Технологические карты уроков химии

Ермакова Елена Владимировна

Мои уроки

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

Тема:  «Понятие скорости химических реакций».

Цели урока:

  • обучающая

- формирование первичного представления о скорости химических реакций и факторах, оказывающих на нее влияние;

- формирование умений и навыков химического эксперимента.

  • развивающая:

- совершенствовать навыки самостоятельной работы, активизировать мышление школьников;

- развивать учебно-информационные навыки: умение извлекать информацию из устного сообщения,  наблюдаемых процессов;

- развивать учебно-логические: умение анализировать данные, выявлять сущность наблюдаемых процессов, делать выводы,

- развивать учебно-организационные: организовывать самостоятельную деятельность, совершенствовать навыки самооценки знаний и умений.

  • воспитывающая:

- совершенствовать коммуникативные умения в ходе коллективного обсуждения, развивать умение формулировать и аргументировать собственное мнение, развивать самостоятельность;

- продолжить формирование убеждения учащихся о необходимости привлечения средств химии к пониманию и описанию процессов, происходящих в окружающем мире.

Педагогические задачи:

Формирование: 

  • личностных УУД – в обеспечении ценностно-смысловой ориентации учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и т.д.) и ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях;
  • регулятивных УУД - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • общеучебных УУД - структурирование знаний; рефлексия  способов и условий действия,  контроль и  оценка процесса и результатов деятельности.

Ключевые понятия: скорость химических реакций, факторы, влияющие на скорость химических реакций.

Методы доминирующие в уроке: наглядный, информационно - развивающий, исследовательский.

Стратегия: индивидуальная, развивающая.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Ход урока:

1.Организационная часть. 

Здравствуйте ребята. Давайте наш урок начнем с игры «Пожелания». Я хочу пожелать вам успешной работы, приобретения новых знаний, чтобы вам на уроке было комфортно, интересно и полезно. А теперь мне хотелось бы, чтобы вы мне или друг другу что-нибудь пожелали. И не забывайте, что мы находимся на уроке химии, поэтому соблюдаем правила техники безопасности. А теперь начнем работать.

2. Сообщение темы и постановка цели урока.

  • Просмотр видеоролика «Гепард и черепаха».

 Какое понятие объединяют эти сюжеты?

Но это понятие физическое, а поскольку мы находимся на уроке химии, то мы будем изучать скорость, но только скорость химической реакции.

Итак, тема нашего урока?

А цель нашего урока какова?

А разобраться  в этом понятии нам поможет следующий сюжет о пожаре.

  • Просмотр видеоролика «Пожар».

 Итак, от чего зависит пожар?

Вывели понятие.

Как еще факторы влияют на скорость химической реакции?

3. Актуализация опорных знаний.

Стимул:

Представьте себе, что ваши родители уехали в отпуск. Вы остались одни с младшим братом, у которого возникает много вопросов:

  • Почему белье хорошо отстирывается при температуре 60 градусов, а не 30?
  • Почему борщ, оставленный на плите, наутро прокиснет?
  • Почему суп быстрее сварится, если мясо порезано мелкими кусочками, а не крупными?

Так вот для того чтобы ответить на вопросы брата, для того чтобы вывести факторы нам помогут рабочие тетради.

Чтобы качественно выполнить эксперимент и выявить факторы, влияющие на скорость вам необходимо изучить теоретический материал. У вас 3 минуты для этого.  

Опыт проводит учитель.

        

Опыт 1.

Получение кислорода разложением пероксида водорода.

  1. Просмотрите демонстрационный эксперимент.
  2. Результаты наблюдения занесите в таблицу

Проведите эксперименты.

Опыт 2.

  1. В две пробирки поместите 2-3 гранулы Zn, в одну пробирку налейте 2 мл раствора соляной кислоты (1:1), в другую раствор соляной кислоты (1:3). Что вы наблюдаете?
  2. Результаты наблюдения занесите в таблицу

Опыт 3.

  1. В одну пробирку поместите две стружки магния, в другую - две гранулы цинка. Прилейте в ту и другую пробирки по 2 мл раствора соляной кислоты. Что вы наблюдаете?
  2. Результаты наблюдения занесите в таблицу

Опыт 4.

  1. В одну пробирку поместите кусочек мела, в другую – измельченный мел. Прилейте в ту и другую пробирки по 2 мл раствора соляной кислоты. Что вы наблюдаете?
  2. Результаты наблюдения занесите в таблицу.

Форма предъявления результатов

№ опыта

Краткий ход эксперимента

Наблюдения

Выводы и

уравнения реакций*

1.

H2O2 нагреваем и добавляем MnO2

 MnO2 является____________

2H2O2 MnO2

2.

HCl (1:1) + Zn

HCl (1:3) + Zn

На скорость реакции влияет __________________________

HCl + Zn

3.

Mg + HCl

Zn + HCl

На скорость реакции влияет __________________

Mg + HCl  

Zn + HCl  

4.

CaCO3 (измельченный) + HCl

CaCO3 (кусочек) + HCl

На скорость реакции влияет _________________________

CaCO3 + HCl

Модельный ответ

№ опыта

Краткий ход эксперимента

Наблюдения

Выводы и

уравнения реакций*

1.

H2O2 нагреваем и добавляем MnO2

Выделение кислорода, лучинка вспыхнула

 MnO2 является катализатором

2H2O2 MnO2 2H2O  + O2

2.

HCl (1:1) + Zn

HCl (1:3) + Zn

Выделение газа, без цвета и запаха, в первой пробирке с большей скоростью

На скорость реакции влияет концентрация вещества, чем больше концентрация, тем больше скорость реакции

Zn + 2HCl  ZnCl2 + H2

3.

Mg + HCl

Zn + HCl

Выделение газа, без цвета и запаха в первой пробирке с большей скоростью

 На скорость реакции влияет природа реагирующих веществ

Mg + 2HCl  MgCl2 + H2

Zn + 2HCl  ZnCl2 + H2

4.

CaCO3 (измельченный) + HCl

CaCO3 (кусочек) + HCl

 Выделение газа без цвета и запаха в первой пробирке с большей скоростью

 На скорость реакции влияет площадь соприкосновения веществ

CaCO3 + 2HCl   CaCl2 + H2O + CO2

Вывод: На скорость химических реакций влияют следующие факторы:

  1. Температура,
  2. Концентрация реагирующих веществ,
  3. _______________________________________________________________________
  4. _______________________________________________________________________
  5. _______________________________________________________________________

4. Первичное закрепление.

Проверим, способны ли вы теперь ответить на вопросы младшего брата

  1. Тесто

Где тесто быстрее поднимется, у батареи или в холодильнике?

  1. Консервированные огурцы и помидоры

Для консервирования продуктов используют консерванты. Какое другое название можно дать этим веществам?

  1. Мясо

В каком случае мясо в супе быстрее сварится, порезанное мелко или крупным куском?

  1. Таблетки

В каком случае головная боль пройдет быстрее, если принять шипучую таблетку или обычную твердую?

5. Итог урока.

УЧИМСЯ ДАВАТЬ САООЦЕНКУ

Проанализируйте выполненную работу и оцените ее

Критерии оценивания:

  1. Самостоятельно описал(а) ход эксперимента, наблюдения, сформулировал(а) выводы и составил(а) уравнения химических реакций, не допустив ошибок – «5»
  2. Самостоятельно описал(а) ход эксперимента, наблюдения, сформулировал(а) выводы и составил(а) уравнения химических реакций, допустив 1-3 ошибки – «4»
  3. Описал(а) ход эксперимента, наблюдения и сформулировала выводы – «3».

6. Домашнее задание

Для творческих натур: написать эссе на тему «Химические реакции и их скорость вокруг нас».

Для экспериментаторов: привести как можно больше жизненных примеров, которые демонстрируют понятие скорости химической реакции.



Предварительный просмотр:

Конспект урока

Тема:  "Основные классы неорганических соединений".

Цели урока:

обучающая

  • обобщить  представление о классах неорганических соединений их свойства и способах получения, о связи между классами неорганических соединений.
  • продолжить формирование понятийного аппарата по классификации, номенклатуре и свойствам неорганических соединений.

развивающая:

  • совершенствовать навыки самостоятельной работы, активизировать мышление школьников;
  • развивать учебно-информационные навыки: умение извлекать информацию из наблюдаемых процессов;
  •  развивать учебно-логические: умение анализировать данные, давать качественную и количественную характеристику изучаемого объекта, сравнивать и анализировать;
  • развивать учебно-организационные: организовывать самостоятельную деятельность, совершенствовать навыки самооценки знаний и умений.

воспитывающая:

  • совершенствовать коммуникативные умения в ходе коллективного обсуждения, развивать умение формулировать и аргументировать собственное мнение, развивать самостоятельность.

В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме, я планировала сформировать следующие УУД: 

  • личностных УУД – в обеспечении ценностно-смысловой ориентации учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и т.д.) и ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях;
  • регулятивных УУД - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • общеучебных УУД - структурирование знаний; рефлексия  способов и условий действия,  контроль и  оценка процесса и результатов деятельности.

Ход урока

Актуализация познавательной деятельности. 

 «Химическая разминка».

Сообщение темы и постановка цели урока.

Практический блок.

Выполните письменно следующие задания, если при выполнении заданий испытываете затруднения, воспользуйтесь - "Скорой химической помощью".

I. Соотнесите   

Общая формула

Класс вещества

1. ЭxOy

А. Кислоты

2. МеxАy

Б. Основания

3. неМеxOy

В. Оксиды

4. НxА

Г. Кислотные оксиды

5. МеxOy

Д. Соли

6. Ме(ОН)y

Е. Основные оксиды

II. «Крестики – нолики». Выпишите формулы веществ составивших выигрышный путь и дайте им название: А)

HCl

HNO3

NaOH

Cl2O7

Ca(OH)2

P2O5

Fe(OH)2

H2CO3

Ba(OH)2

Б)

FeO

K3PO4

Na2O

ZnCO3

CaCl2

HNO2

Fe2O3

Na2SO4

SO2

III.  «Третий – лишний». Выберите лишнее вещество и объясните свой выбор.

А)

1

Al(ОН)3

Na2O

KOH

2

H2CO3

Zn(OH)2

H2SO3

3

BaO

MgO

H3PO4

Б)

1

HNO3

H2SO4

HCl

2

CaO

SO3

ZnO

3

NaOH

Fe(OH)3

KOH

IV. Установите соответствие

А)

Название индикатора

Окраска индикатора в щелочной среде

1. Метиловый оранжевый  

А. Синий

2. Фенолфталеин

Б. Желтый

3. Лакмус

В. Мылиновый

Б)

Название индикатора

Окраска индикатора в кислой среде

1. Метиловый оранжевый  

А. Бесцветный

2. Фенолфталеин

Б. Красный

3. Лакмус

В. Розовый

V. Выполните химический эксперимент. 

Опыт 1.

В трех пронумерованных пробирках даны: вода, растворы соляной кислоты и гидроксида натрия, распознайте предложенные вещества.

Ход работы:

1. Отлейте по1-2 мл. (1мл. примерно 1 см.) исследуемых растворов из каждой пробирки в пустые.

2. Добавьте в каждую пробирку выбранный индикатор.

3. Запишите наблюдения и вывод виде схем:

  • Пробирка № ... + индикатор (название индикатора) →  окраска  ........ →  следовательно это ........ .

Опыт 2.

1. Налейте в пробирку 1мл. гидроксида натрия добавьте  к нему 2-3 капли фенолфталеина, к полученному раствору прилейте 1мл. соляной кислоты.

2. Запишите наблюдения и вывод виде схемы:

NaOH + ф/ф → окраска .................. + HCl → ................ → реакция .................. .

3. Составьте уравнение реакции, укажите тип реакций, дайте названия продуктам реакций.

NaOH + HCl → ...... + .......

Опыт 3.

Ход работы:

1. Налейте в три пробирки по 1-1,5 мл. раствора соляной кислоты , в одну пробирку поместите стружку магния, в другую две гранулы цинка, в третью нарезанную медную проволоку.

2. Запишите наблюдения виде схем:

HCl + Mg →  признак реакции  ..................... .        HCl + Zn →  признак реакции  ..................... .

HCl + Cu →  признак реакции  ..................... .

3.Запишите вывод, вставив недостающие фрагменты.

Реакция с магнием протекает с .................... (большей / меньшей) скоростью, чем с цинком, так как магний  ................... (более / менее) активный металл. Реакция с медью  не протекает, так как, медь обладает ......... (большей / меньшей) активностью, чем водород.                                   

4. Составьте соответствующие уравнения реакций, укажите типы реакций, дайте названия продуктам реакций.

HCl + Mg → .... + ....

HCl + Zn→ .... + ....

Опыт 4.

Ход работы:

1. Налейте в одну пробирку 2 мл. сульфата меди и поместите туда скрепку (в состав входит железо), в другую пробирку налейте 2 мл. сульфата железа и поместите туда медную проволоку.  

2. Запишите наблюдения виде схем:

CuSO4 + Fe →  признак реакции  ..................... .        FeSO4 + Cu→  признак реакции  ..................... .

3. Запишите вывод, вставив недостающие фрагменты.

Реакция между сульфатом железа и медью не протекает, так как медь ................... (более / менее) активный металл чем железо.

4. Составьте уравнение реакции, укажите тип реакций, дайте названия продуктам реакций.

CuSO4 + Fe →  

Оцените свою работу, используя - "Лист самооценки"

«Учитель» выполняет консультативно – координирующую функцию.

«Обучающийся» организует самостоятельную учебную деятельность, с поэтапной самопроверкой выполненных заданий.

Домашнее задание

Выполнить домашнюю зачетную работу.

1. Повторите определения и общие формулы оксидов, кислот, оснований и солей

2. Заполните таблицу соответствующими формулами классов веществ, всем веществам дайте название:

NaOH, MgCl2, N2O5, H2CO3, Сl2, Ca(NO3)2, HCl, CO2, Li2O, Fe, Al(OH)3, ZnO,  NaNO3, O2, CaSO3, N2O5, MgO, Zn(OH)2, Al, H2SO4, SO3, KOH, Fe2O3.

Простые вещества

Кислоты

Соли

Основания

Оксиды

кислотные

основные

3. Завершите  возможные схемы уравнений химических реакций, определите типы реакций, подпишите название всех веществ, вступивших в реакции:

  1. H3PO4 + K→
  2. H3PO4 + Hg→
  3. H2SO4 + Al→
  4. Cu(NO3)2 + Mg
  5. Mg(NO3)2 + Cu
  6. SO3 + СаO →
  7. Cu(OH)2+ HNO3
  8. NaOH + CuSO4 →
  9. Mg(OH)2
  10. H2SiO3

4. Осуществите цепочки превращений:      

Mg → MgO → MgSO4 →   Mg(OH)2 →  MgO  →  Mg

Р → Р2О5 → Н3РО4 → AlРО4 → Al2O3 → AlCl3

Выполните домашний эксперимент.

Возьмите два одинаковых стакана, в один насыпьте - 2 чайные ложки поваренной соли (NaCl), в другой - 2 чайные ложки соды (Na2CO3), в оба стакана (примерно до половины) прилейте воды. Попросите родителей переставить стаканы так чтобы вы не знали, что в каком из них находится. Составьте план распознавания этих веществ (не пробуя на вкус). Для распознавания можете использовать раствор уксусной кислоты (раствор попросите приготовить родителей, в соотношении 3 чайные ложки уксусной кислоты - на пол стакана воды). Составьте соответствующие уравнения реакций, формулу уксусной кислоты условно обозначьте  - НА      




Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема:  «Свойства серной кислоты».

Цели урока:

  • обучающая

- формирование первичного представления о свойствах серной кислоты;

- формирование умений и навыков химического эксперимента.

  • развивающая:

- совершенствовать навыки самостоятельной работы, активизировать мышление школьников;

- развивать учебно-информационные навыки: умение извлекать информацию из устного сообщения,  наблюдаемых процессов;

- развивать учебно-логические: умение анализировать данные, выявлять сущность наблюдаемых процессов, делать выводы,

- развивать учебно-организационные: организовывать самостоятельную деятельность, совершенствовать навыки самооценки знаний и умений.

  • воспитывающая:

- совершенствовать коммуникативные умения в ходе коллективного обсуждения, развивать умение формулировать и аргументировать собственное мнение, развивать самостоятельность;

- продолжить формирование убеждения учащихся о необходимости привлечения средств химии к пониманию и описанию процессов, происходящих в окружающем мире.

Педагогические задачи:

Формирование: 

  • личностных УУД – в обеспечении ценностно-смысловой ориентации учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и т.д.) и ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях;
  • регулятивных УУД - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • общеучебных УУД - структурирование знаний; рефлексия  способов и условий действия,  контроль и  оценка процесса и результатов деятельности.

Ключевые понятия: общие и специфические свойства серной кислоты.

Методы доминирующие в уроке: наглядный, информационно - развивающий, исследовательский.

Стратегия: индивидуальная, развивающая.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Ход урока:

1.Организационная часть. 

Содержание этапа: взаимное приветствие учителя и учащихся, выявление отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания.

2. Сообщение темы и постановка цели урока.

  • При Петре I это вещество привозили в Россию из-за границы. Но уже в 1798 г. Купец Муромцев «выварил» 125 пудов (около двух тонн) нагреванием железного купороса.
    «Купоросная
    кислота», «купоросное масло», «серное масло», «купоросный спирт» так называли в XVII-XVIII веке это вещество. Как вы думаете, какое современное название этого вещества?
  •  «Я растворю любой металл

Меня алхимик получал
В реторте глиняной простой
Слыву я главной кислотой ….
Когда в воде я растворяюсь, то очень сильно нагреваюсь».

  • SO3 + H2O → ?
  • Проблема!!

15 июня 1985 г. в зале Эрмитажа перед картиной “Даная” толпились люди. Они не знали, что последними видят неповрежденным шедевр мирового искусства. В этот день психически больной человек облил полотно Рембрандта серной кислотой и нанес два ножевых пореза. По картине текла какая-то жидкость, она пузырилась и стекала вниз, разъедая паркет. По некоторым признакам предположили, что это серная кислота.

  • Как доказали что это серная кислота?
  • Можно ли спасти полотно, какая реакция протекала на поверхности картины, если в состав красок входит мел?

3. Актуализация опорных знаний.

Откройте тетради  и запишите сегодняшнее число и тему урока.

Как доказали что это серная кислота? Можно ли спасти полотно, какая реакция протекала на поверхности картины, если в состав красок входит мел?

Задание.

Прочтите учебные тексты, проведите химический эксперимент. Заполните таблицу "Свойства серной кислоты".  

Текст № 1

У известного писателя Герберта Уэллса есть замечательный научно-фантастический роман о том, что один изобретатель создал удивительную машину, которая могла переносить человека в любую эпоху прошлого или будущего. Представим себе на минутку, что мы владеем подобной машиной. Перенесемся с ее помощью на несколько веков назад.

 В те далекие времена люди считали, что всемогущие, сверхъестественные силы могут сделать все. Священнослужители, для убеждения верующих в чудесах, проделывали следующее: медленно, торжественно, с молитвами,  чистая вода наливается в сосуд, где она немедленно краснеет, приобретая цвет вина. Это «вино» выливают в другой прозрачный сосуд, где происходит его обесцвечивание. «Вино» не дается для пробы на вкус, а любопытство верующих удовлетворяется только изменением цвета жидкости. Еще Тютчев говорил: «Чему бы жизнь нас не учила, но сердце верит в чудеса».

Задача 1. 

Это чудо или же знание химии? Для ответа на этот вопрос выполните  задание, следуя инструкции.  

Проведите эксперимент.

Опыт 1.

1. В пробирку налейте 2 мл раствора гидроксида натрия и добавьте 2-3 капли фенолфталеина. Какую окраску приобрел раствор?

2. К полученному раствору прилейте раствор серной кислоты. Что вы наблюдаете?

Форма предъявления результатов

№ п/п

Краткий ход эксперимента

Наблюдения

Выводы и уравнения реакций

1.

Текст № 2.

Общими свойствами кислот является взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями и солями:

1) НхА+ Me → MeхАу + Н2

2) НхА + MexOy → MeхАу + H2O

3) НхА + Me(ОН)y → MeхАу + H2O

4) НхА +MeхАу→ MeхАу + HxAy

Для распознавания сульфат иона (SO42-) входящего в состав серной кислоты и ее солей используют соли бария, в результате выпадает белый осадок.

Задача 2. 

Изучите свойства серной кислоты проведя химический эксперимент. 

Опыт 2.

В пробирку налейте 1 -2 мл раствора серной кислоты и добавьте стружку магния. Что вы наблюдаете?

Опыт 3.

В пробирку поместите кусочек мела (CaCO3) и прилейте 1 -2 мл раствора серной кислоты. Что вы наблюдаете?

Опыт 4.

Для распознавания сульфат иона (SO42-) входящего в состав серной кислоты и ее солей используют соли бария, в результате выпадает белый осадок. Что вы наблюдаете?

Форма предъявления результатов

№ п/п

Краткий ход эксперимента

Наблюдения

Выводы и уравнения реакций

2.

3.

4.

Текст № 3.

Кислот, как и их всевозможных химических соединений, в природе очень много. Они оказывают активное влияние на весь окружающий мир.

Озеро Смерти, расположенное в Сицилии называют «Мертвым». У берегов озера не растут растения, там не живут рыбы или другие живые организмы, а птицы там никогда не летают. Любой, кто нечаянно попадает в озеро, сразу умирает. Если на пару секунд опустить в озеро руку, то моментально кожа на руке покраснеет, покроется волдырями, и начнет облазить, обнажая мышечную ткань. Думаете, это история фильма ужасов? Нет, это самая настоящая картинка из жизни. И это произойдет из-за того, что озеро представляет собой ни что иное, как резервуар агрессивной опасной серной кислоты. В 1999 г. исследователи после кропотливого и опасного изучения дна этого озера выяснили, что эта кислота поступает через два подземных источника. Известно, что мафия на Сицилии всегда топила свои жертвы в этом озере и уже через небольшой промежуток времени от них не оставалось и следа.

Серная кислота настолько химически активное вещество, что взаимодействует с органическими веществами (веществами живой природы) обугливая их. Она легко обугливает древесину (бумагу), сахар, белок и т.п..

Задача 3.

Поместите в пробирку с концентрированной серной кислотой древесную лучинку.

Посмотрите демонстрационный опыт "Обугливание сахара концентрированной серной кислотой". Проведите химический эксперимент "Действие серной кислоты на древесину".

Опыт 5.

Поместите в пробирку с концентрированной серной кислотой древесную лучинку.

Какими особыми свойствами обладает концентрированная серная кислота?

Форма предъявления результатов

№ п/п

Краткий ход эксперимента

Наблюдения

Выводы и уравнения реакций

5.

1 Уровень.

СКОРАЯ ХИМИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

Классная работа

Тема: "Свойства серной кислоты".

№ п/п

Краткий ход эксперимента

Наблюдения

Выводы и уравнения реакций

1.

NaOH + фенолфталеин +Н2SO4 

2NaOH + Н2SO4 → Na2SO4 + ?

Серная кислота взаимодействует с основаниями.

2.

Н2SO4 + Mg

Н2SO4 + Mg → MgSO4 + ? Серная кислота взаимодействует с металлами.

3.

Н2SO4 + CaCO3

Н2SO4 + CaCO3 → H2O + CO2 + ? Серная кислота взаимодействует с солями.

4.

Н2SO4 + BaCl2

Н2SO4 + BaCl2 → ВаSO4 + ?

Качественная реакция на серную кислоту и ее соли.

5.

Н2SO4 + древесина

Особое свойство серной кислоты.


Ключ к ответу

№ п/п

Краткий ход эксперимента

Наблюдения

Выводы и уравнения реакций

1.

NaOH + фенолфталеин +Н2SO4 

Изменение окраски раствора на малиновый, обесцвечивание раствора.

2NaOH + Н2SO4 → Na2SO4 + 2Н2О

Серная кислота взаимодействует с основаниями.

2.

Н2SO4 + Mg

Выделение газа, без цвета и запаха.

Н2SO4 + Mg → MgSO4 + Н2 

Серная кислота взаимодействует с металлами.

3.

Н2SO4 + CaCO3

Выделение газа без цвета и запаха.

Н2SO4 + CaCO3 → H2O + CO2 + CaSO4 Серная кислота взаимодействует с солями.

4.

Н2SO4 + BaCl2

Выпадение белого осадка.

Н2SO4 + BaCl2 → ВаSO4 + 2HCl

Качественная реакция на серную кислоту и ее соли.

5.

Н2SO4 + древесина

Обугливание древесины.

Особое свойство серной кислоты.

6.Оценивание.

Учимся давать самооценку

1. Фамилия имя.

2. Уровень работы.

3. Описал(а) ход эксперимента, наблюдения и уравнения химических реакций с использованием "скорой химической помощи" - "3".

Самостоятельно описал(а)  ход эксперимента, наблюдения, составил(а) уравнения химических реакций, допустив 1 - 2 ошибки в уравнениях - "4".

Самостоятельно описал(а) ход эксперимента, наблюдения, составил(а) уравнения химических реакций, не допустив ошибок.

7. Рефлексия

  • Ребята, что вам понравилось на этом уроке?
  • Какие есть пожелания для себя и учителя по работе в дальнейшем?
  • Что у нас с вами получилось хорошо, а над чем еще надо поработать?

8. Разноуровневое домашнее задание.

Повторить §13, таблицу 10 из учебника.

  • На оценку «5»

Как различить растворы серной кислоты, хлорида бария, сульфата меди (II), гидроксида натрия, не имея других реактивов? Дать объяснение, записать уравнения химических реакций в молекулярной, полной и сокращенной ионной форме.

  • На оценку "4" Даны сокращенные ионные уравнения реакций:

1) 2OH- + 2H+ →2H2O   2) СаO + 2H+ → Са 2+ + H2O 3) Ba2+ + СO2-3→ BaСO3 Составить полные ионные и молекулярные уравнения реакций.

  • На оценку "3» Записать уравнения химических реакций в молекулярной, полной и сокращенной ионной форме.

1) H2SO4 + КOH →             2) СuO + H2SO4 →         3)FeCl2 + NaOH →