4. Комплекс диагностических средств для проведения педагогического мониторинга
Описание комплекса диагностических средств для проведения педагогического мониторинга (по программе "Детство")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika.docx | 19.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс диагностических средств
для проведения педагогического мониторинга.
В соответствии с пунктом 3.2.3. ФГОС ДО, а также комментарием Минобрнауки РФ к ФГОС ДО в рамках реализации образовательной программы педагоги учреждения обязаны анализировать индивидуальное развитие воспитанников в форме педагогической диагностики для:
- Индивидуализации образования, которая предполагает поддержку ребенка, построении его индивидуальной траектории, а также включающая при необходимости коррекцию развития воспитанников в условиях профессиональной компетенции педагогов;
- Оптимизация работы с группой детей.
Педагогическая диагностика проводится воспитателями, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, педагогом дополнительного образования в виде мониторинга, что предполагает непрерывный процесс наблюдения, а также учета критериев и показателей по образовательным областям.
Педагогическая диагностика не предполагает сложного инструментария. Преимущественно используется метод систематического включенного наблюдения. Он является незаменимым при проведении первичной диагностики и дает возможность увидеть общую картину эмоционально-психологического климата в группе, определить уровень общего развития и освоения детьми отдельных видов деятельности, выявить особенности поведения каждого ребенка.
Первичная диагностика проводится в сентябре, в период адаптации к детскому саду. В это время проявляются и проблемы, и позитивные моменты в развитии ребенка, поэтому становится легче понять, какие проявления, качества требуют поддержки, какие образовательные задачи актуальны для каждого ребенка группы. Первичная диагностика проводится преимущественно с использованием метода наблюдения. Наблюдение за поведением детей в разных видах детской деятельности (игра, общение со взрослыми и сверстниками, самообслуживание и элементарный бытовой труд, изобразительная и конструктивная деятельность и т.д.) дает возможность увидеть общую картину эмоционально-психологического климата в группе, определить специфику развития и особенности взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.
Повторная педагогическая диагностика проводится в январе и опирается на дополняющие наблюдение методы: анализ продуктов детской деятельности, беседы с детьми, опросы, анкетирование педагогов и родителей.
Итоговая педагогическая диагностика проводится в мае и заключается не только в обобщении данных, полученных в результате первичной и повторной диагностики, но и в их сравнении, сопоставлении.
По результатам педагогической диагностики проводится проектирование образовательного процесса.
Комплекс диагностических средств, для проведения педагогического мониторинга
ОО | Диагностические методики | Цель | Методика проведения | Составители |
Физическое развитие | 1.Методика изучения особенностей освоения основных движений детьми дошкольного возраста | Выявление основных показателей готовности к усвоению программы и степени ее освоения | Контрольные упражнения, предлагаемые в игровой и соревновательной форме | «Мониторинг в детском саду» Научно- методическое пособие Санкт –Петербург Т.И Бабаева, А.Г. Гоберидзе Н.О. Озерецкий Н.И. Гуревич. ДЕТСТВО – ПРЕСС 2011 стр.53- 60 |
2. Комплексная диагностика культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста | Изучить особенности мотивации здорового образа жизни старшего дошкольника, особенности знаний о безопасности поведения в окружающей среде. | Индивидуальные беседы с ребенком Проблемные диагностические ситуации Наблюдение Диагностические игровые задания Опросник «Ребёнок в безопасном мире» (Безопасность в доме, на улице, в детском саду) | «Мониторинг в детском саду» Научно - методическое пособие Санкт – Петербург Т.И Бабаева, А.Г. Гоберидзе ДЕТСТВО – ПРЕСС 2011 стр. 102 | |
3. Методика изучения состояния функциональных систем организма | Оценить состояние организма, используя функциональные пробы, характеризующие реакцию организма на физические нагрузки | Степ – тест – подъем на ступеньку или гимнастическую скамейку высотой до 35 см. | Критерии составлены с учётом рекомендации Ю.Ф Змановского,1989г. Н.О. Озерецкий Н.И. Гуревич. «Мониторинг в детском саду» Научно - методическое пособие Санкт –Петербург 2011 стр. 63 | |
4. Методика изучения интереса дошкольников к физическим упражнениям | Выявить особенности интереса к физическим упражнениям. | Наблюдения за самостоятельной двигательной деятельностью детей: беседы, занятия. Досуги. | «Мониторинг в детском саду» Научно - методическое пособие Санкт – Петербург Т.И Бабаева, А.Г. Гогоберидзе ДЕТСТВО – ПРЕСС 2011 стр. 76- 77 | |
Социально-коммуникативное развитие | 1.Диагностика изучения игровых интересов и предпочтений старших дошкольников в играх - драматизациях | Изучение игровых интересов и предпочтений старших дошкольников в играх драматизациях | Беседа Диагностические этюды и упражнения на выявления актерских умений старших дошкольников | «Мониторинг в детском саду» Научно- методическое пособие Санкт- Петербург 2011 г. стр.160.О.В. Акулова, О.В.Солнцева, В.А Деркунская |
2. Диагностика субъектных проявлений дошкольников в игровой деятельности ( сюжетно – ролевая и режиссерская игры) | Определение подходов к педагогической диагностике развития ребенка как субъекта игровой деятельности | Индивидуальная беседа Наблюдения за организованным игровым общением детей | Учебно – методическое пособие Санкт – Петербург ДЕТСТВО –ПРЕСС 2013г. О.В.Акулова, О.В.Солнцева стр.136 | |
3. Диагностика взаимоотношений старших дошкольников со сверстниками | Выявить представления старших дошкольников о правилах взаимоотношений со сверстниками и умение дать оценку детских поступков с моральных позиций | Диагностическая ситуация: «Мы вместе» «Настоящая помощь», «Обида» Беседа по картинкам Экспериментальное задание «Кто в домике живёт» | «Мониторинг в детском саду» Научно- методическое пособие Санкт- Петербург 2011 г. стр. 199 Е.О.Смирнова Г.Любина, Л.Микулик | |
4. Диагностика сотрудничества старших дошкольников со сверстниками на занятиях | Выявить представления детей о правилах и способах сотрудничества | Беседа с ребенком, выявляющая его отношение к совместной организованной деятельности со сверстниками Диагностическая ситуация «Строим мост», «Составим картинку» | «Мониторинг в детском саду» Научно- методическое пособие Санкт- Петербург 2011 г. стр.232 Т.И Бабаева, А.Г. Гогоберидзе | |
Речевое развитие | 1. Экспресс – диагностика развития речи | Определение субъектных проявлений ребенка в речевой деятельности старшего дошкольного возраста | Наблюдения Диагностические задания. Оценка детских рисунков | «Мониторинг в детском саду» Научно- методическое пособие Санкт –Петербург ДЕТСТВО – ПРЕСС 2011 стр. 393 -401 |
2. Методика основной диагностики развития речи детей старшего дошкольного возраста | Выявить степень активности и инициативности ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками | Наблюдение за свободным общением детей в разных видах деятельности | «Мониторинг в детском саду» Научно - методическое пособие Санкт – Петербург ДЕТСТВО – ПРЕСС 2011 Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина, З.А. Михайлова стр.371 -392 | |
Художественно-эстетическое развитие | 1.Диагностика развития изобразительной деятельности дошкольников | Выявление особенностей художественно – эстетического развития и развития изобразительной деятельности дошкольников | Диагностические ситуации «Научи рисовать» Диагностическое задание «Кто есть кто», «Царевичи» | «Мониторинг в детском саду» Научно - методическое пособие Санкт – Петербург ДЕТСТВО – ПРЕСС 2011 г. Г.А Урунтаева, Ю.А.Афонькина стр. 505 -518 |
2. Диагностика субъектных проявлений старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности | Изучить особенности интереса и отношения детей старшего дошкольного возраста к музыке и к разным видам музыкальной деятельности | Индивидуальные беседы Наблюдения за детьми в повседневной жизни и в музыкальной деятельности, диагностические игровые ситуации, диагностические игры, анкетирование родителей | «Мониторинг в детском саду» Научно - методическое пособие Санкт – Петербург ДЕТСТВО – ПРЕСС 2011 г. Н.А.Ноткина, Т.И. Бабаева Стр.561 | |
3. Педагогическая диагностика позиций, занимаемых детьми старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности | Изучать своеобразие позиций (слушателя, исполнителя, сочинителя), занимаемых старшими дошкольниками в музыкальной деятельности. | Наблюдение Игровые ситуации Игра на детских музыкальных инструментах | «Мониторинг в детском саду» Научно - методическое пособие Санкт – Петербург ДЕТСТВО – ПРЕСС 2011 г. Н.А. Ноткина, Т.И. Бабаева Стр.583 | |
Познавательное развитие | 1.Изучение эмоционально – субъектных особенностей ребенка | Выявление интересов ребёнка | Беседа Интервью Ситуация выбора предпочитаемой деятельности | «Мониторинг в детском саду» Научно - методическое пособие Санкт – Петербург ДЕТСТВО – ПРЕСС 2011 г. Т.И. Бабаева Н.А. Ноткина стр.311 |
2. Методика оценки уровня развития творческого мышления | Оценка уровня развития творческого мышления | Тест – игра «Составление изображений» «Спрятанная форма» Наблюдение за детьми в процессе выполнения заданий | «Мониторинг в детском саду» Научно - методическое пособие Санкт – Петербург ДЕТСТВО – ПРЕСС 2011стр.316.Е. Торранс, модификация Е.Е.Туник | |
3. Диагностика исследовательской активности старших дошкольников в процессе экспериментирования | Выявить особенности проявления исследовательской активности дошкольников в процессе экспериментирования в специально созданных педагогом проблемных ситуациях и стихийном опыте детей | Систематическое наблюдение за свободной деятельностью детей Беседа Диагностическая ситуация «Путешествие в пустыне» «Перевёртыши» | «Мониторинг в детском саду» Научно - методическое пособие Санкт –Петербург ДЕТСТВО – ПРЕСС 2011стр. 332 Т.И.Бабаева, О.В.Киреева | |
4. Диагностические задания с целью выявления особенностей познавательно – речевых и практических умений детей | Выяснить, умеют ли дети принимать цель деятельности экологического содержания, мотив; выделяют ли предмет труда, его особенности, значимые для предстоящего процесса ухода, способен ли ребенок предвидеть результат | Игровые ситуации Игры задания Беседа по картинкам Диагностическая вербальная ситуация | «Мониторинг в детском саду» Научно - методическое пособие Санкт – Петербург ДЕТСТВО – ПРЕСС 2011стр.357 |