3.17 Участие в работе методических объединений педагогических работников

Кужугет Жанна Октябрьевна

           Ежегодно выступаю на августовском секционном заседании учителей русского языка и литературы. Темы моих докладов: "Из опыта работы эксперта по проверке итогового сочинения/изложения", 2019 г, "Предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений",2020г, "Читательские интересы школьников и проблема формирования культуры чтения", 2021г. Молодым педагогам передаю свой опыт работы, выступая с докладами, лекциями на заседаниях МО учителей русского языка, литературы, педагогических советах, семинарах учителей республики, распространяю свой педагогический опыт через публикации в сборниках, средствах массовой информации, электронных порталах и журналах.

С 2021 по 2023 годы являюсь руководителем ШУМО учителей русского, родного языков и литературы (Приказы от 01.09.2021г  №22 по о/д, от 01.09.2022г №11),

с 2021 по 2022 годы - член РУМО педагогов воспитательной работы (Приказ Минобразования РТ от 11.01.2021г №2/2-д).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ работы ШУМО учителей русского, родного языков и литературы за 2021-2022 учебный год.

   В 2021 - 2022 учебном году в состав учителей ШУМО русского, родного языков и литературы входит 15 учителей:

1. Кужугет Жанна Октябрьевна – председатель МО, высшая квалификационная категория.

 2.Кужугет Инга Ивановна– высшая квалификационная категория.

3.Амбаржии Чечек Эрес-ооловна – первая  квалификационная категория

4. Монгуш Светлана Май-ооловна – первая  квалификационная категория

5. ДонгакЧойган Март-ооловна – первая квалификационная категория

6. Куулар Айзана Константиновна - высшая квалификационная категория.

7. Монгуш Алдынай Нурсатовна - высшая квалификационная категория

8. Саая Альбина Ондаровна - высшая квалификационная категория

9. Монгуш Айлана Борбак-ооловна - высшая квалификационная категория

10. Монгуш Айсуу Аран-ооловна– без категории

11. Сат Аэлита Олеговна - без категории

12. Ондар Караймаа Каранаайовна. -  высшая квалификационная категория

13. Топул Алдын-кыс Мукужууковна - высшая квалификационная категория.

14. Михайлова Наталья Алексеевна - без категории

15. Шалган Марианна Хеймер-ооловна - без категории.

         Методическое объединение учителей  РиТЯЛ работает по теме «Применение современных образовательных технологий и формирование языковой компетенции учащихся на уроках и в ходе подготовки к ГИА». Каждым педагогом, исходя из общей проблемы, определена тема работы по самообразованию.

В соответствии с темой работы МО были поставлены  следующие задачи:

- продолжить  изучение  нормативной  и  методической  документации  по вопросам внедрения ФГОС;

-  организовать  взаимопосещение  уроков  с  последующим  анализом  и обобщением опыта работы педагогов в  рамках  проведения недели  русского языка и литературы;

 - совершенствовать работу с одарёнными обучающимися через олимпиады, творческие конкурсы.

Цель работы методического объединения  учителей русского языка и литературы: повышение качества образования с помощью развития профессиональной компетентности преподавателей, активной работы в условиях модернизации образования и введения ФГОС.

К началу учебного года всеми учителями-предметниками были  подготовлены учебные кабинеты 202,301,302,303,304; изучена методическая документация по предмету.

Работа ШМО велась по утвержденному плану на 2021-2022 учебный год. Было проведено несколько крупных мероприятий, в том числе и предметная неделя МО.

                С 02 по 28 февраля 2022 года согласно плану работы школьного методического объединения учителей РиТЯЛ проведена Декада русского, родного языков и литературы с целью привития интереса учащихся к искусству слова через внеклассную и урочную деятельность, а также повышения профессиональной компетентности учителей.

           Каждый день предметной декады был наполнен увлекательными мероприятиями. Учителями-предметниками были проведены конкурсы выразительного чтения, конкурсы диктантов, ориентированные на максимальное раскрытие творческих и интеллектуальных возможностей каждого ученика.

       8 февраля 2022г учителя русского языка и литературы провели конкурс диктантов «Самый грамотный педагог». По итогам конкурса 1 место заняла Ондар Чечек Борисовна, учитель начальных классов, 2 место - Леканцева Наталья Владимировна, учитель математики, 3 почётное место- Салчак Алена Петровна, заместитель директора по ПП. Всего участвовало: 27 учителей.
        С целью расширения знаний учащихся
по русскому языку, формирования интереса к этому предмету был проведен конкурс диктантов «Самый грамотный» среди 5-6, 7-8 классов и  конкурс «Переводчик» (перевод текста с тувинского на русский) среди 9-11 классов. Конкурсы были посвящены Дню родных языков. Целью данного мероприятия стало выявление и поддержка самых грамотных детей, популяризация родного тувинского и  русского языков.

1 место заняла ученица 6 «б» класса Куулар Азияна (учитель-предметник Топул А.М.), которая не допустила ни одну ошибку, 2 место – ученица 5 «д» класса Хертек Виктория (учитель  Ондар К.К.), 3 место удостоена также ученица 6 «е» класса Монгуш Ай-кыс .

Среди 7-8 классов 1 место заняла ученица 8 «В» класса Монгуш Менди (учитель Кужугет Ж.О.), 2 место ученица 8 «б» класса Соян Идегел,(учитель Монгуш А.Б.) 3 место Ооржак Алдынай (учитель Топул А.М.). Среди 9-11 кл 1м заняла – Давыш-оол Хн-Чулуу, 9Б класс, 3м заняли – Сандан Саяна, 9В кл и Дивии Сендаюш, 10б кл.

Победителям и призерам вручены грамоты администрации школы.

          Проведённые внеклассные мероприятия помогают не только прививать любовь к русскому, родному языкам и литературе, но и развивают творческие и интеллектуальные способности учеников, приучают их к вдумчивому, внимательному чтению, воспитывают у учащихся культуру речи.
           Учителя-словесники благодарят всех принявших участие в декаде и выражают признательность ученикам за живой интерес к жизни школы.

           При подведении итогов все победители Декады русского, родного языков и литературы были награждены грамотами и ценными призами.

Рекомендации: 1.Учителям-предметникам применять новые формы методы работы при подготовке и проведении внеклассных мероприятий. 2.Учителям-предметникам привлекать к участию в подготовке и проведении декады большего количества учащихся.

Школьный  этап  Всероссийского конкурса юных чтецов "Живая классика".

         2 марта в  библиотеке школы состоялся школьный этап Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика». Целью этого конкурса является пропаганда чтения среди детей, расширение читательского кругозора, поиск и поддержка талантливых  учеников.

        По положению было принять участие можно  с 5 по 10 классы. К сожалению, активное участие приняли только учащиеся  Монгуш С.М.,  Монгуш А.Н. и Донгак Ч.М.. Всего приняло участие 5 учащихся. Выделились среди 6 классов -  ученица из 6Е класса- Монгуш Ай-кыс. Из 8Б класса – Тамдын Тарина. Среди 9 классов - девочка из 9Е класса Чоома Камила.. В муниципальном этапе конкурса заняли 2 и 3 места. Для этого  они зарегистрировались на официальном сайте Конкурса www.youngreaders.ru и подали на участие заявку.  Обязательным условием конкурса являлось то, что  выбранные  учениками произведения должны быть вне школьной программы. Выбор был широк: прозвучали произведения Аль Квотиона, Стефани Майер, Пауло Коэльо, Бориса Ганаго,  Александра Фадеева, Оскара Уальда и др..

Организаторами школьного этапа Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика» стали  учителя русского языка и литературы.

В состав жюри входят Айлана Борбак-ооловна, Аяна Капузоловна, Екатерина Удувас-ооловна .

        Оценивание выступления каждого участника осуществлялось по 10-балльной шкале по следующим  критериям:

-выбор текста произведения;

-знание текста;

-грамотность речи;

-артистизм исполнения;

-глубина проникновения в образную систему и смысловую структуру  текста.

 Все участники конкурса продемонстрировали оригинальный подход к раскрытию темы, глубину проникновения в образную систему и смысловую структуру текста, артистизм исполнения.

Вывод: Призерами муниципального этапа конкурса «Живая классика" стали:

2 место -  Монгуш Ай-кыс, 6Е класс.

2 место – Тамдын Тарина, 8Б класс.

3 место – Чоома Камила  из 9Е класса.

Вывод: если в 2021-2022 учебном году приняли участие 20 человек, то в этом году количество участников уменьшилось на 15 человек.  Участникам  вручили грамоты за победу на школьном и муниципальном этапах Всероссийского конкурса «Живая классика».  

Участие в олимпиадах за 2022-2023 у.г.

  По русскому языку всего приняло участие 41 учащийся из 7-11кл., что на 20 человек больше, чем в 2021 году. Затруднения у школьников вызвал вопрос из истории русского языка. Допущены ошибки в этимологии слов, имен собственных, в старославянизмах, словообразовании, в видах связи слов в словосочетаниях, в различении схожести слов в родственных языках (русский и словенский), в переводе старославянского текста на СРЯ. В 10 классе наибольшие трудности вызвали задания в определении значения слов, перевод с сербского на русский язык. Задание на знание истории русской азбуки, древнерусского языка требует знакомства с русской классической литературой, общей эрудиции. По итогам выполнения заданий в соответствии с балльным рейтингом жюри

предложило оргкомитету признать победителями __5_ участников и призерами    9 участников.

Задание на знание средств стилистического синтаксиса и вычленение их в тексте, на знание литературы ХХ века, общую эрудицию вызвало значительные затруднения.

Общее количество участников по русской  литературе, прошедших регистрацию и допущенных к выполнению заданий: 25 (чел.), что на 11 человек больше по сравнению с прошлым учебным годом.

Олимпиада по литературе проводилась в целях выявления у учащихся образовательных литературных способностей, развития интереса к урокам литературы, поддержки  

                      Анализ выполнения учащимися олимпиадных работ по литературе позволил   выявить такие типичные ошибки в письменных работах учащихся, как:

           Незнание характерных признаков литературного направления; отвлеченность   знаний   по   теории  литературы,   неумение   оценить   их   роль   в   конкретном литературном произведении;  не различение образа повествователя и автора;

недостаточное знание основных способов   выражения в произведениях авторского сознания; неумение определять авторскую позицию и формулировать свое отношение к ней; плохое знание историко-литературного контекста определенной эпохи, отсутствие оригинальности и засилье речевых штампов, неумение структурировать текст.

 

            Рекомендации:

• Проанализировать результаты школьного этапа олимпиады и критерии, использующиеся для оценки  олимпиадных  работ,  на  заседании  методического  объединения  учителей  РиТЯЛ.

•     Развивать систему  индивидуального сопровождения одаренных учащихся.

•     Организовать работу с одаренными детьми с учетом специфики олимпиадных заданий.

•     При подготовке обучающихся к школьному и муниципальному этапам олимпиады учитывать методические рекомендации предметно-методической комиссии Всероссийской олимпиады школьников.

•     Усилить работу с обучающимися на изучение темы «Комплексный анализ текста».

Участие детей в различных конкурсах за текущий год    

В текущем году также учащиеся принимали участие  и в различных конкурсах.

ФИО участника, класс

ФИО руководителя

Название конкурса

уровень

результат

1

Донгак Кулдегин, 11А

Кужугет Ж.О

«Мое первое перышко»

региональный

3 место

2

Монгуш Менди, 8В

Кужугет Ж.О

Конкурс каллиграфиии «Красиво писать красоту творить»

муниципальный

Номинация «Мастер леттеринга»

3

Монгуш Дозураш,10А

Монгуш С.М.

Всероссийский конккурс сочинений «Без срока давности»

региональный

3 место

4

Дадар-оол Доржу, 7Г

Кужугет Ж.О

Всероссийский конккурс сочинений «Без срока давности»

региональный

2 место

5

Санарова Александрра, 9В

Кужугет Ж.О

Всероссийский конккурс сочинений «Без срока давности»

региональный

1 место

6

Санарова Александрра

Кужугет Ж.О

Семейный творческий конкурс детской сказки

региональный

2 место

7

Куулар Айдаш, 10б

Кужугет И.И.

Конкурс каллиграфиии «Красиво писать красоту творить»

региональный

Номинация «Лучший грамотей»

8

Монгуш Дарина, 9Б

Монгуш А.Б.

НПК «Монгуш Буян-Бадыргы – основатель тувинской государственности»

региональный

1 место

Выводы: В этом году учащиеся активно приняли  участие  в различных конкурсах и заняли достойные места.  Не вовлекают детей учителя  Донгак Ч.М., Саая А.О.,  Монгуш А.А.,  Сат А.О., Михайлова Н.А., Шалган М.Х., Куулар А.К. Рекомендуется  учителям МОРЯЛ активнее вовлекать учащихся в различные конкурсы.

Состав членов МО по образованию

Учебный год

2019-2020

%

2020-2021

%

2021-2022

%

Число работающих учителей

13

100

15

100

15

100

Число учителей с высшим образованием

13

100

14

100

15

100

Число учителей со средним специальным образованием

0

0

0

Число учителей с неоконченным высшим образованием

0

0

0

Педагогический состав ШМО нестабильный и в течение последних трёх лет  менялся. Таким образом, можно сделать вывод, что весь педагогический состав МО имеет высшее образование и по сравнению с прошлым годом образовательный уровень учителей, входящих в состав ШМО, меняется.

Состав членов МО по категориям.

Учебный год

2019-2020

%

2020-2021

%

2021-2022

%

Число работающих учителей

13

100

15

100

15

100

Кол-во учителей, не имеющих квал. кат

1

10

3

30

4

40

Кол-во учителей, имеющих СЗД

1

10

0

0

0

0

Кол-во учителей, имеющих 1 квал. кат

4

40

3

30

3

30

Кол-во учителей, имеющих высшую квал. кат

7

70

9

90

8

80

 По сравнению с прошлым годом сократилось количество учителей, не имеющих категории, увеличилось число учителей с высшей категорией.        

Вывод: Необходимо продолжить работу по повышению профессионального уровня преподавателей ШУМО, чтобы все учителя методического объединения имели категории.

Сравнительный анализ возрастного состава педагогов ШУМО за 3 года

Учебный год

2019-2020

%

2020-2021

%

2021-2022

%

Число работающих учителей

13

100

15

100

15

100

До 5 лет

3

30

3

30

3

30

От 6-10 лет

3

30

0

0

0

0

От 11 до 20 лет

2

20

3

30

5

50

От 21 до 24 лет

2

20

1

10

3

30

От 25 и больше

3

30

3

30

4

40

Исходя из вышеизложенного видно, что педагогический состав МО более половины составляют педагоги среднего возраста, имеющие педагогический опыт.

Аттестация педагогических кадров

Уч.год

Кол-во учителей МО

Высшая категория %

1 категория %

   СЗД %

Без категории %

2018-2019

13

3(30%)

5(50%)

0

5(50%)

2019-2020

13

7(70%)

4 (40%:)

1(10%)

1(10%)

2020-2021

15

8(80%)

4(40%:)

0

3(30%)

2021-2022

15

8(80%)

3(30%:)

0

4(40%)

Вывод: По сравнению с прошлым годом  число учителей без КК  увеличилось на 30%, а с ВКК- возросло.

Обобщение и распространение актуального педагогического опыта учителей за текущий год (Муниципальный, республиканский уровни)

ФИО учителя

Тема выступления

уровень

Тема открытого урока

уровень

1

Монгуш А.Н.

Учитель года

школьный

А. П. ЧЕХОВ «Две встречи в рассказе «Толстый и тонкий».

победитель

Монгуш А.Н.

Учитель года

муниципальный

Правописание гар-, гор.

2 место

2

Кужугет Ж.О.

Учитель года

школьный

Повторение по теме «Наречие»

2 место

По итогам научно-методической работы ШМО за 2021 -2022  учебный год можно сделать выводы:

Учебный план за 2021-2022 уч.год выполнен, учебная программа (теоретическая и практическая части) пройдена полностью. Все учащиеся успешно прошли курс обучения за соответствующий класс. Об этом свидетельствует выполнение обязательного минимума, текущие контрольные работы, контрольные срезы. Школьное методическое объединение учителей РиТЯЛ с поставленными задачами, в основном, справилось. Работу МО учителей РЯЛ  можно признать удовлетворительной.

Вместе с тем имеются следующие недостатки в работе МО:

  1. Учителей, дающих открытые уроки мало. Нет  взаимопосещений уроков педагогов.
  2. Недостаточная активность педагогов в проектно-исследовательской деятельности.
  3. Хотелось бы больше уделять внимание взаимопосещению уроков и проведению открытых уроков и творческих мероприятий по внеклассной работе для расширения кругозора учащихся.

Задачи на 2022 – 2023  учебный год:

  1. Продолжить внедрение в учебно-воспитательный процесс требований ФГОС по русскому и тувинскому языках;
  2. повысить уровень участия обучающихся в конкурсах и олимпиадах школьников по предмету;
  3. продолжить работу с одарёнными и неуспевающими обучающимися;
  4. повышать качество преподавания русского и тувинского языков  путём разнообразия форм и использования передового педагогического опыта, привлечения современных методов обучения;
  5. продолжить системную подготовку обучающихся к ЕГЭ и ОГЭ  по русскому  языку.

                                                                                                                 Анализ составила  руководитель ШМОРиТЯЛ  Ж.О. Кужугет



Предварительный просмотр:

Утвержден приказом № __

от «____» ______2022 г.

План-график научно-методической работы на 2022-2023 учебный год.      

МБОУ СОШ № 2 им. Т.Б.Куулар пгт Каа-Хем.

Август.

пн

вт

ср

чт

пт

сб

17

18

19

20

Работа с документацией

Составление плана методической работы

Работа с документацией

22

23

24

25

26

27

Анализ методической работы учителей  за 2021/22 учебный год

Составление рабочих программ

Реализация ООП ООО по новому ФГОС ООО: пути достижения планируемых результатам освоения ООП

Участие в республиканском августовском совещании

Методсовет № 1.

Утверждение планов

29

30

31

1

2

3

Августовское совещание

педработников кожууна

Подготовка учебных кабинетов к началу учебного года

Педсовет № 1 «Анализ работы за 2021-2022 уч.год. Задачи на новый уч.год»

Сентябрь

пн

вт

ср

чт

пт

сб

5

6

7

8

9

10

Работа с документацией

Работа с документацией

Составление стартовых диагностических работ для 5-11-х классов

12

13

14

15

16

17

Проведение стартовых и входных диагностических работ для выявления готовности обучающихся к новому учебному году

Проведение стартовых и входных диагностических работ для выявления готовности обучающихся к новому учебному году

Cоставление списков на прохождение КПК

Составление списка способных детей

Разработка плана подготовки обучающихся к Всероссийской олимпиаде школьников

19

20

21

22

23

24

Посещение уроков молодых специалистов с целью методической помощи

Пробный ОГЭ по русскому языку

Школьный этап конкурса методразработок

Составление списка способных детей

26

27

28

29

30

1

Пробный ЕГЭ по русскому языку

Организация подготовки 9-х классов к итоговому собеседо ванию по русс яз

Шк этап олимпиады Родной язык

Шк этап олимпиады

Тув лит-ра

Анализ результатов стартовых и входных диагностических работ

Октябрь

пн

вт

ср

чт

пт

сб

3

4

5

6

7

8

Организация подготовки 11-х классов к итоговому сочинению

КОК в 5кл, посещение уроков

КОК в 5кл, посещение уроков

10

11

12

13

14

15

День учителя

Выборочное посещение урочных и внеурочных занятий 5–11-х классов и оценка соответствия содержания требованиям ФГОС ООО и СОО

КОК в 5кл, посещение уроков

Олимпиада по литер-ре

Оказание методической помощи педагогам, которые аттестуются на квалификационную категорию

17

18

19

20

21

22

Проведение подготовки к итоговому собеседованию по русскому языку в 9-х классах, к итоговому сочинению в 11-х кл

Посещение, контроль мероприятий недели

Организация работы по проведению проверочных работ за 1-ю четверть в соответствии с графиком оценочных процедур

24

25

26

27

28

29

Участие в МУН-ОМ этапе олимпиады

Родная лит-ра

Школьный этап НПК «Отечество»

Ноябрь  

9

10

11

12

13

14

Неделя Науки

Подготовка к НГЭ: написание пробного сочинения-рассуждения

16

17

18

19

20

21

Неделя аттестующего учителя на СЗД

Посещение откр-х уроков

Посещение откр-х уроков

Посещение откр-х уроков

           

Декабрь

пн

вт

ср

чт

пт

сб

30

1

2

3

4

5

Посещение уроков молодых специалистов с целью методпомощи

Сбор данных учителей, участвующих в конкурсе «Учитель года-2021»

Справка, анализ уроков молодых специалистов.

7

8

9

10

11

12

Контроль за прохождением программ

Семинар: «Обсуждение вопросов подготовки уч-ся к ГИА»

14

15

16

17

18

19

21

22

23

24

25

26

Сдача отчетов за 1 п/г рук-ми ШУМО.

Январь                

11

12

13

14

15

16

Посещение уроков учителей РЯЛ

18

19

20

21

22

23

Методсеминар «Обучение сочинению в формате ОГЭ»

Выступления по теме самообразования

Совещание ШУМО о декаде русского. Родного языка

25

26

27

28

29

30

Участие в региональном этапе олимпиад уч-хся 9-11 кл. .

Февраль

1

2

3

4

5

6

Декада русского, родного языков

Шкльный этап конкурса «Живая классика»

Мероприятия по плану учителей русского, родного языков.

8

9

10

11

12

13

Мероприятия по плану декады.

Мероприятия по плану учителей русского, родного языков.

15

16

17

18

19

20

Открытые уроки аттестующих учителей на СЗД

Посещение уроков в 9-х классах

Посещение уроков

Открытые уроки аттестующих учителей на СЗД.

22

23

24

25

26

27

Мероприятия по плану ШУМО

Мероприятия по плану ШУМО

Подведение итогов декады

Участие в региональном этапе олимпиад с 15.01 – 06.02. Участие в кожуунном этапе НПК «Юниор».

Декада русского, родного языков

Март

1

2

3

4

5

6

8

9

10

11

12

13

Участие в кожуунном этапе конкурса «Живая классика»

15

16

17

18

19

20

Проверка рабочих программ

22

23

24

25

26

27

Заседания ШУМО

Педсовет №

Апрель

5

6

7

8

9

10

Неделя молодого специалиста

12

13

14

15

16

17

Посещение и анализ уроков молодых специалистов

Посещение и анализ уроков молодых специалистов

Справка по посещенным урокам

19

20

21

22

23

24

Уровень обученности по предмету

26

27

28

29

30

1

Творческие отчеты учителей по темам самообразования

Май

10

11

12

13

14

15

Работа с документацией

Работа с документацией

Конкурс методических разработок по предметам.

Сдача заявлений на АК

Сдача анализа работы руководителями МО

17

18

19

20

21

22

Работа с документацией

Заседание ШУМО «Анализ МО за 2022-2023 уч год»

24

25

26

27

28

29

Итоги контрольных работ в динамике за год

Самоанализ работы за текущий год

Сдача анализа МР за текущий год



Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

ГАОУ ДПО «ТУВИНСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ»

Согласовано

на заседании РУМО

от ________2020 г.

Согласовано

Ректор ГАОУ ДПО ТИРОиПК

___________/У.Д.Куулар/

Утверждаю:

Председатель

__________/ С.С. Иргит /

ПЛАН РАБОТЫ РЕГИОНАЛЬНОГО УЧЕБНО—МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

 с января по май 2021г.

Кызыл 2021

ЯНВАРЬ

Наименование мероприятия

Сроки

Результат

Ответственные

  1. Распространение лучших практик

1

Привлечение на курсы повышения квалификации в качестве лекторов.

  • Курс повышения квалификации «Психологическое сопровождение и профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
  • Семинар по программе «Духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся»

с 10 по 31 января

Иргит С.С.

Кужугет Ж.О.

Кужугет Ж.О.

с 10 по 31 января

Валькова Л.А.

Ложкина Е.В.

  1. Экспертная деятельность

1

Привлечение в роли экспертов по аттестации педагогических работников РТ

По графику

2 человека

Корчевская Е.А.

2 человека

Валькова Л.А.

2 человека

Кужугет Ж.О.

  1. Научно-методическая деятельность

1

Разработка инвариативной модули программы воспитания «Ключевые общешкольные дела»

с 10 по 31 января

Модуль программы воспитания

Валькова Л.А.

2

Разработка инвариативной модули программы воспитания «Классное руководство»

с 10 по 31 января

Модуль программы воспитания

Кужугет Ж.О.

  1. Учебно-методическая деятельность

1

Конфликты: как себя вести?

с 10 по 31 января

Круглый стол

Корчевская Е.А.

2

Торжественная линейка принятия учащихся в ряды «ЮНАРМИЯ»

с 10 по 31 января

Видеосюжет

Иргит С.С.

3

Индивидуальные консультации для классных руководителей по вопросам организации воспитательного процесса через (Zoom)

с 10 по 31 января

Индивидуальная консультация

Иргит С.С.,

Кужугет Ж.О.,

Корчевская Е.А.,

Валькова Л.А.,

Ложкина Е.В.

                                                                           ФЕВРАЛЬ

Наименование мероприятия

Сроки

Результат

Ответственные

  1. Распространение лучших практик

1

Привлечение на курсы повышения квалификации в качестве лекторов.

  • Курс повышения квалификации «Медиативная деятельность в рамках школьной службы примирения» на базе РШИ «ТКК»
  • Курс повышения квалификации «Инновации в образовании. Новые методы и технологии воспитания обучающихся ОО»
  •  Курс повышения квалификации «Классный руководитель: современная модель воспитательной деятельности в условиях современной образовательной организации»
  • Семинар по программе «Духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся»
  • Семинар по программе «Новые подходы к программированию воспитательной работы»

с 01 по 28 февраля

Иргит С.С.,

Корчевская Е.А.

с 01 по 28 февраля

Валькова Л.А.,

Кужугет Ж.О.

с 01 по 28 февраля

Ложкина Е.В.,

Корческая Е.А.,

Валькова Л.А.

с 01 по 28 февраля

Валькова Л.А.,

Иргит С.С.,

Ложкина Е.В.

с 01 по 28 февраля

Кужугет Ж.О.

  1. Экспертная деятельность

1

Привлечение в роли экспертов по аттестации педагогических работников РТ

По графику

2 человека

Корчевская Е.А.

2 человека

Валькова Л.А.

2 человека

Кужугет Ж.О.

  1. Научно-методическая деятельность

1

Разработка инвариативной модули программы воспитания «Курсы внеурочной деятельности»

с 01 по 28 февраля

Кейс для классных руководителей

Корчевская Е.А.

2

Разработка инвариативной модули программы воспитания «Школьный урок»

с 01 по 28 февраля

Методические рекомендации

Иргит С.С.

  1. Учебно-методическая деятельность

1

Формула здоровья «»

с 01 по 28 февраля

Видеоурок

Валькова Л.А.

2

Семейные праздники и традиции

с 01 по 28 февраля

Видеурок

Кужугет Ж.О.

МАРТ

Наименование мероприятия

Сроки

Результат

Ответственные

  1. Распространение лучших практик

1

Привлечение на курсы повышения квалификации в качестве лекторов.

  • Курс повышения квалификации «Формирование социальной компетентности обучающихся: профилактика отклоняющегося поведения»
  • Семинар по программе «Организация процесса воспитания детей: современные подходы, формы, методы» на базе РШИ «ТКК»

с 01 по 31 марта

Иргит С.С.,

Корчевская Е.А.,

Ложкина Е.В.

с 01 по 31 марта

Ложкина Е.В.,

Валькова Л.А.,

Кужугет Ж.О.

  1. Экспертная деятельность

1

Привлечение в роли экспертов по аттестации педагогических работников РТ

По графику

2 человека

Корчевская Е.А.

2 человека

Валькова Л.А.

2 человека

Кужугет Ж.О.

  1. Научно-методическая деятельность

1

Разработка инвариативной модули программы воспитания «Курсы внеурочной деятельности»

с 01 по 31 марта

Кейс для классных руководителей

Корчевская Е.А.

2

Разработка инвариативной модули программы воспитания «Детские общественные организации»

с 01 по 31 марта

Методические рекомендации

Иргит С.С.

  1. Учебно-методическая деятельность

1

Организация проектной деятельности в классе

с с 01 по 31 марта

Круглый стол

Иргит С.С.,

Кужугет Ж.О.,

Корчевская Е.А.,

Валькова Л.А.,

Ложкина Е.В.

2

Классный час «от увлечения к будущей профессии»

с 01 по 31 марта

Видеурок

Кужугет Ж.О.

АПРЕЛЬ

Наименование мероприятия

Сроки

Результат

Ответственные

  1. Распространение лучших практик

1

Привлечение на курсы повышения квалификации в качестве лекторов.

  • Курс повышения квалификации «Инновации в образовании. Новые методы и технологии воспитания обучающихся в ОО»
  • Семинар по программе «Профилактика суицидального поведения учащихся в ОО» на базе РШИ «ТКК»

с 01 по 30 апреля

Иргит С.С.,

Корчевская Е.А.,

Ложкина Е.В.

с 01 по 30 апреля

Валькова Л.А.,

Кужугет Ж.О.

  1. Экспертная деятельность

1

Привлечение в роли экспертов по аттестации педагогических работников РТ

По графику

2 человека

Корчевская Е.А.

2 человека

Валькова Л.А.

2 человека

Кужугет Ж.О.

  1. Научно-методическая деятельность

1

Разработка инвариативной модули программы воспитания «Профориентация»

с 01 по 30 апреля

Кейс для классных руководителей

Валькова Л.А.

2

Разработка инвариативной модули программы воспитания «Работа с родителями»

с 01 по 30 апреля

Методические рекомендации

Корчевская Е.А.

  1. Учебно-методическая деятельность

1

Охраняя природу – охраняешь Родину

с 01 по 30 апреля

Круглый стол

Кужугет Ж.О.

2

 Классный час «Опасности подстерегающие современную молодежь»

с 01 по 30 апреля

Видеоурок

Иргит С.С.

МАЙ

Наименование мероприятия

Сроки

Результат

Ответственные

  1. Распространение лучших практик

1

Привлечение на курсы повышения квалификации в качестве лекторов.

  • Курс повышения квалификации «психологическое сопровождение и профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
  • Семинар по программе «Организация мероприятий по профилактике преступлений в отношении несовершеннолетних» на базе РШИ «ТКК»
  • Семинар по программе «Педагогическая поддержка семей, находящихся в трудной жизненной ситуации»

с 01 по 25 мая

Иргит С.С.,

Корчевская Е.А.,

Ложкина Е.В.

с 01 по 25 мая

 

с 01 по 25 мая

Валькова Л.А.,

Кужугет Ж.О.

Ложкина Е.В.

Иргит С.С.

  1. Экспертная деятельность

1

Привлечение в роли экспертов по аттестации педагогических работников РТ

По графику

2 человека

Корчевская Е.А.

2 человека

Валькова Л.А.

2 человека

Кужугет Ж.О.

  1. Научно-методическая деятельность

1

Разработка инвариативной модули программы воспитания «Профилактика правонарушений»

с 01 по 25 мая

Кейс для классных руководителей

Иргит С.С.,

Кужугет Ж.О.,

Корчевская Е.А.,

Валькова Л.А.,

Ложкина Е.В.

2

Разработка инвариативной модули программы воспитания «Патриотическое воспитание»

с 01 по 25 мая

Методические рекомендации

Валькова Л.А.

3

Доработка единых кейсов классных руководителей с учетом примерной программы воспитания

с 01 по 25 мая

Кейс для классных руководителей

Иргит С.С.,

Кужугет Ж.О.,

Корчевская Е.А.,

Валькова Л.А.,

Ложкина Е.В.

  1. Учебно-методическая деятельность

1

Организация патриотического воспитания в классе

с 01 по 25 мая

Круглый стол

Иргит С.С.,

Кужугет Ж.О.,

Корчевская Е.А.,

Валькова Л.А.,

Ложкина Е.В.

2

 Зачем установлен «Комендантский час»

с 01 по 25 мая

Видеоурок

Корчевская Е.А.



Предварительный просмотр:

Государственное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

 «ТУВИНСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

И  ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ»

Кафедра дошкольного, начального, дополнительного образования и воспитания

«Методические рекомендации по разработке инвариантной модули программы воспитания

«Классное руководство»

Методические  рекомендации

г. Кызыл

УДК 613.9

ББК 74.2

Печатается по решению ГАОУ ДПО Тувинского института развития образования и повышения квалификации (протокол № 2от  01.02. 2021 г.) в рамках деятельности проекта «Учитель будущего» и плана РУМО классных руководителей  на 2021 год.

Составитель:

Кужугет Жанна Октябрьевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ СОШ №2 имени Т.Б.Куулар пгт.Каа-Хем РТ;

Рецензенты: Монгуш Айлана Борбак-ооловна, учитель родного языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ СОШ №2 им. Т.Б. Куулар пгт.Каа-Хем РТ;

Суктермаа Лидия Кыргысовна, методист кафедры ДНДОиВ ГАОУ ДПО «ТИРОиПК».

Данные методические рекомендации полностью соответствуют требованиям приказа Министерства образования и науки от 3.02.2006г. №21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений» и предназначены для оценивания деятельности классных руководителей общеобразовательных учреждений.

УДК 613.9

ББК 74.2

Содержание

Пояснительная записка ………………………...……………………………….4

Виды, формы и содержание деятельности в рамках модуля……………..…6-7

Проектирование и реализация модуля «Классное руководство»………......8-13

Особенности работы классного руководителя в начальной школе.……...14-16

Терминологический словарь…………………………………………..…….17-19

Использованная литература и источники …………………………………….20

Пояснительная записка

       В социальном становлении каждого ребенка ведущее место занимает школа. Важнейшая задача педагога – обеспечить процесс развития личности учащихся, через создание условий для «самостроительства» своей личности воспитанниками, т.е. умения самоорганизовываться и постоянно развивать и совершенствовать свою личность – как личность социально активную, гражданственную, способную взаимодействовать с окружающим социумом». Образовательно-воспитательная среда школы представляет собой модель общества, где ребенок занимается учебной деятельностью, реализует различные формы социально значимой деятельности, обретает знания об обществе, получает опыт социального взаимодействия, где у него вырабатывается определенное отношение к себе, к окружающему миру, и в частности к школе, к обществу, развиваются мотивации и личностные качества, проявляющие эту систему отношений.

       Целью современного образования является не сумма знаний, умений и навыков, а активный запас ключевых компетенций, необходимых для жизни в современном обществе, самореализация и успешная социальная адаптация выпускников. С одной стороны, как никогда ранее, открыто множество путей для самореализации. С другой стороны, на этом пути очень много подводных камней, главные из которых связаны с возможной дезориентацией молодых людей в духовно-нравственных ценностях. Это может привести их к неверному жизненному выбору, к личным разочарованиям, ошибкам, трагедиям, что в конечном итоге создает негативный моральный фон в семье, учебном или рабочем коллективе, порождает чувство личной неуспешности. Школа должна создать образовательную среду, способствующую развитию, воспитанию, социальной адаптации для каждого ребѐнка. Одним из ключевых элементов такой среды является создание ситуации успеха на уроке, во внеклассной деятельности, во всем школьном укладе.

        Достижению поставленной цели воспитания - личностного развития школьников – будет способствовать решение основных задач, одной из которых является реализация потенциала классного руководства в воспитании школьников, поддержании активного участия классных сообществ в жизни школы. Решение именно этой задачи и посвящен модуль «Классное руководство».

           Модуль «Классное руководство» входит в третий Раздел Программы воспитания  «Виды, формы и содержание деятельности», в котором школе необходимо показать, каким образом будет осуществляться практическое воплощение поставленных цели и задач воспитания. Данный раздел должен состоять из нескольких инвариантных и вариативных модулей. Каждый модуль должен быть ориентирован на решение одной из поставленных школой задач воспитания и соответствовать одному из направлений осуществления воспитательной работы школы. Инвариантными модулями должны стать:

  «Классное руководство»,

 «Школьный урок»,

 «Курсы внеурочной деятельности»,

 «Работа с родителями»,

 «Самоуправление»,

 «Профориентация».

Виды, формы и содержание деятельности в рамках модуля

        Назначение этих методических рекомендаций – облегчить процесс разработки школами собственных программ воспитания на основе примерной программы. Главное предназначение классного руководителя - создать условия для становления личности ребёнка, входящего в современный ему мир, воспитать человека, способного достойно занять своё место в жизни.

        Направления деятельности классного руководителя: 

Изучение особенностей личностного развития обучающихся класса.

Формы и виды деятельности:

наблюдение;

изучение личных дел обучающихся, собеседование с учителями – предметниками, медицинским работником школы;

использование опросников, которые дают возможность изучить мотивацию действий учащихся, интересов конкретной группы учащихся или класса в целом, уровень тревожности учащихся класса.  

проведение индивидуальных и групповых диагностических бесед

Организация совместных интересных и полезных дел для личностного развития ребёнка.

Формы и виды деятельности:

игра «Аукцион» на этапе коллективного планирования;  

совместное подведение итогов и планирования каждого месяца (четверти, полугодия, года) по разным направлениям деятельности;

формирование традиций в классном коллективе: «День именинника», ежегодный поход «Есть в осени первоначальной…», концерты для мам, бабушек, пап и т.п.;

установление позитивных отношений с другими классными коллективами (через подготовку и проведение ключевого общешкольного дела);

сбор информации об увлечениях и интересах обучающихся и их родителей, чтобы найти вдохновителей для организации интересных и полезных дел;

создание ситуации выбора и успеха

Формирование и развитие коллектива класса

Формы и виды деятельности:

изучение учащихся класса (потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики членов классного коллектива), отношений, общения и деятельности в классном коллективе с помощью наблюдения, игр, методики для исследования мотивов участия школьников в деятельности и для определения уровня социальной активности обучающихся;

составление карты интересов и увлечений обучающихся;

проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного коллектива с помощью организационно-деятельностной игры, классного часа «Класс, в котором я хотел бы учиться», конкурса «Устав класса», «Герб класса», «Мой класс сегодня и завтра», «Разговор при свечах», «Волшебный стул»;

Индивидуальная работа с учащимися класса.

Формы и виды деятельности:

заполнение с учащимися «Портфолио», т.е. «портфолио» как «источник успеха» учащихся класса;

работа классного руководителя с учащимися, находящимся в состоянии стресса и дискомфорта;

 предложение (делегирование) ответственности за то или иное поручение в классе;

вовлечение учащихся в социально значимую деятельность

5.        Работа со слабоуспевающими детьми и учащимися, испытывающими трудности по отдельным предметам направлена на контроль за успеваемостью учащихся класса.

6.        Работа с учителями, преподающими в классе

 Формы и виды работы: посещение учебных занятий, регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, мини-педсоветы по проблемам класса, ведение дневника наблюдений, индивидуальные беседы с учащимися и их родителями, работа с педагогом-психологом

7.        Работа с обучающимися, состоящими на различных видах учёта, в группе риска, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Работа направлена на контроль за свободным времяпровождением.

       Формы и виды работы: вовлечение детей в кружковую работу, наделение общественными поручениями в классе делегирование отдельных поручений, ежедневный контроль, беседы с родителями.

Проектирование и реализация модуля «Классное руководство»

          Цели, задачи и принципы деятельности классного руководителя определяются базовыми целями и принципами воспитания, социализации и развития личности обучающихся. Осуществляя классное руководство, педагог организует работу с коллективом класса, индивидуальную работу с учащимися класса; работу с учителями-предметниками и администрацией школы, работу с родителями (законными представителями) учащихся. Подробнее о некоторых направлениях.

Работа с классным коллективом: 

 инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;

 организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе. Например: День бантиков и косичек; Акция «Всемирный день чистоты» ; Творческая мастерская «Писать стихи – моя стихиЯ»; Беседа «Спешите делать добро»; Урок гражданственности «Мы – Россияне!»

  проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения. Например: Беседа «Что будет, если?..»; Классный час «Приветствую тебя, мой друг!»; Тренинг «Учимся размышлять»

 сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование; экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; регулярные внутриклассные «огоньки», акции, мастерские затей и идей, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класс а. Например: Занимательные игры для малышей «Праздник о добре»; Час размышлений «Мир для всех» (ко Дню инвалидов).

 выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе. Индивидуальная работа с учащимися: изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по те м или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями, а также (при необходимости) – со школьным психологом. Например: «Учусь быть самим собой» «Мои любимые уроки» «Маска имени» Много ли для счастья человеку нужно?»  поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживания взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбора профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства , успеваемости и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу  для школьника, которую они совместно стараются решить.

Формированию и сплочению коллектива класса способствуют следующие дела, акции, события, проекты, занятия:

Классные часы: тематические (согласно плану классного руководителя, посвященные юбилейным датами, Дням воинской славы, событию в классе, в городе, стране), способствующие расширению кругозора детей, формированию эстетического вкуса,  позволяющие лучше узнать и полюбить свою Родину; игровые, способствующие сплочению коллектива, поднятию настроения, предупреждающие стрессовые ситуации; проблемные, направленные  на устранение конфликтных ситуаций в классе, Школе, позволяющие решать спорные вопросы; организационные, связанные к подготовкой класса к общему делу; здоровьесберегающие, позволяющие получить опыт безопасного поведения в социуме, ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей.

Клуб старшеклассников «За или против». В начале заседания озвучивается проблема по одной из тем, проходит первичное голосование. Подсчитываются голоса «за» и «против». Затем проходит обсуждение темы и повторное голосование. Сравниваются два голосования, делается вывод, какая из сторон была убедительнее. На заседаниях клуба старшеклассники обсуждают социальные, общественно значимые проблемы (Служба в армии «За» или «Против»; Гендерное обучение «За» и «Против» и др.), ищут пути их решения, развивают коммуникативные компетенции.

«Девичник» («Мальчишник»). Это форма, которая позволяет классному руководителю за чашкой чая под звуки легкой музыки узнать много интересного о каждом ребенке, об интересах своих воспитанников, симпатиях.

«День сюрпризов». Дело, организованное одной из групп одноклассников (5-7 человек). Это может быть викторина, спортивная эстафета, мастер-класс, игровая программа «Джинсовая вечеринка» и др. Ребята самостоятельно или совместно с классным руководителем готовят сюрприз для всего класса. Целью является творческая самореализация детей посредством игровой деятельности, воспитание умения работать в команде, согласовывать свои действия.

Проект «Каникулы в Школе». Включает цикл интеллектуально – развлекательных, театрально – игровых программ, организованных классным руководителем в каникулярное время. Проект «Каникулы в школе» несет минимальные затраты и полное участие всех детей в программах проекта, способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей, занятости детей в каникулярное время, привлечению родителей к совместной деятельности.

Классные руководители в работе над сплочением коллектива используют разнообразные формы.  Это однодневные и многодневные походы и экскурсии, организуемые вместе с родителями; празднования дней рождения детей, класса, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления; регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни коллектива.

Индивидуальная работа с учащимися:

  индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностны е достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начал е каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи.

поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживания взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбора профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемости и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить;

 коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.

 Работа с учителями, преподающими в классе:

 регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;

 проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;  привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;

 привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.

Работа с родителями учащихся или их законными представителями:

 регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом;

 помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками;

 организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;

 создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей;

 привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса;

 организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.

 «Узкий круг». Беседа родителей, педагогов, администрации (при необходимости) с целью оказания помощи родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией Школы и учителями-предметниками;

Родительское собрание. Организация родительских собраний (тематических, организационных, аналитических, итоговых, комбинированных, совместно с учителями-предметниками, совместно с детьми), проводимых в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников; родительский комитет. Создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении Школой и решении вопросов воспитания и обучения детей; вебинар. Привлечение родителей (законных представителей) к просмотру вебинаров воспитательной направленности, Всероссийского родительского собрания;

 проект «ВМЕСТЕ» реализуется в течение учебного года на всех параллелях начальной школы совместно с родителями (законными представителями). В конце каждой четверти проходит творческая защита проектов «Марафон семейных достижений». Целью проекта является повышение степени удовлетворенности родителей результатами работы Школы в вопросах воспитания и социализации учащихся через увеличение количества и повышение качества совместных дел. Тематика проектов по классам и четвертям:

1 класс «Маршрут выходного дня» - посещение «культурных объектов» и активного отдыха на природе:1 четверть - ВМЕСТЕ идем на природу, 2 четверть - ВМЕСТЕ идем в театр, 3 четверть - ВМЕСТЕ идем в музей,4 четверть - ВМЕСТЕ идем в кинотеатр.

2 класс «Калейдоскоп семейного творчества» – организация творческого отдыха: 1 четверть - ВМЕСТЕ читаем, 2 четверть - ВМЕСТЕ рисуем, 3 четверть - ВМЕСТЕ моделируем, 4 четверть - ВМЕСТЕ играем.

3 класс «Мир вокруг нас» – развитие познавательной активности при поддержке семьи: 1 четверть - ВМЕСТЕ поем, 2 четверть - ВМЕСТЕ танцуем,3 четверть - ВМЕСТЕ открываем Космос, 4 четверть - ВМЕСТЕ изучаем календарь,

4 класс «Мастера на все руки». Проект раскрывает значимость семейных традиций, позволяет познакомиться с историей возникновения традиций своей семьи и ее предков: 1 четверть - ВМЕСТЕ готовим, 2 четверть - ВМЕСТЕ мастерим, 3 четверть - ВМЕСТЕ снимаем кино, 4 четверть - ВМЕСТЕ создаем родословную.

 «Сюрпризы для родителей». Ко дню рождения каждый из родителей на электронную почту получает видеопоздравление от всего класса. Идея, направленная на развитие ценностных отношений к семье как главной опоре в жизни человека, способствует сплочению детей и родителей, установлению партнерских доверительных отношений с семьями, сотрудничеству с родителями;

Совместные дела. Организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и Школы; анкетирование и тестирование родителей.

Особенности работы классного руководителя в начальной школе.

Создание и сплочение классного коллектива – первостепенная задача классного руководителя начальных классов. В начальной школе для многих детей первостепенная задача - найти друзей в классе. Дети сначала испытывают потребность в общении, а потом только в полученных знаниях. Поэтому превращение класса в настоящий коллектив – важная задача классного руководителя начальной школы. Уникальность классного руководителя начальных классов состоит в том, что из всех педагогов он ближе всего находится к ребенку, а значит, имеет больше возможностей влиять на его личностное развитие, стать ему «второй мамой». Необходимо быть в курсе того, чем живут дети, какие у них интересы, в какие игры они играют, в какой семье воспитываются, посещали ли они дошкольные учреждения и т.д. Классному руководителю начальной школы нужно учитывать психологию младшего школьника. Класс – это особое сообщество, в которое дети попадают далеко не по собственному желанию. Изначально детей в классе ничего, за исключением учебной деятельности, не объединяет, а потому первостепенной задачей классного руководителя становится научить их взаимодействовать на благо достижения общих и личных целей. Учитывать необходимо и стиль классного руководства не на авторитарных принципах, а на демократических, доверительных. Главным условием установления доверительных отношений между педагогом и его классом является уважение к личности ребенка, понимания и любви к ребенку. Классный руководитель, которому дети доверяют, многое может сделать для личностного развития ребенка.

Формированию классных коллективов начальной школы, так же как и в основной и старшей, способствуют в первую очередь различные совместные дела. Ребятам должно быть интересно, а значит, должна быть информация, которая наверняка заинтересует их, ее не должно быть много, она должна подбираться в соответствии с возрастом и потребностями школьников. И еще: очень важно создать условия для спокойного общения, диалога. Соответственно, каждый должен быть если не участником, то активным зрителем или экспертом. Это дает возможность ребятам занять активную позицию по отношению к происходящему.

Классный руководитель начальной школы должен поэтапно достигать намеченных целей воспитания: 1 класс: успешная адаптация к школьной жизни; эмоциональная устойчивость обучающихся;  создание предпосылок для формирования классного коллектива; 2 класс устойчивые положительные результаты обучения; активное участие детей в жизни класса, школы, района; создание органов классного самоуправления. 3 класс проявление интеллектуальных способностей на уровне школы, района, области; знание истории своей семьи, школы, достопримечательностей области; умение организовывать под руководством учителя внеклассные мероприятия; ощущение ответственности за совершаемые поступки. 4 класс овладение методами самовоспитания, самоконтроля; проявление самостоятельной творческой активности; умение самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности; готовность к самоопределению в социуме.

Индивидуальная работа с учащимися: Классный руководитель начальной школы, он же и учитель в своем классе обязан вести индивидуальную работу с детьми, требующие особого внимания. Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Работа классного руководителя начальных классов осуществляется через:

 Создание системы внеурочной работы, дополнительного образования учащихся.

  Развитие групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности.

 Удовлетворение потребности в новой информации (широкая информированность).

  Формирование глубокого, устойчивого интереса к каждому предмету.

 Расширение кругозора учащихся, их любознательности.

 Развитие внимания, логического мышления, аккуратности, навыков самопроверки учащихся.

 Активизация слабых учащихся.

 Тесное взаимодействие с родителями таких детей (консультации, беседы, встречи, взаимопомощь).

Создать сплоченный детский коллектив – это значит: организовать совместную общественно полезную деятельность воспитанников, наладить постоянное общение между ними, ведущее к образованию и развитию личных отношений детей друг к другу, добиться воспитания коллективных традиций, закрепляющих нормы общественной морали и сознательной дисциплины в деятельности школьников и в их отношениях.

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

 Воспитание – это управление процессом развития личности ребенка через создание благоприятных для этого условий.

Воспитательная деятельность – это профессиональная деятельность педагога, направленная на развитие личности ребенка.

Воспитательный потенциал – это совокупность имеющихся возможностей в области воспитания. Воспитательным потенциалом обладают различные виды совместной деятельности детей и взрослых, формы их взаимодействия, объекты окружающей их среды, объединения, в которые они входят и т.п.

Воспитательный процесс – это разворачивающееся во времени взаимодействие воспитателей и воспитанников, в ходе которого реализуются педагогические цели воспитателя и актуальные потребности воспитанника: в общении, познании, самореализации и т.п.

Виды деятельности – здесь это виды индивидуальной или совместной с детьми деятельности педагогов, используемые ими в процессе воспитания (например: игровая, познавательная, трудовая, спортивно-оздоровительная, туристско-экскурсионная, досуговоразвлекательная и т.п.)

Задачи воспитания – это те проблемы организации конкретных видов и форм деятельности, которые необходимо решить для достижения цели воспитания. Соотношение цели и задач можно образно представить в виде соотношения пьедестала и ведущих к нему ступеней.

 Календарный план воспитательной работы - разрабатываемый в соответствии с рабочей программой воспитания и конкретизирующий ее применительно к текущему учебному году перечень конкретных дел, событий, мероприятий воспитательной направленности.

Качество воспитания – это мера достижения цели и решения задач воспитания, определенных в соответствии с потребностями и перспективами развития личности и общества.

 Ключевые дела – это главные общешкольные дела, через которые осуществляется попытка интеграции воспитательных усилий и целостного воздействия на коллектив и личность школьника. Как отмечал В.А.Караковский, который ввел это понятие в теорию и практику воспитания, в этих комплексных делах по-разному участвуют все ученики школы, все учителя, родители, выпускники прошлых лет, друзья школы. Непременная черта каждого ключевого дела – коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ результатов. На всех этапах взрослые и дети выступают вместе, как равноправные партнеры, что создает атмосферу общей уверенности и ответственности.

Коллектив – сложная социальная система, характеризующаяся единством организации и психологической общности. Сделанный в данном определении акцент на двойственной природе коллектива (и как организации, и как общности) чрезвычайно важен. Это означает, что для настоящего коллектива характерно: 1) органичное сочетание его формальной структуры (выраженной в иерархии социальных ролей и системе самоуправления) и структуры неформальной (выраженной в делении коллектива на стихийно складывающиеся микрогруппы и появлении неофициальных лидеров); 2) сориентированность норм и ценностей, задаваемых коллективом, и норм и ценностей, привносимых в  коллектив каждым его членом; 3) гармоничное соединение деловых и неофициальных межличностных отношений его членов.

Личность – это человек, включенный в жизнь человеческого общества, самостоятельно определяющий и реализующий в деятельности свою позицию по отношению к окружающему миру, к другим людям, к самому себе. Понятие «личность» отражает социальное бытие человека. Направления воспитания – это основные векторы осуществления воспитательной работы школы, ориентирующие ее на решение цели и задач воспитания. Это своеобразные магистральные пути организации школьной воспитательной работы (например: воспитание на уроке, воспитание в рамках курсов внеурочной деятельности и дополнительного образования, воспитание через классное руководство и т.п.).

Педагогическая ситуация – это ограниченная во времени и пространстве совокупность обстоятельств, побуждающих включенного в нее ребенка демонстрировать, подтверждать или изменять собственное поведение.

Примерная программа воспитания образовательной организации - учебно-методический документ, определяющий рекомендуемые цель и задачи воспитания, основные способы их достижения в различных сферах совместной деятельности педагогов и обучающихся, а также направления самоанализа воспитательной работы.

Рабочая программа воспитания образовательной организации - комплекс основных характеристик осуществляемой в образовательной организации воспитательной работы (цель, задачи, представленные в соответствующих модулях основные сферы совместной воспитывающей деятельности педагогов и обучающихся, основные направления самоанализа воспитательной работы), структурируемый в соответствии с примерной программой воспитания.

Развитие личности – процесс качественных изменений, происходящих в личности человека под влиянием природных и социальных, внешних и внутренних факторов. Близким по смыслу понятию «развитие» является понятие «формирование» – то есть развитие личности человека, ориентированное на существующие в культуре данного общества те или иные конкретные формы, образцы, идеалы. Развитие личности ребенка происходит в процессе его стихийной социализации, воспитания и саморазвития.

Результат воспитания – это те изменения в личностном развитии детей, которые взрослые (родители или педагоги) получили в процессе их воспитания. Результаты воспитания всегда связаны с его целью: цель – это планируемый, воображаемый, ожидаемый результат, а результат – это реализованная, достигнутая цель. Результаты воспитания сложно поддаются фиксации и носят вероятностный характер. Соотношение цели и результатов воспитания позволяет сделать вывод о качестве воспитания.

Использованная литература и источники

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями);

2. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

3. Воспитание в современной школе: от программы к действиям / П. В. Степанов, Н. Л. Селиванова, В. В. Круглов, И. В. Степанова, И. С. Парфенова, И. Ю. Шустова, Е. О. Черкашин, М. Р. Мирошкина, Т. Н. Тихонова, Е. Ф. Добровольская, И. Н. Попова; под ред. П. В. Степанова. – М.: ФГБНУ «ИСРО РАО», 2020.

4. ВОСПИТАНИЕ+ Авторские программы школ России (избранные модули): Сборник /Составители Н. Л. Селиванова, П. В. Степанов, В. В. Круглов, И. С. Парфенова, И. В. Степанова, Е. О. Черкашин, И. Ю. Шустова. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2020.

5. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: АСТ, 2016. – 304 с.

6. Мурашева Е. Ваш непонятливый ребенок. – М.: Самокат, 2016. – 440 с.

7. Поляков С.Д. Коллективное творческое воспитание: перезагрузка. — М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2016.

8. Фабер А., Мазлиш Э. Как говорить, чтобы дети слушали и как слушать, чтобы дети говорили. – М.: Эксмо-пресс, 2019. – 336 с.

9. Школа воспитания /Под ред. В.А. Караковского, Д.В. Григорьева, Е.И.Соколовой.http://instrao.ru/images/E_library_Novikovoi/Books/%D0%A8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0_%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F_825_%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%88 %D1%80%D1%83%D1%82.pdf