Самообразование учителя-логопеда "Коррекция речи детей дошкольного возраста посредством решения логических игр и головоломок" на 2020-2022 уч.г.
В настоящее время успешное обучение в школе совсем не связано с тем, умеет ли ребёнок читать, считать в пределах 100, но всё чаще обращается внимание на то, умеет ли он передавать свои мысли грамотно, связно, обширно. Овладел ли он навыком искать закономерности, подготовлен ли он к решению логических задач, что в свою очередь требует нетрадиционного подхода к проблеме, умеет ли он анализировать, обобщать, классифицировать, сопоставлять, делать выводы. Поэтому я выбрала для себя тему по самообразованию "Коррекция речи детей дошкольного возраста посредством решения логических игр и головоломок"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Принято на педагогическом совете протокол №1 от 26.08.2020 г. Согласовано: на Совете Учреждения протокол №1 от 26.08.2020 г. | Утверждено: приказом заведующего МБДОУ детский сад «Улыбка» пр. № 41-1 от 26.08.2020 г. ________________ Т.Н Еремина |
План по самообразованию
на 2020-2022 уч. г.
Тема «Коррекция речи детей дошкольного возраста посредством решения логических игр и головоломок»
Учитель-логопед:
Мурикова Наталья Юрьевна
с. Павловск, 2020 г.
Тема: «Коррекция речи детей дошкольного возраста посредством решения логических игр и головоломок»
Цель: повысить свою профессиональную квалификацию по вопросам коррекции речи дошкольников путем использования логических игр и головоломок.
Задачи:
1.Изучение современных подходов по использованию игр головоломок в коррекции речи детей дошкольного возраста.
2.Планирование работы по использованию логических игр и головоломок.
3.Описать формы и методы работы с детьми, родителями с использованием логических игр и головоломок.
4.Внедрить систему работы по использованию логических игр и головоломок в коррекции речи детей дошкольного возраста, распространение положительного опыта.
Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс. Положительная динамика речевого развития. Повышение мотивации и интереса к логопедическим занятиям, через использование игр головоломок.
Актуальность выбранной темы.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, т.е. социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей. Но информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и подготовка их к школе столь велика, что накладывает на учителя-логопеда комплекс сложных задач, поиска таких форм и методов работы по исправлению речевых нарушений, которые были бы эффективны, но не перегружали бы ребёнка.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования к основным видам деятельности детей относит и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребёнка.
Игровой метод – это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяя ребёнку получить собственный опыт.
В настоящее время успешное обучение в школе совсем не связано с тем, умеет ли ребёнок читать, считать в пределах 100, но всё чаще обращается внимание на то, умеет ли он передавать свои мысли грамотно, связно, обширно. Овладел ли он навыком искать закономерности, подготовлен ли он к решению логических задач, что в свою очередь требует нетрадиционного подхода к проблеме, умеет ли он анализировать, обобщать, классифицировать, сопоставлять, делать выводы.
Поэтому, осознавая, что это процесс, который требует тренировки, я стала предавать развитию логического мышления большее значение. Ищу новые, наиболее эффективные подходы, возможности, направления для реализации намеченных целей, а именно, развитие логического мышления через речевые задачи и головоломки.
Принципы:
- личностно-ориентированный подход;
- системность;
- переход от простого – к сложному.
Формы организации:
- изучение мировой практики применения логических задач;
- консультации для педагогов;
- консультации, беседы с родителями;
- создание своей игротеки головоломок;
- соревнования по решению знакомых головоломок;
- выставки головоломок, логических игр (совместно с родителями);
- создание собственных игр по типу знакомых.
ПЛАН РАБОТЫ НА 2020-2021 уч.г. | |||||
Сроки | Содержание работы | Изменение предметно-развивающей среды | Практический выход | ||
Методическая литература, самореализация | С детьми | С родителями | |||
сентябрь | Изучить и проанализировать: - Программу коррекционной логопедической работы Н. В. Нищевой. -составить планирование по самообразованию | 1.Обследование речи детей 2. НОД «Знакомство с танграмом» | 1.Ознакомление родителей с результатами обследования. 2. Выступление на родительских собраниях в младшей, средней, старшей и подготовительных группах. | 1.Приобретение танграма, составление картотеки схем для танграма 2. Выставление информации на сайте ДОУ | Результаты обследования речи детей. Рабочая программа на учебный год, индивидуальные планы логопедической коррекции. Приобретение танграма, составление картотеки схем для танграма. |
октябрь | Изучение опыта работы, методики развития речи через применение головоломок, применяемых педагогами в интернет-сети. |
| 1. Индивидуальная работа с родителями. 2. Папка-передвижка: «Игра-головоломка - Танграм» | ||
ноябрь | Изучить и проанализировать материал с детского портала «Солнышко»:www.solnet.ru | 1. Танграм по теме «Домашние животные». 2.Судоку на звуки [С], [С̓]. | 1. Индивидуальная работа с родителями. 2. Мастер-класс для родителей «Изготовление и использование головоломки – «Танграм» | Пополнение речевого уголка на тему: «Логопедическое судоку» | Судоку на разные звуки |
декабрь | Изучение материала на сайте: www. logoped.ru |
| 1. Индивидуальная работа с родителями. 2. «Игротека» - консультирование и совместные игры с ребенком в ДОУ. | Размещение информации на сайте ДОУ. | Использование накопленного опыта в работе с детьми. |
январь | Изготовить мультимедийные пособия для автоматизации звуков «Судоку». |
| Консультация на тему: «Важность логического мышления в развитии речи у дошкольников» | Мультимедийные пособия для автоматизации звуков «Судоку».. | |
февраль | Изучить и проанализировать Васильевой С. А.-Логопедические игры для дошкольников – М. «Школа-Пресс»,2007. |
|
| Выставление информации на сайте ДОУ. | Консультация для педагогов «Использование головоломки «Танграм» для развития речи дошкольников» |
март | Изучение опыта работы учителя-логопеда Коняхиной Н.В. по теме: «Коррекция общего недоразвития речи средствами логических игр» |
| 1.Индивидуальная работа с родителями. 2. Консультация родителей: «Словесные игры с помощью головоломки танграм» | Размещение информации на сайте ДОУ | Использование накопленного опыта в работе с детьми. |
апрель | Изготовление презентаций по лексическим темам и для индивидуальных занятий. |
| Памятка для родителей: «Логические игры по развитию речи». | Картотека логических игр по развитию речи старших дошкольников | |
май | Проведение диагностики по речевому развитию детей | Диагностика речевого развития детей. | Разработка рекомендаций родителям по развитию речи детей в летний период. | Размещение консультации на сайте ДОО | - Результаты обследования речи. - Отчет о проделанной работе за учебный год. |
ПЛАН РАБОТЫ НА 2021-2022 уч.г. | |||||
Сроки | Содержание работы | Изменение предметно-развивающей среды | Практический выход | ||
Методическая литература, самореализация | С детьми | С родителями | |||
сентябрь | Составить планирование по самообразованию | 1.Обследование речи детей 2. НОД «Что такое ребус?» | 1.Ознакомление родителей с результатами обследования. 2. Выступление на родительских собраниях в младшей, средней, старшей и подготовительных группах. | 1.Изготовление ребусов 2. Выставление информации на сайте ДОУ | Результаты обследования речи детей. Рабочая программа на учебный год, индивидуальные планы логопедической коррекции. Схемы для головоломки «Складушка» Красноухова |
октябрь | Изучение опыта работы «Развитие речи детей через логические игры старшего дошкольного возраста» Мухамеджановой Д. на сайте https://www.prodlenka.org/ |
| 1. Индивидуальная работа с родителями. 2. Консультация: «Ребусы для развития логического мышления у детей» | ||
ноябрь | Изучить и проанализировать материал «Речевые логические задачи как средство умственного и речевого развития дошкольников» https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00948927_0.html | 1. Сладушки собираем – слова «ласковые» называем (существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом). 2.Ребусы по теме «Млекопитающие» | 1. Индивидуальная работа с родителями. 2. Мастер-класс для родителей «Изготовление и использование головоломки – «Сладушка» | Пополнение речевого уголка на тему ребусами на разные темы. | Карточки с ребусами |
декабрь | Изучение материала на сайте: www. logoped.ru |
| 1. Индивидуальная работа с родителями. 2. «Игротека» - консультирование и совместные игры с ребенком в ДОУ. | Размещение информации на сайте ДОУ. | Использование накопленного опыта в работе с детьми. |
январь | Изготовить мультимедийные пособия «Ребусы». |
| Консультация на тему: «Логические упражнения для развития речи» | Мультимедийные пособия для родителей «Ребусы». | |
февраль | Изучить и проанализировать статью Выброновой В. В.- «Развитие мышления на логопедических занятиях у дошкольников с общим недоразвитием речи» в электронном журнале «Экстернат. РФ» |
2. Сладушки собираем – слова «наоборот» называем (антонимы). |
| Выставление информации на сайте ДОУ. | Консультация для педагогов «Использование логических игр на занятиях по развитию речи в дошкольном возрасте» |
март | Изучение опыта работы учителя-логопеда Болковенко О.А. по теме: «Логические игры и упражнения для развития речи дошкольников» |
| 1.Индивидуальная работа с родителями. 2. Консультация родителей: «Словесные игры с помощью головоломки Сладушки» | Размещение информации на сайте ДОУ | Использование накопленного опыта в работе с детьми. |
апрель | Изготовление презентаций по лексическим темам и для индивидуальных занятий. | 1.Ребусы по теме «Насекомые». 2. Складушки собираем – слова на звук называем | Памятка для родителей: «Логические игры по развитию речи». | Мультимедийные презентации для развития логики и речи | |
май | Проведение диагностики по речевому развитию детей | Диагностика речевого развития детей. | Разработка рекомендаций родителям по развитию речи детей в летний период. | Размещение консультации на сайте ДОУ | Результаты обследования речи. Отчет о проделанной работе за учебный год. |
Список используемой литературы:
- Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Академия, 1999. - 159с.
- Венгер Л.А., О.М. Дьяченко Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 1999.127с.
- Зак А.С. Как развивать логическое мышление?: 800 занимательных задач для детей 6-15 лет.- М.: Аркти, 2001.-144с.
- Панова Е.П. Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста // Начальная школа. – 2002. - №6. – С.56-59
- Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А.Сохина. - М.: Просвещение, 1999
- Шакова О.С. Развитие речи детей 4-7 лет // Дошкольное воспитание. - 1999. - №1. - С.59-66.
- Швайко Г.С. Игры и упражнения для развития речи / Под ред. В.В.Гербовой. - М.: Просвещение, 1999.