Самообразование
Описание проектной деятельности на уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_k_proektu.doc | 102.5 КБ |
2021 "Проектная деятельность на уроках технологии" | 21.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические указания к выполнению творческих учебных
проектов по предмету «Технология»
Для учащихся 6-8 классов.
Разработчик: учитель технологии
Громенко.С.Г.
г.Советский 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный проект – это итоговая самостоятельная работа учащихся, выполненная под руководством педагогов.
Основная цель проектов - контроль знаний и умений учащихся, содействие их творческому развитию и формированию у них системы интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений, воплощаемых в конкретных изделиях.
В результате выполнения проектов у учащихся воспитываются трудолюбие, способность самостоятельно принимать решения, ответственность, коммуникабельность, изобретательность; формируются положительные потребности и интересы, что способствует их самоопределению и самореализации.
Тематика учебных проектов определяется содержанием обучения в данном классе. Проекты учащихся 6-8 классов соответствуют профилю их обучения. Некоторые проекты могут быть интегрированными, т.е. наряду с технологией охватывать содержание и других учебных предметов.
Выбранная учащимися тема утверждается учителем технологии, исходя из интересов школы и возможностей ученика.
Проекты могут быть индивидуальные, групповые и коллективные. При выполнении групповых и коллективных проектов учителю технологии необходимо распределить обязанности между учащимися и определить ответственность каждого за выполнение проекта в целом.
Общая оценка коллективного проекта осуществляется на основе оценок вклада каждого из исполнителей.
Обычно проект состоит из двух частей, теоретической и практической.
В качестве последней, выступают конкретное изделие, макет, модель, видеофильм, компьютерная разработка и т.п., в теоретической является пояснительная записка.
Данные методические указания к выполнению проектов по предмету «Технология» помогут учащимся выполнить учебные проекты и закрепить ранее полученные знания и умения на уроках технологии.
Методические указания по предмету «Технология» составлены таким образом, чтобы максимально выполнить требования к программе курса специальной технологической подготовки среднего (полного) общего образования по технологии 6-8 класс.
Целью «Методических указаний» по выполнению творческих проектов является подготовка учащихся школы профильных классов по профессии «Портной» и закрепляли знания и умения, полученные на уроках «Технология».
В процессе выполнения творческих проектов необходимо использовать учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, проводить экскурсии, уделять внимание соблюдению правил техники безопасности.
ТЕМАТИКА ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ
Основными направлениями деятельности учащихся являются: разработка и создание швейных изделий, изделий декоративно-прикладного искусства, коллекций моделей и одежды.
Тема проектов должна соответствовать современному уровню, удовлетворять потребности людей, школы, собственной потребности.
Темы творческих проектов могут быть выбраны учащимися или предложены учителем (приложение 1).
Творческие проекты могут выполняться одним учащимся или группой учащихся, в этом случае каждый учащийся получает конкретное, самостоятельное задание.
Уровень сложности проектных заданий должен соответствовать учебной программе и индивидуальным способностям учащихся.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА
Прежде чем приступить к работе над проектом загляните в словарь и дайте определения следующим понятиям:
- Творчество -
- Проект –
- Проектирование –
- Цель –
- Технология –
- Конкурентоспособность -
- Эстетическое оформление –
По характеру осуществляемой деятельности этапы выполнения учебного проекта выглядят следующим образом: (приложение 2).
Для успешного оформления результатов своей проектной деятельности можно воспользоваться бланками специального дневника (приложение 3).
- ВЫДВИЖЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ (ВЫБОР ТЕМЫ ПРОЕКТА), ЕЕ ОБСУЖДЕНИЕ И АНАЛИЗ.
В связи с тем, что проект может быть направлен на изготовление различных изделий, важно чтобы он отвечал потребностям семьи, учащегося, школы, общества и т.д.
При определении потребности можно получить консультацию учителей, родителей, друзей.
Дайте определение понятию:
Потребность-
2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ РАБОТЫ.
Цель творческого проекта формируется исходя из предыдущего этапа и должна быть направлена на удовлетворение потребности.
Например: изготовить карнавальный костюм для девочки 6-7 лет.
Для достижения цели должны быть решены определенные задачи.
Определите их для своей работы.
- СБОР ИНФОРМАЦИИ ПО ТЕМЕ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА, ПОДБОР СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
На этом этапе необходимо провести маркетинговые исследования.
Сбор информации можно начать с изучения специальной литературы.
- подбор необходимой информации в книгах, журналах и ее анализ;
- работа с газетами, рекламными изданиями;
- посещение выставок;
- изучение рынка стоимости товара;
- проведение опросов.
Опрос можно проводить в форме анкетирования (письменный опрос), интервью (устный опрос), экспертный опрос (опрос компетентного лица), образец анкеты приведен (приложение 4).
Результатом этой части исследование является изучение вариантов темы, возможности практического ее воплощения, актуальности.
Дайте определение понятиям:
Анализ –
Анкета-
Маркетинг-
- РАССМОТРЕНИЕ ВАРИАНТОВ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ.
4.1. Учащиеся (или группа учащихся выполняющих проект) должен оценить первоначальные идеи и выбрать в процессе обсуждение с учителем (одноклассниками) ту идею, которая будет прорабатываться.
При принятии решения, а лучше идеи необходимо, как правило, одновременно учитывать следующие параметры будущего изделия.
- форму;
- материал;
-способ изготовления;
- назначение;
- стоимость изделия;
- экологическое и социальное последствия.
Любое решение – плод компромисса между этими составляющими.
Оценка идей может быть качественной и количественной. В первом случае учащийся пишет свои комментарии рядом с каждой идеей, во втором – присваивается определенной количество баллов каждой идеи в соответствии с выбранными критериями. Каждая идея оценивается по пятибалльной шкале. В результате подсчитывается общее количество набранных баллов каждой идеи (табл. 1).
Таблица 1
Оценка предложенных идей в соответствии с критериями
Идея 1 | Идея 2 | Идея 3 | Идея 4 | Идея 5 | |
Критерий 1 | |||||
Критерий 2 | |||||
Критерий 3 | |||||
Критерий 4 | |||||
И так далее | |||||
Продолжение табл.1 | |||||
Всего |
Для разработки идеи можно воспользоваться методом морфологического анализа (табл. 2).
Таблица 2
Выбор идей методом морфологического анализа.
Параметры или признаки | Возможные варианты | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
А | |||||||
Б | |||||||
В | |||||||
Г | |||||||
Д |
Например: параметры А – силуэт; Б – конструкция; В - материал.
Возможные варианты обозначаются цифрами: А1 – прямой силуэт; А2 – полуприлегающий силуэт. В1 – хлопчатобумажная ткань; В2 – трикотажное полотно. Б1 – отрезное по линии талии; Б2 – талия завышена; и т.д.
Сочетание одного из возможных вариантов морфологического признака дает оптимальное решение.
4.2. Оцените варианты выбранных проектов в соответствии с критериями и выберите лучший (каждый критерий оцените по пятибалльной системе), данные занесите в таблицу 3.
Таблица 3
№ n\n | Наименование варианта | Потребности | Наличие материалов | Развитие собственных способностей (умений) | Удобство в эксплуатации | Экономичность | Экологичность | Всего баллов |
5. ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИЗДЕЛИЯ.
5.1. Дайте определение понятию
Технологический процесс –
5.2. Составьте план работы над проектом.
5.3. Разработайте конструкторско-технологическую документацию. В зависимости от выбранной темы необходимо разработать последовательность выполнения изделия. Запишите порядок своей работы, тщательно продумайте, какие материалы понадобятся, какими инструментами и приспособлениями будете работать, Выберите наиболее рациональную технологию.
Выполните технологические карты и эскизы (Таблица 4,5)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
НА ИЗГОТОВЛЕНИЕ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ
Таблица 4
№ n\n | Наименование операции | Вид работы | Т.У на выполнение операции | Схема | Оборудование | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Таблица 5
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
НА ВЫПОЛНЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ ДЕКОРАТИВ-
НО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА
№ n\n | Содержание операции | Изображение | Инструменты и приспособления |
6. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИЗДЕЛИЯ
6.1. Изготовление изделия производится в соответствии с составленным технологическими картами, соблюдением техники безопасности, организации рабочего места.
6.2. При изготовлении изделия, пользоваться схемами (приложение 5. Схема 1.2.)
6.3. Дать характеристику используемых в проекте материалов, данные можно занести в таблицу 6.
Таблица 6
МАТЕРИАЛЫ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ИЗГОТОВЛЕНИИ ИЗДЕЛИЯ
№ n\n | Наименование материала | Назначение | Характеристика | Образец |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
7. ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА ИЗДЕЛИЯ.
7.1. Экономическое обоснование (расчет себестоимости, оценка экономической эффективности) (табл. 7)
Таблица 7
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАСЧЕТЫ
№ n\n | Наименование материала | Единицы измерения | Цена за единицу измерения (руб.) | Количество | Стоимость (руб.) |
Дать определение понятиям:
Себестоимость –
Цена –
Расход-
Стоимость
7.2. Экологическое обоснование проекта.
Докажите экологичность вашего проекта, опираясь на экологию материалов, экологию человека, экологию жилища, возможности вторичного использования отходов производства (для изделий декоративно прикладного искусства).
Дайте определения понятия «Экологичность»
7.3. Перечислите учебные предметы, которые вы изучаете в школе и которые использовали при реализации предмета.
7.4. Провести оценку изготовленного изделия (самооценку) с помощью следующих вопросов.
- Относительно определенной потребности: почему вы начали разрабатывать и изготовлять именно это изделие? Удовлетворяет ли ваше изделие выявленные потребности?
- Относительно критериев: соответствует ли полученное изделие перечню критериев? Напишите свои комментарии к каждому критерию.
- Относительно усовершенствования: как улучшить изделие и (или) каковы направления для дальнейшего исследования.
7.5. Провести оценку качества процесса проектирования. Ответить на следующие вопросы (вопросы могут быть изменены в отличии от ситуации).
1. Правильно ли вы сформулировали задачу?
2. Соответствует ли ваше исследование поставленным целям?
3. Обосновали ли вы каждый из критериев?
4. Разнообразны ли были идеи?
5.Обосновали ли вы свои решения при выборе лучшей идеи?
6. Достаточно ли полно проработана выбранная идея?
7. Соответствовал ли результат проработки идеи (изделия, выкройки, чертежа, эскиза) представлениям об изделии, которое вы собирались изготовить?
8. Качественно ли выполнено изделие? Что могло быть сделано лучше?
9. Соответствующие ли испытание было осуществлено?
10. Насколько хорошо вы спланировали и использовали время?
11. Какой экономический эффект даст изготовленное изделие?
12. Поможет ли изделие решить экологические проблемы?
13. Что будет сделано иначе, если придется снова разрабатывать изделие?
- ОФОРМЛЕНИЕ ПРОЕКТА
Учащиеся должны оформить проект в соответствии с требованиями (приложение 6).
- ЗАЩИТА ПРОЕКТА
Ученик или группа учащихся защищает свой проект в классе или на общешкольном мероприятии. Подводит итоги проведенной работы. По результатам защиты выставляется итоговая оценка.
9.1. Подготовка защиты готовится по следующим пунктам (примерные).
1. Введение (цель проекта, задачи, планируемый результат).
2. Поисковый этап (теоретические сведения, выбор варианта).
3. Реклама изделия.
4. Описание технологии изготовления изделия.
5. Используемые материалы, оборудование.
6. Экономическое обоснование.
7. Межпредметные связи, использованные при выполнении проекта.
На защиту проекта отводится 10-20 минут.
- Дайте оценку результатам своей работы и соотнесите с целью.
ВОЗМОЖНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРОЕКТА
- Оригинальность темы и идеи проекта.
- Конструктивные параметры:
соответствие конструкции назначению изделия;
прочность, надежность;
оригинальность;
удобство пользования.
- Технологические критерии:
соответствие документации;
оригинальность применения и сочетание материалов;
соблюдение правил техники безопасности.
- Эстетические критерии:
композиционная завершенность;
дизайн изделия;
использование традиций народной культуры.
- Экономические критерии:
потребности в изделии;
экономическое обоснование;
рекомендации к использованию; возможность массового производства:
реклама изделия (при защите проекта).
6. Экологические критерии:
наличие ущерба окружающей среде при производстве изделия;
возможность использования вторичного сырья, отходов производства;
возможные экологические последствия при использовании изделия (экологическая безопасность).
- Информационные критерии:
стандартность проектной документации;
использование дополнительной информации.
При оценке защиты выполненного проекта рекомендую пользоваться
таблицей (приложение 7).
Оценка проекта производится комиссией, состоящей из представителей администрации школы, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, специалистов-профессионалов из других организаций (по тематике проектов).
Выполненные проекты оцениваются по 3-балльной системы:
«отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
В случае невыполнения проекта учащийся получает оценку «неудовлетворительно».
При наличии уважительной причины комиссия может принять решение о переносе срока защиты проекта на более поздний срок.
Оценки проектов заносятся в аттестационную ведомость, заверенную председателем комиссии.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Балашов М.Е. Костюм Киевской Руси. Методическое пособие. – М.: - 2002.
2. Бердник Т.О. Основы художественного проектирования костюма и эскизной графики. (сер. «Учебник ХХ1 века»). Ростов Н/Д : Феникс, 2001.
3. Ермилов Д.Ю. История домов моды: Учеб. Пособие. – М .: 2003.
4. Журналы : «Бурда», «Ателье», «Школа и производство»
5. Митителло К. Аппликация: Техника и искусство. – М, : 2003.
6. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Лоскутные подушки и покрывала. – М.: 2002.
7. Нерсесов Я.Н. Энциклопедия. Я познаю мир: История моды. – М.: 1998 г.
8. Осипова Л.В. Практикум по обработке тканей: Учеб.пособие для учащихся 9-10 классов. – М.: Просвещение, 1979.
9. Орлова Л.В. Азбука моды. – М.: Просвещение, 1988.
10. Практикум по производственному обучению профессии «Портной»: Учеб.пособие для нач.проф. образования/ Могузова Т.В. – М.: 2003.
11. Савостицкий Н.А. Материаловедение швейного производства: Учеб.пособие для сред.проф. образования. – М.2002.
12. Суворова О.В. Швейное оборудование. (Сер. «Учебники ХХ1 века») – Ростов Н/Д: «2002.
13. Труханова А.Т. Технология женской и детской легкой одежды; Учеб. Для проф.учеб.заведения. М.: 2001.
14. Уильямс М. Щелковая лента/ Перевод с англ. Н.Рейн. – М.: 2000.
15. Чижикова Л.П. Кружок конструктирования и моделирования одежды. Учеб.пособие. – М.: Просвещение, 1990.
16. Хэрольд Р. Костюмы народов мира. Иллюстрированная энциклопедия. – М.: 200
Приложение 1
ТЕМЫ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ
- Платок - история и современность.
- Историческое развитие костюма.
- Фартук (передник) – элемент русского костюма.
- «Дитя солнца» хлопок в быту и производстве.
- Русский лен современный щелк.
- Тайны бабушкиного сундука.
- Модели одежды для школьного театра мод «Экспромт».
- Жилет – фаворит.
- Вторая жизнь старых вещей.
- Карнавальный костюм.
- Рубашка – основа молодежного гардероба.
- Юбка – всегда и везде.
- Национальные костюмы народов мира.
- Народные традиции и современность.
- Дело в шляпе.
- Художественное оформление одежды.
- Платье для выпускного бала.
- Одежда для детей.
- Легенды о воротнике.
- Костюм снегурочки.
- Брюки – неотъемлемая часть современного гардероба.
- Рабочая одежда – удобство, красота, мода.
- Сценический костюм.
- Школьная форма глазами школьников.
- Шторы в интерьере.
- Рукотворная кукла.
- Изготовление швейных изделий с отделкой и вышивкой.
- Изготовление швейных изделий с отделкой шелковой лентой.
- Лоскутная мозаика.
- Пальчиковый театр кукол.
- Национальные мотивы в интерьере кухни.
- Оформление моего дома (шторы, покрывала, подушки).
- Русские узоры.
- Вышивка древнее рукоделие.
- Декоративные подушки.
Приложение 2
ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА
- Выдвижение проблемы (выбор темы проекта), ее обсуждение и анализ.
- Определение цели и задач работы.
- Сбор информации по теме учебного проекта, подбор специальной литературы.
- Рассмотрение вариантов решения задачи. Выбор оптимального решения.
- Планирование изготовления изделия.
- Изготовление изделия.
- Проверка и оценка результатов.
- Оформление.
- Защита проекта.
Предварительный просмотр:
Тема самообразования:
«Проектная деятельность на уроках технологии»
Целью: Проектной деятельностью является способствовать развитию творческой, активно действующей личности и формированию системы интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений учащихся.
Задачи:
- Обучение планированию (учащийся должен четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели);
- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов;
- Умение анализировать (критическое мышление);
- Умение составлять письменный отчёт (учащийся должен уметь составлять план работы , презентовать четко информацию);
- Формирования позитивного отношения к работе.
Актуальность:
Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Проектная деятельность реализуется через все направления внеурочной и урочной деятельности. Проектная деятельность призвана способствовать развитию универсальных учебных действий (УУД).
Обучение проектированию позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает индивидуальность, творческие начала и умственные способности детей. Именно проектная деятельность позволяет организовать овладение обучающимися различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов, что способствует активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нестандартных условиях.
Особенностью системы выполнения проектов является возможность совместной творческой работы учителя и учащегося.
Методологической основой использования метода проектов в технологическом образовании школьников являются общепедагогические и дидактические принципы:
- Связь теории с практикой;
- Научность, сознательность и активность усвоения знаний;
- Доступность, систематичность и преемственность обучения;
- Наглядность и прочность усвоения знаний.
Образовательная функция подразумевает знакомство учащихся с основными технологическими знаниями, умениями и терминологией.
Воспитательная функция состоит в развитии личностных качеств:
- Деловитости;
- Предприимчивости;
- Ответственности.
Развивающая функция состоит в осознании школьниками возможностей применять абстрактные технологические знания и умения для анализа и решения практических задач.
Проектная деятельность учащихся состоит из трех этапов: организационно-подготовительного, технологического и заключительного.
- На первом этапе ученики проводят мини-маркетинговые исследования, осуществляют выбор и обоснование проекта, подбирают материал, осуществляют планирование технологического процесса, разрабатывают конструкторско-технологическую документацию.
- На втором этапе ребята выполняют технологические операции, предусмотренные технологическим процессом, с самоконтролем своей деятельности и соблюдением технологической и трудовой дисциплины.
- На заключительном этапе проводится контроль и испытание изделия, оформляется пояснительная записка с экономическим обоснованием и экологической оценкой проекта, проводится защита проекта.
Дальнейшую помощь учащимся в работе над выполнением проектов оказываю на занятиях и в порядке консультаций. На уроке вместе с учениками проверяю качество выполнения отдельных деталей и узлов, обсуждаем последовательность изготовления и оформления изделий, а во время консультаций даю рекомендации по составлению пояснительной записки к проектам.
Реализуется проект в течение года.
При работе над проектом у учащихся возникает потребность использования межпредметных знаний Так, при конструировании и моделировании очень важно уметь представить эскиз модели, выполнить её чертёж. А при построении чертежа изделия не обойтись без знаний по математике и черчению. Изучая раздел “Материаловедение”, вплотную приближаемся к химии, “машиноведение” – к физике. При подсчете себестоимости изделия мы касаемся экономических знаний; делая экологическое обоснование, соприкасаемся с экологией; разрабатывая рекламу, проводим маркетинговые исследования. Таким образом, межпредметные связи играют важную роль в выполнении творческого проекта.
К защите ученик представляет пояснительную записку и изделие презентацию.
Пояснительная записка должна быть аккуратно оформлена, написана четким почерком или напечатана с использованием компьютера на одной стороне бумаги формата А 4.
- Титульный лист.
- Содержание.
- Введение.
1.Основная часть
2. Технологический этап
3. Заключительный этап
3.1 Экономический расчёт
3.2 Экологическое обоснование
3.3 Реклама
3.4 Испытание и оценка
Библиографический список
Приложение
При оценке проекта учитываю целесообразность, сложность и качество выполнения изделия, кроме того – полноту пояснительной записки, аккуратность выполнения схем, чертежей, уровень самостоятельности, степень владения материалом при защите.
Проектный метод обучения на современном этапе выступает основным звеном в организации творческой самостоятельной работы учащихся