Система заданий для обучающихся
Задания по теме
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проверочная работа по теме
«Простые и сложные предложения»
Фамилия, имя_________________________________
- Укажите предложения, соответствующие схеме (ЗП не проставлены):
[ ] ,и [ ].
- Алая заря скрылась за моря и за горы солнышко ушло.
- Потянул ветерок и белые тучи заволокли горизонт.
- Снег закрывал все предметы и белой пеленой одевал землю.
- Прилетели птицы и наполнили своим пением лес.
- Найдите предложения, соответствующие схеме (ЗП не проставлены):
[ О и О ].
- Филька разломил буханку хлеба и подал её лошади.
- Гроза отходила куда-то на восток и оттуда доносился рокот грома.
- Он видит как поле отец убирает.
- Ёлка стояла посредине комнаты и Мишка ловко развешивал на неё игрушки.
- Укажите сложные предложения (ЗП не проставлены)
- С боков дорожки кустами росла сирень и в самой глуши сада стояла беседка.
- Капли дождя редко застучали и зашлёпали по листьям.
- В другой костёр дед положил сухие поленья чтобы они горели всю ночь.
- Он почувствовал что кто-то схватил его за руку.
- Когда отец подходил к реке появился пароход.
- Укажите простые предложения (ЗП не проставлены):
- Вот корабль медленно и спокойно разворачивается на волнах.
- Герда стала рассказывать ей обо всём что она испытала.
- Когда карета проехала три мили ворон простился с девочкой.
- Вылетела из того зайца утка и поднялась высоко-высоко в небо.
- В тот же миг Снежная королева подхватила его и они взвились и сели на чёрную тучу.
- Выпишите номера только СПП (ЗП не проставлены)
- Вот показалось солнце и залило всю окрестность ярким светом.
- Вдруг вспыхнула близко молния и осветила застывшие на миг столбы низкие кустарники.
- Чувство родины складывается из-за любви к тому месту где ты родился.
- Когда я вернулся домой мама уже спала.
- Плотина не выдержала когда новый поток прибавил воды.
- Ветер засвистал в ушах и поднялась с двух сторон снежная пыль.
- Кое-где на полянах перелетали и жалобно попискивали птенцы.
- Он сделал всё чтобы мы пришли вовремя.
Предварительный просмотр:
Вопрос № 1
Какого признака нет у имени существительного
рода
времени
падежа
числа
Вопрос № 2
Укажите неверное утверждение.
Имена существительные отвечают на вопросы КТО? ЧТО?
Имена существительные относятся либо к мужскому, либо к женскому, либо к среднему роду.
Большинство имен существительных изменяется по родам и числам.
В предложении имена существительные могут быть любым членом.
Вопрос № 3
Укажите существительные 1 склонения.
тенью
лошадью
полотенцем
образованием
семьёй
лошадкой
Вопрос № 4
Укажите существительные мужского рода.
мозоль
тюль
рояль
кофе
такси
какао
Вопрос № 5
Укажите существительные общего рода.
помощница
сирота
неряха
бухгалтер
зазнайка
учитель
Вопрос № 6
Укажите несклоняемые существительные.
жюри
метро
пианино
сани
облако
ворота
Вопрос № 7
Укажите группу существительных, которые пишутся с НЕ всегда слитно.
недотрога, невежливость, невзгоды
недотрога, неряха, невзгоды
недотрога, неряха, невежливость
неряха, невзгоды, невнимательность
Вопрос № 8
Как нужно писать НЕ с существительным в следующих предложениях?
Опять шумит, бушует (не)погода. (Не)работа сушит, а забота.
Выберите верный ответ.
В обоих случаях слитно.
В 1-м случае раздельно, во 2-м - слитно
В 1-м случае слитно, во 2-м - раздельно
В обоих случаях раздельно
Вопрос № 9
Какую букву нужно вставить (Е или И) в словах КУСОЧ..К, ОРЕШ...К?
В обоих случаях И
В обоих случаях Е
В 1-м случае И, во 2-м - Е
В 1-м случае Е, во 2-м И
Вопрос № 10
Как нужно писать НЕ с существительным в следующих предложениях?
(Не)приятель вошел в город. (Не)словами, а делами красен человек.
Выберите верный ответ.
В обоих случаях слитно.
В 1-м случае раздельно, во 2-м - слитно
В 1-м случае слитно, во 2-м - раздельно
В обоих случаях раздельно
Вопрос № 11
Укажите существительное с буквой И в окончании.
на нижней ветв..
вымазаться в саж..
о поразительном случа..
необходимость в инструкци..
расти в оранжере..
в красивой шал..
Вопрос № 12
В каком предложении НЕ с существительными пишется слитно?
(Не)везение способствует успеху, а труд и упорство.
Один в поле (не)воин.
(Не)грамотность среди школьников уменьшилась.
Нет, это (не)трусость.
Вопрос № 13
Укажите слово с суффиксом ЧИК.
прицен..ик
подбор..ик
формов..ик
извоз..ик
Вопрос № 14
Укажите слово с суффиксом ЕК.
цветоч..к
шалаш..к
калач..к
ларч..к
Вопрос № 15
Укажите слова с буквой О в суффиксе после шипящих.
сверточ..к
поясоч..к
бумаж..нка
горшоч..к
хлебуш..к
руч..нька
Вопрос № 16
Укажите правильный ответ (группу существительных, у которых верно указана форма множественного числа).
много ботинок, чулков, макаронов, помидоров
много ботинков, чулок, макарон, помидор
много ботинок, чулок, макаронов, помидоров
много ботинок, чулок, макарон, помидоров
Предварительный просмотр:
Тест по теме ""Имя прилагательное" 6 класс
1. Укажите предложения с прилагательными-антонимами.
а) Изумительный день – день яркого света.
б) Выходить без темных очков невозможно.
в) Даже опытному путешественнику легко заблудиться в полярной тундре.
2. Укажите, какие прилагательные являются синонимами.
Самый веселый (а), самый проворный (б) и хлопотливый (в) зверек в наших лесах – шустрая (г) белка.
3. Укажите предложения, в которых прилагательные употребляются в переносном значении.
а) Осенью, когда осыпался с деревьев золотой лист, родились у старой зайчихи на болоте три маленьких зайчонка.
б) Как водится, задолго до выхода на облаву [на охоту] в избе начались горячие споры.
в) Ходит по гальке глухарь, выбирает крепкие камешки.
4. Укажите предложение, в котором прилагательное может иметь степени сравнения.
а) Учится бегать маленький лосенок.
б) Тепло и уютно в медвежьих берлогах.
в) Ниже и ниже спускается вечернее солнце.
5. Укажите предложения с относительными прилагательными.
а) После ночного разбоя скрываются волки в лес.
б) По волчьим следам тихо идут на лыжах охотники с ружьями и красными флажками за плечами.
в) Я видел, как ловят бурундуков в лесу деревенские ребята.
6. Укажите предложение с притяжательным прилагательным.
а) Доверчиво относятся к людям красивые, смелые олени.
б) На край вырубки вывела свой выводок старая глухарка-мать.
в) Остался Листопадничек в бобровой хатке.
7. Укажите предложения с прилагательными в простой превосходной степени сравнения.
а) Холодный ветер шевелит тончайшие лепестки.
б) Из всех деревьев русского леса милее всех мне наша береза.
в) Звенит под ногами, на мельчайшие кристаллы рассыпается снег.
8. Укажите предложение с прилагательным в форме простой сравнительной степени.
а) Все теплее, шумнее и краше весна.
б) Над полями и лесом все ярче и ярче светит солнышко.
в) Жарче и жарче светит солнце.
9. Укажите, в каком из прилагательных пишется приставка бес-?
В эти ночи в бе(з,с)звездном (а) небе слышен свист бе(з,с)численных (б) крыльев. Не дают [лоси] в обиду разбойникам своихбе(з,с)рогих (в), молодых лосят.
10. В каком из выделенных прилагательных после шипящей пишется буква о?
а) Ч_рною точкою разведчик-гусь исчезает в сверкающей ослепительной белизне.
б) Он [бурундук] хлопотливо выдергивал из гнезд зерна спелого подсолнуха и набивал ими защ_чные мешки.
в) Хорошо знает он дорогу в свое скрытое логово, где ждут не дождутся старого волка прож_рливые, жадные волчата.
11. Вставьте пропущенные буквы. Выберите правильный ответ из таблички.
а) С цветка на цветок перелетает тяжелый м_хнатый шмель.
б) А над муравьями качается, алея, п_хучая земляника.
в) Густой пор_ховой дым слоями растекался над токовищем[1].
г) Бл_городный олень – очень красивое, стройное животное с большими ветвистыми рогами.
1 | 2 | 3 | 4 |
о | о | о | а |
о | а | а | а |
а | о | а | о |
а | а | о | о |
12. Укажите, в каком из выделенных прилагательных пишется ь.
а) Душисто пахнут ноч?ные красавицы – фиалки.
б) Горностай очень подвижный хищ?ный зверек.
в) Лед, на который мы вышли, был изъеден июл?ским солнцем.
13. Укажите, в каком из выделенных прилагательных есть непроизносимая согласная.
а) Они [охотники] берегут редкос?ных лесных птиц и, подкравшись к ним, любуются их силой и красотой.
б) Бесконечной лентой извивалась над заливом вереница чудес?ных птиц.
в) Недвижно стоящего в лесу лося трудно увидеть – так сливается окраска его бурой шерсти с окраской окружающих его древес?ных стволов.
14. Укажите, в каком из выделенных прилагательных пишется одна буква н.
а) Следы выходили из воды, цепочкою тянулись вдоль ледя(н,нн)ой кромки и исчезали.
б) Днем с крыш капают капели, тают на солнце дли(н,нн)ые сосульки.
в) Выше и выше поднимается над лесом осе(н,нн)ее солнце.
15. Укажите, в каком выделенном слове пишется две буквы н?
а) На берегу озера, среди кочек и голых камней, мы обнаружили много гуси(н,нн)ых гнезд.
б) На скатерти снегов видят охотники красивые узоры звери(н,нн)ых и птичьих следов.
в) Известно, что в пусты(н,нн)ых и глухих лесах далекого Севера медведи встают из берлог еще по снегу.
16. Укажите предложение с прилагательным, которое является исключением из правила «В суффиксах прилагательных -ин-, -ан- (-ян-) пишется одна буква н».
а) В углу лежали лохмотья одежды, стоял высокий глиня(н,нн)ый кувшин.
б) Лисичка-сестричка бегает по полям, ищет мыши(н,нн)ые норы.
в) Грохот лебедок, свист и шипение пара, скрип деревя(н,нн)ой эстакады, по которой медленно движется поезд, стук молотков, трепетание флагов, смешение наречий и языков – и над всем этим соленое и кроткое дыхание морского ветра.
17. В каком из кратких прилагательных пишется нн?
а) В мечети пусты(н,нн)о.
б) Ягоды лесной рябины жестки и невкус(н,нн)ы.
18. Укажите прилагательное с окончанием -ем.
а) Мы спрятались под больш_м деревом, стали ждать.
б) Наш соловей так привык к людям и человеческ_м голосам, что шума почти не боится.
в) Тихо ранее утро в зимн_м лесу.
19. О или е? Выберите правильный ответ.
1) В чаще камышей скрывается свирепый хищник, неутомимый враг пернатого мира – камыш_вый кот, дерзость и смелость которого соперничают с его проворством и быстротой.
2) Между белыми стволами берез растет молодой ельник – подсед, и, чем глубже в лес, чаще мураш_вые высокие кучи.
а) В этих предложениях в суффиксах прилагательных после шипящей пишется буква о.
б) В этих предложениях в суффиксах прилагательных после шипящей пишется буква е.
в) В 1-м предложении в суффиксе прилагательного после шипящей пишется буква о, а во втором – е.
г) В 1-м предложении в суффиксе прилагательного после шипящей пишется буква е, а во втором – о.
20. Укажите окончание выделенного прилагательного.
Тяжелый краснолиц_й человек сидит за дверью открытой каюты.
а) – -ый;
б) – -ий.
21. Образуйте краткое прилагательное от выделенного слова. Выберите его правильное написание.
Свернувшегося в колючий клубочек ежа лисица тихонько скатывает с крутого берега в воду, где еж быстро развертывается.
а) С ь на конце слова;
б) без ь на конце слова
22. Слитно или раздельно? Выберите правильный ответ.
(Полу)ночное солнце светит в глаза, нестерпимо отражается в белизне снегов.
а) Слитно;
б) раздельно;
в) через дефис.
23. Укажите, какие из сложных прилагательных пишутся слитно?
а) Вот на стволе дерева уселся (красно)головый черный дятел-желна.
б) Улыбнулось из-за тучи солнышко, и загорелась на небе над рекою (семи)цветная радуга.
в) На вершинах елок грозди (темно)лиловых шишек.
24. Слитно или раздельно? Выберите правильный ответ.
1) На поляне, у лесного разлившегося ручейка, весело играют смешные, (не)уклюжие медвежата.
2) То поймают [рыси] (не)осторожного зайчишку-беляка, то схватят белку или подкрадутся к задремавшему тетереву-косачу, на ходу проглотят лесную мышь.
а) Не с прилагательными пишется слитно в обоих случаях.
б) Не с прилагательными пишется раздельно в обоих случаях.
в) Не с прилагательным пишется слитно в 1-м предложении, а раздельно – во 2-м.
г) Не с прилагательным пишется раздельно в 1-м предложении, а слитно – во 2-м.
25. Укажите предложения с прилагательными, являющимися определениями.
а) Радостна, шумна и пахуча весна.
б) Как хороша, как чудесна над горами звездная ночь.
в) Красные искры уносятся в небо и остывают.
26. Укажите предложение с прилагательными, являющимися сказуемыми.
а) Просторны синие дали, звонки и чудесны песни живущего в ней народа.
б) Ласково пригревает весеннее солнышко.
[1] Токовище – место, где птицы токуют (особым криком подзывают самку).
Предварительный просмотр:
Тест по теме "Деепричастие"
1. Найти предложения, в которых есть глагольная форма, обозначающая добавочное к основному действие.
А) Стаи птиц хлопают крыльями и поднимаются вверх.
Б) Приземлившись, он радостно осмотрелся вокруг.
В) Приземлившиеся парашютисты окружили товарища.
Г)Изогнув длинные шеи, птицы поднимаются вверх.
2. Найти предложения, в которых есть деепричастие.
А) Мама сидела, откинувшись в кресле.
Б) Я открыл окно и залюбовался видом.
В) Разложив игры, дети сели в кружок.
Г) Уставшая, она не хотела идти домой.
3. В каком ряду все слова являются деепричастиями?
А) расправь, выпав, пройдя, разговаривая;
Б) бегая, присмотревшись, забыв, глядя;
В) стремглав, выполнив, радуясь, укрыв;
Г) навзничь, объевшись, белая, двигая.
4. Сколько деепричастий в предложении?
Капитан стоит, втянув голову в плечи, держась за поручни, не двигаясь с места, словно остолбенев перед грозою, а до меня ему как будто нет никакого дела.
А) 2;
Б) 3;
В) 4;
Г) 5.
5. В каком варианте грамматические признаки деепричастия определены неправильно?
А) увидев — деепричастие совершенного вида, невозвратное;
Б) наткнувшись — деепричастие совершенного вида, возвратное;
В) вспоминая — деепричастие несовершенного вида, невозвратное;
Г) расставаясь — деепричастие несовершенного вида, невозвратное.
6. В каком варианте содержится ошибка в определении грамматических признаков выделенных слов?
Не держась за руль, откинувшись и скрестив на груди руки, он катил по шоссе и городу и поглядывал на столбы и провода,проверяя состояние сети.
А) не держась — деепричастие несовершенного вида, возвратное, входит в состав обособленного обстоятельства;
Б) откинувшись — деепричастие совершенного вида, невозвратное, входит в состав обособленного обстоятельства;
В) скрестив — деепричастие совершенного вида, невозвратное, входит в состав обособленного обстоятельства;
Г) проверяя — деепричастие несовершенного вида, невозвратное, входит в состав обособленного обстоятельства.
Деепричастие
Тематический тест по русскому языку. 7 класс
Русский язык 7 класс | Дата: 25.4.2014 | Количество вопросов: 18 | Автор: Алексеева Т.Н.
Вопрос № 1
Укажите ошибочное утверждение.
Деепричастия образуются только от глаголов.
Деепричастия несовершенного вида отвечают на вопрос "что сделав?"
Деепричастный оборот в предложении является обстоятельством.
Деепричастный оборот выделяется запятыми независимо от его места в предложении.
Вопрос № 2
Укажите ошибочное утверждение.
Деепричастие не изменяется.
В предложении деепричастие является дополнением.
Деепричастие обозначает добавочное действие.
Частица НЕ с деепричастиями пишется раздельно.
Вопрос № 3
В каком варианте ответа НЕ со словом пишется слитно?
(не)замечая шлюха
(не)годуя
(не)успев
(не)ощутив
Вопрос № 4
В каком варианте ответа НЕ со словом пишется слитно?
(не)ответив
(не)уходя
(не)присев
(не)навидя
Вопрос № 5
В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
ржавЕя
пОняв
располОжившись
балУясь
Вопрос № 6
В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
черпАя
глЯдя
нАчав
прИняв
Вопрос № 7
Укажите верное продолжение предложения.
Потрогав воду,
она показалась мне очень холодной.
мне расхотелось купаться.
я передумал купаться.
её температура была слишком низкой.
Вопрос № 8
Укажите верное продолжение предложения
Включив телевизор,
я принялся переключать каналы.
мне понравилась одна передача.
он показывал футбольный матч.
у него прыгало изображение.
Вопрос № 9
Какое слово является деепричастием?
висевший
размахнувшись
покинуты
падающего
Вопрос № 10
Какое слово является деепричастием?
зависевший
болтающего
коснувшись
напечатано
Вопрос № 11
Укажите деепричастие несовершенного вида.
нахмурясь
встречаясь
приняв
заблудившись
Вопрос № 12
Укажите деепричастие несовершенного вида.
нахлынув
растаяв
колдуя
загоревшись
Вопрос № 13
От какого слова нельзя образовать деепричастие несовершенного вида?
гулять
взлетать
рулить
ждать
Вопрос № 14
От какого слова нельзя образовать деепричастие совершенного вида?
опоздать
сыграть
сойти
помочь
Вопрос № 15
В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
Используя высказывания об устном народном творчестве, подготовьте сообщение о былинах.
Под тонкими корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи.
Солнце встаёт над безоблачным горизонтом, и совершает свой дневной путь, не встречаясь с облаками.
Выйдя в отставку, Державин всецело посвятил себя литературным трудам.
Вопрос № 16
В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья, и устремив глаза свои в траву.
Вся музыка, наполнявшая день, затихала и сменялась другою.
Подготовьте выразительное чтение "Песни...", учитывая связь с устным народным творчеством, оттеняя характеры героев, их речь, их поступки.
Пробираясь меж тростников, остановились они перед наваленным хворостом.
Вопрос № 17
Укажите количество деепричастий в предложении.
Спотыкаясь, цепляясь за лавки и стулья, Яшка стал бродить по избе, разыскивая старые штаны и рубаху.
1
2
3
4
Вопрос № 18
Укажите количество деепричастий в предложении.
Яшка забросил насадку и снова, не выпуская из рук удилища, неотрывно смотрел на поплавок, ожидая поклёвки.
1
2
3
4
Предварительный просмотр:
Чудесная ночь
В эту ночь чудеса приходят без приглашения. Поздним вечером, устроившись у окна, ты ясно ощущаешь, что кто-то пробирается к дому. Распахнув окно, прикасаешься к падающим с неба голубовато-серебряным снежинкам и говоришь: «Здравствуй, Новый год!»
Шепот, шорохи, таинственный перезвон — признаки приближающейся прелестной сказки.
Загорается на небе луна, с крыш слетает снежок, и метель, кружащая под окном, словно окутывает тебя с головы до ног. Забыв о времени, о празднике, прикрываешь глаза и погружаешься в сладкий сон. Тебе снится, что ты, оторвавшись от земли, летишь над сонным городом, заснеженным лесом, небольшой речонкой, покрытой ледяным панцирем. Долетев до звездного неба и сняв яркую звездочку, прикрепляешь ее к себе на грудь.
Утром, проснувшись с легким сердцем и радостной улыбкой, вспоминаешь необыкновенную встречу с чудом. (121 слово)
Предварительный просмотр:
Проверочная работа «Слова категории состояния» 7 класс
Как отличить НАРЕЧИЕ, КРАТКОЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, СЛОВО КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ (СКС)?
Вопросы | Краткое прилагательное | Наречие | Слово категории состояния (СКС) |
К какому слову относится? | Существительное | Глагол | Не зависит от других слов |
На какой вопрос отвечает? | Каков? Какова? Каковы? | Как? Где? | Как? Каково? |
Что обозначает? | Признак Предмета | Признак действия, признак другого признака | Состояние природы, человека, оценку действия |
Каким членом предложения является? | Сказуемое | Обстоятельство | Сказуемое в предложении без подлежащего |
Как изменяется? | По родам, числам. | Не изменяется | Не изменяется |
1) Напиши определение слова категории состояния.
2) Определи, какой частью речи являются подчёркнутые слова.
К.П- краткое прилагательное.
Н – наречие
СКС – слова категории состояния
Выпиши предложения со словами категории состояния. Укажи их синтаксическую роль (подчеркни)
1. В горнице моей светло.
2. Под сводами души твоей высокой торжественно мне было и светло.
3.Она улыбнулась светло и загадочно.
4. Будущее светло и прекрасно.
5. Всё, что вы нарисовали, прекрасно.
6. Музыка звучала торжественно и светло.
7. Мне стало грустно отчего-то.
8.Это воспоминание было светло и прекрасно
9.Грустно и загадочно звучала тихая музыка в саду напротив.
10. Мне грустно, но печаль моя светла.
11.Как тихо! Как торжественно все вокруг!
12. Слова его звучали торжественно и смело. Прошлое наше темно, загадочно.
3) Выполни морфологический разбор трёх слов категории состояния
Проверочная работа «Слова категории состояния» 7 класс
Как отличить НАРЕЧИЕ, КРАТКОЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, СЛОВО КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ (СКС)?
Вопросы | Краткое прилагательное | Наречие | Слово категории состояния (СКС) |
К какому слову относится? | Существительное | Глагол | Не зависит от других слов |
На какой вопрос отвечает? | Каков? Какова? Каковы? | Как? Где? | Как? Каково? |
Что обозначает? | Признак Предмета | Признак действия, признак другого признака | Состояние природы, человека, оценку действия |
Каким членом предложения является? | Сказуемое | Обстоятельство | Сказуемое в предложении без подлежащего |
Как изменяется? | По родам, числам. | Не изменяется | Не изменяется |
1) Напиши определение - слова категории состояния.
2) Определи, какой частью речи являются подчёркнутые слова.
К.П - краткое прилагательное.
Н – наречие
СКС – слова категории состояния
Выпиши предложения со словами категории состояния. Укажи их синтаксическую роль (подчеркни)
1. В горнице моей светло.
2. Под сводами души твоей высокой торжественно мне было и светло.
3.Она улыбнулась светло и загадочно.
4. Будущее светло и прекрасно.
5. Всё, что вы нарисовали, прекрасно.
6. Музыка звучала торжественно и светло.
7. Мне стало грустно отчего-то.
8.Это воспоминание было светло и прекрасно
9.Грустно и загадочно звучала тихая музыка в саду напротив.
10. Мне грустно, но печаль моя светла.
11.Как тихо! Как торжественно все вокруг!
12. Слова его звучали торжественно и смело. Прошлое наше темно, загадочно.
3) Выполни морфологический разбор трёх слов категории состояния
Предварительный просмотр:
7 класс
Зачет № 2 по темам «Наречие», «Категория состояния», «Служебные части речи»
1. Найдите неверное утверждение
А) Наречия зависят от глагола
Б) В предложении наречия чаще всего бывают обстоятельствами
В) Наречие, как и деепричастие, неизменяемая часть речи.
Г) От наречия можно задать вопрос к существительному.
2.В каком слове не пишется раздельно?
А) выглядеть (не) лепо
Б) учиться музыке ничуть (не) легко
В) выглядит (не) скромно
Г) (не) кого винить
3. Укажите наречие, которое пишется слитно.
А) играть (в) открытую
Б) обидеться (в) сердцах
В) (во) время вспомнить
Г) разделить (на) семерых
4. Укажите ошибку в определении грамматических признаков выделенных слов.
А) По осеннему озеру плывёт лебедь. – наречие
Б) Он нёс сумку наперевес. – наречие
В) Летом день длится дольше. – наречие в сравнительной степени.
Г) Сосна пышнее ёлки. – прилагательное в сравнительной степени
5. Укажите наречие в предложении и определите его разряд
Сладко цокают в полночь копыта по торцовой сухой мостовой.
А) наречие меры и степени
Б) наречие образа действия
В) наречие места
Г) наречие времени
6. В какой цепочке слов пишется одна н?
А) Беспрепятстве…о, зачарова…о, умышле…о. нечая…о.
Б) Бесслед…о, прекрас…о, извест…о, безжалост…о
7. Категория состояния - это:
А) служебная часть речи
Б) краткая форма другой части речи
В) не является частью речи
Г) самостоятельная часть речи
Д) форма глагола
8. Категория состояния не обозначает:
1. состояние природы
2. умственное состояние человека
3.физическое состояние человека
4. душевное состояние человека
5. интеллектуальное состояние человека
9. Категория состояния изменяется:
1.по лицам и числам
2. по числам и родам
3. по родам и падежам
4. по падежам и числам
5. не изменяется
10. Категория состояния в предложении употребляется в роли:
1. подлежащего
2. обстоятельства
3. определения
4. сказуемого
5. не является членом предложения
11. Категория состояния похожа на:
1. имя числительное
2. имя существительное
3. глагол
4. наречие
5. предлог
12. С этим глаголом не может сочетаться категория состояния:
1. было
2. будет
3. станет
4. чувствует
13. В каждом столбике укажи союз:
а) то же; г) и так;
б) так что; д) также;
в) что же; е) так же.
14. В каждом ряду выдели сочинительный союз:
a) также, в то время как, так как;
б) что, если, не только ... но и;
в) то ... то, если, потому что.
15. Определи и отметь...
сравнительный союз: если, будто, пока, пусть;
целевой: ибо, чтобы, потому что, как;
условный: едва, что, лишь только, если.
16. Найди соответствия:
а) однако, зато, но □ противительные союзы
б) то ... то, не то ... не то, или □ соединительные союзы
в) как ... так и, и, да (=и) □ разделительные союзы
17. Укажи ряд, в котором перечислены только союзы:
а) что, а, то ... то, ввиду;
б) раз, как скоро, с тем чтобы, так что;
в) зато, вследствие того что, несмотря на, из-за.
18. Части какого предложения связаны подчинительным союзом?
а) Гроза не разбирает, в чей дом ударяет.
б) Ввиду того, что погода изменилась, необходимо перенести сроки поездки.
в) Где закалка, там и смекалка.
г) Кто врага не боится, того пуля сторонится.
19. Найди соответствия:
а) даже, ни, ведь, всё-таки, уж □ модальные (ограничительные) частицы
б) что за, как □ модальные (указательные) частицы
в) давай, пусть, пускай □ модальные (восклицательные) частицы
г) вот, вон □ формообразующие частицы
д) только, лишь, исключительно □ модальные (усилительные) частицы
20. Укажи вопросительные частицы:
а) именно, как раз;
б) что за, как;
в) неужели, разве;
г) вряд ли, едва ли;
д) даже, же.
21. Выдели предложения с частицами.
а) Ведь выполнили мы эту сложную работу!
б) Может быть,.он сумеет убедить его в неправильности вы бранного решения.
в) Даже ночью светлы берёзы-самоцветы.
г) В огороде росли лишь самые необходимые овощи.
д) Что нужно сделать, чтобы вместе с вами отправиться в поход?
22. Отметь предложения, в которых во всех случаях пишется «ни».
а) Я н__чуть н__испугался.
б) На небе н__облачка.
в) В тумане н__были видны н__строения, н__сады, н__люди.
г) Кто бы н__входил, всех встречали приветливо.
д) Чего только н__было на столе!
е) На небе н__одного просвета.
ж)Мне н_ разу н__удалось съездить в горы.
23. Определи ряд, в котором «ни» употреблено в одном из словосочетаний:
а) н__мог н__сказать; н__сколько лет;
б) н__с кем н__знаком; н__чего искать;
в) нет н__конца, н__краю; и__нуждался в помощи;
г) н__раз убеждался в этом; и__у кого н__брал.
24. Выбери предложение, в котором употреблена частица «не».
а) Сколько волка н__корми, он всё в лес смотрит.
б) Н__исследованная до сих пор местность привлекала внимание учёных.
в) Н__чем тебе похвалиться.
г) Он был н__рыба и__мясо.
25. В каком из предложений использовано междометие?
а) Жаль расставаться с ними.
б) Пусть они сами рассудят.
в) Что за прелесть эти сказки!
г) Чу! Шёпот опять.
26. В каком из предложений нет междометия?
а) Ух, как душно!
б) Риск, знаешь ли, очень велик.
в) Шабаш, хватит трудиться.
г) Все эти хи-хи да ха-ха мне порядком надоели.
27. Определи, что выражает предлог как часть речи:
а) отношение говорящего к высказываемому;
б) зависимость одного слова от другого;
в) отношения равноправия и зависимости;
г) различные оттенки значений.
28. Найди пример, в котором предлог выражает целевые отношения:
а) разговаривал с сестрой; г) приехал с намерением
б) говорил с обидой; жениться;
в) пришёл с опозданием; д) учился с удовольствием.
29. Отметь пример, где предлог выражает причинные отношения:
а) ждал с утра; г) закрыли на прошлой неделе;
б) поставил в угол; д) отправился за книгой.
в) не пришёл из-за болезни;
30. Выбери пример, в котором допущена ошибка в употреблении падежной формы существительного:
а) согласно указанию; д) благодаря маме;
б) благодаря стараний; е) наперекор желанию;
в) наперекор судьбе; ж) вопреки совета;
г) вопреки здравому смыслу; з) согласно расписанию.
31. Найди и отметь примеры с производными предлогами:
а) встретить накануне; д) идти по липни;
б) живут согласно; е) несмотря по сторонам;
32. Укажи ряд, в котором перечислены производные предлоги:
а) наподобие, вдали, лишь;
б) вследствие, несмотря на, без оглядки;
в) в продолжение, вместо, вроде;
г) вслед, ввиду, доныне.
33. В каждом из столбиков выдели непроизводный предлог:
а) вокруг; д) кругом;
б) вне; е) пред;
в) над(о); ж) кроме;
г) мимо; з) впереди.
34. Определи предложения, в которых употреблены производные предлоги.
а) Случается, что при падении дерево раскалывается вдоль.
б) Мы надеялись на встречу с этим человеком.
в) Навстречу ей бросился молодой человек.
г) Вопреки здравому смыслу, мы всё-таки отправились в экспедицию.
д) Слушатели покидали концерт, благодаря артистов за мастерство.
е) Благодаря вниманию и заботе окружающих, он очень скоро освоился в новой для себя обстановке.
35. Выбери предлоги, пишущиеся слитно:
а) (на)подобие; г) (в)виду;
б) (в)продолжение; д) (с)верх;
в) (в)течение; е) (в)роде.
36. Отметь словосочетания, в которых встречается раздельное написание наречий и предлогов:
а) (в)течение месяца;
б) (в)следствие дождей;
в) (в)виду болезни;
г) вычистить (до)чиста;
д) говорил (в)насмешку;
е) прочитал (по)памяти; ж)(в)продолжение двух недель.
Практическая часть
1.Вставьте пропущенные буквы:
(Не)лепый поступок, взлететь (не)высоко, взлететь (не)высоко, а низко, надеть (не)красивый плащ, далеко (не)легкое дело, отвечал (не)брежно, остановился (не)ожиданно, спросил (не)вежливо, прибил (не)крепко, говорил (не)быстро, а медленно, выглядел совсем (не) красиво.
2. Вставьте пропущенные буквы. Какие правила вам необходимо было вспомнить?
Летом все в лесу живет своей жизнью. На полянке, ярко освещ…нной солнцем, летают пч…лы, слышится ш…пот и ш…рох осиновых листьев, парч…вой красотой блистают бабочки. На макушке дерева громко кукует кукушка и, точно поперхнувшись, торжествующ… вдруг замолкает. Неподалеку на суч…к дуба уселась белка. На берегу мелкой реч…нки, протекавшей рядом, было свеж… и горяч… от солнечных лучей.
3. Вставьте пропущенные буквы.
1. Несешься проч…; усеян сплош…; нестись вскач…; открыть настеж…; ударить наотмаш…;
2. Не тревож…те родителей; печ… пироги; жеч… хворост; вернуться заполноч…; спряч…тесь от дождя; ринуться проч…; ждать невтерпеж…; исполнить точ…-в-точ...; невмоч… продолжать путь; разжеч… костер; показаться из-за туч…; сделаеш… шалаш…; день хорош…; назнач… дежурного.
4. В предложениях укажите над словами часть речи. Расставьте недостающие знаки препинания.
- Кошка вышла из чердачного окна на крышу освещенную луной. 2. Она пошла вниз по покатости бросая впереди себя тень , дошла до желоба и пошла вдоль него бросая тень уже позади себя. 3. Потом она долго шла по крыше освещенной лунным светом и войдя в тень упавшую от более высокого дома исчезла в ней, даже не дав никому заметить, какого она цвета.
5. Вставьте пропущенные буквы. Определите часть речи.
(В)течении(е,и) многих лет, (в)продолжени(е,и) урока, (в)следствии(е,и) непогоды, включить (в)следствии(е,и) новые документы, (в)виду болезни, имей это (в)виду, шли, (не)смотря вниз, доходы перевести (на)счет школы, договориться (на)счет ремонта.
6. Запишите предложения. Расставьте знаки препинания. Составьте схемы.
1. К…стер разг…рался быстро и кругом сразу (с,з)густилась чернильная мгла.
2. Играют волны ветер свищет и мачта гнет…ся и скр..пит.
3. Водяная пыль и капли покрупнее окутали лес.
4. Толпа окружала кого-то и кричала и спорила.
5. А березка мила и при со…нце и в самый серый день и при дожде.
6. Шумела река и по ночам слышался стук перекатываемых водой камней.
7. Раскройте скобки.
Дорого, за (то) надежно;
спрятался за(то) здание;
ушел что(бы)отдохнуть;
что(бы) почитать, что(бы) больше знать о мире животных;
он то(же) пришел и сказал то(же) самое;
говорил то(же), что и другие;
солнце спряталось так(же) внезапно, как и появилось;
он то(же) поедет;
он торопился от(того), что боялся опоздать.
8. Записать, вставить пропущенные н и нн.
1).Мать огорче…о посмотрела на сына. 2) Неожида…о в дверь постучали.
3) Приятно, если твои собеседники воспита…ы. 4) Ребята говорили возбужде…о, перебивая друг друга. 5) Человек рассеянно поглядывал по сторонам. 6) По лесу было рассеяно несколько десятков палаток туристов. 7) Мальчик растеря…о взглянул на своего обидчика. 8) Дети взволнова…ы случившимся.9) Голоса были резки и взволнова…ны.10) Беше…о налетевший порыв ветра застал нас врасплох.
9. Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки:
Иногда люди хотят, чтобы их (н…) узнавали (если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) (н…)соседи, (н. . )чужие(частицу можно опустить). Раньше в Чехии существовал обычай, согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…)свет (н…)заря(фразеологизм), отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками. Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! (простое восклицательное предложение) Кто (н…) приходил в этот день в домик к мастеру, всякий получал чудесное облачение. (предложение сложное, частицу можно опустить). Но как (н…) старался (предложение сложное, частицу можно опустить) этот скромный труженик ,(н…) одна(-ничто) из его работ (н…)доживала (Если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) до следующего праздника ,потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз (= много раз ) обижался мастер на эту традиции, но (н. . ) разу (= никогда) никому (н…) жаловался(если опустим частицу, смысл изменится на противоположный)ведь он дарил людям радость.
10. Укажи падеж, с которым употребляются предлоги «благодаря», «согласно», «вопреки», «наперекор».
Им., род., дат., вин., твор., предл.
Предварительный просмотр:
Реклама
Самостоятельная работа «Связь слов в словосочетаниях»
1 вариант
1. Определите вид подчинительной связи слов в словосочетаниях:
С (согласование), У (управление), П (примыкание).
1) Нелегкая судьба, 2) замереть от восхищения, 3) очень обаятельный, 4)
мечты о будущем, 5) стоять молча, 6) шестой полк, 7) сказать назло, 8) любой
из нас, 9) прибыть вовремя, 10) говорить улыбаясь, 11) заслуга поколения,
12) военное положение, 13) побледнеть от волнения, 14) пожелтевших
листьев, 15) твой портфель, 16) по-детски наивно, 17) обложка тетради, 18)
краснея от смущения, 19) булка с маком, 20) писал аккуратно.
2. Выпишите из предложения одно словосочетание со связью примыкание,
одно словосочетание со связью управление, одно словосочетание со
связью согласование.
По высокому небу быстро плыли пушистые облака
Самостоятельная работа «Связь слов в словосочетаниях»
2 вариант
1. Определите вид подчинительной связи слов в словосочетаниях:
С (согласование), У (управление), П (примыкание).
1) Тост за здоровье, 2) посмотрев неприветливо, 3) почерневший от времени,
4) мечтать о чем-то, 5) прибыть вовремя, 6) поездка в Америку, 7) глубокое
кресло, 8) звонить ежедневно, 9) ручка двери, 10) моего брата, 11) очень
любопытный, 12) остаться навсегда, 13) очень близко, 14) постукивать
карандашом , 15) просмотревший бегло, 16) с первого взгляда, 17) свидание
на лавочке, 18) на второй минуте, 19) каждый из вас, 20) распустившийся
бутон.
2. Выпишите из предложения одно словосочетание со связью примыкание,
одно словосочетание со связью управление, одно словосочетание со
связью согласование
В старом парке громко играл духовой оркестр.
Повторение «Связь слов в словосочетаниях» 8 класс
1 вариант
1. Определите вид подчинительной связи слов в словосочетаниях:
С (согласование), У (управление), П (примыкание).
1) Нелегкая судьба, 2) замереть от восхищения, 3) очень обаятельный, 4) мечты о будущем, 5) стоять молча, 6) шестой полк, 7) сказать назло, 8) любой из нас, 9) прибыть вовремя, 10) говорить улыбаясь, 11) заслуга поколения, 12) военное положение, 13) побледнеть от волнения, 14) пожелтевших листьев, 15) твой портфель, 16) по-детски наивно, 17) обложка тетради, 18) краснея от смущения, 19) булка с маком, 20) писал аккуратно.
2. Выпишите из предложения одно словосочетание со связью примыкание, одно словосочетание со связью управление, одно словосочетание со связью согласование.
По высокому небу быстро плыли пушистые облака.
3. Замените словосочетание, построенное на основе
согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление:
медный ковш -
цветочная клумба -
спортивные успехи -
4. Замените словосочетание, построенное на основе
управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование:
сапоги из замши-
страница книги-
устройство для зарядки-
5. Замените словосочетание, построенное на основе
управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание:
посмотрев с восторгом –
кричать от радости-
достается с трудом-
______________________________________
Повторение «Связь слов в словосочетаниях» 8 класс
2 вариант
1. Определите вид подчинительной связи слов в словосочетаниях:
С (согласование), У (управление), П (примыкание).
1) Тост за здоровье, 2) посмотрев неприветливо, 3) почерневший от времени, 4) мечтать о чем-то, 5) прибыть вовремя, 6) поездка в Америку, 7) глубокое кресло, 8) звонить ежедневно, 9) ручка двери, 10) моего брата, 11) очень любопытный, 12) остаться навсегда, 13) очень близко, 14) постукивать карандашом , 15) просмотревший бегло, 16) с первого взгляда, 17) свидание на лавочке, 18) на второй минуте, 19) каждый из вас, 20) распустившийся бутон.
2. Выпишите из предложения одно словосочетание со связью примыкание, одно словосочетание со связью управление, одно словосочетание со связью согласование
В старом парке громко играл духовой оркестр.
3. Замените словосочетание, построенное на основе
согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление:
дверная ручка –
тетрадная обложка -
лесной пожар-
4. Замените словосочетание, построенное на основе
управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование:
домик в деревне-
окно на чердаке-
комната в углу-
5. Замените словосочетание, построенное на основе
управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание:
смотреть с любопытством-
замерев от восхищения-
говорил с волнением-
___________________________________________________
Повторение «Связь слов в словосочетаниях» 8 класс
3 вариант
1. Определите вид подчинительной связи слов в словосочетаниях:
С (согласование), У (управление), П (примыкание).
1) выдвинутый ящик, 2) красный от мороза, 3) работать увлеченно, 4) освоение земель, 5) к нашему двору, 6) расти у дороги, 7) опытному педагогу, 8) вернуться обратно, 9) падающих листьев, 10) расчистить дорогу, 11) смотреть недоверчиво, 12) гул колоколов, 13) звать на помощь, 14) рано поседеть, 15) возможность уехать, 16) разбудить малыша, 17) на втором этаже, 18) дом у дороги, 19) крайне неприятный, 20) потемневший от времени.
2. Выпишите из предложения одно словосочетание со связью примыкание, одно словосочетание со связью управление, одно словосочетание со связью согласование:
Большая темная туча неожиданно выросла за рекой.
3. Замените словосочетание, построенное на основе
согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление:
письменный стол –
детские игры-
солдатская гимнастёрка-
4. Замените словосочетание, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование:
знак на дороге-
вода из колодца -
транспорт города-
5. Замените словосочетание, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание:
работать с увлечением –
смотреть с недоверием-
вздохнув от огорчения-
КЛЮЧИ
1 вариант
1. с у п у п с п у п п у с у с с п у у у п
2. примыкание- плыли быстро
Управление- плыли по небу
Согласование- по высокому небу (или пушистые облака)
3. ковш из меди, клумба с цветами, успехи в спорте
4. замшевые сапоги, книжная страница, зарядное устройство
5. восторженно посмотрев, радостно кричать, трудно достаётся.
2 вариант
1. у п у у п у с п у с п п п у п с у с у с
2. примыкание- громко играл
Управление – играл в парке
Согласование – духовой оркестр (или в старом парке)
3. ручка двери, обложка тетради, пожар в лесу.
4. деревенский домик, чердачное окно, угловая комната
5. любопытно смотреть, восхищённо замерев, говорил волнительно (или говорил взволнованно).
3 вариант
1. с у п у с у с п с у п у у п п у с у п у
2. примыкание – неожиданно выросла
Управление- выросла за рекой
Согласование- большая туча (или тёмная туча)
3. стол для письма, игры детей, гимнастёрка солдата.
4. дорожный знак, колодезная вода, городской транспорт.
5. увлечённо работать, недоверчиво смотреть, огорчённо вздохнув.
Предварительный просмотр:
Самостоятельная работа 1 вариант
1. Укажите предложения с вводными конструкциями, укажите их значение. Расставьте недостающие знаки препинания.
1. Всё-таки лето выдалось тёплым впрочем это не радовало нашего героя.
2. Ночью весь мир огромный кажется много проще.
3. Мы верно не встретимся завтра.
4. Как ты считаешь, мы верно пошли?
5. К несчастью частые и сильные дожди мешали успешному ходу путешествия.
6. Вы может быть думаете иначе.
2. Задание. Спишите, восстанавливая знаки препинания. Выделите грамматические основы в предложениях (различайте вводные слова и члены предложения). Определите, какое значение передает вводное слово.
- Мы долго кружили по заливу наполненному птицами и разумеется заблудились.
- Скоро однако в пролёте лесной дороги глянула просторная водная гладь.
- С одной стороны безмолвствовали горы с другой стороны шумело близкое море.
- Лермонтов обладал конечно громадным талантом.
- Со словом обидным нельзя торопиться.
- Словом успех его – совершенная для меня загадка.
- Небо опрокинутое над степью кажется глубоким и прозрачным.
- Кажется поёт в саду соловей.
3. Записать данные вводные слова в такой последовательности: 1) показывающие отношение говорящего к высказываемой мысли; 2)источник высказываемой мысли; 3) связь высказанной мысли с предыдущей; 4) порядок высказываемых мыслей .
По преданию, к огорчению, напротив, вообще говоря, по моему мнению, таким образом, разумеется, правда, во-первых, во-вторых, пожалуй, бесспорно, итак, однако, прежде всего, по-видимому, по моим наблюдениям, по взглядам такого-то, с одной стороны, с другой стороны, по сообщениям печати, по сведениям, одним словом.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
И спроси его,(1) что такое родина,(2) он,(3) наверное,(4) толком не объяснит. Но за эту родину — за меня,(5) за Игоря,(6) за товарищей своих по полку,(7) за свою покосившуюся хибарку где-то на Алтае — он будет драться до последнего патрона._________________________
5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
И Люся что-то говорит,(1) кажется,(2) о Блоке и Есенине,(3) спрашивает меня что-то,(4) и я что-то отвечаю. И почему-то мне не по себе,(5) и я не хочу говорить ни о Блоке,(6) ни о Есенине.
____________________
Самостоятельная работа 2 вариант
1. Укажите предложения с вводными конструкциями, укажите их значение. Расставьте недостающие знаки препинания.
1. Кажется никогда с такой ясностью не замечаешь покоя в природе, как в первый вечер после бури.
2. Правда на свете одна, только истинная.
3. По народному поверью аист стережет счастье, не подпускает беду.
4. Правда с годами мои стихи делались менее нарядными.
5. У меня я чувствовал закипали на сердце и поднимались к глазам слезы.
6. Наше собрание сегодня пожалуй не состоится.
2. Задание. Расставьте знаки препинания. Выделите грамматические основы в предложениях (различайте вводные слова и члены предложения). Определите, какое значение передает вводное слово.
- Мы долго кружили по заливу наполненному птицами и разумеется заблудились.
- Скоро однако в пролёте лесной дороги глянула просторная водная гладь.
- С одной стороны безмолвствовали горы с другой стороны шумело близкое море.
- Лермонтов обладал конечно громадным талантом.
- Со словом обидным нельзя торопиться.
- Словом успех его – совершенная для меня загадка.
- Небо опрокинутое над степью кажется глубоким и прозрачным.
- Кажется поёт в саду соловей.
3. Записать данные вводные слова в такой последовательности: 1) источник высказываемой мысли; 2) показывающие отношение говорящего к высказываемой мысли; 3) порядок высказываемых мыслей; 4) связь высказанной мысли с предыдущей;
По сообщениям печати, по сведениям, к огорчению, напротив, таким образом, разумеется, правда, во-первых, во-вторых, пожалуй, бесспорно, итак, однако, вообще говоря, по моему мнению, по моим наблюдениям, по взглядам такого-то, по преданию, с одной стороны, по-видимому с другой стороны, прежде всего, одним словом.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Через несколько часов в гримёрной сидели семнадцать кошек,(1) несчастные,(2)облезлые,(3) грязные. У одного кота,(4) по-видимому,(5) в драке был выдран клок шерсти, (6) у другого на лапе кровоточила рана. ________________________________
5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Мы в Ленинграде,(1) представляете,(2) топили книгами печки. Сердце кровью обливается,(3) а что делать? Ни еду сварить,(4) ни согреться.____________________________
Предварительный просмотр:
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА по русскому языку
по теме «Вводные слова»
ЗАДАНИЯ:
1. Вспомните, что такое вводные слова и их группы (устно).
Не являются вводными и НЕ выделяются запятыми: мало-помалу, в начале, вдруг, будто, ведь, якобы, в конечном счете, вряд ли, все-таки, даже, едва-ли, исключительно, именно, как будто, почти, как бы, как раз, к тому же, между тем, по предложению, просто, по решению, по постановлению, приблизительно, притом, почти, поэтому, просто, решительно, однажды, словно, в довершении всего, с пор, как бы, решительно, исключительно, вот, примерно, даже. |
2. Списать предложения, выделить вводные слова, объяснить их значение.
Подчеркнуть в каждом предложении грамматическую основу.
Совсем скоро безусловно птицы улетят на юг.
В это воскресенье мы возможно пойдем на рыбалку.
Вдруг к нашей радости на горизонте мы увидели большой корабль.
Дальние озера по слухам богаты рыбой.
Вся жизнь Никиты не была постоянным праздником, а напротив была неперестающей службой.
Словом роль каждого замечания огромна.
Растолкуйте мне пожалуйста что за чудеса такие.
3. Выберите один правильный ответ и впишите его в таблицу.
1. | 2. | 3. |
1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Один из героев романа (1) конечно (2) Евгений Онегин – типичный молодой дворянин начала ХIХ века. Но главный герой (3) без сомнения (4) сам А.С. Пушкин – автор произведения.
1) 1, 2 2) 1, 3 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4
2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Звуки музыки из распахнутых окон флигеля лились робко, неуверенно: они (1) словно (2) искали, силились выразить что-то. Вот-вот (3) казалось (4) будет схвачена тема.
1) 1, 2, 3 2) 1, 2 3) 3, 4 4) 1, 3
3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
«Осенний день в Сокольниках» – единственная (1) по всей видимости (2) картина Левитана, в которой присутствует человек. Это пейзаж, где серая осень (3) поистине (4) оживает.
1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 2 3) 3, 4 4) 1, 3
4. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые (-ую) при вводном(-ых) слове(-ах).
1) На уроках,(1) когда его поднимали,(2) он вставал,(3) растерянный,(4) не знающий,(5) что сказать,(6) и ребята уже начали похихикивать над ним,(7) тут же придумав кличку Угрюм Бурчеев. Но Фёдор,(8) казалось,(9) и этого не слышал.
2) В одном месте на просеку выдался небольшой бугорочек,(1) сплошь затянутый бледнолистым доцветающим черничником. Зелёные пупырышки будущих черничных ягод выпустили чуть заметные серые былиночки-лепестки,(2) и они как-то незаметно осыпались. Потом ягодка начнёт увеличиваться,(3) багроветь,(4) затем синеть и,(5) наконец,(6) сделается чёрной с седоватым налётом.
3) – Вадик,(1) постой! Вадимка обернулся: Николай Егорыч – колхозный ветеринар,(2) давний приятель отца. – Ты вот что,(3) ступай к деду Борису – охотнику. У него Сильва ощенилась,(4) восемь штук принесла. Может,(5) возьмёт старик твоих-то. Окрылённый,(6) мчался Вадимка к дому охотника...
4) Интересно,(1) отчего эти незамысловатые,(2) но такие милые сердцу картинки до сих пор так прочно остаются в его памяти? Может быть,(3) потому,(4) что у бабушки ему действительно было хорошо? Родной дом был связан в детском сознании с серыми буднями, (5) с ненавистным ранним вставанием сначала в детсад,(6) потом в школу,(7) с нудными повседневными обязанностями и вечным домашним заданием,(8) с постоянными родительскими ссорами,(9) с мамиными криками и слезами.
5) Яркая земля,(1) однотонно-зелёная,(2) и синее-синее небо,(3) свежее,(4) чистое и ясное. Закаты и восходы были добротно алыми,(5) и это,(6) конечно,(7) не было детским неуменьем найти полутона,(8) цветовые переходы,(9) раскрыть секреты светотени.
Предварительный просмотр:
Проверочная работа по русскому языку 8 класс (обращения, вводные слова и предложения, вставные конструкции)
1 вариант.
1. Выпишите предложения, в которых есть вводные слова. Расставьте недостающие знаки препинания.
- Казалось тишина и покой царствовали на земле.
- Это случается очень часто.
- Вряд ли вам это удастся.
- Он говорят никогда не отличался храбростью.
- А тогда мне казалось что всё изменится к лучшему.
- Он действовал исключительно по своему усмотрению.
- К нашему удивлению он не стал спорить.
- Ветер однако усилился.
- Мы очень торопились однако всё равно не успели.
2. Расставьте знаки препинания и определите, какое правило объединяет все эти предложения.
- Синие горы Кавказа приветствую вас!
- Чего же ты сероглазая смеёшься?
- Спасибо товарищ за помощь в бою.
- Здравствуй красавица Волга С детства я полюбил тебя.
- Ты не пой соловей под моим окном.
3. Расставьте знаки препинания.
- Настанет время и оно не за горами русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара.
- Мальчик это было заметно подражал взрослым.
- По словам знатоков разливы Оки оставляют на полях прекрасный ил.
- Солдаты их было трое ели не обращая внимания на Пьера.
4. Найдите и выпишите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки. Знаки препинания расставьте правильно.
- Впрочем об этом мы и не говорили.
- Солнце, казалось, огромным оранжевым шаром.
- Зима ещё не кончилась, однако погода уже изменилась.
- С одной стороны блестевшая на солнце вода была обрамлена высоким камышом.
- Люблю тебя моя Россия за твой характер боевой.
Проверочная работа по русскому языку 8 класс (обращения, вводные слова и предложения, вставные конструкции)
2 вариант.
1. Выпишите предложения, в которых есть вводные слова. Расставьте недостающие знаки препинания.
- Казалось никакая сила в мире не могла его спасти.
- Иные из них случалось заплывали версты за три.
- Мы не надеялись больше встретиться однако встретились.
- Грузия несомненно жемчужина Кавказа.
- Мне казалось что это больше никогда не повторится.
- Но в степи однако уже приметно вечерело.
- К моему удивлению добавился ещё и страх.
- Вряд ли вам это удастся.
- Он действовал исключительно по своему усмотрению.
2. Расставьте знаки препинания и определите, какое правило объединяет все эти предложения.
- Страна родная как ты хороша!
- Повидайся со мною родимая появись лёгкой тенью на миг.
- Отпусти меня родная на простор широкий.
- Ты не пой соловей под моим окном.
- Здравствуй Дон От сынов твоих далёких я принёс тебе поклон.
3. Расставьте знаки препинания.
- Зори вечерние утренних я никогда не вижу обливают золотом весь горизонт.
- Он встал и прихрамывая он был на протезе подошёл к окну.
- По мнению синоптиков весна в этом году будет затяжная.
- Андреев так звали охотника внимательно следил за нами своими зоркими глазами.
4. Найдите и выпишите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки. Знаки препинания расставьте правильно.
- Впрочем об этом мы и не говорили.
- Солнце, казалось, огромным оранжевым шаром.
- Зима ещё не кончилась, однако погода уже изменилась.
- С одной стороны блестевшая на солнце вода была обрамлена высоким камышом.
- Люблю тебя моя Россия за твой характер боевой.
Предварительный просмотр:
Тест по теме: «Односоставные предложения».
8-й класс
Вариант № 1
1. Укажите, какие утверждения неверны.
а) В односоставных предложениях грамматическая основа состоит из подлежащего или сказуемого.
б) В определенно-личных предложениях главный член предложения выражен глагольной формой 1-го или 2-го лица.
в) Безличными называются предложения, в которых отсутствует подлежащее.
г) Определенно-личные и неопределенно-личные предложения могут иметь обобщенное значение.
2. Укажите односоставные предложения.
а) Идя по орехи, топчешь ногами ягоды. б) Кругом все молчало.
в) Встречайте трепетную весну, люди земли.г) Синее бездонное небо.
д) Многим не терпелось кинуться в бой.
3. Укажите вид односоставных предложений: а) определенно-личное; б) неопределенно-личное; в) безличное; г) обобщенно-личное; д) назывное.
1. После драки кулаками не машут.
2. Ярмарка. Крещенский мороз.
3. От пруда потянуло холодом.
4. Но, бывало, бродишь по лесу и не видишь ни одного птичьего гнезда.
5. Туши тура и кабана целиком жарили на огромных вертелах, поворачивая то одним, то другим боком.
4. Найдите предложения с пунктуационной ошибкой.
а) Когда мы приблизились башкирцы разогнали народ и нас представили Пугачеву. (А.Пушкин)
б) Солнце уже стояло низко над горизонтом и надо было торопиться. (В.Арсеньев)
в) Ночью месяц тускл, и поле сквозь туман лишь серебрит. (М.Лермонтов)
г) Вечером зажгли свечи, и он еще долго глядел на голубые трепещущие огоньки.
д) Никто не хотел возвращаться в город, но в автобусе ждали, и нужно было торопиться.
5. Найдите предложение, строение которого соответствует схеме:
[безл.], и [двусост.].
а) Спокойно дышит грудь и на душу находит странная тревога. (И.Тургенев) б) Ее обдало сильным теплым ласковым ветром и что-то прошелестело рядом. (К.Паустовский) в) Стоят в воде и в небе луны и пахнет донником сухим. г) Приближался конец мая и нас с сестрицей перевели из детской в так называемую столовую. (С.Аксаков)
(Знаки препинания не расставлены.)
Тест по теме: «Односоставные предложения».
8-й класс
Вариант № 2
1. Укажите, какие утверждения неверны.
а) В неопределенно-личных предложениях главный член выражен глагольной формой множественного числа: или 3-го лица наст. или буд. времени, или прош. вр., или условного наклонения.
б) Ведущий признак безличных предложений – не просто отсутствие подлежащего, а невозможность восстановления в них подлежащего.
в) Главный член безличного предложения выражается только безличным глаголом или личным глаголом в безличном значении.
г) Назывные предложения употребляются в художественной литературе, в газетных и журнальных статьях (публицистике).
2. Укажите односоставные предложения.
а) Подходят тучи, как пехота, от моря серою волной, и шпарит, как из пулемета, по крыше дождик проливной. (М.Дудин)
б) Оттепель после метели. (Н.Заболоцкий)
в) И хорошо мне здесь остановиться и, глядя вдаль, подумать, помолчать... (М.Исаковский)
г) Художественная литература – это мастерство слова.
д) Славься, Россия, бессмертною славой, славься, великий наш русский народ!
3. Укажите вид односоставных предложений:
а) определенно-личное; б) неопределенно-личное; в) безличное; г) обобщенно-личное; д) назывное.
1. После дождя нам дышится особенно легко.
2. Назвался груздем – полезай в кузов.
3. Хохот, шум, неразбериха... (А.Твардовский)
4. Люблю дымок спаленной жнивы... (М.Лермонтов)
5. В монастырях отзвонили к утрене. (С.Бородин)
4. Найдите предложения с пунктуационной ошибкой.
а) Внесли ужин и полчаса спустя все разъехались и разошлись. (И.Тургенев)
б) Ветер треплет деревья и дожди, не прекращаясь, поливают их с утра до ночи.
в) Погода эти дни была дурная, и большую часть времени мы проводили в комнатах. (Л.Толстой)
г) Конец мая и в поле еще прохладно, дует ветер, то и дело прячется в облака солнце, идут тени и свет. (И.Бунин)
д) Север дышит ветром ночи и полынь колышет. (И.Бунин)
5. Рассмотрите предложения из задания 4. Укажите из них только сложное предложение, первая часть которого представляет собой односоставное назывное предложение.
6. Найдите предложение, строение которого соответствует схеме:
[опред.-личн.] и [безличное].
(Знаки препинания не расставлены.)
а) Над потемневшими садами чуть заметно зажглись звезды и звуки понемногу затихали в станице. (Л.Толстой)
б) Ветер разогнал облака и к утру лужи затянуло тонким ледком. (С.Аксаков)
в) Читаешь книгу о далеких странах и хочется увидеть весь мир.
г) Говорят журавлиные крики отнимают в садах тишину.
д) В сенях пахло свежими яблоками и висели волчьи и лисьи шкуры. (Л.Толстой)
Ответы к тесту по теме «Односоставные предложения»
Вариант № 1
1) в;
2) а, в, г, д;
3) 1 – г; 2 – д; 3 – в; 4 – а; 5 – б;
4) а, б, д;
5) б.
Вариант № 2
1) в;
2) б, в, д;
3) 1 – в, 2 – г, 3 – д, 4 – а, 5 – б;
4) а, б, г;
5) г; 6) в.
Предварительный просмотр:
Проверочная работа по русскому языку
по теме «Однородные члены предложения». 8 класс
Вариант 1.
Спишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания, выполните синтаксический и пунктуационный разбор предложений.
1) Листья р..стений и зелёные оболочки плодов содержат аскорбиновую и лимо(н,нн)ую кислоты а (так)же дубильные вещества.
2) В воздухе парило и день обещал быть (не)стерпимо жарким накале(н,нн)ым и напр..же(н,нн)ым.
3) А. С. Грин мог подробно описать как изыска(н,нн)ый изгиб реки так и распол..жение (ни)чем (не)примечательных домов как (не)проглядные дремучие леса так и уютные освеще(н,нн)ые солнцем пр..морские города.
4) Ветер стихал и сдержа(н,нн)ая прохлада начинала распростр..няться в ю(н,нн)ом винограднике.
5) Язык отражает в своих словах как общ..человеческие понятия так и особе(н,нн)ые (не)повторимые явления культуры народа.
Вариант 2.
Спишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания, выполните синтаксический и пунктуационный разбор предложений.
1) Стало светлее и на обыкнове(н,нн)ом (ни)чем (не)украше(н,нн)ом столе мы увидели голубые и белые тарелки с мелкими трещинками и старые мета(л,лл)ические и деревя(н,нн)ые ложки.
2) Утром мы наскоро попили чаю с вареньем мёдом и свежим хлебом и все четверо отправились на отц..вской лодке на то стра(н,нн)ое (ни)(с)(чем) (не)сравнимое озеро.
3) Отваре(н,нн)ый и очище(н,нн)ый картофель нужно выл..жить на доску и разрезать пополам или на четвертинки.
4) Я забрался на запыле(н,нн)ый чердак и долго искал свой сундуч..к с письмами однако находил только груды потрепа(н,нн)ой одежды да связки пожелтелых обшарпа(н,нн)ых газет.
5) Меня порадовал и согрел не столько сам подарок сколько искре(н,нн)ее внимание и наполне(н,нн)ая добротой забота Марии Юрьевны