Внеурочная деятельность
Ученики проводят в учебном заведении большую часть своей школьной жизни. Насыщенная учебная программа, дополнительные занятия по учебным предметам, участие в олимпиадах и конкурсах – все эти интеллектуальные усилия требуют внеучебной разрядки. Служить этому может интересная увлекательная внеклассная работа, которая способствует всестороннему личностному развитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный руководитель: Эртуганова С.Е
Внеурочная деятельность.
Ученики проводят в учебном заведении большую часть своей школьной жизни. Насыщенная учебная программа, дополнительные занятия по учебным предметам, участие в олимпиадах и конкурсах – все эти интеллектуальные усилия требуют внеучебной разрядки. Служить этому может интересная увлекательная внеклассная работа, которая способствует всестороннему личностному развитию. Внеклассную деятельность учащихся я строю на следующих принципах: открытости, привлекательности будущего дела, деятельности, свободы выбора, обратной связи, сотворчества, успешности.
Главной задачей своей деятельности считаю создание в классе единого коллектива детей и родителей! На мой взгляд, именно классный руководитель может стать тем связующим звеном, своеобразным координатором, который способен сплотить коллектив. Работу по формированию коллектива я рассматриваю в четырёх аспектах:
1.помощь детям в учебе со стороны школы и семьи;
2.организация совместной деятельности;
3.совместный отдых;
4.стимулирование и становление нравственных черт личности ребёнка через союз родителей и учителей.
Традиционные внеклассные мероприятия:
- «Праздник рождения класса»
- Традиция встреч с родителями под названием «Глаза в глаза». Праздник общения детей и родителей,, возможность посмотреть на своего ребёнка со стороны.
- Праздник «День именинника».
- Традиция помогать больным и пожилым людям.
- Участие в акции «Помоги детям детского дома»
Результативность внеклассной работы:
- мотивированность выросла до 75% (по опросу психологов школы);
- растет вовлеченность учащихся во внеклассную деятельность -78%;
- растет количество и уровень проектных и творческих работ по формированию ЗОЖ – 84-%;
- растет вовлечённость родителей во внеклассную деятельность -77%-;
- растет количество детей, участвующих в олимпиадах и конкурсах 54%.
Деятельность в качестве классного руководителя.
Воспитание –великое дело; им решается участь человека.
В.Г.Белинский.
Личностно- ориентированный воспитательный процесс является частью формирования современного гражданина, личности. Стремление переосмыслить известное, приумножить человеческие знания, привести свой личный вклад в дело познания мира и есть, на мой взгляд истинная современность, истинная образованность. Важным результатом воспитания в документах федерального государственного стандарта выделяется обеспечение минимально необходимых воспитательных эффектов образования в соответствии с запросами общества, государства, семьи и личности школьника. Задачи воспитания на первой ступени в школе: создание воспитывающей среды; разработка личных планов воспитания социальных и личностных компетенций у учащихся; использование личностно-ориентированных технологий в образовании младших школьников; внедрение методов диагностики уровня развития ценностно-смысловых компетенций; воспитание толератности.
Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения. Учебно-воспитательное пространство должно обеспечивать реализацию на практике принципа свободы, который диктует предоставление учащимся реальной возможности самостоятельного выбора форм и видов деятельности, формирование чувств ответственности за ее результаты. Сочетание классной и внеклассной форм работы обогащает урок, наполняет его новым содержанием, делает более интересным для учащихся. В классе 22 человека. 47% составляют учащиеся разных национальностей. Я активизирую процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности. Одной из задач в формировании личности младшего школьника является обогащение его нравственными представлениями и понятиями. Степень овладения ими у детей различна, что связано с общим развитием ребенка, его жизненным опытом.
Воспитание культуры толерантности должно осуществляться по формуле: "родители + дети + учитель".
Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию.
Мои принципы общения с родителями: помнить, что их дети – самое дорогое в жизни; быть умной и тактичной; постараться не обидеть и не унизить их достоинство; каждая встреча должна стать для родителей полезной и результативной; каждое собрание должно вооружить родителей новыми знаниями в области педагогики, психологии, процесса обучения; только в содружестве с родителями можно добиться хороших результатов; создание родительского лектората.
Именно на первом этапе, когда родители хотят, легко идут на контакт, необходимо поддержать их желание, дать возможность, связать всех в единое целое, чтобы вместе делить радости и огорчения, вместе преодолеть трудности и праздновать победы. Я начала с организации семейных вечеров в классе: на первых порах робких, где в атмосфере человеческого тепла и взаимной щедрости воспитывалось желание "отдать, а не взять", подарить людям радость. Таким был вечер "Давайте познакомимся". Каждая семья представляла себя: членов семьи, их фотографий, свои любимые национальные песни, стихи на родном языке, национальные блюда, рассказы о семейных и национальных традициях.
Вот мы уже все вместе организуем большой праздник "Я, ты, он, она - вместе дружная семья", где дети в национальных костюмах рассказывают стихи, поют песни, каждый о своей стране, танцуют национальные танцы, угощают всех гостей национальными блюдами, которые они испекли вместе с родителями. На каждом вечере, на каждом празднике щелкают фотоаппараты, и вот готова огромная фотогазета! Трудно сказать, кому веселее - родителям или детям.
Детей следует приучить к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество.
Результат моей работы - приобщение к культуре мира. Дети, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим получают основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества. Действия, предпринятые ими для служения сообществу семьи, класса, школы, укрепляют их знания и делают возможным создание общества взаимного согласия, где живут в радости и гармонии.
Ожидаемые результаты: ребенок, успешно взаимодействующий в коллективе; ребенок, противостоящий нетолерантным отношениям; социально адаптированный ребенок.
Исходя из поставленной цели и ожидаемых результатов, оптимальным результатом их реализации является организация системы дел в каждом классе на протяжении 4 лет. Каждый учебный год начинается с проведения диагностики (социометрия, анкетирование, психологическое тестирование) и заканчивается итоговым коллективно-творческим делом.
При определении целей воспитания я руководствуюсь следующими положениями: *цели воспитания должны соответствовать потребностям общества и государства;
*цели воспитания должны соответствовать психологическим, возрастным, социальным потребностям учащихся;
*цели должны быть конкретными.
На сегодняшний день наиболее актуальными целями воспитания являются: воспитание коммуникабельности, толерантности, культуры общения, стремление к самопознанию.
Качества личности, которые я стремлюсь формировать как классный руководитель:
1.Интерес к самому себе.
Ребёнок должен научиться задавать себе вопрос ( кто я?, какой я ?, чего я хочу?, что я могу?) и отвечать на них. Он должен научиться любить себя.
2. Самопризнание себя как личности.
Учитель должен помочь ученику в формировании адекватной самооценки, самоуважения, уверенности в своих силах, собственной успешности.
3.Управление самим собой.
Умение ученика управлять собой осознанно, а не безумно подчиняться
приказу.
4.Уважение чужого мнения.
Воспитательные мероприятия должны формировать у учащихся культуру общения, развивать у учащихся коммуникативные умения.
5. Терпимое отношение к разным людям, вещам и взглядам. Толерантность.
6. Любознательность и вовлечение в деятельность.
Жажда деятельности, формирует жизненно важное качество личности –трудолюбие, способность трудиться активно, с удовольствием и радостью.
7. Эмоциональная устойчивость.
Нужно научить детей прощать своих друзей и недругов, не таить в себе обиду, не растить в себе желание отомстить, наказать. Дети должны научиться управлять своими страхами.
8. Желание действовать и взаимодействовать, совершать поступки.
Стимулом для проявления положительной мотивации учащихся в деятельности являются индивидуальные мотивы. Заинтересованность учащихся, перспективы, вера в собственные силы, положительные эмоции – всё это обеспечивает становление деятельностной личности.
Задачи воспитания, которые я стремлюсь решить, как классный руководитель:
Социальные задачи включают в себя защиту ребёнка, помощь ему, включение в систему социальных связей, взаимодействие с семьёй и внешкольными организациями с целью создания наиболее комфортных условий развития личности.
Диагностические задачи – изучение личностных качеств учащихся, особенностей характера с целью правильной организации системы воспитания.
Воспитательные задачи связаны с воспитанием и развитием учащихся.
Профессиональные задачи –планирование работы с учащимися, выбор эффективных педагогических средств и технологий воспитания, контроль и рефлексия деятельности.
Цель воспитательной работы –интеллектуальная, физически здоровая личность, способная к творческому самообразованию и саморазвитию, владеющая навыками исследовательской работы.
Современный классный руководитель должен:
1.Способствовать интеллектуальному развитию учащихся через организацию учебной и внеурочной деятельности.
2.Создавать благоприятные условия для самореализации учащихся через организацию разнообразных форм жизни коллектива.
3.Способствовать созданию эмоционально-комфортной психологической обстановки, организации индивидуальных и коллективных форм сотрудничества, создание ситуации успеха.
4. Способствовать пробуждению и укреплению стремления к самоопределению через организацию самоуправления и различных форм значимой деятельности.
Обучение детей активным формам.
Классный коллектив является мощнейшим средством воспитания, в нем реализуется комплекс условий, способствующих развитию как самого коллектива, так и развитию индивидуальности в нем.
Цель: сформировать классный коллектив, который характеризует тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив.
Ученическое самоуправление есть связующее звено между классным руководителем и учениками. Оно начинает формироваться в начальной школе. Продуманная вместе с детьми система поручений позволяет выполнить любое дело. Она состоит из следующих групп:
- Дежурные по классу, по столовой
- Служба сохранения здоровья ( пропаганда ЗОЖ, праздники здоровья, популяризация физической культуры, подготовка к участию в соревнованиях, разработка сценариев спортивных праздников, проведение динамических перемен и др)
- Лидеры (ребята, которые организуют внеклассную жизнь, помогают классному руководителю готовить мероприятия)
- Информационная служба (подготовка материалов из жизни класса и школы, выпуск газеты)
- Служба сандружины (организация и контроль за дежурством, проверка чистоты рук, дежурство в столовой ,сохранность мебели, фитомодуль)
Вот далеко неполный перечень дел, которые выполняют ребята. От классного руководителя требуется лишь умелое взаимодействие, предоставление детям свободы и самостоятельности. Самое главное – увидеть маленький и большой успех каждого ученика в порученном ему деле, умело поощрить его.
Результатом своей работы вижу то, что уже к 4 классу 100% учащихся задействованы в жизни класса и выполняют разного рода поручения. Уровень самостоятельности в коллективных творческих делах достигает 75%. Уровень участия моих воспитанников в жизни школы 61% (в среднем по школе – 35%). Результаты анкетирования показывают, что дети довольны атмосферой в классе, имеют активную жизненную позицию, болеют за общее дело.