Для вас, родители!

Мурикова Наталья Юрьевна

Уважаемые родители! В этом разделе Вы найдете полезную информацию по обучению и воспитанию детей.

Ребенок учится тому, 
что видит у себя в дому - 
родители пример ему. 

Кто при жене и детях груб, 
кому язык распутства люб - 
пусть помнит, 
что с лихвой получит от них все то, 
чему их учит. 

Коль видят нас и слышат дети - 
мы за слова свои в ответе и за дела! 
Легко толкнуть детей на нехороший путь. 
Держи в приличии свой дом, 
чтобы не каяться потом!

         Себастьян Брант  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Ребус -  одна из форм  развития логики дошкольников»

Ребус — это вид головоломки, загадка, сформулированная в виде рисунка в сочетании с буквами, цифрами, знаками, символами, фигурами.

Ребусы и их польза в развитии ребенка

 Задача решающего – проанализировав изображения и символы-подсказки, распознать зашифрованное слово.  Одна из основных прелестей ребусов в том, что у них практически нет возрастных ограничений. Самые юные эрудиты любят такие задачки из-за ярких веселых картинок, детям постарше просто интересно решать подобные головоломки. Чего уж говорить,  разгадывать ребусы настолько увлекательно, что порой от них тяжело оторваться даже взрослому.

Какую пользу несут ребусы?

Помимо развлекательной функции ребусы несут в себе немалую пользу для интеллектуального развития: они расширяют кругозор ребенка, увеличивают словарный запас, тренируют логику, мышление и интуицию. Решение подобных задачек также развивает нестандартное мышление, ведь иногда зашифрованная картинка может иметь неоднозначную трактовку.

Как разгадывать ребусы

В основе решения ребусов лежат следующие правила их построения:

  • все предметы, изображенные на головоломке, называются в именительном падеже;
  • если слева или справа от рисунка нарисованы запятые, то с соответствующей стороны слова надо убрать столько букв, сколько запятых изображено; 
  • если изображение в загадке перевернуто, то слово читается справа налево;
  • если над рисунком или рядом с ним изображена зачеркнутая буква, то она исключается из слова;
  • если около зачеркнутой буквы изображена другая буква (либо между буквами нарисован знак равенства), то эти буквы в слове заменяются;
  • цифры, написанные над картинкой, задают порядок следования букв в слове;
  • если часть слова читается как числительное, в ребусе его обычно заменяют соответствующим числом; 
  • слова, имеющие в составе сочетания букв «перед», «за», «на», «под», «над», «за», обычно иллюстрируются за счет букв или картинок одной под другой или за другой. Буквы «с» и «в» могут выступать в качестве предлогов.

Научившись разгадывать ребусы, ребёнок сможет сам их изобретать. Процесс изобретения ребусов развивает гораздо больше мыслительных качеств, чем простое разгадывание.

Важно подобрать ребенку подходящие по сложности ребусы и постепенно увеличивать их сложность.
Это занимательная игра не только для детей, а и для взрослых.

Проверьте свою логику!



Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей
«Изготовление и использование головоломки «Танграм»

в работе с дошкольниками»

Танграм в переводе с китайского означает «семь дощечек мастерства». Это головоломка, которая представляет из себя квадрат, разрезанный на 7 частей определенным образом.

Изготовление танграма.

  1. Приготовьте квадрат 8х8 см из картона или пластика, одинаково раскрашенный с двух сторон.
  2. Разделите квадрат на 7 частей, как это показано на рисунке.
  3. Аккуратно вырежьте ножницами каждую часть головоломки.


В результате получается 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм.

Используя все 7 частей, плотно присоединяя их друг к другу, можно составить очень много различных изображений по образцам и по собственному замыслу, но требуется соблюдать 2 условия:

• необходимо использовать все семь фигур танграма;

• фигуры не должны перекрываться между собой.C:\Users\777\Desktop\101919921_5111852_585pxmake_a_tangram_svg_1_.png

Танграм часто называют «Головоломкой из картона» или «геометрическим конструктором». Это одна из несложных головоломок, которая под силу ребенку дошкольного возраста. Из полученных частей можно складывать самые разнообразные фигуры…

Самый легкий вариант для детей дошкольников - собирать фигуры по расчерченным на элементы схемам (ответам), как мозаику. Немного практики, и ребенок научится составлять фигуры по образцу-контуру и даже придумывать свои фигуры по такому же принципу.

C:\Users\777\Desktop\01.jpg

Задания развивающей игры «Танграм» для детей 5-6 лет.

C:\Users\777\Desktop\02.jpg

В результате упражнений и заданий к этой игре «Танграм» ребенок научится анализировать простые изображения, выделять в них геометрические фигуры, научится визуально разбивать целый объект на части и наоборот составлять из элементов заданную модель.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей

Логическая головоломка Красноухова «Складушки»

Владимир Иванович Красноухов - известный изобретатель логических, занимательных игр и головоломок, член Международного клуба изобретателей головоломок.

Головоломка «Складушка» - одна из головоломок В.И. Красноухова.

С помощью головоломки развивается логическое и пространственное мышление, внимание, зрительная память и моторика рук.

Головоломка учит аккуратности и точности, умению анализировать и синтезировать. Способствует развитию усидчивости и самостоятельности.

Знакомство с игрой можно начать с 2-2,5 лет.

Как играть.

Распечатайте листы с головоломкой на плотной бумаге, а один из них разрежьте на отдельные квадраты по серым линиям.

Ребенку необходимо накладывать квадратики на игровое поле или собирать рядом на столе, подглядывая на образец.

F:\головоломки\Shablon_1_00002.jpg



Предварительный просмотр:

«Дорожная азбука»

Консультация для родителей

Рост количества машин на улицах городов и поселков нашей страны, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков, растущие пробки на автодорогах являются одной из причин дорожно-транспортных происшествий. Никого не оставляют равнодушным неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети.

Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Пре­доставленные самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют еще в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость и переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь веселую игру.

Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека.

Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях.

Дорога с ребенком из дома в детский сад и обратно - идеальный момент для формирования у него навыков безопасного поведения на улице. Перед ребенком всегда должен быть личный пример соблюдения родителями всех без исключения правил дорожного движения.

Правила безопасного поведения на улице

    На улице нужно быть очень внимательным, не играть на проезжей части.

    Прежде чем переходить дорогу по пешеходному переходу «зебра», нужно сначала остановиться и посмотреть налево, затем посмотреть направо и еще раз налево. Если машин поблизости нет, можно переходить дорогу.

    Дойдя до середины дороги, нужно посмотреть направо. Если машин близко нет, то смело переходить дальше.

    Переходить через дорогу нужно спокойно. Нельзя выскакивать на проезжую часть.

    Даже если загорелся зеленый свет светофора, прежде чем ступить на дорогу, следует внимательно посмотреть по сторонам, убедиться, что все машины остановились.

Все эти понятия ребенок усвоит более прочно, если его знакомят с правилами дорожного движения систематически, ненавязчиво. Используйте для этого соответствующие ситуации на улице, во дворе, на дороге. Находясь с малышом на улице, полезно объяснять ему все, что происходит на дороге с транспортом, пешеходами. Например, почему в данный момент нельзя перейти улицу, какие на этот случай существуют правила для пешеходов и автомобилей, укажите на нарушителей, отметив, что, нарушая правила, они рискуют попасть под транспорт.

Чтобы развить у ребенка зрительную память, закрепить зрительные впечатления, предложите малышу, возвращаясь с ним из детского сада, самому найти дорогу домой или, наоборот, «привести» вас утром в детский сад.

Не запугивайте ребенка улицей - панический страх перед транспортом не менее вреден, чем беспечность и невнимательность!

Полезно прочитать ребенку стихотворение: «Про одного мальчика» С. Михалкова, «Меч» С. Маршака, «Для пешеходов» В. Тимофеева, «Азбука безопасности» О. Бедарева, «Для чего нам нужен светофор» О. Тарутина, полезно рассмотреть с ребенком набор красочных рисунков «Красный, желтый, зеленый», «Пешеходу-малышу». Купите ребенку игрушечные автомобили, автобусы, светофоры, фигурки постовых - регулировщиков и др. и организуйте игры по придуманному вами сюжету, отражающие любые ситуации на улице. Игра - хорошее средство обучения ребенка дорожной грамоте.

ПОМНИТЕ!!! Все взрослые являются примером для детей!

Пусть ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только вашего ребенка, но и других детей. Переходите улицу в точном соответствии с правилами. Старайтесь сделать все возможное, чтобы оградить детей от несчастных случаев на дорогах!



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

«Как развить внимание у ребенка»

Уважаемые родители!

Помните, что внимание - важный психический процесс. Это одно из важнейших условий успешного и полноценного выполнения любой деятельности человека. Ведь внимание дает возможность видеть, слышать и воспринимать окружающий мир. Следовательно, детям, в процессе обучения и познания, внимание, которое позволяет сосредоточиться на определенных объектах, просто необходимо! Ведь дети каждый день получают огромное количество информации, а внимание помогает им выделить наиболее интересное и значимое для них! Именно поэтому, увлеченные чем-то дети, зачастую, не замечаю того, что происходит вокруг!

Внимание ребенка- это уникальный познавательный процесс, который требует постоянного развития. Наряду с восприятием, памятью, воображением и мышлением, внимание составляет основу системы психологических функций человека, которая закладывается, непосредственно, в дошкольном возрасте. Конечно, задача воспитателя заключается в том, чтобы научить детей прислушиваться, присматриваться, стать более внимательными к окружающему миру предметов, знаний, ощущений и эмоций. Но, лишь в комплексной работе воспитателя с родителями можно добиться наиболее успешных результатов в работе с детьми. Старайтесь развить и тренировать внимание ребенка.

Ну а достижению данной задачи в максимальной степени способствует игра!

Да, в первую очередь, игра - это развлечение и отдых, но это еще обучение, воспитание, творчество и, в какой-то степени, даже труд!

Помните, что посредством игры, не прибегая к назидательности, можно одновременно развить не только внимание, но и память, и речь и мышление детей. Таким образом, формирование внимания ребенка возможно только при специально организованной игровой деятельности. Причем, необходимо помнить, что вовлекая детей в игровую деятельность, следует осветить самые привлекательные ее стороны. Ведь все наглядное и эмоциональное -это уже залог успеха в формировании и развитии внимания ребенка. От того, насколько внимателен ребенок, зависит его успешность в дальнейшем, например, в школе. Ведь внимание -это главная составляющая обучения. И именно игры на развитие внимания помогают добиться нужной цели.

Вот ряд, наиболее популярных игр на развитие внимательности:

-Игра «Съедобное – не съедобное!»

Цель – развивать активное внимание.

Вы бросаете мяч и называете какой-либо предмет. Если слово обозначает еду, то ребенок, должен поймать его. Если слово обозначает несъедобные предметы, то мяч ловить не надо.

-Игра «Повтори движения»

Цель – Игра увеличивает объём внимания и памяти.

Вы показывает несколько простых движений, ребенок запоминает и по сигналу воспроизводит движения в том же порядке. Начинать нужно с трех движений, а далее постепенно увеличивать их.

-Игра «Что изменилось?»

Цель: развивать концентрацию, объем и распределение внимания.

Вы раскладываете мелкие предметы на столе. В течение нескольких секунд ребенок должен посмотреть и запомнить расположение предметов. Потом ребенок отворачивается, а вы в это время перекладываете 2-3 предмета на другие места. После чего ребенку снова предлагается посмотреть на предметы и ответить, что изменилось и какие предметы были переложены.

Упражнения на развитие устойчивости и переключения внимания.

Вы называет различные слова : книга, ручка, яблоко, кошка, кровать, хлеб ит. д. Ребенок же должен внимательно слушать и вставать со стульчика, каждый раз когда услышат слово, обозначающее, например фрукт.

Или, можно предложить, чтобы малыш хлопал в ладоши тогда, когда услышит слово, обозначающее животное и т. д. В дальнейшем можно усложнить задание, объединив первое и второе задание.

В другой раз предложите, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объедините первое и второе задания, т. е. малыш хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает, когда называют растение.

-«Найди отличия»

Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Можно предложить малышу поискать отличия на картинках. Это разовьет и внимание, и усидчивость ребенка.

-Упражнение "Раскрась вторую половинку".

Цель: развитие концентрации внимания.

Ребенку выдается наполовину раскрашенная картинка. И предлагается раскрасить вторую половинку картинки, по подобию первой.

Играя с детьми в игры на развитие внимательности, следует руководствоваться принципом "от простого к сложному". Нужно, чтобы задания были не слишком сложными для ребенка, чтобы он мог справиться с ними и не потерял интереса к игре. Если все же интерес ребенка к игре на внимательность пропал, то не нужно настаивать на продолжении. Ведь главный враг внимания - утомление.

Поэтому не следует забывать о разнообразии видов игр на внимание, и уметь чередовать и комбинировать ролевые и подвижные игры. Ну и, конечно, нужно хвалить ребенка, если он успешно справился с заданием.

Тренируйте внимание ребенка каждый день. Играя не только дома, но и на прогулке или в поездке!

Только ежедневное общение и обучение игровой деятельности, определенным образом формирует и развивает внимания у дошкольников. Однако, необходимо учитывать индивидуальные особенности, здоровье и темперамент каждого ребенка. Ведь, например, гиперактивные, нервные и болезненные дети отвлекаются чаще, чем здоровые и спокойные. А замкнутый или расстроенный ребенок менее внимателен к работе.

Итак, если вы хотите, чтобы у вашего чада сформировалась способность удерживать внимание на том, что необходимо, нужно быть максимально последовательными и настойчивыми в свих действиях. Только тогда у ребенка разовьется внимательность, как одна из важнейших черт личности, которая, как известно, играет очень важную роль в умственном развитии ребенка.

Таким образом, Уважаемые родители, теперь вы знаете, игра - это не только радость и удовольствие для ребенка, что, конечно, тоже очень важно, но и сложный игровой метод обучения детей дошкольного возраста и средство воспитания ребенка.

Успехов вам, мамы и папы, в воспитании и развитии своего ребенка!



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Экспериментируем вместе с детьми»

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. В процессе экспериментирования ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый — не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность. 


Дома можно организовать несложные опыты и эксперименты.

Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.
        Любое место в квартире может стать местом для эксперимента.
Ванная комната: во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ. Например: Что быстрее растворится: морская соль, пена для ванны, хвойный экстракт, кусочки мыла и т.п.
        Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе.

Ребёнок рисует. У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.

«Мыльные пузыри»


Цель: Сделать раствор для мыльных пузырей.
Материалы: жидкость для мытья посуды, чашка, соломинка.
Процесс: Наполовину наполните чашку жидким мылом.
Доверху налейте чашку водой и размешайте.
Окуните соломинку в мыльный раствор.
Осторожно подуйте в соломинку
Итоги: У вас должны получиться мыльные пузыри.

Почему? Молекулы мыла и воды соединяются, образуя структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться в тонкий слой.

«Делаем творог»


Бабушки, которым более 50 лет, хорошо помнят, как сами делали творог своим детям. Вы можете показать этот процесс и ребенку.
Подогрейте молоко, влив в него немного сока лимона (можно использовать и хлористый кальций). Покажите детям, как молоко сразу же свернулось большими хлопьями, а поверх него находится сыворотка.
Слейте полученную массу сквозь несколько слоев марли и оставьте на 2-3 часа. У вас получился прекрасный творог. Полейте его сиропом и предложите ребенку на ужин. Уверены, даже те дети, которые не любят этот молочный продукт, не смогут отказаться от деликатеса, приготовленного с их собственным участием.

«Утопи и съешь»


Хорошенько вымойте два апельсина. Один из них положите в миску с водой. Он будет плавать. И даже если очень постараться, утопить его не удастся.
Очистите второй апельсин и положите его в воду. Ну, что? Глазам своим не верите? Апельсин утонул. Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает? Объясните ребенку: «В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет».

«Греет ли шуба?»


Этот опыт должен очень понравиться детям.
Купите два стаканчика мороженого в бумажной обертке. Один из них разверните и положите на блюдечко. А второе прямо в обертке заверните в чистое полотенце и хорошенько укутайте шубой. Минут через 30 разверните укутанное мороженое и выложите его без обертки на блюдце. Разверните и второе мороженое. Сравните обе порции. Удивлены? А ваши дети?
Оказывается, мороженое под шубой, в отличие от того, что на блюдечке, почти не растаяло. Так что же? Может, шуба – вовсе не шуба, а холодильник? Почему же тогда мы надеваем ее зимой, если она не греет, а охлаждает?
Объясняется все просто. Шуба перестала пропускать к мороженому комнатное тепло. И от этого пломбиру в шубе стало холодно, вот мороженое и не растаяло. Теперь закономерен и вопрос: «Зачем же человек в мороз надевает шубу?» Ответ: «Чтобы не замерзнуть». Когда человек дома надевает шубу, ему тепло, а шуба не выпускает тепло на улицу, вот человек и не мерзнет.

«Упорная воронка»


Может ли воронка «отказаться» пропускать воду в бутылку? Давайте проверим!
Нам понадобятся:
– 2 воронки
– две одинаковые чистые сухие пластиковые бутылки по 1 литру
– пластилин
– кувшин с водой
Подготовка:
1. Вставьте в каждую бутылку по воронке.
2. Замажьте горлышко одной из бутылок вокруг воронки пластилином, чтобы не осталось щели.
Начинаем научное волшебство!
1. Объявите зрителям: “У меня есть волшебная воронка, которая не пускает воду в бутылку”.
2. Возьмите бутылку без пластилина и налейте в нее через воронку немного воды. Объясните зрителям: “Вот так ведет себя большинство воронок”.

3. Поставьте на стол бутылку с пластилином.
4. Налейте в воронку воды до верха. Посмотрите, что будет.
Результат:
Из воронки в бутылку протечет немного воды, а затем она прекратит течь совсем.
Объяснение:
В первую бутылку вода течет свободно. Вода, текущая через воронку в бутылку, замещает в ней воздух, который выходит через щели между горлышком и воронкой. В запечатанной пластилином бутылке тоже есть воздух, который обладает своим давлением. Вода в воронке тоже обладает давлением, которое возникает благодаря силе тяжести, тянущей воду вниз. Однако сила давления воздуха в бутылке превышает силу тяжести, действующую на воду. Поэтому вода не может попасть в бутылку.
Если в бутылке или в пластилине будет хотя бы маленькая дырочка, воздух сможет выходить через нее. Из-за этого его давление внутри бутылки будет падать, и вода сможет течь в нее.

«Сортировка»


Как вы думаете, возможно ли разделить перемешанные перец и соль? Если освоите этот эксперимент, то точно справитесь с этой трудной задачей!
Нам понадобятся:
– бумажное полотенце
– 1 чайная ложка (5 мл) соли
– 1 чайная ложка (5 мл) молотого перца
– ложка
– воздушный шарик
– шерстяной свитер
– помощник
Подготовка:
1. Расстелите на столе бумажное полотенце.
2. Насыпьте на него соль и перец.
Начинаем научное волшебство!
1. Предложите кому-нибудь из зрителей стать вашим ассистентом.
2. Тщательно перемешайте ложкой соль и перец. Предложите помощнику попытаться отделить соль от перца.
3. Когда ваш помощник отчается их разделить, предложите ему теперь посидеть и посмотреть.
4. Надуйте шарик, завяжите и потрите им о шерстяной свитер.
5. Поднесите шарик поближе к смеси соли и перца. Что вы увидите?
Результат:
Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе.
Объяснение:
Это еще один пример действия статического электричества. Когда вы потрёте шарик шерстяной тканью, он приобретает отрицательный заряд. Если поднести шарик к смеси перца с солью, перец начнет притягиваться к нему. Это происходит потому, что электроны в перечных пылинках стремятся переместиться как можно дальше от шарика. Следовательно, часть перчинок, ближайшая к шарику, приобретает положительный заряд, и притягивается отрицательным зарядом шарика. Перец прилипает к шарику.
Соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо. Когда вы подносите к соли заряженный шарик, ее электроны все равно остаются на своих местах. Соль со стороны шарика не приобретает заряда – остается незаряженной или нейтральной. Поэтому соль не прилипает к отрицательно заряженному шарику.

«Гибкая вода»


В предыдущих опытах вы с помощью статического электричества отделяли перец от соли. Из этого опыта вы узнаете, как статическое электричество действует на обыкновенную воду.
Нам понадобятся:
– водопроводный кран и раковина
– воздушный шарик
– шерстяной свитер
Подготовка:
Для проведения опыта выбери место, где у вас будет доступ к водопроводу. Кухня прекрасно подойдет.
Начинаем научное волшебство!
1. Объявите зрителям: “Сейчас вы увидите, как мое волшебство будет управлять водой”.
2. Откройте кран, чтобы вода текла тонкой струйкой.
3. Скажите волшебные слова, призывая струю воды двигаться. Ничего не изменится; тогда извинитесь и объясните зрителям, что вам придется воспользоваться помощью своего волшебного шарика и волшебного свитера.
4. Надуйте шарик и завяжите его. Потрите шариком о свитер.
5. Снова произнесите волшебные слова, а затем поднесите шарик к струйке воды. Что будет происходить?
Результат:
Струя воды отклонится в сторону шарика.
Объяснение:
Электроны со свитера при трении переходят на шарик и придают ему отрицательный заряд. Этот заряд отталкивает от себя электроны, находящиеся в воде, и они перемещаются в ту часть струи, которая дальше всего от шарика. Ближе к шарику в струе воды возникает положительный заряд, и отрицательно заряженный шарик тянет ее к себе.
Чтобы перемещение струи было видимым, она должна быть небольшой. Статическое электричество, скапливающееся на шарике, относительно мало, и ему не под силу переместить большое количество воды. Если струйка воды коснется шарика, он потеряет свой заряд. Лишние электроны перейдут в воду; как шарик, так и вода станут электрически нейтральными, поэтому струйка снова потечет ровно.

Родители должны знать, что любознательность – это черта характера, которую необходимо развивать с раннего возраста, что врожденная потребность в новых впечатлениях составляет основу гармоничного всестороннего развития ребенка, что основное ребенок познает дома из общения с родителями, участия в повседневных делах, наблюдений за действиями членов семьи. Из любого ответа вытекает очередной вопрос, который может стать следующей темой для эксперимента. В результате чего, у ребёнка развивается интерес к детским энциклопедиям, познавательной литературе, где он самостоятельно попытается найти ответы на интересующие его вопросы. Давайте не будем губить первые ростки интереса к окружающему миру, и попробуем поиграть с ребёнком в настоящих учёных. Кто знает, может через пару лет десятков лет именно ваш любознательный малыш получит Нобелевскую премию.



Предварительный просмотр:

Поддержите познавательную активность ребенка

Что нужно делать?

1. Поощрять детскую любознательность и всегда находить время для ответов на детское «почему? »

2. Предоставлять ребенку условия для действия с разными вещами, предметами, материалами.

3. Побуждать ребенка к самостоятельному эксперименту при помощи мотива.

4. В целях безопасности существуют некоторые запреты на действия детей, объясняйте, почему этого нельзя делать.

5. Поощряйте ребенка за проявленную самостоятельность и способность к исследованию.

6. Оказывайте необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало желание к экспериментированию.

7. Учите ребенка наблюдать и делать предположения, выводы.

8. Создавайте ситуацию успешности.

Чего нельзя делать?

1. Нельзя отмахиваться от вопросов детей, ибо любознательность – основа экспериментирования.

2. Нельзя отказываться от совместной деятельности с ребенком, так как ребенок не может развиваться без участия взрослого.

3. Нельзя ограничивать деятельность ребенка: если что-то опасно для него, сделайте вместе с ним.

4. Нельзя запрещать без объяснения.

5. Не критикуйте и не ругайте ребенка, если у него что-то не получилось, лучше помогите ему.

6. Нарушение правил и детская шалость — разные вещи. Будьте справедливы к своему ребенку.

7. Не спешите делать за ребенка то, что он может выполнить сам. Проявляйте спокойствие и терпение.

8. Дети бывают, импульсивны, будьте терпеливы и спокойны по отношению к ним.



Предварительный просмотр:

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (с 5 лет)

Т. А. Ткаченко

Цель: расширение словарного запаса.

Ход: закончить предложение одним из слов, данных в скобках. Повторить получившуюся фразу целиком.

Маша уколола спицей палец, так как не умела (стирать, вязать, шить).

Моряк увидел далёкий остров, так как взял в руки (лупу, бинокль, очки).

Машина не могла двигаться дальше, так как у неё сломался (подфарник, багажник, руль).

Рабочие не могли поднять пианино в квартиру, так как лестница в подъезде была (старая, грязная, узкая).

Вода в банке поднялась, потому что мальчик бросил в неё (прутик, камни, крошки).

Катя отдёрнула руку, потому что взялась за горячую (металлическую, деревянную, пластмассовую) ручку сковородки.

 

СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (с 5 лет)

Т. А. Ткаченко

Цель: развитие речевого мышления.

Ход: к каждому слову подобрать подходящее по смыслу, с учётом назначения предметов. Составить предложение с каждой парой слов. Пример: кисточка – краски (клей, рисунок, рама, батарея и пр.). Мальчик взял кисточку, краски, листок бумаги и нарисовал картину для мамы.

- щётка

- лейка

- иголка

- лопата

- очки

- лифт

- плита

- весы

- духовка

- ножницы

- молоток

- удочка

- тяпка

- карандаш

- грабли

- нож

- портфель

- пузырёк

 -вешалка

- градусник

- миксер

- ракетка

- крючок

- отвёртка

- ложка

- спицы

- половник

- клей

- весло

- полка

- тачка

- сковорода

- мясорубка

- банка

- гвоздь

- сантиметр

ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ (с 5 лет)

Т. А. Ткаченко

Цель: развитие речевого мышления.

Ход: выбрать (с учётом выделенного признака) из трёх предметов один лишний. Подробно объяснить свой выбор.

ЦВЕТ

Цыплёнок, лимон, василёк.

Огурец, морковь, трава.

Халат врача, помидор, снег.

ВКУС

Конфета, картошка, варенье.

Клубника, вишня, лук.

Торт, селёдка, мороженое.

Чеснок, огурец, морковь.

ВЕЛИЧИНА

Бегемот, муравей, слон.

Ванна, миска, тарелка.

Дом, карандаш, ложка.

Море, лужа, аквариум.

ВЕС

Вата, гиря, штанга.

Мясорубка, пёрышко, гантель.

Подушка, одеяло, кровать.

Шкаф, платье, куртка.

ФОРМА

Телевизор, книга, колесо.

Яблоко, апельсин, огурец.

Косынка, арбуз, палатка.

Дверь, мяч, одеяло.

МАТЕРИАЛ

Банка, кастрюля, стакан.

Альбом, тетрадь, ручка.

Ложка, вилка, чашка.

Юбка, платье, ремень.

Сумка, кошелёк, газета.

НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ (с 5лет)

Т. А. Ткаченко

Цель: расширение словарного запаса.

Ход: подобрать обобщающее понятие для каждой группы слов. Объяснить свой выбор.

Кисель, кефир, сок, чай – напитки.

Клюв, перья, крылья, коготки…

Салат, каша, борщ, запеканка…

Серьги, браслет, цепочка, кулон…

Муравейник, нора, логово, берлога…

Двойка, тройка, пятёрка, единица…

Топор, лопата, пила, отвертка…

Глина, шерсть, дерево, пластмасса…

Самолёт, корабль, лодка, мотоцикл…

Дирижёр, шофёр, воспитатель, портной…

Утюг, холодильник, пылесос, кофеварка…

Волейбол, баскетбол, футбол, водное поло…

Есть, спать, учится, гулять…

Храбрость, доброта, трудолюбие, честность…

ПОДБЕРИ ПО АНАЛОГИИ (с 5 лет)

Т. А. Ткаченко

Цель: развитие речевого мышления.

Ход: найти связь между парой слов. По аналогии найти недостающее слово. Подробно объяснить свой выбор.

Стрелка – часы, колесо - … Стрелка – часть часов, колесо – часть машины.

Стрелка – часы, колесо –

Коза – капуста, белка –

Лошадь – сено, кошка –

Палец – кольцо, ухо –

Кофта – шерсть, шуба –

Ваза – стекло, кастрюля –

Чай – печенье, суп –

День – обед, вечер –

Магазин – продавец, больница –

Рыба – река, птица –

Инструмент – работа, кукла –

Молоко – масло, мясо –

Машина – руль, корабль –

Самолёт – аэропорт, корабль –

 

ПРОДОЛЖИ РЯД (с 5 лет)

Т. А. Ткаченко

Цель: расширение словарного запаса.

Ход: продолжить ряд слов, относящихся к одному обобщению. Назвать каждое обобщающее понятие. Взрослый предлагает, а в случае затруднения помогает ребёнку, подобрать дополнительно не менее трёх слов.

Стол, стул, диван…

Сосна, берёза, липа…

Жасмин, шиповник, сирень…

Земляника, клюква, малина…

Сыроежка, лисичка, подберёзовик..

Сок, кофе, компот…

Творог, сыр, масло…

Сосиски, колбаса, котлета…

Врач, повар, лётчик…

Автобус, электричка, трамвай…

Телевизор, утюг, настольная лампа…

Учебник, карандаш, тетрадь…

Шишка, жёлудь, орех…

Корабль, катер, яхта…

Дождь, ветер, иней…

АНАЛИЗ РАССКАЗА (с 5 лет)

Т. А. Ткаченко

Цель: развитие речевого мышления.

Ход: внимательно послушать и с помощью вопросов проанализировать рассказ.

ЛЕКАРСТВО.

Заболела мать Тани. Доктор прописал ей горькое лекарство. Видит Таня, как мать пьёт лекарство с трудом и говорит: «Дай, я за тебя выпью!»

(К. Д. Ушинский)

Вопросы:

  • Для чего врач прописал маме лекарство?
  • Каким оно было по вкусу?
  • Легко маме пить невкусное, горькое лекарство?
  • Поможет маме лекарство, если его выпьет дочка?
  • Почему девочка предложила маме выпить за неё лекарство?
  • Как можно назвать такую девочку?
  • Как может девочка помочь больной матери?

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ - 2 (с 5 лет)

Т. А. Ткаченко

Цель: расширение словарного запаса.

Ход: закончить предложение, объяснив названное событие. Использовать конструкцию сложносочиненного предложения с союзом потому что.

Мама улыбнулась, потому что…

Дети прибежали домой,

Собака грозно зарычала,

Мама открыла окно,

Петя громко вскрикнул,

Мама отругала сына,

Учительница весело рассмеялась,

Бабушка выключила телевизор,

У Саши заболело горло,

Мальчик решил переодеться,

Собака весело завиляла хвостом,

Кот выгнул спину и зашипел,

Машины резко затормозили,

Полицейский громко засвистел,

Мальчик быстро бежал к школе,

Стая ворон поднялась над полем,

Девочка поднялась с сиденья автобуса,

РАССУЖДАЛКИ (с 5 лет)

Т. А. Ткаченко

Цель: развитие речевого мышления.

Ход: найти логическую связь между тремя предметами. Выделить предмет, отличающийся от других каким-либо признаком. Объяснить ход рассуждений.

Корова, лошадь, лев.

Петух, гусь, воробей.

Ёлка, берёза, сосна.

Море, река, озеро.

Коза, свинья, корова.

Брюки, шорты, юбка.

Свёкла, морковь, огурец.

Слива, яблоко, персик.

Стол, полка, стул.

Трамвай, электричка, троллейбус.

Сковородка, чашка, кастрюля.

Глаза, нос, брови.

Ночник, торшер, свеча.

Простыня, пододеяльник, наволочка.

АНАЛИЗ СКАЗКИ (с 5 лет)

Т. А. Ткаченко

Цель: развитие речевого мышления.

Ход: внимательно послушать и с помощью вопросов проанализировать сказку.

ВОЛК И КОЗА.

Видит волк, что коза пасётся на горе, и никак ему к ней не подобраться. Волк козе и говорит: «Иди, коза, вниз, тут и место поровнее, и трава для корма слаще». А коза ему и отвечает: «Нет, волк, не пойду! Ты не о моём, а о своём корме печёшься!»                                                                                  

(Л. Н. Толстой)

Вопросы:

  • Где паслась коза?
  • Мог ли волк к ней подобраться?
  • Зачем волк предлагал козе спуститься с горы?
  • Как ты думаешь – внизу трава действительно была слаще?
  • О каком корме для волка говорит коза?
  • Кто из зверей (волк или коза) хищник?
  • Что могло случиться с козой, если бы она приблизилась к волку?
  • Могла бы коза стать кормом для волка?
  • О чьём корме заботился волк?

ПРЕВРАЩЕНИЯ (с 5 лет)

Т. А. Ткаченко

Цель: развитие речевого мышления.

Ход: рассказать, во что превратятся следующие предметы?

Стул без спинки…

Стол без ножек…

Чашка без ручки…

Окно без стёкол…

Кепка без козырька…

Кофта без рукавов…

Снеговик без холода…

Мороженое без холодильника…

Дерево без веток…

Спички без серы…

Диван без спинки…

Книга без страниц…

Карандаш без грифеля…

Телевизор без электричества…

Всадник без лошади…

Подушка без перьев…

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ – 3 (с 5 лет)

Т. А. Ткаченко

Цель: расширение словарного запаса.

Ход: закончить предложение, используя союз чтобы. К началу каждой фразы подобрать 2-3 возможных варианта её продолжения. Проговорить получившееся высказывание целиком.

Папа купил цветы, чтобы…

Марина открыла окно,

Дети сели в лодку,

Лена налила в миску суп,

Мама подошла к телефону,

Рабочие привезли кирпичи,

Серёжа подошёл к ручью,

Дима нагнулся над кустом,

Петя закрыл лицо руками,

Вова взял собаку за поводок,

Мама надела нарядное платье,

Катя подняла с земли птенчика,

Лена достала лёд из холодильника,

Водитель открыл багажник автомобиля,

Дедушка поставил в огороде пугало,

АНАЛИЗ СКАЗКИ – 2 (с 5 лет)

Т. А. Ткаченко

Цель: развитие речевого мышления.

Ход: внимательно послушать и с помощью вопросов проанализировать сказку.

ЛЕВ И ЛИСИЦА.

Лев стал стар. Он не мог ловить зверей. И задумал лев жить хитростью. Лёг в пещере и притворился больным. Стали звери приходить, навещать его, но Лев хватал и съедал каждого, кто приходил к нему. Однажды к пещере Льва пришла Лиса. Стала у входа в пещеру и спрашивает: «Как поживаешь, царь зверей?» Лев отвечает: «Плохо, Лисонька. Да что же ты не войдешь ко мне в пещеру?» А Лиса посмотрела на дорогу и сказала: «По следам вижу – входило к тебе много зверей. А не выходил никто!»

(Л. Н. Толстой)

Вопросы:

  • Для чего Лев притворился больным?
  • Почему он не ходил на охоту?
  • Для чего Лев звал Лису в пещеру?
  • Как Лиса догадалась, что её поджидает опасность?
  • Что особенного было в звериных следах?
  • Как узнать направление следа?
  • Удалось Льву обмануть Лису?
  • Кто из зверей: Лев или Лиса оказался хитрее?

НАОБОРОТ (с 5 лет)

Т. А. Ткаченко

Цель: расширение словарного запаса.

Ход: подобрать слово с противоположным значением. Объяснить свой выбор.  Составить с союзом а предложение, в котором будут объединены оба антонима.

Храбрость.

Добрый.

Тупой (нож).        

Весёлый.

Длинный.

Старый (диван).

Грязно.

Темно.

Легко.

Быстро.

Покупать.

Открывать.

Молодой.

Толстый.

Полый (стакан).

Высокий.

Широкий.

Гладкий.

Мягкий.

Мелкий.

Молчать.

Помнить.

Встречать.

Шершавый.

Ругаться.

Подниматься.

Грубый (разговор).

Брать.

Искать.

Знаменитый.

НЕЛЕПИЦЫ (с 5 лет)

Т. А. Ткаченко

Цель: развитие речевого мышления.

Ход: полно и связно объяснить - в чём нелепость, неправдоподобность ситуации, изложенной в стихотворении.

Рыбка с мостика нырнула,

Вскрикнула и утонула.

Черепаха хвост поджала

И за зайцем побежала,

Возле речки, ну дела,

Серого обогнала!

Сидела кошка в птичьей клетке,

А птичка съесть её хотела,

Но кошка прыгнула на ветку

И, прочирикав, улетела.

Быстрый бег у тигра-крошки,

У ежа – огромный рост,

У слона кривые рожки,

И большой пушистый хвост.

Из воды, увидев волка,

Белка бросилась к кустам,

Бегемот залез на ёлку

И грызёт орешки там.

Сел воробышек на дом,

Провалилась крыша.

Под берёзою с котом

Пляшут польку мыши.

РАССУЖДАЛКИ – 2 (с 5 лет)

Т. А. Ткаченко

Цель: развитие речевого мышления.

Ход: найти связь между данным явлением (предметом) и временем года, к которому оно (он) относится. Составить предложение, включив в него оба слова – название времени года и предложенного понятия.

Ливень.

Мороз.

Листопад.

Снеговик.

Жара.

Ледоход.

Проталины.

Иней.

Слякоть.

Вьюга.

Капель.

Сосульки.

Купание.

Пасмурно.

Цветение.

Снежки.

Куличики.

Почки.

Пляж.

Ручейки.

Одуванчики.

Каток.

Урожай.

Прополка.

СРАВНЕНИЯ (с 5 лет)

Т. А. Ткаченко

Цель: расширение словарного запаса.

Ход: найти и подробно объяснить ошибку в предложенном сравнении. Используя по отдельности обе части каждого сравнения, самостоятельно составить два правильных суждения.

Пример: яблоко круглое, а лимон кислый. В первой части сравнения говорится про форму фрукта, а во второй части – про вкус. А сравнивать нужно одинаковые признаки. Правильное сравнение: яблоко круглое, а лимон овальный, или яблоко сладкое, а лимон кислый.

Вата легкая, а гиря черная.

Зебра полосатая, а леопард злой.

Холодильник белый, а ковёр мягкий.

Ваза хрустальная, а стаканчик лёгкий.

У гуся длинная шея, а цыплёнок маленький.

У зайца длинные уши, а медведь коричневый.

Морковь оранжевая, а огурец растёт на земле.

НАЙДИ ОТЛИЧИЯ (с 5 лет)

Т. А. Ткаченко

Цель: развитие речевого мышления.

Ход: найти и подробно описать различные черты двух сходных предметов.

Самолёт и птица.

Кукла и девочка.

Ваза и банка.

Коляска и санки.

Книга и альбом.

Нож и ножницы.

Столб и дерево.

Платье и сарафан.

Кастрюля и сковородка.

Шкаф и тумбочка.

Наволочка и пододеяльник.

Велосипед и автобус.

Трамвай и метро.

Зонт и крыша.

Солнце и луна.

Река и озеро.

Рекомендации: в случае затруднений взрослый использует слова- подсказки, чтобы ребёнок при сравнении привыкал придерживаться схемы, плана. Пример: самолёт и птица. Подсказки взрослого: главное отличие (живой-неживой), голова, движение крыльев, перья и т. п.

ОБЪЯСНЯЛКИ (с 5 лет)

Т. А. Ткаченко

Цель: развитие речевого мышления.

Ход: подробно рассказать о представлениях, вызываемых каждым словом.

Праздник.

Приз.

Открытка.

Песочница.

Почтовый ящик.

Дворец.

Шалаш.

Обои.

Клетка.

Скворечник.

Гроза.

Стужа.

Телевизор.

Веранда.

Почка.

Бассейн.

Душ.

Балкон.

Подъезд.

Тюль.

Кафель.

Эскалатор.

Рельсы.

Теплица.

Ложь.

Ссора.

Наказание.

Соревнование.

Дружба.

Рекомендации: взрослый может использовать наводящие вопросы, чтобы научить ребёнка наиболее полно формулировать понятия.

ХОРОШО И ПЛОХО (с 5 лет)

Т. А. Ткаченко

Цель: развитие речевого мышления.

Ход: найти и подробно описать положительные и отрицательные стороны данных явлений, событий.

Снегопад.

Листопад.

Охота.

Гимнастика.

Путешествие.

Долгий сон.

Рубка леса.

Солнечные ванны.

Купание в реке.

Поездка на дачу.

Прогулка по лесу.

Ремонт в квартире.

Пребывание на пляже.

Празднование дня рождения.

Просмотр телевизионных передач.

НАЙДИ ОШИБКУ (с 5 лет)

Т. А. Ткаченко

Цель: развитие речевого мышления.

Ход: найти и подробно объяснить, в чём ошибочность предложенного высказывания.

Ручеёк шире реки.

Муравейник выше дома.

Тигр слабее кошки.

Черепаха ползёт быстрее змеи.

Самолёт движется медленнее машины.

Луна ярче солнца.

Трёхэтажный дом ниже одноэтажного.

У зайца ушей больше, чем у медведя.

Туча ниже деревьев.

Стол квадратнее окна.

Стул деревяннее тумбочки.

У Кати кукол больше, чем игрушек.

Петя собрал поганок больше, чем грибов.

В холодильнике молочных продуктов меньше, чем кефира.

Папа моложе сына, но старше дедушки.

РАССУЖДАЛКИ – 3 (с 5 лет)

Т. А. Ткаченко

Цель: развитие речевого мышления.

Ход: на основании двух суждений сделать самостоятельное умозаключение.

Все дети растут. Катя пока маленькая.

Значит… она растёт (вырастет и т. п.)

Все конфеты сладкие. Пете нельзя есть сладкое. Значит…

Все рыбы живут в воде. Сома положили в лодку. Значит…

Все лекарства продают в аптеке. Бабушке нужен аспирин. Значит…

Всем цветам нужна вода. Катя долго не поливала цветы. Значит…

Всю одежду надо содержать в чистоте. Серёжа испачкал рубашку. Значит…

ОБЪЯСНИ СМЫСЛ (с 5 лет)

Т. А. Ткаченко

Цель: развитие речевого мышления.

Ход: объяснить смысл пословицы, выбрав правильный вариант толкования. Пояснить выбор на примере жизненной ситуации (так говорят, когда…)

Хочешь есть калачи – не седи на печи.

После работы нужен отдых.

Чтобы хорошо жить, надо хорошо трудиться.

Лёжа вредно есть.

Не зная броду, не суйся в воду.

Хочешь искупаться – ищи мелкое место.

Сначала подумай, потом делай дело.

Не берись за тяжёлую работу без помощников.

Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь.

Высоко не прыгай, можно больно удариться о землю.

Перед прыжком следует хорошо разбежаться.

Не хвастай о деле наперёд.

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

За зайцами лучше не бегать, для этого есть собаки.

Два дела сделать – лучше, чем одно.

Хорошо сделать два дела вместе - очень тяжело.

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

Сними мерку, потом разрезай ткань.

Очень хорошо подумай, прежде чем делать что-нибудь серьёзное.

Сложенную ткань легче разрезать.

РАССУЖДАЛКИ - 4 (с 5 лет)

Цель: развитие речевого мышления.

Ход: объяснить, можно ли употреблять данную пословицу в предложенных ситуациях. Привести несколько примеров.

Хорош садовник – хорош и крыжовник.

Хорош крыжовник тогда, когда он созреет.

У способного учителя дети могут многому научиться.

У талантливого портного вся одежда красивая.

Как постелешь, так и поспишь.

Мальчик постелил чистое бельё, а собака его испачкала.

Мальчик синил стул, а когда сел на него, тот сломался.

Мальчик встал с постели раньше, чем зазвонил будильник.

Чужими руками жар не загребай!

Мальчик попросил велосипед у соседа, а ему дал свой конструктор.

Мальчик заставлял младших детей носить свой портфель.

Мальчик взял красивый рисунок друга и выдал его за свой.

В чужом глазу соринку видит, а в своём бревна не замечает.

Девочка сама полная. А над другими толстушками смеётся.

Девочка сама ест, а подруг не угощает.

Девочка сама умеет шить и подруг учит.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Девочка завела собаку, а убирать за ней грязь не хочет.

Девочка катается на санках с высокой горы и боится.

Девочка всегда помогает маме убираться в комнате после ухода гостей.

ЧЕМ ПОХОЖИ? (с 5 лет)

Т. А. Ткаченко

Цель: расширение словарного запаса.

Ход: найти и описать сходные черту двух различных предметов (объектов).

Половник и отвёртка.

Шкаф и холодильник.

Вата и облако.

Мука и песок.

Кран и жираф.

Снеговик и пирамидка.

Грабли и расчёска.

Волосы и трава.

Дверь и окно.

Часы и градусник.

Мыло и лёд.

Кофеварка и самовар.

Зонтик и гриб.

Муравейник и детский сад.

Рак и помидор.

Дрель и велосипед.

Аквариум и теплица.

Пилотка и лодка.

Панцирь (черепахи) и платье.

Батарея и гармонь.

АНАЛИЗ РАССКАЗА - 2 (с 5 лет)

Т. А. Ткаченко

Цель: развитие речевого мышления.

Ход: внимательно послушать и с помощью вопросов проанализировать рассказ.

ТРИ КАЛАЧА И ОДНА БАРАНКА.

Одному мужику захотелось есть. Он купил калач и съел, ему всё ещё хотелось есть. Он купил другой калач и съел, и ему всё ещё хотелось есть. Он купил третий калач и съел, и ему всё ещё хотелось есть. Потом он купил баранок и, когда съел одну, стал сыт. Тогда мужик ударил себя по голове и сказал: «Экой я дурак! Что же я напрасно съел столько калачей? Мне бы надо сначала съесть одну баранку».

(Л. Н. Толстой)

Вопросы:

  • Прав мужик или нет?
  • В чём его ошибка?
  • Мог ли он наесться одной баранкой?
  • Почему он стал сыт после того, как съел баранку?
  • Зря мужик ел калачи?

СОСТАВЬ РАССКАЗ (с 5 лет)

Т. А. Ткаченко

Цель: развитие речевого мышления.

Ход: объединить далёкие по смыслу понятия в небольшом рассказе. Чем меньшее количество предложение войдёт в рассказ, тем лучше. На втором этапе игры можно самостоятельно подобрать три далёких по смыслу понятия и объединить их в маленьком рассказе.

Каша – листья – рыба.

Весы – дом – берег.

Часы – плита – море.

Попугай – ветер – пила.

Кран – торшер – облако.

Дерево – гвоздь – озеро.

Лес – парта – бегемот.

Шишка – помидор – дождь.

Портфель – скакалка – ёлка.

Собака – грузовик – тетрадь.

Обезьяна – самолёт – сахарный песок.

Лодка – карандаш – муравейник.

ДЛЯ ЧЕГО? (с 5 лет)

Т. А. Ткаченко

Цель: расширение словарного запаса.0

Ход: назвать как можно больше функций одного предмета.

Пример: карандаш. Он годится для письма, рисования, его можно использовать как указку, жердочку для попугая, палочку для размешивания краски, им можно измерять другие предметы и т. п.

Газета.

Книга.

Кубик.

Ящик.

Бинт.

Бревно.

Кирпич.

Зеркало.

Лампочка.

 Катушка.

Длинная доска.

Лист фанеры.

Кусок материи.

Кусок стекла.

Стеклянная банка.

Пластмассовая бутылка.

Автомобильная шина.

Бочка с водой.

Ведро с песком.

Банка с масляной краской.

СЛОВА ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ (с 5 лет)

Т. А. Ткаченко

Цель: расширение словарного запаса.

Ход: к данному слову подобрать название предмета, объекта или явления с противоположными свойствами. Подбор существенно облегчается, если наиболее полно раскрыто исходное понятие.

 

Пример: зоопарк. Здесь звери живут в неволе, значит, понятие с противоположным значением – лес, в котором звери живут на воле.

Гора.

Лес.

Река.

Нора.

Дупло.

Ствол.

Капля.

Огород.

Самолёт.

Аптека.

Больница.

Колодец.

Ураган.

Шторм.

Муравейник.

Холодильник.

НАЗОВИ ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА (с 5 лет)

Цель: расширение словарного запаса.

Ход: назвать как можно больше признаков каждого предмета с учётом характерных для него величины, веса, формы, цвета, вкуса, запаха, температуры, материала, принадлежности и т. д.

Пример: яблоко: большое, тяжёлое, круглое, красное, сладкое, ароматное, прохладное.

Платье.

Стол.

Лента.

Куртка.

Арбуз.

Лимон.

Собака.

Заяц.

ПОХОЖИЕ ПРИЗНАКИ (с 5 лет)

Цель: расширение словарного запаса.

Ход: назвать похожие признаки предметов.

 

Пример: хороший: добрый, приветливый, ласковый, красивый, приятный, и т. п.

Теплый.

Медленный.

Высокий.

Весёлый.

Плохой.

КТО ЧТО ДЕЛАЕТ? (с 5 лет)

Цель: расширение словарного запаса.

Ход: назвать, что может делать данное животное. Обратить внимание на привычные и специфические действия: крадётся, скрывается, спасается, прячется, выслеживает, догоняет, убегает, затаился, бросился, подпрыгнул, схватил, взобрался, вскарабкался, нырнул, взлетел, скребётся, шуршит, выглядывает, наблюдает и т. п.

Собака.

Кошка.

Волк.

Медведь.

Арбуз.

Лимон.

Собака.

Заяц.