Рабочая программа по литературе 8 класс
Рабочая программа по литературе для учащихся 8 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_8_klass.docx | 70.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
cредняя общеобразовательная школа
с. Антоновка Завитинского района
Рассмотрена и рекомендована к утверждению ШМО МБОУ СОШ с. Антоновка от 31 августа 2015 года Протокол № 1 Руководитель ШМО ______В.С.Малиновская | Согласована Заместителем директора по УВР ________Э.С.Антонюк 31 августа 2015 года | Утверждена приказом МБОУ СОШ с. Антоновка от 01 сентября 2015 года № И. о.директора школы ________Э. С. Антонюк |
Рабочая программа по предмету «Литература»
для 8 класса
на 2015 – 2016 год
Составитель: Антонюк Эльвира Сергеевна, учитель русского языка и литературы,
1 квалификационной категории
с. Антоновка
2015
Пояснительная записка
Данная рабочая учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утверждённым Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004, №1312.
- Программой общеобразовательных учреждений: Литература 5-9 классы. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, Н. В. Беляева. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, 2-е издание. М.: Просвещение, 2014;
- Федеральным перечнем учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе общеобразовательных учреждений, на 2015-2016 учебный год.
Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
Материал в программе расположен с учётом возрастных возможностей учащихся.
Изменения в авторскую программу не вносились.
Цели и задачи, реализуемые рабочей программой
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих задач:
∙ приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
∙ овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
∙ овладение способами устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
∙ овладение навыками развернутого ответа на вопрос, рассказа о литературном герое, характеристике героя, отзыва на самостоятельно прочитанное произведение;
∙ освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Реализация рабочей программы осуществляется с учётом особенностей Завитинского района и образовательной программы МБОУ СОШ с.Антоновка. Завитинский район дотационный, его экономику определяет сельскохозяйственное производство. В с. Антоновка существует колхоз «Надежда», в котором трудится лишь 5% населения. В селе проживает 680 жителей, часть которых работает в городе Райчихинске, часть зарабатывает на жизнь производством сельскохозяйственной продукции. Примерно 15 % от числа всех жителей не имеет постоянного заработка. Большинство семей имеет невысокий социально-экономический статус. Из-за низкого уровня жизни населения села в МБОУ СОШ с. Антоновка учится много детей из малообеспеченных и неблагополучных семей. В селе функционирует приют «Радуга», в МБОУ СОШ с. Антоновка обучаются дети из социального приюта, зачастую это дети с низкими способностями и слабой мотивацией. Состав воспитанников постоянно меняется в течение учебного года. Всё это обусловило выбор методов и технологий обучения.
Обучающиеся 8 класса входят во вторую группу здоровья. Познавательный уровень обучающихся средний, уровень способностей – средний, уровень учебной мотивации – средний.
Место учебного предмета
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс. Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Согласно действующему базисному учебному плану рабочая программа базового уровня рассчитана на изучение предмета на 70 часов, из расчёта 2 часа в неделю.
В рабочей программе специально выделены часы на развитие речи- 8 часов, контрольных работ – 3.
В программе указан годовой объём учебного времени, а также распределение часов по темам программы.
Формы организации образовательного процесса.
При реализации данной рабочей учебной программы применяется классно – урочная система обучения. Таким образом, основной формой организации учебного процесса является урок. Кроме урока, используется ряд других организационных форм обучения: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок - игра, урок развития речи.
Технологии, используемые в образовательном процессе:
Развивающего обучения, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, игровая, здоровьесбережения.
Методы и приёмы обучения:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
- анализ и интерпретация произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;
- индивидуальная и коллективная проектная деятельность.
- Формы текущего контроля знаний в 8 классе
- контроль учителя: устный опрос, проверка выполнения домашнего задания, самостоятельной работы;
- взаимоконтроль: проверка работы по образцу/алгоритму, устный опрос (в парах, в группах);
- самоконтроль;
- пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменение лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по произведению (в том числе цитатного), составление сравнительной характеристики по заданным критериям, викторина, игра;
- итоговый: сочинение и изложение на основе литературного произведения (или анализ эпизода); тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания; творческий зачет.
Содержание рабочей программы
Введение
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
Устное народное творчество
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).
Из древнерусской литературы
Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.
Художественные особенности воинской повести и жития.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.
«Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
Из литературы XVIII века
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.
«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
Из литературы XIX века
Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.
«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
«Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин).
Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савель-ича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве. «Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.
«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочиненияТеория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.
«После бала». Идея разделенности двух России. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
Поэзия родной природы
А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).
Из русской литературы XX века
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мас терство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.
«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.
«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники) Писатели улыбаются
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.
М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев. Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.
«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.
«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.
Новаторский характер Василия Теркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.
«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи», Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).
Русские поэты о Родине, родной природе
И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке». «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.
Из зарубежной литературы
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты — «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».
В строгой форме сонетов — живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.
«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).
Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе «Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
Произведения для заучивания наизусть
Исторические песни. О Пугачеве, Ермаке (по выбору).
А.С.Пушкин. Капитанская дочка (отрывок).
М.Ю.Лермонтов. Мцыри (отрывок по выбору уч-ся).
Н.В.Гоголь. Ревизор ( монолог одного из героев на выбор).
Л.Н.Толстой. После бала (отрывок на выбор).
А.Т.Твардовский. Василий Теркин (отрывок на выбор).
О родной природе, о родине ( 2-3 стихотворения, на выбор).
Стихи и песни о Великой Отечественной войне
Учебно-тематический план
Содержание | Кол-во часов | |
1 | Введение. | 1 |
2 | Устное народное творчество | 6 |
3 | Древнерусская литература | 2 |
4 | Из русской литературы XVIII века | 2 |
5 | Из русской литературы 19 века | 27 |
6 | Русская литература XX века | 24 |
7 | Зарубежная литература | 6 |
8 | Итого | 70 |
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
Учащиеся должны знать:
— авторов и содержание изученных художественных произведений;
— основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы (начальное представление); мораль, аллегория, дума (начальное представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений).
Учащиеся должны уметь:
— видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;
— обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;
— видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;
— комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией творчеством;
— различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;
— определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;
— сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;
— выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;
— осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;
— видеть конкретных образов;
— находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбранный жанр;
— сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;
— выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении;
— сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;
- редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.
Литература и средства обучения
- Программа общеобразовательных учреждений: Литература 5-9 классы. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, Н. В. Беляева. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, 2-е издание. М.: Просвещение, 2014;
- Учебник для общеобразовательных учреждений: Литература 5-9 классы. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, Н. В. Беляева. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, 2-е издание. М.: Просвещение, 2013;
- И. В. Золотарёва, С. М. Аникина. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. Издательство «ВАКО» 2008 год.
- Поурочные разработки по зарубежной литературе 5 – 9 классы. Автор Н. В. Егорова, М., 2004
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ В 8 КЛАССЕ
№ урока | Раздел, тема урока | Кол-во час. | Формы и виды контроля | Дата | |
план | факт | ||||
1. | Введение. Русская литература и история. | 1 | Урок-беседа. Практикум. | ||
2. | Устное народное творчество. Отражение жизни народа в народных песнях. | 1 | Изучение нового материала. Урок-беседа. | ||
3. | Предания как исторический жанр русской народной прозы. | 1 | Урок-беседа. | ||
4 | Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» (фрагменты). | 1 | Рассказ учителя. Беседа Практикум. | ||
5 | «Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века. | 1 | Урок внеклассного чтения | ||
6. | Д. И. Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии.. | 1 | Рассказ учителя. Беседа | ||
7 | Анализ эпизода комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» (по выбору учителя). | 1 | Практикум. | ||
8 | Р/Р Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе XVIII века» | 1 | Урок развития речи | ||
9 | И. А. К р ы л о в. Слово о баснописце. Мораль басен. | 1 | Рассказ учителя. Беседа | ||
10 | И. А. Крылов — поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. | 1 | Урок внеклассного чтения | ||
11 | К. Ф. Р ы л е е в. Слово о поэте. Думы К. Ф. Рылеева. Характерные особенности жанра. | 1 | Рассказ учителя. Беседа Практикум | ||
12 | А. С. П у ш к и н. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе. | 1 | Рассказ учителя. Беседа | ||
13 | А. С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина | Семинар. | |||
14 | А. С. Пушкин. «История Пугачева» (отрывки). История пугачевского восстания в худ. произведении и историческом труде писателя. | 1 | Рассказ учителя. Беседа | ||
15 | А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы. | 1 | Рассказ учителя. Беседа | ||
16 | Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич. | 1 | Беседа. Обучение устному рассказу. | ||
17 | Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. | 1 | Обучение устному рассказу. | ||
18 | Семья капитана Миронова. Маша Миронова — нравственный идеал Пушкина. | 1 | Беседа | ||
19 | Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке. | 1 | Беседа. Практикум | ||
20 | Гуманизм и историзм А. С. Пушкина в романе «Капитанская дочка. | 1 | Беседа. Практикум | ||
21 | Р/Р Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка» | 1 | Урок развития речи | ||
22 | А. С. Пушкин. «Пиковая дама» Проблема человека и судьбы. . | 1 | Рассказ учителя. Беседа | ||
23 | Тест по творчеству А. С. Пушкина | 1 | Урок контроля | ||
24 | М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М. Ю. Лермонтова | 1 | Рассказ учителя. Семинар | ||
25 | М. Ю. Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре. | 1 | Беседа | ||
26 | Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме. | 1 | Практикум | ||
27 | Р/Р Обучение сочинению по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»: «Анализ эпизода в поэме „Мцыри" (по выбору учащегося)». | 1 | Урок развития речи | ||
28 | Н. В. Го гол ь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве. | 1 | Рассказ учителя. Семинар | ||
29 | Н. В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии | 1 | Рассказ учителя. Беседа | ||
30 | Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. | 1 | Беседа. Практикум | ||
31 | Хлестаков. Хлестаковщина как нравственное явление | 1 | Практикум | ||
32 | Р/Р Особенности композиционной структуры комедии. Подготовка к домашнему сочинению. | 11 | Урок развития речи | ||
33 | Н. В. Гоголь. «Шинель» Образ «маленького человека» в литературе (с обобщением ранее изученного). | 1 | Рассказ учителя. Беседа | ||
34 | Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. | 1 | Практикум | ||
35 | М. Е. Салтыков – Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок).. | 1 | Рассказ учителя. Беседа | ||
36 | Р/Р Обучение анализу эпизода из романа «История одного города».
| 1 | Урок развития речи | ||
37 | Тест по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина | 1 | Урок контроля | ||
36 | Н. С. Л е с к о в. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Защита обездоленных.. | 1 | Рассказ учителя. Беседа | ||
38 | Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». | 1 | Рассказ учителя. Беседа | ||
39 | Мастерство Л. Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. | 1 | Практикум | ||
41 | Вн./чт. Нравственные проблемы повести Л. Н. Толстого «Отрочество» | 1 | Урок внеклассного чтения | ||
42 | Поэзия родной природы в творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова | 1 | Чтение стихотворений | ||
43 | А. П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. | 1 | Рассказ учителя. Беседа | ||
44 | Из русской литературы XX века. И. А. Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». | 1 | Рассказ учителя. Беседа | ||
45 | А. И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». | 1 | Рассказ учителя. Беседа | ||
46 | Р/Р Урок-диспут «Что значит быть счастливым?» Подготовка к домашнему сочинению. | 1 | Урок развития речи | ||
47 | А. А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия». Образ России и ее истории. | 1 | Рассказ учителя. Беседа | ||
48 | С. А. Е с е н и н. Слово о поэте. «Пугачев» — поэма на историческую тему. | 1 | Рассказ учителя. Беседа | ||
49 | Урок-конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А. С. Пушкина и С. А. Есенина. | 1 | Урок развития речи | ||
50 | Р/Р Подготовка к домашнему сочинению | 1 | Урок развития речи | ||
51 | И. С. Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» — воспоминание о пути к творчеству | 1 | Рассказ учителя. Беседа | ||
52 | Вн./чт. Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). ; Тэффи. «Жизнь и воротник». М. М. Зощенко. «История болезни» | 1 | Урок внеклассного чтения | ||
53 | Тест по творчеству Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, М. Горького, А. А. Блока, С. А. Есенина | 1 | Урок контроля | ||
54 | М. А. О с о р г и н. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне» | 1 | Рассказ учителя. Беседа | ||
55 | А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине. | 1 | Рассказ учителя. Беседа | ||
56 | Василий Теркин — защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина. | 1 | Обучение устному рассказу | ||
57 | Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Юмор. Фольклорные мотивы.. Мастерство А. Т. Твардовского в поэме | 1 | Практикум | ||
58-59 | А. П. Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». | 2 | Рассказ учителя. Беседа | ||
60 | Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов. | 1 | Урок развития речи | ||
61 | В. П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». | 1 | Рассказ учителя. Беседа | ||
62 | Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе XX века» (произведение по выбору учащегося) | 1 | Урок развития речи | ||
63 | Русские поэты о Родине, родной природе и о себе. | 1 | Чтение стихотворений | ||
64 | Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды | 1 | Чтение стихотворений | ||
65-66 | Зарубежная литература. У. Ш е к с п и р. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. | 2 | Рассказ учителя. Беседа Практикум | ||
67 | Сонеты У. Шекспира. Воспевание поэтом любви и дружбы. | 1 | Практикум | ||
68 | Ж.-Б. Мольер. «Мещании во дворянстве» (сцены) Сатира на дворянство. | 1 | Рассказ учителя. Беседа | ||
69 | Черты классицизма в комедии Мольера. Общечеловеческий смысл комедии | 1 | Рассказ учителя. Беседа | ||
70 | Дж. Свифт. Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества Итоги года и задание на лето | 1 | Урок внеклассного чтения |