Дидактический материал к урокам
На данной странице представлен материал для проведения контрольных, проверочных и лабораторных работ. Использование данного материала поможет учителю осуществить регулярный контроль предметных и метапредметных результатов. Учащиеся, выполняя эти работы, поэтапно подготовятся к сдаче итоговых экзаменов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartochki-zadaniya_6_klass.docx | 802.09 КБ |
proverochnye_raboty_5_klass.rar | 65.35 КБ |
olimpiada_8_klass.docx | 16.94 КБ |
prakticheskie_raboty_9_klass.rar | 31.83 КБ |
olimpiada6klass.docx | 22.34 КБ |
testy_po_biologii_7_klass_po_uchebniku_n.i._sonin.docx | 743.29 КБ |
didakticheskie_kartochki_7_klass.docx | 77.49 КБ |
kontrolnaya_rab_klass_mlekopitayushchie.docx | 20.91 КБ |
test_kletka-osnova_stroeniya_i_zhiznedeyatelnosti_organizmov.docx | 12.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Плоды»
Карточка №1
1.Вставьте пропущенные слова в текст:
Функции плода -_________ и_____________________ семян.
Цветок, плод и семена - ___________ органы растения.
Растения, семена которых покрыты околоплодником, называются__________________
2.Покажите стрелками на схеме, из каких частей цветка развились соответствующие части плода:
Карточка 2
1.Найди лишнее
1 23
2. Яблоко имеет околоплодник (А)--------, поэтому его относят к (Б)------ плодам, а орех имеет околоплодник (В) --------, поэтому его плод называют (Г)--------.
Карточка 3
1.Найди лишнее
3
2.Плод состоит из________ и _______. Околоплодник- разросшиеся и видоизменившиеся стенки______. Семена образуются из ________.
По количеству семян плоды разделяют на ___________ и __________.
Тема «Строение растительной клетки»
Карточка №1.
Задание №1.
Для каждой из предложенных частей клетки подберите нужные характеристики и запишите их в виде соответствующих им цифр в таблицу:
Пластиды | Оболочка | Цитоплазма | Ядро | Вакуоль |
Характеристики частей клетки:
- Клеточная стенка, ограничивающая внутреннюю часть клетки.
- Полость с клеточным соком, содержащая сахара, другие органические вещества и соли.
- Бесцветное вязкое вещество клетки, в котором находятся все части клетки.
- Зернистые образования различной формы и цвета.
- Темное плотное образование, являющееся основной частью клетки.
Задание №2.
Выберите правильные ответы.
1) Благодаря делению клеток происходит:
А)рост организма; В) дыхание организма;
Б) питание организма; Г) обмен веществ.
2) В молодых клетках, в отличие от старых:
А) отсутствует ядро;
Б) вакуоль занимает практически все пространство;
В) вакуоли мелкие, почти не заметные;
Г) не имеет хромосом.
Тема «Строение растительной клетки»
Карточка №2.
Задание №1.
Для каждой из предложенных частей клетки подберите нужные характеристики и запишите их в виде соответствующих им цифр в таблицу:
Пластиды | Оболочка | Цитоплазма | Ядро | Вакуоль |
Функции частей клетки:
- Обеспечивает рост, размножение и жизнедеятельность клетки. При отсутствии его клетка погибает.
- Накапливает питательные вещества и продукты обмены веществ клетки.
- Содержат вещества (пигменты), придающие растению окраску.
- Обеспечивает связь между всеми частями клетки, способна к движению
- Предохраняет клетку от внешних воздействий, служит опорой и придает форму.
Задание №2.Выберите правильные ответы.
1)Увеличение числа клеток в растущем организме происходит за счет:
А) обмена веществ; В) их роста;
Б) их деления; Г) связи организма со средой.
2) Вся наследственная информация клетки находится в:
А) ядре; В) митохондриях;
Б) оболочке; Г) пластидах.
Тема «Корень»
Карточка №1.
Задание 1.
Рассмотрите рисунок. Какие корневые системы изображены на рисунках? Какие корни обозначены цифрами 1—3? Какие корневые системы характерны для двудольных растений, а какие — для однодольных растений?
Задание 2.
Какие утверждения верны?
- Корень — специализированный орган почвенного питания.
- Виды корневых систем: стержневая, мочковатая и придаточная.
- Боковые корни отходят от главного корня.
- Придаточные корни образуются на боковых корнях.
5.Удаление верхушки корня усиливает рост корня.
Задание 3.
Тест.
Основная функция корня заключается в...
A. почвенном питании и образовании корнеплодов;
Б. почвенном питании и удержании в почве;
B. дыхании и удержании в почве;
Г. размножении и почвенном питании.
Тема «Корень»
Карточка №2.
Задание 1.
Рассмотрите рисунок. Перепишите предложения, вставив пропущенные слова.
При прорастания семени фасоли первым появляется ___________. Из зародышевого корешка развивается ______________.У фасоли образуется ______________ корневая система, которая состоит из______________ корня и_______________корней.
Задание 2.
Какие утверждения верны?
1..Корень всасывает воду из почвы с помощью корневых волосков.
2.Рост корня обеспечивается делением клеток на его верхушке.
3.Кончик корня покрыт корневым чехликом.
4.В корне за зоной всасывания находится зона поглощения.
5. Корни дышат кислородом.
Задание 3.
Тест.
Боковые корни развиваются….
A. только на главном корне;
Б. только на придаточных корнях;
B. на стебле растения;
Г. на главном и придаточных корнях.
Тема: «Побег».
Карточка №1.
1. Рассмотрите рисунок. Напишите названия частей строения побега, обозначенных цифрами.
2. Тестовые задания:
1) Почки, развивающиеся на концах побегов, называют:
А. верхушечными В. пазушными
Б. придаточными Г. спящими
2) Побег состоит из:
A. стебля с расположенными на нем цветами
Б. стебля с расположенными на нем листьями и почками
B. корня и стебля
Г. узлов и междоузлий.
3) Вставочный рост характерен для:
А. бамбука и мятлика В. березы и осины
Б. элодеи и яснотки Г. крапивы и герани
3. Назовите виды листорасположения.
Тема: «Побег».
Карточка №2.
1.Рассмотрите рисунки 1 и 2. Напишите название почек и их частей, обозначенных цифрами.
2. Тестовые задания:
1) Побег это
A. вегетативный орган растения
Б. генеративный орган растения
B. побег может быть вегетативным или генеративным
Г. все ответы не верны.
2) Береза и липа имеют листорасположение:
A. очередное Б. супротивное
B. мутовчатое Г. очередное или супротивное
3) Участок стебля, на котором развивается лист, называют
А. междоузлием В. листовым рубцом
Б. пазухой листа Г. узлом.
3. Какая почка называется спящей?
Тема: «Побег».
Карточка №3.
1. Рассмотрите рисунок и укажите листорасположение у данных побегов.
2. Тестовые задания:
1) Побег состоит из:
A. стебля с расположенными на нем цветами
Б. стебля с расположенными на нем листьями и почками
B. корня и стебля
Г. узлов и междоузлий.
2) Вегетативные почки растений состоят из:
A. зачаточного стебля и зачаточных листьев
Б. зачаточного стебля и зачаточных почек
B. зачаточного стебля и зачаточных листьев и зачаточных почек
Г. зачаточного стебля и зачаточных листьев и зачаточных почек и цветов.
3) Мутовчатое листорасположение имеют:
А. сирень и каштан В. элодея и вороний глаз
Б. береза и тополь Г. жимолость и черемуха.
3. Назовите виды почек у растения.
Тема: «Побег».
Карточка №4.
1. Рассмотрите рисунок. Напишите названия частей строения побега, обозначенных цифрами.
2. Тестовые задания:
1) Почки, развивающиеся на концах побегов, называют:
А. верхушечными В. пазушными
Б. придаточными Г. спящими
2) Вегетативные почки растений состоят из:
A. зачаточного стебля и зачаточных листьев
Б. зачаточного стебля и зачаточных почек
B. зачаточного стебля и зачаточных листьев и зачаточных почек
Г. зачаточного стебля и зачаточных листьев и зачаточных почек и цветов.
3) Побег это:
A. вегетативный орган растения
Б. генеративный орган растения
B. побег может быть вегетативным или генеративным
Г. все ответы не верны.
3. Назовите виды листорасположения.
Предварительный просмотр:
Проверочная работа №2
Клеточное строение организмов
1.Увеличение изображения, обеспечиваемое световым микроскопом, соответствует:
А) увеличению, которое обеспечивается окуляром
Б)увеличению, которое обеспечивается объективом
В)сумме увеличений объектива и окуляра
Г)произведению увеличений объектива и окуляра
2. Хлоропласты имеют окраску
А)желтую в) красную
Б)бесцветную г)зеленую
3. В растительной клетке вакуоли находятся в:
А) ядре в) клеточном соке
Б)цитоплазме г)пластидах
4.Хромосомы:
А) переносят питательные вещества в клетке
Б) накапливают питательные вещества
В)образуют органические вещества
Г)передают наследственные признаки
5.Из перечисленных химических элементов относятся к группе, объединяющей элементы, содержащиеся в клетке в малых количествах(около 2% от массы)
А) азот, кислород и углерод в)углерод, кальций и магний
Б) кислород, азот и водород г)калий, натрий и фосфор
6. Органические вещества, обеспечивающие клетку энергией.
А)белки и жиры
Б) жиры и углеводы
В)углеводы и нуклеиновые кислоты
Г)вода и углеводы
7.Органические вещества, являющиеся основным строительным материалом структур клетки и принимающие участие в регуляции процессов ее жизнедеятельности:
А)белки
Б) жиры
В)углеводы
Г)нуклеиновые кислоты
8. Хлоропласты:
А) переносят питательные вещества в клетке
Б) накапливают питательные вещества
В)образуют органические вещества
Г)передают наследственные признаки
9. Все виды растительных тканей образуются в результате деления клеток:
А) покровных тканей
Б) механических тканей
В) проводящих тканей
Г)образовательных тканей
10. Мертвыми элементами проводящей ткани растений являются:
А) клетки основной ткани
Б) ситовидные трубки
В) сосуды
Г)все перечисленные элементы строения
11. Выберите три правильных ответа из шести предложенных
В цитоплазме растительной клетки находятся:
А)ядро, б)пластиды, в)хромосомы, г)вакуоли, д)ядрышко, е)ядерный сок
Предварительный просмотр:
Олимпиада по химии 8 класс
- Греческий врач Диоскорид (Iвек н.э.) назвал это вещество «серебряная вода»(1), алхимики называли его «живое серебро» (2) и «меркурий». О каком веществе идет речь? Почему его так (1) и (2) называл? (2балла).
- Для изучения состава атмосферы планеты N на нее спущен зонд, который провел пробы и получил следующие результаты: известковая вода в атмосфере планеты не помутнела. Зажигалка не загорелась, шар заполненный гелием, не взлетел, нагретый оксид меди (II) покраснел. Из какого газа состоит атмосфера этой планеты? Запишите уравнения проведенных реакций. (3балла)
- При обезвоживании организма и потерях крови больным внутривенно вводят физиологический раствор – 0,9 %- раствор хлорида натрия. Молодой лаборант для приготовления физиологического раствора взял 1 литр воды и 9 г соли, потом подумал и добавил еще 1 г соли. Какова массовая доля соли в полученном растворе? Можно ли его использовать для внутривенного введения? (4 балла)
- Запишите уравнения реакций, укажите их типы. Какая из этих реакций является реакцией нейтрализации? (6,5 балла):
а) фосфор +кислород =
б)оксид серебра(I)+ водород=
в)серная кислота + гидроксид железа(III)=
г)карбонат натрия+ соляная кислота =
Запишите в ионном виде уравнения реакций в) и г) (1балл каждая реакция) 5. Гранулу цинка массой 0,65 г поместили в 20г 3%-ного раствора HCI. Растворится ли цинк полностью в кислоте? Сколько литров водорода при этом выделится? (5 баллов)
6.Верите ли вы, что:
- элемент бор назвали в честь ученого Нильса Бора?
- селен и теллур названы в честь планет? Если да, то в честь, каких планет?
- рутений и галлий названы в честь стран? Если да , то в честь каких?
-тулий назван в честь города Тулы? (4балла)
7. Запишите уравнения реакций, соответствующих схеме (6баллов)
H2O---O2---SO2---H2SO3---CaSO3---CaO---Ca(OH)2
Где больше атомов и во сколько раз: в одном моле воды или в том количестве CaSO3, которое получено из одного моля воды согласно этой схеме? (4балла)
Предварительный просмотр:
Практическая работа №1
Осуществление цепочки химических превращений металлов
Цель
Вариант№1
Оборудование и реактивы: спиртовка, пробиркодержатель, спички, стеклянные палочки, штатив для пробирок, пробирки(3шт.), воронка, фильтровальная бумага, спиртовка, спички; соляная кислота, растворы сульфата меди(II) и гидроксида натрия.
Содержание и порядок проведения опыта
1.Выполнение задания
Составьте молекулярные уравнения реакций, соответствующих цепочке превращений:
CuSO4----Cu(OH)2----CuO----CuCI2
Для превращения1 составьте ионные уравнения реакции.
Дайте характеристику реакции 2 по всем изученным признакам классификации химических реакции (приложение5).
2.Ознакомьтесь с рекомендациями по осуществлению цепочек превращений (приложение4).
3. Проведите реакции, соответствующие рассмотренной выше цепочке превращений, соблюдая правила техники безопасности 4,9,3,8,11,14,16,17, 5
4. Оформите отчет, заполнив таблицу
Что делали | Наблюдения | Выводы |
Практическая работа №2
Получение и свойства соединений металлов
Цель.
Задание №1
Оборудование и реактивы: штатив для пробирок, пробирки, растворы хлорида алюминия и гидроксида натрия.
Ход работы.
- Изучили инструкцию по проведению опыта.
В математике действует правило – «от перемены мест слагаемых сумма не изменяется». Всегда ли оно справедливо для химии? Проверьтеэто на примере следующего опыта.
Получите гидроксид алюминия по реакции обмена и докажите его амфотерный характер. Для этого проведите реакцию, уравнение которой
AICI3+ 3NaOH=AI (OH)3+3NaCI
Проведите эту реакцию в двух вариантах, используя в каждом варианте одинаковые объемы растворов исходных веществ: сначала к раствору хлорида алюминия добавляйте по каплям раствор гидроксида натрия, затем к раствору гидроксида натрия добавляйте по каплям раствор хлорида алюминия. Наблюдайте, в каком случае выпадает осадок, а в каком - нет.
- Оформите отчет, заполнив таблицу.
Что делали | Наблюдения | Уравнения реакции |
- Объясните результаты, полученные при проведении опыта
Задание 2
Оборудование и реактивы: штатив для пробирок, железо(порошок), соляная кислота, раствор гидроксида натрия.
Ход работы
- Выполните задания.
Составьте уравнения реакций, соответствующих цепочке превращений:
Fe------FeCI2-----FeCI3
Вуравнениях расставьте коэффициенты методом электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель.
Назовите все исходные вещества и продукты реакции.
- Оформите отчет, заполнив таблицу.
Что делали | Наблюдения | Выводы |
- Запишите молекулярные и ионные уравнения реакций, подтверждающих наличие в растворах солей ( по катиону), полученных при осуществлении цепочки превращений
Практическая работа №3.
Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ
Цель.
Задание1.
Вариант1
Оборудование и реактивы: штатив для пробирок, три пронумерованные пробирки, в которых находятся растворы гидроксида натрия, карбоната калия, хлорида бария, пробирки(6шт.);реактивы на ион бария, на хлорид- ион,индикаторов.
Содержание и порядок выполнения опыта.
- Теоретически решите задачу на распознавание веществ, используя минимальное число реактивов
В трех пробирках находятся растворы гидроксида натрия, карбоната калия и хлорида бария. Определите, в какой пробирке находится каждое из веществ.
- Впишите в таблицу формулы исследуемых веществ, реактивов на ионы, содержащихся в исследуемых веществах, и признаки реакции, наблюдаемые при сливании растворов веществ.
Название вещества, его формула | Формула реактивов | ||
Гидроксид натрия | |||
Карбонат калия | |||
Хлорид бария |
2)Запишите молекулярные и ионные уравнения возможных реакции для тех случаев,
когда наблюдается изменение в реакционной системе (образование газа, осадка, изменение цвета).
2Решите задачу экспериментально, соблюдая правила техники безопасности.
Из пронумерованных пробирок с исследуемыми веществами возьмите пробы растворов. Добавьте в каждую из них по несколько капель одного из реактивов. Отметьте наблюдения в таблице
Номер пробирки | Формула реактивов | ||
1 | |||
2 | |||
3 |
3.Сделайте вывод о том, в какой из пробирок находилось каждое из исследуемых веществ.
Практическая работа №4 Экспериментальные задачи по теме « Подгруппа кислорода»
Цель
Обору дование и реактивы: штатив для пробирок, пробирки, реактивы
Задача1. Проведите реакции, подтверждающие, что в состав серной кислоты входят катионы водорода и сульфат –ионы. Напишите молекулярные и ионные уравнения соответствующих реакций.
Оформите отчет
Что делали | Наблюдения | Выводы |
В исследуемом веществе содержится катион_________, Так как при его взаимодействии с ____________ В исследуемом веществе содержится анион _____, так как при его взаимодействии с ________ образуется_________. |
Вывод: исследуемое вещество – это___________________, так как оно содержится катион___________ и анион________________
Задача 2.Впробирку поместите1-2 гранулы цинка и прилейте серной кислоты. Что наблюдаете? Напишите уравнения реакций и рассмотрите окислительно- восстановительные процессы.
Оформите отчет.
Что делали | Наблюдения | Выводы |
Задача3.Выданы 3 пробирки с растворами. Определите, в какой из них находится соляная кислота, серная кислота, гидроксид натрия.
Оформите отчет.
Название вещества, его формула | Формулы реактивов | ||
Соляная кислота------- | |||
Серная кислота-------- | |||
Гидроксид натрия-------- |
Вывод -----------------------------
Запишите молекулярные и ионные уравнения возможных реакций
Предварительный просмотр:
Школьный этап олимпиады
по биологии для школьников 6 класса
2016-2017 учебный год ( продолжительность 120 минут)
Работа составлена учителем биологии МБОУ «Дуденевская школа» Вдовиной А.М.
Всего за работу 30 баллов
Часть 1.Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. За каждое тестовое задание по 1 баллу.
1.Наука, изучающая клетку…
а)зоология; в)цитология
б)биология г)экология
2.Плауны размножаются:
а) только семенами в) спорами и вегетативно
б)только спорами г)только вегетативно
3.Конечным продуктом фотосинтеза у зеленых растений является вещество:
а) крахмал б)хлорофилл в)углекислый газ г) вода
4.Водная оболочка Земли…
а) гидросфера в)литосфера
б) биосфера г)атмосфера
5.Как называются половые клетки организма?
а)гаметы б) диплоидные в) соматические г) зиготы
6.В воздухе больше всего сдержится:
а) кислорода в) углекислого газа
б)азота г)метана
7.Растения отличаются от животных тем, что у них происходит:
а) горение в) дыхание
б) фотосинтез г) размножение
8. Из семядолей, стебелька, корешка и почечки состоит
а) эндосперм, б) рубчик, в) зародыш семени, г) семявход
9. Какие организмы относят к Царству Грибы
а) маргаритка б) ламинария в) дрожжи г)мхи
10. В слоевище лишайника гриб
а) создает органические вещества
б) обеспечивает водоросль водой и минеральными веществами в) создает крахмал
г) обеспечивает водоросль кислородом
Часть 2
Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов -10 (по 2 балла за каждое задание).
1.К растительным тканям относятся:
а) мышечная б) покровная
в) механическая г) нервная
д) проводящая
1.абг, 2.агд, 3.бвд, 4.агд
2. К зеленым водорослям относятся
а) порфира б) ламинария
в) хлорелла г) спирогира
д) хламидомонада
1.абг, 2.агд, 3.бвд, 4.вгд
3. Положительная роль бактерий
а) разложение в природе сложных веществ отмерших организмов
б) разрушение сена в стогах
в) связывание атмосферного азота
г) получение молочнокислых продуктов
д) гниение продуктов питания
1.авг, 2бвг, 3агд, 4бгд
4. По форме слоевища различают лишайники
а) древовидные б) листоватые
в) кустистые г) бурые
д) накипные
1. авг, 2 бвг, 3бвд, 4агд
5. Корень может:
а) поглощать воду с растворенными веществами.
б) закреплять растения в почве
в) расти за счет вставочной меристемы.
г) синтезировать аминокислоты, гормоны
д) образовывать чешуевидные листья на старых участках корней
1.абв 2.абг 3.бгд 4.авд
Часть 3. Вам предлагаются суждения, с каждым из которых следует либо согласиться «да», либо отклонить -«нет». Максимальное количество баллов -5 (по 1 баллу за каждое задание).
1.Цитоплазма обеспечивает взаимосвязь всех частей клетки.+
2.Единственная функция клеточной мембраны - поддержание постоянной формы клетки.
3. Вайи- это перезимовавшие побеги хвоща.
4.Голосеменные и покрытосеменные – высшие семенные растения.
5.Настоящих корней у мхов нет, их заменяют ризоиды.
Часть 4. Установите соответствие между группами организмов и их характерными чертами. Максимальное количество баллов -5
Характерные черты Группы организмов
А) клетки безъядерные 1) бактерии
Б) наличие ядра в клетках 2)грибы
В) размножаются делением клетки на две
Г) некоторые могут образовывать
микоризу
Д) некоторые способны связывать
атмосферный азот
Матрица ответов 6 класс
Часть 1. Максимум 10 баллов
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
в | в | а | а | а |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
б | б | в | в | б |
Часть 2. Максимум 10 баллов.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
3 | 4 | 1 | 3 | 2 |
Часть 3 Максимум 5 баллов.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
+ | - | - | + | + |
Часть 4 . Максимум 5 баллов.
А | Б | В | Г | Д |
1 | 2 | 1 | 2 | 1 |
Предварительный просмотр:
МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОГО И НАУКА СИСТЕМАТИКА
ОТ КЛЕТКИ ДО БИОСФЕРЫ. ЧАРЛЗ ДАРВИН. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВИДОВ. СИСТЕМАТИКА
Вставьте пропущенное слово.
1. Закончите предложения, вставив необходимые по смыслу слова.
Все живые организмы имеют сходство в строении – все они состоят из ...
2. Клетки многоклеточного организма, в отличие от одноклеточного, специализированы и не могут существовать ...
3. Живое вещество биосферы – это все ... ..., обитающие на ...
4. Биоценоз – это сообщество ..., ..., ..., ..., живущих на одной территории, и ... между собой.
5. Эволюционное учение создал ученый ...
6. Основная единица классификации – ...
7. Всего различают пять царств живой природы: ..., ..., ..., ..., ...
8. Видом называют особи, имеющие сходство по морфологическим, ..., ... и биохимическим признакам, свободно ... и дающие ... потомство.
Выберите правильный ответ.
9. Живой организм – это:
А. Группа клеток, выполняющих различные функции
Б. Группа клеток, образующих ткани, выполняющих различные функции
В. Группа клеток, образующих ткани и органы, осуществляющих только одну определенную функцию
Г. Согласованное взаимодействие клеток, тканей и органов, составляющих этот организм
10. Популяция – это:
A. Особи одного вида
Б. Особи одного вида, обитающие на одной территории
B. Все живые организмы, обитающие на одной территории
Г. Особи одного вида, обитающие на одной территории и частично или полностью изолированных от особей других таких же групп
11. Оболочка земли, заселенная живыми организмами, это:
А. Атмосфера
Б. Литосфера
В. Биосфера
Г. Биоценоз
12. В основе систематики лежит:
A. Изучение многообразия живых организмов
Б. Изучение строения живых организмов
B. Распределение живых организмов по группам на основе сходства и родства
Г. Изучение ископаемых видов живых организмов
13. Основоположником систематики является:
А. Карл Линней
Б. Чарлз Дарвин
В. Аристотель
Г. Теофраст
14. Выберите правильную последовательность систематических категорий.
А. Вид, семейство, род, отряд, класс, тип, подтип, царство
Б. Вид, род, семейство, отряд, класс, подтип, тип, подцарство, царство
В. Род, вид, семейство, класс, отряд, тип, подтип, царство
Г. Вид, подвид, род, семейство, отряд, класс, подтип, тип, подцарство, царство
Выберите верное утверждение.
15. 1. Английский ученый Чарлз Дарвин в 1906 г. опубликовал книгу, где объяснил развитие природы действием естественных законов.
2. Создание человеком новых пород животных и сортов растений производится на основе индивидуальной наследственной изменчивости.
3. Из поколения в поколение человек выбирал животное или растения с полезными для себя признаками, например растения с сочными и крупными плодами.
4. Понимание происхождения культурных форм растений и животных позволило объяснить происхождение видов животных и растений.
5. Причинами, определяющими процесс видообразования, являются борьба за существование и естественный отбор.
6. Борьба за существование включает только сложные и многообразные отношения между живыми организмами.
7. Конкуренция между различными видами включает борьбу за пищу.
8. В процессе борьбы за существование происходит естественный отбор.
9. Наиболее приспособленные организмы к определенной среде обитания оставляют плодовитое потомство и их численность возрастает.
10. Движущие силы эволюции – это наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор.
16. Расставьте в правильной последовательности один из примеров естественной классификации животного царства, указав систематические категории – вид, род, семейство, отряд, класс, тип, подтип, царство.
Животные (1), Позвоночные (2), Млекопитающие (3), Хордовые (4), Шимпанзе швейнфуртовский (5), Приматы (6), Шимпанзе (7), Человекообразные обезьяны (8).
ЦАРСТВО ПРОКАРИОТЫ
ПОДЦАРСТВО НАСТОЯЩИЕ БАКТЕРИИ. ПОДЦАРСТВО АРХЕБАКТЕРИИ. ПОДЦАРСТВО ОКСИФОТОБАКТЕРИИ
Вставьте пропущенное слово.
1. Закончите предложения, вставив необходимые по смыслу слова.
Все бактерии объединяют в царство ...
2. Изучением строения и жизнедеятельности микроорганизмов занимается наука – ...
3. А. Бактерии, существующие в бескислородной среде называют ...
Б. Бактерии, существующие в ... среде называют аэробами.
4. Цианобактерии нередко называют ...
5. Закончите предложение.
Цианобактерии сыграли важную роль в изменении ... атмосферы, что связано с их ... деятельностью.
6. На рисовых полях для обогащения почвы азотом используется ...
7. Закончите предложения.
А. Самыми древними бактериями на Земле являются ...
Б. Архебактерии метанообразующие существуют строго в ... условиях.
Выберите правильный ответ.
8. Способ передвижения бактерий:
A. При помощи жгутиков
Б. «Реактивный» – выбрасывание слизи
B. При помощи крылышек
Г. Все утверждения верны
9. Установите последовательность процессов при размножении бактерии.
A. Образование дочерних клеток
Б. Клетка удлиняется
B. Образуется поперечная перетяжка
Г. Удвоение бактериальной хромосомы
10. Установите последовательность процессов при спорообразовании.
A. Прекращение обмена веществ в клетке
Б. Отделение части цитоплазмы, содержащей наследственный материал
B. Образование толстой многослойной капсулы
Г. Клетка становится меньших размеров
11. Спора бактерий – это ...
A. Половая клетка
Б. Форма для размножения
B. Форма для выживания бактерий в неблагоприятных условиях
Г. Название бактерий
12. Для получения энергии бактерии используют:
A. Органические соединения
Б. Неорганические соединения
B. Солнечный свет
Г. Все утверждения верны
Найдите соответствие.
13. Подберите соответствующую характеристику бактериям различного типа питания:
I. Гетеротрофы
II. Автотрофы хемосинтеза
III. Автотрофы фотосинтеза
A. Образование органических веществ из неорганических за счет энергии солнечного света
Б. Питаются готовыми органическими веществами
B. Образование органических веществ из неорганических за счет энергии окисления неорганических веществ
14. Из предложенных терминов составить схему биологического круговорота:
I. Органические вещества
II. Неорганические вещества
III. Живые организмы
IV. Отмершие части живых организмов и останки
V. Бактерии разрушители
Сделайте вывод о роли бактерий разрушителей в биологическом круговороте.
15. Дополните и составьте схему «Роль бактерий в жизни человека».
Используя схему, составьте рассказ о роли бактерий в жизни человека.
16. Используя предложенные термины, заполните схему:
I. Серобактерии
II. Метанобактерии
III. Болота, очистные сооружения, рубец животных
IV. Газ метан
V. Сера и соединения серы
VI. Серная кислота
VII. Месторождения серы
VIII. Архебактерии
Используя схему, подготовьте рассказ о значении археобактерий в природе.
17. Найдите ошибку в предложении.
По форме бактерии делятся на кокки, бациллы, спириллы, талломы, вибрионы.
Выберите верное утверждение.
18. 1. Бактерии – диплококки представляют собой скопления плотных пачек.
2. На поверхности бактерий часто развиты жгутики и ворсинки.
3. Клеточная стенка бактерий образована целлюлозой.
4. У бактерий отсутствуют мембранные органоиды, например митохондрии, пластиды.
5. В бактериальной клетке все ферменты, которые обеспечивают процессы ее жизнедеятельности, находятся в цитоплазме или на внутренней поверхности цитоплазматической мембраны.
6. Большинство бактерий автотрофы.
7. Некоторые бактерии синтезируют органическое вещество из неорганического за счет энергии окисления неорганических соединений.
8. Некоторые бактерии могут преобразовывать солнечную энергию.
9. Бактерии разрушают отмершие растительные и животные организмы.
10. Бактерии преобразуют органические вещества в неорганические и возвращают химические элементы в биологический круговорот.
11. Бактерии поражают только животных и человека.
12. Первые бактерии появились 7 млрд лет назад.
ЦАРСТВО ГРИБЫ. ОТДЕЛ НАСТОЯЩИЕ ГРИБЫ
ОТДЕЛ ООМИЦЕТЫ
Выберите правильный ответ.
1. Грибы изучает наука:
A. Микология
Б. Экология
B. Микробиология
Г. Биология
2. По каким из перечисленных признаков грибов сближает их I – с растениями, II – с животными:
A. Образование мочевины
Б. Неограниченный рост
B. Неподвижность
Г. Наличие хитина в оболочке клеток
Д. Наличие гликогена
Е. Питание за счет всасывания
3. Грибы размножаются:
A. Вегетативно
Б. Спорами
B. Семенами
Г. Половым путем
4. У грибов споры развиваются в:
A. Гифах
Б. Спорангиях
B. Почках
Г. Микоризе
5. Вставьте пропущенное слово.
А. Симбиоз возникает между ... и ...
Б. Грибница заменяет деревьям ...
6. Микориза – это:
A. Название гриба
Б. Грибокорень
B. Разновидность грибницы
Г. Спора
7. Установите последовательность процессов при размножении гриба:
A. Прорастание споры
Б. Деление клеток
B. Созревание споры
Г. Образование плодового тела
Д. Образование гифов
Е. Образование грибницы
8. Из перечисленных терминов составьте схему поступления воды и питательных веществ, используя знаки ?, =
A. Гифы
Б. Грибница
B. Мицелий
Г. Плодовое тело
9. Выживание гриба в неблагоприятных условиях обеспечивается:
A. Запас питательных веществ откладывается в клетках утолщенных частей грибницы
Б. Образуется спора
B. Запасается большое количество воды
Г. Происходит замедление процессов обмена веществ
10. К классу базидиомицеты относятся:
A. Сыроежка
Б. Трутовик
B. Звездовик
Г. Картофельный гриб
11. Какой гриб поражает злаковые культуры и может вызвать отравление человека, попадая в муку?
A. Спорынья
Б. Пеницилл
B. Фитофтора
Г. Дрожжи
12. Образует плесень на пищевых продуктах:
A. Мукор
Б. Пеницилл
B. Спорынья
Г. Фитофтора
Вставьте пропущенное слово.
13. Грибница, расположенная в почве, называется ..., наружная часть грибницы – это ...
14. Псевдомицелий образуется у ... в результате ...
15. Найдите ошибку в утверждении.
Клетка гриба имеет клеточную стенку, цитоплазму, ядро, митохондрии, хлоропласты, рибосомы, эндоплазматическую сеть, слабо развитый аппарат Гольджи, вакуоли.
16. Из предложенных терминов отразите схематично явление «симбиоз», стрелками покажите взаимосвязь:
I. Грибница
II. Почва
III. Вода и минеральные вещества
IV. Органические вещества
V. Корни деревьев
17. В схеме «Грибы в хозяйственной жизни человека» заполните пропуски, подобрав по смыслу нужные слова.
Используя схему, подготовьте рассказ о роли грибов в хозяйственной деятельности человека.
Найдите соответствие.
18. Какие признаки характерны для грибов класса:
I. Хитридиомицеты
II. Зигомицеты
III. Аскомицеты, или сумчатые грибы
IV. Базидиомицеты
V. Оомицеты
A. Многоклеточный мицелий с базидиями, или плодовыми телами, гетеротрофы, некоторые из них – паразиты
Б. Одноклеточные, наземные, гетеротрофы и паразиты
B. Мицелий отсутствует, внутриклеточный паразит, тело представлено голой цитоплазматической массой
Г. Плодовое тело в виде сумок, содержащих споры, некоторые из представителей – одиночные почкующиеся клетки
Д. Одноклеточные и многоклеточные организмы, обитающие в воде, на растительных остатках и трупах животных, многие из них являются паразитами высших растений
Выберите верное утверждение.
19. 1. Царство грибов включает не менее 100 тыс. видов.
2. Шляпочные грибы содержат пигмент.
3. Клети грибов содержат запасное вещество – гликоген.
4. Грибница, или мицелий, состоит из тонких ветвящихся нитей – гиф.
5. Одноклеточные грибы – дрожжи.
6. У большинства видов грибов мицелий разделен перегородками, в которых есть поры.
7. Гифы, объединяясь в пучки, образуют крупные тяжи, достигающие несколько метров в длину, которые выполняют проводящую функцию.
8. Клетки грибов не содержат мембранных органоидов.
9. Наследственный, или генетический аппарат клетки гриба находится в ядрах.
10. У одноклеточных грибов во время почкования образуется ложный мицелий.
11. Грибы размножаются спорами и вегетативно.
12. Споры грибов образуются в спорангиях, которые образуются на гифах.
13. Род Мукор относится к классу Хитридиомицетов.
14. Сыроежки относятся к классу Аскомицеты.
15. Дрожжи относятся к классу Несовершенные грибы.
16. Подосиновик и подберезовик относятся к классу Базидиомицетов.
Предварительный просмотр:
Дидактические карточки 7 класс
Карточка- задание №1
Определите систематическое положение пресноводной гидры
Царство...
Подцарство...
Тип...
Класс...
Род...
Вид…
Карточка-задание № 2
Вставьте пропущенные слова в тексте:
Гидра обитает в …….. водоемах. Она ведет …… образ жизни. К различным подводным предметам гидра прикрепляется нижней частью тела - …….. Ее тело ….,…. , в виде …….. Длина тела гидры - ….
Карточка-задание №3 Подпишите части тела гидры
1-
2-
3-
4-
5-
6-
7-
8-
Карточка-задание № 4
Вставьте в тексте пропущенные слова в предложениях:
Гидра прикрепляется своей _______ к субстрату, на другом конце находится _______ , окружённый ________ . Гидра - ________ организм. Клетки её специализированы, образуют ___ слоя. Между ними находится __________ .
отличительный признак - наличие ______
клеток. Их много на щупальцах и вокруг рта. Наружный слой называется ________ , внутренний ________ . Через рот пища попадает в ________ полость
Карточка- задание № 5
Установите правильную последовательность этапов питания гидры.
1. Добыча попадает через рот в кишечную полость.
2. Непереваренные остатки удаляются через рот.
3. Гидра захватывает щупальцами добычу и парализует её стрекательными клетками.
4.Пищевые частицы перевариваются в клетках энтодермы
.5. Пища начинает перевариваться в кишечной полости.
Ответ (запишите цифрами через запятую):______________________
Карточка-задание № 6
Выберите номера правильных суждений:
- Среди представителей кишечнополостных животных есть представители с лучевой и двусторонней симметрией тела.
- Все кишечнополостные имеют стрекательные клетки.
- Все кишечнополостные пресноводные жители.
- Наружный слой гидры - эктодерма.
- У кишечнополостных два типа пищеварения – внутриклеточное и полостное.
- Гидры не способны реагировать на раздражение.
- Гидра – хищник.
- Передвижение гидры происходит благодаря сокращению стрекательных клеток.
- Гидра размножается двумя способами – половым и бесполым.
- Гидра легко восстанавливает утраченные части тела.
Номера правильных суждений:
Предварительный просмотр:
Тестовая работа по теме «Класс Млекопитающих».Вариант №-1. 7 класс
Часть 1.Тестовые задания с выбором одного правильного ответа и на соотнесение. 1.(3 балла).К однопроходным относятся:А. Кенгуру, коала; Б. Лиса, енот; В. Утконос, ехидна;
2.(3 балла). Органы дыхания млекопитающих:А. Кожа; Б. Легкие; В. Легкие и кожа; 3. (3 балла). Какой орган Не расположен в брюшной полости: А. Легкие; Б. Желудок; В. Печень;
4. (3 балла).Терморегуляция у млекопитающих происходит при участии:А. Пахучих желез;
Б. Потовых желез; В.Сальных желез
5. (3 балла).Конечности млекопитающих расположены:А. Обе пары под туловищем; Б.Обе пары по бокам туловищаВ. Одна пара под туловищем, а другая – по бокам
6.(3 балла). Какой из отделов скелета млекопитающих изменчив больше всего у разных видов? А. Череп; Б. Хвостовой отдел; В. Грудной отдел; 7.(3 балла). Зрячие и способные к передвижению детеныши рождаются: А. У белки;Б. У сайгака;В. У мыши
8. (3 балла).Кто из перечисленных животных не относиться к грызунам:А. Заяц; Б. Хомяк; В. Мышь;
9. (3 балла). Кто из насекомоядных ведет подземный образ жизни?А. Землеройка; Б. Еж;В. Крот;
10. (3 балла). Хищники питаются:А. Только животной пищей; Б. В основном растительной, а иногда животной; В. В основном животной, реже растительной;
11. ( 4 балла). Соотнесите:
Отряды животных: Представители.
- Хищники Тюлень;
- Приматы Соболь;
- Ластоногие Ушан;
- Рукокрылые Орангутан;
12.( 5 баллов). Выберите правильные утверждения. 1.К плацентарным относится большинство современных млекопитающих;
2. Млечные железы не относятся к группе кожных желез; 3.Позвоночник млекопитающих состоит из пяти отделов; 4.Головной мозг млекопитающих имеет кору полушарий; 5.Сердце млекопитающих трёхкамперное.
Часть 2.
13. ( 8 баллов). В чем сходство и различие сумчатых и плацентарных?
14. ( 9 баллов). Почему Класс Млекопитающие является самым прогрессивным в царстве Животные.
Тестовая работа по теме «Класс Млекопитающих».Вариант №-2.
Часть А.Тестовые задания с выбором одного правильного ответа и на соотнесение. 1.(3 балла).К плацентарным относятся: А. Кенгуру, коала; Б. Лиса, енот; В. Утконос, ехидна;
2.(3 балла). Органы выделения млекопитающих:А. Кожа; Б. Легкие; В. Почки;
3. (3 балла). Какой орган расположен в брюшной полости:А. Легкие; Б. Сердце; В. Печень;
4. (3 балла).Терморегуляция у млекопитающих происходит при участии:А. Пахучих желез;
Б. Потовых желез; В.Слюнных желез.
5. (3 балла).Вибриссы - это: А.Шерсть; Б.Подшерсток ; В. Усы
6. (3 балла). Какой из отделов скелета млекопитающих изменчив больше всего у разных видов? А. Копчиковый отдел; Б. Хвостовой отдел; В. Грудной отдел; 7.(3 балла). Зрячие и способные к передвижению детеныши рождаются: А. У белки;Б. У кенгуру;В. У мыши
8. (3 балла).Кто из перечисленных животных не относиться к грызунам:А. Кит; Б. Хомяк; В. Белка;
9. (3 балла). Кто из насекомоядных ведет подземный образ жизни?А. Лисица; Б. Еж;В. Крот;
10. (3 балла).Какой из органов чувств помогает рукокрылым ориентироваться в полете: А. Зрение; Б. Обоняние; В. Слух;
11. ( 4 балла). Соотнесите:
Отряды животных: Представители.
- Хищники Тюлень;
- Приматы Рысь;
- Ластоногие Вечерница Рыжая;
- Рукокрылые Лемур;
Задание со свободным ответом.
12.( 5 баллов). Выберите правильные утверждения. 1.Основа плечевого пояса млекопитающих - лопатка;
2. Кожа млекопитающих состоит из двух слоев; 3.Плацента – место, где происходит обмен веществ между организмами плода и матери; 4.Оплодотворенные яйцеклетки по яйцеводам поступают в матку; 5.Однопоходные животные распространены только в Южной Америке.
Часть 2.
13. ( 8 балла). В чем сходство приматов и человека?
14. ( 9 баллов). Какие особенности строения позволяют млекопитающих разных отрядов приспособиться к различным условиям существования.
Предварительный просмотр:
Тест «Клетка-основа строения и жизнедеятельности организмов»
Часть А. Задания с одним вариантом ответа
А 1. Цитоплазма в животной клетке
А) придает клетке форму В) обеспечивает поступление веществ в клетку
Б) выполняет защитную функцию Г) осуществляет связь между частями клетки
А 2. Молодая клетка отличается от старой клетки тем, что в ней
А) мелкие вакуоли Б) разрушено ядро В) много хлоропластов Г) крупные вакуоли
А 3. Органические вещества клетки
А) углеводы Б) вода В) ионы натрия и калия Г) минеральные соли
А4. Неорганические вещества клетки
А) углеводы Б) вода В) жиры Г) нуклеиновые кислоты
А 5. Форму грибной клетке придает
А) ядро Б) вакуоль В) оболочка Г) цитоплазма
А 6. Живые организмы, клетки которых не имеют оболочки (клеточной стенки)
А) бактерии Б) грибы В) растения Г) животные
А 7. Растительную клетку можно узнать по наличию в ней
А) ядра Б) оболочки В) цитоплазмы Г) хлоропластов
Часть В
Установите соответствие между функциями и частями клетки
Функции | Части клетки |
А)Участвует в делени клетки | 1.Оболочка |
Б) отвечает за наследственность | 2.Ядро |
В)форма | |
Г) защита | |
Д) граница |
Ответы
А1- Г А2-А А3-А А4-Б А5-В А6- Г А7-Г
Часть В 1-АБ, 2-ВГД