Региональный компонент в работе с дошкольниками.

Вилимавичюте Ирина Ромуальдовна
      Программа кружка  «Изучаем родной край» для детей старшего дошкольного возраста создана в 2008 г. Для реализации программы созданы мини-музеи «Русская изба» и «И мы, признательные внуки», посвященный М.В. Ломоносову.  Программа  прошла экспертизу на уровне ОО, заняла II место в VII Открытом региональном конкурсе «Наследие Поморья». Распространение опыта работы по данной программе педагог активно осуществляла на уровне ОО, муниципальном, региональном, федеральном уровнях.
«Народ, который не знает  своей       
  культуры и истории – презрен и     
  легкомыслен» 
                             Н.М. Карамзин 
 
        Одна из серьезных проблем нашего времени  - отторжение подрастающего поколения  от отечественной истории и культуры, от общественно-исторического наследия поколений.                                               
       В нашем детском саду ведется работа творческого объединения «Изучаем родной край» по приобщению детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре родного края.                              
       
Цель: формирование представлений детей старшего дошкольного возраста об истории и культуре родного края.                                               
      
Задачи: 
Формировать интерес к истории, народной культуре, традициям, обычаям, фольклору своего края. 
Знакомить с жизнью и творчеством М.В.Ломоносова. 
Дать представления о старинных ремеслах. 
Познакомить с народно – прикладным  искусством нашего края. 
Развивать интерес к изучаемому материалу, понимание необходимости беречь народные традиции. 
Воспитывать любовь к своему краю, уважение к традициям своего народа, желание продолжать их, поддерживать.
 
       Воспитательно-образовательный процесс творческого объединения построен на решении задач патриотического и духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста, на народном календаре, годичном цикле жизни народа нашего края и включает в себя постепенное знакомство детей с обычаями, праздниками, обрядами, рукоделием, ремеслами, историей и культурой. При разработке  программы творческого объединения основывались  на программы  О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей  к истории и культуре родного края» и  И.В. Томиловой «Северное сияние» по ознакомлению с жизнью и творчеством М.В. Ломоносова.
     Основной принцип – приоритетность регионального исторического и культурного наследия. 
    Разделы учебно-тематического плана:
Жилище, быт, традиционная кухня, основные занятия русских людей.
М.В.Ломоносов.
Северный  народный костюм.
Народные обрядовые праздники.
Северное народное декоративно-прикладное искусство
      Все мероприятия проводятся в мини-музеях дошкольного учреждения: «Русская изба» и «И мы признательные внуки …», посвященному М.В.Ломоносову, а также в ориентационном и музыкальном залах.
    Разнообразие форм и методов позволяет эффективно вести работу в данном направлении: НОД, в т.ч. с использованием информационных коммуникационных технологий; обрядовые праздники; творческая продуктивная и игровая деятельность детей; проектная и архивно-поисковая деятельность; посещение музеев; работа в мини-музеях детского сада; проведение конкурсов и выставок творческих работ детей и родителей; использование интернет – ресурсов; тесное взаимодействие с родителями и организациями социума.
       В результате  работы в творческом объединении, дети получают элементарные знания об истории и культуре своего края. Принимают активное участие в мероприятиях МБДОУ, города, связанных с этой темой. Благодаря участию в творческом объединении, осуществляется тесное взаимодействие с детьми, специалистами, с организациями социума по вопросам развития интереса к истории и культуре родного края. Накоплен большой объем информационного и демонстрационного материала. 
     Программа включает в себя тематическое планирование, конспекты занятий, сценарии обрядовых праздников, план совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной деятельности детей по темам занятий, план работы с родителями, проектную деятельность.                                                                   
      Познавательные беседы, НОД с использованием информационных коммуникационных технологий развивают мышление ребенка, осмысленное восприятие событий. Основными темами занятий являются знакомство с бытом, историей русской кухни, историей создания старинной одежды, северными народными промыслами, ремеслами, народными подвижными играми, жизнью и творчеством М.В. Ломоносова.   
     Формы работы: познавательные беседы, НОД с использованием ИКТ; предпраздничные посиделки; обрядовые праздники; театрализованные представления; досуги; интерактивные игры; посещение мини-музеев, музеев; творческая продуктивная и игровая деятельность детей; оформление выставок, мини-музеев; экскурсии, в т.ч. виртуальные; проектная деятельность.                           
       Для проверки результатов кружковой работы с детьми педагог проводила в конце учебного года викторины и тестирование на основе авторских интерактивных дидактических игр по тематике.
      Дети познакомились с традициями, обычаями, праздниками, обрядами, рукоделием, ремеслами, историей и культурой родного края. Разнообразие форм и методов позволило эффективно вести работу  в данном направлении.    
     К концу учебного года у детей сформированы представления о родном крае, об обычаях обрядовых праздников; развит познавательный интерес к истории культуры родного края через знакомство с традициями, обычаями, игрушками, народными подвижными играми; вызван интерес к традициям нашего края: гостеприимство, почитание родителей; даны представления о жизни и творчестве М.В.Ломоносова; ознакомлены с видами устного народного творчества, декоративно-прикладного искусства.
 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                           "Использование ИКТ  для развития

                творческого потенциала личности дошкольника"

                                        Автор: Вилимавичюте Ирина Ромуальдовна,                
                                       воспитатель МБДОУ Детский сад № 113 "Ветерок",

                                        г. Архангельск

       

           Развитие творческого потенциала сегодня декларируется как одна из основных задач дошкольного обучения и воспитания. Проблема становления творческой личности является одной из основных педагогических проблем, требующих глубокого исследования. Ее актуальность обусловлена изменениями, происходящими в социально-экономическом развитии страны, потребностью общества в самостоятельных, ответственных, творческих личностях, способных к непрерывному повышению интеллектуального уровня, обладающих информационной культурой.

          Я считаю, что применение современных технологий в процессе обучения, несомненно, вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения.

         Использование информационно-коммуникативных технологий – необходимое условие для современного образовательного процесса, когда главным становится не трансляция фундаментальных знаний, а развитие творческих способностей, создание возможностей для реализации потенциала личности. ИКТ используются не как цель, а как еще один педагогический инструмент, способствующий достижению цели занятия. Метод обучения с применением ИКТ весьма привлекателен и помогает лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения.

         Одним из основных средств развития творческого потенциала дошкольников являются презентации, НОД с ИКТ, виртуальные экскурсии, интерактивные дидактические игры, компьютерное тестирование. Это наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная.               
    Большое  значение  в  непосредственно  образовательной  деятельности имеют   мультимедийные  презентации. Для  достижения  большей         эффективности строю  презентации с  учетом индивидуальных возрастных особенностей  воспитанников,  в  нее  включаю  анимационные  картинки, элементы игры, сказки. Чередование демонстрации красочного материала и беседы с воспитанниками помогают в большей мере добиться поставленных целей  образовательной  деятельности.  Презентации  состоят  из  красочных анимированных слайдов, которые являются прекрасными помощниками при

проведении   воспитательно-образовательного   процесса.   Грамотно подобранный материал позволяет отследить уровень знаний воспитанников  

и спланировать дальнейшую работу в данном направлении.

       Безграничный познавательный интерес наших воспитанников успешно реализуем через организацию виртуальных экскурсий. 

       Виртуальная экскурсия - это организационная форма образовательной деятельности, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов.  Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий. Виртуальная экскурсия в нашей работе с детьми позволяет получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения, сэкономить время и средства. Достоинства данных экскурсий в том, что мы  сами отбираем нужный материал, составляем необходимый маршрут, изменяем содержание согласно поставленным целям и интересам детей.

       В своей работе мы широко используем игры и игровые упражнения, разработанные на основе медиатехнологий.  
       Преимущество собственных разработок в том, что их можно включать в любой этап мероприятия, при объяснении нового, повторении пройденного материала. Необходимые условия этих игр - наличие «феномена удивления», раскрепощения детей, вариативность, интерактивность.

         Таким образом, умелое использование информационно-коммуникативных технологий создает положительную мотивацию воспитанников в процессе получения новой информации и повышает качество образовательного процесса, развития их творческого потенциала, кардинально расширяя наши возможности в выборе материалов и форм совместной деятельности, делают образовательную деятельность яркой и увлекательной, информационно и эмоционально насыщенной.

        




Предварительный просмотр:

 

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования "Город Архангельск"                                    Детский сад общеразвивающего вида № 113

"Приобщение детей  старшего дошкольного возраста к

народно-прикладному искусству родного края

через интерактивные дидактические игры "

   

                                           Автор: Вилимавичюте И.Р.

                                           воспитатель МБДОУ Детский сад

                                           № 113"Ветерок"

г. Архангельск

                                                           

                                                  «Самым высоким видом искусства,

                                                  самым талантливым, самым гениальным

                                                  является народное искусство, то есть то,

                                                  что запечатлено народом, сохранено, то,

                                                  что народ пронес через столетия».

                                                                                               М.И. Калинин  

       

         Народное декоративно-прикладное искусство - это цельный и стройный мир особого отношения человека к окружающему миру, к своему труду и быту. Народное творчество, будучи составной частью искусства, несет в себе лучшие примеры духовности, нравственности и патриотизма. DSC01676

       Декоративно – прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Полюбив то, что его окружает, ребенок лучше поймет и оценит то, что присуще всему народному искусству, что объединяет все виды, увидит то, что отличает их друг от друга в зависимости от природных условий, занятий местных жителей, их вкусов. Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. 

       Использование народно-прикладного искусства Севера в дошкольном учреждении дает возможность решать задачи художественного развития, эстетического и патриотического воспитания детей. Через близкое и родное творчество своих земляков детям легче понять и творчество других народов, получить первоначальное эстетическое воспитание.

       Вовлекая детей в творческую деятельность на занятиях по декоративно-прикладному искусству, столкнулись с проблемой восприятия детьми излагаемого материала. Показывая приемы различных видов росписи, поделок с применением росписи, не наблюдали включенности детей в процесс познания. Дети с трудом усваивают элементы той или  ной росписи, путают виды декоративно-прикладного искусства.

        Им были понятны простые линии, простые формы, сочетание двух или трех цветов в композиции, т.е. все то, с чем они чаще всего сталкиваются в жизненных ситуациях. А именно, игрушки в доме, мультфильмы по телевизору, сказочные персонажи из детских книжек.C:\Users\User\Desktop\Ирина Ром\фото\WP_20180330_006 (2).jpgDSC01670

        Мы задались вопросом: какую форму работы можно использовать при ознакомлении детей с декоративно-прикладным искусством, чтобы знания детей усвоились прочно и надолго.  

       Новизна методики состоит в том, что учитывая характер мышления детей дошкольного возраста (оно является наглядно-действенным и наглядно-образным), остановились на интерактивной дидактической игре, т.к. игра является ведущей деятельностью детей.

       Актуальность проблемы обозначила цель нашей работы.https://pp.userapi.com/c846523/v846523193/23179/4ijt32s_js4.jpg

Цель:  разработать и внедрить в работу с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с декоративно- прикладным искусством интерактивные дидактические игры.       

      Игры должны быть включены как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей. 

      Уже разработаны и применяются на практике игры:

                                    "Народная игрушка",

                                    "Северные росписи",

                                 "Каргопольская игрушка",

                                   "Пермогорская роспись",

                                      "Четвертый лишний",

                                         "Что перепутали ?",

                                         "Узнай по силуэту",

                                          "Укрась поделку" и др.

       

Предполагаемый результат:

  • дети имеют представления о народных промыслах;
  • умеют различать изделия разных народных промыслов;
  • у детей появится интерес к истории и культуре нашего народа;
  • развивается художественный вкус, они научатся видеть  красивое вокруг себя, выражать свои впечатления, эмоциональное отношение через свое творчество;
  • приобретут трудовые навыки и умения, стремясь овладеть традиционным мастерством.

     Итогом детской деятельности  служат выставки детского творчества; участие в конкурсах по народным промыслам; развлечениях, досугах, праздниках.https://sun9-3.userapi.com/c840736/v840736990/795c0/hAqZdSnF9ok.jpg

https://pp.userapi.com/c824502/v824502956/9f5e4/5Ka8iLVd0NY.jpg

 

https://pp.userapi.com/c824602/v824602156/1041db/zB1BT28kMMU.jpg

DSC01661



Предварительный просмотр:

      «Инновационные формы работы по формированию    
   представлений о жизни и творчестве М.В. Ломоносове»

                                          Автор:        Вилимавичюте И.Р.                      
                                                            воспитатель

                                                             МБДОУ Детский сад № 113,                                        
                                                            высшая кв. категория

                                                             г. Архангельск                                                                

                                                                «Помора сын – ты сыном стал России,                                                                                  
                                                           Предугадав ее грядущий час.                                                                                                                          
                                                           И столько смог за жизнь свою осилить,                                                                              
                                                           Что и доныне поражаешь нас …»

                                                                                                      Д. Ушаков

         Одна из серьезных проблем нашего времени  - отторжение подрастающего поколения  от отечественной истории и культуры, от общественно-исторического наследия поколений.
        Историческое наследие неотъемлемо от знаний о жизни и творчестве нашего великого земляка М.В.Ломоносова.  

          В нашем детском саду ведется работа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с жизнью и творчеством М.В. Ломоносова, используя программу «Северная мозаика», созданную на базе нашего детского сада и не имеющая аналогов, автор Томилова И.В. и программу кружка «Изучаем родной край», автор Вилимавичюте И.Р.

         При проведении мероприятий мы  используем объекты детского сада: мини - музей М.В. Ломоносова, мини - музей «Русская изба», ориентационный зал.                                            
        Основная цель  - воспитание у детей старшего дошкольного возраста патриотизма, чувства гордости за богатое духовное и историческое наследие родного края через знакомство с жизнью и творчеством великого земляка М.В.Ломоносова.

Основной принцип – приоритетность регионального исторического  наследия: воспитание патриотизма с целью уважения к своему прошлому и настоящему, приобщение к национальному историческому наследию, национально-культурным традициям. Начинать знакомство детей с жизнью и творчеством М.В. Ломоносова  должен осуществлять детский сад. Как сделать эту работу интересной  для детей? Нами были апробированы различные формы работы. По итогам мониторинга выявлены самые интересные и эффективные -  инновационные формы работы с детьми.
          Разнообразие форм и методов работы позволяет эффективно вести работу в данном направлении. Перечислю формы работы: НОД с использованием информационных коммуникационных технологий; проектная деятельность; кружковая работа; работа в мини-музеях; экскурсии по местам, связанным с именем М.В. Ломоносова; выставки творческих работ, кроссвордов, созданные детьми и родителями; создание короткометражных фильмов, виртуальных экскурсий; создание и использование в работе авторских дидактических и словесных игр (картотека игр опубликована в сборнике методических разработок ч.2  «К юбилею Михайло Ломоносова»; досуги; сотрудничество с учреждениями социума; взаимодействие с родителями; использование интернет - ресурсов.

         НОД с использованием информационных коммуникационных технологий мы эффективно включаем в различные виды образовательных областей, в т.ч. при ознакомлении детей с жизнью и творчеством М.В. Ломоносова. К юбилею нашего великого земляка было проведено  бинарное занятие  с использованием ИКТ «Из Холмогор в Москву». На протяжении всего занятия дети  выполняли разнообразные задания, проводили  опыты в лаборатории, исполняли северные народные песни, водили хороводы. Самым интересным моментом занятия для всех присутствующих оказалось появление М.В. Ломоносова. По отзывам педагогов города, дети показали прекрасные знания о жизни и творчестве М.В. Ломоносова.

        Одним из важных аспектов работы является   проектная деятельность. Результатом такой работы стал проект «Ломоносову посвящается…».                                                                                                                 Тип проекта: информационно – практикоориентированный.  

Возраст детей: старший дошкольный.

Продолжительность: долгосрочный.

 Проблема: формирование знаний родителей и детей о жизни и творчестве М.В.Ломоносова, недостаток в информационном и демонстрационном материале.                                                                                                                           Цель: расширение представлений о жизни и творчестве М.В.Ломоносова, тесное взаимодействие с родителями в данной работе,  пополнение экспозиции мини – музея М.В.Ломоносова, центров краеведения, CD – теки.                                                                                                                                      Задачи:                                                                                                                                                                          1.  Формировать у детей и родителей интерес к жизни и творчеству М.В.Ломоносова.                                                                                                                           2.  В детском саду создать условия для обобщения материала по формированию у   старших дошкольников и их родителей интереса к М.В.Ломоносову.                                                                                                                     3. Привлечь родителей к работе МДОУ по данной теме.                                                                                                                                                          
     
В результате  дети и родители получили знания о жизни и творчестве М.В.Ломоносова, приняли активное участие в мероприятиях ДОУ, выполнили все задачи  проекта, осуществлялось  тесное взаимодействие с детьми и родителями по вопросам развития  интереса к жизни и творчеству нашего великого земляка   М.В. Ломоносова.

      Кружок «Изучаем родной край» эффективно работает в приобщении детей старшего дошкольного возраста к истории, культуре и традициям нашего края. Цикл занятий кружка посвящен ознакомлению детей с жизнью и творчеством М.В.Ломоносова: «В гости к Михайло», «Путь в Москву», «Ломоносовские мозаики», викторина «Что мы знаем о Ломоносове».

        В нашем детском саду созданы и функционируют 11 мини – музеев.  Работа по ознакомлению с жизнью и творчеством М.В. Ломоносова  проводится  в  мини – музеях «Русская изба» и мини-музее М.В. Ломоносова  «И мы признательные внуки …».  Они являются частью образовательного пространства детского сада,  связаны  с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью.                                                                      
      Этнографический мини-музей нашего ДОУ «Русская изба» функционирует с 1998 года. Это мощное средство восприятия исторического сознания, доступное и интересное не только детям, но и их родителям: обращение к предметному миру старины, подход к культуре прошлого через предметы старины, в которых воплощена история, прошлое и настоящее, на которых оставили след те, кто ими владел. А также дает возможность детям видеть то, что окружало Михайло Ломоносова в детстве и в юности, знакомит с образом  жизни, традициями того времени.                                                                        
     Мини – музей М.В. Ломоносова «И мы признательные внуки…» функционирует с 2005 г. В нем собран разнообразный демонстрационный и информационный материал, творческие работы детей и родителей, дидактические игры, лаборатория  для исследовательской деятельности, CD – тека, научно – популярная и художественная литература. Педагоги и сами воспитанники проводят экскурсии, знакомя детей и родителей с экспонатами мини – музея, играют, проводят опыты, выполняют творческие работы, читают.

         Творческая группа педагогов нашего детского сада создала СD – теку, в которую входят презентации («Солнце науки русской» - биография М.В. Ломоносова, «Я иду по земле Ломоносова» - знакомство с родиной Ломоносова, «Имя Ломоносова в Архангельске») виртуальные экскурсии («Памятники М.В. Ломоносову», «Объекты г. Архангельска  с именем Ломоносова», «Музей М.В. Ломоносова» и короткометражные фильмы киностудии “Bebi - +”, знакомящие детей с жизнью и творчеством М.В. Ломоносова: «В гостях у бабушки Вали» ч.1, 2 («Сказ о Ломоносове»), «Дети о Ломоносове» на основе рисунков и рассказов детей, «Экскурсия на родину Ломоносову».

      Особую роль в ознакомлении детей и родителей с жизнью и творчеством М.В. Ломоносова играют досуги: игры-путешествия, театрализованные игры, поморские посиделки, интерактивные игры с использованием ИКТ.

     Наш детский сад тесно сотрудничает с учреждениями социума. В течение года наши дети посещают интересные познавательные занятия в краеведческом музее, в детской библиотеке №3, совершают экскурсии в музей изобразительных искусств, участвуют в мероприятиях музея деревянного зодчества «Малые Корелы», Архангельского педагогического колледжа. Тесно сотрудничаем с МБОУ СОШ  №8, Ломоносовским фондом, школой искусств №43 «Тоника».    

         Творческая группа работников дошкольного учреждения создала группу в «Контакте» и сайт http://veterok113.edusite.ru. Заинтересованные родители имеют возможность ознакомиться с жизнью учреждения через Интернет, просмотреть фоторепортажи и видеоматериалы о различных мероприятиях: экскурсии (к памятнику М.В. Ломоносова, в краеведческий музей, в детскую библиотеку № 3), занятия («Якие мы, поморы!», «Ломоносовские мозаики», «Из Холмогор в Москву»), повседневная жизнь   (экскурсии, игры в мини-музее). Многие родители с удовольствием посещают наш сайт, общаются на форуме, оставляют отзывы, комментарии.                     
     
Ещё один плюс – дистанционное обучение родителей. Мы предлагаем родителям диски из CD - теки;  информационный и демонстрационный материал для закрепления дома знаний, используемых на занятиях в детском саду. Если ребёнок пропустил занятия по разным причинам,  он может наверстать упущенное, просмотрев дома с родителями представленный материал. А родители, изучив информационный материал, могут объяснить ребенку представленный фильм или иллюстрации.                                                   

       Знакомя детей старшего дошкольного возраста с жизнью и творчеством    
нашего великого земляка М.В.Ломоносова, мы надеемся, что они сохранят эти знания и чувство гордости за своего великого земляка и будут стремиться к знаниям как Михаил Васильевич Ломоносов.

                                     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

" Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народно-прикладному искусству родного края через интерактивные дидактические игры " Автор: Вилимавичюте И.Р, в оспитатель МБДОУ Детский сад №113 г. Архангельск

Слайд 2

Цель работы Разработать и внедрить в работу с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с декоративно- прикладным искусством севера интерактивные дидактические игры. Актуальность работы Изучение народно-прикладного искусства Севера в дошкольном учреждении дает возможность решать задачи художественного развития, эстетического и патриотического воспитания детей.

Слайд 3

Игры «Волшебный сундучок» «Что перепутал художник?» «Выбери предметы быта северного края» « Каргопольская игрушка» «Птица пермогорской росписи» «Четвертый лишний» «Что перепутали?»

Слайд 4

Волшебный сундучок

Слайд 5

Что перепутал художник?

Слайд 6

Выбери предметы быта Северного края

Слайд 7

« Каргопольская игрушка»

Слайд 8

Птица Пермогорской росписи

Слайд 9

Детское творчество