Классные часы
Конспекты классных часов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
О вежливости | 21.82 КБ |
Как стать прилежным и старательным | 17.72 КБ |
Трудовое воспитание детей | 54.93 КБ |
Ответственность школьника | 16.34 КБ |
О себе, о дружбе, о друзьях | 20.57 КБ |
Дружба - чудесное слово | 1.62 МБ |
Предварительный просмотр:
Классный час Да здравствует вежливость!
Цели: формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения; составить словарь наиболее часто употребляемых в общении «вежливых» слов.
Ход классного часа
1. Чтение и анализ стихотворений по теме.
Учитель читает.
Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о мальчике одном:
Его зовут... а впрочем, лучше
Мы здесь его не назовем.
«Спасибо», «здравствуйте», «простите»
Произносить он не привык.
Простого слова «извините»
Не одолел его язык.
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече: «Добрый день!»
Казалось бы, простое слово,
А он стесняется, молчит.
И в лучшем случае «здорово!»
Он вместо «здравствуй!» говорит.
А вместо слова «до свидания!»
Не говорит он ничего
Иль заявляет на прощание:
«Ну, я пошел... Пока! Всего!»
А. Барто
- Каких слов не знает этот мальчик?
- Как ему помочь?
На плакате нарисовано дерево. Учитель предлагает на листочках написать волшебные слова приветствия, просьбы, разрешения, извинения и приклеить их на ветки этого дерева. Подводится итог, какой ряд знает больше слов.
Читает ученик.
Ежели вы вежливы
И к совести не глухи,
Вы место без протеста
Уступите старухе.
Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.
И ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.
И ежели вы вежливы,
Поможете вы маме,
И помощь ей предложите
Без просьбы - то есть сами...
И ежели вы вежливы, -
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником.
Пред сильным не робея.
С. Я. Маршак
- Какой смысл вы вкладываете в понятие «вежливый человек»?
- Какие «вежливые» слова знаете?
Читает ученик.
Что такое «здравствуй»?
Лучшее из слов.
Потому что «здравствуй»
Значит «будь здоров».
Правило запомни,
Знаешь - повтори.
Старшим это слово
Первым говори.
Вечером расстались,
Встретились с утра,
Значит, слово «здравствуй»
Повторить с утра.
2. Анализ ситуаций.
- Решим вместе задачи. Подумайте, как бы вы поступили в данных ситуациях:
1) Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?»
- Обращаясь к прохожему, мальчик сделал три ошибки. Найдите их.
2) Приходит утром Максим в школу. У дверей его класса стоит учитель. Максим, увидев его, обрадовался, подбежал к нему и начал рассказывать, какую он вчера интересную кинокартину смотрел.
- Какую ошибку допустил Максим?
3) Девочка жалуется возмущенно маме: «Во дворе мальчишка такой невежа, зовет меня: «Ритка». «А как ты его зовешь?» - спросила мама. «Я его вообще никак не зову, - ответила Рита, - я ему просто кричу: «Эй, ты!»
- Права ли Рита?
- Всегда ли человека, который знает все вежливые слова, можно назвать воспитанным?
3. Инсценировка и анализ стихотворения.
Вежлив ли Витя?
Малыша обидел Витя,
Но пред школою в строю
Витя просит:
«Извините, я ошибку признаю».
На урок пришел учитель,
Положил на стол журнал,
Следом Витя:
«Извините, я немного опоздал».
- Тихомиров!
Покажите нам на карте город Псков.
- Извините, - шепчет Витя, -
Я к уроку не готов!
Мы поспорили с Наташей:
Вежлив Витя или нет?
Разберитесь в нашем споре
И пришлите нам ответ.
- Как вы считаете, вежлив ли Витя? Почему?
-Скажите, с какими словами вы утром встречаете взрослых?
- С какими словами приветствия обращаетесь к товарищам? к соседям?
- Что говорите перед сном родным?
- Почему мы говорим именно эти слова?
Слово учителя. Эти слова выражают пожелание того, чтобы любой день, даже хмурый, дождливый, принес родным и знакомым людям радость в выполнении работы на службе и дома, чтобы в этот день и у мамы, и у папы не было никаких неприятностей; чтобы в семье все было спокойно и радостно. Да и себе говорящий создаст день добрым.
- Каким тоном надо произносить приветствие?
- Когда говорим слова «простите», «извините»?
- Познакомимся с интересным явлением - интонацией. Когда мы говорим, важно не только то, что говорим, но и с какой интонацией.
4. Инсценировки.
Автор. Леночка сидела в трамвае. Она все время вертелась и болтала ногами. Ее соседка отодвинулась. Она боялась, что Лена испачкает ее пальто.
Старушка. Девочка, сиди, пожалуйста, спокойно! Так нельзя себя вести.
Автор. Заметила старушка, сидевшая напротив.
Лена. А что я сделала? Подумаешь! Пожалуйста! Буду сидеть спокойно.
Автор. И Лена, надувшись, стала смотреть в окно.
- И девочка, и старушка произнесли одно и то же слово «пожалуйста», но с одинаковым ли выражением лица и тембром голоса было произнесено это слово?
Слово учителя. Лена с недовольным лицом и презрительным тоном произнесла это слово. Она не извиняется за то, что побеспокоила соседку, а ведет себя так, словно делает одолжение взрослым, говоря: «Да, я знаю ваши вежливые слова, но они для меня ничего не значат».
* * *
Учитель. Отправимся с вами в аптеку к доктору Айболиту. На полочках у него волшебные лекарства. Подумайте, от каких недостатков вы хотели бы излечиться. Сказочных богатств у вас нет. Поэтому доктора необходимо убедить дать вам лекарство, используя при этом только лексикон вежливых слов.
У доски стоит доктор Айболит (ученик в белом халате). Рядом импровизированные полочки с лекарствами. На склянках названия: «от жадности», «от скупости», «от безразличия», «от лени», «от грубости», «от невежества» и т. д. Доктор отдает лекарство после убедительной и вежливой просьбы ребенка.
Читает ученик.
Настанет, друзья,
Счастливое время,
Настанут чудесные дни.
Ребята приветливы будут со всеми,
Грубить перестанут они.
Пусть грубость исчезнет навеки,
Пускай по рецептам врачей
Появятся в каждой аптеке
Лекарства для грубых детей.
* * *
Учитель. А сейчас мы посмотрим мексиканскую сказку «Вежливый Кролик». Она поможет ответить на вопрос: Для чего нужно быть вежливым?
Автор. Жил-был Кролик, очень скромный и вежливый. Однажды шел он домой и вдруг заметил Лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была очень сердита и голодна.
У Кролика дрогнуло сердце. Бежать, но куда? Кролик опрометью бросился к пещере. Он не знал, что там поджидала его другая опасность - в пещере жила Змея.
Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить нельзя.
Кролик. Нужно поздороваться, но с кем? С пещерой, конечно! (Садится на задние лапки и вежливо просит) Здравствуйте, дорогая Пещера! Разрешите мне, пожалуйста, войти.
Автор. До чего же обрадовалась Змея, услышав голос Кролика! Она очень любила кроличье мясо.
Змея. Входите, пожалуйста.
Автор. Змея желала обмануть Кролика, но он прекрасно понял, с кем имеет дело.
Кролик. Простите, что побеспокоил вас. Я совсем забыл, что меня ждет Крольчиха. До свидания!
Автор. И бросился Кролик бежать прочь со всех ног. Прискакал к своему дому и подумал о том, что вежливость никогда еще никому не повредила.
5. Заключительная часть.
- Кто такой невежа? (Кто знает правила, но не применяет их в жизни)
- Напомним друг другу оправилах ведения беседы:
- Надо смотреть на того, с кем разговариваешь, невежливо смотреть в сторону, отворачиваться.
- Нельзя говорить только о себе, надо уметь слушать других.
- Не следует во время разговора размахивать руками, теребить одежду собеседника.
- Во время разговора не стараться перекричать другого собеседника.
Слово учителя. Вежливым человеком не рождаются, а становятся. От вас требуется умение самим следить за собой, понимать, как необходимо себя вести в разных ситуациях. Не обижаться на взрослых, если те делают замечание. Ведь доброе слово человеку, что дождь в засуху.
Дидактический материал
1. А. Барто. Медвежонок-невежа.
2. М. Бартенев. Самый вежливый.
3. В. Осеева. Волшебное слово.
Предварительный просмотр:
«Как быть прилежным и старательным»
Цели: на примерах из литературных произведений, доступных для детского восприятия, сформировать понятия «прилежный», «старательный», дать положительную оценку данным качествам.
Ход классного часа
1. Знакомство с новыми понятиями.
На доске написаны русские народные пословицы:
Знания не кошель: за плечами не носить.
Не на пользу читать, коли только вершки хватать.
Корень учения горек, да плод его сладок.
Вопросы:
- О чем эти пословицы?
- Нужно ли учиться? Зачем? Чему?
- Какое значение имеет учеба в жизни человека?
Учитель. Учение - это большой труд. От человека требуется быть терпеливым, старательным, усидчивым. Ведь не всегда легко все дается. Если математика дается вам без труда, то, наверное, выводить каллиграфически письмо вам потребуется определенное время. Или, к примеру, ну, никак не запоминается стихотворение. Что вы предпримете?
«Терпение и труд все перетрут», - гласит народная мудрость. Трудолюбие - это достоинство человека. Все великие люди были необычайно старательными и трудолюбивыми. Великий полководец А. В. Суворов от рождения был хилым, болезненным мальчиком. И только упорный ежедневный труд над собой помог ему стать непобедимым. Валентина Терешкова путем изнуряющих тренировок, учебы стала известной всему миру первой женщиной- космонавтом.
- А какой смысл вы вкладываете в слова «старательный» и «прилежный»?
Если заглянем в толковый словарь С. И. Ожегова, то найдем пояснение: старательный - делающий что-нибудь хорошо и добросовестно; прилежный - отличающийся усердием в труде, учении.
- Каким вы представляете прилежного, старательного человека? Опишите.
- Часто учителя обращаются к ученику с просьбой: старайся. Что это значит? (Значит, выполнить задание так, чтобы результат имел высокую оценку и доставил всем радость)
2. Чтение рассказа В. Осеевой.
Сыновья
Две женщины брали воду из колодца.
Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушке отдохнуть пришел.
Вот говорит одна женщина другой:
- Мой сынок ловок да силен - никто с ним не сладит.
- А мой поет, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, — говорит другая.
А третья молчит.
- Что же ты про своего сына не скажешь? - спрашивают ее соседки.
- Что же сказать, - говорит женщина. - Ничего в нем особенного нету.
Набрали женщины полные ведра и пошли. А старичок за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещет вода, ломит спину.
Вдруг навстречу три мальчика выбегают.
Один через голову кувыркается, колесом ходит. Любуются им женщины. Другой песню поет, соловьем заливается — заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у нее ведра тяжелые и потащил их. Спрашивают женщины старичка:
- Ну, что? Каковы наши сыновья?
- А где ж они? - отвечает старик. - Я только одного сына вижу.
В. Осеева
- Почему старичок так ответил женщинам? (Ответы детей)
Учитель. Старательный человек бережет время свое и чужое.
У него все четко в жизни распределено. Такие люди планируют свои дела на день, неделю. Когда человек придерживается в жизни определенного режима, то у него всегда хватает времени и на отдых.
3. Чтение и анализ стихотворения.
О человеке и его часах
Ведут часы секундам счет,
Ведут минутам счет.
Часы того не подведут,
Кто время бережет.
Кто жить умеет по часам
И ценит каждый час,
Того не надо по утрам
Будить по десять раз.
И он не станет говорить.
Что лень ему вставать,
Зарядку делать, руки мыть
И застилать кровать.
Успеет он одеться в срок,
Умыться и поесть,
Успеет встать и за станок,
За парту в школе сесть.
С часами дружба хороша!
Работай, отдыхай,
Уроки делай не спеша
И книг не забывай!
Чтоб вечером, ложась в кровать,
Когда наступит срок,
Ты мог уверенно сказать:
Хороший был денек!
С. Баруздин
- Поделитесь с одноклассниками, если у вас удачно получается распределять время.
- Часто слышишь от людей: я ничего не успеваю делать. Таких людей, как правило, удача не посещает. Почему это происходит?
4. Обобщение.
Учитель. Чтобы любое начинаемое вами дело приносило радость, давайте вместе сформулируем правила, которые будем соблюдать:
- Придерживаться распорядка дня.
- Доводить начатое до конца.
- 7 раз отмерь, один отрежь.
- Отдыхать с удовольствием.
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по профориентации во 2 классе
Тематический вечер во 2 классе «Мы труд воспеваем и славим работу»
Цели: формировать представление учащихся о разнообразии профессий, углубить знания о том, что люди должны делать и знать, чтобы научиться определенной профессии, чем отличаются та или иная работа от других; обогатить речь детей профессиональной лексикой; воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к людям труда.
Оборудование: выставка фотографий «Каким делом заняты ваши родители»; плакат с пословицами: «Белые руки чужие труды любят», «Дело и учит, и мучит, и кормит»; карточки- задания; предметные карточки с изображением инструментов, механизмов, относящихся к какой-либо профессии; предметы и инвентарь трудовой и профессиональной деятельности - письма, лекарства, термометр, краски, кисти, фотоаппарат, половник, кастрюля, метла, расческа и т. п.
Ход мероприятия
I. Вступительное слово учителя.
У каждого в жизни своя забота:
Чтоб всегда любимая была работа.
Кто из вас смекалкою обладает,
Пусть загадку хитрую отгадает.
Ответ услышать буду рада,
Только говорите дружно, складно.
Чтоб заиграл красиво музыкант,
Проявить ему нужно ... (талант).
Чтоб сшить модные брюки,
Нужны портному умелые ... (руки).
Чтоб шоферу автобусом управлять,
Нужно правила ... (движенья знать).
Чтоб у повара пирожки получились вкусные,
Надо владеть технологическими операциями ... (искусно).
Вижу, что знаете вы, друзья,
Трудом гордится ... (Земля).
Ребенку и взрослому нужен ... (труд),
Умение, терпенье все ... (перетрут).
- Ребята, вы конечно же догадались, чему посвящается наш сегодняшний тематический вечер. Прочтите все вместе тему классного часа выразительно, с таким отношением, которое вы испытываете к этим словам.
Учащиеся. Мы труд воспеваем и славим работу!
Учитель. Мне очень хочется, чтобы вы, не стесняясь и не смущаясь, порассуждали о различных профессиях, о том, что должны делать и знать люди, чтобы научиться определенной профессии. Я надеюсь на ваше активное участие, любознательность, инициативность, смекалку, сообразительность, творческое расположение. Согласны? Готовы? Наш тематический вечер по ознакомлению с увлекательными профессиями (показывает табличку с надписью «Открыт»)...
Дети. Открыт!
II. Игра «Ищи Петину ошибку!».
Учитель. Сначала хочу вас проверить: действительно ли вы разбираетесь в профессиях и можете безошибочно сказать, что входит в обязанности человека определенной профессии?
Некоторые ребята подготовили чтение стихотворения по ролям. Послушайте внимательно: все ли в нем правильно, нет ли какой-то путаницы? (Заранее подготовленные ученики читают стихотворение по ролям).
ПУТАНИЦА О ПРОФЕССИЯХ
(отрывок)
Наш знакомый мальчик
Петя Неплохой парнишка, но...
Говорит, что все на свете
Знает он давным-давно.
Как-то собрались ребята
Во дворе у нас гурьбой.
- Санитар, - спросила Ната, -
Это кто еще такой?
- А связист? - спросил Сережа, -
Слесарь кто - не знаю тоже...
- Погодите, - крикнул Вова, -
Спросим Петю Иванова.
Петя так сказал: - Друзья!
Вам на все отвечу я.
Все профессии я знаю.
Так! Внимание! Объясняю!
Санитар - на санках мчится,
Ничего с ним не случится.
Он ведь мастер в санном спорте,
Тут со мною вы не спорьте.
По горам, по перевалам
Все идет горняк усталый.
Он к горам давно привык.
Покорит он горный пик.
Под морзянки бодрый свист
Свитер свяжет вам связист:
Он в вязании на спицах
Лучший наш специалист!
Ищет клады кладовщик
И находит в тот же миг!
А потом он эти клады
Бережно хранит на складе.
Собирает банщик банки,
А потом хранит в Сбербанке.
Очень ими дорожит.
Банк с ружьем он сторожит.
Мельник стены белит мелом
И рисует между делом –
На асфальте мелом тоже,
Всем портреты. Так похожи!
В офисе официант
Всем покажет свой талант:
Вмиг бумаги разнесет,
К телефону позовет.
Вот в машину машинист
Вновь закладывает лист.
Тук-тук-тук! Помчались строчки
От начала и до точки.
Операция идет:
Кровельщик здесь кровь сдает.
Кровь вливается больному...
Он уже здоров - и дома.
А печник печет печенье,
Очень вкусное, с вареньем!
Может булочку испечь.
Ах, была бы только печь!
Дорогие наши дети!
Что здесь перепутал Петя?
Он ошибок мно-о-го сделал!
Почему же? В чем тут дело?
Помогите поскорее
Разобраться, что к чему.
Если Петя подоспеет,
Объясните и ему.
Авторы: В. В. Агафонов, О. Л. Соболеве
- Кто нашел ошибки Пети?
- В чем он ошибся?
- Каким делом в действительности занимаются люди этих профессий?
- Давайте исправим путаницу и неурядицу в ситуациях. Я буду называть предмет, а вы - профессию или дело, работу.
Санки - спортсмен.
Санитар - работа по оказанию помощи больным.
Горы - альпинист.
Горняк - добывает руду.
Морзянка - радист.
Связист - на телефонной станции.
Спицы - вязальщик.
Клады - кладоискатель.
Склад - кладовщик.
Банкир - в Сбербанке.
Охранник - сторожит.
Мельник - мелет муку.
Маляр - красит, белит.
Художник - рисует.
Официант - в кафе, ресторане обслуживает.
Секретарь - в офисе.
Машинистка (секретарь) - печатная машинка.
Машинист - управляет тепловозом.
Кровельщик - кроет крыши.
Донор - сдает кровь для другого.
Печник - делает печки.
Кондитер, пекарь, повар - печенье, булочка, варенье.
III. Беседа «Что мы знаем о профессиях?».
- Как вы думаете, ребята, какая из этих профессий древнее, существует очень с давних пор?
- А какая из них появилась совсем недавно? Их можно назвать «молодыми»?
- Что необходимо человеку, чтобы получить нужную ему профессию?
- Что было, если бы люди не обучались профессиональным навыкам?
Учитель демонстрирует сюжетные и предметные картинки с изображениями различных профессий и выполнением разных видов работ.
- Что создают рабочие на заводе?
- Что делает гончар?
- Чем занимаются рыбаки?
- А что делают врачи, учителя, артисты?
- Чем отличается работа космонавта от труда рабочего на заводе?
- Кто такие секретари-референты, юристы, банкиры, бухгалтеры, программисты?
- Какие качества необходимы людям этих профессий?
IV. Развлекательно-игровые минутки - для дела, но ради шутки.
Игра «Что кому нужно».
Цель: упражнять детей в классификации предметов по признаку их необходимости людям отдельной профессии, воспитывать уважение к людям труда.
Игровое задание. Учитель (ученик) называет профессию человека, а дети говорят, что ему нужно для работы. Например, сапожнику - ... (гвозди, молоток, кожа, сапоги, машинка, лапа, нож, клей, нитки); швее - ... (игла, нитки, машинка, ткань, отделочные материалы, пуговицы, замок, оверлок и др.).
Побеждает тот, кто назовет быстрее и больше предметов.
Игра «Кто больше назовет действий?».
Цель: расширять представления детей о профессиях, активизировать словарный запас.
Игровое задание. Учитель называет профессию (врач, шофер, повар, программист, парикмахер и др.), а учащиеся называют действия человека этой профессии. Например, врач осматривает больных, выслушивает, дает лекарство, делает уколы, операции.
Кто больше назовет действий, считается выигравшим. Оборудование: карточки с изображением людей разных профессий, фишки.
Исполнение песенных куплетов на мотив песни «Ой, полным-полна коробушка».
Девочки.
Ой, полным-полна коробушка –
В ней профессий не сосчитать!
Покупайте, добры молодцы,
Можно цену набавлять.
Мы девчата-референты,
Хороши, как на подбор.
Вмиг оформим документы,
По-английски разговор.
Мы компьютер знаем прочно,
Дела в порядок приведем,
Выполним работу срочно,
Если надо, и споем.
Мальчики.
Специалисты нам такие
Просто позарез нужны.
Умные и молодые
В любой фирме так важны!
Мы юристы-правоведы,
Консультации дадим.
Пусть минуют фирму беды –
За этим мы уж проследим!
Мы банкиры и бухгалтеры,
Все расчеты проведем.
Знаем деньгам цену, бартеру,
От инфляции спасем.
(Поют все, обращаясь к учителю.)
Знанья нам нужны немалые,
Не торгуйся, не скупись!
Все хотим стать мастерами мы!
Учитель. Тогда за дело, не ленись!
Выходит ученик, исполняющий роль гостя Загадалкина.
Загадалкин.
Знаю, что в вашем классе, без сомненья,
Есть хорошие обычаи и увлеченья:
Умельцы трудиться, в игры играть,
Со смекалкой загадки загадать.
Умеете вы веселиться!
Хочется мне у вас поселиться!
Учитель.
Прошу, Загадалкин, проверь ребят:
Как они знают профессий отряд?
Загадалкин.
Согласен! Для задания вам – вот
О профессиях кроссворд!
Кроссворд «Профессии»:
1. Наведем стеклянный глаз,
Щелкнет раз - и помним вас.
2. С огнем бороться мы должны –
Мы смелые работники,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Так кто же мы?
3. Кто в дни болезней,
Всех полезней,
И лечит нас от всех
Болезней?
4. Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды?
5. Встаем мы очень рано,
Ведь наша забота –
Всех отвозить
По утрам на работу.
6. Мы учим детишек
Читать и писать,
Природу любить,
Стариков уважать.
7. Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской,
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро.
Ответы: 1. Фотограф. 2 Пожарник. 3. Доктор. 4. Повар. 5. Водитель. 6. Учитель. 7. Маляр.
Игра «Знаю кто».
- У вас на столе маленькие листочки, на них в столбик по порядку вы должны написать названия профессий в цепочках, которые записаны на доске.
Ткань - швейная машина - ... - одежда.
Мука - тесто - печь - ... - хлеб.
Кирпич - раствор -... - дом.
Кисти - краски - холст - ... - картина.
Доски - инструменты - ... - мебель.
V. Творческая работа.
Самостоятельная работа или в группах.
«Наш подарок первоклассникам».
Выходит девочка-мастерица (рукодельница) с пяльцами или другим шитьем и принадлежностями.
Мастерица.
Я пока стежок простой
Ниткой делаю с иглой.
Рукоделию учусь, потом
Картину буду вышивать крестом.
Сделаю подарок маме, брату,
Первоклашкам - они будут рады!
В каждой работе - скатерти, салфетке –
Труд мастерицы, не правда ли, детки?
Учитель. Ребята, предлагаю вам сделать сувениры для учеников 1 класса. Ведь вы уже многому научились на занятиях по технологии. Они увидят ваши поделки и тоже будут стараться достигнуть таких же успехов. Но сначала давайте вспомним правила безопасной работы с инструментами и оборудованием.
Учитель.
Ты не бери иголку в рот:
Иголка острая - не плод!
Иголка в работе весела,
Она тонка и так мила!
Не будешь класть её на место,
Вдруг потеряется в отместку
И затаится в беспорядке...
Тебе ж потом воткнётся в пятку.
Иголки надо сосчитать,
Потом садиться вышивать.
С напёрстком, право, лучше жить:
Как щит, он может защитить.
Иголки нрав колючий
Он непременно укротит.
Работать ножницами можно,
Но только очень осторожно.
Не бегай с ними по квартире –
Так можно сделать харакири.
Коль кто-то просит, не зевай,
Вперёд колечками подай.
Храните ножницы на месте
С концами, сомкнутыми вместе.
Учащиеся выполняют творческую работу-игру «Наш подарок первоклассникам».
Цель: формировать способность самостоятельно осуществлять свои замыслы, находить изобразительно-выразительные средства.
Игровые задания:
1) Участники игры («художники», «скульпторы», «декораторы», «оформители», «иллюстраторы» и т. д.) самостоятельно объединяются в 2-3 небольшие группы по интересам для выполнения определенного вида работы: лепки, аппликации, рисования и др., обсуждают замысел коллекционной работы (картина, панно, скульптурная группа, коллаж) и приступают к ее выполнению. (На работу дается 20 минут.)
2) Каждая группа оформляет «паспорт» своей работы- подарка (лист плотной бумаги или картона размером примерно 10 х 10 см); пишут название картины или скульптуры, имена исполнителей (каждый участник пишет свое имя).
3) Подарки для первоклассников вручаются учителю.
Каждая группа готовит свой сценарий поздравления и вручения подарков.
Оборудование: пластилин, стеки, бумага, природный и дополнительный материал, карандаши, краски, ручка, ножницы, клей, ткань, нитки, иголки и др.
VI. Итог.
- Кем бы вы хотели стать? Почему?
- Что нужно делать вам сейчас, чтобы в будущем получить желанную профессию?
- Послушайте в заключение стихотворение Л. Дьяконова:
ПЕРВОКЛАШКАМ
Трактористы и врачи,
Лесорубы и шахтеры,
Комбайнеры и актеры,
Повара и кузнецы,
Водолазы и пловцы –
Все когда-то в первый раз
Приходили в первый класс.
И директор ваш, ребята,
С букварем ходил когда-то,
И учительница ваша
Начинала точно так же...
Ваша очередь сейчас.
Год за годом промелькнет,
И от школьного порога
В жизнь откроется дорога.
Автор: Г. П. Попова
Предварительный просмотр:
Цель: на основе анализа знакомых литературных произведений способствовать формированию у детей положительных черт характера, чувства ответственности за свои поступки.
Ход классного часа
1. Знакомство с понятием «ответственность».
На доске записаны пословицы:
Задним умом дела не поправишь.
После дела за советом не ходят.
Вопросы для анализа пословиц:
- Как вы понимаете смысл пословицы?
- Как же избежать ошибок в жизни?
- Что хуже: бездействие или ошибка?
- Какие в жизни могут быть ошибки? (Поправимые и непоправимые)
- Назовите примеры из жизни поправимых ошибок. (Двойка по самостоятельной работе, опоздал в музыкальную школу, разбил стакан, потерял кошелек и т. д)
- Что можно отнести к непоправимым ошибкам? Почему? (Потеря здоровья, смерть и т. д)
- О какой ошибке вам труднее будет вспоминать и говорить? Почему?
- Что вы понимаете под словом «ответственность»? (Ответы детей)
Учитель рассказывает.
Ответственность - это необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, так как человек в обществе облечен множеством прав и обязанностей.
В сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» Лис говорит прекрасные слова: «Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей все свои дни. Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты всегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу». Человек должен быть ответствен даже за слова, которые он произносит. Народная мудрость гласит: «Слово не воробей, вылетело, не поймаешь».
2. Сказочное путешествие.
Учитель. Ошибки нужно уметь предвидеть и избегать их. Говорят, дипломат сначала два раза подумает, прежде чем ничего не скажет. Поэтому все необходимо продумывать на несколько шагов вперед, чтобы потом не пожалеть о содеянном. А теперь вспомним сказки...
- Какая черта характера Красной Шапочки привела к трагическому событию в сказке? (Болтливость)
- Какая черта характера оставила Старуху у разбитого корыта в сказке А. С. Пушкина? (Жадность)
- Из-за чего Заяц лишился лубяной избушки? (Доверчивость)
- Из-за чего братец Иванушка стал козленочком? (Непослушание)
- Из-за чего Стрекоза из басни И. А. Крылова осталась без тепла и крова? (Легкомысленность)
- Из-за чего Буратино из сказки А. Толстого остался без золотых монет? (Гчупостъ)
Учитель. Такие черты характера человека, как глупость, легкомыслие, непослушание, доверчивость, жадность, болтливость, могут привести к непоправимым последствиям. Чтобы не произошло в жизни беды, надо предвидеть все неприятности заранее и ответственно отнестись к происходящему.
- Достоин ли уважения тот человек, который совершает ошибочные действия, но признает свои ошибки?
- Как вы понимаете смысл пословицы: «Не ошибается тот, кто ничего не делает»?
Признать ошибку потрудитесь
И перед другом извинитесь.
От этого авторитет
Ваш вовсе не сойдет на нет.
Ф. Гинзбург
3. Обобщение.
Слово учителя. Итак, можно сделать вывод:
- ошибки бывают полезны, если вы на них учитесь;
- вы должны сами отвечать за свои ошибки;
- вы всегда можете пробовать, главное - действовать;
- у вас всегда есть выход из ситуации;
- у вас есть выбор.
Предварительный просмотр:
Беседа-игра с учащимися 3-4 классов на тему «О себе, о дружбе, о друзьях...»
Цели и задачи
— формировать понятие дружбы;
— учить детей вживаться в чужой опыт и понимать особенности переживаний другого;
— развивать внимание, мышление, речь.
Оборудование
Журнальный столик, маленький поднос, карточки с вопросами, красивый камень размером с кулак.
Ход классного часа
Введение в тему
Учитель. Сегодня я предлагаю вам поговорить о дружбе — одном из самых важных чувств, испытываемых человеком.
Друзья, если они настоящие, — верные спутники нашей жизни. Они иногда бывают ближе, чем родственники. Им можно довериться, поплакаться в жилетку, они никогда не оставят в беде. Когда случается неприятность, не желая расстраивать родителей, особенно если они пожилые и очень за нас волнуются, мы спешим к друзьям, чтобы рассказать о своей проблеме, облегчить душу.
Так поступают взрослые. Но вы — дети и еще только учитесь дружить, выбирать себе друзей, которые, возможно, останутся ими на всю жизнь. Дружба проверяется годами. Кто-то останется с вами рядом и будет рад всегда подставить вам свое надежное плечо, кто-то разочарует вас, оставит при возникновении малейших проблем. Как сложатся ваши отношения, будет зависеть и от вас, и от вашего друга, потому что дружба — это обязательно взаимодействие людей. И если оба чувствуют духовную связь, необходимость в общении, тянутся друг к другу, стоят друг за друга горой — это и есть настоящая дружба.
Развивающее задание «Собери пословицу» (Работа в парах)
Учитель. Неслучайно в народе существует огромное количество пословиц на тему дружбы.
Дети получают набор полосок. На каждой полоске записано одно слово пословицы. Задача: каждой паре составить из полосок пословицу.
Пословицы
+ Дружба дороже денег.
+ Друга узнаешь, когда с ним пуд соли съешь.
+ Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
+ Крепкая дружба дороже богатства.
+ Нет друга — ищи, а нашел — береги.
+ Старый друг лучше новых двух.
+ На деньги друга не купишь.
+ Новых друзей наживай, а старых не теряй.
Игра «Истории из жизни»
Учитель. Детство — очень важное время для осознания понятия «дружба», когда, наверное, каждый ребенок спрашивает себя: кто такой друг? Для чего он нужен? Умею ли я быть другом?
Предлагаю вам поиграть в игру «Истории из жизни».
Сядьте, пожалуйста, в круг. Сейчас мы все будем рассказывать друг другу истории из своей жизни. Нам на помощь придет вот этот маленький поднос на столике, на подносе лежат карточки с вопросами и заданиями — это темы для разговора. Если вы станете честно и откровенно отвечать на вопросы, то мы сможем многое узнать друг о друге, о чем раньше и не догадывались, и по-новому посмотреть друг на друга. Быть может, кого-то это сблизит, и у нас в классе станет больше друзей.
Сейчас одному из вас я дам в руки камень. (Учитель демонстрирует камень.) Он называется «Камень повествования». Говорить может только тот, у кого в руках этот камень. Остальные должны очень внимательно и терпеливо слушать. В конце игры каждый поделится своими впечатлениями.
Итак, я вручаю камень повествования ... (Алеше).
Ребенок получает камень и, не выбирая, берет карточку, читает задание или вопрос и отвечает.
Карточки
♦ Расскажи, где ты родился и каковы твои самые яркие детские воспоминания.
♦ Помнишь ли ты, как пришел первый раз в первый класс? Каковы были твои впечатления?
♦ Расскажи о своей семье. Что ты особенно в ней любишь?
♦ Какой ты представляешь свою взрослую жизнь?
♦ Случается ли, что ровесники тебя обижают? Как ты к этому относишься?
♦ Какие обязанности по дому у тебя существуют и как ты к ним относишься?
♦ Расскажи интересную историю о ком-либо из своих друзей. Что вас притягивает друг к другу?
♦ Расскажи о своем достижении, которым ты особенно гордишься.
♦ Какие праздники существуют в вашей семье? Как вы их отмечаете?
♦ Есть ли у тебя дома животные? Как вообще ты относишься к животным?
♦ Что ты думаешь о своих одноклассниках?
Вопросы для обсуждения:
— Было ли у вас ощущение, что вас внимательно слушают?
— Какие эмоции вы испытывали во время рассказа?
— Что нового вы узнали?
— Стали ли понимать кого-либо из детей лучше? (Отклик детей.)
Слово учителя. «Быть другом нелегко»
Учитель. Вы, наверно, заметили, что есть люди веселые, общительные — у таких, как правило, много друзей. Есть скромные, незаметные, ничем особенно не выделяющиеся — у них обычно друзей мало или нет вообще. Но яркая внешность и легкий характер еще не гарантируют прочности дружбы. Выбирая себе друга, нужно повнимательней всматриваться в человека: чем он интересуется, как относится к окружающим, каковы его взгляды на разные вещи; умеет ли он отстаивать свое мнение или идет на поводу у другой, более яркой личности; имеет ли вредные привычки или сторонник здорового образа жизни...Словом, чтобы друга узнать, надо с ним пуд соли съесть.
Быть другом нелегко. Умение думать прежде всего о друге, а потом о себе или о друге и себе нераздельно — это главный признак дружбы. У эгоистов друзей не бывает, могут быть только приятели — а это разные понятия.
Игра «Комментарий»
Учитель. Интересно узнать, насколько хорошо вы разбираетесь в теме «Дружба». Предлагаю вам поиграть в игру «Комментарий».
Описание игры. На доске записаны фразы на данную тему. Учитель читает первую. Желающий Ученик комментирует ее, то есть говорит все, что он думает по данному вопросу. Возможны дополнения других учеников. Затем ученик, комментировавший первую фразу, читает на доске вторую. Желающий комментирует ее, и т. д.
Фразы для комментария
+ Не со всяким человеком хочется дружить.
+ Нужно уметь отличать друзей от приятелей или товарищей.
+ Я думаю, настоящий друг — это тот, кто...
+ Мальчишки не умеют дружить с девчонками!
+ Интересно, чья дружба крепче — женская или мужская?
+ Говорят, друг познается не в беде, а в радости.
+ Друг мой — третье мое плечо.
Учитель. Как можно доказать свою дружбу и надо ли? Продолжите фразу: «Если у меня выйдет размолвка с другом...»
Подведение итогов
Учитель. Конечно, вы еще только учитесь выбирать друзей и быть друзьями. И на этом долгом пути бывает всякое: обиды, ссоры, драки, недомолвки... Нужно уметь прощать, быть терпимым и никогда не рубить сплеча:
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену
И судом поспешным не греши.
Гнев на друга, может быть, мгновенный,
Изливать покуда не спеши.
Может, друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай.
Провинился друг и повинился —
Ты ему греха не поминай.
Р. Гамзатов
Закончить классный час я хочу на веселой ноте. Послушайте притчу «О рыцаре».
Шел рыцарь по пустыне. Долгим был его путь. По пути он потерял коня, шлем и доспехи. Остался только меч. Рыцарь был голоден, и его мучила жажда. Вдруг вдалеке он увидел озеро. Собрал рыцарь все свои оставшиеся силы и пошел к воде. Но у самого озера сидел трехглавый дракон.
Рыцарь выхватил меч и из последних сил начал сражаться с чудовищем. Сутки бился, вторые бился. Две головы дракона уже отрубил. На третьи сутки упал дракон без сил. Рядом упал обессиленный рыцарь, не в силах уже более стоять на ногах и держать меч. И тогда из последних сил дракон спросил:
— Рыцарь, ты чего хотел-то?
Рыцарь отвечает:
— Воды попить.
— Ну, так и пил бы...
Учитель. Учитесь слушать друг друга, отношения выясняйте не кулаками, а словами.
Предварительный просмотр:
Классный час: «Дружба – чудесное слово.»
Цели:
- Дать понятие настоящей бескорыстной дружбы.
- Ознакомить с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека, показать, что человек не может жить один, ему нужны верные друзья.
- Учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга, учить разделять радости и печали.
- Воспитывать уважение к окружающим, вежливое обращение ребят друг к другу.
Ход классного часа
Вступительное слово учителя:
- Добрый день. Нашу встречу я бы хочу начать со сказки. (слайд №2-3)
Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса ещё не просохнет…
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
- Вот выбирай, - сказал волшебник. – одну зовут Радость, другую – Доброта, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую –.Дружба.
- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…
- Твоя правда. – ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
- А кого выбрали бы вы? Почему?
Любовь подошла к девушке по имени Дружба и протянула ей руку.
- Почему Любовь выбрала Дружбу? (Ответы детей).
- Какое прекрасное слово – “дружба”! (Слайд №4). Произносишь его – и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу или посекретничать о своём.
- Сегодня мы будем говорить о том, что такое настоящая дружба и что она дает человеку.
- Наш классный час называется «Дружба – чудесное слово». (Слайд №5)
- Как вы думаете, что нового мы должны будем узнать, чему должны научиться? (Дети высказывают свои предположения.)
Мозговой штурм». Работа над понятием «дружба» .
а) Учащимся предлагается подумать над вопросом: «Что такое дружба?»
(Слайд №6).
После небольшого размышления каждый высказывает свое мнение.
Учитель подводит итог и дает определение понятию «дружба».
- В толковом словаре дается такое определение, что такое дружба: «Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».
- Как вы понимаете выражение «взаимное доверие»? Общность интересов? Привязанность?
- Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации.
б) Учащимся предлагается подумать над вопросом: «Зачем дружба нужна людям?».
Ученик: Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для всех настоящее,
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие.
А кого можно назвать другом?
Друг – это тот, кто … Понимает меня; с кем мне хорошо; кто мне всегда поможет; верный человек; с кем я могу поделиться секретом).
– Какого друга можно назвать настоящим?
Работа над понятием «настоящий друг» . (Слайд №7) •
Поиграем в игру «Ромашка».
- Ребята, вам нужно выяснить, каким должен быть друг. Предлагаю карточки со словами. Выберите те качества, которыми должен обладать друг, прислушивайтесь к мнению товарищей.
(Дети работают в группах. На карточках записаны слова: скромность, доброжелательность, настойчивость, общительность, отзывчивость, зависть, эгоизм, равнодушие, хвастовство, злоба, готовность прийти на помощь в любую минуту.)
- Какие качества вы выбрали? Почему?
- Почему оставили карточки со словами «злоба», «хвастовство», «равнодушие», «эгоизм»?
(Слайд№ 8)
- А кого же можно назвать настоящим другом?
Настоящий друг – это тот, кто никогда не обманывает своего друга.
Настоящий друг – это тот, кто не пожалеет поделиться со своим другом всем, что сам имеет.
Настоящий друг – это тот, кто не станет смеяться над бедой или неудачей своего друга.
Настоящий друг – это тот, с кем всегда интересно и никогда не скучно.
Настоящий друг – это тот, кто постарается защитить от обидчика.
-Как вы думаете, а взрослые могут быть друзьями для детей?
Кто же например?(и мама, с кем можно поделиться своим секретом и услышать верный совет, учительница которая может рассказать много интересного и подсказать правильный ли вы поступок совершаете)
-А могут ли животные быть друзьями?
Игра «Волшебная рука»
Предлагается на заранее подготовленных ладошках, на пальчиках написать свои достоинства и хорошие качества.
- А теперь свои ладошечки подарите тому, с кем бы вы хотели подружиться.
(Слайд № 9)
– Могут ли руки помочь подружиться?
– Какими бывают наши руки? (Добрыми, злыми.)
– Потрогайте руки друг друга. Что можно о них сказать?
- Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Говорят, что друг познается в беде. В этом случае особенно остро проявляются такие качества как бескорыстные, доброта, отзывчивость.
- Хотели бы вы иметь такую подругу, как в рассказе Н.Чабаевского “Одинаковые”.
(Дети разыгрывают по ролям).
Жили две неразлучные подружки. Обе они походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платьица, обе учились только на пятерки.
- Мы во всём, во всём одинаковые, - с гордостью говорили девочки.
Но однажды Соня (так звали одну из девочек) прибежала домой и похвасталась маме:
- Я получила по математике пять, а Вера только тройку. Мы стояли уже не одинаковые…
Мама внимательно посмотрела на дочку, потом сказала грустно:
- Да ты стала хуже…
- Я? – удивилась Соня – но ведь тройку получила не я!
- Тройку получила Вера, но она получила её, потому что на днях болела. А ты обрадовалась, а это значительно хуже!
ВОПРОСЫ:
- За что мама осудила Соню?
- Что бы вы сказали Соне?
- Как ей надо было поступить?
Ученик.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет,
Твоя доброта и дружба твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит!
На свете живешь ты не зря!
Учитель.
- Нельзя быть равнодушными к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живёт один раз на Земле, поэтому каждый день нужно творить добро.
- Давайте послушаем стихотворение одного мальчика, о том, стоит ли дружить с девчонками:
-могут ли девчонки быть настоящими друзьями?
Физ-минутка: Просмотр клипа о дружбе (дети поют и пританцовывают).
Учитель.
- Очень много написано и придумано пословиц о дружбе.
Дружба – как стекло, разобьёшь – не сложишь. Дружбой дорожи, забывать её не спеши. Вот мы с вами и поиграем в пословицы. На доске написана только половина пословицы, вы должны назвать другую половину. (слайд №10-11)
- Нет друга – ищи … … /а нашел – береги/.
- Не имей сто рублей … … /а имей сто друзей/.
- Один за всех …… /и все за одного/.
- Человек без друзей …… /что дерево без корней/.
Творческая работа «Основные законы дружбы». (слайд №12)
- Ребята, как вы думаете, а может ли дружба распасться? По каким причинам она может распасться?
- Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы.
– Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы. Вот некоторые из них.
Основные законы дружбы.
Читают ученики по очереди.
1. Один за всех и все за одного.
2. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.
3. Радуйтесь вместе с друзьями.
4. Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.
5. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.
6. Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.
– Если вы будете выполнять эти законы, то станете настоящими друзьями
и никогда не потеряете друга. (Учитель каждому дарит на память эти правила).
Подведение итогов (рефлексия)
- Наш сегодняшний день о дружбе закончен. Наш класс – это маленькая семья. Хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, любовь, взаимопонимание.
- Давайте вспомни знаменитые слова известного мульт-героя Кота Леопольда.
-Ребята, давайте жить дружно! (слайд №13)
Не дразнись, не зазнавайся,
В школе всем помочь старайся.
Зря не хмурься, будь смелей
И найдешь себе друзей.
Список использованной литературы:
- «Классный руководитель». Журнал для классных руководителей, заместителей директоров по воспитательной работе. №4, 2006
- Классные часы / авт. сост. А.В.Давыдова.- М.: ВАКО,2008.- 272с. – учебный год К47
- Классные часы: 1 класс /Авт-сост. Т.Н. Максимова. – М.: ВАКО, 2008. – С. 242 – 250.
- Использованы материалы: Алексеева И.А. Дружба - это я + ты. Материалы акции. Сеть творческих учителей.