Педагогическая гостинная для родителей воспитанников
Консультации, рекамендации, мастер-классы и многое другое для родителей воспитанников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsii_dlya_roditeley_dlya_sayta.docx | 30.09 КБ |
vystuplenie_na_roditelskom_sobranii_21.04.2016g.docx | 19.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Организация исследовательской деятельности дошкольников
Любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. В основе их лежит механизм поисковой активности, функционирование которого необходимо, для того чтобы организм сохранял устойчивость в динамичном, непрерывно меняющемся мире.
Исследовательская деятельность – особый вид деятельности, порождаемый в результате функционирования механизма поисковой активности, она включает в себя анализ получаемых результатов, оценку на их основе развития ситуации, прогнозирование (построение гипотез) дальнейшее моделирование своих будущих, предполагаемых действий.
Существует множество путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка. Предлагаемая программа развития исследовательских способностей ребенка является одним из шагов на пути создания психолого-педагогических технологий исследовательского обучения.
Умения и навыки исследователя, полученные на специальных занятиях, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности, в том числе – учебную, тем самым способствуют успешному вхождению ребенка в школьную жизнь.
Целью организации исследовательской практики дошкольников является создание условий для развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка и его трансформации в процесс саморазвития путем совершенствования исследовательских способностей.
Задачи:
Развитие познавательных мотивов дошкольников.
Развитие познавательных способностей дошкольников.
Обучение дошкольников специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований и проектирования.
Формирование и развитие у дошкольников умений и навыков исследовательского поиска и творческого проектирования.
Формирование у дошкольников, родителей представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
Формирование социальных компетенций: толерантности, способности к сотрудничеству, повышение адаптивных способностей детей.
Главное содержание работы — проведение детьми исследований и выполнение творческих проектов под руководством взрослого. Тренировочные занятия по данной программе носят обучающий характер и предполагают постепенное усвоение детьми методики проведения самостоятельного исследования.
Структура учебного исследования ребенка включает следующие основные этапы:
выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
выдвижение гипотез;
поиск и предложение возможных вариантов решения;
сбор материала;
обобщение полученных данных;
подготовка проекта (сообщение, доклад, макет и др.);
защита проекта.
Занятие 1. Занятие с родителями.
Цели:
формирование у родителей мотивации участия в работе по данной программе;
ознакомление родителей с задачами программы и формами работы;
ознакомление с методами организации и проведения исследования.
Содержание занятия.
1. Воспитатель проводит беседу с родителями, в ходе которой знакомит родителей с задачами программы и предполагаемыми результатами работы.
2. Далее проводит ознакомление с методами организации и проведения детского исследования, оговаривает возможные варианты и объем помощи, оказываемой родителями ребенку.
3. Для того, чтобы систематизировать процесс домашних учебных исследований, родителям предлагается примерная классификация направлений детских работ:
- «Живое и неживое
-«Растения и животные
- «Основные факторы неживой природы»( воздух; вода; свет;)
- «Разнообразие природы Земли»
-«Животные жарких стран»
- «Животные севера»
- «Дикие животные родного края»
- «Растительный мир родного края»( части растений; этажи леса; плоды и семена;)
- «Насекомые»
- «Цветы»( комнатные растения; садовые цветы;)
4.Педагог знакомит родителей с ―Памяткой‖, в которой даны рекомендации по оказанию помощи ребенку, выполняющему исследовательскую работу.
Оговариваются сроки выполнения домашнего исследования
Материал:
Памятка взрослому.
подходите к проведению работы творчески;
не сдерживайте инициативы детей;
поощряйте самостоятельность, избегайте прямых инструкций, учите детей действовать независимо;
помните о главном ―педагогическом‖ результате – не делайте за ребенка то, что он может сделать (или может научиться делать) самостоятельно;
не спешите с вынесением оценочных суждений;
оценивая, помните: лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что раскритиковать;
обратите внимание на основные составляющие процесса усвоения знаний:
а) учите прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
б) старайтесь формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
в) старайтесь обучать ребенка умениям анализировать, синтезировать, классифицировать информацию.
Занятие 2. ―Что такое исследование‖.
Цели:
формирование у дошкольников мотивации участия в работе по данной программе;
создание в группе доброжелательной психологической атмосферы;
знакомство с понятиями ―наука‖, ―ученый‖, ―исследование‖;
корректировка детских представлений о содержании понятий ―наука‖, ―ученый‖, ―исследование‖.
Содержание занятия.
1. Коллективное обсуждение вопросов:
– кто такие ученые-исследователи?
– что такое наука?
– что такое исследование?
– где и как человек проводит исследования?
– как люди используют результаты научных исследований?
– что такое научное открытие?
Далее ведущий сообщает детям, что на занятиях они будут учиться проводить исследования так, как это делают взрослые ученые
2. Знакомство с основными методами исследования.
Вопросы для обсуждения:
Как вы думаете, с чего начинает исследование ученый?
Что ученые делают, чтобы получить информацию, узнать что-то новое?
В ходе коллективного обсуждения называются основные исследовательские методы:
Подумать самостоятельно.
Спросить у другого человека.
Посмотреть в книгах
Посмотреть по телевизору (познакомиться с кино– и телефильмами по теме своего исследования).
Получить информацию у компьютера.
Понаблюдать.
Провести эксперимент.
Каждому методу соответствует определенная карточка с символическим изображением, которая выкладывается перед детьми по мере называния методов.
После того, как все методы названы, необходимо упорядочить и привести в определенную последовательность методы исследования. Для этого задаем детям вопрос: ―С чего нужно начать исследование? Что делать потом?‖ В процессе обсуждения важно подвести детей к мысли о том, что сначала надо подумать самостоятельно.
Набор карточек может быть дополнен в зависимости от количества методов, которые предполагается использовать.
3. Обобщение информации.
Материал: Набор карточек.
Занятие 3. Как делать записи. Обучение навыкам пиктографического письма.
Цели:
развитие гибкости мышления при работе с образной информацией;
развитие умения работать с метафорой;
формирование умения структурировать материал.
Содержание занятия.
Проведение исследовательской работы предполагает фиксацию как промежуточных, так и конечных результатов исследования. Учитывая то обстоятельство, что дошкольники в основном не владеют навыками письменной речи, необходимо обучить их альтернативным способам фиксации информации. Одним из возможных способов является пиктографическое письмо.
1. Вступительное слово ведущего: чтобы материалы, собранные исследователем, не забылись и не потерялись, исследователь их обычно записывает. Записи можно делать с использованием значков. Такие записи называют пиктограммами. Пиктограммами люди научились пользоваться гораздо раньше, чем изобрели буквы.
2. Воспитатель читает сказку Р. Киплинга ―Как было написано первое письмо‖.
3. Задание для детей: ―Напишите письмо в картинках‖. Затем детям предлагается поменяться письмами и догадаться, о чем идет речь в полученном письме.
Материал: текст сказки Р.Киплинга ―Как было написано первое письмо‖.
Занятие 4. Тренировочное исследование.
Цели:
развитие познавательной мотивации дошкольников
формирование навыков проведения исследования.
Содержание занятия.
1. Выбор темы исследования. Детям предлагаются карточки с различными изображениями – темами будущих исследований. При выборе темы следует соблюдать несколько важных правил:
Тема должна быть интересна детям.
Предмет исследования должен позволять применить большую часть методов.
Лучше начать исследование с изучения реального предмета, взаимодействие с которым возможно в условиях помещения, в котором проводятся занятия.
В качестве примера приведем занятие по теме ―Пальма‖. Объектом исследования в данном случае являлась пальма, находящаяся в зеленом уголке класса.
2. Необходимо выбрать одного-двух энергичных, активных детей с хорошо развитой речью, которые будут помогать взрослому проводить исследование, фиксировать полученные результаты (выполнять рисунки – пиктограммы) и выступать с итоговым докладом.
3. Необходимо повторить методы исследования, выделенные на первом занятии; карточки с их символическим изображением разместить на видном месте.
4. Сбор информации.
Например, в результате использования метода ―Подумать самостоятельно‖, делаем вывод, что наша пальма – ―комнатное растение‖, хотя чаще пальмы растут в природных условиях с теплым климатом. Дети, выполняющие роль
помощников, делают две пиктографические записи: на первой картинке изображают пальму в цветочном горшке, на второй – несколько пальм на солнечном морском берегу.
―Спросить у другого человека‖. Детям была предоставлена возможность задать интересующие их вопросы присутствующим родителям. В результате была получена информация о том, что на пальмах растут плоды, которые использует в пищу человек– бананы и кокосы. (Выполняются соответствующие пиктографические записи).
―Узнать из книг‖. В ходе проведения занятия использовались детские справочники энциклопедии, содержащие большое количество иллюстраций и краткие информативные тексты. Таким образом получена информация о различных видах пальм и их видовых отличиях (размер, форма листьев, интенсивность окраски листьев).
―Наблюдение и эксперимент‖. В ходе наблюдения и эксперимента было установлено, что ствол и листья пальмы достаточно жесткие, горшок с пальмой расположен в достаточно освещенном месте, а почва в нем сухая, т.е. в домашних условия человек пытается создать для растения привычную среду обитания.
4. Обобщение полученных данных.
На этом этапе необходимо помочь детям обобщить собранную информацию, выделить главные и второстепенные идеи.
5. Доклад.
Дети, выполняющие роль помощника педагога, выступают с сообщениями, в которых излагают полученную информацию (с опорой на пиктографические картинки).
6. В заключении педагог подводит итог занятия, повторят основные этапы исследовательской деятельности и предлагает в качестве домашнего задания родителям вместе совместно с детьми выполнить исследование на любую интересную для них тему.
Материал: бумага для записи.
Литература:
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения старших дошкольников. Самара: Учебная литература, 2005.
Савенков А.И. Психологические основы использования исследовательского метода обучения. М.: Ось – 89, 2005.
Савенков А.И. Путь в неизведанное: Развитие исследовательских способностей дошкольников. М.: Генезис, 2005.
Консультация для родителей
«Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером.
Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность.
В индивидуальных беседах, консультациях через различные виды наглядной агитации мы убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям. Насколько правы те, кто строит свое общение с ребенком как с «равным», поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.
Чтобы родители следовали мудрому совету В.А.Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открывать так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.
Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
Вот несколько советов для родителей по развитию посково-исследовательской активности детей.
Чего нельзя и что нужно делать для поддерживания интереса детей к познавательному экспериментированию.
Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.
Поощрять любознательность, которая порождает потребность в новых впечатлениях: она порождает потребность в исследовании.
Нельзя отказывать от совместных действий с ребенком, игр и т.п. – ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своем участием.
Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.
Если у вас возникают необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.
Не следуйте бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.
С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводит к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это?
Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.
Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретает умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).
«Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам!» Ральф У. Эмерсон
Консультация «Научите ребенка любить живую природу»
В мире природы ребенок начинает свое путешествие в познание. Этот мир волнует его, будит интересы, воображение, фантазию.
Много конкретных и доступных знаний приобретает ребенок, наблюдая работу старших на участке и принимая в ней посильное участие. Так в процессе наблюдений, бесед со взрослыми, активного общения с природой ребенку становится понятно, например, что вредители уничтожают растения, что животные нуждаются в тепле и уходе. Это – активно добытые и прочувствованные знания о живой природе. Именно такой путь познания окружающего и является основой умственного развития дошкольника.
Природа, которую наблюдает ребенок, оставляет в нем неизгладимое впечатление формирует эстетические чувства. Очень важно учить ребенка с самого раннего детства понимать красоту живой природы: любоваться пестрым оперением птиц, радоваться их пению, удивляться догадливости собаки.
В общении с живой природой воспитывается у детей любовь к родному краю. Еще одна важная задача: воспитание доброты, человечности. Ребенок должен жалеть живое существо, если ему больно. Мы взрослые, отвечаем за любые слова, произнесенные в присутствии детей, и за все поступки, совершенные при них в отношении живых существ.
Нам надо научить малыша любить и уважать все живое: цветок, птицу, щенка и лягушку, защищать их. Прежде всего, мы должны научиться любить животных. Ребенок должен получить первоначальные знания о живых существах.
Источники этих знаний - художественная литература, рисунки, диафильмы, а самое главное непосредственное общение с живыми существами. Детям рассказывают о животных, беседуют с ними. И умом и сердцем учатся малыши понимать животных, общаясь с ними. С ребенком можно пойти на прогулку. Сначала посетить двор, ближайший сквер или парк, затем побывать на берегу речки, в лесу, в поле. Понаблюдать за паутинкой – блестящей нежной ниточкой, за муравьями, лягушкой, птицей с птенцами, за ежом, бабочками и т.д.
Любовь к природе воспитывается в деятельности – можно завести дома кошку или собаку, чтобы и ребенок участвовал в уходе за животными.
Несомненно, общение с живой природой играет важную роль в становлении личности ребенка.
Анкета для родителей
Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты. Это поможет воспитателям определить уровень организации развивающей среды в семье.
Спасибо за сотрудничество!
1. Подчеркните предметы развивающей среды, которые есть у Вас дома.
а. книги о живой природе
б. книги с волшебными сказками
в. журналы по интересам
г. цифры, буквы
2. Проводите ли с ребенком совместные наблюдения за животными и растениями? (да нет)
3. Читаете вместе познавательные книги, журналы? (да нет)
4. Приносите домой интересные вещи, книги? (да нет)
5. Знакомите ребенка со своими увлечениями? (да нет)
6. Заботитесь вместе о домашнем животном или комнатном растении? (да нет)
7. Какие формы помощи педагогов по развитию познавательной активности ребенка хотели бы получить? (лекции, памятки)
Анкета для родителей
«ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В СЕМЬЕ»
Уважаемые родители! Экспериментирование - это один из ведущих видов деятельности детей дошкольного возраста, оказывающий большое влияние на их всесторонне развитие. Для организации этой работы нам важно знать ваше отношение к познавательно-исследовательской деятельности детей. Подчеркните один из вариантов ответов или ответьте на предложенный вопрос. Благодарим Вас за сотрудничество!
1.Часто ли Ваш ребенок задает вопросы? (Да / Нет / Никогда)
2.Как Вы на них реагируете?
а) стараюсь доступно рассказать ребенку все, что знаю по этому вопросу;
б) отвечаю первое, что приходит в голову;
в) говорю, что у меня нет времени.
3.В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка?
а) предпочитает самостоятельно исследовать окружающие его предметы;
б) любит узнавать новое из разных источников (просмотр телевизионных передач, чтение детских энциклопедий, рассказы взрослых).
в) редко проявляет исследовательскую активность.
4. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок? __________________________________________________________
5. Повторяет ли дома эксперименты, проведённые в детском саду? (часто / редко / никогда)
Если да, то какие? __________________________________________________________
6. Как вы поддерживаете интерес ребенка к экспериментированию (нужное подчеркнуть):
а) сотрудничаю, т.е. включаюсь в деятельность;
б) одобряю, проявляю интерес, задаю вопросы;
в) никак, считаю эту деятельность бесполезной.
7. Какие из наиболее ярких открытий, по Вашему мнению, за последнее время сделал Ваш ребенок?_____________________________
9. Нужна ли Вам консультационная помощь по организации детского экспериментирования в домашних условиях? (Да / Нет)
10. Как Вы думаете, нужно ли поддерживать в ребёнке желание экспериментировать? Почему?________________________________________ _________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Готовность ребенка к школе
1. Физиологическая
2.Психологическая:
- Мотивационная
- Коммуникативная
- Волевая
- Интеллектуальная
- Речевая.
Физиологическая готовность
1. Рост, вес, общее состояние здоровья;
2.Анатомо-физиологическая перестройка организма;
3.Качественные и структурные изменения головного мозга;
4.Изменения в протекании нервных процессов;
формирование волевых качеств, необходимых будущему школьнику
Слабые стороны в
физиологической готовности
- Быстрое истощение запаса энергии;
Опасность искривления позвоночника
- Искривление костей руки;
1.Строгое соблюдение режима дня;
2.Дозированные нагрузки;
3.Профилактика сколиоза
Мотивационная (личностная) готовность
внутренняя
ребёнок хочет идти в школу, потому что там интересно (он хочет много узнать)
внешняя
у ребёнка появится ранец, тетради, учебники и т.д.
.
социальная позиция школьника
Коммуникативная готовность
общение с взрослыми
-уметь общаться с взрослым собеседником (осознание контекста общения)
общение со сверстниками
- уметь договариваться;
уметь кооперироваться;
спокойно чувствовать себя в условиях конкуренции
Эмоционально- волевая готовность.
- ребенок способен поставить цель;
- принять решение;
- наметить план действия, исполнить его;
- проявить определенные усилия в случае преодоления препятствия;
- оценить результат своего действия
формируются поступки
Интеллектуальная готовность ребенка к школе
*запас конкретных знаний,
* понимание основных закономерностей.
К 6-7 годам ребенок должен знать свой адрес, название города, где он живет; знать имена и отчества своих родных и близких, кем и где они работают; хорошо ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках; знать месяцы, дни недели; различать основные виды деревьев, цветов, животных. Он должен ориентироваться во времени, пространстве и ближайшем социальном окружении.
Готовность родителей
-все время поддерживать ребенка;
- научиться сопереживать с ребёнком
тяжёлые моменты;
- удержаться от замечаний и претензий;
-относится к ребёнку крайне деликатно;
-много разговаривать, искренне интересоваться мыслями маленького школьника, его чувствами, а не только тем, сделал ли он уроки и что ел на обед;
- относится с уважением к педагогу
все сложности ребенок сможет преодолеть достаточно быстро и легко
Памятка родителям
Как строить отношения с учителем
- Относитесь всегда к учителю уважительно, особенно проявляйте это в присутствии своих детей, не говорите резко об ошибках педагогов, хотя они склонны ошибаться, как и все люди. Цените желание учителя сообщить Вам что-то новое и важное о ребенке.
- Не забывайте, что до 95% педагогов - женщины, а они требуют деликатности, сдержанности и внимания.
- Постарайтесь увидеть в учителе своего союзника, понять его озабоченность делами Вашего ребенка, разделяйте степень высокой ответственности, которую он несет на себе.
- Терпеливо выслушивайте педагога, не стесняйтесь и не бойтесь задавать любые вопросы, чтобы исключить недомолвки и неясности
- Не сердитесь, если в речи педагога уловите поучительный тон: это профессиональная привычка многих людей, работающих с детьми.
- Не избегайте общения с педагогом, даже если он Вам не очень нравится, чаще пользуйтесь телефоном, проявляйте инициативу в установлении контакта.
- Конструктивно принимайте критику в свой адрес: в ней всегда есть моменты, которые обязательно нужно принять к сведению. Если содержание критических замечаний остается прежним, задумайтесь, почему нет изменений.
- Не давайте воли эмоциям: когда чувствуете, что их трудно контролировать, представьте себя на месте учителя.
Памятка родителям от ребёнка
- Любите меня и не забывайте выражать свою любовь (взглядом, улыбкой, прикосновением).
- Любите меня просто за то, что я есть, и я стану еще лучше.
- Не бойтесь проявлять твердость по отношению ко мне, особенно это
касается ваших родительских требований. Я должен знать границы дозволенного.
- Не сравнивайте меня с другими. Я имею право быть другим, и я единственный такой на всей земле.
- Я очень вас люблю и всегда хочу быть любимым вами. Поэтому не огорчайтесь, когда я раздражаюсь и злюсь на вас, когда капризничаю или кричу. Это пройдет. Мои чувства, как и ваши, не вечны. Возможно, я хочу, чтобы вы больше обращали на меня внимания.
- Никогда не обзывайте меня. Это больно ранит меня, тогда рушатся все мои надежды, и я не верю в себя.
- Представляйте требования, которые соответствуют моему возрасту.
- Не делайте мне замечаний в присутствии других людей.
Заботьтесь обо мне!