Педагогические находки
Интересуюсь-ищу, нахожу-опробирую, получается-делюсь!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Кубик Блума на уроках немецкого языка | 19 КБ |
Развитие критического мышления на уроках немецкого языка | 25.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование технологического приема «Кубик Блума» на уроках немецкого языка
Цели современного образования, обозначенные в ФГОС, заточены на принцип "учить не науке, а учить учиться". А как развивать в ребенке навыки критического мышления? Какие приемы и технологии использовать? Предлагаю один из популярных приемов технологии критического мышления, разработанных американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Прием называется "Кубик Блума".
Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками "Знаю", "Творю" и "Умею". То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.
Методика использования «Кубика Блума».
1. Понадобится обычный бумажный куб, на гранях которого написано:
Назови.
Почему.
Объясни.
Предложи.
Придумай.
Поделись.
2. Формулируется тема, которая подлежит обсуждению.
3. Учитель или один ученик бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.
Назови. Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ученику предлагается просто назвать предмет, явление, проблему и т.д.
Например, 3 кл. «Назовите любимый зимний праздник детей».
9 кл. «Назовите проблему, которую поднимает автор в своем произведении».
Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.
Например: 3 кл. «Почему дети любят Новый год?»
9 кл. «Почему вы считаете так?»
Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной темы.
Например: 3 кл. «А что ещё может создать хорошее настроение в этот праздник?»
9 кл. «Как появилась эта проблема?»
Предложи. Ученик должен предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ученик должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.
Например: 3 кл. «Предложи, какие подарки можно смастерить самому, чтобы порадовать близких и друзей».
9 кл. «Как можно было избежать возникновения этой проблемы?»
Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.
Например: 3 кл. «Придумай, где бы ты провёл Новый год».
9 кл. «Придумай другую концовку текста»
Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности учащихся, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.
Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ученика, его эмоциях, которые вызваны названной темой.
Например: 3 кл. «Как хорошо встречать Новый год в кругу семьи!»
9 кл. «При возникновении конфликтной ситуации необходим конструктивный диалог».
Варианты использования "Кубика Блума" на уроках
Прием критического мышления "Кубик Блума" универсален. Его может использовать любой учитель-предметник. Возможны два варианта:
-Вопросы формулирует сам учитель. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать учащимся примеры, способы работы с кубиком.
-Вопросы формулируют сами учащиеся. Этот вариант требует определенной подготовки от детей, определенного навыка.
Затем на занятии они обмениваются составленными вопросами и анализируют ответы одноклассников.
Вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы.
«Кубик Блума» можно использовать на всех этапах уроков любого типа. Однако наиболее удобно применять приём на обобщающих занятиях, когда у ребят уже есть представление о сути темы.
Что касается использования на более раннем этапе изучения блока материала, то в этом случае работу с кубиком можно сделать групповой, то есть ответы на вопросы ученикам нужно будет формулировать вместе. Этот упрощённый способ помогает не только «собрать в кучку» все знания детей, но и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды.
Формулировки для учеников начальной школы грани кубика можно упростить, но также затрагивать и познавательную, и креативную, и эмоциональную стороны личности.
Предварительный просмотр:
Е. Чаленко
Развитие критического мышления на уроках немецкого языка
Развитие критического мышления крайне важно для любого человека, который хочет быть и оставаться востребованным специалистом в наше время. Умение делать собственные выводы, мыслить инновативно, позволяет добиться больших успехов в работе, предпринимательстве и других видах деятельности. [3] С развитием СМИ помимо прекрасных возможностей для самообразования и работы, в нашей жизни появились определенные риски, связанные с информационно-психологической безопасностью личности. Недостоверная информация способна привести человека к совершению ошибок в личной жизни, а также оказанию негативного воздействия на окружающий мир. Поэтому воспитание критически мыслящей личности является одной из первостепенных задач современного образования.
Что представляет собой критическое мышление? Критическое мышление (англ. critical thinking) – система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам. [2] Д. Халперн, американский психолог, утверждает, что критическое мышление не является врожденной способностью, а значит, его можно развивать. В современной педагогике используются различные приемы технологии развития критического мышления: кластеры, корзина идей, чтение с остановками, фишнбоун, таблица «Плюс-минус-интересно» и другие.
В этой статье я хотела бы подробно остановиться на методе «Шесть шляп мышления», который был разработан Эдвардом де Боно, известным исследователем креативности в восмидеятых годах ХХ века. Метод «Шесть шляп мышления» – один из самых действенных способов научиться критически мыслить. Это шесть различных режимов, рамками которых человек может ограничить процесс своего мышления в тот или иной момент, исходя из обстоятельств любой конкретной ситуации, чтобы направить ее развитие в лучшую сторону. [1] «Надевание шляпы» фокусирует мышление. «Смена шляпы» изменяет его направление. Основой метода является принцип параллельного мышления, при котором высказываются различные идеи, суждения без столкновения и взаимоисключения.
Как это работает? В своей книге «Шесть шляп мышления» Эдвард де Боно приводит рекомендации по воплощению системы в реальность. Воображаемые шляпы, раскрашенные в разные цвета, представляют собой наиболее распространенные типы мышления. Синяя шляпа (организация мышления) служит для управления процессом работы, координирует работу, собирает результаты, организовывает, регламентирует, обобщает достигнутые результаты, обозначает новые цели. Белая шляпа (информация) используется для направления внимания на информацию и факты. (Что мы об этом знаем? Какая есть информация, цифры, статистика, данные, исследования?) Черная шляпа (осторожность) защищает от безрассудных и непродуманных действий. (Почему это не стоит делать? Все опасения. Все подводные камни.) Желтая шляпа (преимущества) требует сконцентрироваться на поиске достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи. (Какие у этого положительные стороны? Какие есть преимущества и достоинства? Почему это стоит сделать?) Красная шляпа (эмоции) позволяет высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса. (Что мы переживаем по этому поводу? Каковы наши ощущения, предположения?) Зеленая шляпа (творчество) создает новые идеи, модифицирует уже существующие, ищет альтернативы, исследует возможности, разрушает стереотипы. (Какие новые идеи связаны с этим? Какие альтернативы? Что еще можно с этим делать?)
Метод «Шесть шляп мышления» находит свое применение на уроках общеметодологической направленности: дискуссия, деловая игра, беседа. Работу с шляпами провожу в разных формах. Это может быть одна группа с распределением ролей или несколько групп с разными шляпами. А можно примерять всему классу одновременно шляпы по очереди.
Например, урок в 9 классе по теме «Книги». Ситуация: Библиотекарь жалуется на понижение интереса к чтению книг. Есть предложение – провести конкурс на определение лучшего читателя. Класс делится на группы. Ученик с синей шляпой берет на себя роль модератора и объявляет тему разговора. Группа с белой шляпой констатирует факты: результаты анкетирования учащихся, статистику посещения библиотеки, необходимость проведения конкурса по повышению интереса к чтению. Группа с желтой шляпой высказывает преимущества проведения конкурса: повышение мотивации к чтению книг, познавательная активность, соревновательная атмосфера, увеличение количества читателей в библиотеке. Черная шляпа высказывает опасения: не все дети в классе любят читать, возникнет проблема с их заинтересованностью в конкурсе. Группа с красной шляпой поддерживает эту мысль, предполагая, что некоторые дети будут не в восторге от данного предложения. Им покажется скучным это занятие. Зеленая шляпа находит компромисс: можно выйти с предложением провести театрализованный конкурс. Каждый класс инсценирует эпизод из понравившейся книги. При этом будут задействованы все: одни читают и пишут сценарий, другие читают и рисуют декорации, третьи читают и подбирают костюмы героям. Синяя шляпа подводит итоги.
На пути развития критического мышления могут возникнуть некоторые препятствия. Одним из них является опасение быть слишком агрессивным в критике. Тесно с этим связан следующий барьер – боязнь возмездия: критикуя чужие идеи, мы можем вызвать ответную критику своих. А это, в свою очередь, может породить еще одно препятствие – переоценку собственных идей. Когда нам слишком нравится то, что мы создали, мы неохотно делимся с другими. [5] Не менее значительным барьером является привычка делить мир на «черное» и «белое». Желательно изначально учить неразрывной связанности и системности всех свойств и навыков мышления, а также сложности и многоцветности здорового восприятия сложной и неоднозначной реальности. [4]
Использование метода Эдварда де Боне «Шесть шляп мышления» решает эти проблемы:
- Благодаря данному методу, довольно скучный учебный процесс превращается для учеников в настоящую интеллектуальную деятельность. Изучая данные, анализируя информацию, рассматривая различные точки зрения, участвуя в коллективном обсуждении, они учатся находить ответы на волнующие их вопросы.
- Используя этот метод, учащиеся учатся концентрировать свое внимание, а также переключаться с одного вида информации на другой. Информация служит лишь отправной точкой, но никак не конечной. Это вспомогательный инструмент на пути к появлению уникального решения как для простых, так и для трудных задач.
- Критическое суждение позволяет рассмотреть существующую проблему под разными углами для нахождения правильного решения. Противоположные точки зрения не конфликтуют, а существуют одновременно, параллельно. Это способствует рождению интересных идей.
- Участники беседы учатся убедительно аргументировать свои доводы, используя разумные доказательства (информационный текст, личный опыт, статистические данные). В будущем для них не будет неразрешимых задач.
Таким образом, в результате применения метода Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» ученики не только закрепляют полученные знания в области иностранного языка, но и учатся критически мыслить, толерантно общаться, творчески подходить к решению любых вопросов, находить оптимальные решения проблем. А это очень актуально в наше время.
Библиография
1. Эдвард де Боно. Шесть шляп мышления. – Минск: Попурри, 2006. – 208 с.
- http://www.e-reading.club/book.php?book=144926
2. Диана Халперн. Психология критического мышления. – 4-е междунар. изд. – СПб.: Питер, 2000 – 512 с.
- http://www.alleng.ru/d/psy/psy026.htm
3. Ф.С. Севастьянов, В.В. Буянов. Необходимость критического мышления в современном обществе и медиаобразование как средство его развития. // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(20)
- http://sibac.info/archive/guman/5(20)
4. Е.Н. Волков. Критическое мышление: принципы и признаки.
http://www.evolkov.net/critic.think/articles/Volkov.E.Critical.think.principles.introduction.html
5. Г. Линдсей, К. Халл, Р. Томпсон. Творческое и критическое мышление.