Технологическая карта урока музыки 5 класс "Звать через прошлое к настоящему"
Предварительный просмотр:
Предмет: Музыка
Класс: 5
Автор УМК: Сергеева Г.П., Критская Е.Д.
Тема урока: «Звать через прошлое к настоящему»
Тип урока: Комбинированный
Методы обучения: словесные, наглядные, практический, проблемный.
Формы организации обучения: индивидуальная, фронтальная.
Виды деятельности на занятия: слушание музыки, игра на цифровом фортепиано
Средства обучения: учебники, тетради, фортепиано, 2 ноутбука
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные УУД:
- развивать способность оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей);
- развивать формирование потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития;
- развитие навыков применения приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни.
- развивитие эстетические чувства, чувство прекрасного.
- формировать интерес к обучению.
Регулятивные УУД:
- удерживать цель деятельности до получения её результата;
- видеть ошибку и оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение.
Познавательные УУД:
- слушать и анализировать музыкальные произведения;
- наблюдать в музыкальных произведениях примеры содружества нескольких видов искусства;
- эмоционально воспринимать музыку русских композиторов;
- формулировать своё отношение к изучаемому произведению;
- различать чувства, настроения, состояния, выраженные в музыке;
Коммуникативные УУД:
- слушать учителя и слышать учителя, ученика; умения сотрудничать в группе, при решении учебных задач;
- устанавливать рабочие взаимоотношения, выражать свои мысли, идеи.
ЦЕЛИ УРОКА для учителя:
1.Показать, как музыка и изобразительное искусство, создают героическое прошлое нашей Родины;
2. Продолжать развивать навыки эмоционально- осознанного восприятия музыкального произведения на интонационно- образной основе.
3. Пробудить в душе детей любовь к своей Родине на примере музыкального произведения русского композитора С.С.Прокофьева «Александр Невский».
Технологическая карта урока «Звать через прошлое к настоящему»
Этап | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Универсальные действия | |
1 | Организационно-мотивационный этап (2 мин). Цель: Настроить детей на урок | Исполнение музыкального приветствия: - Здравствуйте ребята, здравствуйте! Проверяет готовность и настраивает обучающихся на урок. | Исполнение в диалоге с учителем музыкального приветствия. - Здравствуйте учитель, здравстуйте! | Личностные: Развивать эстетические чувства, чувство прекрасного. Регулятивные: Организовывать свои действия. Определяют своё рабочее место под руководством учителя. |
2 | Этап актуализации знаний (3 мин) | - Ребята, вы знаете кто такой Александр Невский? Почему его прозвали Невским? - Я думаю, что Вы догадались, о ком пойдёт речь сегодня на уроке? - Я предлагаю обратить наши взоры в далёкое прошлое. Но, как Вы думаете, откуда нам известно всё то, что происходило много веков назад? - Правильно. - Открываем тетради, записываем дату и тему урока «Звать через прошлое к настоящему». (Слайд 1) | - Прославился своими победами над шведами в 1240 году на Неве, за что и получил прозвище Невский Да, об Александре Невском. - Народные сказители, наши предки, художники и т.п. Записывают тему урока. | Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Эмоциональный и интеллектуальный настрой на предстоящую работу: Личностные: Формировать интерес к обучению. Познавательные: Восприятие информации |
3 | Этап работы по теме занятия (25 мин) Беседа об Александре Невском Цель: развитие слуха и уметь анализировать музыку и изобразительные искусства | Художник П. Корин создал триптих «Александр Невский», который состоит из 3 самостоятельных картин-частей, образующих единое целое. - Триптих – это, когда все три части объединены общей идеей, темой или сюжетом.(Слайд – Триптих картина 2) ( в нашем случае - это подготовка к борьбе с иностранными захватчиками). - Это произведение Павел Корин нарисовал в годы великой отечественной войны 1942-1943г. Велика была вера художника в мужество и отвагу, стойкость советского народа, именно поэтому он и обратился в самые тяжелые годы войны к образу полководца Древней Руси Александра Невского. - Посмотрите на центральную картину – князя Александра Невского. Как его можно характеризовать? (Слайд 4) - Почему у князя красный плащ? - Почему форма плаща напоминает колокол? - Ребята, этой же теме посвящены еще два произведения: фильм С. Эйзенштейна и кантата С. Прокофьева для меццо-сопрано, хора и симфонического оркестра. - Что такое кантата? (Слайд 6)- Кантата – (латинское canto, буквально – пою). Музыкальное произведение торжественного или лирико-эпического характера, состоящее из нескольких законченных номеров и исполняемое певцами-солистами, хором в сопровождении оркестра. (Слайд 7) – С.Прокофьев - Я предлагаю вам послушать из кантаты С. Прокофьева: хор «Вставайте, люди русские» (2.30 мин) Хор «Вставайте, люди русские» - Как начинается этот фрагмент. Какие изобразительные интонации использует композитор? - С какой целью композитор вводит в звучание оркестра колокольный звон? - Весь фрагмент звучит активно и призывно? - Как Вы думаете, почему этот xoр был очень любим в годы Великой Отечественной войны? - Я предлагаю посмотреть фрагмент из кинофильма «Александр Невский» режиссёра С.Эйзенштейна, «Песнь об Александре Невском». (Слайд 9) | Смотрят репродукцию триптиха в учебнике на стр. 90 Записывают определение в тетради. (Слайд 3) - Суровый, сильный, смелый, мужественный. - Облик князя грозен. Это настоящий русский богатырь-защитник, который не даст в обиду свою землю. - Он стоит на рубеже русских земель и зорко смотрит, откуда появится враг. - Он одет в доспехи русского витязя, а за плечами у него старинное боевое знамя, борьбы со злом Александр опирается на большой меч. Широкоплечий воин в латах олицетворяет собой всю мощь русского оружия, смелость и мужество русского народа, который готов сражаться до последней капли крови за свою свободу и независимость. - Он хотел сказать, что красный цвет, это цвет опасности, - Колокол – образ Родины, ее голос и этим голосом колокол всегда извещал русских людей о разных событиях на Руси. (слайд 5 ) Термин Кантата Дети слушают музыку Эта часть кантаты начинается с колокольного звона. А хор, как отклик, звучит очень активно и призывно - Если нужно было сообщить о приближающейся опасности, то звонари ударяли в набатный колокол. - Нет, в средней части характер меняется. Здесь композитор как бы создаёт образ Родины-Матери, поэтому музыка звучит неторопливо, но при этом величественно. - Чтобы поддержать боевой дух советской армии. - (Просмотр видеофрагмента и обсуждение – 1 мин 21 сек) - Неторопливое, размеренное движение. Мелодия строгая и величественная, с широким дыханием. | Коммуникативные Работа в парах, Личностные: адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе. Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения её результата Коммуникативные: умение слушать, сравнивать собственное мнение с окружающими |
4 | Этап закрепления (10 мин) | - Открывайте стр 92. - Что написано на ноте? Вызываю детей, играю и пою фрагмент «Песнь об Александре Невском» мелодии на фортепиано (А и было дело на Неве реке) | Дети слушают учителя и попробуют играть мелодию. | Регулятивные: определение уровня своей активности на уроке. Оценивание правильности выполненного действия. |
5 | Этап подведения итогов. Рефлексия деятельности (3 мин). Цель: проанализировать работу на всех этапах работы. | - А теперь мне хочется узнать, как вы сами оцениваете свою работу. - Выскажитесь, пожалуйста. Возвращаясь к теме урока, мне ещё раз хочется обратить Ваше внимание на то, что без прошлого у человека нет ни настоящего, ни будущего. Тем более, если это прошлое героическое. Например, какую песню мы с вами пели на прошлом уроке? О чем это песня? Слова благодарности за работу на уроке. Прощание с классом. | Дети дают оценку своей работе на уроке. Делают выводы о том, что получилось, а над чем надо поработать. | |
6 | Домашнее задание (2 мин) | - Повторить первую мелодию на стр. 92 Д/З появл. на экране в конце презентации. | Слайд 9 |