Рабочая программа по русскому языку для 7 класса
Рабочая программа для 7 класса с календарно-тематическим планированием по учебнику Ладыженской.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.doc | 252.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
cредняя общеобразовательная школа
с. Антоновка Завитинского района
Рассмотрена и рекомендована к утверждению ШМО МБОУ СОШ с. Антоновка от 31 августа 2015 года Протокол № 1 Руководитель ШМО ______В.С.Малиновская | Согласована Заместителем директора по УВР ________Э.С.Антонюк 31августа 2015 года | Утверждена приказом МБОУ СОШ с. Антоновка от 01 сентября 2015 года № И. о.директора школы ________Э. С. Антонюк |
Рабочая программа по предмету «Русский язык»
для 7 класса
на 2015 – 2016 год
Составитель: Антонюк Эльвира Сергеевна, учитель русского языка и литературы,
1 квалификационной категории
с. Антоновка
2015
Пояснительная записка
Данная рабочая учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации,
утверждённым Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004, №1312. - Программой общеобразовательных учреждений: Русский язык 5-9 классы. Авторы:
Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Рекомендовано Министерством
образования и науки Российской Федерации, 8-е издание. М.: Просвещение, 2009; - Федеральным перечнем учебников, рекомендованных Министерством образования и науки
Российской Федерации к использованию в образовательном процессе
общеобразовательных учреждений на 2015-2016 учебный год.
Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Материал в программе расположен с учётом возрастных возможностей учащихся.
В рабочей программе предусмотрено перераспределение часов, несколько отличное от авторской программы:
На предмет «Русский язык» в 7 классе отведено 4 часа (140 часов в год), а государственная программа «Русский язык 5-9 классы» рассчитана на 5 часов (170 часов в год), возникла необходимость составления модифицированной программы. Сокращены часы на повторение пройденного в V-VI классах-3часа, причастие-2часа, деепричастие-1час, наречие-8часов, предлог-2часа, союз-3часа, частица-7часов, междометие-2часа, повторение и систематизация пройденного в 7классе-1час.
Цели и задачи, реализуемые рабочей программой
Цель программы:
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно- коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
• воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
• овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
• освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета;
• обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в 7 классе сводятся к следующему:
- Научить производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами, сложных предложений с союзами; составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами; соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
- Формировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
- Закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка.
- Развивать и совершенствовать способность понимать коммуникативные цели и мотивы говорящего; воспринимать на слух информацию художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов, устанавливать смысловые части текста, определять их связи.
- Формировать и развивать умения:
- адекватно воспринимать тексты различных функциональных стилей и разных функционально-смысловых типов речи и их комбинаций;
- создавать собственные письменные тексты на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы на основе отбора необходимой информации в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения;
- создавать устные и письменные тексты основных жанров публицистического стиля (выступление, статья, интервью);
- подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания внешности человека, процессов труда;
- писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения – рассуждения на материале жизненного опыта учащихся;
- собирать и систематизировать материал к сочинению с учётом темы и основной мысли;
- грамотно и чётко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы;
- совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста.
Важной особенностью предлагаемой программы является принципиальная новизна подходов к реализации преподавания русского языка в основной школе. На первый план выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Реализация рабочей программы осуществляется с учётом особенностей Завитинского района и образовательной программы МБОУ СОШ с.Антоновка. Завитинский район дотационный, его экономику определяет сельскохозяйственное производство. В с. Антоновка существует колхоз «Надежда», в котором трудится лишь 5% населения. В селе проживает 680 жителей, часть которых работает в городе Райчихинске, часть зарабатывает на жизнь производством сельскохозяйственной продукции. Примерно 15 % от числа всех жителей не имеет постоянного заработка. Большинство семей имеет невысокий социально-экономический статус. Из-за низкого уровня жизни населения села в МБОУ СОШ с. Антоновка учится много детей из малообеспеченных и неблагополучных семей. В селе функционирует приют «Радуга», в МБОУ СОШ с. Антоновка обучаются дети из социального приюта, зачастую это дети с низкими способностями и слабой мотивацией. Состав воспитанников постоянно меняется в течение учебного года. Всё это обусловило выбор методов и технологий обучения.
Обучающиеся 7 класса входят во вторую группу здоровья. Познавательный уровень обучающихся средний, уровень способностей – средний, уровень учебной мотивации – средний.
Место учебного предмета
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
Согласно действующему базисному учебному плану рабочая программа базового уровня рассчитана на изучение предмета на 140 часов, из расчёта 4 часа в неделю.
В рабочей программе специально выделены часы на развитие речи – 21 час. Виды работ различны: это и виды работ над текстом, и речеведческие понятия. Они пропорционально распределяются между грамматическим материалом, что обеспечивает равномерность обучения речи. Контрольных работ – 8 часов.
В программе указан годовой объём учебного времени, а также распределение часов по темам программы.
При реализации программы используются практически все методы организации учебно-познавательной деятельности, классифицирующиеся по характеру познавательной деятельности школьников (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, частично-поисковый). По источникам знаний (словесные, наглядные, практические); по логике раскрытия учебного материала (индуктивные и дедуктивные) и по степени самостоятельности учащихся.
Формы организации образовательного процесса.
При реализации данной рабочей учебной программы применяется классно – урочная система обучения. Таким образом, основной формой организации учебного процесса является урок. Кроме урока, используется ряд других организационных форм обучения: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок - игра, урок- исследование, урок-практикум, урок развития речи.
Методы и приёмы обучения:
- обобщающая беседа по изученному материалу;
- индивидуальный устный опрос;
- фронтальный опрос;
- опрос с помощью перфокарт;
- выборочная проверка упражнения;
- взаимопроверка;
- самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);
- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой;
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах;
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
- изложения (выборочные, подробные и сжатые) на основе текстов типа описания, рассуждения;
- написание сочинений;
- письмо под диктовку;
- комментирование орфограмм и пунктограмм.
Виды деятельности учащихся на уроке:
- анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей языка;
- смысловой анализ и информационная переработка устного и письменного текста:
составление плана текста;
пересказ текста по плану;
продолжение текста;
редактирование;
конспектирование;
- участие в диалогах различных видов;
- аудирование (понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов, установление смысловых частей текста, определение их связей);
- создание собственных письменных текстов;
- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
- составление опорных схем и таблиц;
- работа с учебно-научными текстами, справочной литературой и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы, ресурсы Интернета;
- работа с различными видами словарей, ведение индивидуальных словарей;
Формы текущего контроля знаний в 7 классе
- тест;
- диктант / диктант с грамматическим заданием;
- подробное, сжатое изложение;
- сочинение повествовательного характера на заданную тему;
- письменный ответ на вопрос проблемного характера;
- сочинение по картине;
- рассказ о случаях из жизни,
- описание отдельных предметов, животных по наблюдениям, опыту, по картине
- устное \ письменное высказывание на лингвистическую тему.
Формы промежуточной аттестации в 7 классе:
- тест;
- комплексная работа с текстом;
- диктант с грамматическим заданием.
Содержание рабочей программы (140 ч)
- 1. Вводный урок. Русский язык как развивающееся явление.
- Учащиеся должны:
- Знать некоторые особенности развития русского языка; понятия: русский литературный язык, литературная норма, изменчивость норм языка.
- Уметь обобщать знания о языке, полученные в 5–6 классах; оперировать терминами при анализе языкового явления; работать с учебной и справочной литературой.
- 2. Повторение изученного в 5 – 6 классах.
- 2.1.Синтаксис и пунктуация
- Учащиеся должны:
- Знать изученные сведения из раздела «Синтаксис и пунктуация»; понятия грамматическая основа предложения, члены предложения; строение ПП и СП; правила постановки знаков препинания в ПП и СП.
- Уметь ставить знаки препинания в простом и сложном предложениях.
- 2.2. Лексика и фразеология.
Учащиеся должны:
- Знать понятия лексическое значение слова, прямое и переносное значение, синонимы, антонимы, фразеологизмы.
- Уметь ставить знаки препинания в сложном предложении, в предложении с прямой речью, в обозначении орфограмм.
- 2.3. Фонетика и орфография.
Учащиеся должны:
- Повторить трудные вопросы темы (роль букв е, ё, ю, я), порядок и особенности фонетического разбора, соотнесенность произношения и написания слов в русском языке, орфограммы, связанные с безударными гласными, проверяемыми согласными, с правописанием ъ и ь.
- 2.4. Словообразование и орфография.
Учащиеся должны:
- Вспомнить и закрепить навыки словообразовательного разбора.
- Повторить орфограммы в корнях, суффиксах и окончаниях.
- Уметь различать формы слова и однокоренные слова.
- 2.5. Морфология и орфография.
Учащиеся должны:
- Повторить основные сведения по морфологии, правописание безударных гласных в окончаниях изменяемых частей речи.
- Уметь разграничивать части речи по их морфологическим признакам.
- 2.6. Урок-практикум
Учащиеся должны:
- Знать основные работы по морфологии, орфографии, синтаксису.
- Уметь применять орфографические, пунктуационные правила.
- 2.7. Текст. Стили литературного языка.
Учащиеся должны:
- Знать основные признаки текста, типы речи; изученные стили языка, особенности публицистического стиля.
- Уметь анализировать текст, определять его типовую принадлежность; осуществлять комплексный анализ текста.
- 3. Морфология и орфография. Культура речи.
- 3.1. Причастие.
Учащиеся должны:
- Знать характеристику причастия по значению, морфологические признаки глагола и прилагательного у причастия, синтаксическую роль причастия в предложении.
- Уметь различать причастия и прилагательные, находить причастия в тексте, определять признаки прилагательного и глагола у причастий, определять синтаксическую роль причастия в предложении, уметь доказать принадлежность причастия к самостоятельным частям речи в форме рассуждения.
- 3.2. Деепричастие.
Учащиеся должны:
- Знать характеристику деепричастия по значению, признаки глагола и наречия у деепричастия, синтаксическую роль деепричастия в предложении; знать, что основное и добавочное действия, обозначенные глаголом-сказуемым и деепричастием, относятся к одному и тому же лицу (предмету).
- Уметь находить слова, обозначающие основные и добавочные действия, в предложениях; определять синтаксическую роль деепричастия; находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий; определять вид деепричастии
- 3.3. Наречие.
Учащиеся должны:
- Знать значение наречия; вопросы, на которые оно отвечает; знать, что наречия не изменяются, синтаксическую роль наречия в предложении.
- Уметь находить наречия в тексте; группировать словосочетания с наречиями, относящимися к глаголам, причастиям, деепричастиям прилагательным, другим наречиям; находить и исправлять ошибки в употреблении наречий.
- 3.4. Категория состояния.
Учащиеся должны:
- Знать значение категории состояния; знать, что слова категории состояния не изменяются; что состояние может быть выражено и в положительной, и в сравнительной степени; синтаксическую роль слов категории состояния в предложении; разграничение наречий и категории состояния.
- Уметь находить слова категории состояния; определять, к каким группам по значению относятся слова категории состояния; определять синтаксическую роль слов категории состояния в предложении; разграничивать наречия и слова категории состояния в предложениях и в тексте.
- 4. Служебные части речи.
Учащиеся должны:
- Знать перечень служебных частей речи; отличие служебных частей речи от самостоятельных.
- Уметь находить служебные части речи в тексте, классифицировать их.
- 5. Повторение изученного в 7 классе.
- Знать определения основных изученных в 5- 7 классах языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры
Учебно-тематический план
Содержание | Государственная программа | Модифицированная программа | В том числе кол-во контрольных | Развитие речи |
Русский язык как развивающееся явление. | 1 | 1 | ||
Повторение пройденного в V-VI классах. | 14 | 11 | 1 | 2 |
Морфология. Орфография. Культура речи. | ||||
Причастие. | 31 | 29 | 1 | 5 |
Деепричастие. | 12 | 10 | 1 | 1 |
Наречие. | 34 | 28 | 2 | 4 |
Категория состояния. | 6 | 6 | 1 | 2 |
Служебные части речи. | 1 | 1 | ||
Предлог. | 13 | 11 | 2 | |
Союз | 18 | 15 | 1 | 2 |
Частица | 22 | 15 | 1 | 2 |
Междометие. | 4 | 2 | ||
Повторение и систематизация пройденного в 7классе. | 14 | 13 | 1 | 1 |
ИТОГО | 170 | 140 | 8 | 21 |
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 7-ого класса.
Учащиеся должны знать/понимать определения основных изученных в 7-ом классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;
уметь:
речевая деятельность:
аудирование:
- адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
- выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к типу речи;
- составлять план текста, производить полный и сжатый пересказ (устный и письменный);
- обнаруживать ошибки в содержании и речевом оформлении устного высказывания одноклассника;
чтение:
- дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста;
- выделять иллюстрирующую, аргументирующую информацию;
- находить в тексте ключевые слова и объяснять их лексическое значение;
- проводить маркировку текста (подчёркивать основную информацию, выделять непонятные слова и орфограммы текста, делить текст на части и т. п.);
- составлять тезисный план исходного текста;
- владеть ознакомительным, изучающим и просмотровым видами чтения;
- прогнозировать содержание текста по данному началу; с помощью интонации передавать авторское отношение к предмету речи при чтении текста вслух;
говорение:
- сохранять при устном изложении, близком к тексту, типологическую структуру и выразительные языковые речевые средства;
- создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности, выразительности речи;
- строить небольшое по объёму устное высказывание на основе данного плана;
- формулировать выводы (резюме) по итогам урока, по результатам проведённого языкового анализа, после выполнения упражнения и т. п.;
- размышлять о содержании прочитанного или прослушанного текста лингвистического содержания, соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, нормы устной речи (орфоэпические, интонационные);
- уместно использовать этикетные формулы, жесты, мимику в устном общении с учётом речевой ситуации;
письмо:
- сохранять при письменном изложении типологическую структуру исходного текста и его выразительные языковые и речевые средства;
- создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности и выразительности речи;
- писать тексты-размышления на лингвистические, морально-этические темы дискуссионного характера;
- соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, а также нормы письменной речи (орфографические, пунктуационные);
- уместно употреблять пословицы, поговорки, крылатые выражения, фразеологизмы в связном тексте;
- использовать лингвистические словари при подготовке к сочинению и при редактировании текста;
- редактировать текст с использованием богатых возможностей лексической, словообразовательной, грамматической синонимии;
текст:
- анализировать тексты с точки зрения их соответствия требованиям точности и логичности речи;
- рецензировать чужие тексты и редактировать собственные с учётом требований к построению связного текста;
- устанавливать в тексте ведущий тип речи, находить в нём фрагменты с иным типовым значением;
- определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов в предложениях текста, способы и средства связи предложений в тексте;
фонетика и орфоэпия:
- проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;
- правильно произносить широко употребляемые служебные части речи;
- анализировать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
морфемика и словообразование:
- по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части и их формы;
- объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов;
- определять способы образования слов различных частей речи;
- анализировать словообразовательные гнёзда на основе учебного словообразовательного словаря;
- составлять словообразовательные гнёзда однокоренных слов (простые случаи);
- с помощью школьного этимологического словаря комментировать исторические изменения в морфемной структуре слова;
лексикология и фразеология:
- соблюдать лексические нормы, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, с условиями и задачами общения;
- толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;
- пользоваться различными видами лексических словарей;
- находить справку о значении и происхождении фразеологического сочетания во фразеологическом словаре;
- использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устного неоправданного повтора;
- проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нём примеры употребления слова в переносном значении;
морфология:
- различать постоянные и непостоянные морфологические признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;
- правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;
- использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения;
орфография:
- владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;
- учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов при выборе правильного написания;
- аргументировать тезис о системном характере русской орфографии;
синтаксис и пунктуация:
- составлять схемы именных, глагольных и наречных словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
- определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи;
- различать и конструировать сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами;
- использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте;
- соблюдать правильную интонацию предложений в речи;
- устно объяснить пунктуацию предложений изученных конструкий, использовать на письме графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений;
- самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.
Литература и средства обучения
1. С Б. Шадрина. Поурочные разработки по русскому языку. Волгоград. Издательство «Учитель» 2009 год.
2. Н. В. Егорова. Поурочные разработки по русскому языку. Москва «ВАКО» 2009 год.
3. Н. Ф. Ромашина. Тесты для текущего и обобщающего контроля. Волгоград. «Учитель» 2009 год.
4. Е. И. Никитина. Уроки развития речи. Москва. Дрофа. 2002 год.
5. Н. В. Егорова. Контрольно – измерительные материалы. Москва «ВАКО» 2013 год.
6. Л. А. Тропкина. Дидактический материал по русскому языку. Волгоград. Издательство «Учитель» 2009 год.
7. Н. В. Сиденко. Поурочные разработки по русскому языку. Волгоград. Издательство «Учитель» 2003 год.
8.Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. Русский язык. 6 класс, учебник для общеобразовательных учреждений. – Москва «Просвещение», 2009.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 класс
№№ п/п | Раздел, тема урока | К-во часов | Формы и виды контроля | Дата проведения | ||||
план | факт | |||||||
1. | Русский язык как развивающееся явление. | 1 | Работа с текстами | |||||
Повторение пройденного в V-VI классах (9 +2 часа). | ||||||||
2. | Повторение пройденного в V-VI классах. Синтаксис. Синтаксический разбор. | 1 | Синтаксическая работа. Работа со схемами предложений. | |||||
3. | Пунктуация. Пунктуационный разбор. | 1 | Конструирование сложных предложений | |||||
4. | Лексика и фразеология. | 1 | Работа с текстом, лексическая работа | |||||
5 | Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. | 1 | Работа по карточкам | |||||
6-7 | Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор слова. | 2 | Словообразовательный разбор | |||||
8 | Морфология и орфография. Морфологический разбор слова. | 1 | Работа с карточками | |||||
9. | РР Сочинение по картине И.И.Бродского «Летний сад осенью» | 1 | Создание текста | |||||
10. | Повторение раздела. | 1 | Диктант с комментированием | |||||
11. | Контрольное тестирование по теме «Повторение» | 1 | Тест | |||||
12. | РР. Текст. Стили литературного языка. | 1 | Разбор текста, выделение абзацев. Работа с текстами | |||||
Морфология. Орфография. Культура речи. | ||||||||
Причастие (24+5 часов) | ||||||||
13. |
Причастие как часть речи. | 1 | Работа с текстами. | |||||
14. | РР. Публицистический стиль. | 1 | Комплексный анализ текста. | |||||
15-16. | Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий | 2 | Тренировочные упражнения | |||||
17-18. | Причастный оборот. Выделение запятыми причастного оборота. | 2 | Тренировочные упражнения | |||||
19. | РР. Описание внешности человека. | 1 | ||||||
20-21. | Действительные и страдательные причастия. | 2 | Тренировочные упражнения | |||||
22. | Краткие и полные страдательные причастия. | 1 | Работа с текстами | |||||
23-24. | Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. | 2 | Дифференцированные задания | |||||
25. | Действительные причастия прошедшего времени. | 1 | Дифференцированные тренировочные упражнения | |||||
26. | РР Изложение по тексту упр.100 «Воспоминания Т.Л.Сухотиной о детстве» | 1 | Изложение с изменением лица | |||||
27-28 | Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. | 2 | Тренировочные упражнения | |||||
29. | Страдательные причастия прошедшего времени. | 1 | Тренировочные упражнения | |||||
30. | Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях. | 1 | Тренировочные упражнения | |||||
31-32. | Одна и две буквы Н в суффиксах страда- тельных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных. | 2 | Классификационный диктант | |||||
33. | РР. Выборочное изложение по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека» | 1 | Изложение по учебнику | |||||
34. | Морфологический разбор причастия. | 1 | Разбор причастия | |||||
35-36. | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. | 2 | Взаимопроверка и взаимооценка работы | |||||
37 | Буквы Е и Е после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | 1 | Выборочный диктант | |||||
38. | Повторение темы «Причастие». | 1 | Тренировочные упражнения | |||||
39. | Контрольный диктант по теме «Причастие». | 1 | Контрольный диктант | |||||
40. | Анализ к/д. Работа над ошибками. | 1 | Самостоятельная работа по видам орфограмм | |||||
41. | РР Сочинение-описание внешности товарища. (упр.145-146) | 1 | Сочинение-описание | |||||
42. | Деепричастие. Понятие о деепричастии. | 1 | Объяснительный диктант | |||||
43-44. | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. | 2 | Синтаксическая работа. | |||||
45. | Раздельное написание НЕ с деепричастиями. | 1 | Тренировочные упражнения, | |||||
46. | Деепричастия несовершенного вида. | 1 | Индивидуальные задания | |||||
47. | Деепричастия совершенного вида. | 1 | Работа с текстами | |||||
48. | РР Сочинение-описание действий человека по картине С.Григорьева «Вратарь» | 1 | Создание текста сочинения-описания действий | |||||
49. | Морфологический разбор деепричастий. | 1 | Графическое обозначение орфограмм в предложениях | |||||
50. | Повторение темы «Деепричастие». | 1 | Работа с текстом | |||||
51. | Контрольный диктант по теме «Деепричастие». | 1 | К/диктант | |||||
Наречие (24+4часа ) | ||||||||
52. |
Наречие как часть речи. | 1 | Самостоятельная работа | |||||
53-54. | Смысловые группы наречий. | 2 | Тренировочные упражнения | |||||
55. | РР Сочинение-описание в форме дневниковых записей по картине И.Попова «Первый снег». | 1 | Создание текста | |||||
56-57. | Степени сравнения наречий. | 2 | Запись и анализ примеров | |||||
58. | Морфологический разбор наречий. | 1 | Тренировочные упражнения | |||||
59-60 | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О, и –Е. | 2 | Работа с текстами | |||||
61. | Контрольный диктант по теме «Наречие». | 1 | Диктант | |||||
62-63. | Буквы Е и И в приставках НЕ-, НИ- отрицательных наречий. | 2 | Тренировочные упражнения | |||||
64. | Анализ к/д, работа над ошибками. | 1 | Самостоятельная работа над ошибками | |||||
65. | РР Устный рассказ по опорным словам. | 1 | Устный рассказ по опорным словам | |||||
66-67. | Одна и две буквы Н в наречиях на –О и –Е | 2 | Предупредительный диктант | |||||
68. | РР Описание действий. Сочинение о труде для рубрики школьной газеты «Учимся работать». | 1 | Тренировочные упражнения по конструированию предложений. Создание текста. | |||||
69. | Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. | 1 | Предупредительный диктант | |||||
70-71. | Буквы О и А на конце наречий. | 2 | Словообразовательная работа | |||||
72-73 | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. | 2 | Тестовые задания, работа с текстами упражнений учебника | |||||
74 | РР Сочинение по картине Е.Широкова «Друзья» | 1 | Сочинение | |||||
75 | Мягкий знак на конце наречий. | 1 | Работа с текстами упражнений | |||||
76-77 | Повторение темы «Наречие». | 2 | Анализ текста, работа над правилами | |||||
78 | Контрольная работа по теме «Наречие». | 1 | Контрольная работа | |||||
79 | Анализ к/р, работа над ошибками. | 1 | Самостоятельная работа над ошибками | |||||
Категория состояния (4+2часа) | ||||||||
80 | Категория состояния как часть речи. | 1 | Конструирование предложений | |||||
81 | Морфологический разбор категории состояния. | 1 | ||||||
82 | РР Сжатое изложение по упр.281 «Обыкновенная земля» | 1 | Работа над текстом изложения | |||||
83 | Контрольный диктант по темам «Наречие», «Категория состояния». | 1 | Диктант | |||||
84 | Анализ к/диктанта. Работа над ошибками. | 1 | Текст диктанта | |||||
85 | РР Устное сочинение на лингвистическую тему по упр.282. | 1 | Работа с комплексным анализом текста | |||||
Служебные части речи(1час). | ||||||||
86 | Самостоятельные и служебные части речи. | 1 | Работа с текстом учебника. | |||||
Предлог (9+2часа ) | ||||||||
87 | Предлог как часть речи. | 1 | Работа с текстами упражнений | |||||
88-89 | Употребление предлогов. | 2 | Работа над исправлением ошибок в предложениях | |||||
90 | РР Составление устного текста научного стиля | 1 | Работа с текстом | |||||
91 -92 | Непроизводные и производные предлоги. | 2 | Работа с параграфом учебника, дополнительные творческие задания | |||||
93 | Простые и составные предлоги. | 1 | Работа с карточками, текстами упражнений | |||||
94 | Морфологический разбор предлогов. | 1 | Работа с текстами упражнений | |||||
95 | РР Сочинение по картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа» | 1 | Работа с текстом сочинения | |||||
96-97 | Слитное и раздельное написание производных предлогов. | 2 | Работа с материалами учебника, карточками | |||||
Союз (13+2часа ) | ||||||||
98 | Союз как часть речи. | 1 | Объяснительный диктант | |||||
99 | Простые и составные союзы. | 1 | Работа с текстом упражнений, словарный диктант | |||||
100 | Союзы сочинительные и подчинительные. | 1 | Работа с текстом. Конструирование предложений по схемам. | |||||
101-102 | Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. | 2 | Работа с текстом упражнения | |||||
103 | Сочинительные союзы. | 1 | Работа с текстом | |||||
104 | РР Сочинение на тему «Я сижу на берегу…» | 1 | Сочинение | |||||
105 | Подчинительные союзы. | 1 | Работа над текстами упражнений. | |||||
106 | Морфологический разбор союзов. | 1 | Работа с текстами, разбор союзов. | |||||
107 | РР Сочинение-рассуждение на тему «Как я отношусь е чтению» | 1 | Работа над сочинением | |||||
108-109 | Слитное написание союзов также, тоже, чтобы. | 2 | Работа с текстом упражнений | |||||
110 | Повторение сведений о предлогах и союзах. | 1 | Работа с текстами упражнений, карточками. | |||||
111 | Контрольное тестирование по теме «Предлог», «Союз». | 1 | Тест | |||||
112 | Анализ к/теста, работа над ошибками. | 1 | Работа над ошибками, классификация по видам орфограмм. | |||||
Частица (13+2часа) | ||||||||
113 | Частицы. Частица как часть речи. | 1 | Работа с текстами упражнений | |||||
114-115 | Разряды частиц. Формообразующие частицы. | 2 | Работа с текстами | |||||
116-117 | Смысловые частицы. | 2 | Работа с текстами упражнений. Словарная работа. | |||||
118-119 | Раздельное и дефисное написание частиц. | 2 | Анализ упражнений, карточки | |||||
120 | РР. Сочинение по картине К.Ф. Юнона «Конец зимы. Полдень» | 1 | Сочинение по картине | |||||
121 | Морфологический разбор частицы. | 1 | План разбора частицы. Лингвистический анализ текста. | |||||
122 | Отрицательные частицы. | 1 | Работа над текстами упражнений. Карточки. | |||||
123 | Различение на письме частиц не- и приставки не-. | 1 | Тексты упражнений, лингвистическая разминка | |||||
124 | РР Сочинение-рассказ по данному сюжету | 1 | Работа над текстом по заданному сюжету. | |||||
125 | Частица ни, приставка ни-, союз ни-ни. | 1 | Работа над текстами упражнений. Объяснительный диктант. | |||||
126 | Обобщение по теме «Частица». | 1 | Работа над лингвистическим текстом, контрольные карточки. | |||||
127 | Контрольный диктант по теме «Частица». | 1 | Диктант. Грамматические задания. | |||||
Междометие (2часа) | ||||||||
128 | Междометие как часть речи. | 1 | Работа над текстом параграфа, составление тезисного плана. | |||||
129 | Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях. | 1 | Работа с текстами. | |||||
Повторение и систематизация пройденного в VIIклассе (12+1час) | ||||||||
130 | Разделы науки о русском языке. Текст, стили речи. | 1 | Собирание материалов к сочинению. | |||||
131 | РР Сочинение на заданную тему.(Упр.428) | 1 | Написание сочинения. | |||||
132 | Лексика и фразеология. | 1 | Работа с текстами упражнений | |||||
133 | Морфемика и словообразования. | 1 | Работа с текстами упражнений | |||||
134 | Морфология. | 1 | Работа с текстами упражнений, карточки | |||||
135 | Орфография. | 1 | Работа с текстами упражнений, словарная работа | |||||
136 | Синтаксис. | 1 | Работа с текстами. Анализ. | |||||
137 | Пунктуация. | 1 | Работа над текстами упражнений. | |||||
138 | Итоговое контрольное тестирование | 1 | Тест | |||||
139 | Анализ к/теста, работа над ошибками. | 1 | Работа над ошибками, классификация по видам орфограмм. | |||||
140 | Подведение итогов года. | 1 |