Представления опыта работы
выступления на конференциях, публикации, мастер класс для педагогов, конспекты занятий с детьми и многое другое
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_konferentsii_2017.docx | 30.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Социальное партнёрство - условие успешного развития
современного дошкольника
Актуальность
Сегодня в сфере дошкольного образования происходят большие перемены, направленные, прежде всего, на улучшение его качества. Стандарт дошкольного образования утверждает основные принципы:
- содействие и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития и их взаимодействия с людьми;
-приобщение детей к традициям семьи, общества и государства.
На современном этапе дошкольное образовательное учреждение должно стать открытой социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды, осуществляющей взаимодействие с различными социальными группами, имеющими собственные интересы в сфере образования, реагирующей на меняющиеся индивидуальные и групповые образовательные потребности, предоставляющей широкий спектр образовательных услуг.
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО - (англ. partnership) - особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития. (И.А.Хоменко)
Одним из путей повышения качества дошкольного образования состоит в установлении прочных связей с социумом, как главного акцентного направления дошкольного образования, от которого, в первую очередь зависит его качество. Развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными и научными центрами дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства.
Одним из самых важных и ближайших партнёров являются семьи воспитанников.
В соответствии с Законом "Об образовании" одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка".
Работа в условиях социального партнерства создаёт возможность расширять воспитательную и культурно-образовательную среду и влиять на широкий социум, получая определенные социальные эффекты образовательной деятельности детей с ОВЗ. Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребенок, его интересы, заботы о том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным, профессиональным, эффективным и безопасным. Внешние связи и взаимоотношения строятся с учетом интересов детей, родителей и педагогов.
В настоящее время авторами технологии «Развитие социального партнёрства в системе образования» является доктор педагогических и психологических наук Козлов И.И., а также « Технология развития социального партнёрства» Ничипоренко Л.П., Балабанова.А.В.
Изучив необходимую методическую литературу по теме « Развитие социального партнёрства». За основу работы взяла методы и приёмы предлагаемые Ничипоренко Л.П., Балабановой.А.В. «Технология развития социального партнёрства», определила тему своей предстоящей работы, выделила цель и задачи
Тема: «Социальное партнёрство - условие успешного развития современного дошкольника»
Цель:
Создание условий для формирования единого образовательного пространства «детский сад - семья», обеспечивающего целостное развитие личности дошкольника, через организацию взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников на основе социального партнерства.
Задачи:
- Сбор и анализ сведений о родителях (законных представителей) и детях, изучение семей, их трудностей и запросов; выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения.
- Формирования доверительных отношений родителей с педагогическим коллективом детского сада в процессе повседневного общения и специально-организованных мероприятий.
- Планирование и реализация психолого – педагогической поддержки важнейших социальных функций семьи: правовой, воспитательной, рекреативной (досуговой), влияющих на качество семейного воспитания.
- Внедрение эффективных форм и методов «Технологии развития социального партнёрства» с семьями в практику психолого-педагогического партнёрства, способствующих повышению потенциала взаимодоверительных и равноответственных отношений.
В связи с этим можно выделить принципы взаимодействия с родителями:
1.Открытость детского сада для семьи;
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность. Требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошее проведённое мероприятие.
2. Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
Современные родители воспитанников в большинстве своём люди грамотные, осведомлённые и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня, вряд ли, принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будет создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.
3.Создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
4.Индивидуальный подход;
Он необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе придумать, как помочь ребёнку в той или иной ситуации.
5.Динамичность;
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьёй.
Ожидаемые результаты:
*Достижение единых ценностных ориентаций у педагогов и родителей;
*Признание значимости социальной и педагогической роли семьи в жизни ребёнка;
*Повышение педагогической, психологической и правовой грамотности родителей в воспитании и обучении детей дошкольного возраста;
*Гармонизация детско-родительских отношений;
*Повышение уровня включённости родителей в деятельность дошкольного учреждения;
*Эмоциональная взаимоподдержка, атмосфера взаимопонимания, общность интересов.
Этапы реализации системы социального партнерства группы компенсирующей направленности:
1этап. Информационный
- анализ теоретических материалов и выделение наиболее оптимальных методов для реализации темы
- создание информационно тематической базы;
2 этап. Организационный
- адаптирование изученных технологий и разработка своей системы работы по теме: «Социальное партнёрство - условие успешного развития современного дошкольника»
- разработка модели взаимодействия с социальными партнёрами
- циклограмма поэтапной работы с детьми;
- перспективное планирование
3 этап. Практический
Цель: Создание открытой системы сотрудничества ДОУ с микросоциумом (общественные и культурные организации); Создание условий для организации партнёрского взаимодействия ДОУ с родительской общественностью; Создание условий для обеспечения всестороннего развития дошкольников и их успешной социализации.
- создание предметно - развивающей среды;
- анкетирование;
- совместная образовательная деятельность детей, родителей, педагогов;
- маршруты выходного дня;
- совместные творческие и исследовательские проекты;
-тематические встречи;
- сотрудничество с центральной детской библиотекой;
-сотрудничество с СОШ№ 32
- сотрудничество с ДТДиМ (зоопарк)
- конкурсы, досуги, акции;
4 этап. Результативный
Выявить эффективность сотрудничества ДОУ с семьями воспитанников в практике социального партнёрства, а так же повышение потенциала взаимодоверительных и равноответственных отношений.
- подведение результатов опыта работы
- постановка линии развития
Организация воспитательно- образовательного процесса
Для успешной реализации поставленных задач, работа велась в трёх направлениях:
- Создание условий для развитие социального партнёрства
- Работа с детьми;
- Взаимодействие с родителями и другими социальными партнёрами
Создание условий
Серьезное внимание уделила созданию условий в группе, способствующих проявлению познавательной активности каждого ребенка.
Создание условий для обеспечения развития дошкольников и их успешной социализации.
Организовала развивающие центры с интересными фактами и сведениями о мире
Центр « Всё обо всём »
- детская художественная литература познавательного характера;
- энциклопедии;
- альбомы с иллюстрациями по изучаемым лексическим темам;
- Создание информационного поля включало в себя: альбомы: «Растительный и животный мир родного края», Оформление фотоальбома «Моя семья», «Музеи моего города»; «Я житель Ангарска»; Создание уголка «лечебное лукошко»;
Оформление альбомов «Природа в разное время года», «деревья – четыре времени года»; «Разнообразие природы Земли»; «Любимые места моего города»; «Золотые руки»; «Живёт по всюду доброта»
Центр «Грамотейка»
- Развивающие игры и упражнения;
- Словесные игры;
- Дидактические и настольные игры;
Центр «Юный экспериментатор»
Созданы условия для детской исследовательской деятельности направленной на развитие познавательной активности. В детской исследовательской лаборатории дети самостоятельно воспроизводят простые и более сложные опыты. Опытническая работа с детьми опирается на наблюдения в окружающей действительности. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же и более сложные опыты дома, учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их.
Работа с детьми
Разработан перспективный план воспитательно- образовательного процесса работы с учётом лексических тем, используется технология проектирования наиболее удачно реализованы такие проекты как: «Я и моя семья»; «Осень в природе»; «Птицы родного края»; «Красота зимы хрустальной»; «В гостях у сказки»; «Дикие животные родного края»; «Защитники отечества»; «Мой родной город»; «Золотые руки»; «Все профессии важны»; «Мой край жемчужина Сибири»;
Систему партнерства с родителями выстраиваю через применение традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия
Традиционные формы подразделяются на:
коллективные (родительские собрания, конференции, круглые столы),
индивидуальные (беседы, консультации, посещение на дому)
наглядно-информационные (выставки, стенды. ширмы, папки-передвижки)
Нетрадиционные формы организации общения
Информационно-аналитические (Проведение социологических срезов, опросов, рубрика «Почтовый ящик», Педагогический мониторинг, позволяющий выявить возможности участия каждого родителя в педагогическом процессе
Досуговые (Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках)
Познавательные
Педагогическая поддержка родителей (лекции, дискуссии, открытая непосредственная образовательная деятельность, маршруты выходного дня);
Педагогическое образование родителей (клубы интересных встреч, творческие и исследовательские проекты, тематические встречи, мастер-классы, педагогическая гостиная, библиотека для родителей);
Совместная деятельность детей и родителей (конкурсы, досуги, акции, выпуск газет и журналов) в соответствии с разработанной системой;
Заключены договора, составлены перспективные планы взаимодействия с семьями воспитанников и другими социальными партнёрами.
Наши успехи
Много лет сотрудничаем с МБОУ СОШ № 32. Педагоги группы отмечены благодарственными письмами и отзывами. Педагоги школы отмечают эффективность работы ДОУ по созданию специальных условий, позволяющих выпускникам легко и успешно адаптироваться к условиям школы.
Многолетнее сотрудничество творческого коллектива Центральной детской школы искусств нашего ДОУ позволило выпускникам ДОУ становиться учащимися разных отделений музыкальной школы. Для наших детей организуются тематические концерты, в том числе с участием наших выпускников, что благоприятно влияет на становление их личности. Наши же дети имеют возможность слушать многоголосное хоровое пение, живой звук, знакомятся с музыкальными инструментами.
Много лет сотрудничаем и с филиалом № 4 Ангарской центральной библиотечной системы. Заведующая библиотекой ежегодно выражает благодарность педагогам за взаимное плодотворное сотрудничество и помощь в проведении совместных мероприятий, акций по поддержке и продвижению детского чтения среди воспитанников.
Трехлетний опыт сотрудничества со Станцией юных техников позволяет нашим воспитанникам ежегодно занимать призовые места или становиться победителями муниципального шахматного турнира среди детей дошкольного возраста и продолжать занятия на базе СЮТ после выпуска из ДОУ.
Ангарский зоопарк при дворце творчества детей и молодежи благодарит педагогов за многолетнюю помощь в сборе кормов для животных, чуткое отношение «к братьям нашим меньшим» и экологическое воспитание детей.
Так же подтверждением признательности родителей мы считаем периодические публикации благодарностей родителей в газете «Время» в рубрике «Письма без цензуры»:
2015г., газета «Время» № 93 от 03.09.2015г. статья в рубрике «Письма без цензуры» «23,5 из 25 баллов» - благодарность родителя «…за проявленное терпение, труд и профессионализм» педагогам группы компенсирующей направленности и всем специалистам и сотрудникам ДОУ.
Вывод:
Анализируя ситуацию социального партнёрства, можно сказать, что социальный диалог развивается. Анализ накопленного опыта позволяет констатировать, что активными формами взаимодействия с родителями являются социально- педагогические проекты, совместные, коллективно - творческие, информационно- просветительские мероприятия.
Результатами совместной деятельности ДОУ и социальных партнёров является:
- появление новых, оригинальных, нестандартных форм взаимодействия всех участников образовательного процесса;
- повышении педагогической грамотности и активности родителей в вопросах воспитания детей;
- обогащение познавательного и социального опыта воспитанников;
- улучшение подготовки детей к более легкой адаптации в новой социальной среде;
- повышение престижа профессии воспитатель детского сада.
Одновременно процесс социального партнёрства способствует росту профессионального мастерства всех специалистов детского сада, работающих с детьми, поднимает статус учреждения на городском уровне, что в конечном итоге позволяет судить о качестве дошкольного образования в конкретном ДОУ.