Внеурочная деятельность

Капитонова Светлана Николаевна

Предварительный просмотр:

ПАПКА

КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.

СОДЕРЖАНИЕ

СТРАНИЦА

Класс, классный руководитель (титульный лист).

Цель и задачи. Направления.

Характеристика класса.

1 стр.

Список учащихся класса.

2 стр.

 Расписание уроков и звонков своего класса.

3 стр.

 Список с указанием Ф.И.О. родителей учащихся,

 адресом и номером домашнего  и рабочего телефонов.

4 стр.

7.

8.

9.

Состав родительского комитета.

Список актива класса.

Поручения учащихся класса.

5 стр.

10

Участие учащихся в кружках, секциях и т.д.

6 стр.

11

Состояние здоровья учащихся класса

7 стр.

12

13

Рейтинг учебных достижений.                      

Рейтинг участия учащихся класса в классных и

 общественных мероприятиях.

8-9 стр.

14

Результаты изучения уровня воспитанности.

10 стр.

15

Проблемные учащиеся и проблемные семьи.

11 стр.

16

17

Темы и посещаемость родительских собраний.

День встреч кл. руководителя и родителей учащихся.

12 стр.

18

План воспитательной работы.

14-17 стр.

19

 Анкетирование. Диагностика. Результат.

18 стр.

                                                     

                                     

СПИСОК УЧЕНИКОВ 2 КЛАССА  

2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

Классный руководитель:  Капитонова Светлана Николаевна

п/п

Ф.И.О.

Число, месяц, год рождения

№ личного дела

Примечание

1

Балачкин Константин

10.02.2009

Б/39

Сергеевич

2

Вопилов Андрей

17.06.2009

В/16

Андреевич

3

Гаврилова Надежда

02.09.2009

Г/33

Владимировна

4

Егорова Елизавета

06.04.2009

Е/6

Станиславовна

5

Егоров Савелий

06.04.2009

Е/5

Станиславовна

6

Ким Александр

15.01.2009

К/82

Олегович

7

Маланина Дарья

08.06.2009

М/60

Сергеевна

8

Пахлина Екатерина

20.07.2009

П/17

Сергеевна

9

Пугачев Сергей

23.12.2008

П/18

Васильевич

10

Серавин Александр

23.01.2009

С/69

Евгеньевич

11

Салин Матвей

03.05.2009

С/67

Евгеньевич

12

Скрипкин Тимофей

06.06.2009

С/68

Александрович

13

Устинов Петр

11.08.2009

У/10

Алексеевич

14

Уланова Яна

16.08.2009

У/9

Евгеньевна

15

Шорников Максим

05.06.2009

Ш/17

Александрович

16

Яшин Даниил

09.06.2009

Я/8

Андреевич

17

Яшин  Денис

16.06.2009

Я/9

Олегович

РАСПИСАНИЕ УРОКОВ

ПОНЕДЕЛЬНИК

ЧЕТВЕРГ

1

Литературное чтение

1

Русский язык

2

Русский язык

2

Литературное чтение

3

Математика

3

Окружающий мир

4

Физкультура

4

Английский язык

5

Изобразительное искусство

ВТОРНИК

ПЯТНИЦА

1

Математика

1

Русский язык

2

Русский язык

2

Математика

3

Физкультура

3

Окружающий мир

4

Литературное чтение

4

Музыка

СРЕДА

Суббота

1

Литературное чтение

1

Технология

2

Русский язык

2

Английский язык

3

Математика

3

Информатика

4

Физкультура

СПИОК   РОДИТЕЛЕЙ

УЧАЩИХСЯ  2  КЛАССА

Ф.И.О.

ДОМ. АДРЕС

Д/Р ТЕЛЕФОН

1

2

3

4

5

6

7


СОСТАВ

КЛАССНОГО  

РОДИТЕЛЬСКОГО КОМИТЕТА

  1. Яшина Ирина Александровна
  2. Салина Екатерина Сергеевна

ОБЩЕШКОЛЬНОГО

РОДИТЕЛЬСКОГО КОМИТЕТА

  1. Устинова Любовь Васильевна

СОСТАВ   АКТИВА  

И  

ПОРУЧЕНИЙ   КЛАССА

Ф.И. ученика

Актив

Поручения

1

Балачкин Константин

2

Вопилов Андрей

3

Гаврилова Надежда

4

Егорова Елизавета

5

Егоров Савелий

6

Ким Александр

7

Маланина Дарья

8

Пахлина Екатерина

9

Пугачев Сергей

10

Серавин Александр

11

Салин Матвей

12

Скрипкин Тимофей

13

Устинов Петр

14

Уланова Яна

15

Шорников Максим

16

Яшин Даниил

17

Яшин Денис

СОСТОЯНИЕ  ЗДОРОВЬЯ  УЧАЩИХСЯ

Ф.И. учащегося

Группа

здоровья

Физкультурная группа

Другое

1

Балачкин Константин

2

Вопилов Андрей

3

Гаврилова Надежда

4

Егорова Елизавета

5

Егоров Савелий

6

Ким Александр

7

Маланина Дарья

8

Пахлина Екатерина

9

Пугачев Сергей

10

Серавин Александр

11

Салин Матвей

12

Скрипкин Тимофей

13

Устинов Петр

14

Уланова Яна

15

Шорников Максим

16

Яшин Даниил

17

Яшин Денис

УРОВЕНЬ  ВОСПИТАННОСТИ

Ф.И. ученика

2016-2017

2017-2018

2019-2020

2021-2022

1

Балачкин Константин

2

Вопилов Андрей

3

Гаврилова Надежда

4

Егорова Елизавета

5

Егоров Савелий

6

Ким Александр

7

Маланина Дарья

8

Пахлина Екатерина

9

Пугачев Сергей

10

Серавин Александр

11

Салин Матвей

12

Скрипкин Тимофей

13

Устинов Петр

Уланова Яна

Шорников Максим

Яшин Даниил

Яшин Денис

ПРОБЛЕМНЫЕ УЧАЩИЕСЯ И ПРОБЛЕМНЫЕ СЕМЬИ

СЕМЬЯ/УЧЕНИК

ПРОБЛЕМА

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

2017-2018 УЧ.ГОД.

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

ТЕМА

СРОК

ПРИСУТСТ-ВОВАЛО

РЕШЕНИЕ

ПО ПЛАНУ

ФАКТ.

1

2

3

4

5

6

7

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА

Число

Ф.И. ученика

ЦЕЛЬ

РЕШЕНИЕ



Предварительный просмотр:

 

Рабочая программа

внеурочной деятельности

  «Почемучка»

Направление  программы: общеинтеллектуальное

Возраст  школьников: 6,5 – 11 лет (1 – 4 классы)

                                                           

   

                                                   

                                     

                                                   

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная  записка ……………………………………………….….. 3

  1. Учебно-тематический  план. ………………………………………….….. 8

  1. Содержание  программы……………………………………………...…. 10

  1. Учебно-методическое  и  материально-техническое  обеспечение программы ……………………………………………………………...... 12

  1. Список  литературы …………………………..…………………………. 13

  1. Приложение ……………………………………………………………… 14

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Курс «Почемучка» реализует  научно-познавательное  направление  во  внеурочной  деятельности  в  1 - 4  классах  в  рамках  федерального  государственного  образовательного  стандарта  начального общего  образования.

Первым  шагом  познания  мира  всегда  был  вопрос, поскольку  вопросы  говорят  о  любопытстве, любознательности. Если  смотреть  на  окружающие  нас  вещи  с  любопытством, с  желанием  узнать  о  них  больше, то  возникают  вопросы  обо  всём. Вселенная, мир, природа, народы  и  их  культура, история, искусство, наука  и  техника – всё  вызывает  множество  вопросов  «Почему?».

Начальная  школа – начальный  этап  становления  человеческой  личности. В  этот  период  закладываются  основы  личностной  культуры. Школьник  в  этот  период  учится  правильно  относиться  к  объектам  природы, к  себе  и  людям  как  к  части  природы, к  вещам  и  материалам  природного  происхождения, которыми  он  пользуется.

Новизна программы «Почемучка» состоит в том, что содержание рассматривает вопросы, формирующие у учащихся способности к целевому причинному и вероятному анализу экологической ситуации, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем, к восприятию прекрасного, удовлетворению и негодованию от поведения и поступков людей по отношению к природной и социокультурной среде. 

Курс  «Почемучка»  является  составной  частью  системы  начального  естественнонаучного  и  экологического  воспитания. Он  вводит  учащихся  в  волнующий  мир  разгаданных  и  неразгаданных  тайн  природы. Отвечая  естественным  для  младшего  школьного  возраста  интересам  детей, учитывая  их  любознательность  и  эмоциональную  отзывчивость, программа  обозначает  перспективу  жизни, дарящую  радость  познания, счастье  открытий. В  целом  курс  «Почемучка»  позволяет  раскрыть  воспитательный  и  развивающий  потенциал  природоведческих  знаний, создаёт  благоприятные  условия  для  продолжения  естественнонаучного  образования  в  классах  второй  ступени  обучения.

Основными направлениями курса  являются  развитие  личности  ребёнка, расширение  представлений  младших  школьников  яркими  иллюстративными  примерами, запоминающимися  фактами, развитие  познавательного  интереса, расширение  кругозора.

Программа курса проектной деятельности «Почемучка» является образовательной и ориентированной на достижение результатов определённого уровня (1-й класс – первый уровень, 2-3-й классы – второй уровень, 4-й класс – третий уровень)

Первый уровень результатов

(1 класс)

Второй уровень результатов

(2-3 класс)

Третий уровень результатов

(4 класс)

предполагает приобретение первоклассниками новых знаний и духовно-нравственных ценностей, которые учащиеся получат вследствие участия в экскурсиях, экологических акциях, играх, выставках, конкурсах рисунков и т.д.  

предполагает получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Это взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т.е. в защищённой, дружественной социальной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить, участвуя в экологических праздниках, в заочных путешествиях по родному краю.

предполагает получение обучающимся начального  опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов в открытой общественной среде. С этой целью спланированы презентации экологических проектов.

Основная идея программы  состоит в том, что внеурочная деятельность направлена на обеспечение принятие законов существования в природе и социальной среде, осознанное выполнение правил поведения в природе, детском и взрослом обществе; воспитание гуманных отношений ко всему живому, элементарной экологической культуры, чувства сопричастности к жизни, ответственности за местное наследие, которое перешло к нам от предков, умение рационально организовывать свою жизнь и деятельность;  позволит подробно изучать ту часть огромной страны, которая называется малой Родиной – наш район, наш город, наш регион.  

Программа  охватывает  различные  области  природоведческого  знания, сохраняет  своё  значение  воспитательная  направленность  проводимых  занятий, связанная  с  развитием  у  обучающихся  основ  любознательности  и  экологической  ответственности. В  рамках  программы  курса  создаются  условия  для  самореализации  и саморазвития  каждого  обучающегося  на  основе  его  возможностей  как  в  учебной, так  и  во  внеурочной  деятельности, что  позволяет  удовлетворить  образовательные  и  культурные  потребности  обучающихся, предоставив  им  право  на  творческое  применение.

Цель курса: формирование основ  экологической грамотности обучающихся начальной школы,  воспитание  ответственного отношения к окружающей среде, активной  деятельности по изучению и охране природы своего края, активной  экологической позиции у порастающего поколения.

Задачи курса:

  • расширение экологических представлений младших школьников, формируемых в курсе «Окружающий мир», их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров, углубление теоретических знаний учащихся в области экологии;
  • расширение  кругозора  учащихся  через  изучение  материала, выходящего  за  рамки  учебной  программы  с  учётом  их  интереса,  раскрытие  воспитательного  и  развивающего  потенциала  природоведческих  знаний, создание  благоприятных  условий  для  продолжения  естественнонаучного  образования  в  дальнейшем;
  • воспитание у учащихся младших классов любви к родной природе: растениям, животным, неживой природе, чувства ответственности за то, что окружающий мир меняется в худшую сторону от хозяйственной деятельности человека;
  • последовательное  приобщение  обучающихся  к  самостоятельной  работе  с  различными  источниками  информации (чтение  научно-познавательной литературы, посещение  музеев, просмотр  телевизионных  передач  о  природе  и  т.д.);
  • обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельность учащихся по изучению и охране окружающей среды;
  • развитие  коммуникативной  компетентности;
  • создание  условий  и  обеспечение  возможностей  для  раскрытия  и  развития  способностей  обучающегося  и  развития  его  творческой  активности;
  • выявление  способностей  одарённых  детей  в  рамках  предмета «окружающий  мир», развитие  интереса  к  проблемам  окружающей  среды  и  экологии.
  • Работа по решению поставленных цели и задач строится на основе следующих принципов:  
  • усложнения содержания учебной деятельности;
  • паритета заданий дивергентного и конвергентного типа;
  • доминирование мыслительных операций над информационной насыщенностью;
  • ориентация на потребности обучающегося;
  • максимальное расширение круга интересов;
  • ориентация на соревновательность, актуализация лидерских возможностей обучающихся.

Успешное решение вышеперечисленных задач позволит учащимся приобрести опыт  ведения дискуссии.

Тип программы: образовательная.

Направление программы: общеинтеллектуальное.

Сроки  реализации программы: 4   года (1 – 4 классы).

Место курса в учебном плане:

В соответствии с учебным планом МБОУ « Дуденевская школа» на курс «Почемучка»  отводится 135 часов по 1 занятию в неделю. 33 занятия  в 1-м классе , 34 занятия во 2 – 4-х классах. Занятия  курса  организованы  по  принципу  добровольности, с  применением  безотметочной  системы  оценивания.

Программа курса «Почемучка» предназначена для учащихся 1-4 классов, интересующихся познавательной  деятельностью, и направлена на формирование у обучающихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств: гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.

Работа  осуществляется в следующих формах: экскурсии  в  природу, на  станцию  юннатов, наблюдения, игры, викторины,  конкурсы, поисковые  и  научные  исследования, постановка  и  решение  проблемных  вопросов, практические  и  творческие  работы, презентация проектных работ (2 класс), презентация проектов (3 – 4 классы).

ОЖИДАЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ

Программа обеспечивает достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащегося будут сформированы:

• чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие,

• установка на здоровый образ жизни.

 Учащийся получит возможность для формирования:

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

• устойчивого учебно - познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

• установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

Учащийся научится:

• принимать и сохранять учебную задачу;

• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

• адекватно воспринимать оценку учителя;

• различать способ и результат действия;

• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Учащийся получит возможность научиться:

• преобразовывать практическую задачу в познавательную;

• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия,

• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

Учащийся научится:

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,

• строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

• осуществлять синтез как составление целого из частей;

• проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Учащийся получит возможность научиться:

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

• осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно - следственных связей.

КОММУНИКАТИВНЫЕ

Учащийся научится:

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• задавать вопросы;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Учащийся получит возможность научиться:

• учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

ПРЕДМЕТНЫЕ

В результате изучения курса учащийся научится:

• различать объекты и явления живой и неживой природы;

• описывать сравнивать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

• проводить несложные наблюдения в природе;

• использовать естественнонаучные тексты и различные справочные издания с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

• обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

• определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека, 

• использовать знания о способах охраны природы и бережного к ней отношения  в трудовой, общественно-полезной, пропагандистской деятельности в школе;

• оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах.

Учащийся получит возможность научиться:

• осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту и в природе.

• осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

• ориентироваться в событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

• реализовывать личный опыт в экологических инициативах, проектах;

• использовать моральные и правовые принципы, нормы и правила экологически грамотного отношения к окружающей природе в реальном поведении. 

  1. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

1 час в неделю

1 четверть – 9 часов; 2 четверть – 7 часов;

3 четверть – 9 часов (1 класс),10 часов (2 – 4 классы); 4 четверть – 8 часов.

1 класс

№ п/п

Наименование  раздела

Всего  часов

В  том  числе  

теоретических  занятий

практических  занятий

экскурсий

1

Введение.

1

1

2

Планета  Земля.

11

6

4

1

3

Экологическая тревога.

6

3

2

1

4

Путешествуем по планете.

8

4

4

5

Эти удивительные животные.

7

3

2

2

6

Заключение.

1

1

                                Итого:   34         17                          13                         4  

2 класс

№ п/п

Наименование  раздела

Всего  часов

В  том  числе  

теоретических  занятий

практических  занятий

экскурсий

1

Введение.

1

1

2

Жили-были динозавры.

7

4

2

1

3

Эти удивительные животные.

14

6

5

3

4

Загадки растений.

6

2

3

1

5

Планета насекомых.

5

3

1

1

6

Заключение.

1

1

                                Итого:  34           16                          12                        6  

3 класс

№ п/п

Наименование  раздела

Всего  часов

В  том  числе  

теоретических  занятий

практических  занятий

экскурсий

1

Введение.

1

1

2

Планета  Земля.

11

7

3

1

3

Экологическая тревога.

6

3

2

1

4

Путешествуем по планете.

8

4

4

5

Эти удивительные животные.

7

3

2

2

6

Заключение.

1

1

                                Итого:   34          19                         11                         4  

4 класс

№ п/п

Наименование  раздела

Всего  часов

В  том  числе  

теоретических  занятий

практических  занятий

экскурсий

1

Введение.

1

1

2

Тайны за горизонтом.

5

3

2

3

Путешествуем по планете.

5

3

2

4

Загадки растений.

5

2

2

1

5

Загадки под водой и под землёй.

6

3

2

1

6

Планета насекомых.

4

2

1

1

7

Тайны камней.

4

2

1

1

8

Экологическая тревога.

3

1

2

9

Заключение.

1

1

                                Итого:  34          17                          13                          4

    

3. СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

1 раздел – «Введение» (1 – 4 классы)

Обзор основных тем курса. Романтика научного поиска, радость путешествий и открытий. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.

2 раздел – « Про зелёные леса и лесные чудеса » (1 класс)

Этот  раздел  программы  направлен  на  формирование  начал  экологической  культуры, осознанно – правильного  отношения  к  природе. В  ребёнка  закладывается  первоначальное  понимание  некоторых  аспектов    взаимодействия  человека  с  природой. Очень  познавательными    являются  рассказы  о  жизни  растений  и  животных  в  лесу. Дети  узнают  об  основных  обитателях  леса: белке, зайце, лосе, о  хищниках – волке  и  лисе, знакомятся  с  некоторыми  лесными  растениями  и  грибами, учатся  различать  съедобные  и  несъедобные  грибы.  

3 раздел – « Знакомые незнакомцы » (1 класс)

В  этом  разделе  программы  дети  учатся  общаться  с  нашими  братьями  меньшими. Наблюдения  за  домашними  питомцами  позволяют  узнать  многие  природные  закономерности, взаимосвязи, развивают  у  детей  познавательный  интерес, эмоциональную  сферу.

4 раздел - «Дом, где мы живём » (1 класс)

В  этом  разделе  дети  знакомятся  с  названием  и  расположением  материков, с  природными  зонами. Ученики  совершат  заочное  путешествие  от  Северного  полюса  до  экватора, познакомятся  с  животным  миром  этих  природных  зон, с  условиями  жизни  и  занятиями  людей.

 5  раздел - «Тайны  природы » (1 класс)

Этот  раздел  программы  познакомит  обучающихся  с  необычными  растениями, экзотическими  животными  и  необычными  свойствами  растений.

6  раздел - «Уголок природы » (1 класс)

Существует  народная  примета, которая  утверждает, что  комнатные  растения  успешно  развиваются  только  в  том  доме, где  мир  в  семье, добрые  отношения  между  людьми. Поэтому  вечнозелёный  подоконник, обилие  зелени  в  комнате, в  классе, букеты  цветов  в  горшочках – хорошая  характеристика  атмосферы, царящей  в  помещении. Дети  знакомятся  с  миром  комнатных  растений, учатся  ухаживать  за  ними. Также  в  этом  разделе  дети  получают  первоначальные  знания  об  аквариумных  рыбках, об  условиях  их  содержания.

Раздел  «Уголок  природы»  изучается  блоками  в  течение  всего  учебного  года.

7 раздел – «Жили-были динозавры» (2 класс) 

В  этом  разделе  обучающиеся  узнают, кто из динозавров был самым большим или самым маленьким, самым смышлёным или самым глупым; как выглядели детёныши динозавров; умели ли динозавры бегать, летать или плавать. Ученики узнают, как учёные обрабатывают окаменевшие останки динозавров и собирают из них целые скелеты.

8 раздел – «Эти удивительные животные» (2-3 классы)

Этот  раздел  программы  познакомит  обучающихся  с животными, населяющими нашу планету. В природе всё тесно связано между собой. И человек, который сам часть Природы, тоже связан с окружающей средой: с землёй, с реками, воздухом и всеми живущими вокруг другими существами. Увы, в наши дни почти нет таких животных, которым не угрожало бы вымирание по вине людей. Человек должен знать и любить природу, знать животных, которые живут на нашей планете, их повадки, привычки, образ жизни для того, чтобы не причинять природе вред, чтобы она как можно меньше страдала от нашего вмешательства. Зоопарк и как место сохранения и размножения редких видов животных.  

9 раздел – «Загадки растений» (2, 4 классы)

Этот  раздел  программы  направлен  на  формирование  начал  экологической  культуры, осознанно – правильного  отношения  к  природе. В  ребёнка  закладывается  первоначальное  понимание  некоторых  аспектов    взаимодействия  человека  с  природой.

10 раздел – «Планета насекомых» (2, 4  классы)

Этот  раздел  программы  познакомит  учащихся  с разнообразием и многочисленностью насекомых, их ролью в природе и жизни человека.

11 раздел – «Планета Земля» (3 класс)

В  этом  разделе  учащиеся  узнают о том, как менялся облик Земли на протяжении её долгой истории, отчего происходят извержения вулканов, выяснят, что находится под землёй и что происходит на океанском дне.

12 раздел – «Экологическая тревога» (3 - 4 классы)

Этот  раздел  программы  направлен  на  формирование  начал  экологической  культуры, осознанно – правильного  отношения  к  природе. В  ребёнка  закладывается  первоначальное  понимание  некоторых  аспектов    взаимодействия  человека  с  природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определённых жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий её богатства.

13 раздел – «Путешествуем по планете» (3 – 4  классы)

Этот  раздел  программы  познакомит  учащихся  с животным и растительным миром Африки, Австралии, Антарктиды и Евразии, с охраняемыми природными территориями: заповедниками, заказниками, микрозаказниками, национальными парками.  

14 раздел – «Тайны за горизонтом» (4 класс)

Этот  раздел  программы  познакомит  учащихся с историей географических открытий. Учащиеся узнают о географических открытиях в древности, о путешествиях Марко Поло, об экспедициях Д. Кука, о покорении Северного и Южного полюса, об открытиях русских путешественников.

15 раздел – «Загадки под водой и под землёй» (4 класс)

В  этом  разделе  учащиеся  узнают о том, как изучают подводный мир и загадочный мир пещер, о китах, дельфинах и акулах, об истории открытия гигантского кальмара, о морских цветах, звёздах, ежах и других живых «чудесах».

16 раздел – «Тайны камней» (4 класс)

Этот  раздел  программы  познакомит  учащихся с разнообразием камней. Учащиеся узнают о роли кремня в жизни первобытного человека. о применении алмаза в ювелирном искусстве и технике, о знаменитых бриллиантах, узнают загадки янтаря и жемчуга, познакомятся с обыкновенным чудом – солью.

17 раздел – «Заключение» (1- 4 классы)

Что учащиеся узнали и чему научились за год.

  1. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ  И  МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ  ПРОГРАММЫ

  1. Персональный  компьютер.
  2. Мультемедийный  проектор.
  3. Интерактивная  доска.
  4. Магнитная  доска.
  5. Лупа.
  6. Компас.
  7. Коллекция  полезных  ископаемых.
  8. Гербарии  культурных  и  дикорастущих  растений.
  9. Живые  объекты (комнатные  растения).
  10. Аудиозаписи.
  11. Видеофильмы:
  • Большое  путешествие вглубь океанов. 2009г.
  • Ребятам  о  зверятах. ВВС. 2006г.
  • Твои весёлые друзья зверята. ВВС. 2011г.
  • Кто  и  как  в  лесу  живёт. Учебный  фильм  для  начальных  классов.
  • Загадочные  кошки. ВВС. 2002г.
  • Мультипедия  домашних  животных. (Уроки  тётушки  Совы). http://bit.ly/195HRWy
  • Прогулки с динозаврами. ВВС. 2013г.
  • Планета Земля. ВВС. 2006г.
  • Африка. ВВС. 2013г.
  • Экспедиция в Антарктиду. 2009г.
  • Бабочки. 2010г.

  1. СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

Для  учителя:

  1. Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  начального  общего  образования / М-во образования и науки Российской  Федерации – М.: Просвещение, 2011. – 48с. – (Стандарты второго поколения).
  2. Примерная  основная  образовательная  программа  образовательного  учреждения. Начальная  школа/сост. Савинов. – 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011г. – 204с. (Стандарты  второго  поколения).
  3. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Григорьев Д.В., Степанов П.В.. – М.: Просвещение, 2011. – 223с. – (Стандарты второго поколения).
  4. Гайдина Л., Кочергина А. Группа продлённого дня. 1 – 2 классы. Москва. «ВАКО». 2011г.
  5. Гайдина Л., Кочергина А. Группа  продлённого  дня. 3 – 4 классы. Москва. «ВАКО». 2012г.
  6. Горский В.А., Тимофеев А.А., Смирнов Д.В.и др. Примерные  программы  внеурочной  деятельности. Начальное  и  основное  образование / Под  ред.. Горского В.А. Москва. «Просвещение». 2011г. (Стандарты  второго  поколения).
  7. Колвин Л., Спиэр Э. Живой  мир. Детская  энциклопедия. Москва. «РОСМЭН». 2006г.
  8. Кут Р. Хочу всё знать. Динозавры и планета Земля. Москва. «РОСМЭН». 2006г.
  9. Комнатные растения. Мини-энциклопедия. Москва. АСТ.  Астрель. 2007г.
  10. Лазье К. Тайны  природы. Детская  энциклопедия. Москва. Махаон. 2010г.
  11. Ликум А. Всё  обо  всём. Популярная  энциклопедия  для  детей. Москва. АСТ. 2007г.
  12. Я познаю мир. Детская  энциклопедия. Животные. Сост. П.Ляхов. Москва. АСТ. 2008г.
  13. Я познаю мир. Детская  энциклопедия. Растения. Сост. Л.Багрова. Москва. АСТ. 2008г.

Для  учащихся:

  1. Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка. Москва. «Педагогика – Пресс». 2007г.
  2. Петтер Г. «Дедушка – Почему» и  секреты  природы. Москва. «РОСМЭН». 2007г.
  3. Плешаков А.А. От  земли  до  неба. Атлас-определитель. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Москва. «Просвещение». 2011г.
  4. Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан  на  поляне, или  Первые  уроки  экологической  этики: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Москва. «Просвещение». 2012г.
  5. Плешаков А.А. Зелёные  страницы. Книга  для  учащихся начальных классов. Москва. «Просвещение». 2012г.
  6. Художественные  книги, энциклопедии и  справочники  о  природе  для  младших  школьников.

                                                                                                             

                                                                                                               Приложение 1

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс  (33 часа)

№ п/п

Тема  занятия

Форма  проведения

1

Про зелёные леса и лесные чудеса  (6 часов)

1

1

Вводное занятие. Почемучкины  вопросы.

Беседа, диагностика, викторина.

2

2

Почему говорят: лес – наше богатство? Лесные загадки.

Экскурсия.

3

3

В гостях у Лесовичка. Кто живёт  в  лесу?

Просмотр фильма, беседа.

4

4

В гостях у Лесовичка. Что растёт в  лесу?

Беседа, игра.

5

5

Экологическая игра «Лукошко грибника»

Практическая  работа.

6

6

Путешествие  в  осень.

Экскурсия в природу.

5

Уголок  природы  (2 часа)

7

1

Царство комнатных растений.

Работа с источниками информации, беседа.

8

2

Растения – чужестранцы.

Экскурсия  в  библиотеку.

2

Знакомые незнакомцы  (7 часов)

9

1

Кошки  рядом  с  нами.

Экскурсия.

10

2

Кошки в дикой природе.

Просмотр фильма, беседа.

11

3

Собаки рядом с нами

Работа с источниками информации, беседа.

12

4

Собаки рядом с нами.

Работа с источниками информации, беседа.

13

5

Домашние  любимцы.

Экскурсия.

14

6

Пернатые друзья.

Экскурсия.

15

7

Творческая работа «Мы и домашние животные».

Практическая  работа.

5

Уголок  природы  (2 часа)

16

1

Аквариум. Мир  за  стеклянным  берегом.

Экскурсия.

17

2

Водное царство живого уголка.

Просмотр фильма, беседа.

3

Дом, где мы живём  (7 часов)

18

1

Путешествие  в  зиму.

Экскурсия в природу.

19

2

Почему у глобуса «белая шапка»?

Работа с источниками информации, беседа.

20

3

Что такое тундра?

Работа с источниками информации, беседа.

21

4

Что такое тайга?

Работа с источниками информации, беседа.

22

5

Какое поле самое – самое большое?

Работа с источниками информации, беседа.

23

6

Пустыня – это там, где совсем пусто?

Работа с источниками информации, беседа.

24

7

Где живёт крокодил?

Работа с источниками информации, беседа.

4

Тайны природы  (3 часа)

25

1

Необычные растения.

Работа с источниками информации, беседа.

26

2

Экзотические животные.

Работа с источниками информации, беседа.

27

3

Растения лечат.

 Экскурсия  в  аптеку.

5

Уголок  природы  (6 часов)

28

1

Путешествие  в  весну. 

Экскурсия в природу.

29

2

Рассматривание веточек деревьев.

Практическая работа.

30

3

День Земли. Устный журнал «Зелёный наряд нашей планеты».

Устный журнал.

31

4

Красная книга природы.

Работа с источниками информации

32

5

Экскурсия на станцию юннатов.

Экскурсия

33

6

Итоговое занятие.  Что  мы  узнали  и  чему  научились в первом классе.

Презентация для родителей.

Оценка достижений.

2 класс  (34 часа)

№ п/п

Тема  занятия

Форма  проведения

1

Введение

1

1

Введение.

Беседа, диагностика.

2

Жили-были динозавры  (7 часов)

2

1

Кто такие динозавры?

Работа с источниками информации, беседа.

3

2

Как выглядели динозавры?

Просмотр фильма, беседа.

4

3

Где и как жили динозавры? 

Практическая работа.

5

4

Чем питались динозавры?

Работа с источниками информации, беседа.

6

5

Палеонтология. Виртуальная экскурсия в палеонтологический музей.

Экскурсия.

7

6

Как стать специалистом по динозаврам?

Работа  с источниками информации, беседа.

8

7

Защита проектных работ «Динозаврики». 

Практическая работа. Оценка достижений.

3

Эти удивительные животные  (14 часов)

9

1

Почему птицы осенью улетают?

Экскурсия в парк.

10

2

Зачем птицы поют?

Экскурсия на станцию юннатов.

11

3

Почему совы могут охотиться в темноте?

Работа с источниками информации, беседа.

12

4

А животные умеют разговаривать?

Практическая  работа.

13

5

У какой птицы самое лучшее гнездо?

Работа с источниками информации, беседа.

14

6

Почему в одних сказках заяц – белый, а в других – серый?

Мини-конференция.

15

7

Зачем тигру полоски, а жирафу пятна? 

Практическая работа.

16

8

Почему кошка так часто умывается?

Практическая работа.

17

9

Для чего кошкам усы? Исследование.

Практическая работа.

18

10

Кто чует лучше всех?

Работа с источниками информации, беседа.

19

11

Какой зверь самый хищный на свете?

Работа с источниками информации. КВН.

20

12

Почему волк, заяц, лиса и медведь очутились в сказке?

Экскурсия в библиотеку.

21

13

За что белого мишку вписали в Красную книжку?

Мини-конфереция.

22

14

Конференция  «Эти удивительные животные».

Презентация проектных работ.

4

Загадки растений  (6 часов)

23

1

Почему лист зелёный?

Работа с источниками информации, беседа.

24

2

Почему осенью листья на деревьях желтеют и опадают?

Экскурсия в школьный сквер.

25

3

Отчего зимой у ёлки зелёные иголки?

Практическая работа.

26

4

Почему репейник колючий?

Практическая работа.

27

5

Отчего крапива жжётся?

Работа  с источниками информации, беседа.

28

6

Выпуск тематической газеты «Загадки растений».

Практическая работа.

5

Планета насекомых  (5 часов)

29

1

Кого на свете больше всех?

Работа с источниками информации.

30

2

Почему кузнечик зелёный? 

Практическая работа.

31

3

Экологическая тревога. Шмель жужжит о помощи.

Презентация мини-проектов.

32

4

Удивительные пчёлы.

Экскурсия в школьную библиотеку.

33

5

Необыкновенная жизнь обыкновенной божьей коровки.

Работа с источниками информации, беседа.

6

Заключение

34

1

Итоговое занятие.  Что  мы  узнали  и  чему  научились во 2 классе.

Презентация для родителей. Оценка достижений.

3 класс  (34 часа)

№ п/п

Тема  занятия

Форма  проведения

1

Введение  (1 час)

1

1

Введение. Почему мы часто слышим слово  «экология».

Беседа, диагностика.

2

Планета  Земля  (11 часов)

2

1

Что такое планета?

Работа с источниками информации, беседа.

3

2

Из чего состоит Земля? Почему бывает землетрясение?

Практическая работа.

4

3

Как появляются горы? Что такое вулкан. 

Практическая работа, эксперимент.

5

4

Как возникают реки?

Работа с источниками информации, беседа.

6

5

Во всех ли пустынях жарко и полно песка?

Просмотр фильма, беседа.

7

6

Что такое ледник? Полярные области Земли.

Практическая работа.

8

7

Какая у Земли атмосфера?

Работа с источниками информации, беседа.

9

8

Где формируется погода?

Работа с источниками информации.

10

9

Что такое климат?

Работа с источниками информации, беседа.

11

10

Природные ресурсы Земли.

Экскурсия.

12

11

Причины экологических катастроф.

Мини-конференция.

3

Экологическая  тревога  (6 часов)

13

1

Раненая земля.

Работа с источниками информации, беседа.

14

2

Ядовитые дожди и тающие льды. 

Практическая работа.

15

3

Разноцветная речка.

Работа с источниками информации, беседа.

16

4

Цветок на асфальте.

Практическая работа.

17

5

Грузовик на батарейках.

Экскурсия.

18

6

Травопогубители.

Работа с источниками информации, беседа.

4

Путешествуем  по  планете  (8 часов)

19

1

Кто в Африке живёт?

Просмотр фильма, беседа.

20

2

Растения Африки.

Работа  с источниками информации.

21

3

Животные Африки. 

Практическая работа.

22

4

Что в Австралии растёт?

Работа  с источниками информации, беседа.

23

5

Животные символы Австралии. 

Практическая работа.

24

6

Мы едем на край света. Антарктида.

Просмотр фильма, беседа.

25

7

Охраняемые природные территории  Европы. 

Практическая работа.

26

8

Охраняемые природные территории  Азии. 

Практическая работа.

5

Эти  удивительные  животные  (7 часов)

27

1

Зоологический музей.

Виртуальная экскурсия.

28

2

Зоопарк.

Мини-конференция.

29

3

Дельфинарий.

Просмотр фильма, беседа.

30

4

Океанариум.

Виртуальная экскурсия.

31

5

Животные нашего края.

Выпуск тематической газеты.

32

6

Орловское полесье.

Экскурсия.

33

7

Красная книга нашего края.

Презентация проектов.

6

Заключение  (1 час)

34

1

Итоговое занятие.  Что  мы  узнали  и  чему  научились в 3 классе.

Презентация для родителей. Оценка достижений.

4 класс  (34 часа)

№ п/п

Тема  занятия

Форма  проведения

1

Введение  (1 час)

1

1

Введение. Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты.

Беседа, диагностика.

2

Тайны  за  горизонтом  (5 часов)

2

1

Географические открытия в древности.

Практическая работа с картой.

3

2

Путешествие Марко Поло. Открытие Америки.

Работа с источниками информации, беседа.

4

3

Экспедиции Д.Кука.

Работа с источниками информации, беседа.

5

4

Покорение Северного и Южного полюса.

Работа с источниками информации.

6

5

Открытия русских путешественников (А.Никитин, Н.Пржевальский).

Практическая работа с картой.

3

Путешествуем по планете  (5 часов)

7

1

Растительный мир Северной Америки.

Работа с источниками информации, беседа.

8

2

Животный мир Северной Америки.

Просмотр фильма, беседа.

9

3

Растительный мир Южной Америки.

Практическая работа.

10

4

Животный мир Южной Америки.

Мини-конференция.

11

5

Охраняемые природные территории России.

Презентация проектов.

4

Загадки  растений  (5 часов)

12

1

История открытий удивительных растений.

Работа с источниками информации, беседа.

13

2

Родина комнатных растений.

Экскурсия.

14

3

Экзотические фрукты: ананас, банан, кокос, финик и др.

Практическая работа.

15

4

История возделывания и замечательные свойства обычных овощей и фруктов.

Работа с источниками информации, беседа.

16

5

Интересные особенности и необычное применение распространённых дикорастущих растений.

Практическая работа, эксперимент.

5

Загадки  под  водой  и  под  землёй  (6 часов)

17

1

Как изучают подводный мир.

Работа с источниками информации, беседа.

18

2

Киты, дельфины, акулы.

Практическая работа. Доклады.

19

3

История открытия гигантского кальмара.

Работа с источниками информации, беседа.

20

4

Морские цветы (актинии), звёзды, ежи и другие живые «чудеса».

Фотовыставка, экскурсия.

21

5

Жизнь в тёмных глубинах океана.

Просмотр фильма, беседа.

22

6

Загадочный мир пещер.

Работа с источниками информации, беседа.

6

Планета  насекомых  (4 часов)

23

1

Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека.

Экскурсия.

24

2

Жуки.

Практическая работа.

25

3

Бабочки.

Просмотр фильма, беседа.

26

4

Охрана насекомых.

Презентация проектов.

7

Тайны  камней  (4 часа)

27

1

Разнообразие камней. Кремень и его роль в жизни первобытного человека.

Виртуальная экскурсия в геологический музей.

28

2

Алмаз, его применение в ювелирном искусстве и технике, знаменитые бриллианты.

Работа с источниками информации, беседа.

29

3

Загадки янтаря и жемчуга.

Работа с источниками информации, беседа.

30

4

Обыкновенное чудо – соль.

Практическая работа, эксперимент.

8

Экологическая  тревога  (3 часа)

31

1

Последствия аварии нефтеналивного судна.

Практическая работа.

32

2

Представление о радиоактивном загрязнении среды.

Работа с источниками информации. Беседа.

33

3

Экологические знания и прогнозы.

Мини-конференция.

9

Заключение  (1 час)

34

1

Итоговое занятие.  Что  мы  узнали  и  чему  научились в 4 классе.

Презентация для родителей.

Оценка достижений.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Дуденевская школа»

                                                                             

 

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению

«Я – гражданин России»

Составила: Капитонова Светлана Николаевна

учитель начальных классов

                                                                                                         

                                                                        

2016 год

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка………………………………………………………..3

2. Планируемые результаты……………………………………………………13

3. Содержание программы……………………………………………………...20

4. Учебно-тематический план…………………………………………………..27

5. Список литературы…………………………………………………………...38

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

            В Концепции сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.  

Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Программа “Я – гражданин России” составлена на основе  Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.

Программа “Я – гражданин России” является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования  с учетом  воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.  

           Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

           Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации,   взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.  

           Программа “Я – гражданин России”  предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

           Программа   включает мероприятия по усилению противодействия искажения истории Отечества. Рекомендует привлекать ветеранов Великой Отечественной войны и труда, воинов – афганцев в целях сохранения преемственности  “славных боевых и трудовых традиций”; проводить встречи с интересными людьми: поэтами, художниками, музыкантами; экскурсии в краеведческие музеи; дискуссии, инсценированные представления, устные журналы, викторины; принимать участие в социальных проектах (вахта памяти, акция добра и милосердия); собирать материалы для музейного уголка “Операция Поиск”;  а также организовывать теоретические и практические занятия для детей и родителей.

Цель программы: создание условий для  формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;

- формировать эффективную работу по  патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;

- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную  деятельность  обучающихся с советами ветеранов войны и труда;

- повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.

        Формы организации внеурочной деятельности

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Теоретические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):

  • Беседы
  • Предметные уроки (литературное чтение, русский язык, окружающий мир, музыка, ИЗО)
  • Классный час  
  • Сообщения
  • Встречи с интересными людьми
  • Литературно – музыкальные композиции
  • Просмотр и обсуждение видеоматериала  
  • Экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная)
  • Поездки, походы по историческим и памятным местам

   

 Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):

  • Творческие конкурсы
  • Выставки декоративно-прикладного искусства
  • Коллективные творческие дела
  • Соревнования
  • Показательные выступления
  • Праздники
  • Викторины
  • Интеллектуально-познавательные игры
  • Трудовые дела
  • Тренинги
  • Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
  • Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
  • Заочные путешествия
  • Акции благотворительности, милосердия
  • Творческие проекты, презентации
  • Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров
  • Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания  (урочная, внеурочная, внешкольная)

 

Место проведения: школа, семья, учреждения дополнительного образования.   

Время проведения: первая и вторая половина учебного дня, выходные, каникулы.

 

Программа “Я – гражданин России” используется с 1-4 классы. Она включает  шесть  направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.

1. “Я и я” – формирование гражданского отношения к себе.

Задачи:

-формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;

- формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;

- воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;

- формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.

Предполагаемый результат деятельности:

высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимание учащимися ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.

Мероприятия: игры на развитие произвольных процессов (внимания, памяти, воображения и т.д.), беседы «Кто я? Какой я?», «Моё хобби», «Что такое личность?», тест «Познай себя», психологический практикум «Правила счастливого человека», час откровенного разговора «Мой сосед по парте», конкурс «Ученик года», беседы о вреде алкоголя, курения и наркомании, дни Здоровья, спортивные мероприятия, выпуск тематических газет, беседы по профориентации, акции милосердия.

2. “Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье.

Задачи:

-формировать уважение к членам семьи;

-воспитывать семьянина, любящего своих родителей;

-формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.

Предполагаемый результат деятельности:

-сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;

- сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;

-сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.

Мероприятия: беседы «Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью», « Забота о родителях – дело совести каждого», конкурс рисунков и стихотворений «Я люблю свою маму», конкурсы сочинений «Я и мои родственники», «Об отце говорю с уважением», «Моя мама – самая лучшая», соревнование «Мама, папа, я – дружная семья», концерт для родителей «От всей души», праздники «Семейные традиции», «Только раз в году», фотовыставка «Я и моя семья», классные часы с привлечением родителей, совместные праздничные вечера, день открытых дверей «День школы», родительские собрания, педагогический лекторий для родителей.

3. “Я и культура” – формирование отношения к искусству.

Задачи:

-воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы; формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина

Предполагаемый результат деятельности:

умение видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности.

Мероприятия: экскурсии в музеи, на художественные выставки и фотовыставки, посещение театров и кинотеатров, беседы об искусстве, встречи с творческими людьми, организация выставок детского творчества и фотовыставок, конкурс художественной самодеятельности «Звёзды Надежды» (конкурсы мастеров художественного слова, вокалистов, хоровых коллективов, инструменталистов, театральных и танцевальных коллективов), выставки книг, книжкина неделя, КВН.

4. “Я и школа” – формирование гражданского отношения к школе.

Задачи:

- формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;

- воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;

- воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;

- вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;

- воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.

Предполагаемый результат деятельности:

осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик – учитель», «ученик - ученик», выполнение распорядка работы школы и

возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.

Мероприятия: праздник первого звонка, экскурсия по школе «Мой школьный дом», беседы «Правила поведения в школе», беседа о школьном уставе «Мои права и обязанности», конкурс сочинений и рисунков «Моя школа», «Моя учительница», организация дежурств, игры «Самое сильное звено», «Проще простого о вежливости», конкурс сочинений «Наша школа в будущем», конкурс поздравлений, выпуск плакатов ко Дню учителя, концерт для учителей, акция «Библиотеке - нашу помощь», конкурс классных комнат «Самый уютный класс», конкурс классных уголков, трудовой десант «Укрась территорию школы», акция «Неделя пятерок».  

5. “Я и мое Отечество” – формирование гражданского отношения к Отечеству.

Задачи:

- развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;

- воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.

Предполагаемый результат деятельности:

убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

Мероприятия: беседы о государственной символике РФ и малой Родины, встреча с работниками прокуратуры «Об ответственности несовершеннолетних», лекция «Права и обязанности ребенка», экскурсии в краеведческие и школьные музеи, конкурс рисунков и сочинений «Моя малая Родина», встречи с ветеранами ВОВ, участниками локальных войн.    

6. “Я и планета” – формирование гражданского отношения к планете Земля.

Задачи:

- воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой;

- формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.

Предполагаемый результат деятельности:

обучающиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.

Мероприятия:  круглый стол «Я - житель планеты Земля», конкурс рисунков «Береги природу - наш дом», уборка территории вокруг школы «Укрась кусочек планеты», «Цветник у школы», конкурс стихотворений «Природа в поэзии», беседы «Мы в ответе за тех, кого приручили», экскурсии в природу «Вот и осень к нам пришла», «Зимушка-зима», «В гости к зеленой аптеке», мастерская кормушек, акция «Покормите птиц зимой».

                        ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Система контроля и оценки достижения

планируемых результатов

 С целью контроля реализации программы ее эффективности организуется мониторинг эффективности внедрения программы, который проводится  2 раза в 1-2 классах (декабрь, май) и 3 раза в 3-4 классах (сентябрь, декабрь, май).

 Подведение итогов мониторинга осуществляется на МО классных руководителей.

 Формы и средства контроля

  • Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой;  
  • Анкета «Необитаемый остров»;  «Настоящий друг» (А.С.Прутченков);
  • Методика – тест «Хороший ли ты сын (дочь) (Л.И.Лаврентьева);
  • Изучение самооценки личности младшего школьника;  
  • Методика определения самооценки (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн);
  • Проектная методика «Автопортрет»;
  • Конкурс рисунков «Я и мой класс»;
  • Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью по методике А.А. Андреева;
  • Социометрия;
  • Определение социальной активности школьника по методике Е.Н.Степанова;
  • Методики «Пословицы» (С.М.Петрова), «Наши отношения» (Л.М.Фридман);
  • Диагностика уровня воспитанности (методика Н.П. Капустиной);
  • Тест «Размышляем о жизненном опыте» (.Е.Щурковой).

Ценностные установки и планируемые результаты

Ценностные установки:  

любовь к России, к своему народу,  к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям,  

долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;

родная земля, заповедная природа, планета Земля;

красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.

         Планируемые результаты:

  Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.

  Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.

  Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста,  

неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.

  Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.

  У детей младшего школьного возраста накоплен личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке.

Критерии

Индикатор

Измеритель

Обретение чувства гражданственности, патриотизма и уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Имеет четкое представление о принадлежности к РФ

Анкета

Испытывает чувство гордости за родную страну

Анкета, педагогическое наблюдение,

педагогический анализ

Имеет представление о понятии «гражданин»

Анкета

Имеет начальные представления о правах, свободах и обязанностях человека

Анкета, анализ творческих работ,

собеседование

Сформированность моральных норм и правил поведения

Соблюдает моральные нормы и правила поведения

Методика изучения уровня воспитанности,

наблюдение педагогов, родителей

Ценностное отношение к учебному труду; сформированность первоначальных навыков общественно-полезной и личностно-значимой деятельности

Имеет ценностную установку «Учение», «Труд»

Методика изучения ценностных установок

 и ориентаций, портфолио обучающихся,

 результаты выполнения проектных работ

Участвует в общественно-полезной деятельности  

Мониторинг участия в общественно-полезных делах, акциях

Ценностное отношение к природе, окружающей среде

Имеет ценностную установку «Природа»

Методика изучения ценностных установок

 и ориентаций, портфолио обучающихся,

 результаты выполнения творческих

 и проектных работ

Ценностное отношение к прекрасному, сформированность представления об эстетических идеалах

Имеет ценностную установку «Прекрасное», интерес к чтению, произведениям искусства, спектаклям, концертам, выставкам, музыке.

Методика изучения ценностных установок

и ориентаций, педагогическое наблюдение,

 портфолио обучающихся, результаты

выполнения творческих и проектных работ

Ценностное отношение к  семье, старшему поколению

Имеет ценностную установку «Семья»,   начальные представления об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями

 Анкета, анализ творческих  и проектных

 работ, собеседование, отзывы родителей

Развитое социальное партнерство

Степень участия и эффективность взаимодействия с учреждениями дополнительного образования

Анализ воспитательной работы класса,

отзывы социальных партнеров,

 достижения обучающихся

 В результате реализации программы ожидается:

  • развитие творческих способностей;
  • осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
  • способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
  • осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

 

Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.

 Описание личных качеств ученика в результате реализации программы:

доброжелательный;

порядочный;

самодисциплинированный;

уверенный;

терпимый (толерантный);

самостоятельный;

ответственный;

целеустремленный (особенно к знаниям);

внимательный к сверстникам;

аккуратный;

уважительный;

любящий;

интеллектуальный;

здоровый;

общительный;

любознательный;

сопереживающий;

воспитанный;

трудолюбивый;

открытый;

активный;

коммуникабельный;

социально зрелый и др.

В целом это самоактуализированная личность ученика с раскрытым личностным потенциалом.

 

Организация работы по программе “Я – гражданин России” в 1-4 классах рассчитан на 1 час в неделю (1-2), 2 часа в неделю (3-4) и предполагает 4 ступени в соответствии с возрастными особенностями учащихся:

1 ступень – 1 класс «Маленькие Россияне»;

2 ступень – 2 класс «Моя Малая Родина»;

3 ступень – 3 класс «Россия – Родина моя»;

4 ступень – 4 класс «Я – гражданин России».

                 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 класс «Маленькие Россияне» - 33ч

Общий годовой план работы составляет -33ч, из них: теоретических -12, практических -21

1.“Я и я”(4ч) – формирование гражданского отношения к себе.

Я, ты, мы. Мой сосед по парте.

Кто что любит делать.

Антиреклама вредных привычек. Диагностика

2.“Я и семья”(6ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.

Моя семья – моя радость. Фотографии из семейного альбома. В чем я должен им помочь?

Кто мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки.    

Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза.    

Конкурсы рисунков сказок, стихов. Оформление фотовыставки

3.“Я и культура”(5ч) – формирование отношения к искусству.

Дары природы. Мисс осени.

История моего города.  

Откуда пришли елочные игрушки. Встречаем Масленицу.  

Экскурсии в музеи, конкурсы поделок из природного материала.  

4.“Я и школа”(8ч) – формирование гражданского отношения к школе.

Праздник первого звонка. Мой школьный дом. Правила поведения в школе. Законы жизни в классе. Школа вежливости.

Десант чистоты и порядка. Самый красивый школьный двор.

Экскурсии по школе, по школьному саду. Акции.

5.“Я и мое Отечество”(6ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.

Мои права и обязанности.

Они защищают Родину.  Мои родные – защитники Родины. Маленькие герои большой войны. Поклон тебе, солдат России. С чего начинается Родина?

Конкурсы стихов, песен. Подготовка и рассылка праздничных открыток.

6.“Я и планета”(4ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.

Планета просит помощи. Маленькая страна.

Мягкие лапки, а в лапках царапки. В гости к зеленой аптеке.  

Конкурсы рисунков. Экскурсии, экологические акции.

 

2 класс «Моя Малая Родина» - 34ч

Общий годовой план работы составляет -34ч, из них: теоретических -13, практических -21

1.“Я и я”(4ч) – формирование гражданского отношения к себе, другим людям.

Я – ученик. Мой портфель.

Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов.

 Диагностика. Сбор игр.

2.“Я и семья”(5ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.

Я помощник в своей семье.

Моя любимая мамочка.  Об отце говорю с уважением. Мама, папа, я – дружная семья. Здесь живет моя семья.

Конкурсы рисунков, сочинений.

3.“Я и культура”(4ч) – формирование отношения к искусству.

Родной край в древности. Поэты и писатели нашего города.      

Что посеешь, то и пожнешь.

Широкая Масленица.        

Экскурсии в музеи, вернисажи.

4.“Я и школа”(6ч) – формирование гражданского отношения к школе.

Обязанности ученика в школе. Я люблю свою школу. Самый уютный класс. Школьная символика (гимн, герб, флаг). По каким правилам мы живем в школе? Десант чистоты и порядка.

Конкурсы сочинений. Трудовой десант

5.“Я и мое Отечество”(9ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.

Урок Мира. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). Мы и наши права.  

Мой любимый город. Наш город. О чем шепчут названия улиц родного города.    

След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Герои Советского союза – наши земляки. Открытка ветерану.

Конкурсы рисунков, экскурсии в музеи, акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.

6.“Я и планета”(6ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.

Осень в родном городе. Знай и люби свой край.

Экология нашего города. День добрых волшебников.

Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц.  

Вывешивание кормушек, выставки рисунков.

3 класс «Россия – Родина моя» - 68ч

Общий годовой план работы составляет -68ч, из них: теоретических -18, практических -50

1.“Я и я”(5ч) – формирование гражданского отношения к себе.

Кому нужна моя помощь? Кто что любит и умеет делать.

Мы все такие разные. Для чего я рожден? Быть человеком.

Диагностика.

2.“Я и семья”(16ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.

В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали.

Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья – моя радость. Мой папа – мастер на все руки. Мамины помощники. У моих родителей – золотые руки.  

Доброта в стихах и сказках. Спешите творить добро! Что такое хорошо, а что такое плохо. Панорама добрых дел.

Пожилые люди – мудрые люди. Золотые бабушкины руки. Операция «Красный крест». Народный лечебник. Бабушкины советы.

Выставки. Конкурсы рисунков, сочинений. Акции. Оказание адресной помощи одиноким пенсионерам.

3.“Я и культура”(10ч) – формирование отношения к искусству.

Раз – словечко, два – словечко – будет песенка. Музыкальная азбука.  

Люблю тебя, моя Россия. Богатыри земли Русской.    

Мои любимые книги. Дети войны. Встреча с местными поэтами.

Новогодние зарисовки. Экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг.  Новогодняя сказка.  

Экскурсии в вернисаж, библиотеку.  

4.“Я и школа”(11ч) – формирование гражданского отношения к школе.

Мой класс – моя семья. Мои права и обязанности. Школьный Устав. Ты и твои друзья. Каков я в школе? Сценки из школьной жизни. Наша школа в будущем.

Вежливая улица.  По каким правилам мы живем.

Мастерская по изготовлению сувениров. Зеленые ладошки земли. Десант чистоты и порядка.

Конкурсы сочинений, рисунков. Выставки поделок. Диагностика. Трудовой десант. Высаживание рассады.

5.“Я и мое Отечество”(18ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.

Урок милосердия и доброты. Знакомства с символами Российского государства. Наша страна – Россия. Конституция – основной закон жизни страны. Флаги России.

Город, в котором я живу. Наша республика. Дорогая моя столица. Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь. История страны в названиях улиц. История Отечества.  Путешествие по стране. Кто хочет стать знатоком истории

Там, где погиб неизвестный солдат. Они служили в Армии. Честь имею. Вам, защитники Отечества!

О подвигах женщин в военное время.

Конкурсы стихов, сочинений. Выставки рисунков. Акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.

6.“Я и планета”(8ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.

Осень в родном городе. Сад на окошке.

Животные из Красной книги. Животные – рекордсмены. Сад на окошке.

Чем живет планета  Земля? Судьба Земли – наша судьба.  

Акции. Конкурсы сочинений, рисунков. Высаживание рассады.

4 класс «Я – гражданин России» - 68ч

Общий годовой план работы составляет -68ч, из них: теоретических -26, практических -42

1.“Я и я”(9ч) – формирование гражданского отношения к себе.

Кто я? Какой я? Откуда я родом. Хочу и надо. Тест «Познай себя».

Письмо самому себе. Правила жизни. Правила счастливого человека. «Можно» и «нельзя» в жизни. Мир моих интересов

Конкурсы на лучшее письмо. Диагностика.

2.“Я и семья”(9ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.

День пожилого человека. Песни  бабушек. Панорама добрых дел.

Забота о родителях – дело совести каждого. Фотовыставка «Я и моя семья». Моя семья. Наша домашняя коллекция. Игры с младшим братом (сестрой). Мои семейные обязанности.      

Акции. Конкурсы песен. Мини – проект. Оформление фотовыставки.     

3.“Я и культура”(9ч) – формирование отношения к искусству.

Знаменитые писатели и поэты. Сто великих женщин. Образ русской женщины.

О красоте, моде и хорошем вкусе.

Музыкальные превращения. Предметы быта в роли музыкальных инструментов. Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию».

Как встречают Новый год в разных странах. Масленица.

Конкурс на лучший рецепт блинов.

4.“Я и школа”(9ч) – формирование гражданского отношения к школе.

Продолжаем изучать Школьный Устав.

Школьный двор. Десант чистоты и порядка.  

Я и мой класс. Самое сильное звено. Мой лучший школьный друг. Наши классные обязанности. Зачем нужно учиться в школе.

Конкурсы рисунков, сочинений. Диагностика. Высаживание рассады.

5.“Я и мое Отечество”(20ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.

Поговорим о толерантности. Геральдика – наука о гербах. Символика  России. Символы нашего края. Государственный праздник – День Согласия и примирения.

Права ребенка.  Книга Ю Яковлева «Ваши права, дети». Наше право и наш интерес.

От вершины к корням. Из истории появления законов. Путешествие в страну Законию. Основной закон жизни нашего государства. Я – гражданин России.

Герои России. Есть такая профессия – Родину защищать. Мы – россияне.  

О подвигах женщин в военное время. Победа деда – моя победа. Герои Великой Отечественной войны. Память. Города – герои.

Конкурсы сочинений. Мини – проекты, презентации  и размещение в Интернете лучших работ. Оформление альбома. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.

6.“Я и планета”(12ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.

В ответе за тех, кого приучили. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек.

Тропы природы. Волшебный мир руками детей. Природа в поэзии.    

Растения из Красной книги. Растения – рекордсмены.

Мой город. Знаешь ли ты страны мира? Семь чудес света. Новый год шагает по планете.  Я - житель планеты Земля. Берегите природу.

Изготовление кормушек, поделок из бросового материала. Конкурс экологических сказок, стихов.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 класс «Маленькие Россияне»  - 33ч

2 класс «Моя Малая Родина» - 34 ч 

3 класс «Россия – Родина моя» - 68ч

4 класс «Я – гражданин России» - 68ч

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеева, Л.Н. Стихи о растениях [Текст] / сост. Л.Н.Алексеева. – СПб: Тритон, 1997.

2. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.

3. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2004.

4. Бродовска, З.В. В стране экологических загадок [Текст] / З.В. Бродовская. – Новосибирск, 2003.

5. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru

6. Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О.С. Газман. - М.: Новое педагогическое мышление, 1989. - 221с.

7. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. - №17. -  9 - 13с.  

8. Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007

9. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. - №1. – 147с.

10. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников

[Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.

11. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.

12. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова –  Волгоград: изд. «Учитель», 2001.  

13. Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] / Научно – методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2006. - №3. – 40с.

14. Молодова, Л.М. Экологические праздники для детей [Текст] / сост. Л.М.Молодова. – Минск: Асар, 1999.

15. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2009. - №8 – 10 -16с.

16. Павленко, Г.В. Ваши любимые песни [Текст] / сост. Г.В.Павленко. – Смоленск: Русич, 1996.

17. Перекатьева, О.В. Сценарии школьных праздников [Текст] / сост. О.В.Перекатьева. – Ростов–на–Дону, 2001.

18. Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / авт. – сост. Е.В.Богданова, Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова. – Белово, 2010. – 48-49с.

19. Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – 191., 204с.

20.Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.