Региональный компонент в работе с дошкольниками.
Скачать:
Предварительный просмотр:
"Использование ИКТ для развития
творческого потенциала личности дошкольника"
Автор: Вилимавичюте Ирина Ромуальдовна,
воспитатель МБДОУ Детский сад № 113 "Ветерок",
г. Архангельск
Развитие творческого потенциала сегодня декларируется как одна из основных задач дошкольного обучения и воспитания. Проблема становления творческой личности является одной из основных педагогических проблем, требующих глубокого исследования. Ее актуальность обусловлена изменениями, происходящими в социально-экономическом развитии страны, потребностью общества в самостоятельных, ответственных, творческих личностях, способных к непрерывному повышению интеллектуального уровня, обладающих информационной культурой.
Я считаю, что применение современных технологий в процессе обучения, несомненно, вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения.
Использование информационно-коммуникативных технологий – необходимое условие для современного образовательного процесса, когда главным становится не трансляция фундаментальных знаний, а развитие творческих способностей, создание возможностей для реализации потенциала личности. ИКТ используются не как цель, а как еще один педагогический инструмент, способствующий достижению цели занятия. Метод обучения с применением ИКТ весьма привлекателен и помогает лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения.
Одним из основных средств развития творческого потенциала дошкольников являются презентации, НОД с ИКТ, виртуальные экскурсии, интерактивные дидактические игры, компьютерное тестирование. Это наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная.
Большое значение в непосредственно образовательной деятельности имеют мультимедийные презентации. Для достижения большей эффективности строю презентации с учетом индивидуальных возрастных особенностей воспитанников, в нее включаю анимационные картинки, элементы игры, сказки. Чередование демонстрации красочного материала и беседы с воспитанниками помогают в большей мере добиться поставленных целей образовательной деятельности. Презентации состоят из красочных анимированных слайдов, которые являются прекрасными помощниками при
проведении воспитательно-образовательного процесса. Грамотно подобранный материал позволяет отследить уровень знаний воспитанников
и спланировать дальнейшую работу в данном направлении.
Безграничный познавательный интерес наших воспитанников успешно реализуем через организацию виртуальных экскурсий.
Виртуальная экскурсия - это организационная форма образовательной деятельности, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий. Виртуальная экскурсия в нашей работе с детьми позволяет получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения, сэкономить время и средства. Достоинства данных экскурсий в том, что мы сами отбираем нужный материал, составляем необходимый маршрут, изменяем содержание согласно поставленным целям и интересам детей.
В своей работе мы широко используем игры и игровые упражнения, разработанные на основе медиатехнологий.
Преимущество собственных разработок в том, что их можно включать в любой этап мероприятия, при объяснении нового, повторении пройденного материала. Необходимые условия этих игр - наличие «феномена удивления», раскрепощения детей, вариативность, интерактивность.
Таким образом, умелое использование информационно-коммуникативных технологий создает положительную мотивацию воспитанников в процессе получения новой информации и повышает качество образовательного процесса, развития их творческого потенциала, кардинально расширяя наши возможности в выборе материалов и форм совместной деятельности, делают образовательную деятельность яркой и увлекательной, информационно и эмоционально насыщенной.
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования "Город Архангельск" Детский сад общеразвивающего вида № 113
"Приобщение детей старшего дошкольного возраста к
народно-прикладному искусству родного края
через интерактивные дидактические игры "
Автор: Вилимавичюте И.Р.
воспитатель МБДОУ Детский сад
№ 113"Ветерок"
г. Архангельск
«Самым высоким видом искусства,
самым талантливым, самым гениальным
является народное искусство, то есть то,
что запечатлено народом, сохранено, то,
что народ пронес через столетия».
М.И. Калинин
Народное декоративно-прикладное искусство - это цельный и стройный мир особого отношения человека к окружающему миру, к своему труду и быту. Народное творчество, будучи составной частью искусства, несет в себе лучшие примеры духовности, нравственности и патриотизма.
Декоративно – прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Полюбив то, что его окружает, ребенок лучше поймет и оценит то, что присуще всему народному искусству, что объединяет все виды, увидит то, что отличает их друг от друга в зависимости от природных условий, занятий местных жителей, их вкусов. Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга.
Использование народно-прикладного искусства Севера в дошкольном учреждении дает возможность решать задачи художественного развития, эстетического и патриотического воспитания детей. Через близкое и родное творчество своих земляков детям легче понять и творчество других народов, получить первоначальное эстетическое воспитание.
Вовлекая детей в творческую деятельность на занятиях по декоративно-прикладному искусству, столкнулись с проблемой восприятия детьми излагаемого материала. Показывая приемы различных видов росписи, поделок с применением росписи, не наблюдали включенности детей в процесс познания. Дети с трудом усваивают элементы той или ной росписи, путают виды декоративно-прикладного искусства.
Им были понятны простые линии, простые формы, сочетание двух или трех цветов в композиции, т.е. все то, с чем они чаще всего сталкиваются в жизненных ситуациях. А именно, игрушки в доме, мультфильмы по телевизору, сказочные персонажи из детских книжек.
Мы задались вопросом: какую форму работы можно использовать при ознакомлении детей с декоративно-прикладным искусством, чтобы знания детей усвоились прочно и надолго.
Новизна методики состоит в том, что учитывая характер мышления детей дошкольного возраста (оно является наглядно-действенным и наглядно-образным), остановились на интерактивной дидактической игре, т.к. игра является ведущей деятельностью детей.
Актуальность проблемы обозначила цель нашей работы.
Цель: разработать и внедрить в работу с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с декоративно- прикладным искусством интерактивные дидактические игры.
Игры должны быть включены как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей.
Уже разработаны и применяются на практике игры:
"Народная игрушка",
"Северные росписи",
"Каргопольская игрушка",
"Пермогорская роспись",
"Четвертый лишний",
"Что перепутали ?",
"Узнай по силуэту",
"Укрась поделку" и др.
Предполагаемый результат:
- дети имеют представления о народных промыслах;
- умеют различать изделия разных народных промыслов;
- у детей появится интерес к истории и культуре нашего народа;
- развивается художественный вкус, они научатся видеть красивое вокруг себя, выражать свои впечатления, эмоциональное отношение через свое творчество;
- приобретут трудовые навыки и умения, стремясь овладеть традиционным мастерством.
Итогом детской деятельности служат выставки детского творчества; участие в конкурсах по народным промыслам; развлечениях, досугах, праздниках.
Предварительный просмотр:
«Инновационные формы работы по формированию
представлений о жизни и творчестве М.В. Ломоносове»
Автор: Вилимавичюте И.Р.
воспитатель
МБДОУ Детский сад № 113,
высшая кв. категория
г. Архангельск
«Помора сын – ты сыном стал России,
Предугадав ее грядущий час.
И столько смог за жизнь свою осилить,
Что и доныне поражаешь нас …»
Д. Ушаков
Одна из серьезных проблем нашего времени - отторжение подрастающего поколения от отечественной истории и культуры, от общественно-исторического наследия поколений.
Историческое наследие неотъемлемо от знаний о жизни и творчестве нашего великого земляка М.В.Ломоносова.
В нашем детском саду ведется работа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с жизнью и творчеством М.В. Ломоносова, используя программу «Северная мозаика», созданную на базе нашего детского сада и не имеющая аналогов, автор Томилова И.В. и программу кружка «Изучаем родной край», автор Вилимавичюте И.Р.
При проведении мероприятий мы используем объекты детского сада: мини - музей М.В. Ломоносова, мини - музей «Русская изба», ориентационный зал.
Основная цель - воспитание у детей старшего дошкольного возраста патриотизма, чувства гордости за богатое духовное и историческое наследие родного края через знакомство с жизнью и творчеством великого земляка М.В.Ломоносова.
Основной принцип – приоритетность регионального исторического наследия: воспитание патриотизма с целью уважения к своему прошлому и настоящему, приобщение к национальному историческому наследию, национально-культурным традициям. Начинать знакомство детей с жизнью и творчеством М.В. Ломоносова должен осуществлять детский сад. Как сделать эту работу интересной для детей? Нами были апробированы различные формы работы. По итогам мониторинга выявлены самые интересные и эффективные - инновационные формы работы с детьми.
Разнообразие форм и методов работы позволяет эффективно вести работу в данном направлении. Перечислю формы работы: НОД с использованием информационных коммуникационных технологий; проектная деятельность; кружковая работа; работа в мини-музеях; экскурсии по местам, связанным с именем М.В. Ломоносова; выставки творческих работ, кроссвордов, созданные детьми и родителями; создание короткометражных фильмов, виртуальных экскурсий; создание и использование в работе авторских дидактических и словесных игр (картотека игр опубликована в сборнике методических разработок ч.2 «К юбилею Михайло Ломоносова»; досуги; сотрудничество с учреждениями социума; взаимодействие с родителями; использование интернет - ресурсов.
НОД с использованием информационных коммуникационных технологий мы эффективно включаем в различные виды образовательных областей, в т.ч. при ознакомлении детей с жизнью и творчеством М.В. Ломоносова. К юбилею нашего великого земляка было проведено бинарное занятие с использованием ИКТ «Из Холмогор в Москву». На протяжении всего занятия дети выполняли разнообразные задания, проводили опыты в лаборатории, исполняли северные народные песни, водили хороводы. Самым интересным моментом занятия для всех присутствующих оказалось появление М.В. Ломоносова. По отзывам педагогов города, дети показали прекрасные знания о жизни и творчестве М.В. Ломоносова.
Одним из важных аспектов работы является проектная деятельность. Результатом такой работы стал проект «Ломоносову посвящается…». Тип проекта: информационно – практикоориентированный.
Возраст детей: старший дошкольный.
Продолжительность: долгосрочный.
Проблема: формирование знаний родителей и детей о жизни и творчестве М.В.Ломоносова, недостаток в информационном и демонстрационном материале. Цель: расширение представлений о жизни и творчестве М.В.Ломоносова, тесное взаимодействие с родителями в данной работе, пополнение экспозиции мини – музея М.В.Ломоносова, центров краеведения, CD – теки. Задачи: 1. Формировать у детей и родителей интерес к жизни и творчеству М.В.Ломоносова. 2. В детском саду создать условия для обобщения материала по формированию у старших дошкольников и их родителей интереса к М.В.Ломоносову. 3. Привлечь родителей к работе МДОУ по данной теме.
В результате дети и родители получили знания о жизни и творчестве М.В.Ломоносова, приняли активное участие в мероприятиях ДОУ, выполнили все задачи проекта, осуществлялось тесное взаимодействие с детьми и родителями по вопросам развития интереса к жизни и творчеству нашего великого земляка М.В. Ломоносова.
Кружок «Изучаем родной край» эффективно работает в приобщении детей старшего дошкольного возраста к истории, культуре и традициям нашего края. Цикл занятий кружка посвящен ознакомлению детей с жизнью и творчеством М.В.Ломоносова: «В гости к Михайло», «Путь в Москву», «Ломоносовские мозаики», викторина «Что мы знаем о Ломоносове».
В нашем детском саду созданы и функционируют 11 мини – музеев. Работа по ознакомлению с жизнью и творчеством М.В. Ломоносова проводится в мини – музеях «Русская изба» и мини-музее М.В. Ломоносова «И мы признательные внуки …». Они являются частью образовательного пространства детского сада, связаны с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью.
Этнографический мини-музей нашего ДОУ «Русская изба» функционирует с 1998 года. Это мощное средство восприятия исторического сознания, доступное и интересное не только детям, но и их родителям: обращение к предметному миру старины, подход к культуре прошлого через предметы старины, в которых воплощена история, прошлое и настоящее, на которых оставили след те, кто ими владел. А также дает возможность детям видеть то, что окружало Михайло Ломоносова в детстве и в юности, знакомит с образом жизни, традициями того времени.
Мини – музей М.В. Ломоносова «И мы признательные внуки…» функционирует с 2005 г. В нем собран разнообразный демонстрационный и информационный материал, творческие работы детей и родителей, дидактические игры, лаборатория для исследовательской деятельности, CD – тека, научно – популярная и художественная литература. Педагоги и сами воспитанники проводят экскурсии, знакомя детей и родителей с экспонатами мини – музея, играют, проводят опыты, выполняют творческие работы, читают.
Творческая группа педагогов нашего детского сада создала СD – теку, в которую входят презентации («Солнце науки русской» - биография М.В. Ломоносова, «Я иду по земле Ломоносова» - знакомство с родиной Ломоносова, «Имя Ломоносова в Архангельске») виртуальные экскурсии («Памятники М.В. Ломоносову», «Объекты г. Архангельска с именем Ломоносова», «Музей М.В. Ломоносова» и короткометражные фильмы киностудии “Bebi - +”, знакомящие детей с жизнью и творчеством М.В. Ломоносова: «В гостях у бабушки Вали» ч.1, 2 («Сказ о Ломоносове»), «Дети о Ломоносове» на основе рисунков и рассказов детей, «Экскурсия на родину Ломоносову».
Особую роль в ознакомлении детей и родителей с жизнью и творчеством М.В. Ломоносова играют досуги: игры-путешествия, театрализованные игры, поморские посиделки, интерактивные игры с использованием ИКТ.
Наш детский сад тесно сотрудничает с учреждениями социума. В течение года наши дети посещают интересные познавательные занятия в краеведческом музее, в детской библиотеке №3, совершают экскурсии в музей изобразительных искусств, участвуют в мероприятиях музея деревянного зодчества «Малые Корелы», Архангельского педагогического колледжа. Тесно сотрудничаем с МБОУ СОШ №8, Ломоносовским фондом, школой искусств №43 «Тоника».
Творческая группа работников дошкольного учреждения создала группу в «Контакте» и сайт http://veterok113.edusite.ru. Заинтересованные родители имеют возможность ознакомиться с жизнью учреждения через Интернет, просмотреть фоторепортажи и видеоматериалы о различных мероприятиях: экскурсии (к памятнику М.В. Ломоносова, в краеведческий музей, в детскую библиотеку № 3), занятия («Якие мы, поморы!», «Ломоносовские мозаики», «Из Холмогор в Москву»), повседневная жизнь (экскурсии, игры в мини-музее). Многие родители с удовольствием посещают наш сайт, общаются на форуме, оставляют отзывы, комментарии.
Ещё один плюс – дистанционное обучение родителей. Мы предлагаем родителям диски из CD - теки; информационный и демонстрационный материал для закрепления дома знаний, используемых на занятиях в детском саду. Если ребёнок пропустил занятия по разным причинам, он может наверстать упущенное, просмотрев дома с родителями представленный материал. А родители, изучив информационный материал, могут объяснить ребенку представленный фильм или иллюстрации.
Знакомя детей старшего дошкольного возраста с жизнью и творчеством
нашего великого земляка М.В.Ломоносова, мы надеемся, что они сохранят эти знания и чувство гордости за своего великого земляка и будут стремиться к знаниям как Михаил Васильевич Ломоносов.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель работы Разработать и внедрить в работу с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с декоративно- прикладным искусством севера интерактивные дидактические игры. Актуальность работы Изучение народно-прикладного искусства Севера в дошкольном учреждении дает возможность решать задачи художественного развития, эстетического и патриотического воспитания детей.
Игры «Волшебный сундучок» «Что перепутал художник?» «Выбери предметы быта северного края» « Каргопольская игрушка» «Птица пермогорской росписи» «Четвертый лишний» «Что перепутали?»
Волшебный сундучок
Что перепутал художник?
Выбери предметы быта Северного края
« Каргопольская игрушка»
Птица Пермогорской росписи
Детское творчество