2. Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования. 2.1. Результаты работы с детьми с ОВЗ

Волк Виктория Валерьевна
 

 

 

Коррекционно-образовательное направление работы

В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности определена содержательная направленность коррекционной работы. Учитывается индивидуальный и дифференцированный подход к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья. Коррекционно-развивающее воздействие реализуется в форме индивидуальной и подгрупповой образовательной деятельности, и направлено на устранение пробелов предшествующего этапа развития, а так же ориентировано на зону ближайшего развития ребенка в соответствии с адаптированной образовательной программой для детей с ОВЗ.

Усвоение программного материала детьми происходит в соответствии с индивидуальными возможностями и темпом их психического и физического развития, в связи, с чем осуществляется тщательный отбор содержания образования, используются адекватные методы и приемы обучения, разнообразные методические и дидактические технологии и пособия, применяются информационные и коммуникационные технологии (ИКТ).

Коррекционно-развивающее обучение строится с учетом актуальных возможностей каждого ребенка, на основе охраны здоровья, создания благоприятной образовательной среды, обеспечивающей не только усвоение знаний, но и развитие личности детей с ОВЗ.

Основными направлениями коррекционного обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья в период с 2015-2020 г.г. являются:

- создание необходимой артикуляционной базы для постановки звуков (артикуляционная гимнастика и самомассаж, развитие речевого дыхания, коррекция звукопроизношения);

- развитие речеслухового внимания;

- развитие фонематического слуха;

- подготовка к анализу и анализ звукового состава слова;

- развитие слоговой структуры слова;

- расширение пассивного и активного предметного и глагольного словаря, а также словаря признаков, по всем лексическим темам, предусмотренным программой;

- развитие грамматического строя речи;

- развитие фразовой и связной речи;

- развитие коммуникативных умений и навыков;

- развитие общей и мелкой моторики;

- развитие психических функций.

При планировании образовательного процесса опираемся на следующее программно-методическое обеспечение:

Программы:

Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб: Детство-пресс, 2003.

От рождения до школы / Основная общеобразовательная программа дошкольного образования /под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Миронова С.А., Лагутина А.В., - М: Просвещение, 2009.

Программа коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада/ Н.В. Нищева, - М: Детство-Пресс, 2007.

Филичева Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации/ Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010.

С.Г. Шевченко, Р.Д. Тригер, Г.М. Капустина, И.Н. Волкова Подготовка к школе детей с задержкой психического развития, книга первая Москва, Школьная Пресса, 2007.

8. С.Г. Шевченко Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР.

Технологии:

Безрукова О.А., Приходько О.Г. и др. Методические рекомендации по ведению речевой карты ребенка дошкольного возраста, - Русская Речь, 2012.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально - подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН I, II, III периоды. - М: Гном и Д, 2001.

Коноваленко С.В., Коноваленко В.В., Кременецкая М.И. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. - М: Детство-Пресс, 2012.

Ткаченко Т.А. Комплексная система коррекции общего недоразвития речи у дошкольников. – М.: Издательство «Книголюб», 2008.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Часть 1. Первый год обучения (старшая группа): Пособие для студ. дефектол. ф-тов, практич. работников специальных учреждений, воспитателей детских садов и родителей. М., 1993.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Часть 2. Второй год обучения (подготовительная группа): Пособие для студ. дефектол. ф-тов, практич. работников специальных учреждений, воспитателей детских садов и родителей. М., 1993.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи,- М.,1993.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвитие речи у дошкольников: Практическое пособие. М., 2003.

Коррекционно-развивающая работа показывает положительную динамику:

Воспитанники (подготовительной и старшей группы) успешно овладевают навыками построения простых предложений. Высказывания их стали более логичными и последовательными, дети могут передать временные, целевые, причинно-следственные связи. Отмечаются улучшения в грамматическом и фонетическом оформлении предложений. Заметно расширился словарный запас, как количественно, так и качественно: дети используют не только часто встречающиеся в обиходе слова, но и более трудные. У дошкольников с ОВЗ сформировались навыки употребления в речи некоторых форм прилагательных, образованных от существительных и глаголов, выражающих оттенки действий, подбора антонимов, родственных слов. Дети научились наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности, что даёт им возможность уточнять и расширять запас конкретных представлений. У дошкольников с ОВЗ сформировались обобщающие понятия, практические навыки словообразования и словоизменения, умения употреблять простые предложения и некоторые виды сложных синтаксических структур.

Проведённая коррекционная работа способствует развитию фонематического слуха и восприятия, формированию правильного произношения звуков у детей с общим недоразвитием речи, закреплению навыков произнесения слов различной слоговой структуры, формированию звукобуквенного анализа и синтеза. Используя различные типы предложений, дети могут передавать впечатления об увиденных событиях окружающей действительности, пересказывать содержание картин и их серий, составлять рассказ-описание.

Полученные навыки и умения в результате проведённой коррекционно-развивающей работы, послужат основой для дальнейшего обучения детей с ОВЗ.