Рабочая программа 3 класс "Домисолька"
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Сэргэ-Бэсская основная общеобразовательная школа»
Рссмотрена на заседании МС школы протокол № от « »__________2015 г. | Утверждаю Директор школы: ______/Борохина М.Э./ « »__________2015 г. |
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Домисолька»
Класс: 3
Срок реализации: 1 год
Рабочую программу составила:
Удина Мария Михайловна
учитель музыки
высшей категории
2015
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Домисолька» разработана на 3 класс и реализует общекультурное направление. Настоящая программа соответствует основным положениям:
- основной образовательной программы НОО МБОУ «Сэргэ-Бэсская ООШ» на 2015-2016 уч.год;
- приказ школы «Об участии в апробации образовательной программы по музыке» от 12 сентября 2014 года №45/4;
- авторской программы Мейлих Е.И .и ориентирована на работу по самоучителю игры на фортепиано для взрослых и детей: Мейлих Е.И. начальный курс обучения. – С-Пб.: Композитор, 2004.
- Песни алааса. Сборник пьес для фортепиано. Учебно-методическое пособие для учащихся 1 – 2 классов (на материале якутских песен) Евсеева Е.Р. Якутск - 2015
Общая характеристика
Внеурочная деятельность, как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
С 1 сентября 2014 года наша школа включена в сеть школ, апробирующих проект «Музыка для всех», автором которого является депутат государственной Думы РФ, первый президент РС(Я) Михаил Ефимович Николаев. Идея проекта - освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших уровнях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.
Это нововведение связано с внедрением в музыкально-образовательную практику компьютерных технологий, инструментами которых являются: клавишный синтезатор, электронное фортепиано, рабочая станция, компьютерная студия. Данные инструменты обладают высококачественными звуками и широким набором функций, что значительно обогащает красочную палитру музыкального творчества и образный строй его продуктов. Компьютерные программы значительно упрощают музыкальную деятельность, одновременно повышая ее продуктивность. Кроме того, эти инструменты компактны, недороги и повсеместно присутствуют в быту.
Внимание на занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников. Младшие школьники должны понимать роль музыки для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, что музыка развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного досуга.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека.
Аудиторные занятия проводятся с учащимися индивидуально или в составе мелкой группы. Данные формы занятий предполагают реализацию индивидуального подхода к обучению. Мелкогрупповая форма позволяет охватить в рамках аудиторных занятий большее число учеников и тем самым удовлетворить их потребность в обучении по данному учебному предмету.
Преобладающие формы учебной работы – занимательные, связанные с различными видами электронного музицирования: игрой в ансамбле, исполнением музыки.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Входит во внеурочную деятельность учебного плана МБОУ «Сэргэ-Бэсская основная общеобразовательная школа» на 2015-2016 учебный год. На изучение курса «Домисолька» в 3 классе отводится по 1 часу в неделю ( 34 учебной недели в год).
Описание ценностных ориентиров
Цель программы: развитие музыкальной культуры учащихся через игру на электронном клавишном инструменте.
Задачи:
Обучающие:
- обучение игре на фортепиано (чтение с листа, игра в ансамбле, подбор по слуху, основы аккомпанемента);
- обучение основам музыкальной грамоты;
- овладение основными пианистическими приемами игры на инструменте;
- формирование технических навыков игры на фортепиано;
Развивающие:
- развитие музыкальных способностей (гармонический и мелодический слух, чувство ритма, музыкальная память);
- развитие творческого потенциала, творческого мышления и творческих способностей;
- развитие образного мышления, воображения, восприятия;
- развитие исполнительской воли и выдержки.
- физическое развитие (двигательные навыки, координация движения, осанка, выносливость);
- развитие способности реализовать себя в деятельности.
- создание условий для участия одаренных детей в фестивалях и конкурсах разного уровня.
Воспитательные:
- расширение представлений об окружающем мире;
- воспитание интереса к музыкальному искусству;
- воспитание художественного вкуса, самостоятельности суждений, способности эстетически оценивать произведения искусства, личностной активности;
- воспитание культуры исполнительского мастерства;
- формирование нравственных качеств личности;
- воспитание черт характера: трудолюбие, целеустремленность, собранность, доброжелательность;
- формирование коммуникативных способностей учащихся, культуры общения (внимания и уважения к людям);
- воспитание психологической устойчивости, связанной с публичными выступлениями, умение владеть собой в сложных ситуациях.
- воспитание личности, способной к созидательному и творческому труду.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса «Домисолька»
Личностные результаты:
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства во внеурочной деятельности, их понимание и оценка - умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, улуса и др.;
- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов;
- уважительное отношение к культуре;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на занятиях, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
Содержание курса «Домисолька»
Фортепиано как инструмент, не имеющий себе равных по возможностям воплощения в звуке произведений практически всех музыкальных жанров, играет незаменимую роль в процессе музыкального образования. Фортепиано в доступной и зрительно наглядной форме позволяет воплощать многообразные художественные образы. Обучение игре на фортепиано ориентировано на всестороннее развитие учащихся.
Основное содержание первых занятий с детьми.
- пение песен и попевок;
- подбор по слуху и транспонирование;
- слушание музыки в исполнении педагога, накопление слушательского опыта;
- игра в ансамбле. Развитие реакции на изменения характера, темпа, лада, динамики, штрихов в процессе совместного музицирования с педагогом.
- 0знакомление ученика с основами нотной грамоты. Нотная запись как фиксация слуховых представлений;
Нотный стан. Нотоносец. Сила звуки. Ритм. Добавочные линейки. Тон, полутон. Транспозиция. Знак диез. Короткие ноты. Знак бемоль. Метр. Четырехдольный такт. Паузы. Отрывок из Седьмой «Ленинградской» симфонии. Ноты сточкой. Размер. Динамические оттенки. Знак р (пиано). «Таба» Ф.Корнилова, «Кэ5э» н.п., «Сайын» н.п. «О5о-о5о эрдэххэ» А.Скрябина, «Харацабыт халбарыйда» А.Скрябина, «Тугун бэрдэй кэрэтэй» н.п., «Келукэчээн» н.п., «Эйэ ырыата» Н.Бойлохова, «Элуенэ-эбэкэм», «Куобах» н.п., «Оьуордар» С.Зверева, «Уруц тулук эрэ мелбестуур» н.п., «Манчаары» О.Ивановой, «Эдэр ыччат дьоннорум», «Курулэс кургуем куннэргэ» М.Жиркова, «Саас буола5а» н.п., «Эрегей ыьыа5а» А. Моргусова
Для ансамблей: «Уруц тулук эрэ мелбестуур» н.п., «Оьуордар» С.Зверева, «Кыталыктар уцкуулэрэ» А.Моргусова, «Бэргэн кыыьы кытта уцкуутэ» А.Моргусова. Зачет.
Тематическое планирование по внеурочной деятельности, 3 класс
Номер урока | Тема занятия | Дата | Тип занятия | Основные виды учебной деятельности учащихся | Электронное приложение | Примечания | |
По плану | По факту | ||||||
1 | Введение | 02.09. | Вводный | Правила пианиста | |||
2 | Нотный стан. Нотоносец. | 09.09. | Сообщение и усвоение новых знаний | Изучить и записать ноты, нотный стан, скрипичный, басовый ключи. Играть 3-м пальцем медленно мелодию р.н.п. «Во поле березонька стояла» | |||
3 | Сила звука | 16.09. | Повторение пройденного и усвоение нового | Повторить упражнение первых двух занятий. Упражнение 4. Сыграть правой, левой рукой, чередовать пальцы 2, 3, и 4. Изменять постепенно силу звука. Мелодия «Во саду ли в огороде» - играть правой рукой и продолжить левой рукой. | |||
4 | Сила звука | 23.09. | Закрепление пройденного | ||||
5 | Ритм | 30.09. | Повторение пройденного и усвоение нового | Повторить упражнение 4. К 4, 3, 2-му пальцу добавить 1-й палец. Сыграть пример 8 указанными пальцами. | |||
6 | Ритм | 07.10. | Закрепление пройденного | ||||
7 | Добавочные линейки | 14.10. | Повторение пройденного и усвоение нового | Повторить упражнение 7. Заменить в нем 4-й палец 5-м. попытаться разобрать незнакомый нотный текст. Советы по уходу за фортепиано | |||
8 | Добавочные линейки | 21.10. | Закрепление пройденного | ||||
9 | Тон, полутон | 28.10. | Повторение пройденного и усвоение нового | Повторить упражнение 11. Сыграть правой рукой две ноты по очереди. Упражн-е 13, 14, 15, 16. Повторить песни прошлых занятий | |||
10 | Тон, полутон | 11.11. | Закрепление пройденного | ||||
11 | Транспозиция. Знак диез. | 18.11. | Повторение пройденного и усвоение нового | Сыграть несколько раз начальный мотив песни И.Дунаевского «Летите, голуби, летите». Повторить упражнения прошлого занятия. Упражн-я 18, 19, 20, 21. Сыграть мелодию «Во поле березонька стояла», написать ее нотами | |||
12 | Транспозиция. Знак диез. | 25.11. | Закрепление пройденного | ||||
13 | Короткие ноты. Знак бемоль | 02.12. | Повторение пройденного и усвоение нового | Повторить упражнения 17, 18, 19. Сыграть упражн-я 22, 23, 24, 25, 26 | |||
14 | Короткие ноты. Знак бемоль | 09.12. | Закрепление пройденного | ||||
15 | Метр | 16.12. | Повторение пройденного и усвоение нового | Повторить упражн-я 22 и 24. Отмечать метр ударом ноги, хлопками, движением руки | |||
16 | Метр | 23.12. | Закрепление пройденного | ||||
17 | Четырехдольный такт | 13.01. | Повторение пройденного и усвоение нового | Повторить упражн-я 11,18 и 27. Играть три звука одновременно, упр-е 29. | |||
18 | Четырехдольный такт | 20.01. | Закрепление пройденного | ||||
19 | Четырехдольный такт | 27.01. | Повторение пройденного и усвоение нового | Повторить упражнение 27. Следующие (35, 36, 37) упражнения сыграть двумя руками одновременно. | |||
20 | Паузы. | 03.02. | Закрепление пройденного | ||||
21 | Паузы. | 10.02. | Повторение пройденного и усвоение нового | Повторить упражнение 27. Выполнять аналогичные упражнения октавой выше или октавой ниже написанных. Списать название паузы и обозначение. | |||
22 | Паузы. | 17.02. | Закрепление пройденного | ||||
23 | Отрывок из Седьмой «Ленинградской» симфонии | 24.02. | Повторение пройденного и усвоение нового | Повторить упраж-я 17 и 38, затем приступать к следующему 43, повторить несколько раз. Разобрать отрывок из Седьмой «Ленинградской» симфонии. | |||
24 | Отрывок из Седьмой «Ленинградской» симфонии | 03.03. | Закрепление пройденного | ||||
25 | Ноты с точкой | 10.03. | Повторение пройденного и усвоение нового | Повторить упражнения 24, 27, 34, 35 и приступить к следующему 45. Спеть песню М. Блантера «Катюша». Играть 2-м пальцем. | |||
26 | Ноты с точкой | 17.03. | Закрепление пройденного | ||||
27 | Размер | 31.03. | Повторение пройденного и усвоение нового | Повторить упражнения 45 и 11. Сыграть упражн-е 50 только второй голос. Не забывать, что четвертая доля – пауза, а конец лиги на третьей ноте означает мягкое снятие руки. | |||
28 | Размер | 07.04. | Закрепление пройденного | ||||
29 | Динамические оттенки | 14.04. | Повторение пройденного и усвоение нового | Повторить упр-я 50, 51 и 18. Сыграть упр-е 56, «Темная ночь» муз. Н.Богословского, сл. В.Агатова. Повторить песню «Катюша» | |||
30 | Динамические оттенки | 21.04. | Закрепление пройденного | ||||
31 | Знак p (пиано) | 28.04. | Повторение пройденного и усвоение нового | Повторить упр-я 24 и 56. Повторить «Темная ночь» муз. Н.Богословского, сл. В.Агатова. Повторить песню «Катюша» | |||
32 | Знак p (пиано) | 05.05. | Закрепление пройденного | ||||
33 | Зачетные занятия | 12.05. | Сыграть пройденные материалы за год. | ||||
34 | Зачетные занятия | 19.05. |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения внеурочной деятельности «Домисолька», 3 класс
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество | Наличие в 2015-2016 учебном году |
| ||
Программы по фортепиано | Авторской программы Мейлих Е.И .и ориентирована на работу по самоучителю игры на фортепиано для взрослых и детей: Мейлих Е.И. начальный курс обучения – С-Пб.: Композитор, 2004 | |
Хрестоматии с нотным материалом | Д | Красильников И.М. – Хорошо синтезированный клавир М., 2013 Красильников И.М. – Музыка для всех 1 ч. – М.-Я, 2014 Красильников И.М. – Музыка для всех 2 ч. – М.-Я, 2014 Красильников И.М. – Электронные музыкальные инструменты, клавишный синтезатор, УМК М., 2014 |
Методические пособия (рекомендации к проведению занятия) | Д | |
Учебные пособия по электронному музицированию | Ф | - |
Книги о музыке и музыкантах. Научно-популярная литература по искусству | П | + Петров П. Адам Скрябин – первый якутский самодеятельный композитор – Якутск: Бичик, 2011 + Калининскай А.К. Саха ырыата – кэм кэрдии тэтиминэн – Дьокуускай: 2012 |
Справочные пособия, энциклопедии | Д/П | + Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство Ч. 3. Музыка. Театр. Кино + Головнева Н.И., Кириллина З.И. Якутская музыкальная литература – Якутск: 1991 |
| ||
Таблицы:нотные примеры, признаки характера звучания, средства музыкальной выразительности | Д | +Таблицы, схемы представлены в демонстрационном (настенном) вариантах: Динамика. Диапазон Музыкальные формы Фортепиано Темп Доли. Такт. Размер Музыкальные жанры Нотный стан – нотоносец Длительность звука. Пауза Народные музыкальные интрументы Музыкальные инструменты Музыкальные инструменты симфонического оркестра |
Схемы:расположение инструментов и оркестровых групп в различныз видах оркестров,расположение партий в хоре, графические партитуры | Д | |
Транспорант: нотный и поэтический текст Гимна России | Д | |
Портреты композиторов | + - | |
Портреты исполнителей | Д | |
Атласы музыкальных инструментов | Д | - |
Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы | Д | - |
Дидактический раздаточный материал | К | - |
Карточки с признаками характера звучания | К | - |
Карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств | К | - |
Театральный реквизит (костюмы, декорации и пр.) | П | - |
| ||
Цифровые компоненты учебно- методических комплектов по музыке | Д/П | |
Цифровые инструменты учебной деятельности для общего пользования | Д/П | |
Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности | Д/П | |
| ||
Д | +СД диск - Комплекс уроков по музыке. 1 класс +СД диск – комплект Д.Б.Кабалевского +СД диск – уроки музыки в школе +CД диск - Уроки музыки 1 – 8 классы | |
+Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов | Д | |
| ||
Музыкальные инструменты: Фортепиано цифровое (пианино, рояль); | Д | + |
Баян/аккордеон; | + | |
Скрипка; | - | |
Гитара; | - | |
Клавишный синтезатор | - | |
Детские клавишные синтезаторы | К | - |
Комплект детских музыкальных инструментов: Блок-флейта; Глокеншпиль/колокольчик; Бубен; Барабан; Треугольник; Румба; | П | |
- - | ||
+ - + | ||
- | ||
Маракасы; Кастаньеты; Металлофоны; Ксилофоны. Народные инструменты (свистульки, деревянные ложки, трещотки и др.) | + | |
+ | ||
+ | ||
- | ||
- | ||
Дирижерская палочка | - | |
Комплект знаков нотного письма (на магнитной основе) Нотный стан (пиши и стирай) | Д Д | + Для письма маркером |
Расходные материалы: Нотная бумага; | К | + Для оформления музыкально-графических схем |
Цветные фломастеры; | Д | + |
Цветные мелки | Д | - |
Комплект звуковоспроизводящей аппаратуры (микрофоны, усилители звука, динамики) | К | + В комплекте не менее трех микрофонов и двух динамиков |
Музыкальные инструменты для эстрадного ансамбля | К | В комплекте не менее трех макрофонов и двух динамиков |
Ноутбук | Д | + Для учителя |
Медиапроектор | Д | + Для демонстрации электронных образовательных ресурсов |
Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),
К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),
Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, т.е. не менее 1 экз. на двух учащихся),
П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6-7 экз.)