Рабочие программы по экономике
Здесь размещены рабочие программы по экономике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Титульный лист | 42 КБ |
Пояснительная записка | 54.5 КБ |
Каленларно-тематическое планирование 11 класс | 129.5 КБ |
Каленларно-тематическое планирование 10 класс | 182 КБ |
Предварительный просмотр:
« Согласовано» « Согласовано» « Утверждаю»
Руководитель МО Заместитель Руководитель МОУ
______________________ руководителя по УВР «Старочурилинская СОШ»
Протокол № ________ от МОУ «Старочурилинская СОШ» __________________________
«______»____________ 2011 г. ___________________________ Приказ № __________________от
«______»____________2011 г. «______»_____________2011 г.
Рабочая программа
учебного предмета
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Старочурилинская средняя общеобразовательная школа »
Арский муниципальный район Республика Татарстан
Гарифуллин Рамиль Харисович, учитель высшей категории
по экономике, 10-11 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №_____ от
«______» _____________2011 г.
2011-2012 учебный год
Календарно-тематическое планирование
по экономике
Класс 11 , социально-экономический профиль
Учитель Гарифуллин Рамиль Харисович, высшая категория
Количество часов
Всего 68 часов; в неделю 2 часа
Плановых контрольных уроков _____ч
Административных контрольных уроков ___2_______ ч.
Планирование составлено на основе Примерной программы среднего( полного) общего образования по экономике (профильный уровень), ФГСО, Учебному плану МОУ «Старочурилинская СОШ», программы для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (профильный уровень). Авторы: С.И. Иванов, М.А.Скляр.
Учебники
1. Основы экономической теории: учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд. с профильным уровнем изучением экономики под ред. С.И.Иванова. - В 2-х книгах. - Книга 1. - М.: Вита-Пресс, 2009.
2. Основы экономической теории: учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд. с профильным уровнем изучением экономики под ред. С.И.Иванова. - В 2-х книгах. - Книга 2. - М.: Вита-Пресс, 2009.
Дополнительная литература
Пособия для учащихся:
1. Практикум по основам экономической теории: Уч.пособие для 10-11 кл. общеобразоват.учрежд. с углубленным изучением экономики / Гос.унив. Высшая школа экономики; под ред. С.И.Иванова. - М.: Вита-Пресс, 2009.
2. Мицкевич А.А. Сборник заданий по экономике: 9-11 кл. М.: Вита-Пресс, 1997.
3. Винокуров Е.Ф., Винокурова Н.А. Трудные задачи по экономике: Для старших классов. -М.: Вита-Пресс, 1999.
4. Равичев С.А., Григорьев С.Э., Протасевич Т.А., Свахин А.С. Сборник задач по экономике (8-11 классы). - М.: МЦЭБО, 1999.
Пособия для учителя:
1. Азимов Л.Б., Журавская Е.В. Уроки экономики в школе: Активные формы преподавания: Учеб.пособие. - М.: Аспект-Пресс, 1995.
2. Волков С.Д., Корнейчук Б.В., Любарский А.Н. Экономика: Сборник задач. - М.: Рольф, 2Ш.
3. Мицкевич А.А. Сборник заданий по экономике: Для учащихся 9-11 классов. - В 3-х книгах. Книга 1. Задачник по микроэкономике. - М.: Вита - Пресс, 1999.
4. Практикум по экономической теории: Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений с углубленным изучением экономики / ГУ-ВШЭ; под ред. С.И.Иванова. - в 2-х книгах. -М.: Вита-Пресс,2009.
5. Равичев С.А., Григорьев С.Э., Протасевич Т.А., Свахин А.С. Задачи по экономике с решениями. - М.: МЦЭБО, 1999. - 112с.
6. Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе: В 2 кн.Кн.1. Пособие для учителя. 2-е изд. -М.:Вита-пресс, 1998.
7. Савицкая Е.В., Серегина С.Ф. Уроки экономики в школе: В 2-х кн. Кн.2: Пособие для учителя. - М.: Вита-пресс, 1999.
8. Фирсов Е.Г. Экономика. Интеллектуальные игры для школьников. - Ярославль: «Академия развития», 1998.-208с.
9. Экономическая теория в школе. Книга для учителя/ под ред.О.Ю.Мамедова. - Ростов- на-Дону: изд-во «Феникс», 1996.
10. Методические рекомендации для учителя: Книга для учителя /У-ВШЭ; под ред. С.И.Иванова. -М.: Вита-Пресс, 1999.
ТСО
- Ноутбук
- Проектор
- Электронное пособие «Экономика и право», для 9-11 классов
- Ресурсы Интернета
Календарно-тематическое планирование
по экономике
Класс 10 , социально-экономический профиль
Учитель Гарифуллин Рамиль Харисович, высшая категория
Количество часов
Всего 70 часов; в неделю 2 час
Плановых контрольных уроков ______, зачетов _______, тестов ________ ч.
Административных контрольных уроков ____2______ ч.
Планирование составлено на основе Примерной программы среднего( полного) общего образования по экономике (профильный уровень), ФГСО, Учебному плану МОУ «Старочурилинская СОШ», программы для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (профильный уровень). Авторы: С.И. Иванов, М.А.Скляр.
Учебник
1. Основы экономической теории: учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд. с профильным уровнем изучением экономики под ред. С.И.Иванова. - В 2-х книгах. - Книга 1. - М.: Вита-Пресс, 2009.
2. Основы экономической теории: учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд. с профильным уровнем изучением экономики под ред. С.И.Иванова. - В 2-х книгах. - Книга 2. - М.: Вита-Пресс, 2009.
Дополнительная литература
Пособия для учащихся:
1. Практикум по основам экономической теории: Уч.пособие для 10-11 кл. общеобразоват.учрежд. с углубленным изучением экономики / Гос.унив. Высшая школа экономики; под ред. С.И.Иванова. - М.: Вита-Пресс, 2009.
2. Мицкевич А.А. Сборник заданий по экономике: 9-11 кл. М.: Вита-Пресс, 1997.
3. Винокуров Е.Ф., Винокурова Н.А. Трудные задачи по экономике: Для старших классов. -М.: Вита-Пресс, 1999.
4. Равичев С.А., Григорьев С.Э., Протасевич Т.А., Свахин А.С. Сборник задач по экономике (8-11 классы). - М.: МЦЭБО, 1999.
Пособия для учителя:
1. Азимов Л.Б., Журавская Е.В. Уроки экономики в школе: Активные формы преподавания: Учеб.пособие. - М.: Аспект-Пресс, 1995.
2. Волков С.Д., Корнейчук Б.В., Любарский А.Н. Экономика: Сборник задач. - М.: Рольф, 2Ш.
3. Мицкевич А.А. Сборник заданий по экономике: Для учащихся 9-11 классов. - В 3-х книгах. Книга 1. Задачник по микроэкономике. - М.: Вита - Пресс, 1999.
4. Практикум по экономической теории: Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений с углубленным изучением экономики / ГУ-ВШЭ; под ред. С.И.Иванова. - в 2-х книгах. -М.: Вита-Пресс,2009.
5. Равичев С.А., Григорьев С.Э., Протасевич Т.А., Свахин А.С. Задачи по экономике с решениями. - М.: МЦЭБО, 1999. - 112с.
6. Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе: В 2 кн.Кн.1. Пособие для учителя. 2-е изд. -М.:Вита-пресс, 1998.
7. Савицкая Е.В., Серегина С.Ф. Уроки экономики в школе: В 2-х кн. Кн.2: Пособие для учителя. - М.: Вита-пресс, 1999.
8. Фирсов Е.Г. Экономика. Интеллектуальные игры для школьников. - Ярославль: «Академия развития», 1998.-208с.
9. Экономическая теория в школе. Книга для учителя/ под ред.О.Ю.Мамедова. - Ростов- на-Дону: изд-во «Феникс», 1996.
10. Методические рекомендации для учителя: Книга для учителя /У-ВШЭ; под ред. С.И.Иванова. -М.: Вита-Пресс, 1999.
ТСО
- Ноутбук
- Проектор
- Электронное пособие «Экономика и право», для 9-11 классов
- Ресурсы Интернета
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Учебная программа предназначена для изучения курса экономики в 10-11 классе на профильном уровне. Настоящая программа содержит:
- пояснительную записку, в которой отражены цели курса, особенности его изучения;
- список литературы;
- календарно-тематический план для 10-11 класса;
Изучение экономики в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;
- воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;
- освоение системы знаний об экономической деятельности фирм и государства, об экономике России для последующего изучения экономических дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
- овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства; выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с применением элементов научного анализа;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
При этом в 10 классе главной задачей является овладение основами экономической теории и изучение микроэкономических процессов, прикладная экономика. В 11 классе объектом изучения является макроэкономика.
Изучение курса рассчитано на 70 учебных часов в 10 классе и 68 часов в 11 классе.
Изучение курса спланировано на основе модифицированной рационализаторской программы.
Учебная программа разработана на основе
- БУП;
- учебного плана МОУ «Старочурилинская СОШ»
- федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по экономике;
- Примерной программы среднего ( полного) общего образования по экономике (профильный уровень)
- Программы для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (профильный уровень). Авторы: С.И. Иванов, М.А.Скляр.
Модификация программы состоит в усовершенствовании уже существующей типовой программы – изменении её структуры, перегруппировке вопросов и тем, перераспределении учебных часов, обогащении компонентов методического аппарата за счет разработанных учителем дидактических, учебно-тренировочных и проверочных материалов, сценариев различных видов учебных игр, тренингов.
Программа скорректирована с учетом межпредметных связей с историей, обществознанием, географией, правом, а также познавательных возможностей учащихся 10-11 классов, в которых осуществляется преподавание данного курса. Так, содержание тем «Государство и экономика», «Предпринимательство» частично является содержанием курса «Право», вопросы глобализации экономики рассматриваются также в курсе истории и обществознания. Данное обстоятельство обуславливает интегрированный подход к их изучению и высвобождает резервное время для более глубокого изучения других вопросов экономики.
Учебно-технологическое обеспечение процесса реализации учебной программы:
- учебник - Экономика. Основы экономической теории: Учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. профильный уровень образования /Под ред. Иванова С.И. – в 2-х книгах. – М.: Вита-пресс, 2009.
- тематическое планирование;
- Образовательный комплекс «1С:Школа. Экономика и право, 9-11 кл. Практикум»
- презентации уроков Microsoft PowerPoint;
- коллекция видео- и аудио- фрагментов, электронных схем, таблиц, диаграмм, иллюстраций ;
- наличие в учебном кабинете ноутбука, проектора, ПК, выхода в Интернет;
- проверочные и тестовые материалы, в том числе разработанные учителем на основе требований содержательной линии «Экономика» КИМов ЕГЭ и сориентированные на образовательные стандарты.
Не менее 25% учебного времени согласно типовой программе отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
- работу с источниками экономической информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
- критическое осмысление актуальной экономической информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
- освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни (в школе, общественных местах и т.п.);
- применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения;
- аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
- написание творческих работ по экономическим вопросам;
- подготовку к различным видам публичных выступлений;
- решение проблемных, логических, творческих задач, в том числе тренировочных заданий КИМов ЕГЭ;
- участие в дискуссиях, диспутах по актуальным социально-экономическим проблемам;
- Осуществление учебно-исследовательской работы по социально-экономической проблематике и др.
Результаты вышеперечисленных видов самостоятельной работы учащихся, представленные в виде сообщений, рефлексий, эссе, решений задач и ситуативных заданий, тестов и проч., являются основой для диагностики и контроля. По итогам изучения каждого раздела осуществляется контрольное тестирование, задания которого разрабатываются на основе контрольно-тренировочных заданий содержательной линии «Экономика» ЕГЭ и КИМов ЕГЭ прошлых лет, либо устный зачет по контрольным вопросам к каждому разделу учебника.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Индикаторами их сформированности являются:
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
- применение математических знаний в экономической сфере;
- применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- работа с текстами экономического содержания различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
- пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
В результате изучения экономики на профильном уровне ученик должен
Знать/Понимать
- смысл основных теоретических положений экономической науки;
- основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка и государства, а также международных экономических отношений;
Уметь
- приводить примеры: взаимодействия рынков; прямых и косвенных налогов; взаимовыгодной международной торговли;
- описывать: предмет и метод экономической науки, факторы производства, цели фирмы, основные виды налогов, банковскую систему, рынок труда, экономические циклы, глобальные экономические проблемы;
- объяснять: экономические явления с помощью альтернативной стоимости; выгоды обмена; закон спроса; причины неравенства доходов; роль минимальной оплаты труда; последствия инфляции;
- сравнивать (различать): спрос и величину спроса, предложение и величину предложения, рыночные структуры, безработных и незанятых, организационно-правовые формы предприятий, акции и облигации;
- вычислять на условных примерах: величину рыночного спроса и предложения, изменение спроса (предложения) в зависимости от изменения формирующих его факторов, равновесную цену и объем продаж; экономические и бухгалтерские затраты и прибыль, смету (бюджет) доходов и расходов, спрос фирмы на труд; реальный и номинальный ВВП, темп инфляции, уровень безработицы;
- применять для экономического анализа: кривые спроса и предложения, графики изменений рыночной ситуации в результате изменения цен на факторы производства, товары-заменители и дополняющие товары;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- исполнения типичных экономических ролей;
- решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;
- осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации.
Ведущими технологиями в преподавании курса являются личностно ориентированные технологии контекстного обучения: проблемное обучение, интегрированное обучение, технология критического мышления, кейс-стади, интерактивные технологии. В преподавании курса применяются как традиционные на старшей ступени формы (информационные, диалогические, проблемные, обзорные лекции, беседы), так и активные и интерактивные формы (круглый стол, дебаты, организационно-деятельностные игры (ОДИ), ролевые и деловые игры, пресс-конференции и т.д.) в целях содействия старшеклассникам в овладении ключевыми компетентностями.
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Основные понятия и термины | Вид контроля | Домашнее задание | Дата проведения | Примечание | |||
должны знать | должны уметь | По плану | Фактически | ||||||||
1 2 3 | Представление о системе национальных счетов. Валовой внутренний продукт Метод суммирования потока затрат. Метод суммирования потока доходов. | 1 1 1 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок. Комбинированный урок. | Конечные товары и услуги. Промежуточный товар. ВВП. ВНП. Личные потребительские расходы. Государственные закупки товаров и услуг. Валовые внутренние частные инвестиции. Чистый экспорт товаров и услуг. Торговый баланс. Добавленная стоимость. Косвенные налоги. | Знать методы расчета ВВП и ВНП: суммирование потока доходов и потока расходов. | Рассчитать личные потребительские расходы; ВВП. | Тестирование Задачи Упражнения | §11.2 выучить термины. §11.3 страницы 13-17 задание №2 практикума страницы 17-21 вопросы и задания № 1-3на странице 34 | |||
4 5 | Национальный доход. Располагаемый личный доход. | 1 1 | Комбинированные уроки | Прямые налоги. Факторные доходы. Трансферты. ЧНД. НД. Совокупный личный доход. Совокупный располагаемый доход. Личные налоги. | Знать пути расчета ЧНП, НД, ЛД. | Рассчитывать ЧНП, НД, ЛД. | Тестирование Задачи Упражнения | §11.4 вопросы и задания № 4-6 на странице35 §11.5 задание № 3 практикума | |||
6 7 | Номинальный и реальный ВВП. Решение задач по теме « ВВП и ВНП» | 1 1 | Комбинированные уроки | Номинальный и реальный ВВП. Номинальный и реальный доходы. Индекс-дефлятор ВВП. Индекс цен. | Рассчитывать номинальный и реальный ВВП. Рассчитывать индекс-дефлятор. | Упражнения Задачи Таблица | § 11.6 выучить термины и формулы. | ||||
8 | Обобщение темы «ВВП и ВНП». | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний и умений | Упражнения Задачи Тесты. | Повторить понятия и термины раздела | ||||||
9 10 11 | Доход. Потребление. Сбережения. Совокупный спрос и совокупное предложение. Обобщение темы «Доход, потребление и сбережения | 1 1 1 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок. Урок обобщения и закрепления изученного мат-ла | Автономное и индуцированное потребление. Сбережения. Предельные склонности к потреблению и сбережению. Общее потребление. Функция потребления. Совокупный спрос и совокупное предложение. Равновесный уровень национального дохода. | Знать разницу между различными видами потребления; что представляет из себя функция потребления. | Рассчитывать предельные склонности к потреблению и сбережению. Строить график функции потребления. Определять аналитическим путем величину равновесного национального дохода. Указывать изменение положения графика функции потребления. | Задачи Тесты. | §12.1 страницы 37-41 выучить формулы. страницы 41-45 вопросы и задания №1-3 на странице 74. задача №3 практикума | |||
12 13 14 | Сбережения и инвестиции. Мультипликатор Решение задач по теме « Сбережения и инвестиции» | 1 1 1 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок. Практикум | Автономные и индуцированные инвестиции. Автономные затраты частного сектора. Общие автономные затраты. Общие сбережения. Индуцированные сбережения. Совокупный спрос. Мультипликатор. | Знать разницу между автономными и индуцированными инвестициями; формулы для расчета мультипликатора; равенства, характеризующие равновесное состояние экономики. | Рассчитать мультипликатор; уметь найти равновесный национальный доход. | Задачи Тесты. Построение графика | §12.2выучить формулы. построить график. §12.3 вопросы и задания № 4-6 на странице 75. задача№3 практикума | |||
15 16 17 18 | Равновесие на рынке товаров и услуг и процентная ставка Процентная ставка и равновесие на денежном рынке Общее равновесие на товарном и денежном рынках Обобщение темы «Макроэкономическое равновесие». | 1 1 1 1 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок. Комбинированный урок Урок обобщения и закрепления изученного мат-ла | Процентное реагирование инвестиций и автономных затрат. Кривые IS и LM. Номинальное и реальное предложение денег. Номинальный и реальный спрос на деньги. Процентное реагирование спроса на деньги. | Знать разницу между реальным и номинальным предложением денег; а также между реальным и номинальным спросом на деньги. | Определить величину процентного реагирования инвестиций. Строить график, показывающий зависимость инвестиций от процентной ставки. Строить кривые IS и LM. Определять процентную ставку, обеспечивающую равновесие спроса и предложения на товарном и денежном рынках. | Задачи Тесты. | §12.4выучить формулы. §12.5 построить график. §12.6 вопросы и задания№ 7-8 на странице 75 Повторить Формулы. задача № 4 практикума | |||
19 | Решение задач по теме «Макроэкономическое равновесие». | 1 | Практикум | Используя формулы уметь решать задачи. | Задачи. | Повторить формулы. Подготовиться к обобщающему уроку | |||||
20 | Особенности макроэкономического анализа. | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний и умений | Упражнения Задачи Тесты. | Повторить понятия и термины раздела | ||||||
21 22 | Экономические циклы. Механизм экономического цикла | 1 1 | Урок изучения нового материала Комбинированныйурок | Циклический подъем. Экономическая рецессия или спад. Пик и дно экономического цикла. Экзогенные и эндогенные теории экономического цикла. Принцип акселерации. Потенциальный уровень ВВП. | Знать, что определяет продолжительность экономического цикла; в чем проявляется принцип акселерации; что называют потенциальным уровнем ВВП. | Определять размер инвестиций в некоторый период времени. | Терминологический диктант Тесты Задачи | §13.1выучить термины. §13.2 вопросы и задания № 1-2 на странице 103 | |||
23 24 | Занятые и безработные. Измерение безработицы. | 1 1 | Комбинированный урок Практикум | Трудоспособное и нетрудоспособное население. Экономически активное население. Рабочая сила. Добровольно занятые. Занятые. Безработные. Норма безработицы. | Знать кого относят к экономически активному, занятому и безработному населению. | Определять число трудоспособного, нетрудоспособного, занятого населения, численность безработных. Рассчитывать норму безработицы. | Терминологический диктант Тесты Задачи | 1§3.3 вопросы и задания № 3-7 на странице 104 страницы 90-91 задача№1 практикума | |||
25 26 | Виды безработицы. Решение задач по теме «Безработица» | 1 1 | Комбинированные уроки | Фрикционная, структурная, технологическая, циклическая и сезонная безработицы. Естественный уровень безработицы. Полная занятость. Скрытая безработица. | Знать виды безработицы и уметь их различать. | Определять полную занятость, естественную безработицу, циклическую безработицу и фактическую занятость. Давать оценку уровня занятости и нормы скрытой безработицы. | Терминологический диктант Задачи | §13.4 вопросы и задания № 8-11на странице 104 задача №2 практикума | |||
27 28 | Последствия безработицы. Государственная политика в области занятости. | 1 1 | Комбинированные уроки | Закон Оукена. | Знать негативные последствия безработицы; методы борьбы с безработицей; реальное состояние рынка труда в Арском районе. | Тесты Задачи | §13.5 вопросы и задания №12-14на странице104 страницы 97-102, подготовить информацию о рынке труда в Арском районе. | ||||
29 | Административная контрольная работа. | 1 | Урок контроля и оценки и знаний и умений | ||||||||
30 31 | Инфляция и дефляция, виды инфляции. Причины инфляции. | 1 1 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Инфляция. Дефляция. Дезинфляция. И6ндекс-дефлятор ВВП. Индекс потребительских цен. Норма инфляции. Инфляции спроса и предложения. Избыточный спрос. Инфляционные спираль и ожидания. Ползучая, умеренная, галопирующая и гиперинфляции. | Знать причины инфляции. | Рассчитывать норму инфляции. Определять величину избыточного спроса. | Упражнения. Тесты Задачи | §14.1 вопросы и задания № 1-2 на странице133 §14.2 задание № 2 практикума | |||
32 33 | Нормальная инфляция и гиперинфляция. Галопирующая и умеренная инфляция | 1 1 | Комбинированные уроки | Ползучая, умеренная, галопирующая и гиперинфляции. | Знать и различать различные виды инфляции. | Рассчитывать процентные ставки в зависимости от нормы инфляции. | Упражнения. Тесты Задачи | §14.3 страницы 117-121 выучить термины страницы121-124, вопросы№ 3-5 на странице 133, задания №1-2 практикума | |||
34 35 | Последствия инфляции. Темп инфляции и покупательная способность денег. Кривая Филипса | 1 1 | Комбинированные уроки | Перераспределение доходов. Ожидаемая норма инфляции. Кривая Филлипса. Стагфляция. Индексация. | Знать негативные последствия инфляции; методы борьбы с инфляцией. | Строить кривую Филипса. | Упражнения. Тесты Задачи | §14.4вопросы и задания №6-8на странице 134 §14.5задание№2 практикума | |||
36 37 | Экономический рост, экономическое и общественное развитие. Измерение экономического роста | 1 1 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Экономический рост. Абсолютный прирост ВВП. Темп прироста ВВП. Среднегодовой темп прироста ВВП. Скорость экономического роста. | Знать, что может служить показателем экономического роста; значение экономического роста. | Рассчитать среднегодовой темп прироста фактического и потенциального ВВП. | Упражнения. Тесты Задачи | §15.1 вопросы и задания№ 1-2 на странице163 §15.2зад ания№2-3 практикума | |||
38 39 | Производственная функция и факторы роста. Решение задач по теме «Производственная функция и факторы роста» | 1 1 | Комбинированные уроки | Производственная функция. Факторы производства. Совокупная факторная производительность. Производительность труда. Капиталоотдача. | Знать равенства, характеризующие наличие сбалансированности роста. | Рассчитывать темпы прироста национального дохода. | Упражнения. Тесты Задачи | §15.3 вопросы и задания№ 5-7на странице163 задача№3 практикума | |||
40 41 | Экстенсивные и интенсивные факторы роста. Что стоит за снижением темпов экономического роста в конце 20 века. | 1 1 | Комбинированные уроки | Экстенсивные и интенсивные факторы роста. НТП. Распределение ресурсов. Экономия от масштабов производства. | Знать и различать факторы роста. | Уметь объяснять влияние того или иного фактора на экономический рост. | Терминологический диктант | §15.4выучить термины. §15.5 задания№6-8 на странице 163 Подготовиться к обобщающему уроку | |||
42 | Обобщение темы «Экономический рост». | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний и умений | Упражнения. Тесты Задачи | Повторить понятия и термины раздела | ||||||
43 | Политика экономической стабилизации. | 1 | Урок изучения нового материала | Знать основные направления экономической политики государства; что дает возможность государству проводить политику стабилизации экономики; что учитывается при разработке основных направлений экономической политики. | Анализировать конкретные ситуации и определять действия государства при достижении экономической стабилизации. | Тесты | §16.1 вопросы№ 1-2 на странице 200 | ||||
44 45 | Налоги. Государственный бюджет Основы денежной политики. | 1 1 | Комбинированные уроки | Прямые и косвенные налоги. Дискреционная политика. Бюджетный дефицит. Бюджетный профицит. Обязательные резервы коммерческих банков. Учетная ставка. Политика «дешевых» и «дорогих» денег. | Знать основные элементы бюджетно-финансовой и кредитно-денежной политики; какие органы осуществляют и контролируют те или иные элементы бюджетно-финансовой и кредитно- денежной политики. | Анализировать конкретные ситуации и определять действия государства при осуществлении бюджетно-финансовой и кредитно-денежной политики. | Задачи Тесты | §6.2 вопросы и задания№ 3-5 на странице200 §16.3выучить термины. | |||
46 47 | Роль государства в стимулировании экономического роста. Фискальная политика государства. | 1 1 | Комбинированные уроки | Кривая Лаффера | Знать о влиянии государства на экономический рост. | Строить кривую Лаффера. | Построение графика Тест | §16.4 страницы185-190, вопросы 8-9 на странице201 страницы 190-193, построить график. | |||
48 | Государственный долг. | 1 | Комбинированный урок | Государственный долг. Внешний и внутренний долг. Дефолт. | Знать о том, кто может являться кредитором государства; знать основные пути снижения государственного долга. | Уметь рассчитывать расходы и доходы государства. Анализировать приоритетные направления финансирование | Опрос по вопросам учебника | §16.5 вопросы№ 11-12 на странице201 Подготовиться к обобщающему уроку. | |||
49 | Обобщение темы «Экономика и государство» | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний и умений | Упражнения. Тесты Задачи | Повторить понятия и термины раздела | ||||||
50 | Мировое хозяйство. | 1 | Урок изучения нового материала | Интернационализация экономики. Экспорт. Импорт. Экспортная и импортная доли. | Знать в чем проявляется международное разделение труда. | Терминологический диктант | §17.1 выучить понятия и термины. | ||||
51 52 53 | Абсолютные и сравнительные преимущества. Выгоды обмена. Международная торговля. Государственная политика в области международной торговли. | 1 1 1 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок. Комбинированный урок. | Абсолютное и сравнительное преимущество. Условия торговли. Встречная торговля. Бартер. Компенсационная сделка. Фьючерс. Хеджирование. Тендер. Пошлина. Демпинг. Квота. Протекционизм.. | Знать причины появления и развития международной торговли. | Определять сравнительное и абсолютное преимущества того или иного государства; рассчитывать обменные коэффициенты торговли, эффект специализации, эффект отмены пошлины для тех или иных экономических субъектов. | Упражнения. Тесты Задачи | §17.2 вопросы и задания№1-3 на странице 240 §17.3 страницы 208-214 задание№2 практикума §17.3 страницы 215-222, выучить термины. | |||
54 55 | Обменный курс валюты. Валютная политика | 1 1 | Комбинированные уроки | Валюта. Валютный рынок. Валютный курс. Девальвация валюты. Ревальвация валюты. Валютная интервенция. Конвертируемость валют. | Знать каким образом находят курс валюты. | Рассчитать паритет покупательской способности валют. Определять форвардный курс валюты на определенный период времени. | Упражнения. Тесты Задачи | §17.4 страницы 225-232 страницы 232-238 задание№ 2 практикума | |||
56 | Обобщение темы «Международная торговля и валютный рынок». | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний и умений | Упражнения. Тесты Задачи | Повторить понятия и термины раздела | ||||||
57 58 | Международное финансы. Россия на мировом рынке ссудного капитала. | 1 1 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Рынок ссудных капиталов. Еврорынок. Рынок капиталов. Внешний долг. Прямые и портфельные капиталовложения. Плавающие процентные ставки. ЛИБОР. Синдицированные кредиты. Инвестиционный климат. СЭЗ. | Знать, что относят к внешним факторам кризиса платежеспособности, каким образом регулируется внешний долг государства. | Анализировать конкретную ситуацию в стране по статистическим данным. | Тестирование. | §18.1 вопросы и задания№ 1-3 на странице 268 страницы 248-254 | |||
59 60 61 | Платежный баланс. Международная экономическая интеграция. Глобальные экономические проблемы. | 1 1 1 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок. | Платежный баланс. Кредит ПБ. Счет текущих операций. Счет операций с капиталом. Официальные резервы. Дебет платежного баланса. Экономический союз. Зона свободной торговли. Глобальные экономические проблемы. | Знать каким образом можно увеличить положительное сальдо ПБ, каким образом увеличить приток капитала в страну. Анализировать глобальные экономические проблемы. | Рассчитать платежный баланс страны. Отражать в платежном балансе те или иные действия правительства. | Упражнения. Тесты Задачи | §18.2 вопросы и задания№ 4-6 на странице268 §18.3 подготовить сообщение на тему «Глобальные экономические проблемы. Рассчитать платежный баланс. | |||
62 63 | Основные предпосылки и направления рыночных реформ в России. Либерализация экономики. | 1 1 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Системный кризис ЦПЭ, переходная экономика, . Шоковая терапия. Приватизация. Коммерциализация. демонополизация. Рыночная инфраструктура | Знать основные пути приватизации, каким образом проходил процесс приватизации в России; что привело к переходу России к рыночной экономике | Анализировать конкретные ситуации на конкретных рынках. | Тестирование Обсуждение проблем из практикума | §19.1 §19.2 подготовить сообщение по теме урока. | |||
64 65 | Макроэкономическая стабилизация. Структурные преобразования. | 1 1 | Комбинированный урок Комбинированный урок | Макроэкономическая стабилизация. Инфляция. Структурные преобразования. Естественные монополии | Уметь анализировать источники. Высказывать свою точку зрения и аргументировать ее. | Опрос по вопросам учебника | §19.3 выучить термины. §19.4 | ||||
66 | Административная контрольная работа. | 1 | Урок контроля и оценки знаний и умений | ||||||||
67 68 | Институциональные преобразования. Реформы в социальной сфере. | 1 1 | Комбинированные уроки | «Социальная цена реформ» Институциональные преобразования. Адресность в социальной политике. | Знать правовые институты. | Приводить примеры институциональных реформ в России | Терминологический диктант | §19.5задание№3 на странице 290 §19.6. вопросы и задания№ 4-5 на странице290 | |||
68 | Особенности современной экономики России. | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний и умений | Упражнения. Тесты Задачи | Повторить понятия и термины раздела |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию 10-11-х классов
Актуальность проблем школьного экономического образования обусловлена как радикальными изменениями в политической и экономической жизни России, так и отсутствием единства в понимании предмета, целей и места экономики как учебной дисциплины в школьном образовании.
Исходя из концепции современной школы, не столько наделяющей выпускников конкретными знаниями и навыками, готовыми ответами, сколько закладывающей базу мышления и культуры, создающей условия для всестороннего развития личности, можно выделить следующие основные цели преподавания экономики:
- выработка адекватных представлений о сути экономических явлений и их взаимосвязи, умения выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам, обретение опыта в анализе экономических ситуаций и происходящих изменений в жизни общества (формирование общей экономической культуры);
- выработка функциональной экономической грамотности, необходимой для социальной адаптации учащихся к происходящим изменениям в жизни российского общества, а также профессиональной ориентации в сфере экономики (привитие функциональной экономической грамотности);
- воспитание у учащихся инициативы и активности, самостоятельности в принятии решений, способности к саморазвитию и самообразованию (формирование способности к развитию);
- выработка практических навыков принятия ответственных экономических решений в условиях заведомо ограниченной информации (выработка практических навыков хозяйственной деятельности).
Программа ориентирована на изучение российскими школьниками базовых экономических понятий и законов. Такая ориентация программы наиболее адекватна концепции современной школы, целям и задачам экономического образования, способствует обеспечению совместимости экономического образования российских школьников с теми знаниями по экономике, которые получают их сверстники за рубежом.
Программа рассчитана на изучение учащимися материала в течение 10-11 класса в учебном плане на изучении экономики в старших классах отведено 138 часов. ( 70 ч-10 класс, 68 ч-11 класс)
Настоящая программа раскрывает содержание общего курса экономических знаний, давая необходимые представления не только о современных экономических системах и основах хозяйственной деятельности, но и поведении и мотивациях индивидов и фирм общества в целом. Овладения основами экономических знаний даст ученику возможность понять:
- какую роль в рыночной экономике играют те, кто потребляет, и те, кто производит; те кто, нанимает работников, и те, кто нанимается для работы;
- кто и как принимает решения о том, что должно быть произведено, как это должно быть произведено и кто будет использовать произведенное;
- место государства в экономике, причины его участия в экономической жизни и пределы эффективности этого участия;
- механизмы экономической жизни, макроэкономические индикаторы экономики, рыночное равновесие и полную занятость ресурсов, зависимость между потреблением и доходами, доходами и производством, значением сбережений и инвестиций, налоговой системы;
- причины возникновения и виды безработицы, ее связь с инфляцией, с проблемами экономического роста;
- существо и механизм функционирования денежной системы, роль центрального банка, коммерческих банков, финансовых рынков;
- движущие силы и закономерности экономического роста, изменения главных факторов производства, повышения производительности, связи между потреблением и инвестициями;
- основные проблемы мировой экономики, международной торговли и системы платежей, протекционизма и либерализма, интеграции и интернационализации экономических связей, сравнительного анализа экономических систем;
- механизмы деятельности отдельных рынков, функционирующих на них индивидуумов, фирм и ассоциаций, торговых и финансовых посредников, значение суверенитета потребителей и производителей и последствий каждого из них;
- основ организации отраслевых рынков, значения и существа совершенной и несовершенной конкуренции, принципов применения факторных ресурсов, функционирования факторных рынков, закономерностей образования факторных доходов.
Полученная сумма элементарных экономических знаний важна для учащегося не только с информационной точки зрения. Она дает основу для понимания роли и прав человека в обществе, воспитывает рациональные ценностные ориентации. Экономические знания целенаправленно воздействуют и на нравственное развитие молодого человека. Школа должна опережать происходящие в обществе изменения, готовить учеников к адекватному восприятию общества и производства.
При работе по программе наряду с традиционными формами проведения уроков (фронтальные беседы, комбинированные уроки, уроки-беседы, уроки-опросы, контрольные уроки, практические занятия, лекции) обязательным является широкое использование активных форм обучения (моделирующие экономические и компьютерные игры, нестандартные формы контроля, работа в малых группах, соревнования). Использование в процессе обучения активных форм обучения способствует более глубокому усвоению школьниками теоретических знаний, поддерживает у них высокий познавательный интерес к изучаемому предмету, облегчает и ускоряет усвоение предмета. Апробация программы показала, что использование активных форм проведения занятий требует достаточных затрат времени для объяснения правил деловых игр, условий проведения урока и, главное для анализа и интерпретации результатов игр, подведения итогов работы в малых группах и т.п. Предлагаемая сетка учебных часов приведена с учетом выделения 25% времени на активные формы проведения занятий.
В программу заложено использование разнообразных форм контроля: тестирование, решение экономических задач, экономические диктанты, рефераты, эссе и т.д.
Учебно-методический комплекс:
Учебники:
1. Основы экономической теории: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений с профильным уровнем изучением экономики под ред. С.И.Иванова. - В 2-х книгах. - Книга 1. - М.: Вита-Пресс, 2009.
2. Основы экономической теории: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений с профильным уровнем изучением экономики под ред. С.И.Иванова. - В 2-х книгах. - Книга 2. - М.: Вита-Пресс, 2009.
Пособия для учащихся:
1. Практикум по основам экономической теории: Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений с углубленным изучением экономики / Государственный университет Высшая школа экономики; под редакцией С.И.Иванова. - М.: Вита-Пресс, 2009.
2. Мицкевич А.А. Сборник заданий по экономике: 9-11 классов М.: Вита-Пресс, 1997.
3. Винокуров Е.Ф., Винокурова Н.А. Трудные задачи по экономике: Для старших классов. -М.: Вита-Пресс, 1999.
4. Равичев С.А., Григорьев С.Э., Протасевич Т.А., Свахин А.С. Сборник задач по экономике (8-11 классы). - М.: МЦЭБО, 1999.
Пособия для учителя:
1. Азимов Л.Б., Журавская Е.В. Уроки экономики в школе: Активные формы преподавания: Учебное пособие. - М.: Аспект-Пресс, 1995.
2. Волков С.Д., Корнейчук Б.В., Любарский А.Н. Экономика: Сборник задач. - М.: Рольф, 2Ш.
3. Мицкевич А.А. Сборник заданий по экономике: Для учащихся 9-11 классов. - В 3-х книгах. Книга 1. Задачник по микроэкономике. - М.: Вита - Пресс, 1999.
4. Практикум по основам экономической теории: Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений с углубленным изучением экономики ; под ред. С.И.Иванова. - в 2-х книгах. -М.: Вита-Пресс, 2007.
5. Равичев С.А., Григорьев С.Э., Протасевич Т.А., Свахин А.С. Задачи по экономике с решениями. - М.: МЦЭБО, 1999. - 112с.
6. Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе: В 2 кн.Кн.1. Пособие для учителя. 2-е изд. -М.:Вита-пресс, 1998.
7. Савицкая Е.В., Серегина С.Ф. Уроки экономики в школе: В 2-х кн. Кн.2: Пособие для учителя. - М.: Вита-пресс, 1999.
8. Фирсов Е.Г. Экономика. Интеллектуальные игры для школьников. - Ярославль: «Академия развития», 1998.-208с.
9. Экономическая теория в школе. Книга для учителя/ под ред.О.Ю.Мамедова. - Ростов- на-Дону: изд-во «Феникс», 1996.
10. Методические рекомендации для учителя: Книга для учителя /У-ВШЭ; под ред. С.И.Иванова. -М.: Вита-Пресс, 1999.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Основные понятия | Вид контроля | Домашнее задание | Дата проведения | Примечание | |||
должны знать | должны уметь | ||||||||||
План | Факт | ||||||||||
1 2 | Свободные и экономические блага. Факторы производства и факторные доходы. | 1 1 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Ограниченность ресурсов. Свободные и экономические блага. Факторы производства: труд, земля, предпринимательские способности, информация. Доходы факторов производства. Потребность. | Каким образом происходит решение проблемы выбора. Знать отличия факторов производства друг от друга. Должны понимать проблему ограниченности ресурсов. | Отличать экономические и свободные блага друг от друга. Должны уметь относить ресурсы к тому или иному видов факторов производства. Должны уметь принимать решения. | Терминологический диктант. | §1 страницы 5-8,вопросы и задания №1-3 на странице 34 §1 страницы 8-10 вопросы № 1-3 практикума. | |||
3 4 | Рациональный потребитель и стимулы. Альтернативные затраты. Кривая производственных возможностей | 1 1 | Комбинированные уроки | Рациональное поведение людей. Проблема выбора и альтернативная стоимость Альтернативная стоимость. Упущенная выгода. Кривая производственных возможностей | Знать каким образом строится КПВ. Что показывают точки на КПВ, под КПВ, над КПВ. Знать что такое альтернативная стоимость. | Рассчитывать упущенную выгоду, находить альтернативную стоимость. Оценивать влияние внешних факторов на КПВ. | Терминологический диктант Составление графика | § 2 страницы 10-14 вопросы и задания № 4-5 на странице 34 §2 страницы 14-18 задача № 2 практикума. | |||
5 6 | Микроэкономика, макроэкономика, прикладная экономика. Измерение экономических величин. Реальные и номинальные доходы семьи. | 1 1 | Комбинированные уроки | Предмет экономической теории. Макроэкономика. Микроэкономика. Позитивная экономика. Прикладная экономика. Нормативная экономика. Экономическая модель. Номинальные и реальные величины. Индексы. | Знать отличия нормативной экономики от позитивной, микроэкономики от макроэкономики. Знать основные вопросы экономики. Понимать смысл понятия экономическая модель. | Различать сферы изучения макро- и микроэкономики. Уметь отличать высказывания позитивной экономики от нормативной. Рассчитывать индексы, реальные и номинальные величины. | Тестирование. | §3 вопросы и задания №7-8 на странице 34 § 4 задание № 9 на странице 34 Подготовиться к обобщающему уроку | |||
7 | Предмет и метод экономической науки. | 1 | Урок обобщения и закрепления знаний. | Понятия и термины раздела. | Тестирование. Беседа. | Повторить понятия и термины раздела | |||||
8 9 | Традиционная и административно-плановая экономические системы. Рыночная экономика | 1 1 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Экономическая система. Традиционная и административно-плановая экономические системы. Рынок. Разделение труда. Частная собственность. Конкуренция домашнее хозяйство. Фирма. | Знать два способа решения фундаментальных проблем экономики; основные черты КАС и РС; функции рынка; субъекты рыночной системы; процесс кругооборота доходов. | Отличать типы рыночных систем друг от друга. Сравнивать и объяснять право собственности в различных экономических системах. | Сообщения Тестирование Таблица . | § 2.1-2.2. вопросы и задания № 1-2 на странице 65 §2.3-2.4 вопросы №3-6 на странице 65 | |||
10 11 | Общественные блага и внешние эффекты. Роль государства в рыночной экономике. Ошибки рынка и ошибки государства. Распределение доходов. | 1 1 | Комбинированные уроки | Положительные и отрицательные внешние эффекты. Частные и общественные блага. Смешанная экономика. | Знать виды внешних эффектов и благ; основные экономические цели в условиях смешанной экономики. | Отличать частные блага от общественных; приводить примеры положительных и отрицательных внешних эффектов. | Тестирование Эссе. | §2.5 страницы 53-60 задания №7-12 на странице 65 написать эссе «Вмешательство государства в экономику и его пределы» | |||
12 13 | Спрос. Величина спроса. Закон спроса. Факторы спроса. Эффекты Гиффена и Веблена. | 1 1 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Спрос. Величина спроса. Закон спроса. Эффекты доходов и замещения. Эффекты Гиффена и Веблена. Детерминанты спроса. Низшие товары. Нормальные товары. Товары-субституты. Товары-комплименты. Полезность. | Знать закон спроса; принцип убывания маржинальной полезности; детерминанты спроса. | Отличать понятия спрос и величина спроса; строить шкалу спроса и кривую спроса. Оценивать влияние детерминант на изменение спроса, отображать эти изменения графически. | Опрос, задачи. Построение кривых | §3.1 страницы 66-71 вопросы и задания №1-5 на странице 90 § 3.1 страницы 71-75 упражнения №1-2 практикума | |||
14 15 | Предложение. Величина предложения. Закон предложения. Индивидуальное и рыночное предложение. Факторы предложения. | 1 1 | Комбинированные уроки | Предложение. Величина предложения. Закон предложения. Детерминанты предложения. Индивидуальное и рыночное предложение | Знать закон предложения. | Отличать понятия предложение и величина предложения; строить шкалу предложения и кривую предложения. Оценивать влияние детерминант на изменение предложения, отображать эти изменения графически. | Опрос, задачи. Построение кривых | §3.2 страницы 75-78вопросы и задания№ 6-8 на странице 90 §3.2 страницы78-80 упражнения №1-2 практикума | |||
16 17 18 | Рыночное равновесие. Равновесная цена. Реакция рынка на изменение спроса и предложения Избыточное предложение и избыточный спрос. Излишки потребителя и производителя. Предельные и фиксированные цены. | 1 1 1 | Комбинированные уроки Практикум | Рыночное равновесие. Равновесная цена. Равновесное количество. Воздействие внешних сил на рыночное равновесие. Предельные и фиксированные цены. Товарный дефицит. Излишек товаров. | Знать причины изменения рыночного равновесия. | Найти равновесную цену и равновесное количество товара. Находить величину товарного дефицита и излишка товаров. | Индивидуальное домашнее задание. Решение задачи. | §3.3 упражнения №1 практикума. §3.4 задание №5 практикума §3.5 задания №1-2 практикума | |||
19 | Функционирование рынка. | 1 | Урок обобщения и закрепления знаний и умений. | Понятия и термины раздела. | Тест Решение задач. | Повторить понятия и термины раздела. | |||||
20 21 | Эластичность спроса по цене, тест на эластичность. Факторы влияющие на ценовую эластичность спроса | 1 1 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Понятие эластичности. Эластичность спроса по цене Виды спроса по эластичности: эластичный, неэластичный, единичная эластичность, абсолютно эластичный, абсолютно неэластичный. Измерение эластичности по цене.
| Знать виды спроса по эластичности: эластичный, неэластичный, единичная эластичность, абсолютно эластичный, абсолютно неэластичный Детерминанты эластичности | Рассчитать коэффициент эластичности и объем выручки. Определить вид спроса по значению коэффициента эластичности | Терминологический диктант Формулы Решение задач | §4.1вопросы и задания № 1-2 на странице 116 §4.2 задания № 1-3 практикума | |||
22 23 | Эластичность спроса по доходу. Нормальные и инфериорные блага, товары первой необходимости и товары роскоши. Перекрестная эластичность спроса. Заменяющие и дополняющие товары. | 1 1 | Комбинированные уроки | Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность. Нормальные и инфериорные блага, товары первой необходимости и товары роскоши. Заменяющие и дополняющие товары. | Знать отличия перекрестной эластичности для товаров-субститутов и товаров–комплиментов и нормальные, инфериорные блага, товары первой необходимости и товары роскоши. | Рассчитывать эластичность спроса по доходу и перекрестную эластичность. Определять характер взаимосвязи товаров по значению эластичности. | Терминологический диктант Формулы Решение задач | §4.3 страницы103-104 задания № 1-2 практикума Задачи№ 5-6 практикума. | |||
24 25 | Эластичность предложения. Эластичность предложения в среднесрочном и долгосрочном периоде | 1 1 | Комбинированные уроки | Эластичность предложения по цене. | Знать виды предложения по эластичности: эластичное, неэластичное. | Рассчитать коэффициент эластичности. Определить вид предложения по значению коэффициента эластичности | Формулы Решение задач | §4.4страницы 105-107 повторить термины §4.4 страницы 107-110 задачи №2-3 практикума. | |||
26 | Налоговое бремя потребителя и производителя. Общественные выгоды и потери, связанные с введением потоварных налогов. | 1 1 | Комбинированный урок | Практическое значение теории эластичности. | Знать влияние эластичности спроса на поведение фирм. | Называть особенности налоговой политики при эластичном и неэластичном спросе. Определять общественные выгоды и потери, связанные с введением потоварных налогов. | §4.5 вопросы и задания №10-12 на странице 116 | ||||
27 28 | Полезность и потребительский выбор. Правило максимизации полезности | 1 1 | Комбинированные уроки | Полезность. Общая полезность. Предельная полезность. | Знать закон убывающей предельной полезности; кардиналистский подход измерения полезности; способы снижения и увеличения полезности. | Строить кривые общей и предельной полезности. Рассчитывать значение предельной полезности. | Формулы Графики. Задачи | §5.1 вопросы и задания №1-2 на странице 145 §5.2 заполнить таблицу№ 3 практикума | |||
29 | Административная контрольная работа. | 1 | Урок контроля и оценки знаний и умений | ||||||||
30 31 | Кривая безразличия и карта безразличия Типы кривых безразличия | 1 1 | Комбинированные уроки | Кривая безразличия. Карта безразличия. Предельная норма замещения. | Знать ординалистский подход к характеристике кривых безразличия. | Давать экономическую интерпретацию четырем свойствам кривых безразличия. Построить кривую безразличия для двух товаров. | Построение графика. Опрос. | §5.3 страницы 126-131 построить график §5.3 страницы 131-134 задания № 2-3 практикума | |||
32 33 | Бюджетное ограничение и бюджетная линия. Равновесие потребителя. | 1 1 | Комбинированные уроки | Бюджетное ограничение. Бюджетная линия. Реальный доход. Номинальный доход. Потребительское равновесие | Знать виды доходов. | Построить бюджетную линию. Найти точку равновесия потребителя. Отображать влияние изменения доходов потребителя на бюджетную линию графически. | Построение графика. Тестирование Задачи | § 5.4 страницы 134-138 задание№ 1 практикума §5.4страницы 138-142 задания№ 3-6 на странице 145 | |||
34 | Индивидуальный и рыночный спрос. | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальный и рыночный спрос. | Знать отличия двух видов спроса. | Строить кривую рыночного спроса на основе кривых индивидуального спроса. | Задачи Терминологический диктант | §5.5 составить таблицу. | |||
35 | Обобщение темы «Поведение потребителя». | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний и умений | Понятия и термины раздела. | Тестирование Задачи | Повторить понятия и термины раздела | |||||
36 | Фирма и ее цели. | 1 | Урок изучения нового материала | Фирма. Цели фирм. Юридическое лицо. Трансакционные издержки. физические лица. | Знать основные признаки юридических и физических лиц Называть основные формы обособления имущества. |
| Тестирование Решение задач | § 6.1 задание № 1на странице 177 | |||
37 38 | Показатели выпуска фирмы: общий и средний продукт переменного фактора производства. Предельный продукт переменного фактора производства. Закон убывающей отдачи. | 1 1 | Комбинированные уроки | Краткосрочный и долгосрочный периоды. Общий, средний и предельный продукты переменного фактора производства Производительность и эффективность труда. Закон убывающей отдачи. | Знать периоды работы фирмы, закон убывающей отдачи. | Рассчитывать средние и предельный продукты переменного фактора производства | Тестирование Решение задач | §6.2 вопросы и задания№ 2-3 на странице 177 Страницы 154-157. задача№4 практикума | |||
39 40 41 | Экономические и бухгалтерские затраты и прибыль. Амортизационные отчисления. Необратимые, постоянные и переменные, средние и средние переменные затраты. Решение задач на тему «Издержки фирмы». | 1 1 1 | Комбинированные уроки Практикум | Издержки. Прибыль Амортизационные отчисления. Основной капитал и оборотный капитал. TC, FC, VC, AC, MC, AFC, AVC. | Знать различные виды издержек: TC, FC, VC, AC, MC, AFC, AVC. | Рассчитывать различные виды издержек. | Тестирование Решение задач | §6.3 выучить термины, §6.4 выучить формулы. Задача№3 практикума | |||
42 | Эффект масштаба. | 1 | Комбинированный урок | Положительный и отрицательный эффекты масштаба производства. Неизменный эффект масштаба производства. Минимально эффективный размер производства. | Знать преимущества и недостатки крупных фирм. | На основе данных об издержках определять положительный и отрицательный эффекты масштаба производства, неизменный эффект масштаба производства, минимально эффективный размер производства | Тестирование | §6.5 вопросы и задания № 4-7на странице178 | |||
43 | Обобщение темы «Фирма. Производство и издержки». | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний и умений | Понятия и термины раздела. | Тестирование Решение задач | Повторить понятия и термины раздела | |||||
44 | Рыночные структуры и отрасли. | 1 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Совершенная и несовершенная конкуренция. Монополия. Олигополия. Монополистическая конкуренция. | Знать типы рыночных структур; барьеры вступления в отрасль. | Терминологический диктант. Заполнение таблицы. | §10.1 вопросы и задание №1 на странице 317 Заполнить таблицу «Типы рыночных структур» | ||||
45 46 | Совершенная конкуренция. Предельные издержки и предельная выручка фирмы. Максимизация прибыли. Нормальная прибыль. | 1 1 | Комбинированные уроки | Сущность совершенной конкуренции. Прайс-тейкеры. Прайс-мейкеры. Средний и предельные доходы фирм. Сопоставление предельного дохода с предельными издержками. Максимизация прибыли. | Знать признаки совершенной конкуренции, отличия между прайс-тейкерами и прайс-мейкерами. Формулы. | Определять равновесное состояние фирмы и отрасли; объемы безубыточного производства. | Тест. График Решение задач | §10.2 страницы 281-286 вопросы и задания №2-4 на странице317 страницы 287-294 задание № 1 практикума | |||
47 48 | Монополия, виды монополий. Ценовая дискриминация. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. | 1 1 | Комбинированные уроки | Сущность монополии. Естественная монополия. Ценовая дискриминация. Виды монополий: картель, трест, синдикат, концерн, холдинг, конгломерат. Экономические последствия монополизации. | Знать недостатки монополий; основные направления государственной антимонопольной политики; характеристики доминирующего положения хозяйствующего субъекта. | Анализировать поведение фирмы-монополиста. | Терминологический диктант. Задача. | §10.3 страницы 294-302 построить график страницы 303-306 упражнение № 2 практикума | |||
49 50 | Олигополия. Монополистическая конкуренция. Монопсония. | 1 1 | Комбинированные уроки | Сущность олигополии. Олигополистическая взаимозависимость Рыночное поведение олигополистов. Сущность монополистической конкуренции. Сущность монопсонии. | Знать о методах неценовой конкуренции; в чем проявляется дифференциация товаров. | Тест задача | §10.4задание № 1 практикума §10.5вопросы и задания № 9-10 на странице 317 | ||||
51 | Обобщение темы «Конкуренция и рыночные структуры». | 1 | Урок обобщения и закрепления знаний и умений | Понятия и термины раздела. | Тестирование Решение задач | Повторить понятия и термины раздела | |||||
52 | Рынки факторов производства, производный спрос. | 1 | Урок изучения нового материала | Заработная плата прибыль, рента, процент, производный спрос. Производный спрос | Знать особенности рынков факторов производства | Уметь объяснять спрос на производственные факторы. Объяснять общее предложение и мобильность факторов производства | Тест Терминологический диктант | §9.1 выучить термины. | |||
53 54 55 | Рынок труда. Спрос фирмы на труд. Предложение труда для отдельной фирмы. Минимальная оплата труда. Дискриминация на рынке труда. Роль профсоюзов. Измерение неравенства доходов. Перераспределение доходов. | 1 1 1 | Комбинированные уроки | Производный спрос. Заработная плата. Предельный продукт труда. Профсоюзы. Дискриминация на рынке труда. Кривая Лоренца. Коэффициент Джинни. | Знать правило максимизации прибыли при найме работников. | Строить кривые спроса и предложения на труд. Определять предельный продукт труда и предельные издержки на ресурс. Объяснять равновесие на рынке труда, причины неравенства доходов, причины различий в производительности и оплате труда, роль профсоюзов, роль минимальной оплаты труда и дискриминации на рынке труда. | Тестирование Решение задач | §9.2 вопросы и задания № 1-3 на странице 277 страницы 260-264 вопросы и задания № 4-8 на странице 277 Решить задачу№2 практикума | |||
56 | Рынки земли. Экономическая рента. | 1 | Урок изучения нового матариала | Экономическая рента. Чистая экономическая рента. | Знать особенности формирования земельной ренты. | Владеть приемами маржинального анализа в приложении к проблеме рынка земли | Тестирование. | §9.3 выучить термины. | |||
57 58 | Рынок капитала. Ценные бумаги и рынок ценных бумаг. | 1 1 | Комбинированные уроки | Человеческий капитал. Процент. Реальная и номинальная процентные ставки. Основной и оборотный капиталы. Реальный капитал. Акция, обыкновенная и привилегированная акция, облигация, | Знать элементы всех видов капиталов. Определение цены капитала Характеризовать роль рынка ценных бумаг. | Определять процентный доход, номинальную и реальную процентные ставки. Различать акции и облигации. | Решение задач. | § 9.4 вопросы и задания № 9-12 на странице 277 задача №1 практикума | |||
59 | Дисконтирование. | 1 | Комбинированный урок | Целесообразность инвестирования. Дисконтирование. Текущая дисконтированная стоимость, коэффициент дисконтирования. | Смысл ставки дисконтирования и ее выбор | Уметь делать расчеты будущей стоимости по формулам. | Тестирование Решение задач | §9.5 выучить термины и формулы | |||
60 61 | Предпринимательство, его виды и мотивы. Основные источники финансирования бизнеса. Организационно-правовые формы предприятий по российскому законодательству. | 1 1 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Бизнес, предпринимательство, предпринимательский риск, внутренние и внешние источники финансирования. АО, акция, обыкновенная и привилегированная акция, ЗАО, ОАО, облигация, дочернее общество. Производственный кооператив, унитарное предприятие | Знать права владельцев привилегированных и обыкновенных акций; облигаций; Основные организационно-правовые формы предпринимательства. | Определять кому принадлежит контрольный пакет акций. Определять преимущества и недостатки различных видов предприятий. | Тестирование. Задачи | §7.1 вопросы и задания № 1-3 на странице212 §7.2 составить схему. | |||
62 | Основные принципы менеджмента. Бизнес-план. | 1 | Комбинированный урок | Менеджмент, менеджер, планирование, мотивация, бизнес-план, авторитарный и демократический стили руководства | Знать основные функции менеджмента. | Тестирование | §7.3 выучить термины. | ||||
63 | Основные элементы маркетинга. | 1 | Комбинированный урок | Маркетинг, сегмент рынка, сегментация рынка, | Знать особенности маркетинговых исследований | Уметь осуществлять сегментацию рынка по различным критериям | Тестирование | § 7.4 Придумать рекламу товара. | |||
64 65 | Деньги. Функции и формы денег. Денежные агрегаты. | 1 1 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Деньги. Бартер. Товарные и кредитные деньги. Депозит. Ликвидность. Денежные агрегаты. | Знать функции денег; виды денег; денежных стандартов; депозитов; денежных агрегатов. | Определять величину денежных агрегатов. | Тестирование Решение задач | §8.1 выучить термины. §8.2 выучить денежные агрегаты. | |||
66 67 | Банки и банковская система. Центральный банк. | 1 1 | Комбинированные уроки | Банки и банковская система. Операции банков. Ссуда. Кредитная линия. Ипотечный кредит. Лизинг. Активы и пассивы банка. Баланс банка. Норма резервов банка. Учетная ставка ЦБ.Активы ЦБ. | Знать основные операции банков; элементы активов и пассивов банка. Знать основные операции ЦБ; функции ЦБ РФ; способы влияния ЦБ на норму резервов КБ. | Находить процентные ставки по разным видам депозитов. Определять баланс банка. Уметь объяснять процесс регулирования ЦБРФ масштабов кредитной эмиссии. Уметь решать задачи | Тестирование Решение задач | § 8.3 вопросы и задания №1-4 на странице249 § 8.5 выучить термины. | |||
68 | Административная контрольная работа. | 1 | Урок контроля и оценки знаний и умений | ||||||||
69 | Потребительский кредит | 1 | Комбинированный урок | Потребительский кредит. Личная ссуда. Ипотечный кредит. Кредитные карточки. Дебетная карточка. Дебетная карточка с овердрафтом. | Знать особенности потребительского кредита и разновидности банковских карт. Называть их особенности. | Терминологический диктант. | § 8.4 выучить основные понятия и термины. | ||||
70 | Финансовые институты. Страховые услуги. | 1 | Комбинированный урок | Знать основные финансовые институты и страховые услуги. | Характеризовать банковскую систему и финансовые институты. | Устный опрос. |