пространственных представлений («верх», «низ»);

развитие общей и мелкой моторики;

развитие восприятия, речи и воображения

Приветствие

Разучивание песни про паровоз

Игра с ручками и ножками

Игра «Карусели»

Заключительный этап

Декабрь

«Музыканты»

Создание положительного эмоционального настроя в группе;

развитие умения согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмом музыки и текста;

развитие образности слухового восприятия;

развитие слуховой и зрительной памяти;

развитие общей и мелкой моторики;

развитие внимания, речи и воображения

Приветствие

Игры на музыкальных инструментах

Игра «Антошка»

Пальчиковая гимнастика

Заключительный этап

 «Колобок»

Сплочение группы, развитие эмпатии, обучение детей навыкам сотрудничества;

снятие страхов перед сказочными героями;

развитие общей и мелкой моторики, координации движений;

развитие восприятия (вкусового, тактильного, зрительного, обонятельного);

развитие пространственных представлений;

развитие внимания, речи и воображения

Приветствие

Рассказывание и инсценировка (с помощью игрушек) сказки «Приключения Колобка»

Хоровод «Колобок»

Заключительный этап

«Новый год»

Создание положительного эмоционального настроя в группе;

развитие умения согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмом музыки и текста;

отработка быстроты реакции;

развитие общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле;

развитие тактильного восприятия, внимания, речи и воображения

Приветствие

Танец вокруг елочки

Пальчиковая гимнастика

Рисование

Игра «Отгадай, что в мешочке?»

Заключительный этап

Январь

«Апельсин»

Создание положительного эмоционального настроя в группе;

развитие умения действовать в соответствии с правилами игры;

развитие крупной и мелкой моторики;

развитие зрительного восприятия (цвет, форма, размеры предметов);

развитие внимания, речи, воображения;

развитие сенсорно-перцептивной сферы;

развитие умения к обобщению

Приветствие

Игра «Апельсины»

Пальчиковая игра «Апельсин»

Раскрашивание апельсинов

Заключительный этап

 «Репка»

Развитие внимания, речи, памяти, воображения;

снятие эмоционального напряжения;

развитие артистизма;

развитие крупной моторики;

развитие умения слушать партнера;

развитие умения использовать предметы-заместители;

развитие произвольного поведения

Приветствие

Разыгрывание сказки «Репка»

Заключительный этап



Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

     к программе «Приключения будущих первоклассников»

Куражевой Н. Ю., Козловой И. А.

Пояснительная записка

Содержание программы основывается на идеях развивающего обучения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, с учетом возрастных особенностей и зон ближайшего развития (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин).

Задачи программы:

1. Способствовать формированию учебно-познавательного мотива.

2. Способствовать развитию мышления.

3. Формировать произвольность всех психических процессов.

4. Способствовать удержанию внутренней позиции ученика.

5. Способствовать формированию коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстником.

6. Способствовать формированию самосознания и адекватной самооценки.

7. Способствовать формированию внутреннего плана действий через интериоризацию структуры деятельности.

8. Продолжать формировать этические представления.

Построение программы и проведение занятий основывается на следующих принципах:

-  системность подачи материала;

-  наглядность обучения;

-  доступность;

-  развивающий и воспитательный характер учебного материала;

-  комплексность построения занятий;

-  активность участников;

-  наличие обратной связи на занятиях;

-  коммуникативная эффективность;

-  обогащение жизненного опыта детей;

-  доверие и анонимность;

-  социально-личностное развитие.

В программе учтены возрастные особенности психики детей дошкольного возраста: образное мышление, преобладание эмоционального компонента в опыте, ведущий вид деятельности (сюжетно-ролевая игра).

В предложенной программе особое внимание уделено подбору литературных произведений сказочного содержания, предъявляемых в качестве стимульного материала. Специально подобранный стимульный материал на основе сказок является эффективным инструментом воздействия, способствующим формированию коммуникативных умений, необходимых для успешного протекания процесса общения; развитию личностно-волевой сферы.

Возраст воспитанников – 6-7 лет.

Продолжительность однократного занятия составляет 25-30 минут. Занятие проводится 1 раз в неделю.

Общая продолжительность программы - 30 часов.

Программа построена таким образом, что содержание материала можно использовать в индивидуальных и групповых занятиях с детьми. Программа носит развивающий (оптимизация условий и стимулирование развития социальной уверенности ребенка) и профилактический характер (предупреждение социально неуверенного поведения и связанных с ним психоэмоциональных проблем).

Программа реализуется посредством проигрывания сказок, создания комфортного психологического климата и благоприятной предметно-пространственной среды.

Каждое занятие посвящено одной теме. Тридцать «лесных» сказок раскрывают пять основных тем для старших дошкольников:

  1. адаптация к школе,
  2. отношение к вещам,
  3. отношение к урокам,
  4. отношение к здоровью,
  5. школьные конфликты.

Сказки для школьной адаптации

Поступление в школу — это новый этап в жизни ребенка. Многие дети с трепетом и волнением переступают порог школы. Это торжественное событие иногда омрачается тревогой, страхом неизвестности. Чтобы избежать негативных эмоций у будущих первоклассников, помочь им в адаптации к школе, предлагаем следующие сказки:

1.    Создание « Лесной школы ».

2.    Букет для учителя.

3.    Смешные страхи.

4.    Игры в школе.

5.    Школьные правила.

Сказки об отношении учеников к атрибутам школьной образовательной среды

Для некоторых детей школьные атрибуты являются дополнительным мотивирующим фактором. Предлагаемые сказки оказывают организующее влияние на учебную деятельность, учат детей правильно обращаться со школьными принадлежностями, адекватно относиться к ним, развивают аккуратность и самостоятельность:

1.  Собирание портфеля.

2.  Белочкин сон.

3.   Госпожа Аккуратность.

4.   Жадность.

5.   Волшебное яблоко (воровство).

6.   Подарки в день рождения.

Сказки об отношении учеников к урокам, к знаниям

Адекватное отношение к результатам своей деятельности позволяет детям понять логику процесса обучения, прямую зависимость оценки от затраченного труда или усвоения материала. Этому могут способствовать следующие сказки:

1.   Домашнее задание.

2.    Школьные оценки.

3.   Ленивец.                                                         ,

4.    Списывание.

5.   Подсказка.

Сказки о здоровье, в том числе психическом

Проблемы усталости, раздражительности, вызванные нагрузкой на руку, ограничением пребывания ребенка на воздухе, чрезмерным увлечением телевизионными передачами или игрой в компьютер, находят разрешение в следующих сказках:

1.   Обманный отдых.

2.   Бабушкин помощник.

3.   Прививка.

4.   Больной друг.

Сказки о школьных конфликтах

Эти сказки направлены на коррекцию агрессивного поведения. Предлагаемые сказки позволяют возникнуть эмоциональному резонансу, способствующему разрядке (отреагированию) негативных эмоций и выработке эффективных стратегий поведения в тех или иных школьных ситуациях:

1.   Ябеда.

2.   Шапка-невидимка (демонстративное поведение).

3.    Задача для Лисенка (ложь).

4.   Спорщик.

5.   Обида.

6.    Хвосты (межгрупповые конфликты).

7.   Драки.

8.   Грубые слова.

9.   Дружная страна (межполовые конфликты). Заключительная сказка: Гордость школы.

Тематическое планирование

Месяц

Основная тема

Тема занятия

Используемые игры и упражнения

Октябрь

Сказки для школьной адаптации

Создание «Лесной школы»

Приветствие. Игра «Давайте познакомимся»

Игра «Поезд»

Сказка «Создание "Лесной школы"»

Игра «Ветер дует на...»

Упражнение «Раскрась ежика»

Упражнение «Найди всех зверей»

Игра «Доброе животное»

Букет для учителя

Приветствие. Игра «Делай, как я»

Сказка «Букет для учителя»

Упражнение «Букет»

Упражнение «Профессии»

Игра «Составь картинку»

Игра «Подари мне свою улыбку»

Упражнение «Словарик эмоций»

Упражнение «Букет для учителя»

Смешные страхи

Приветствие. Игра «все, кого зовут...»

Сказка «Смешные страхи»

Упражнение «Помоги зайчикам встретиться»

Игра «Составь картинку»

Упражнение «Словарик» эмоций»

Игра «На что похоже настроение?»

Игра «Бывает, не бывает»

Игры в школе

Приветствие. Игра «Незнайка»

Сказка «Игры в школе»  

Упражнение «Рассказ о своей группе»

Упражнение «Раскрась всех рыб»

Упражнение «Животные и созвездия»

Упражнение «Лабиринт»

Упражнение «Времена года»                    

Ноябрь

Школьные правила

Приветствие. Игра «Пропой свое имя»

Сказка «Школьные правила»

Упражнение «Правила на занятиях»

Упражнение «Что такое хорошо и что такое плохо»

Сказки об отношении учеников к атрибутам школьной образовательной среды

Собирание портфеля

Приветствие. Игра «Ветерок»

Сказка «Собирание портфеля»

Игра «Доскажи словечко»

Игра «Школьные принадлежности»

Упражнение «Школьные предметы»

Упражнение «Раскрась филина»

Белочкин сон

Приветствие. Упражнение «Я рад вас видеть!»

Сказка «Белочкин сон»

Игра «Что спрятано в Белочкином рюкзаке?»

Игра «Составь картинку»

Упражнение «Лабиринт»

Упражнение «Закономерность»

Игра «воздушный шар»

Госпожа Аккуратность

Приветствие. Упражнение «Перышко!»

Сказка «Госпожа Аккуратность»

Упражнение «Ежик и предметы»

Упражнение «Цветочки для зайки»

Игра «Кричалки – шепталки - молчалки»

Декабрь

Жадность

Приветствие. Упражнение «Я рад вас видеть!»

Сказка «Жадность»

Упражнение «Мостик дружбы»

Упражнение «Цепочка»

Упражнение «Зайцы в лабиринте»

Игра «Угадай, кто мой друг»

Волшебное яблоко (воровство)

Приветствие. Игра «Подари мне свою улыбку»

Сказка «Волшебное яблоко (воровство)»

Игра «Составь картинку»

Игра «право-лево»

Упражнение «лисенок и фигуры»

Упражнение «мячики»

Игра «Передай мяч»

Подарки в день рождения

Приветствие. Упражнение «Я рад вас видеть!»

Сказка «Подарки в день рождения»

Упражнение «Раскрась всех птиц»

Упражнение «Какой игрушки не хватает?»

Игра «Запоминай-ка»

Упражнение «Рыбка»

Игра «Подарки»

Сказки об отношении учеников к урокам, к знаниям

Домашнее задание

Приветствие. Упражнение «Колокольчик»

Сказка «Домашнее задание»                  

Игра «Картинки-загадки»

Упражнение «Коврики»

Упражнение «Лисенок и листочки»

Упражнение «Четвертый лишний»

Игра «Доброе животное»

Январь

Школьные оценки

Приветствие. Игра «Мячик»

Сказка «Школьные оценки»

Игра «Парные картинки»

Упражнение «Продолжи в определенной последовательности»

Упражнение «Найди каждой пчелке свой цветочек»

Ленивец

Приветствие. Игра «ладошки»

Сказка «Ленивец»

Упражнение «Медвежата»

Упражнение «Мишкин квадрат»

Упражнение «Прятки с картинками»

Игра «Право-лево»

Игра «Кричалки-шепталки-молчалки»

Февраль

Списывание

Приветствие. Игра «Колокольчик»

Сказка «Списывание»

Игра «Определения»

Упражнение «Продолжи ряд»

Упражнение «Найди силуэт бабочки»

Упражнение «Еж и фрагменты»

Подсказка

Приветствие. Упражнение «Я рад вас видеть!»

Сказка «Подсказка»

Игра «Противоположность»

Упражнение «Белочка и квадрат»

Упражнение «Угощенья»

Упражнение «Диктант»

Сказки о здоровье, в том числе психическом

Обманный отдых

Приветствие. Игра «Поймай взгляд»

Сказка «Обманный отдых»

Упражнение «Распорядок дня»

Упражнение «Диктант»

Игра «Найди отличия»

Игра «волшебный лес»

Бабушкин помощник

Приветствие

Сказка «Бабушкин помощник»

Игра «Зеваки»

Упражнение «Лабиринт»

Март

Прививка

Приветствие. Упражнение «Я рад вас видеть!»

Сказка «Прививка»

Игра «Составь картинку»

Игра «Замри»

Упражнение «Говорящие рисунки»

Больной друг

Приветствие. Упражнение «Я рад вас видеть!»

Сказка «Больной друг»

Упражнение «Снеговик»

Упражнение «Найди белку»

Упражнение «Помоги зайчику»

Упражнение «Новогодние подарки»

Игра «Подарки»

Сказки о школьных конфликтах

Ябеда

Приветствие. Упражнение «Доброе утро»

Сказка «Ябеда»

Игра «Составь картинку»

Упражнение «Что лишнее в ряду?»

Упражнение «Сосчитай всех животных»

Упражнение «Сделай всех рыбок одинаковыми»

Упражнение «Найди картинки»

Упражнение «Комплименты»

Шапка-невидимка (демонстративное поведение)

Приветствие. Игра «ладошки»

Сказка «Шапка-невидимка»

Игра «Составь картинку»

Игра со шляпой

Упражнение «Сделай все мячики одинаковыми»

Упражнение «цветочные закономерности»

Упражнение «ягоды»

Упражнение «Осенние листья»

Апрель

Задача для Лисенка (ложь)

Приветствие. Игра «здравствуйте»

Сказка «Задача для Лисенка (ложь)»

Упражнение «Лисенок и закономерность»

Упражнение «Продолжи ряд»

Упражнение «Выполни по образцу»

Игра «запрещенное движение»

Спорщик

Приветствие. Упражнение «Наши помощники»

Сказка «Спорщик»

Упражнение «Ежик и закономерность»

Упражнение «Парные фигуры»

Упражнение «Футбол»

Игра «Ton-хлоп»

Обида

Приветствие. Упражнение «Я рад вас видеть!»

Сказка «Обида»

Упражнение «Настроение»

Игра «На что похоже настроение?»

Упражнение «Лишнее животное»

Упражнение «Дорисуй-ка»

Игра «Слушай хлопки»

Хвосты (межгрупповые конфликты)

Приветствие. Упражнение «Наши помощники»

Сказка «Хвосты»

Рисование «О мальчиках и девочках»

Упражнение «Что неверно?»

Упражнение «Звери в домиках»

Игра «Доброе животное»

Май

Драки

Приветствие. Упражнение «Я рад вас видеть!»

Сказка «Драки»

Упражнение «Дотронься до...»

Упражнение «Продолжи ряд»

Упражнение «Найди такой же...»

Упражнение «Кораблики»

Упражнение «Подбери инструмент»

Игра «Воздушный шар»

Грубые слова

Приветствие. Упражнение «Я рад вас видеть»

Сказка «Грубые слова»

Упражнение «Найди все овощи для зайчика»

Упражнение «Ругаемся овощами»

Упражнение «мимика и жесты»

Упражнение «лесная почта»

Упражнение «Бабочки»

Упражнение «Сделай всех бабочек одинаковыми»

Дружная страна (межполовые конфликты)

Приветствие. Упражнение «Давайте поздороваемся»

Сказка «Дружная страна»

Упражнение «Ковер»

Подвижная игра «Вспомни имена своих друзей»

Упражнение «Найди лишнее»

Игра «Дружный паровозик»

В гостях у сказки

Приветствие. Упражнение «Давайте поздороваемся»

Сказка «Гордость школы»

Игра «найди отличия»

Упражнение «Дорисуй-ка»

Упражнение «Фрагменты»

Беседа «наши отношения»   Упражнение «Дуэт»



Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

к программе эмоционального развития детей

«Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» Крюковой С.В, Слободяник Н.П.

Пояснительная записка

 

Не каждый взрослый человек способен разобраться во всей гамме своих переживаний, а для ребенка эта задача является еще более трудной. Дети не всегда правильно понимают даже простые эмоции, тем более трудно им осознать те разнообразные переживания, которые возникают по мере расширения их связей с окружающим миром.

С.Л. Рубинштейн выделял три вида эмоциональных переживаний. Первый - уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности, когда чувство выражает состояние организма, находящегося в определенных реальных отношениях с окружающей действительностью. Более высокий уровень эмоциональных проявлений составляют предметные чувства, соответствующие предметному восприятию и предметному действию. На этом уровне чувство является не чем иным, как выражением в осознанном переживании отношения человека к миру. Ценность, качественный уровень этих чувств зависят от их содержания, от того, какое отношение и к какому объекту они выражают. Наконец, над предметными чувствами поднимаются более обобщенные чувства, как-то: чувство юмора, иронии, чувство возвышенного, трагического и т.д.

Данная программа направлена на работу с "предметными чувствами".

Основная ее цель - ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование. Накапливая определенные моменты проживания и фиксации на каком-либо чувстве, ребенок сможет создать свой собственный "эмоциональный фонд", с помощью которого он сможет ориентироваться в собственных чувствах и в чувствах людей, которые его окружают.

Человек судит об эмоциональном состоянии другого по особым выразительным движениям, мимике, изменению голоса. Поза, жест, особенности движений во многом дополняют мимику и играют важную роль в передаче эмоционального состояния. По выражению Ж. Лабрюйера, "в тоне голоса, в глазах и в выражении лица говорящего имеется не меньше красноречия, чем в самих словах".

Поэтому задачи программы - научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.

Кроме того, в ходе работы дети опосредованно знакомятся с навыками релаксации и саморегуляции, что создает условия для формирования у них способности управлять своим эмоциональным состоянием. Обсуждение и "проживание" ситуаций, вызывающих разнообразные чувства, повышают эмоциональную устойчивость ребенка, что помогает ему легче переносить аналогичные, но более мощные воздействия.

Поскольку эмоции заразительны, коллективное сопереживание усиливает их и позволяет получить более яркий опыт проживания эмоциональных ситуаций.

Программа рассчитана на детей 5-7 лет и включает в себя 17 занятий.

Занятия проводятся один раз в неделю в форме мини-тренингов продолжительностью 20-25 минут. Оптимальное количество детей в группе - 6-8 человек.

Работу по программе рекомендуется начинать в ноябре, после завершения периода адаптации детей в группе.

Тематическое планирование

Месяц

Тема занятия

Программное содержание

Используемые игры и упражнения

Ноябрь

«Робость»

Повышение у детей уверенности в себе;

сплочение группы;

знакомство с чувством робости

Приветствие

Знакомство с эмоцией «робость» (история, пиктограмма)

Игра «Я - лев»

Заключительный этап

«Радость»

Первичное знакомство с чувством радости;

развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние;

развитие способности  понимать эмоциональное состояние другого человека

Приветствие

Знакомство с эмоцией «радость» (пиктограмма, разыгрывание сценки)

Упражнение «Солнечный зайчик»

Этюд «Встреча с другом»

Рисование картины на тему «Радость»

Игра «Доброе животное»

Заключительный этап

«Радость»

Продолжение знакомства с чувством радости

Приветствие

Упражнение «Солнечный зайчик»

Мимическая гимнастика

Этюды «Хорошее настроение», «Умка»

Упражнение «Закончите предложение»

Заключительный этап

«Радость»

Продолжение знакомства с чувством радости;

развитие способности понимать и выражать эмоциональное состояние другого

Приветствие

«Игра с платком»

Упражнение «Азбука настроений»

Игра «Доброе животное»

Заключительный этап

Декабрь

«Радость»

Закрепление и обобщение знаний о чувстве радости

Приветствие

Ромашка "Я радуюсь, когда..."

Игра «Изобрази...»

Заключительный этап

«Страх»

Знакомство с чувством страха;

изучение выражения эмоциональных состояний в мимике

Приветствие

Знакомство с эмоцией «страх»

(пиктограмма)

Упражнение «Солнечный зайчик»

Этюды «История про девочку Галю», «Как котенок потерялся»

Игра «Доброе животное»

Заключительный этап

«Страх»

Продолжение знакомства с чувством страха;

поиск путей преодоления страха;

развитие эмпатии, умения сопереживать другим

Приветствие

Игра «Азбука настроений»

Этюд «Ваза»

Заключительный этап

«Страх»

Учить детей узнавать чувство страха по его проявлениям;

развивать умение справляться с чувством страха;

учить детей выражать чувство страха в рисунке

Приветствие

Игра «Паровозик»

Рисование иллюстраций «Страхи»

История про страх

Заключительный этап

Январь

«Страх»

продолжение знакомства с чувством страха

Приветствие

Рассказ и разыгрывание с помощью мягких игрушек истории про страх

Заключительный этап

«Удивление»

Знакомство с чувством удивления;

закрепление мимических навыков

Приветствие

Знакомство с эмоцией «удивление»

(пиктограмма)

Прослушивание и разыгрывание истории «Живая шляпа»

Рисование человечков с эмоцией удивления

Заключительный этап

«Самодовольство»

Знакомство с чувством самодовольства

Приветствие

Знакомство с эмоцией «самодовольство»

(пиктограмма)

Прослушивание и разыгрывание сказки «Мышка-хвастунья»

Заключительный этап

Февраль

«Закрепление знаний о чувствах»

Закрепление умения различать чувства

Приветствие

Игра «Паровозик с именем»

Игра «Азбука эмоций» (изображение персонажа по выбору и его эмоции)

Чтение  потешки с разными чувствами: радости, страха, удивления и хвастовства

Заключительный этап

«Злость»

Знакомство с чувством злости;

тренировка умения различать эмоции

Приветствие

Знакомство с эмоцией «злость»

(пиктограмма)

Прослушивание и разыгрывание истории «Сердитый дедушка»

Игра «Доброе животное»

Заключительный этап

«Стыд, вина»

Знакомство с чувством вины

Приветствие

Знакомство с эмоцией «вина»

(пиктограмма)

Прослушивание и разыгрывание истории Л.Н. Толстого «Косточка»

Игра «Подарки»

Заключительный этап

«Отвращение, брезгливость»

Знакомство с чувством отвращения

Приветствие

Знакомство с эмоцией «отвращение»

(пиктограмма)

Прослушивание истории «Соленый чай»

Разыгрывание сценки «Брезгливость»

Заключительный этап

Март

«Взлохмаченные человечки»

Закрепление полученных знаний, развитие умения передавать эмоции художественными средствами

Создание портретов детей с разными эмоциями

«Русские горки»

Закрепление полученных знаний, развитие умения передавать эмоции художественными средствами

Рисование сюжетной картины «Русские горки»