Рабочая программа по русскому языку 8 класс
Рабочая программа по русскому языку для учащихся 8 класса по учебнику Ладыженской.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_8_klass.docx | 69.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
cредняя общеобразовательная школа
с. Антоновка Завитинского района
Рассмотрена и рекомендована к утверждению ШМО МБОУ СОШ с. Антоновка от 31 августа 2015 года Протокол № 1 Руководитель ШМО ______В.С.Малиновская | Согласована Заместителем директора по УВР ________Э.С.Антонюк 31 августа 2015 года | Утверждена приказом МБОУ СОШ с. Антоновка от 01 сентября 2015 года № И. о.директора школы ________Э. С. Антонюк |
Рабочая программа по предмету «Русский язык»
для 8 класса
на 2015 – 2016 год
Составитель: Антонюк Эльвира Сергеевна, учитель русского языка и литературы,
1 квалификационной категории
с. Антоновка
2015
Пояснительная записка
Данная рабочая учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утверждённым Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004, №1312.
- Программой общеобразовательных учреждений: Русский язык 5-9 классы. Авторы:
Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Рекомендовано Министерством
образования и науки Российской Федерации, 8-е издание. М.: Просвещение, 2009; - Федеральным перечнем учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе общеобразовательных учреждений на 2015-2016 учебный год.
Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Материал в программе расположен с учётом возрастных возможностей учащихся.
В рабочей программе предусмотрено перераспределение часов, несколько отличное от авторской программы:
В авторской программе по русскому языку для 5 – 9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского на изучение русского языка в 8 классе отведено 102 часа, а в рабочей программе – 105 часов, так как в базисном учебном плане на изучение русского языка в 8 классе отводится 3 часов в неделю, а в учебном году 35 рабочих недель.
Перечень изучаемых тем по предмету, уроков по развитию речи в полном объеме совпадают с авторской программой, увеличено количество часов за счет уроков повторения.
Цели и задачи, реализуемые рабочей программой
Цель программы:
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Одна из основных задач – организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.
Специальной задачей преподавания русского языка является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Программа предусматривает поурочное усвоение материала, для чего значительное место отводится повторению.
Одно из основных направлений – организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.
Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении различных видов разбора.
Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность.
Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Языковая компетенция реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке, развития языкового и эстетического идеала.
Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков; овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, об этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.
Изучение каждого раздела, каждой темы содействует развитию логического мышления и речи учащихся. Развитие речи учащихся на уроках русского предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения и письма).
Реализация рабочей программы осуществляется с учётом особенностей Завитинского района и образовательной программы МБОУ СОШ с.Антоновка. Завитинский район дотационный, его экономику определяет сельскохозяйственное производство. В с. Антоновка существует колхоз «Надежда», в котором трудится лишь 5% населения. В селе проживает 680 жителей, часть которых работает в городе Райчихинске, часть зарабатывает на жизнь производством сельскохозяйственной продукции. Примерно 15 % от числа всех жителей не имеет постоянного заработка. Большинство семей имеет невысокий социально-экономический статус. Из-за низкого уровня жизни населения села в МБОУ СОШ с. Антоновка учится много детей из малообеспеченных и неблагополучных семей. В селе функционирует приют «Радуга», в МБОУ СОШ с. Антоновка обучаются дети из социального приюта, зачастую это дети с низкими способностями и слабой мотивацией. Состав воспитанников постоянно меняется в течение учебного года. Всё это обусловило выбор методов и технологий обучения.
Обучающиеся 8 класса входят во вторую группу здоровья. Познавательный уровень обучающихся средний, уровень способностей – средний, уровень учебной мотивации – средний.
Место учебного предмета
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в VIII классе – 105 часов (3 часа в неделю).
В рабочей программе специально выделены часы на развитие речи – 15 час. Виды работ различны: это и виды работ над текстом, и речеведческие понятия. Они пропорционально распределяются между грамматическим материалом, что обеспечивает равномерность обучения речи. Контрольных работ – 9 часов.
В программе указан годовой объём учебного времени, а также распределение часов по темам программы.
При реализации программы используются практически все методы организации учебно-познавательной деятельности, классифицирующиеся по характеру познавательной деятельности школьников (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, частично-поисковый). По источникам знаний (словесные, наглядные, практические); по логике раскрытия учебного материала (индуктивные и дедуктивные) и по степени самостоятельности учащихся.
Формы организации образовательного процесса.
При реализации данной рабочей учебной программы применяется классно – урочная система обучения. Таким образом, основной формой организации учебного процесса является урок. Кроме урока, используется ряд других организационных форм обучения: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок - игра, урок- исследование, урок-практикум, урок развития речи.
Методы и приёмы обучения:
- информационная переработка устного и письменного текста: составление плана текста, пересказ текста по плану, пересказ текста с использованием цитат, продолжение текста, составление тезисов; редактирование текста;
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка доклада, написание творческих работ и т.д.);
- сочинения-рассуждения,
- сравнение текстов;
- коммуникативные и игровые ситуации.
- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
- различные виды диктантов;
- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
- работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.
Виды деятельности учащихся на уроке:
- анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей языка;
- смысловой анализ и информационная переработка устного и письменного текста:
составление плана текста;
пересказ текста по плану;
продолжение текста;
редактирование;
конспектирование;
- участие в диалогах различных видов;
- аудирование (понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов, установление смысловых частей текста, определение их связей);
- создание собственных письменных текстов;
- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
- составление опорных схем и таблиц;
- работа с учебно-научными текстами, справочной литературой и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы, ресурсы Интернета;
- работа с различными видами словарей, ведение индивидуальных словарей;
Формы текущего контроля знаний в 8 классе
- тест;
- диктант / диктант с грамматическим заданием;
- подробное, сжатое изложение;
- сочинение повествовательного характера на заданную тему;
- письменный ответ на вопрос проблемного характера;
- сочинение по картине;
- рассказ о случаях из жизни,
- описание отдельных предметов, животных по наблюдениям, опыту, по картине
- устное \ письменное высказывание на лингвистическую тему.
Формы промежуточной аттестации в 8 классе:
- тест;
- комплексная работа с текстом;
- диктант с грамматическим заданием.
Содержание рабочей программы (105 ч.)
Функции русского языка в современном мире (1 ч)
Русский язык в современном мире.
Учащиеся должны знать:
русский язык – язык великого русского народа и один из богатых языков мира, поэтому русский язык функционирует как язык межнационального общения и один из мировых языков
Учащиеся должны уметь:
опираясь на ключевые слова, план текста и его опорный конспект, рассказывать о значении русского языка в современном мире с учетом его истории и функционирования в современном обществе; о роли русского языка в развитии русской литературы
Повторение изученного в V–VII классах (5 ч + 2 ч)
Учащиеся должны знать:
функции знаков препинания в простых и сложных предложениях, синтаксические условия употребления знаков препинания, виды предложений по количеству описанных ситуаций, фрагментов действительности (простые и сложные);
виды сложных союзных предложений (сложносочиненные и сложноподчиненные) в зависимости от средства связи.
условия выбора слитного и раздельного написания частицы не с разными частями речи: глаголами, краткими причастиями, деепричастиями, прилагательными (относительными и притяжательными), числительными
Учащиеся должны уметь:
разграничивать знаки препинания по их функциям;
определять вид сложного предложения;
создавать графические схемы сложных предложений и правильно употреблять разделительные и выделительные запятые;
правильно писать орфограмму «Одна и две буквы н» в суффиксах прилагательных и полных причастий, существительных, прилагательных, причастий, наречий, графически обозначать условия выбора данных орфограмм;
Словосочетание (4 ч)
Учащиеся должны знать:
что такое словосочетание; его функция; виды словосочетаний по главному слову: глагольные, именные и наречные
свободные словосочетания и фразеологические обороты
подчинительная связь – способ связи главного и зависимого слов в словосочетании; виды подчинительной связи: согласование, управление, примыкание;
средства связи слов в словосочетаниях разных видов: предложно-падежные формы, смысл;
Учащиеся должны уметь:
составлять разные виды словосочетаний;
определять вид словосочетания по главному слову, в том числе в собственных примерах;
разграничивать свободные словосочетания и фразеологические обороты;
определять вид подчинительной связи и средства связи слов в словосочетании;
составлять словосочетания с заданным видом связи;
Простое предложение (2 ч + 1 ч)
Учащиеся должны знать:
виды предложений по наличию главных членов: двусоставные и односоставные;
грамматическая (предикативная) основа предложения;
Учащиеся должны уметь:
разграничивать односоставные и двусоставные предложения;
определять роль порядка слов для выделения наиболее важного слова в предложении;
выразительно читать предложения, в том числе по интонационным схемам;
составлять графическую интонационную схему предложения.
Простые двусоставные предложения
Главные члены предложения (8 ч + 2 ч)
Учащиеся должны знать:
способы выражения подлежащего и сказуемого;
правила согласования глагола-сказуемого с подлежащим в числе и роде;
тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении – знак разделения;
правила постановки тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении.
Учащиеся должны уметь:
находить подлежащее и определять способы его выражения;
определять способы выражения сказуемого;
находить составное глагольное сказуемое, определять значение вспомогательного глагола, способы его выражения; использовать составные глагольные сказуемые в речи;
находить составное именное сказуемое, определять способ выражения именной части;
употреблять тире между подлежащим и сказуемым в соответствии с правилом, графически объяснять условия выбора тире;
Второстепенные члены предложения (9 ч + 3 ч)
Учащиеся должны знать:
виды второстепенных членов предложения по характеру значения и синтаксической роли в предложении: дополнение, определение, обстоятельство;
что такое приложение; способы выражения приложения; правила постановки дефиса при приложении;
порядок устного и письменного синтаксического разбора двусоставного предложения
Учащиеся должны уметь:
находить в предложении второстепенные члены;
распознавать в предложении дополнения, определять их вид (прямое/косвенное) и способ выражения;
находить в предложении приложение и определяемое слово и различать их;
использовать приложения в речи;
производить устный и письменный синтаксический разбор двусоставного предложения.
Простые односоставные предложения (9 ч + 3 ч)
Учащиеся должны знать:
грамматическая основа односоставного предложения состоит из его главного члена, который нельзя назвать ни подлежащим, ни сказуемым;
виды односоставных предложений по наличию второстепенных членов (распространенные/нераспространенные)
порядок проведения устного и письменного синтаксического разбора односоставного предложения
Учащиеся должны уметь:
разграничивать двусоставные и односоставные предложения, определять способ выражения главного члена односоставных предложений;
различать распространенные и нераспространенные односоставные предложения;
производить устно и письменно синтаксический разбор односоставного предложения
Простое осложненное предложение (2 ч)
Учащиеся должны знать:
что такое осложненное предложение;
способы осложнения предложения (однородные и обособленные члены, вводные и вставные конструкции, обращения)
Учащиеся должны уметь:
определять способ осложнения предложения
Однородные члены предложения (9 ч + 3ч)
Учащиеся должны знать:
что такое однородные члены предложения;
способы выражения однородных членов (все члены предложения),
тип связи (сочинительная) и средства связи (перечислительная интонация, союзы) между собой;
правила постановки знаков препинания при однородных членах;
порядок устного и письменного синтаксического разбора предложения с однородными членами;
порядок устного и письменного пунктуационного разбора предложения с однородными членами.
Учащиеся должны уметь:
распознавать однородные члены предложения и произносить их с соответствующей интонацией,
составлять графические схемы однородных членов;
использовать разделительные запятые в предложениях с однородными членами;
правильно ставить знаки препинания при однородных членах предложения;
производить устно и письменно синтаксический разбор предложения с однородными членами;
производить устно и письменно пунктуационный разбор предложения с однородными членами.
Обособленные члены предложения (15ч + 3ч)
Учащиеся должны знать:
графическое обозначение обособленных членов предложения и интонации обособления
виды обособленных определений (согласованные и несогласованные);
способы выражения обособленного определения, способы выражения определяемого слова (нарицательное, собственное существительное, местоимение);
правило обособления согласованных и несогласованных определений;
правила обособления приложений способы выражения обособленного обстоятельства (одиночное деепричастие, деепричастный оборот);
правило обособления обстоятельств;
порядок устного и письменного синтаксического разбора предложения с обособленными членами
порядок устного и письменного пунктуационного разбора предложения с обособленными членами
Учащиеся должны уметь:
выделять запятыми обособленные члены, выраженные причастными и деепричастными оборотами, показывать графически интонацию обособления;
правильно расставлять знаки препинания для выделения обособленных определений, выраженных причастными оборотами;
распознавать обособленные обстоятельства, выделять их графически, объяснять условия обособления;
производить устно и письменно синтаксический разбор предложения с обособленными членами;
производить устно и письменно пунктуационный разбор предложения с обособленными членами.
Обращения, вводные слова и междометия (9 ч+3 ч)
Учащиеся должны знать:
правила выделения вводных слов в устной речи (интонация вводности) и на письме (выделительные знаки препинания);
виды вводных предложений (односоставные/двусоставные), их опознавательные признаки (союзы как, что);
правила выделения вводных предложений в устной речи и на письме;
правила выделения вставных конструкций в устной речи и на письме;
правила выделения междометий на письме;
порядок устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора предложения со словами, не являющимися членами предложения.
Учащиеся должны уметь:
обнаруживать вводные слова в тексте, правильно выделять их знаками препинания;
распознавать вводные предложения, интонационно правильно произносить предложения с вводными предложениями, правильно расставлять знаки препинания;
обнаруживать вставные конструкции в тексте, определять их назначение;
обнаруживать междометия в тексте, определять их текстообразующую роль;
производить устно и письменно синтаксический и пунктуационный разбор предложения со словами, не являющимися членами предложения.
Прямая и косвенная речь (5 ч + 2 ч)
Учащиеся должны знать:
способы передачи чужой речи (прямая/косвенная);
структуру предложения с чужой речью (часть, передающая чужую речь, и комментирующая часть);
структуру предложений с косвенной речью;
структуру предложений с прямой речью;
правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью;
что такое диалог; правила пунктуационного оформления диалога;
что такое цитата;
порядок устного и письменного разбора предложений с чужой речью.
Учащиеся должны уметь:
разграничивать предложения с прямой и косвенной речью;
заменять прямую речь косвенной;
заменять косвенную речь прямой, исправляя грамматические ошибки, пунктуационно правильно оформлять диалог;
распознавать цитаты в тексте, правильно расставлять знаки препинания при цитировании;
вводить цитату в авторский текст разными способами: как составную часть и как предложение с прямой речью;
производить устно и письменно синтаксический разбор предложений с чужой речью.
Повторение и систематизация изученного в VIII классе (4ч + 1 ч)
Учащиеся должны знать:
о взаимосвязи синтаксиса и морфологии;
первичных и вторичных синтаксических функциях различных частей речи
о значении пунктуации для оформления письменной речи; о взаимосвязи синтаксиса и пунктуации;
алгоритм рассуждения при постановке знаков препинания
Учащиеся должны уметь:
производить синтаксический разбор предложения, разграничивать первичные и вторичные синтаксические функции частей речи; пользуясь алгоритмом, расставлять знаки препинания в тексте;
правильно писать слова с изученными орфограммами, объяснять синтаксические условия выбора правильного написания;
обнаруживать ошибки в правописании слов, исправлять их, объяснять условия выбора правильного написания.
Содержание | Часов в авторской программе | Часов в рабочей программе |
Введение | 1 | 1 |
Повторение пройденного в 5-7 классах | 6+2 | 5+2 |
Словосочетание | 2 | 4 |
Простое предложение | 3+1 | 2+1 |
Главные члены предложения | 6+2 | 8+2 |
Второстепенные члены предложения | 6+2 | 9+3 |
Простые односоставные предложения | 9+2 | 9+3 |
Простое осложнённое предложение | 2 | 2 |
Однородные члены предложения | 12+2 | 9+3 |
Обращения, вводные слова и междометия | 9+2 | 9+3 |
Обособленные члены предложения | 18+2 | 15+3 |
Прямая и косвенная речь | 6+1 | 5+2 |
Повторение и систематизация пройденного в 8 классе | 5+1 | 4+1 |
Итого | 102 | 105 |
Требования к уровню подготовки учащихся 8-го класса
Учащиеся должны знать / понимать:
определения основных изученных в 8-ом классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил; обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
Учащиеся должны уметь:
речевая деятельность:
аудирование:
- дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;
- фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;
- определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка;
- рецензировать устный ответ учащихся;
- задавать вопросы по прослушанному тексту;
- отвечать на вопросы по содержанию текста;
чтение:
- прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста - схемами, таблицами на основе текста;
- читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах;
говорение:
- пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора;
- строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;
- создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;
- составлять инструкции по применению того или иного правила;
- принимать участие в диалогах различных видов;
- правильно вступать в речевое общение;
письмо:
- пересказывать фрагмент прослушанного текста;
- создавать сочинение-описание архитектурного памятника, сочинение- сравнительную характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение повествовательного характера с элементами описания или рассуждения, репортаж о событии;
- составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию;
текст:
- находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль, заголовок;
- распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя;
фонетика и орфоэпия:
- правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
морфемика и словообразование:
- разъяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов;
- разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;
- пользоваться различными видами морфемных и словообразовательных словарей;
лексикология и фразеология:
- пользоваться разными видами толковых словарей;
- оценивать уместность употребления слов с учетом стиля , типа речи и речевых задач высказывания;
- находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;
морфология:
- распознавать части речи и их формы;
- соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, пользоваться словарем грамматических трудностей;
- опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа;
орфография:
- применять орфографические правила;
- объяснять правописание труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное состояние и грамматическую характеристику слов;
синтаксис и пунктуация:
- опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов;
- различать простые предложения разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств;
- правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями, однородными и обособленными членами;
- правильно строить предложения с обособленными членами;
- проводить интонационный анализ простого предложения;
- выразительно читать простые предложения изученных конструкций;
- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации, устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.
Литература и средства обучения
1. С Б. Шадрина. Поурочные разработки по русскому языку. Волгоград. Издательство «Учитель» 2013 год.
2. Н. В. Егорова. Поурочные разработки по русскому языку. Москва «ВАКО» 2009 год.
3. Н. Ф. Ромашина. Тесты для текущего и обобщающего контроля. Волгоград. «Учитель» 2009 год.
4. Е. И. Никитина. Уроки развития речи. Москва. Дрофа. 2010 год.
5. Н. В. Егорова. Контрольно – измерительные материалы. Москва «ВАКО» 2013 год.
6. Л. А. Тропкина. Дидактический материал по русскому языку. Волгоград. Издательство «Учитель» 2009 год.
7. Н. В. Сиденко. Поурочные разработки по русскому языку. Волгоград. Издательство «Учитель» 2011 год.
8.Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. Русский язык. 8 класс, учебник для общеобразовательных учреждений. – Москва «Просвещение», 2013.
Календарно – тематическое планирование по русскому языку в 8-ом классе (105 ч)
№ | Раздел, тема урока | Кол-во часов | Формы и виды контроля | Дата | |
План | Факт | ||||
1. | Функции русского языка в современном мире | 1 | План лекции учителя |
| |
Повторение изученного в V-VII классах (5 ч+2 ч) | |||||
2. | Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения | 1 | Работа с книгой, упражнения |
| |
3. | Знаки препинания в сложном предложении | 1 | Работа с книгой, упражнения |
| |
4. | Буквы н-нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий | 1 | Работа с книгой, упражнения |
| |
5. | Р/Р Подробное изложение с грамматическим заданием (упр. 27) | 1 | План изложения |
| |
6-7 | Слитное и раздельное написание не с разными частями речи | 2 | Работа с книгой, упражнения |
| |
8. | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-7 классах» с грамматическим заданием | 1 | Контрольный диктант с грамматическим заданием |
| |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи Словосочетание (4 ч) | |||||
9. | Анализ диктанта. Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса | 1 | Определение вида сл/соч. |
| |
10. | Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса | 1 | Выборочный диктант |
| |
11 | Виды словосочетаний. Синтаксические связи слов в словосочетаниях. | 1 | Работа с книгой, упражнения | ||
12. | Урок-практикум. Синтаксический разбор словосочетаний. | 1 | Разбор словосочетаний |
| |
Простое предложение (2ч+1ч) | |||||
13. | Грамматическая (предикативная) основа предложений. | 1 | Карточки |
| |
14. | Порядок слов в предложении. Интонация. | 1 | Выразительное чтение |
| |
15. | Р.р. Подготовка к сочинению-описанию памятника культуры. | 1 | План сочинения |
| |
Двусоставные предложения. Главные члены предложения (8+2 ч) | |||||
16. | Подлежащее. | 1 | Тест |
| |
17. | Сказуемое. Виды сказуемых. Простое глагольное сказуемое. | 1 | Выборочный диктант |
| |
18 | Р/Р Публицистическое сочинение о памятнике культуры. | 1 | Самостоятельная работа | ||
19. | Составные сказуемые. Составное глагольное сказуемое. | 1 | Тест |
| |
20. | Составное именное сказуемое. | 1 | Выборочный диктант |
| |
21. | Выражение именной части составного именного сказуемого. | 1 | Определение способа выражения именной части составного именного сказуемого |
| |
22. | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | Работа с книгой, упражнения |
| |
23. | Закрепление темы «Главные члены предложения». | 1 | Тест |
| |
24. | Повторение и обобщение по теме «Главные члены предложения». | 1 | Связный рассказ по плану |
| |
25. | Контрольный тест по теме «Главные члены предложения». | 1 | Тест |
| |
Второстепенные члены предложения (9 ч+3 ч) | |||||
26. | Анализ теста. Дополнение. | 1 | Синтаксич. разбор предлож. |
| |
27. | Трудные случаи выражения дополнений. | 1 | Выборочный диктант |
| |
28. | Определение. | 1 | Синтаксический разбор предложений |
| |
29. | Приложение. | 1 |
| ||
30. | Знаки препинания при приложении. | 1 |
| ||
31. | Обстоятельство. Основные виды обстоятельств. | 1 | Определение видов обстоят. |
| |
32. | Обстоятельства, выраженные сравнительными оборотами. | 1 | Тест |
| |
33. | Синтаксический разбор двусоставного предложения. | 1 | Синтаксический разбор предложений |
| |
34-35. | Р/р Характеристика человека. | 2 | Сочинение - характеристика |
| |
36 | Повторение пройденного. | 1 | Работа с книгой, упражнения | ||
37. | Контрольная работа по теме «Второстепенные члены предложения». | 1 | Контрольная работа |
| |
Односоставные предложения (9 ч+3 ч) | |||||
38. | Основные группы односоставных предложений. Назывные предложения. | 1 | Выборочный диктант |
| |
39. | Предложения определенно-личные. | 1 | Тест |
| |
40. | Неопределенно-личные предложения. | 1 | Выборочный диктант |
| |
41 | Р/р Инструкция. | 1 | Работа с книгой, упражнения | ||
42. | Безличные предложения. | 1 | Составление текста с безличными предложениями |
| |
43. | Безличные предложения. Закрепление. | 1 |
| ||
44. | Р.р. Рассуждение. | 1 | Работа с книгой |
| |
45. | Р.р. Сочинение-описание картины К.Ф. Юона «Новая планета». | 1 | Сочинение-описание |
| |
46. | Неполные предложения. | 1 | Работа с книгой, упражнения |
| |
47 | Синтаксический разбор односоставного предложения. | Работа с книгой, упражнения | |||
48. | Обобщение по теме «Односоставные предложения». | 1 | Тест |
| |
49. | Контрольная работа по теме «Односоставные предложения». | 1 | Контрольная работа |
| |
Простое осложнённое предложение (2 ч) | |||||
50. | Понятие об осложнённом предложении. | 1 | Составление сложных предложений |
| |
51. | Осложнённое предложение. | 1 |
| ||
Предложения с однородными членами (9 ч+3 ч) | |||||
52. | Понятие об однородных членах | 1 | Работа с книгой, упражнения |
| |
53. | Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них. | 1 | Работа с книгой, упражнения | ||
54. | Однородные и неоднородные определения. | 1 | Выборочный диктант |
| |
55 | Р/р Изложение (текст – сравнительная характеристика). (упр. 246) | 1 | Составление плана. | ||
56. | Однородные члены, связанные сочинительными союзами. | 1 | Работа с книгой, упражнения |
| |
57. | Пунктуация при однородных членах, связанных сочинительными союзами. | 1 | Работа с книгой, упражнения |
| |
58. | Обобщающие слова при однородных членах. | 1 |
| ||
59. | Обобщающие слова при однородных членах. Закрепление. | 1 |
| ||
60. | Синтаксический разбор предложений с однородными членами. | 1 | Работа с книгой, упражнения |
| |
61 | Пунктуационный разбор предложений с однородными членами. | 1 | Работа с книгой, упражнения | ||
62. | Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения». | 1 | Контрольный диктант |
| |
63. | Р.р. Сочинение – сравнительная характеристика (упр. 264). | 1 | Сравнительная характеристика |
| |
Предложения с обособленными членами (15 ч+3 ч) | |||||
64. | Понятие об обособлении. | 1 | Работа с книгой, упражнения |
| |
65. | Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них. | 1 | Синтаксический разбор предложений |
| |
66. | Обособленные определения, выраженные причастными оборотами. | 1 |
| ||
67 | Обособленные определения, выраженные причастными оборотами. | 1 | Работа с книгой, упражнения | ||
68. | Р/р Рассуждение на дискуссионную тему. | 1 | Текст – рассуждение. |
| |
69. | Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них. | 1 | Работа с книгой, упражнения |
| |
70 | Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них. | 1 | Работа с книгой, упражнения |
| |
71. | Обособленные обстоятельства. | 1 | Работа с книгой, упражнения |
| |
72. | Обособленные обстоятельства. Закрепление. | 1 | Синтаксический разбор предложений |
| |
73. | Практикум «Обособленные обстоятельства». | 1 |
| ||
74. | Практикум. Синтаксический разбор предложений с обособленными членами. | 1 | Синтаксический разбор предложений |
| |
75. | Контрольная работа по теме «Обособление определений, приложений, обстоятельств». | 1 | Контрольная работа |
| |
76. | Обособление уточняющих членов предложения. | 1 | Работа с книгой, упражнения |
| |
77. | Обособление уточняющих членов предложения . Разделительные и выделительные знаки препинания. | 1 | Объяснительный диктант |
| |
78. | Синтаксический разбор предложений с обособленными членами. | 1 | Работа с книгой, упражнения |
| |
79 | Пунктуационный разбор предложений с обособленными членами. | 1 | Работа с книгой, упражнения | ||
80 | Повторение и обобщение изученного по теме «Обособленные члены предложения». | 1 | Тест | ||
81. | Контрольный диктант по теме «Обособленные члены предложения». | 1 | Контрольный диктант |
| |
Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями (9 ч+3 ч) | |||||
82. | Обращение. Распространённые обращения | 1 | Работа с книгой, упражнения |
| |
83. | Выделительные знаки препинания при обращении. Употребление обращений. | 1 | Составление предложений с обращениями |
| |
84 | Р/р Составление делового письма. | 1 | Самостоятельная работа. | ||
85. | Вводные слова и вводные предложения; знаки препинания при них. | 1 | Тест |
| |
86. | Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению. | 1 | Работа с книгой, упражнения |
| |
87 | Выделительные знаки препинания при вводных словах, сочетаниях и вводных предложениях. | 1 | Работа с книгой, упражнения | ||
88. | Вставные конструкции. | 1 | Работа с книгой, упражнения |
| |
89 | Р/Р Публичное выступление на общественно значимую тему. | Устное выступление | |||
90. | Предложения с междометиями. | 1 | Работа с книгой, упражнения |
| |
91. | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений. | 1 | Работа с книгой, упражнения |
| |
92. | Обобщение и систематизация знаний по теме. | 1 | Тест |
| |
93 | Контрольная работа по теме «Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями | 1 | Контрольная работа | ||
Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь (5 ч+2 ч) | |||||
94. | Предложения с прямой речью, знаки препинания в них. | 1 | Составление предложений с прямой речью |
| |
95. | Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной. | 1 | Замена синонимичными конструкциями |
| |
96 | Диалог. | 1 | Составление диалога. | ||
97 | Р/р. Рассказ | Написание рассказа. | |||
98. | Цитаты и знаки препинания при них. | 1 | Оформление цитат |
| |
99. | Закрепление темы «Способы передачи чужой речи». | 1 | Тест |
| |
100. | Р.р. Сжатое изложение. (упр. 419) | 1 | Изложение |
| |
Повторение и систематизация изученного в VIII классе (4+1 ч) | |||||
101. | Синтаксис и морфология | 1 | Обобщение |
| |
102 | Синтаксис и пунктуация. | 1 | Обобщение | ||
103 | Синтаксис и орфография | 1 | Обобщение | ||
104. | Итоговый контрольный тест за курс 8 класса | 1 | Тест |
| |
105. | Анализ диктанта. Итоги года. | 1 | Анализ |
|