4. Комплекс диагностических средств для проведения педагогического мониторинга

Емелина Людмила Борисовна

Описание комплекса диагностических средств для проведения педагогического мониторинга (по программе "Детство")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika.docx19.81 КБ

Предварительный просмотр:

 Комплекс диагностических средств

для проведения педагогического мониторинга.

В соответствии с пунктом 3.2.3. ФГОС ДО, а также комментарием Минобрнауки РФ к ФГОС ДО в рамках реализации образовательной  программы педагоги учреждения обязаны анализировать  индивидуальное развитие воспитанников в форме педагогической диагностики для:  

  • Индивидуализации образования, которая предполагает поддержку ребенка, построении его индивидуальной траектории, а также включающая при необходимости коррекцию развития воспитанников в условиях профессиональной компетенции педагогов;
  • Оптимизация работы с группой детей.

Педагогическая диагностика проводится воспитателями, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, педагогом дополнительного образования в виде мониторинга, что предполагает непрерывный процесс наблюдения, а также учета критериев и показателей по образовательным областям.

Педагогическая диагностика не предполагает сложного инструментария. Преимущественно используется метод систематического включенного наблюдения. Он является незаменимым при проведении первичной диагностики и дает возможность увидеть общую картину эмоционально-психологического климата в группе, определить уровень общего развития и освоения детьми отдельных видов деятельности, выявить особенности поведения каждого ребенка.

Первичная диагностика проводится в сентябре, в период адаптации к детскому саду. В это время проявляются и проблемы, и позитивные моменты в развитии ребенка, поэтому становится легче понять, какие проявления, качества требуют поддержки, какие образовательные задачи актуальны для каждого ребенка группы. Первичная диагностика проводится преимущественно с использованием метода наблюдения. Наблюдение за поведением детей в разных видах детской деятельности (игра, общение со взрослыми и сверстниками, самообслуживание и элементарный бытовой труд, изобразительная и конструктивная деятельность и т.д.) дает возможность увидеть общую картину эмоционально-психологического климата в группе, определить специфику развития и особенности взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.

Повторная педагогическая диагностика проводится в январе и опирается на дополняющие наблюдение методы: анализ продуктов детской деятельности, беседы с детьми, опросы, анкетирование педагогов и родителей.

Итоговая педагогическая диагностика проводится в мае и заключается не только в обобщении данных, полученных в результате первичной и повторной диагностики, но и в их сравнении, сопоставлении.

По результатам педагогической диагностики проводится проектирование образовательного процесса.


Комплекс диагностических средств,  для проведения педагогического мониторинга

ОО

    Диагностические методики

Цель

Методика проведения

Составители

Физическое развитие

1.Методика изучения особенностей освоения основных движений детьми дошкольного возраста

Выявление основных показателей готовности  к усвоению программы и степени ее освоения

Контрольные упражнения, предлагаемые в игровой и соревновательной форме

«Мониторинг в детском саду» Научно- методическое пособие

Санкт –Петербург Т.И Бабаева, А.Г. Гоберидзе

Н.О. Озерецкий Н.И. Гуревич.

ДЕТСТВО – ПРЕСС

2011 стр.53- 60

2. Комплексная диагностика культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста

Изучить особенности  мотивации здорового образа жизни старшего дошкольника, особенности знаний о безопасности поведения в окружающей среде.

Индивидуальные беседы с ребенком

Проблемные диагностические  ситуации

Наблюдение

Диагностические игровые задания

Опросник «Ребёнок в безопасном мире» (Безопасность в доме, на улице, в детском саду)

«Мониторинг в детском саду» Научно - методическое пособие

Санкт – Петербург Т.И Бабаева, А.Г. Гоберидзе

ДЕТСТВО – ПРЕСС

2011 стр. 102

3. Методика изучения состояния функциональных систем организма

Оценить состояние организма, используя функциональные пробы, характеризующие реакцию организма на физические нагрузки

Степ – тест – подъем на ступеньку или гимнастическую скамейку высотой до 35 см.

Критерии составлены с учётом рекомендации Ю.Ф Змановского,1989г.

Н.О. Озерецкий Н.И. Гуревич.

«Мониторинг в детском саду» Научно - методическое пособие Санкт –Петербург  2011 стр. 63

4.  Методика изучения интереса дошкольников к физическим упражнениям

Выявить особенности интереса к физическим упражнениям.

Наблюдения за самостоятельной двигательной деятельностью детей: беседы, занятия. Досуги.

«Мониторинг в детском саду» Научно - методическое пособие

Санкт – Петербург Т.И Бабаева, А.Г. Гогоберидзе

ДЕТСТВО – ПРЕСС

2011 стр. 76- 77

Социально-коммуникативное развитие

1.Диагностика изучения игровых интересов и предпочтений старших дошкольников в играх - драматизациях

Изучение игровых  интересов и предпочтений старших дошкольников в играх драматизациях

Беседа

Диагностические этюды и упражнения на выявления актерских умений старших дошкольников

«Мониторинг в детском саду» Научно- методическое пособие Санкт- Петербург 2011 г. стр.160.О.В. Акулова, О.В.Солнцева,  

В.А Деркунская

2. Диагностика субъектных проявлений дошкольников в игровой деятельности ( сюжетно – ролевая и режиссерская игры)

Определение подходов  к педагогической диагностике развития ребенка как субъекта игровой деятельности

Индивидуальная беседа

Наблюдения за организованным игровым общением детей

Учебно – методическое пособие Санкт – Петербург

ДЕТСТВО –ПРЕСС 2013г.

О.В.Акулова, О.В.Солнцева

стр.136

3.  Диагностика взаимоотношений старших дошкольников со сверстниками

Выявить представления старших дошкольников о правилах взаимоотношений со сверстниками и умение дать оценку детских поступков с моральных позиций

Диагностическая  ситуация:

«Мы вместе»

«Настоящая помощь», «Обида»

Беседа по картинкам

Экспериментальное задание «Кто в домике живёт»

«Мониторинг в детском саду» Научно- методическое пособие Санкт- Петербург 2011 г. стр. 199 Е.О.Смирнова

Г.Любина, Л.Микулик

4. Диагностика сотрудничества старших дошкольников со сверстниками на занятиях

Выявить представления детей о правилах и способах сотрудничества

Беседа с ребенком, выявляющая его отношение к совместной организованной деятельности со сверстниками

Диагностическая ситуация «Строим мост», «Составим картинку»

«Мониторинг в детском саду» Научно- методическое пособие Санкт- Петербург 2011 г. стр.232

Т.И Бабаева, А.Г. Гогоберидзе

Речевое развитие

1. Экспресс – диагностика развития речи

Определение субъектных проявлений ребенка в речевой деятельности старшего дошкольного возраста

Наблюдения

Диагностические задания.

Оценка детских рисунков

«Мониторинг в детском саду» Научно- методическое пособие

Санкт –Петербург ДЕТСТВО – ПРЕСС

2011 стр. 393 -401

2. Методика основной диагностики развития речи детей старшего дошкольного возраста

Выявить степень активности и инициативности ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками

Наблюдение за свободным общением  детей  в разных видах деятельности

«Мониторинг в детском саду» Научно - методическое пособие

Санкт – Петербург ДЕТСТВО – ПРЕСС

2011 Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина, З.А. Михайлова стр.371 -392

Художественно-эстетическое развитие

1.Диагностика развития изобразительной деятельности дошкольников

Выявление особенностей   художественно – эстетического развития и развития изобразительной деятельности дошкольников

Диагностические ситуации «Научи рисовать»

Диагностическое задание «Кто есть кто», «Царевичи»

«Мониторинг в детском саду» Научно - методическое пособие

Санкт – Петербург ДЕТСТВО – ПРЕСС

2011 г. Г.А Урунтаева, Ю.А.Афонькина стр. 505 -518

2. Диагностика субъектных проявлений  старшего дошкольного возраста  в музыкальной деятельности

Изучить особенности интереса и отношения детей старшего дошкольного возраста к музыке и к разным видам музыкальной деятельности

Индивидуальные беседы

Наблюдения за детьми в повседневной жизни  и в музыкальной  деятельности, диагностические игровые ситуации, диагностические игры, анкетирование родителей

«Мониторинг в детском саду» Научно - методическое пособие

Санкт – Петербург ДЕТСТВО – ПРЕСС

2011 г. Н.А.Ноткина, Т.И. Бабаева

Стр.561

3. Педагогическая диагностика позиций, занимаемых детьми старшего дошкольного возраста в  музыкальной деятельности

Изучать своеобразие позиций (слушателя, исполнителя, сочинителя), занимаемых старшими дошкольниками в музыкальной деятельности.

Наблюдение

Игровые ситуации

Игра на детских музыкальных инструментах

«Мониторинг в детском саду» Научно - методическое пособие

Санкт – Петербург ДЕТСТВО – ПРЕСС

2011 г. Н.А. Ноткина,

 Т.И. Бабаева

Стр.583

Познавательное развитие

1.Изучение эмоционально – субъектных особенностей ребенка

Выявление интересов ребёнка

Беседа

Интервью

Ситуация выбора предпочитаемой деятельности

«Мониторинг в детском саду»

Научно - методическое пособие

Санкт – Петербург ДЕТСТВО – ПРЕСС

2011 г. Т.И. Бабаева Н.А. Ноткина стр.311

2. Методика оценки уровня развития творческого мышления

Оценка уровня развития творческого мышления

Тест – игра «Составление изображений»

«Спрятанная форма»

Наблюдение за  детьми  в процессе выполнения заданий

«Мониторинг в детском саду» Научно - методическое пособие Санкт – Петербург ДЕТСТВО – ПРЕСС 2011стр.316.Е. Торранс, модификация Е.Е.Туник

3. Диагностика исследовательской активности старших дошкольников в процессе экспериментирования

Выявить особенности проявления исследовательской активности дошкольников в процессе  экспериментирования в специально  созданных педагогом проблемных ситуациях и стихийном опыте детей

Систематическое наблюдение за свободной деятельностью детей

Беседа

Диагностическая ситуация «Путешествие в пустыне»

«Перевёртыши»

«Мониторинг в детском саду» Научно - методическое пособие

Санкт –Петербург ДЕТСТВО – ПРЕСС

2011стр. 332

Т.И.Бабаева, О.В.Киреева

4. Диагностические задания с целью выявления особенностей познавательно – речевых и практических умений детей

Выяснить, умеют ли  дети принимать цель деятельности экологического содержания, мотив; выделяют ли предмет труда, его особенности, значимые для предстоящего процесса ухода, способен ли ребенок предвидеть результат  

Игровые ситуации

Игры задания

Беседа по картинкам

Диагностическая вербальная ситуация

«Мониторинг в детском саду» Научно - методическое пособие

Санкт – Петербург ДЕТСТВО – ПРЕСС

2011стр.357