Технологическая карта урока музыки 5 класс "Звать через прошлое к настоящему"

Звать через прошлое к настоящему

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehkarta_zvat_cherez_proshloe.docx24.74 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет:           Музыка

Класс:               5

Автор УМК:     Сергеева Г.П., Критская Е.Д.

Тема урока:    «Звать через прошлое к настоящему»

Тип урока:      Комбинированный

Методы обучения: словесные, наглядные, практический, проблемный.

Формы организации обучения: индивидуальная, фронтальная.

Виды деятельности на занятия: слушание музыки, игра на цифровом фортепиано

Средства обучения: учебники, тетради, фортепиано, 2 ноутбука

Формирование универсальных учебных действий:

Личностные УУД:

- развивать способность оценивать  усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей);

- развивать формирование потребности в общении с музыкой  для дальнейшего духовно-нравственного развития;

- развитие навыков применения приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни.

- развивитие эстетические чувства, чувство прекрасного.

- формировать интерес к обучению.

Регулятивные УУД:

- удерживать цель деятельности до получения её результата;

- видеть ошибку и оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение.

Познавательные УУД:

- слушать и анализировать музыкальные произведения;

- наблюдать в музыкальных произведениях примеры содружества нескольких видов искусства;

- эмоционально воспринимать  музыку русских композиторов;

- формулировать своё отношение к изучаемому  произведению;

- различать чувства, настроения, состояния, выраженные в музыке;

Коммуникативные УУД:

- слушать учителя и слышать учителя, ученика; умения сотрудничать в группе, при решении учебных задач;

- устанавливать рабочие взаимоотношения, выражать свои мысли, идеи.

ЦЕЛИ УРОКА для учителя:

1.Показать, как  музыка и  изобразительное   искусство, создают героическое прошлое нашей Родины;

2. Продолжать развивать навыки эмоционально- осознанного восприятия  музыкального  произведения  на интонационно- образной основе.

3. Пробудить в душе детей любовь к своей  Родине   на примере  музыкального  произведения  русского  композитора С.С.Прокофьева «Александр  Невский».

Технологическая карта урока «Звать через прошлое к настоящему»

Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Универсальные действия

1

Организационно-мотивационный этап (2 мин).

Цель: Настроить детей на урок

Исполнение музыкального приветствия:

- Здравствуйте ребята, здравствуйте!

Проверяет готовность  и настраивает обучающихся на урок.

Исполнение в диалоге с учителем музыкального приветствия.

- Здравствуйте учитель, здравстуйте!

Личностные:

Развивать эстетические чувства, чувство прекрасного.

Регулятивные: Организовывать свои действия.

Определяют своё рабочее место под руководством учителя.

2

Этап актуализации знаний (3 мин)

- Ребята, вы знаете кто такой Александр Невский? Почему его прозвали Невским?

- Я думаю, что Вы догадались, о ком пойдёт речь сегодня на уроке?

-  Я предлагаю обратить наши взоры в далёкое прошлое. Но, как Вы думаете, откуда нам известно всё то, что происходило много веков назад?

- Правильно.

- Открываем тетради, записываем дату и тему урока  «Звать через прошлое к настоящему». (Слайд 1)

- Прославился своими победами над шведами в 1240 году на Неве, за что и получил прозвище Невский 

Да, об Александре Невском.

- Народные сказители, наши предки, художники и т.п.

Записывают тему урока.

Коммуникативные: 

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Эмоциональный и интеллектуальный настрой на предстоящую работу:

Личностные:

Формировать интерес к обучению.

Познавательные: Восприятие информации

3

Этап работы по теме занятия (25 мин)

Беседа об Александре Невском

Цель: развитие  слуха и уметь  анализировать музыку и изобразительные искусства

Художник П. Корин создал триптих «Александр Невский», который состоит из 3 самостоятельных картин-частей, образующих единое целое.

- Триптих – это, когда все три части объединены общей идеей, темой или сюжетом.(Слайд – Триптих картина 2)

( в нашем случае - это подготовка к борьбе с иностранными захватчиками).

- Это произведение Павел Корин нарисовал в годы великой отечественной войны  1942-1943г. Велика была вера художника в мужество и отвагу, стойкость советского народа, именно поэтому он и обратился в самые тяжелые годы войны к образу полководца Древней Руси  Александра Невского. 

- Посмотрите на центральную картину – князя Александра Невского. Как его можно характеризовать? (Слайд 4)

- Почему у князя красный плащ?

- Почему форма плаща напоминает колокол?

- Ребята, этой же теме посвящены еще два произведения: фильм С. Эйзенштейна и кантата С. Прокофьева для меццо-сопрано, хора и симфонического оркестра.

- Что такое кантата? (Слайд 6)-  Кантата – (латинское canto, буквально – пою). Музыкальное произведение торжественного или лирико-эпического характера, состоящее из нескольких законченных номеров и исполняемое певцами-солистами, хором в сопровождении оркестра.

(Слайд 7) – С.Прокофьев

- Я предлагаю вам послушать из кантаты С. Прокофьева: хор «Вставайте, люди русские» (2.30 мин)

Хор «Вставайте, люди русские»

- Как начинается этот фрагмент. Какие изобразительные интонации использует композитор?

- С какой целью композитор вводит в звучание оркестра колокольный звон?

- Весь фрагмент звучит активно и призывно? 

- Как Вы думаете, почему этот xoр был очень любим в годы Великой Отечественной войны?

- Я предлагаю посмотреть фрагмент из кинофильма «Александр Невский» режиссёра С.Эйзенштейна, «Песнь об Александре Невском». (Слайд 9)

Смотрят репродукцию триптиха в учебнике на стр. 90

Записывают определение в тетради.

(Слайд 3)

- Суровый, сильный, смелый, мужественный.

- Облик князя грозен. Это настоящий русский богатырь-защитник, который не даст в обиду свою землю.

- Он стоит на рубеже русских земель и зорко смотрит, откуда появится враг.

- Он одет в доспехи русского витязя, а за плечами у него старинное боевое  знамя,

борьбы со злом Александр опирается на большой меч. Широкоплечий воин в латах олицетворяет собой всю мощь русского оружия, смелость и мужество русского народа, который готов сражаться до последней капли крови за свою свободу и независимость.

- Он хотел сказать, что красный цвет, это цвет опасности,

- Колокол – образ Родины, ее голос и этим голосом колокол всегда извещал русских людей о разных событиях на Руси.

(слайд 5 )

Термин Кантата

Дети слушают музыку

Эта часть кантаты начинается с колокольного звона. А хор, как отклик, звучит очень активно и призывно

- Если нужно было сообщить о приближающейся опасности, то звонари ударяли в набатный колокол.

- Нет, в средней части характер меняется. Здесь композитор как бы создаёт образ Родины-Матери, поэтому музыка звучит неторопливо, но при этом величественно. 

- Чтобы поддержать боевой дух советской армии.

- (Просмотр видеофрагмента и  обсуждение – 1 мин 21 сек)

- Неторопливое, размеренное движение. Мелодия строгая и величественная, с широким дыханием.

Коммуникативные  

Работа в парах,

Личностные: адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.

Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения её результата

Коммуникативные: умение слушать, сравнивать собственное мнение с окружающими

4

Этап закрепления (10 мин)

- Открывайте стр 92.

- Что написано на ноте?

Вызываю детей, играю и пою фрагмент «Песнь об Александре Невском» мелодии на фортепиано (А и было дело на Неве реке)

Дети слушают учителя и попробуют играть мелодию.

Регулятивные: определение уровня своей активности на уроке.

Оценивание правильности выполненного действия.

5

Этап подведения итогов. Рефлексия деятельности (3 мин).

Цель: проанализировать работу на всех этапах работы.

- А теперь мне хочется узнать, как вы  сами оцениваете свою работу.

- Выскажитесь, пожалуйста.

Возвращаясь к теме урока, мне ещё раз хочется обратить Ваше внимание на то, что без прошлого у человека нет ни настоящего, ни будущего. Тем более, если это прошлое героическое.

Например, какую песню мы с вами пели на прошлом уроке? О чем это песня?

Слова благодарности за работу на уроке. Прощание с классом.

Дети дают оценку своей работе на уроке.

Делают выводы о том, что получилось, а над чем надо поработать.

6

Домашнее задание (2 мин)

- Повторить первую мелодию на стр. 92

Д/З  появл. на экране в конце презентации.

Слайд 9