Родительские собрания


Предварительный просмотр:

Родительское собрание "Игра и обучение в младшем школьном возрасте"

Форма проведения: круглый стол.

Задачи:

  • Обсудить с родителями проблему значения игры в жизни ребенка;
  • Показать возможности игры для развития интеллектуально-познавательной деятельности учащихся;
  • Стимулировать интерес родителей к использованию возможности игровой деятельности с собственным ребенком.

Подготовительная работа: принести детям в школу любимую игрушку; анкетирование родителей и детей; подготовка памяток.

Оформление класса:

1. На доске написаны слова: "Именно игра дает возможность ребенку познакомиться с реальностью взрослого человека". К.Д. Ушинский

2. На доске записаны вопросы для обсуждения:

  • Какое место занимает игра в жизни ребенка?
  • Насколько важны правила игры?
  • Можно ли во время игры преодолеть учебные трудности?

3. На партах разложены любимые игрушки детей. Родители должны узнать любимую игрушку своего ребенка и сесть за ту парту, где лежит эта игрушка.

Ход собрания

1. Вступительное слово.

Уважаемые мамы и папы! Проблема соотношения игры с обучением - одна из центральных проблем психологии младшего школьного возраста. Можно выделить два направления. Первое - к началу школьного обучения игра исчерпывает себя; и второе-невозможно обучать без помощи игровой деятельности.

"Игра является ведущей деятельностью лишь в дошкольном возрасте", - говорят одни. "Игра универсальна и помогает младшим школьникам овладеть учебной деятельностью", - не соглашаются другие. Отказ от игры в младшем школьном возрасте не позволяет решать проблему преемственности дошкольниками и школьным образованием.

Давайте ответим на вопросы: Какое место занимает игра в жизни вашего ребенка? Насколько важны правила игры? Можно ли во время игры преодолеть учебные трудности и освоить учебный материал?

2. Выступление родителей по теме собрания.

Родители делятся друг с другом своим опытом. Отвечают на вопросы собрания.

3. Выступление учителя на тему: "Игра и обучение в младшем школьном возрасте".

Младший школьник не перестает играть, начав посещать школу. Он играет на перемене,

во дворе, дома и на уроке. В этих играх почти нет взрослых. У младших школьников на первый план выступают правила игры, их сюжетно - ролевые игры мало походят на сюжетно-ролевые игры дошкольников. Дети играют в них много и долго, но в свободное время. Давайте попытаемся разобраться в проблеме взаимодействия игры с обучением в младшем школьном возрасте. Обратимся к анализу их игровой деятельности.

Психологи связывают начало игровой деятельности с кризисом семи лет. Ведь по мере восприятия процессов развития игры видоизменяется сама игра. Во-первых, игра оказывается не однородной деятельностью, а разноплановой - от режиссерской игры, через ее обратную и сюжетно-ролевую ткань к игре по правилам. Таким образом, ребенок к младшему школьному возрасту уже должен владеть всеми основными видами игровой деятельности. Во-вторых, изменения в игре касаются взаимодействия между ее структурными элементами. Л. С. Выгодский отмечал, что в любой игре есть воображаемая ситуация, которая задается у дошкольников разнообразными внешними атрибутами -специальной одеждой, наличием особых игрушек или предметов их заменяющих, специфическим местом действия и т.п. - и правилами. По его мнению, формула "воображаемая ситуация /правило-правило/воображаемая ситуация" показывает, что при реализации игр нет необходимости ни в атрибутах, ни в специальном игровом пространстве. В-третьих, в развитии любого вида игры можно выделить несколько этапов:

  • Ребенок способен принять извне воображаемую ситуацию;
  • Ребенок умеет конструировать и удерживать один из важнейших компонентов игры - воображаемую ситуацию;
  • Ребенок может реализовать игру без развернутой воображаемой ситуации.

Д. Б. Эльконин, описывая наиболее высокий уровень развития игры, отмечал, что иногда дети не сколько играют, сколько говорят об игре. Этот перевод игры в вербальный план является ключевым для решения проблемы взаимодействия игры и обучения в младшем школьном возрасте.

Анализ анкетирования.

Презентация игр.

Родители показывают игру- диалог с любимой игрушкой их ребенка. Необходимо ввести в такую игру какое-то учебное содержание. Например: На пеньке сидел зайчик, я подошла к нему и спросила, не подскажет ли он, сколько сейчас времени. Он ответил, сказал, что маленький, и показал мне часы, чтобы я сама посмотрела. Было уже 12:00 часов. Я узнала, что зайчику подарили часы, а как по ним определить время он не знал. И мы с зайчиком договорились, что я его научу определять время. Он очень обрадовался этому.

Этот диалог-самая настоящая игра, высокого уровня.

Подведение итогов.


Приложение.

Анкета для учеников.

  1. Есть ли у тебя игрушки?
  2. Спрашивали ли у тебя родители о том, какую игрушку тебе хотелось бы иметь?
  3. Часто ли ты играешь со своими любимыми игрушками?
  4. Участвуют ли твои родители в твоих играх?
  5. Какие игры в вашей семье самые любимые?

Анкета для родителей.

  1. Есть ли у Вашего ребенка игрушки?
  2. Как часто Ваш ребенок играет со своими любимыми игрушками?
  3. Какие игрушки Вы предпочитаете покупать своему ребенку?
  4. Часто ли Вы играете с ребенком в его игры?
  5. Какие игры в Вашей семье самые любимые?

Памятка для родителей.

  1. Не выбирайте игрушки, если ребенок сам этого не хочет.
  2. Дарите ребенку игрушки с учетом его интересов и увлечений.
  3. Участвуйте в играх ребенка, если он этого хочет от Вас, несмотря на Вашу занятость.
  4. Радуйтесь умению своего ребенка принимать извне воображаемую ситуацию и играть по правилам.
  5. Используйте возможность игровой ситуации для непосредственного общения с собственным ребенком.



Предварительный просмотр:

Сценарий родительского собрания «Наши трудные дети».

Цель:

Обсуждение проблемы воспитания в семье трудного ребенка.

Задачи:

1.Познакомить родителей с причинами, которые приводят к трудновоспитуемости ребенка.

2. Развивать умения поиска выхода в трудных ситуациях общения с такими детьми.

Предварительная подготовка:

1)Учащимся класса предлагается заполнить таблицу следующего содержания:

Все, что я делаю по собственному желанию и усмотрению

Все, что я делаю по собственному выбору, но в определенных границах

Все, что разрешается мне в особых обстоятельствах

Все то, что запрещено всегда

Например: покупать интересующие меня диски, смотреть телепередачи и т.д

Например: могу пойти гулять, но вернуться не позднее 22.00, могу надеть куртку только с шапкой и т.д

Например: только на Новый год могу лечь спать позже и т.д

Например: меняться одеждой с подружками, красить ногти и т.д.

Затем ребятам предлагается отметить те запреты родителей, которыми они особенно недовольны и которые приводят к конфликтам и непослушанию.

2) Подготовка проблемных вопросов для обсуждения в ходе собрания. Вопросы могут быть такими:

- Что стоит за словом «трудный» ребенок?

- Какие причины приводя к тому, что ребенок становится трудным?

- Как решать проблемы взросления без конфликтов?

Ход собрания:

На доске – тема собрания, большой лист ватмана, фломастеры, маркеры, крылатые фразы и афоризмы.

Измени свое мнение о вещах, которые тебя огорчают, и ты будешь в полной безопасности от них.                        

                                                                                                                              Марк Аврелий.

 

I.Вступительное слово классного руководителя.

Наши дети взрослеют, становятся умнее, и нам с вами хотелось бы, чтобы проблем в общении, во взаимодействии с ними становилось меньше, но так не происходит. Почему? Почему, встречаясь с друзьями, коллегами по работе, родителями класса, учителями, мы испытываем тревогу и беспокойство, волнение и страх? Нас волнует поведение подросших детей и трудности, связанные с этой проблемой. Сегодня мы попытаемся вместе найти причины появления различных проблем в поведении учащихся.

II. Трудный ребенок… Что за этими словами, какой он?

Родителям предлагается нарисовать словесный портрет трудного ребенка. Пока родители говорят, классный руководитель помещает характерные слова на лист ватмана.

III. Вопрос родителям: «Что может стать причиной проблем в поведении ребенка?»

Родители приводят свои аргументы и ситуации, связанные с данным вопросом.

IV. Классный руководитель знакомит родителей с таблицей, которую заполняли учащиеся класса.

Родители обсуждают получившиеся результаты и высказывают свое мнение по таблице.

V. Классный руководитель просит родителей объединиться в группы и составить список причин нарушения поведения детьми.

Родители работают в группах в течение 5 минут, а затем происходит обсуждение получившихся результатов.

VI. «Узелки на память».

Классный руководитель знакомит родителей с четырьмя основными причинами нарушений в поведении, которые приводят к тому, что ребенок становится трудным и порой неуправляемым.

Причина первая – борьба за внимания. Непослушание – это тоже возможность привлечь к себе внимание. Внимание ребенку необходимо для его эмоционального благополучия.

Причина вторая – борьба за самоутверждение. Ребенок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Возможность иметь свое мнение, принимать собственное решение – это возможность приобретать свой опыт, пусть даже ошибочный.

Причина третья – желание мщения. Ребенок может мстить:

- за сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сестрами;

- за унижение друг друга членами семьи;

- за развод и появление в доме нового члена семьи;

- за несправедливость и невыполнение обещаний;

- за чрезмерное проявление любви взрослых друг к другу;

Причина четвертая – неверие в собственных успех. Причинами неверия в собственный успех могут стать учебные неудачи, взаимоотношения в классе и с учителями, низкая самооценка.

VII.Родители получают напечатанный свод законов, с помощью которых можно преодолеть трудности в поведении ребенка.

Закон 1. Не нужно предъявлять ребенку категорические требования и налагать неожиданные запреты. Этому нужно учить терпеливо и постепенно.

Закон 2. Запреты и требования должны быть гибкими, их не должно быть много.

Закон 3. Требования и запреты не должны вступать в противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

Закон 4. Запреты и требования, предъявляемые родителями, должны быть едиными.

Закон 5. Запреты и требования должны ребенку разъясняться.

Закон 6. Запреты и требования должны предъявляться спокойным и доброжелательным образом.

VIII. Родители анализируют полученные педагогические рецепты, обсуждают их совместно.

IX. Подведение итогов. Обсуждение притчи о перевернутом камне.

Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано «Переверни и читай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?»

Эта притча как нельзя лучше подтверждает наш сегодняшний разговор о наших детях. Зачастую проблемы в поведении наших детей, их трудности – в нас самих: в нашем диктате и попустительстве, в нашей лжи и двурушничестве, в нашем эгоизме и себялюбии. Необходимо посмотреть на проблему глазами ребенка и тогда военные действия, которые вы ведете с ребенком, перестанут быть необходимыми, а в душе воцарится мир и душевный комфорт. Самые главные слова, которые сегодня нужно сказать своему ребенку:«Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе и мы все преодолеем»



Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Семья – школа любви»

Собрание проводится 26 ноября ( всемирный День Матери)

Подготовительный этап.

  1. Классное собрание: мозговой штурм (Как поздравим мам?), создание Совета Дела.
  2. Собрание родительского комитета (Как лучше и интереснее провести собрание «Семья – школа любви»)
  3. Сочинение учащихся: Что значит для меня это слово – «мама» ?

Совет Дела учащихся готовит:

  1. концерт-поздравление,
  2. оформление класса и рекреации,
  3. большой плакат с фотографиями мам,
  4. «сладкий» стол,
  5. конкурсы и аттракционы для мам.

Родительский комитет обеспечивает

подготовку родителей к вопросу «Какие семейные традиции помогают вашим детям осознать себя полноправными членами семьи?» (отбор самых интересных рассказов с показом видеофильмов, фотографий)

Классный руководитель осуществляет общее руководство и контроль за выполнением всех поручений, обеспечивает аудио- и видеотехнику.

Оформление кабинета и рекреации.

Столы вынесены в рекреацию и расставлены накануне. Стулья стоят в классе полукругом.

На первой доске - тема собрания, вопросы; на второй – большой поздравительный плакат с фотографиями мам. На стендах плакаты с высказываниями великих людей о семье и любви:

 «Любовь слагается одновременно из бесконечно великого и из бесконечно малого».        В. Гюго.

«Только та любовь справедлива, которая стремится к прекрасному не причиняя обид».   Демокрит.

«Без любящего сердца дома нет!

Печальнее заброшенной могилы

Дом, где никто нам не кивнёт в ответ»    Д. Байрон.

«Семья – лучшая школа дисциплины»    С. Смайлс.

«Уважение – это застава, охраняющая отца и мать столько же, сколько и детище; первых оно спасает от огорчений, последнего -  от угрызений совести».                                  О. Бальзак.

«Ответственность матери велика, обязанности её священны»            Д. Писарев.

В рекреации – воздушные шары, плакаты:

«Всё прекрасное в человеке – от лучей солнца и от молока матери, - вот, что насыщает нас любовью к жизни!»     А.М. Горький.

«Есть прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, это - мать».   Н. Островский.

«Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери: всякая привязанность, всякая страсть или слаба, или своекорыстна в сравнении с нею!»                       В. Белинский

- 2-

Ход собрания.

  1. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, дорогие родители, возможно вас удивило приглашение на это собрание в воскресное утро. Но для этого есть очень важная причина: сегодня – всемирный день Матери!

      И мы от всей души поздравляем Вас, дорогие, милые женщины с этим праздником!

  1. Выступление детей.
  • От чистого сердца, простыми словами,

Давайте, друзья, потолкуем о маме!

  • Сколько раз произносили мы эти слова, не задумываясь о том, как много значит для нас это такое родное слово – «мама».
  • Мы часто стесняемся прямо сказать,

Что значит для нас слово гордое – «Мать»!

Светлее и чище нет слова на свете

И счастливы мы! Ведь, мы – ваши дети!

  • Всем мамам моих одноклассников и, конечно, моей любимой мамочке я хочу подарить эту небольшую фортепьянную пьесу, которую написала в этом году (исполняется пьеса)
  • Дорогие мамы, не обижайтесь, что иногда мы слишком много времени проводим в школе.
  • Лучше вспомните свои школьные годы и посмейтесь вместе с нами.

Исполняется «Ералаш» - несколько сценок из школьной жизни.

  • Весёлый получился «Ералаш»? А сейчас вам станет ещё веселей, потому что танец «Упс!» в исполнении наших девушек поднимает настроение всем!

Исполняется танец.

  • Мы надеемся, что наш маленький концерт показал вам как много в наших душах благодарности, как много тепла, тепла от солнца, имя которого – МАМА!
  • Всю любовь не выразить словами,

      Пожеланий всех не перечесть,

      Я хочу сказать любимой маме:

      «Хорошо, что ты на свете есть!»

Последние слова произносят все дети, идут к мамам и дарят им воздушные шары с надписью

 «Я люблю тебя!»

УЧИТЕЛЬ: А сейчас дети отправятся готовить вам еще один подарок-сюрприз. Мы же поговорим о любви. Да, да, ведь тема нашего сегодняшнего собрания «Семья – школа любви».

Цель: (на доске вопросы)

И я предлагаю вам всем вместе подумать над вопросами:

  1. Какие семейные традиции помогают вашим детям осознать себя полноправными членами семьи?
  2. Какими бы хотели вы видеть своих детей и какие позитивные качества характера хотели бы вы воспитать в ваших детях в первую очередь? Почему?
  3. Как, на ваш взгляд, связаны родительская любовь и авторитет?
  4. Что самое важное в отношениях между родителями и детьми? Почему?

  1. Родители рассказывают о своих семейных традициях. Показывают фотографии, видеокассеты.
  2. Работа в группах (5-7 минут). Отвечают на вопросы 2, 3, 4.

А вот оставшиеся три вопроса я предлагаю вам обсудить, разбившись на три группы. Поделитесь друг с другом своими мыслями, а потом решите, кто будет от вашей группы отвечать на эти вопросы.

Идёт обсуждение вопросов в группах (6-7 минут)

-3-

  1. Разворачиваются снова в круг. Все группы по очереди отвечают сначала на один вопрос, потом на второй и третий. Особые мнения тоже выслушиваются.
  2. Рефлексия.

Как вы думаете, нужны ли подобные собрания? Дают ли они вам пищу для размышлений?

Что полезного почерпнули вы для себя?

  1. Заключительное слово учителя.

Мне кажется, мы единодушно пришли к выводу о том, что авторитет родителей должен строиться на любви, одно без другого невозможно. И именно вы, мамы, становитесь удивительными садовницами, выращивающими в душах ваших детей прекрасный цветок – способность любить. И лучшее тому доказательство – ваши дети. Послушайте, что они пишут о вас.  (Читаются отрывки  сочинений учеников. Фамилии и имена не называются.)

Родители приглашаются в рекреацию, где для них дети уже накрыли столы: чай, кулинарные изделия, подарки.

Дети встречают мам, дарят им подарки и усаживают  рядом с собой. После чаепития проводятся конкурсы для мам.

  • От чистого сердца, простыми словами,

Давайте, друзья, потолкуем о маме!

  • Мы часто стесняемся прямо сказать,

Что значит для нас слово гордое – «Мать»!

Светлее и чище нет слова на свете

И счастливы мы! Ведь, мы – ваши дети!

  • Дорогие мамы, не обижайтесь, что иногда мы слишком много времени проводим в школе.

  • Весёлый получился «Ералаш»? А сейчас вам станет ещё веселей, потому что танец «Упс!» в исполнении наших девушек поднимает настроение всем!

  • Сколько раз произносили мы эти слова, не задумываясь о том, как много значит для нас это такое родное слово – «мама».

  • Лучше вспомните свои школьные годы и посмейтесь вместе с нами.

  • Всю любовь не выразить словами,

      Пожеланий всех не перечесть,

      Я хочу сказать любимой маме:

      «Хорошо, что ты на свете есть!»

  • Мы надеемся, что наш маленький концерт показал вам как много в наших душах благодарности, как много тепла, тепла от солнца, имя которого – МАМА!



Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ  ПРОВЕДЕНИЯ  РОДИТЕЛЬСКОГО  СОБРАНИЯ

Тема:  «Психологические особенности детей младшего школьного возраста».

   Задачи:

-познакомить родителей с возрастными и психологическими особенностями младших школьников;

-довести до сознания родителей, что учебная деятельность в младшем школьном возрасте является ведущей; её формирование – главная педагогическая задача как для учителя, так и для родителей;

-совместно с родителями обсудить некоторые приемы воспитания и обучения младших школьников с учётом их возрастных и психологических особенностей.

   Ход собрания.

 1.Вступительное слово.
Уважаемые родители!  Сегодня мы с вами рассмотрим очень  значимую для нас  тему: "Психологические особенности детей младшего школьного возраста". Знание и учет психологических особенностей детей младшего школьного возраста позволят нам  сделать процесс  адаптации детей   к школе  и  обучение наиболее эффективным.  Как призывал великий педагог К. Д. Ушинский «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она  должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях».
  2. Выступление классного руководителя по теме.
 

 План:
1.Своеобразие младшего школьного возраста как этапа развития, кризис семи лет.
2. Физическое, психологическое и психофизиологическое развитие ребенка
3. Младший школьник в семье.
  1.1. Своеобразие младшего школьного возраста как этапа развития, понятие «кризис семи лет».
  Младший школьный возраст - это возраст 6-11-летних детей, обучающихся в 1 - 4  классах начальной школы. Границы возраста и его психологические характеристики определяются принятой на данный временной отрезок системой образования, теорией психического развития, психологической возрастной периодизацией.

   Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, он в какой-то момент развития проходит через кризис. Это период рождения социального "Я".

  Кризис – это переломная точка на кривой детского развития, отделяющая один возраст от другого.

  Один из главных симптомов кризиса семи лет – кривляние, манерность, непослушание. Ребенок становится неуправляем, он не реагирует на замечания родителей, делает вид, что не слышит их или идет на открытый конфликт. В целом, все кризисы похожи друг на друга. Как  кризис трех , так и семи лет,  он  выражается в отрицании всего и может  быть проиллюстрирован простым и знакомым всем родителям диалогом:
- Сережа, одень шапку. На улице холодно.
- Не холодно.
- Одень шапку.
- Не одену.
- Сережа!
- Не Сережа!

 Однако,  не смотря на внешнюю схожесть, подоплека у каждого возрастного кризиса своя. Если раньше ребенок «боролся» в основном за самостоятельность, возможность действовать автономно (я сам сяду на горшок!), то в семь лет проявление кризиса связано с утратой детской непосредственности, то есть с «вклиниваем» интеллектуального момента между переживанием и поступком. Обычные бытовые правила, установленные родителями,  становятся для ребенка воплощением «детского» мира, от которого он скорее хочет отойти. Ребенок чувствует острую потребность быть «взрослым», вести себя как взрослый, соответственно одеваться, принимать самостоятельные решения. Во многом этому способствует сама культурная среда, в которой воспитываются дети. С малолетства ребенку внушается, что когда он пойдет в первый класс, это будет свидетельствовать о том, что он вырос. Став школьником, ребенок рассчитывает с приобретением собственной социальной позиции стать «взрослым». Он начинает понимать и осознавать свои переживания, возникает «логика чувств». Кроме того,  появляется способность к обобщению собственных переживаний (только теперь ребенок, полностью отдавая себе отчет, может сказать «это мне нравится, а это нет», не ориентируясь на предпочтения значимого взрослого). За счет вовлечения в школьную жизнь, расширяется круг интересов и социальных контактов ребенка; общение со взрослыми и со сверстниками становится произвольным, «опосредствованным» определенными правилами.

   Главное психическое новообразование, к которому приводит кризис семи лет - способность и потребность в социальном функционировании. Ребенок стремиться получить определенную социальную позицию – позицию школьника. Надо заметить, что согласно теории Выгодского, возрастные кризисы – это неотъемлемая часть формирования личности. Результатом каждого кризиса является психическое новообразование, на котором строится дальнейшее развитие. Таким образом, без возрастных кризисов развитие не возможно.

   Среди профессиональных психологов нет единого мнения по поводу возрастных кризисов, так что каждый родитель сам определяет затаиться и переждать бурю или всеми силами бороться за то, чтобы ребенок избежал болезненных периодов в своем развитии. Есть лишь мнения, но общего рецепта нет.

  1.2. Физическое, психологическое и психофизиологическое развитие ребенка.

Речь.

   Увеличивается словарный запас до 7 тыс. слов. Проявляет собственную активную позицию к языку. При научении легко овладевает звуковым анализом слов. Ребенок прислушивается к звучанию слова. Потребность в общении младших школьников определяет развитие речи. Контекстная речь – показатель уровня развития ребенка.

   В письменной речи различают правильность орфографическую ( правильное написание слов), грамматическую (построение предложений, образования морфологических форм) и пунктуационную (расстановка знаков препинания).

Мышление.

  Согласно Л. С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление становится центром сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы,

завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.

К концу младшего школьного возраста  проявляются индивидуальные различия в мышлении (теоретики, мыслители, художники).

В процессе обучения формируются научные понятия (основы теоретического мышления).

Память.

 «Память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие - думающим» (Эльконин Д. Б.). Усвоение в ходе учебной деятельности основ теоретического сознания и мышления ведет к возникновению и развитию таких новых качественных образований, как рефлексия, анализ, внутренний план действий.
Память развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности.

В учебной деятельности развиваются все виды памяти: долговременная, кратковременная и оперативная.

Развитие памяти связано с необходимостью заучивать учебный материал. Активно формируется произвольное запоминание. 

Внимание.

Дети способны концентрировать внимание, но у них еще преобладает непроизвольное внимание.

Произвольность познавательных процессов возникает на пике волевого усилия (специального организует себя под воздействием требований). Внимание активизируется, но еще не стабильно. Удержание внимания возможно благодаря волевым усилиям и высокой мотивации.

Восприятие.

Восприятие также характеризуется непроизвольностью, хотя элементы произвольного восприятия встречаются уже в дошкольном возрасте.

Восприятие отличается слабой дифференцированностью (путают предметы, их свойства).

В младшем школьном возрасте нарастает ориентация на сенсорные эталоны формы, цвета, времени. 

Воображение.

Воображение в своем развитии проходит две стадии: на первой – воссоздающее (репродуктивное), на второй – продуктивное. В первом классе воображение опирается на конкретные предметы, но с возрастом на первое место выступает слово, дающее простор фантазии.

7-8 лет – сензитивный период для усвоения моральных норм (ребенок психологически готов к пониманию смысла норм и правил, к их повседневному выполнению). 

Самосознание.

Интенсивно развивается самосознание. Становление самооценки младшего школьника зависит от успеваемости и особенностей общения учителя с классом. Большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие отметки снижают уверенность в себе, в своих возможностях. У них возникает компенсаторная мотивация. Дети начинают утверждаться в другой области – в занятиях спортом, музыкой.

Ценностные ориентации на имя становятся нормой жизни. Важно, чтобы ребенок принимал и другой тип обращения к нему – по фамилии. Это обеспечивает ребенку чувство собственного достоинства, уверенность в себе. 

Потребность в самоутверждении.

 Большое значение имеет авторитет взрослых. Существенное значение имеет место, которое занимает ребенок в семье. 
   

  Таким образом, центральными новообразованиями младшего школьного возраста являются:
— качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;
— рефлексия, анализ, внутренний план действий;
— развитие нового познавательного отношения к действительности;
— ориентация на группу сверстников.
     Для характеристики младшего школьного возраста как качественно своеобразного этапа детского развития представляют интерес подходы зарубежных психологов к пониманию сущности данного возраста, его предназначения и возможностей.
    Так, согласно концепции Э. Эриксона, возраст 6—12 лет рассматривается как период передачи ребенку систематических знаний и умений, обеспечивающих приобщение к трудовой жизни и направленных на развитие трудолюбия. В этом возрасте у ребенка наиболее интенсивно развивается (или, напротив, не развивается) способность к овладению окружающей его средой. При позитивном исходе этой стадии развития у ребенка формируется переживание своей умелости, при неудачном исходе - чувство неполноценности и неспособности быть наравне с другими людьми. Инициативность, стремление активно действовать, соревноваться, пробовать свои силы в разных видах деятельности отмечаются как характерные черты детей данного возраста.


    3. Младший школьник в семье.
  Начать разговор о том, что дает семья младшему школьнику и как он ее воспринимает, мне хочется с описания реального случая. Девочка восьмого года жизни, придя домой после школы, важно сказала: "Перед едой надо мыть руки". На удивленный вопрос матери: разве она не знала и не делала этого раньше? – девочка ответила: "Об этом сказала учительница".

Многие родители заметили, что с началом школьной жизни их авторитет у детей несколько снизился. Если учительница сказала – так решать задачу или так читать стишок, то никакие дополнения и исправления не допускаются, даже если ребенок и понял учителя не совсем (а иногда и совсем) неправильно.

Вопрос о семье в жизни младшего школьника можно условно подразделить на два направления. Во-первых, семья играет, можно без преувеличения сказать, самую главную роль в становлении психологической готовности ребенка к школьному обучению. Другими словами, ребенок преимущественно в семье учится трансформировать чужие правила и инструкции в свои собственные, переходит к новым формам общения со взрослыми и сверстниками. Изучение психологической готовности к школьному обучению показало, что на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста у ребенка качественно меняется общение с окружающими. Оно становится контекстным (то есть ориентированным не на наглядность, а на некоторый смысл, который зачастую лежит за наглядной ситуацией). Если, к примеру, поиграть с ребенком в старую известную игру "Барыня", где нельзя говорить некоторые запрещенные слова типа "да" и "нет", то дошкольник на вопрос: "Тебя зовут (неверное имя)?" – тут же горячо возразит: "Нет, меня зовут Ваня". Младший школьник в аналогичной ситуации или согласится с тем, что его зовут Петя, или скажет, что он играет роль Пети. Разница в восприятии дошкольником и младшим школьником очень простого вопроса кроется в том смысле, который они вкладывают в вопрос взрослого. Дошкольник искренне верит, что взрослый забыл или перепутал, как его зовут, а младший школьник прекрасно понимает, что взрослого не интересует его реальное имя, что он старается поймать его в ловушку и сказать "запрещенное" слово.

   Психологи говорят, что такое разное общение ребенка-дошкольника и младшего школьника формируется в игровой деятельности. Игра является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Но она не кончается с переходом ребенка в младший школьный период развития. Можно даже сказать, что если в детском саду создаются полноценные условия для развития игровой деятельности, то педагогам без семьи с этим не справиться. Игра начинается в семье с того, что близкий взрослый индивидуально конструирует ребенку воображаемую ситуацию. В младшем школьном возрасте ребенок в семье продолжает играть. И это психологически для него очень важно. Л.С. Выготский на примере игры подчеркивал, что игра – ведущая, но не преобладающая деятельность. Эта особенность любой, в том числе и учебной, деятельности в младшем школьном возрасте связана с тем, что ребенок ею только овладевает, только учится общаться, играть, учиться и т.п. А в остальное время он занимается той деятельностью, которая у него уже сложилась. Для младшего школьного возраста это игра. Причем играет младший школьник по-разному. С одной стороны, это уже знакомые ему с дошкольного возраста или аналогичные им игры – больница, магазин, гараж и т.п. Большое место в играх младших школьников занимают так называемые игры с правилами, куда входят и футбол, и волейбол со сложными для этого возраста правилами, и традиционные "десяточки", "штандер", лапта, настольно-печатные игры, среди которых есть и типично взрослые игры – шашки, шахматы, даже карты и т.п.

    Если посмотреть на эти игры младших школьников, то в них достаточно редко можно увидеть взрослых. Однако эта картина обманчива. Если младший школьник не имеет опыта игры со взрослым, то у него, как правило, ничего не получается. Он не может договориться о сюжетах ролевых игр  ("Так взаправду не бывает") и бесконечно выясняет отношения в играх с правилами, обвиняя партнера в нарушении логики игры. Поэтому, несмотря на то что игра уже перестала быть ведущей деятельностью и ребенок должен был ею овладеть, ее дальнейшее развитие непосредственно связано с семьей младшего школьника.

     Второе направление в развитии игровой деятельности связано с ее использованием в обучении. Кроме взрослого, а к сверстнику относится как к интересной игрушке или вещи. Наконец, в-четвертых, само общение со сверстником тоже прямо и непосредственно зависит от общения со взрослым.

     Таким образом, общение ребенка со взрослым – первоосновно и является необходимым условием возникновения и общения со сверстниками, условием самого  психического развития. Дети, особенно в дошкольном возрасте, действуют рядом, часто не замечая друг друга. Они отличаются непосредственностью, неумением принять чужую точку зрения, неспособностью понять другого, договориться с ним. Эти черты личности ребенка и определяют характер его общения со взрослым. Оно также непосредственно и импульсивно, обусловлено лишь наличной ситуацией. Если ребенок и договаривается со взрослым, если он начинает строить отношения исходя из смысла, контекста ситуации, то это заслуга целиком и полностью взрослого.  Живя в мире взрослых, общаясь с ними, малыш все время сталкивается с противоречиями. С одной стороны, ему во всем хочется походить на взрослых. Он изо всех сил старается, в чем только может, быть похожим на

маму или папу. Пример, одна девочка, боготворившая отца, пришла к нему и сказала, что будет курить, поскольку курит он. Наше любимое изречение "Что дозволено Юпитеру,  то не дозволено быку" не понятно детям не из-за того, что они не знают, кто такой Юпитер, и плохо представляют себе быка. Оно не может быть им понятно, потому что они не видят разницы между собой и взрослым (а если и видят, то всячески стремятся ее устранить). С другой стороны, малыш все время отстаивает свое право на самостоятельность. Между высказыванием годовалого малыша "Я сам", его нежеланием сидеть на руках у взрослого и фразой 16-летнего подростка "Когда хочу, тогда и приду" и его нежеланием подчиниться воле взрослых психологически нет никакой разницы. И там и тут – отстаивание своего права на самостоятельность, желание освободиться от зависимости.

    Это на первый взгляд неразрешимое противоречие является ядром психического развития ребенка, а внешне противоположные линии (желание жить самостоятельной жизнью и походить на взрослого) тесно связаны между собой. Если проанализировать эти две тенденции в психическом развитии детей, то можно увидеть, что различные сферы общения ребенка реализуют разные тенденции. Так, например, в общении со взрослым малыш удовлетворяет свое желание походить на него. Он пытается, правда, не всегда удачно, подражать взрослому, говорить такими же, как взрослый, словами, обсуждать темы, которые интересуют взрослого, – другими словами, он лучше или хуже играет роль взрослого.

    В общении ребенка со сверстниками реализуется другая тенденция – тенденция к самостоятельности. Не зря ведь дети не любят, когда в их коллективные дела вмешивается взрослый. Они любят создавать тайны, таинственно шептаться друг с другом, сочинять свой язык, чтобы было понятно только им, и т.п. Они даже часто объединяются против взрослых, образуя единый фронт.

   Таким образом, существующие в психическом развитии ребенка две линии воплощаются в двух сферах общения. Но дело в том, что тенденция к самостоятельности возникает у ребенка в явном виде уже в первый год жизни, а вот общение со сверстниками начинается значительно позже. Как же быть? Что мы можем и должны делать в этом случае? Оказывается, что и общение ребенка со взрослым, и его общение со сверстниками не однородны, а предполагают внутри себя разного рода отношения, они подготавливают ребенка к общению со сверстниками.

    Эти две разные позиции взрослого могут быть представлены вместе, если, например, мама и папа выступают одновременно в двух амплуа. Для ребенка вызывает интерес, когда в семье он  с мамой  что-нибудь делает  для папы по секрету от него, а потом  он  объединяется с папой и готовит сюрприз для мамы или бабушки. Это объединение очень важно, так как ставит всех участников в одинаковое, равное положение. А тот, для кого этот секрет делается, может быть как раз "взрослым взрослым".

3. Вопросы для собеседования.

1. Назовите основные психические новообразования младшего школьника. Как вы их учитываете в практике семейного воспитания?
2. Над чем заставляет задуматься изречение Н. А. Добролюбова: «Детская натура весьма склонна подражанию, и, будучи оставлена самой себе, она в короткое время может приобрести такое умственное и нравственное направление, что впоследствии самые сильные внушения разума, самые лучшие наставления и требования чести и долга не в силах уже будут изгнать укоренившиеся дурные навыки»?
3. Приведите примеры из своей практики, из наблюдений за окружающими о повышенной склонности ребенка к подражанию.

4. Подведение итогов.
   Таким образом, источником происходящих в младшем школьном возрасте психосоциальных изменений выступает учебная деятельность. Её формирование и является главной психолого-педагогической задачей, поскольку именно этот процесс влияет на развитие как интеллектуальной, так и личностной сфер ребёнка. Это необходимо учитывать не только учителю на уроке, но в первую очередь - дома, самым близким ребёнку людям, от которых в большой степени зависит, как ребёнок будет реагировать на возможные школьные неудачи и какие уроки он из них вынесет.


Советы родителям:
(можно раздать в виде памятки)
- Создание благоприятного психологического климата в отношении ребёнка со стороны всех членов семьи.
- Первое условие школьного успеха – самоценность  ребёнка для его родителей.
- Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учиться ребёнок, к каждому прожитому им школьному дню.
- Обязательное знакомство его с одноклассниками и возможность общения с ними после школы.
- Недопустимость физических мер наказания, воздействия, запугивания, критики в адрес ребёнка, в особенности в присутствии других людей.
- Исключение таких мер наказания, как  лишение удовольствий, физические и психические наказания.
- Учёт темперамента ребёнка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к школе, быстро теряют к ней интерес, если чувствуют со стороны взрослых насилие сарказм и жестокость.
- Предоставление ребёнку самостоятельности в учебной работе и организации обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
- Поощрение ребёнка не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребёнка. Развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребёнка