Методическая мастерская

Ермакова Елена Владимировна

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Тема:  «Понятие скорости химических реакций».

Цели урока:

  • обучающая

- формирование первичного представления о скорости химических реакций и факторах, оказывающих на нее влияние;

- формирование умений и навыков химического эксперимента.

  • развивающая:

- совершенствовать навыки самостоятельной работы, активизировать мышление школьников;

- развивать учебно-информационные навыки: умение извлекать информацию из устного сообщения,  наблюдаемых процессов;

- развивать учебно-логические: умение анализировать данные, выявлять сущность наблюдаемых процессов, делать выводы,

- развивать учебно-организационные: организовывать самостоятельную деятельность, совершенствовать навыки самооценки знаний и умений.

  • воспитывающая:

- совершенствовать коммуникативные умения в ходе коллективного обсуждения, развивать умение формулировать и аргументировать собственное мнение, развивать самостоятельность;

- продолжить формирование убеждения учащихся о необходимости привлечения средств химии к пониманию и описанию процессов, происходящих в окружающем мире.

Педагогические задачи:

Формирование: 

  • личностных УУД – в обеспечении ценностно-смысловой ориентации учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и т.д.) и ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях;
  • регулятивных УУД - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • общеучебных УУД - структурирование знаний; рефлексия  способов и условий действия,  контроль и  оценка процесса и результатов деятельности.

Ключевые понятия: скорость химических реакций, факторы, влияющие на скорость химических реакций.

Методы доминирующие в уроке: наглядный, информационно - развивающий, исследовательский.

Стратегия: индивидуальная, развивающая.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Ход урока:

1.Организационная часть. 

Здравствуйте ребята. Давайте наш урок начнем с игры «Пожелания». Я хочу пожелать вам успешной работы, приобретения новых знаний, чтобы вам на уроке было комфортно, интересно и полезно. А теперь мне хотелось бы, чтобы вы мне или друг другу что-нибудь пожелали. И не забывайте, что мы находимся на уроке химии, поэтому соблюдаем правила техники безопасности. А теперь начнем работать.

2. Сообщение темы и постановка цели урока.

  • Просмотр видеоролика «Гепард и черепаха».

 Какое понятие объединяют эти сюжеты?

Но это понятие физическое, а поскольку мы находимся на уроке химии, то мы будем изучать скорость, но только скорость химической реакции.

Итак, тема нашего урока?

А цель нашего урока какова?

А разобраться  в этом понятии нам поможет следующий сюжет о пожаре.

  • Просмотр видеоролика «Пожар».

 Итак, от чего зависит пожар?

Вывели понятие.

Как еще факторы влияют на скорость химической реакции?

3. Актуализация опорных знаний.

Стимул:

Представьте себе, что ваши родители уехали в отпуск. Вы остались одни с младшим братом, у которого возникает много вопросов:

  • Почему белье хорошо отстирывается при температуре 60 градусов, а не 30?
  • Почему борщ, оставленный на плите, наутро прокиснет?
  • Почему суп быстрее сварится, если мясо порезано мелкими кусочками, а не крупными?

Так вот для того чтобы ответить на вопросы брата, для того чтобы вывести факторы нам помогут рабочие тетради.

Чтобы качественно выполнить эксперимент и выявить факторы, влияющие на скорость вам необходимо изучить теоретический материал. У вас 3 минуты для этого.  

Опыт проводит учитель.

        

Опыт 1.

Получение кислорода разложением пероксида водорода.

  1. Просмотрите демонстрационный эксперимент.
  2. Результаты наблюдения занесите в таблицу

Проведите эксперименты.

Опыт 2.

  1. В две пробирки поместите 2-3 гранулы Zn, в одну пробирку налейте 2 мл раствора соляной кислоты (1:1), в другую раствор соляной кислоты (1:3). Что вы наблюдаете?
  2. Результаты наблюдения занесите в таблицу

Опыт 3.

  1. В одну пробирку поместите две стружки магния, в другую - две гранулы цинка. Прилейте в ту и другую пробирки по 2 мл раствора соляной кислоты. Что вы наблюдаете?
  2. Результаты наблюдения занесите в таблицу

Опыт 4.

  1. В одну пробирку поместите кусочек мела, в другую – измельченный мел. Прилейте в ту и другую пробирки по 2 мл раствора соляной кислоты. Что вы наблюдаете?
  2. Результаты наблюдения занесите в таблицу.

Форма предъявления результатов

№ опыта

Краткий ход эксперимента

Наблюдения

Выводы и

уравнения реакций*

1.

H2O2 нагреваем и добавляем MnO2

 MnO2 является____________

2H2O2 MnO2

2.

HCl (1:1) + Zn

HCl (1:3) + Zn

На скорость реакции влияет __________________________

HCl + Zn

3.

Mg + HCl

Zn + HCl

На скорость реакции влияет __________________

Mg + HCl  

Zn + HCl  

4.

CaCO3 (измельченный) + HCl

CaCO3 (кусочек) + HCl

На скорость реакции влияет _________________________

CaCO3 + HCl

Модельный ответ

№ опыта

Краткий ход эксперимента

Наблюдения

Выводы и

уравнения реакций*

1.

H2O2 нагреваем и добавляем MnO2

Выделение кислорода, лучинка вспыхнула

 MnO2 является катализатором

2H2O2 MnO2 2H2O  + O2

2.

HCl (1:1) + Zn

HCl (1:3) + Zn

Выделение газа, без цвета и запаха, в первой пробирке с большей скоростью

На скорость реакции влияет концентрация вещества, чем больше концентрация, тем больше скорость реакции

Zn + 2HCl  ZnCl2 + H2

3.

Mg + HCl

Zn + HCl

Выделение газа, без цвета и запаха в первой пробирке с большей скоростью

 На скорость реакции влияет природа реагирующих веществ

Mg + 2HCl  MgCl2 + H2

Zn + 2HCl  ZnCl2 + H2

4.

CaCO3 (измельченный) + HCl

CaCO3 (кусочек) + HCl

 Выделение газа без цвета и запаха в первой пробирке с большей скоростью

 На скорость реакции влияет площадь соприкосновения веществ

CaCO3 + 2HCl   CaCl2 + H2O + CO2

Вывод: На скорость химических реакций влияют следующие факторы:

  1. Температура,
  2. Концентрация реагирующих веществ,
  3. _______________________________________________________________________
  4. _______________________________________________________________________
  5. _______________________________________________________________________

4. Первичное закрепление.

Проверим, способны ли вы теперь ответить на вопросы младшего брата

  1. Тесто

Где тесто быстрее поднимется, у батареи или в холодильнике?

  1. Консервированные огурцы и помидоры

Для консервирования продуктов используют консерванты. Какое другое название можно дать этим веществам?

  1. Мясо

В каком случае мясо в супе быстрее сварится, порезанное мелко или крупным куском?

  1. Таблетки

В каком случае головная боль пройдет быстрее, если принять шипучую таблетку или обычную твердую?

5. Итог урока.

УЧИМСЯ ДАВАТЬ САООЦЕНКУ

Проанализируйте выполненную работу и оцените ее

Критерии оценивания:

  1. Самостоятельно описал(а) ход эксперимента, наблюдения, сформулировал(а) выводы и составил(а) уравнения химических реакций, не допустив ошибок – «5»
  2. Самостоятельно описал(а) ход эксперимента, наблюдения, сформулировал(а) выводы и составил(а) уравнения химических реакций, допустив 1-3 ошибки – «4»
  3. Описал(а) ход эксперимента, наблюдения и сформулировала выводы – «3».

6. Домашнее задание

Для творческих натур: написать эссе на тему «Химические реакции и их скорость вокруг нас».

Для экспериментаторов: привести как можно больше жизненных примеров, которые демонстрируют понятие скорости химической реакции.



Предварительный просмотр:

ПОНЯТИЕ О СКОРОСТИ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ

Стимул:

Родители уехали в отпуск. Ты остался один с младшим братом, у которого возникает много вопросов:

  • Почему белье хорошо отстирывается при температуре 60 градусов, а не 30?
  • Почему борщ, оставленный на плите, наутро прокиснет?
  • Почему суп быстрее сварится, если мясо порезано мелкими кусочками, а не крупными?

Задание

Прочтите учебный текст, проведите химические эксперименты. Заполните таблицу "Факторы, влияющие на скорость химических реакций"

Текст

I. Понятие о скорости химической реакции

Скорость реакции определяется изменение концентрации вещества в единицу времени

Скорость химических реакций рассчитывается по формуле:

υ=ΔС/Δt

где υ -  скорость реакции,

Δ С - изменение концентрации вещества (моль/л),

Δt  -время (с, мин), за которое произошло данное изменение.

III. Влияние различных факторов на скорость химической реакции.

Факторы,  влияющие на скорость реакций

  1. Природа реагирующих веществ (состав веществ, строение, взаимное влияние атомов в молекуле).
  2. Изменение температуры.

Правило Вант – Гоффа:

При увеличении температуры на каждые 10 градусов по Цельсию, скорость реакции увеличивается в 2-4 раза.

  1. Концентрация веществ (действует для газов и жидкостей).

Чем больше концентрация веществ, тем больше скорость реакции.

  1. Действие катализаторов и ингибиторов.

Катализатор – увеличивает скорость реакции, а ингибитор замедляет (ни катализатор, ни ингибитор в реакции не расходуются).

  1. Площадь соприкосновения веществ.

Чем больше площадь соприкосновения веществ, тем больше скорость реакции.

Химический эксперимент.

Опыт 1.

  1. Просмотрите демонстрационный эксперимент.
  2. Результаты наблюдения занесите в таблицу

Опыт 2.

  1. В две пробирки поместите 2-3 гранулы Zn, в одну пробирку налейте 2 мл раствора соляной кислоты (1:1), в другую раствор соляной кислоты (1:3). Что вы наблюдаете?
  2. Результаты наблюдения занесите в таблицу

Опыт 3.

  1. В одну пробирку поместите две стружки магния, в другую - две гранулы цинка. Прилейте в ту и другую пробирки по 2 мл раствора соляной кислоты. Что вы наблюдаете?
  2. Результаты наблюдения занесите в таблицу

Опыт 4.

  1. В одну пробирку поместите кусочек мела, в другую –измельченный мел. Прилейте в ту и другую пробирки по 2 мл раствора соляной кислоты. Что вы наблюдаете?
  2. Результаты наблюдения занесите в таблицу.

Форма предъявления результатов

№ опыта

Краткий ход эксперимента

Наблюдения

Выводы и

уравнения реакций*

1.

H2O2 нагреваем и добавляем MnO2

 MnO2 является _____________________

H2O2MnO2

2.

HCl (1:1) + Zn

HCl (1:3) + Zn

На скорость реакции влияет __________________________

__________________________

HCl + Zn

3.

Mg + HCl

Zn + HCl

На скорость реакции влияет __________________________

__________________________

Mg + HCl

Zn + HCl

4.

CaCO3 (измельченный) + HCl

CaCO3 (кусочек) + HCl

На скорость реакции влияет __________________

_________________________

CaCO3 + HCl

Вывод: На скорость химических реакций влияют следующие факторы:

1. __________; 2. ___________; 3. ___________; 4. ____________;  5.__________ .


УЧИМСЯ ДАВАТЬ САООЦЕНКУ

Проанализируйте выполненную работу и оцените ее

Критерии оценивания:

  1. Самостоятельно описал(а) ход эксперимента, наблюдения, сформулировал(а) выводы и составил(а) уравнения химических реакций, не допустив ошибок – «5»
  2. Самостоятельно описал(а) ход эксперимента, наблюдения, сформулировал(а) выводы и составил(а) уравнения химических реакций, допустив 1-3 ошибки – «4»
  3. Описал(а) ход эксперимента, наблюдения и сформулировала выводы – «3».

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Для творческих натур: написать эссе на тему «Химические реакции и их скорость вокруг нас»

Для экспериментаторов:привести как можно больше жизненных примеров, которые демонстрируют понятие скорости химической реакции.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЧТО НАМ ГОТОВИТ УРОК ГРЯДУЩИЙ?!

Слайд 3

Тема урока: «Понятие скорости химических реакций» Цель урока: Изучить понятие скорости химических реакций.

Слайд 5

Опыт 1. Просмотрите демонстрационный эксперимент. Результаты наблюдения занесите в таблицу Ключ № опыта Краткий ход эксперимента Наблюдения Выводы и уравнения реакций* 1. H 2 O 2 нагреваем и добавляем MnO 2 Выделение кислорода, лучинка вспыхнула MnO 2 является катализатором

Слайд 6

Опыт 2. Просмотрите демонстрационный эксперимент. Результаты наблюдения занесите в таблицу Ключ № опыта Краткий ход эксперимента Наблюдения Выводы и уравнения реакций* 2 . CuO + H 2 SO 4 , нагреваем Изменение цвета раствора на голубой На скорость реакции влияет температура CuO + H 2 SO 4  Cu SO 4 + H 2 O

Слайд 7

Опыт 2. В две пробирки поместите 2-3 гранулы Zn , в одну пробирку налейте 2 мл раствора соляной кислоты (1:1), в другую раствор соляной кислоты (1:3). Что вы наблюдаете? Результаты наблюдения занесите в таблицу. Ключ № опыта Краткий ход эксперимента Наблюдения Выводы и уравнения реакций* 2. HCl (1:1) + Zn HCl (1: 3 ) + Zn выделение газа без цвета и запаха в первой пробирке с большей скоростью На скорость реакции влияет концентрация веществ Zn + 2HCl  ZnCl 2 + H 2

Слайд 8

Опыт 3. В одну пробирку поместите две стружки магния, в другую - две гранулы цинка. Прилейте в ту и другую пробирки по 2 мл раствора соляной кислоты. Что вы наблюдаете? Результаты наблюдения занесите в таблицу. Ключ № опыта Краткий ход эксперимента Наблюдения Выводы и уравнения реакций* 3. Mg + HCl Zn + HCl выделение газа без цвета и запаха в первой пробирке с большей скоростью На скорость реакции влияет природа реагирующих веществ Mg + 2HCl  MgCl 2 + H 2 Zn + 2HCl  ZnCl 2 + H 2

Слайд 9

Опыт 4. В одну пробирку поместите кусочек мела, в другую – измельченный мел. Прилейте в ту и другую пробирки по 2 мл раствора соляной кислоты. Что вы наблюдаете? Результаты наблюдения занесите в таблицу. Ключ № опыта Краткий ход эксперимента Наблюдения Выводы и уравнения реакций* 4. CaCO 3 (измельченный) + HCl CaCO 3 (кусочек) + HCl выделение газа без цвета и запаха в первой пробирке с большей скоростью На скорость реакции влияет площадь соприкосновения веществ CaCO 3 + 2HCl  CaCl 2 + H 2 O + CO 2

Слайд 10

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СКОРОСТЬ РЕАКЦИИ Природа реагирующих веществ Концентрация веществ (для Ж и Г) S соприкос - новения веществ (для Тв веществ) Катализаторы > ט Ингибиторы < ט Температура t > на 100С ט > в 2-4 раза

Слайд 15

УЧИМСЯ ДАВАТЬ САООЦЕНКУ Проанализируйте выполненную работу и оцените ее. Критерии оценивания: Самостоятельно описал(а) ход эксперимента, наблюдения, сформулировал(а) выводы и составил(а) уравнения химических реакций, не допустив ошибок – «5 » Самостоятельно описал(а) ход эксперимента, наблюдения, сформулировал(а) выводы и составил(а) уравнения химических реакций, допустив 1-3 ошибки – «4»

Слайд 16

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Для творческих натур: написать эссе на тему «Химические реакции и их скорость вокруг нас » Для экспериментаторов: привести как можно больше жизненных примеров, которые демонстрируют понятие скорости химической реакции



Предварительный просмотр:

Слайд 1

«Формирование навыков коммуникации и сотрудничества в рамках предмета «Химия» на основе применения компетентностно-ориентированных заданий в процессе обучения»

Здравствуйте, уважаемые члены жюри, конкурсанты и коллеги.

Слайд 2

Любому человеку необходимо быть эффективным, конкурентоспособным работником, быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присущи потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию.

Все эти качества можно успешно формировать в школе, используя компетентностный подход в обучении любому предмету, в том числе и химии, что является одним из личностных и социальных смыслов образования.

Слайд 3

Сегодня ведется активный  поиск новых педагогических технологий, что связано с отказом от традиционного обучения и воспитания. Сегодня стало абсолютно ясно, что урок уже никогда не будет прежним.

Эти изменения связаны с введением в образовательную систему новых стандартов, программ и вместе с тем – требований к подготовке выпускников.

Компетенция проявляется в новой деятельности, при переносе знаний в новую ситуацию, в нестандартной ситуации. Значит, если целью образования является компетенция, то универсальными способами деятельности будут компетентности, т.е. овладение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Поэтому образовательная деятельность должна быть построена как система неких учебных ситуаций, заданий, направленных на реализацию определенных видов учебной деятельности, таких, как: готовность осваивать новые технологии, адаптироваться к иным условиям труда.

Необходимо создавать специальные задания, в которых наиболее полно возможно использовать потенциал учащихся, и наряду с этим – формировать универсальные учебные действия.

Слайд 4

Цель педагогического опыта – повышение качества образования через формирование навыков коммуникации и сотрудничества на основе применения компетентностно-ориентированных заданий.

С педагогическими задачами вы можете ознакомиться на слайде.

Важнейшим видом учебной деятельности при обучении школьников является разрешение проблемных ситуаций, решение задач. Вместе с тем таких задач в учебниках, учебных пособиях, дидактических материалах немного. Составление же компетентностно-ориентированных задач достаточно трудоемко.

Таким образом, имеем противоречие между необходимостью обучения решению компетентностно-ориентированных заданий учащихся основной школы и неразработанностью методики их использования в процессе обучения. Разрешение противоречия определяет актуальность моей работы.

Слайд 5

 Специфика КОЗ заключается в том, что задания носят ярко выраженный практико-ориентированный характер, для решения обучающимся необходимо конкретное предметное знание. Зачастую требуется знание нескольких учебных предметов, так на уроках химии обучающиеся применяют знания в области предметов естественного цикла. Кроме этого, такая задача имеет не традиционный порядковый номер, а интересное название. Обязательным элементом задания является проблемный вопрос, который должен быть сформулирован таким образом, чтобы обучающемуся захотелось найти на него ответ.

Структура компетентностно - ориентированных заданий

(КОЗ):

1. Введение в проблему.

2. Формулировка задания:

текст задания должен начинаться с глагола;

в тексте задания указано ЧТО делать и есть указание

на то, КАК делать.

3. Информация, необходимая для решения данной задачи.

4. Форма предъявления результатов КОЗ.

Слайд 6

Таким образом, каждое компетентностно - ориентированное задание состоит из:

Стимула

Задачной формулировки.

Источника информации

Бланка для выполнения задания

Инструмента проверки

Электронная книга

Стр 45 Прочитать стимул и задание.

Каждая составляющая компетентностно – ориентированного задания подчинена тому, что это задание должно организовать деятельность учащегося, а не воспроизведение им информации или отдельных действий.

Мне бы хотелось привести несколько примеров из электронной книги «Химия разума», которая получила положительную рецензию к.п.н., доцента Туфика Багаутдиновича Казиахметова.

Итак, тема урока: Подгруппа азота. Стимул: Многие из нас с трепетом смотрели на кадры из фильмов, где какой-нибудь гонщик давит на “заветную кнопку”, после чего машина начинает вытворять чудеса ускорения и скорости…Что это? Это NOS, он же нитрос, он же “закись азота”. Так что это за чудеса?

Задание «Что произойдет, если все автомобили будут оборудованы специальной кнопкой?

В качестве источника информации обучающиеся могут воспользоваться видеоматериалами представленными в книге и предлагаемыми интернет-ресурсами.

Обучающимся предлагается заполнить таблицу и сравнить полученные результаты с модельным ответом

Слайд 7

Компетентностно-ориентированные задания применяются  в процессе обучения в системе не только мной, но и другими учителями нашей школы с целью реализации ФГОС ООО.

По результатам использования компетентностно-ориентированных заданий рост качества знаний обучающихся за последние три года вырос,

Слайд 8

имею стабильные результаты освоения обучающимися образовательных программ базового уровня: при 100% успеваемости качество знаний по химии составляет 62%.

Слайд 9

Мои обучающиеся - активные участники школьных и городских предметных олимпиад, призеры и участники городского слета научных обществ, участники Всероссийской дистанционной эвристической олимпиады по химии, участники Международных дистанционных конкурсов и олимпиад проекта «Новый урок». 

Слайд 10

Ежегодно обучающиеся принимают участие в международной олимпиаде по основам наук Уральского Федерального округа.

Слайд 11

Опыт работы был представлен на научно-практических конференциях в Нижневартовском государственном университете. Имею ряд публикаций в научных сборниках НвГУ, принимала активное участие в XIII Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы современной науки»,

Слайд 12

во Всероссийском (с международным участием) фестивале методических идей «Инновационный подход к обучению и воспитанию».

Таким образом, системное применение компетентностно-ориентированных заданий является средством повышения качества образования через формирование навыков коммуникации и сотрудничества.

В дальнейшей своей деятельности планирую использовать свой опыт по применению компетентностно-ориентированных заданий для создания системы оценки планируемых результатов (предметных, метапредметных) по химии. Адаптировать задания для успешной подготовки выпускников к единому государственному экзамену по химии.

Слайд 13

 



Предварительный просмотр:

«Подвиг, как и талант, сокращает путь к цели»

Леонид Максимович  Леонов

Доброе утро, я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом.

Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю. Открываем глаза и приступаем к работе.

Тему урока нам поможет определить видеоролик. Внимание на экран.

Внимание на экран (видеоролик).

Какова тема урока на ваш взгляд?

Тема урока. Нефть как источник загрязнения Земли.

Исходя из темы и просмотренного видеоролика, определите цель урока.

Цель урока.Узнать что такое нефть и какие существуют способы очистки поверхности Земли от загрязнений нефтью.

Стимул. Произошла экологическая катастрофа – на Самотлоре огромное нефтяное пятно. Лето, на улице плюс 42 градуса. Непотушенная сигарета, может стать источником опасности. Необходимо срочно очистить окружающую среду, иначе будущее города под угрозой. Предложите эффективное экономическое средство очистки поверхности воды от нефтяной пленки.

Перед Вами рабочая тетрадь в которой вы найдете, все необходимое для решения поставленной задачи: а именно, достаточное количество информации, инструкция по выполнению эксперимента, форма предъявления результата исследования, инструмент проверки.

Опыт 1.

У вас на столах есть пробирки с нефтью. Откройте пробку и осторожно понюхайте (соблюдая правила техники безопасности). Знакомый запах? А теперь большим пальцем, прикройте отверстие пробирки и встряхните. Не бойтесь запачкаться, нефтеразведчики руки и лицо умывают нефтью - так празднуется успех открытия нефтяного пласта. Большим и указательным пальцем разотрите оставшуюся нефть на пальце. Обратите внимание на цвет! Опять понюхайте. Пальцы вытрите салфеткой. В стакан с водой прилейте несколько капель нефти, что наблюдаете?

Опишите физические свойства нефти в виде опорного конспекта.

Опыт 2.

В контейнер с водой прилейте 2 мл нефти. Что наблюдаете? Поместите в контейнер пакет наполненный

1 группа – мхом

2 группа – опилками

3 группа – мелом

4 группа – бытовым мусором

Что наблюдаете?

Результаты наблюдения занесите в таблицу

Оценка загрязнения пленочной нефтью

Внешний вид воды

Балл

Отсутствие пленок

1

Отдельные пятна и серые пленки на поверхности воды.

2

Радужные пленки на поверхности воды.

3

Нефть покрывает большую часть поверхности воды

4

Определение запаха

Баллы

Интенсивность запаха

Качественная характеристика

0

Запах отсутствует

Отсутствие ощутимого запаха

1

Очень слабый

Запах, обнаруживаемый в лаборатории

2

Слабый

Запах, обнаруживаемый, если обратить внимание

3

Заметный

Запах, легко обнаруживаемый

4

Отчетливый

Запах, обращающий на себя внимание и делающий воду не пригодной для питья.

5

Очень сильный

Запах, настолько сильный, что вода не пригодна для питья.

Итак, я предлагаю вам представить результаты вашей работы.

Модельный ответ

Опорный конспект

Физические свойства нефти

  1. Ц (темно бурый)
  2. З (резкий, специфический)
  3. Жирная, маслянистая жидкость
  4. Р в Н2О

Результаты очистки воды от нефти

Наименование пробы

Наименование сорбента, масса1 г.

Органолептическая оценка качества  воды (до и после очистки)

Внешний вид воды

Запах

Вода и нефть 1:0,1

4 балла

5 баллов

Мох

3 балла

4 балла

Опилки

3 балла

4 балла

Мел

2 балла

3 балла

Бытовые отходы

резиновая крошка, измельченный полиэтилен

1 балл

2 балла

Итак, я предлагаю вам представить результаты вашей работы.

Модельный ответ. К воде добавили нефть, запах сильный – 5 баллов, на поверхности воды устойчивая пленка, после погружения пакета с мелом пленка значительно уменьшилась, запах стал слабый – 1 балл.

Молодцы. Мне очень приятно, что результат вызвал у вас удивление.

Какой можно сделать вывод?

Бытовые отходы как сорбент обладает большей впитывающей способностью.

И с экологической и с экономической точки зрения самым эффективным сорбентом для очистки поверхности воды от нефтяной пленки являются обыкновенные бытовые отходы.

Очень часто ставя перед собой цель, человек идет проторенными путями, затрачивая на ее достижение долгие годы, а порой всю жизнь. Но есть люди, которые внезапными, неординарными решениями достигают тех же целей удивительно быстро, совершая подвиг. Сейчас мы с вами тоже совершили маленький подвиг, чтобы найти рецепт спасения нашей любимой Самотлорской Земли.

В этом году Самотлору-50. А на золотой Юбилей принято дарить золото. Я хочу подарить Вам черное золото Самотлорской земли.