3.15. Педагогическое наставничество

Кужугет Жанна Октябрьевна

В период с 2016-2017 по 2017-2018 учебные годы была наставником молодого специалиста Маадыр-оол Азии Суур-ооловны, учителя русского языка, литературы, которая под моим руководством заняла 2 место на региональном этапе Молодежных профессиональных педагогических игр «Высота культуры определяется отношением к женщине» .

Также Маадыр-оол А.С. прошла аттестацию на соответствие занимаемой должности в 2017 году. На базе школ кожууна, например, Чербинской СОШ, дала 3 открытых урока, 1 внеклассное мероприятие. Эти уроки оценены экспертами как допустимые.

В связи с этим, считаю, что велась системная работа с молодым специалистом.

Достижения молодого специалиста Маадыр-оол А.С.:

Название мероприятия

уровень

результат

Подтверждающий документ

Молодежные профессиональные педагогические игры «Высота культуры определяется отношением к женщине»

 

Региональный

 

1 место

 image

Аттестация на СЗД

школьный

Протокол № 2 по о/д от 26.10.2018

 

С 01.09.2023 года являюсь наставником молодого специалиста, учителя русского языка и литературы, Хуулар Чайыраны Чайлаг-ооловны. Период адаптации учителя  прошёл успешно в вопросах совершенствования теоретических знаний, повышения профессионального мастерства, создания условий для формирования индивидуального стиля творческой деятельности, развития потребности и мотивации в непрерывном самообразовании. Об этом говорят её достижения. Она участвовала в школьном этапе конкурса «Молодой специалист-2024» и заняла 2 место. 25 НОЯБРЯ 2023  года с молодым специалистом Хуулар Ч.Ч. заняли 3 место в муниципальном профессиональном конкурсе "Молодой педагог и наставник".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_nastavnichestva_kuzhuget_zh.o.docx27.75 КБ

Предварительный просмотр:

План работы

 педагога-наставника, учителя  русского языка и литературы высшей квалификационной категории Кужугет Жанны Октябрьевны

с молодым специалистом, учителем русского языка и литературы Хуулар Чайыраной Чайлаг-ооловной на 2023-2024 учебный год.

Цель - создание организационно-методических условий для успешной адаптации молодого специалиста в условиях современной школы .

Задачи:

  • Ускорить        процесс        профессионального        становления        молодого        учителя        и        развить способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности.
  • определить уровень его профессиональной подготовки;
  • выявить затруднения в педагогической практике и оказать методическую помощь;
  • создать условия для развития профессиональных навыков молодого педагога, в том числе навыков применения различных средств, форм обучения и воспитания, психологии общения со школьниками и их родителями;
  • развивать потребности у молодого педагога к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию.

Содержание деятельности:

1. Диагностика затруднений молодого педагога и выбор форм оказания помощи на основе анализа его потребностей.

2. Посещение уроков молодого педагога.

3. Планирование и анализ деятельности.

4. Помощь молодому специалисту в повышении эффективности организации учебно-воспитательной работы.

5.Продолжение работы по ознакомлению с основными направлениями и формами активизации познавательной,  научно-исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время (олимпиады, смотры, предметные недели, и др.).

6. Создание условий для совершенствования педагогического мастерства молодого педагога.

7. Демонстрация опыта успешной педагогической деятельности опытными учителями.

8. Организация мониторинга эффективности деятельности.

Ожидаемые результаты:

1.        Создание условий социально-психологического комфорта и защищенности новых членов педагогического коллектива;

2.        Формирование профессионально-компетентной личности педагога, владеющей креативными, методологическими и рефлексивными качествами;

3.        Понимание учителями причин успехов и неудач, осознание необходимости        непрерывного        профессионального самосовершенствования;

4.        Реализация участниками Программы наставничества своих возможностей,        достижение        высоких        результатов деятельности;

5.        Рост        рейтинга        молодых        учителей        среди        участников образовательных отношений.

Направления работы

Тематика мероприятий

Формы работы

Изучение ФГОС НОО,  ООО нового поколения , рабочих программ по предметам, календарно-тематического планирования, знакомство с УМК

Изучение нормативно – правовой базы школы (календарный учебный график, учебный план, план работы школы на 2023-2024 учебный год, документы строгой отчетности)

Контроль ведения журнала, учебного плана, контроль качества составления поурочных планов.

Посещение уроков молодого учителя с целью выявления затруднений, оказания методической помощи (сентябрь- ноябрь)

 Оказание помощи в разработке поурочных планов

Ведение школьной документации» (ЭЖ,  ученические тетради)

Организация уроков молодого специалиста учителем – наставником с целью оказания ему методической помощи

Выполнение  индивидуальной программы работы педагога по самообразованию

«Основные проблемы молодого педагога, пути их решения»

Анкетирование молодого педагога, индивидуальные беседы (октябрь);

Знакомство с опытом работы по самообразованию других учителей (ноябрь)

Контроль за работой по самообразованию

Подбор литературы по теме самообразования, с использованием образовательных ресурсов Интернета (ноябрь)

Диагностика профессиональных затруднений молодого специалиста, диагностика пробелов в теоретических знаниях.

Наставничество, самообразование, посещение уроков

Контроль качества составления поурочных планов, выполнение единого орфографического режима. (октябрь);

Оказание помощи в подготовке и проведении уроков в соответствии с требованиями ФГОС.

Занятие: «Современный урок и его организация. Использование современных педагогических технологий»

Обучение составлению отчетности по окончанию четверти (ноябрь)

Ознакомление с основными направлениями и формами активизации познавательной,  научно-исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время (олимпиады, смотры, предметные недели, и др.).

Разнообразие методов и форм внеклассной работы по предмету. Индивидуальный подход в организации внеурочной деятельности» Методика проведения внеклассных мероприятий, праздников.

В течение года.

Взаимопосещение уроков.

Изучение методических разработок «Конструирование современного урока» (Технологическая        карта        для конструирования урока)

Посещение уроков наставника и молодого педагога (по 2-3  раза в четверть)

Составление технологической карты урока

Пополнение «Методической копилки» молодого учителя и использование новых знаний в практической деятельности

«Факторы, которые влияют на качество преподавания»  «Организация работы с мотивированными и неуспевающими учащимися»

Изучение методических разработок «Анализ внеклассного мероприятия»

Творческая мастерская «Оригинальное начало урока»

«Самоанализ урока», «Виды самоанализа».

«Типы и формы уроков»

«Организация исследовательской деятельности учащихся – требование времени и ФГОС».

Виды контроля, их рациональное использование на различных этапах изучения программного материала

Структура педагогических воздействий (организующее, оценивающее, дисциплинирующее)

Беседа (декабрь)

Консультации по подготовке самоанализа открытых уроков.

Посещение молодым специалистом  уроков педагога -наставника

В течение года

Подведение итогов работы за полугодие.

Профессиональные затруднения. Оценка собственного квалификационного уровня молодым учителем и педагогом наставником

Собеседование по итогам полугодия (успеваемость, качество, выполнение программы) (январь)

Практикум «Анализ урока. Виды анализа урока»

- Вопросы ГВЭ

- Практикум «Анализ различных стилей педагогического общения (авторитарный, либерально-попустительский, демократический)

Обмен мнениями по теме «Факторы, которые влияют на качество преподавания»

(январь)

Оценка собственного квалификационного уровня молодым специалистом.

Профессиональные затруднения. Степень комфортности нахождения в коллективе; Оценка собственного квалификационного уровня молодым учителем и педагогом наставником

Анкетирование. (май)

Подведение итогов работы за год.

Сбор и анализ полученных в ходе наставнической деятельности данных. Подведение итогов наставнической деятельности.

Собеседование по итогам года (успеваемость, качество, выполнение программы)

Практическая помощь в составлении планирования на новый учебный год.

Выполнение учебных программ и их анализ

Практическая помощь в оформлении журналов, выставлении итоговых оценок

Собеседование по итогам работы года (успеваемость, качество)

Самообразование педагога: курсы повышения квалификации, вебинары, конференции, семинары, дистанционные конкурсы.

Внедрение молодым специалистом результатов деятельности по самообразованию в практику своей работы.

В течение года.

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С МОЛОДЫМ ПЕДАГОГОМ

Чтобы взаимодействие с молодыми специалистами было конструктивным и приносило желаемый эффект, педагогу-наставнику необходимо помнить о правилах общения, которые необходимо соблюдать.

  1. Не приказывать. Наставник должен помнить, что фраза, содержащая обязательство какого-либо рода, вызывает протест. В процессе общения с молодыми учителями следует отказаться от фраз типа «вы должны», «вам необходимо», «вам нужно» и т. п. Естественной их реакцией на эту фразу могут стать слова: «Ничего я вам не должен. Как хочу, так и работаю!»
  2. Не угрожать. Любая угроза – это признак слабости. Угроза со стороны наставника – это еще и признак педагогической несостоятельности, некомпетентности. Угрозы или ультиматум со стороны учителя-наставника провоцируют конфликт. «Если Вы не будете выполнять мои требования, то…» – подобные замечания свидетельствуют о неумении наставника аргументировать свою педагогическую позицию, о непонимании ситуации, об отсутствии дипломатических навыков общения. Этот прием не способствует установлению отношений сотрудничества и взаимопонимания между наставником и подопечным.
  3. Не проповедовать. «Ваш профессиональный долг обязывает…», «На Вас лежит ответственность…» – эти воззвания чаще всего являются пустой тратой времени. Они не воспринимаются и не осознаются молодыми специалистами как значимые, вследствие их абстрагированности от реальной педагогической ситуации.
  4. Не поучать. Наставник должен помнить о том, что нет ничего хуже, чем навязывать свою собственную точку зрения собеседнику («если бы Вы послушали меня, то…», «если бы Вы последовали примеру….»).
  5. Не подсказывать решения. Наставник не должен «учить жизни» молодого учителя. «На Вашем месте я бы…» – эта и подобные ей фразы не стимулируют процесс профессиональной поддержки, поскольку произносятся чаще всего с оттенком превосходства и ущемляют, таким образом, самолюбие молодого педагога.
  6. Не выносить суждений. Высказывания со стороны наставника типа «Вы должны сменить место работы», «Вы слишком мало внимания уделяете работе» чаще всего наталкиваются на сопротивление и протест молодых учителей, даже в тех случаях, когда они абсолютно справедливы.
  7. Не оправдывать и не оправдываться. Наставник потеряет значительную долю своего влияния, если будет строить свое взаимодействие с подопечными на основе этих приемов общения. «Вы организовали и провели урок не так уж плохо, как кажется на первый взгляд» – данная форма оправдания, конечно, снимает некоторое напряжение в отношениях, но делает существующую профессиональную проблему менее значимой для молодого учителя.
  8. Не ставить «диагноз». «Вам нельзя работать в школе, Вы слишком эмоциональны» – такая фраза опытного педагога непременно насторожит молодого учителя и настроит его против наставника.