Диссеминация опыта

Роганова Галина Владимировна

Предварительный просмотр:

Конструирование в средней группе

Особенности конструирования детей среднего дошкольного возраста

     Конструкторская деятельность детей среднего дошкольного возраста усложняется и совершенствуется. От детей добиваемся хорошего качества выполнения сооружений, их учим создавать более сложные постройки.

     Если в младших группах мы, анализируя образец, обращались к детям с вопросами: «Какого цвета стены? Из каких деталей они построены?», то теперь при анализе задаём вопросы: «Расскажи о стенах этого домика?», «Расскажи, как ты построил?». В младших группах мы сами подбирал  детали конструктора по цвету или предлагали образец, которому ребёнок следовал; теперь мы учим детей самостоятельно группировать детали, так чтобы отдельные части постройки и мели определённый цвет, красиво сочетались друг с другом.

     Детей среднего возраста необходимо научить различать и называть такие строительные детали, как призма, цилиндр, брусок, обратить внимание на то, что пластины бывают разной формы: длинные и короткие, широкие и узкие.

      Дети четырех лет приобретают довольно устойчивый интерес к строительным играм. Они уже хорошо знакомы с некоторыми деталями строительного материала, знают их назначение.

 Опыт конструирования, полученный детьми раньше, дал им возможность приобрести некоторые технические навыки, запомнить способы создания несложных построек, которые они легко воспроизводят в своих играх.

 Если в предшествующих группах ребенок в основном подражал действиям воспитателя, воспроизводил постройки по его образцу, лишь добавляя некоторые детали, то в средней группе он уже может назвать тему постройки, которую собирается сделать, способен выполнять задуманное до конца. Но темы часто меняются под влиянием внешних обстоятельств и порой могут быть реализованы лишь с помощью воспитателя.

 У детей возникает все больший интерес к качеству своего труда. В данный момент мы  предъявляем определенные требования к порядку в работе, к определенной последовательности, к способам конструирования, дети осознанно добиваются усвоения этого и испытывают удовлетворение, если им удается достичь успеха. У детей появляется желание научиться выполнять работу красиво, как этого требуем мы - воспитатели. Их привлекает сам процесс усвоения умений. В связи с этим они охотно упражняются, чтобы добиться лучших результатов.

Виды конструирования

«Программа от рождения до школы» планирует для детей средней группы, помимо игр и занятий со строительным материалом, изготовление поделок из бумаги, природного и других материалов.

Существование этих двух видов детского конструирования – творческого и технического, каждый из которых имеет свои особенности,  требует дифференцированного подхода в руководстве ими.

Конструирование из игровых строительных материалов является наиболее доступным и легким видом конструирования для дошкольников и начинается уже с раннего возраста, как это мы слышали из предыдущего выступления.

Детали строительных наборов представляют собой правильные геометрические тела (кубы, цилиндры, бруски и т. д.) с математически точными размерами всех их параметров. Это дает возможность детям с наименьшими трудностями, чем из других материалов, получить конструкцию предмета, передавая пропорциональность его частей, симметричное их расположение. Существует множество наборов для детей среднего возраста: настольных, для игр на полу. Как правило, в строительных наборах отдельные элементы крепят путем наложения друг на друга, приставления одного к другому.

Кроме строительных наборов для детей 4-5 лет рекомендуются наборы «Лего», которые имеют более прочные способы соединения, а также  пластиковые «Техно», у которых крепления более сложные – с помощью винтов, гаек и т. д.

В игре  с конструктором «Техно» дети учатся решать сложные конструктивные задачи, знакомятся с различными способами соединения деталей, создают всевозможные подвижные конструкции, тогда как строительные наборы предназначены для сооружения в основном неподвижных построек.

Конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов является более сложным видом конструирования в средней группе. И впервые мы будем знакомить детей с ним со второй половины учебного года. Соорудить из плоского материала поделку объёмной формы непросто; бумага, картон даются в форме квадратов, прямоугольников, кругов и т. д. Прежде чем сделать игрушку, нужно заготовить выкройку, разложить и наклеить на ней детали, украшения, сделать нужные надрезы и только затем сложить и склеить игрушку. Весь этот процесс требует умения измерять, пользоваться ножницами. Все это значительно сложнее, чем конструирование построек путем составления их из отдельных готовых форм, поэтому дети должны иметь некоторые умения при работе с инструментами.

А вот природный материал в качестве строительного можно использовать для игр детей, начиная со второй младшей группы, а в средней группе продолжать работу с ним.  Используя в своих играх природный материал, дети знакомятся с его свойствами, учатся заполнять свободное время интересной деятельностью. Начиная со средней группы, дети могут делать игрушки из природного материала: веток, коры, листьев, каштанов, шишек сосны, ели, ореховой скорлупы, соломы, желудей, семян клена и т. д.  Особенность  поделок из этого материала состоит в том, что используется его естественная форма. Качество и выразительность достигается умением подметить в природном материале сходство с предметами действительности, усилить это сходство и выразительность дополнительной обработкой с помощью инструментов.

На занятиях по обучению детей конструированию решаем следующие

задачи:

  1. Продолжать развивать у детей способность различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок), учить использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина).
  2. Учить анализировать образец постройки: выделять основные части и различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга Учить самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине), соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции («Построй такой же домик, но высокий»).
  3. Учить сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разного цвета.
  4. Обучать конструированию из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы (альбом, флажки для украшения участка, поздравительная открытка), приклеивать к основной форме детали (к дому - окна, двери, трубу; к автобусу - колеса; к стулу — спинку).
  5. Приобщать детей к изготовлению поделок из природного материала: коры, веток, листьев, шишек, каштанов, ореховой скорлупы, соломы. Использовать для закрепления частей клей, пластилин. Применять в поделках катушки, коробки разной величины и другие предметы.

В зависимости от  поставленных задач и наличия строительного или любого другого материала может быть использован как фронтальный, так и подгрупповой способ обучения детей.

Структура занятия по конструированию:

  1. Создание заинтересованности (сюрпризный или игровой момент).
  2. Обследование объекта (образца)
  3. Создание объекта детьми.
  4. Помощь (советы, уточнения, напоминания, поисковые вопросы)
  5. Анализ.
  6. Обыгрывание.

Обследование  образца:

  1. Охватывание  взором  объекта  в  целом.
  2. Выделение  основных  частей.
  3. Установление  пространственного  расположения  этих  частей.
  4. Выделение  деталей  в  основных  частях  постройки.
  5. Установление  пространственного  расположения  этих  деталей по  отношению  друг  к  другу.
  6. Возращение  к  целостности  объекта.

Последовательность проведения НОД можно  проследить на следующем примере.

     На одном из занятий мы учили детей создавать мост из деталей деревянного конструктора «Томик». Сначала, для создания интереса был внесён макет, на котором из деталей такого же конструктора, только сюжетного, была построена улица. Рассмотрели макет, отметили, что на одной стороне улицы стоят дома, около них гуляют матрёшки, на другой стороне улицы расположены магазины и кинотеатр, улицу разделяет дорога, по которой быстро двигаются машины, а матрёшкам очень хочется сходить в кинотеатр и посмотреть любимые мультфильмы. Далее был поставлен перед детьми поисковый вопрос: Как матрёшкам попасть на другую сторону? Сначала дети предложили пройти матрёшкам по пешеходному переходу, но воспитатель поставил проблемную ситуацию: - Переход  расположен далеко, а матрёшки маленькие и очень быстро устанут, прежде, чем дойдут до него. Придумайте, чем мы можем им помочь? Дети затруднились дать ответ, тогда воспитатель предложил построить наземный переход – мост для пешеходов. Далее, в присутствии детей, создала объект, спрашивая, какие детали берёт при его создании.  Перечисляя их, дети затруднились назвать правильно одну из деталей, называли треугольник, крыша, тогда воспитатель дала  новое название: «призма», предложила повторить название, чем пополнила  словарь детей этим новым словом. Предложила рассказать детям, как они будут строить, что построят сначала, потом. Затем для закрепления использовала показ ребёнка,  предложила ему построить рядом со своим мостом такой же и рассказать, какие детали он использовал и  как расположил. Далее было предложено детям подобрать необходимые детали конструктора из контейнеров и приступить к созданию мостов. Во время создания постройки воспитатель напоминала, как надо приставлять детали, чтобы мост получился крепким. Затем дети взяли мелкие игрушки и проверили: проедет ли машинка под мостом, т.е. есть ли расстояние между кубиками, затем воспитатель предложила объединить постройки и построить мосты на макете, затем предложила перевести матрёшек в кинотеатр через построенные мосты или в магазин за покупками, дети с увлечением стали обыгрывать предложенные сюжеты.

 По предложенному занятию видно, что детей 4-5 лет мы продолжаем обучать конструктивным действиям по образцу, кроме этого используем обучение по условиям и по собственному замыслу в игре. Как вы заметили, когда дети строили  по образцу, они учились  анализировать объект, обследовать (общий вид, основные части, детали, их пространственное расположение). Определяли также последовательность процесса выполнения постройки. На следующем занятии можно поставить, например, условие, смастерить большой мост, так как по дороге могут проехать большие грузовики или пройти большие матрёшки. После выполнения задания, можно выяснить, для какой цели сделаны разные мосты. На основе сформированных обобщенных представлений дети смогут обучаться создавать серию построек однородных предметов на нескольких занятиях. Еще один пример.  На одном занятии мы строили с детьми одноэтажный дом из малого количества деталей, на другом тоже одноэтажный, но более сложный по конструкции, из большего количества деталей, на следующем занятии - двухэтажный. Каждый раз фиксировали внимание на том, что у каждого дома есть определенные части, но они могут быть разной формы, размера и выполняться из разных деталей. Так, постепенно восприятие у детей становилось более целенаправленным и глубоким, у них образовалось устойчивое понимание того, что существует определенная связь между строением предмета и его назначением в жизни. И на данный момент дети могут  выполнять постройку домика уже без образца, по предложенным  нами условиям: сделать одноэтажный домик или двухэтажный из деталей предложенных воспитателем.

      Кроме обучения на занятиях мы всегда даём возможность ребёнку поиграть со своей постройкой, для этого мы предлагаем детям взять  образные игрушки. В процессе таких игр мы побуждаем детей к совместным играм: по предложенным макетам стоят мосты всех детей, по дорогам ездят автомобили всех ребят, вокруг дороги стоят дома тоже всех детей. Но чтобы не было особого загромождения макета, мы проводим занятия по подгруппам.

     Обязательно приучаем детей к аккуратности. Например, следим, чтобы детали ребята складывали так, чтобы они занимали мало места: кирпичики, кубики укладывать стопкой, призмы соединять либо в кубы и укладывать стопкой, либо в ряд так, чтобы одни призмы были положены вершиной вверх, а другие - между ними - вниз.

 Если во второй младшей группе материал раскладывался в основном для каждого ребенка, то в средней группе  мы располагаем  его на середине стола, чтобы дети учились брать только те детали, которые им нужны.

 На столе раскладываем немного больше деталей, чем это нужно для строительства: лишних 2-3 кубика, 2-3 кирпичика и т. д., для того чтобы приучать детей брать только нужное количество.

 Мы привлекаем детей к подготовке материала, распределению его на столах, к совместной уборке деталей. Всё это приучает детей трудиться коллективно, считаться с товарищами, проявлять заботу о них.

   Значение конструирования в формировании личности ребёнка.

  1. Развиваются технические способности детей.
  2. Формируются тонкая наблюдательность, сосредоточенность внимания.
  3. Развивается пространственное воображение; гибкость мышления.
  4. Формируются эмоционально-волевые качества личности: дети учатся испытывать удовлетворение,  создавая или совершенствуя конструкцию, значимую для других людей, стремятся добиться поставленной цели.
  5. Развиваются мышление, память, воображение, способность к самостоятельному творчеству.
  6. Формируются обобщенные представления о предметах, способность понимать существенные связи и зависимости между отдельными предметами и явлениями
  7. Формируются обобщенные способы действий, умения обследовать предметы, планировать работу, умение самостоятельно исправлять ошибки
  8. Формируется умение слушать воспитателя, принимать умственную

          задачу и находить способ ее решения.

  1. Обогащаются эстетические представления детей.

При выборе методов и форм организации работы по данному направлению в любой группе, не только с детьми среднего дошкольного возраста, необходимо помнить, что основная цель обучения конструированию заключается не в том, чтобы научить ребёнка делать ту или иную поделку, постройку, а в том, чтобы развивать мышление ребёнка, его нравственные качества, эстетические чувства.



Предварительный просмотр:

Роль семьи в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.

Роганова Г.В., воспитатель высшей квалификационной категории,

МБДОУ «Детский сад № 47 «Ладушки»

«Давайте будем к тому стремиться,

  Чтоб нас любили и зверь, и птица,

   И доверяли повсюду нам,

   Как самым верным своим друзьям»                               

И. Мазнин

          Одной из самых актуальных проблем нашего современного технически развитого мира является взаимодействие человека с природой. Важным направлением в решении вопроса сохранения природы является экологическое воспитание всего населения. Когда мы научим людей понимать законы природы, тогда научим сохранять и беречь природу. Важно научить людей понять, что человек не является властелином природы, как это прививали в нём раньше, а лишь является её малой частью. Это означает, что экологическая проблема встаёт не только, как проблема загрязнения нашей окружающей среды, как наличие экологических катастроф, а, как наличие преобразования такого воздействия людей на природу в созидательное, развивающееся взаимодействие человека с природой. Такое взаимодействие можно осуществлять только в том случае, если в каждом человеке будет развит высокий уровень экологической культуры, экологического сознания, которые надо формировать с раннего детства и продолжать на протяжении всей жизни. Чем раньше будет осуществляться целенаправленное общение ребёнка с природой, тем более глубокий след оставит она в душе ребёнка, определяя его гуманистическую направленность и духовное развитие.

     Главный метод экологического воспитания детей – личный пример родителей. В.А. Сухомлинский сказал: «Семья с существующими в ней взаимоотношениями между детьми и родителями – первая школа интеллектуального, нравственного, эстетического и физического воспитания. Отец и мать, старшие братья и сёстры, дедушка и бабушка являются первыми воспитателями детей в дошкольном возрасте и остаются ими, когда их питомцы пошли в школу». Не согласиться с этим нельзя, так как ни один ребёнок не будет любить природу и бережно к ней относиться, если нет примера в семье. И как бы воспитатели не приучали ребёнка: не ломать ветки, не давить, мучить червячка, он этому не научиться, если родитель на его глазах давит ногой жучка или просто ломает понравившуюся ветку. Поэтому воспитатели ставят в своей работе с родителями по данному направлению следующие задачи:

  • Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, для того, чтобы объединить общие усилия для экологического воспитания детей;
  • Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.

Так какую работу можно провести  с родителями на первоначальном этапе? Лучше всего начать с консультации «Любите природу с детства».  На ней рассказать родителям, что истинная красота заложена в природе и задача взрослых состоит в том, чтобы помочь ребёнку увидеть её, научить ценить её. Помочь понять родителям, что дети уже в раннем возрасте должны получать достоверные знания и приобретать практические навыки доброжелательного общения с природой.

     А практические навыки можно приобрести только в исследовательской деятельности. Поэтому следующим этапом работы с родителями можно организовать  обучение на мастер-классе «Как правильно и интересно провести опыты дома». Предварительно, перед практической частью необходимо объяснить родителям, что ребёнок познаёт объекты в ходе практической деятельности и знания, которые он получит во время опытов, запомнятся ребёнку надолго, т.к. ребёнку предоставляется возможность самому найти ответы на вопросы «Как?», «Почему?». Необходимо помочь родителям понять, что любой опыт ребёнок должен делать сам, а не быть в роли наблюдателя, и какими бы интересными ни были действия взрослого, ребёнок быстро устанет наблюдать за ними и потеряет интерес к проводимому опыту. Далее, с целью обучения родителей, как правильно и интересно организовать опыт, можно провести опытническую деятельность «Как очистить воду без фильтра», «Как увидеть воздух».

     Следующим этапом можно провести родительское собрание с использованием мультимедийной установки «Земля – наш общий дом». На нём, опираясь на красочную презентацию, можно научить родителей самим увидеть красоту и разнообразие природы и на мгновенье погрузиться в неё. Раскрыть перед родителями понимание законов Природы и их соблюдение. На следующей презентации раскрыть экологические катастрофы, которые происходят на планете Земля, если человек их нарушает.

     На всех родительских собраниях и консультациях необходимо раскрывать нравственный аспект в экологическом воспитании. Важно помочь родителям научить детей наблюдать за природой, воспитывать нравственное к ней отношение, т.к. бездумное, а иногда жестокое отношение к природе бывает чаще всего результатом нравственной невоспитанности детей, такие дети не умеют сопереживать, не способны понять чужую боль. Наиболее распространённая  причина негативного отношения к природе – это отсутствие знаний о растениях и животных, их потребностях и особенностях развития. Поэтому очень важно, чтобы родители давали ребёнку правильные знания, а в этом может помочь только тесная взаимосвязь воспитателей и родителей. Необходимо организовать заседание круглого стола с изучением специальной и художественной литературы, привлекать родителей к участию в конкурсах и написании проектов с презентациями для дальнейшего использования  в работе с детьми по экологическому воспитанию.

     Если научить родителей, а они на своём примере будут учить своих детей, тогда дети поймут, что Человек – друг Природы. Они поймут, что у всех есть своя «Родина», свой дом: у лягушки и рыбы – озеро с чистой водой, у ландыша – густой тенистый лес, у птички и бабочки – цветущий луг и голубое небо, у человека – дом, в котором он живёт, а для всех вместе – голубая планета Земля.

     Детей, с помощью родителей, можно научить понимать, что в природе всё важно и всё связано в одну биологическую цепь, которая является основой жизни и основой биосферы планеты.



Предварительный просмотр:

«Профессиональная ориентация младших дошкольников средствами проектной деятельности»

    Удивительная страна Детство! Можно мечтать о своём будущем, например, кем быть. Свою мечту воплотить в играх: сегодня - врач, завтра - банкир и даже Президент…

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе. Система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям – это и есть профессиональная ориентация.        

Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. Мы считаем, что знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации.

         Одним из перспективных методов ознакомления дошкольников с профессиями взрослых является метод проекта, так как основывается на личностно ориентированном подходе к обучению и воспитанию, позволяет детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Проектная деятельность помогает связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребенка, а так же заинтересовать его, вовлечь в эту деятельность.

         Работая с детьми второй младшей группы, нами был спланирован и реализован образовательный проект «Знакомство с профессией повар»

   Решая в ходе проектирования различные задачи познавательного характера, дети понимают значимость и ценность труда повара, обогащают и активизируют свой словарный запас.

Основная цель, которую мы поставили перед собой, была сформулирована так: способствовать формированию целостных представлений детей о профессии повар.

Задачи, которые мы решали в ходе проекта:

  1. Формировать реалистические представления о труде повара;
  2. Помочь понять детям важность этой профессии;
  3. Познакомить с трудовыми действиями повара;
  4. Познакомить с кухонной посудой, с машинами – помощниками;
  5. Развивать любознательность, интерес к профессии;
  6. Воспитывать уважение к труду повара.

Ресурсы, которые мы  использовали:

Иллюстрации с изображением поваров, презентации для детей, чтение художественной литературы (стихов и загадок о профессии «повар»).

Предполагаемый результат:

  1. Приобретение детьми представлений о профессии повар.
  2. Понимание важности и значимости этой профессии.
  3. Умение самостоятельно использовать полученные знания в игровой деятельности.

     Содержание работы велось по трём этапам: подготовительный этап, основной этап и заключительный. Структура для работы на всех этапов была одинаковой и включала в себя следующие направления:

  • Работа с детьми
  • Работа по группе
  • Работа с родителями

Слайд4

Свою работу на первом этапе мы начали с постановки цели.  Она была сформулирована так:  - Подготовить предметно-развивающую среду для дальнейшей реализации проекта по ознакомлению детей младшей группы с профессией повар.

Была проведена следующая работа с детьми:

  1. Внесение куклы поварёнка. Создание заинтересованности.
  2. Чтение художественной литературы (стихов и загадок). (Введение в проект).

В предметной среде на данном этапе мы внесли следующие изменения:

Изготовление дидактических игр: «Что лишнее?», Лото «Поможем повару», «Парные картинки», «Продуктовая корзина», шнурочки «Вкусный обед».

Родители заинтересовались темой проекта и приняли активное   участие в реализации проекта: сшили нам фартучки и колпачки для сюжетно-ролевых игр, обшили куклу - поварёнка Васю, участвовали в подборе стихов и загадок по теме «Повар».

На данном этапе мы получили следующий результат:  у детей и родителей проявился интереса к предложенной теме проекта.

Далее последовал основной этап. Вся работа на нём была построена с тем, чтобы дети могли накопить необходимые знания. Работа по всем направлениям была уже более широкой.

Так с детьми мы провели:

  1. Экскурсию на кухню.
  2. Рассмотрели сюжетную картинку «Повара».
  3. Познакомили с правилами новых дидактических игр.
  4. Провели рисование «Блинчики-оладушки», лепку «Вкусные ватрушки» и аппликацию «Красивая тарелочка».

В предметно-развивающей среде произошли также существенные изменения: она пополнилась авторскими дидактическими играми, внесли реалистический игровой материал, атрибуты к игровой деятельности, подобрали  предметы-заместители, создали презентацию «Вкусная профессия»

Для родителей провели консультацию  «Что можно рассказать и почитать детям о профессии «повар». Выпустили статьи в родительский уголок: «Маленький повар», «Готовим вместе с детьми». Изготовили папку-передвижку «Основы правильного питания»

Дети приобрели знания и представления о профессии «повар». Поняли важность, необходимость и значимость этой профессии для всех людей.

Завершением проектной деятельности был заключительный этап. Цель его:           обобщение знаний по теме проекта. Дети научились использовать в самостоятельной игровой деятельности предметы-заместители и по назначению  реалистические игрушки, заинтересовались дидактическими играми по теме проекта.

В развивающей предметной среде произошли изменения: мы оформили уголок социально-коммуникативного развития.

Познакомили детей с презентацией «Вкусная профессия».

И как итог: организовали и провели совместную продуктивную деятельность с детьми и родителями «Волшебное тесто».

          Наш проект являлся частью общего проекта, который реализовывался в нашем дошкольном учреждении на тему «Все профессии нужны, все профессии важны»

Результаты общего проекта было легко проследить из общения детей и взрослых. Дети стали проявлять интерес к профессиям родственников, стали гордиться своими родителями,  научились давать грамотную оценку результатам труда взрослых. Эти результаты простимулировали педагогов нашего ДОУ на дальнейшее продолжение и развитие деятельности  в этом направлении, на поиск новых форм и методов работы по ранней профориентации. Мы уверены, что если мы начнем говорить о ценности труда и профессий с дошкольного детства, то, возможно наши дети с гордостью будут рассказывать о том, что папа работает электриком или инженером, мама учит детей или шьет модные костюмы. А вопрос, кем быть, их не застанет врасплох. Будущее детей-дошколят предугадать трудно – впереди еще школьные годы. Надеемся, что в результате многоплановой работы многие ребята в будущем выберут профессию, которая позволит им чувствовать себя счастливым и востребованным.