3.15. Педагогическое наставничество
В период с 2016-2017 по 2017-2018 учебные годы была наставником молодого специалиста Маадыр-оол Азии Суур-ооловны, учителя русского языка, литературы, которая под моим руководством заняла 2 место на региональном этапе Молодежных профессиональных педагогических игр «Высота культуры определяется отношением к женщине» .
Также Маадыр-оол А.С. прошла аттестацию на соответствие занимаемой должности в 2017 году. На базе школ кожууна, например, Чербинской СОШ, дала 3 открытых урока, 1 внеклассное мероприятие. Эти уроки оценены экспертами как допустимые.
В связи с этим, считаю, что велась системная работа с молодым специалистом.
Достижения молодого специалиста Маадыр-оол А.С.:
Название мероприятия | уровень | результат | Подтверждающий документ |
Молодежные профессиональные педагогические игры «Высота культуры определяется отношением к женщине» |
Региональный |
1 место |
|
Аттестация на СЗД | школьный | Протокол № 2 по о/д от 26.10.2018 |
С 01.09.2023 года являюсь наставником молодого специалиста, учителя русского языка и литературы, Хуулар Чайыраны Чайлаг-ооловны. Период адаптации учителя прошёл успешно в вопросах совершенствования теоретических знаний, повышения профессионального мастерства, создания условий для формирования индивидуального стиля творческой деятельности, развития потребности и мотивации в непрерывном самообразовании. Об этом говорят её достижения. Она участвовала в школьном этапе конкурса «Молодой специалист-2024» и заняла 2 место. 25 НОЯБРЯ 2023 года с молодым специалистом Хуулар Ч.Ч. заняли 3 место в муниципальном профессиональном конкурсе "Молодой педагог и наставник".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_nastavnichestva_kuzhuget_zh.o.docx | 27.75 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы
педагога-наставника, учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории Кужугет Жанны Октябрьевны
с молодым специалистом, учителем русского языка и литературы Хуулар Чайыраной Чайлаг-ооловной на 2023-2024 учебный год.
Цель - создание организационно-методических условий для успешной адаптации молодого специалиста в условиях современной школы .
Задачи:
- Ускорить процесс профессионального становления молодого учителя и развить способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности.
- определить уровень его профессиональной подготовки;
- выявить затруднения в педагогической практике и оказать методическую помощь;
- создать условия для развития профессиональных навыков молодого педагога, в том числе навыков применения различных средств, форм обучения и воспитания, психологии общения со школьниками и их родителями;
- развивать потребности у молодого педагога к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию.
Содержание деятельности:
1. Диагностика затруднений молодого педагога и выбор форм оказания помощи на основе анализа его потребностей.
2. Посещение уроков молодого педагога.
3. Планирование и анализ деятельности.
4. Помощь молодому специалисту в повышении эффективности организации учебно-воспитательной работы.
5.Продолжение работы по ознакомлению с основными направлениями и формами активизации познавательной, научно-исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время (олимпиады, смотры, предметные недели, и др.).
6. Создание условий для совершенствования педагогического мастерства молодого педагога.
7. Демонстрация опыта успешной педагогической деятельности опытными учителями.
8. Организация мониторинга эффективности деятельности.
Ожидаемые результаты:
1. Создание условий социально-психологического комфорта и защищенности новых членов педагогического коллектива;
2. Формирование профессионально-компетентной личности педагога, владеющей креативными, методологическими и рефлексивными качествами;
3. Понимание учителями причин успехов и неудач, осознание необходимости непрерывного профессионального самосовершенствования;
4. Реализация участниками Программы наставничества своих возможностей, достижение высоких результатов деятельности;
5. Рост рейтинга молодых учителей среди участников образовательных отношений.
Направления работы | Тематика мероприятий | Формы работы |
Изучение ФГОС НОО, ООО нового поколения , рабочих программ по предметам, календарно-тематического планирования, знакомство с УМК | Изучение нормативно – правовой базы школы (календарный учебный график, учебный план, план работы школы на 2023-2024 учебный год, документы строгой отчетности) | Контроль ведения журнала, учебного плана, контроль качества составления поурочных планов. Посещение уроков молодого учителя с целью выявления затруднений, оказания методической помощи (сентябрь- ноябрь) |
Оказание помощи в разработке поурочных планов | Ведение школьной документации» (ЭЖ, ученические тетради) | Организация уроков молодого специалиста учителем – наставником с целью оказания ему методической помощи |
Выполнение индивидуальной программы работы педагога по самообразованию | «Основные проблемы молодого педагога, пути их решения» | Анкетирование молодого педагога, индивидуальные беседы (октябрь); Знакомство с опытом работы по самообразованию других учителей (ноябрь) |
Контроль за работой по самообразованию | Подбор литературы по теме самообразования, с использованием образовательных ресурсов Интернета (ноябрь) | |
Диагностика профессиональных затруднений молодого специалиста, диагностика пробелов в теоретических знаниях. | Наставничество, самообразование, посещение уроков | Контроль качества составления поурочных планов, выполнение единого орфографического режима. (октябрь); |
Оказание помощи в подготовке и проведении уроков в соответствии с требованиями ФГОС. | Занятие: «Современный урок и его организация. Использование современных педагогических технологий» | Обучение составлению отчетности по окончанию четверти (ноябрь) |
Ознакомление с основными направлениями и формами активизации познавательной, научно-исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время (олимпиады, смотры, предметные недели, и др.). | Разнообразие методов и форм внеклассной работы по предмету. Индивидуальный подход в организации внеурочной деятельности» Методика проведения внеклассных мероприятий, праздников. | В течение года. |
Взаимопосещение уроков. | Изучение методических разработок «Конструирование современного урока» (Технологическая карта для конструирования урока) | Посещение уроков наставника и молодого педагога (по 2-3 раза в четверть) Составление технологической карты урока Пополнение «Методической копилки» молодого учителя и использование новых знаний в практической деятельности |
«Факторы, которые влияют на качество преподавания» «Организация работы с мотивированными и неуспевающими учащимися» | ||
Изучение методических разработок «Анализ внеклассного мероприятия» | ||
Творческая мастерская «Оригинальное начало урока» | ||
«Самоанализ урока», «Виды самоанализа». | ||
«Типы и формы уроков» | ||
«Организация исследовательской деятельности учащихся – требование времени и ФГОС». | ||
Виды контроля, их рациональное использование на различных этапах изучения программного материала | Структура педагогических воздействий (организующее, оценивающее, дисциплинирующее) | Беседа (декабрь) |
Консультации по подготовке самоанализа открытых уроков. | Посещение молодым специалистом уроков педагога -наставника | В течение года |
Подведение итогов работы за полугодие. | Профессиональные затруднения. Оценка собственного квалификационного уровня молодым учителем и педагогом наставником | Собеседование по итогам полугодия (успеваемость, качество, выполнение программы) (январь) |
Практикум «Анализ урока. Виды анализа урока» - Вопросы ГВЭ - Практикум «Анализ различных стилей педагогического общения (авторитарный, либерально-попустительский, демократический) | Обмен мнениями по теме «Факторы, которые влияют на качество преподавания» | (январь) |
Оценка собственного квалификационного уровня молодым специалистом. | Профессиональные затруднения. Степень комфортности нахождения в коллективе; Оценка собственного квалификационного уровня молодым учителем и педагогом наставником | Анкетирование. (май) |
Подведение итогов работы за год. | Сбор и анализ полученных в ходе наставнической деятельности данных. Подведение итогов наставнической деятельности. | Собеседование по итогам года (успеваемость, качество, выполнение программы) |
Практическая помощь в составлении планирования на новый учебный год. | Выполнение учебных программ и их анализ Практическая помощь в оформлении журналов, выставлении итоговых оценок | Собеседование по итогам работы года (успеваемость, качество) |
Самообразование педагога: курсы повышения квалификации, вебинары, конференции, семинары, дистанционные конкурсы. | Внедрение молодым специалистом результатов деятельности по самообразованию в практику своей работы. | В течение года. |
ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С МОЛОДЫМ ПЕДАГОГОМ
Чтобы взаимодействие с молодыми специалистами было конструктивным и приносило желаемый эффект, педагогу-наставнику необходимо помнить о правилах общения, которые необходимо соблюдать.
- Не приказывать. Наставник должен помнить, что фраза, содержащая обязательство какого-либо рода, вызывает протест. В процессе общения с молодыми учителями следует отказаться от фраз типа «вы должны», «вам необходимо», «вам нужно» и т. п. Естественной их реакцией на эту фразу могут стать слова: «Ничего я вам не должен. Как хочу, так и работаю!»
- Не угрожать. Любая угроза – это признак слабости. Угроза со стороны наставника – это еще и признак педагогической несостоятельности, некомпетентности. Угрозы или ультиматум со стороны учителя-наставника провоцируют конфликт. «Если Вы не будете выполнять мои требования, то…» – подобные замечания свидетельствуют о неумении наставника аргументировать свою педагогическую позицию, о непонимании ситуации, об отсутствии дипломатических навыков общения. Этот прием не способствует установлению отношений сотрудничества и взаимопонимания между наставником и подопечным.
- Не проповедовать. «Ваш профессиональный долг обязывает…», «На Вас лежит ответственность…» – эти воззвания чаще всего являются пустой тратой времени. Они не воспринимаются и не осознаются молодыми специалистами как значимые, вследствие их абстрагированности от реальной педагогической ситуации.
- Не поучать. Наставник должен помнить о том, что нет ничего хуже, чем навязывать свою собственную точку зрения собеседнику («если бы Вы послушали меня, то…», «если бы Вы последовали примеру….»).
- Не подсказывать решения. Наставник не должен «учить жизни» молодого учителя. «На Вашем месте я бы…» – эта и подобные ей фразы не стимулируют процесс профессиональной поддержки, поскольку произносятся чаще всего с оттенком превосходства и ущемляют, таким образом, самолюбие молодого педагога.
- Не выносить суждений. Высказывания со стороны наставника типа «Вы должны сменить место работы», «Вы слишком мало внимания уделяете работе» чаще всего наталкиваются на сопротивление и протест молодых учителей, даже в тех случаях, когда они абсолютно справедливы.
- Не оправдывать и не оправдываться. Наставник потеряет значительную долю своего влияния, если будет строить свое взаимодействие с подопечными на основе этих приемов общения. «Вы организовали и провели урок не так уж плохо, как кажется на первый взгляд» – данная форма оправдания, конечно, снимает некоторое напряжение в отношениях, но делает существующую профессиональную проблему менее значимой для молодого учителя.
- Не ставить «диагноз». «Вам нельзя работать в школе, Вы слишком эмоциональны» – такая фраза опытного педагога непременно насторожит молодого учителя и настроит его против наставника.