годовой план работы на 2020-2021 гг
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №17»
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ
педагога-психолога МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №17» НМР РТ
Гимадиевой Венеры Завдатовны
на 2020-2021учебный год
г. Нижнекамск, Р.Т.
1.С 1 сентября 2013 года вступил в силу Новый Закон об образовании, в котором четко прописано, что дошкольное образование перестало быть падчерицей по отношению к другим структурам образовательной системы, а вошло в стандарт общего образования, т. е. стало являться обязательным уровнем. Таким образом, любое дошкольное образование должно быть обязательным, доступным, качественным. Дошкольники теперь уравнены в праве на образование наравне со школьниками.
2. Для реализации данного закона был разработан ФГОС
ФГОС – это совокупность трёх систем требований:
-требований к структуре основной образовательной программы;
-требований к результату освоения основной образовательной программы;
-требований к условиям реализации основной образовательной программы ДОУ.
Стандарт разработан на основе Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции РФ, законодательства РФ.
2.ФГОС был принят приказом Министерства Образования РФ от 17 октября 2013г.
Стандарт утверждает основные принципы дошкольного образования:
- Полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификация (обогащение) детского развития;
- Создание благоприятной социальной ситуации развития для каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, их взаимодействие с людьми, культурой и окружающим миром;
- Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включенность в различные виды деятельности;
- Возрастная адекватность дошкольного образования
- Учет социальной и этнокультурной ситуации развития детей.
3. В соответствии со стандартом у ребенка должны быть развиты все задатки. Любой жизненный путь ребенка - это отклонение альтернатив и выбор наиболее оптимальных условий развития.
4.В связи с этим, стандарт определяет особую программу дошкольного образовательного учреждения это психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста, через направления:
- Социально-коммуникативное развитие,
- познавательное развитие
- речевое развитие
- художественно-эстетическое развитие
- физическое развитие
Задачи педагога-психолога МАДОУ №17 в эпоху новых стандартов
1 Создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
2 Сохранение психологического здоровья детей, психопрофилактика, как психологическая помощь, направленная на предупреждение заболеваний, а так же на сохранение, укрепление психического здоровья.
3 Формирование первоначальных умений и навыков практического владения татарским языком в игровой форме, развитие патриотических чувств, любви к Родине
4 Игровая коррекционно-развивающая работа с детьми, как ключевой момент ФГОС , т е «Дошкольный ребёнок – человек играющий, поэтому обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры»
Задачи рабочей программы педагога-психолога:
- предупреждать возникновение проблем развития ребенка;
- оказать помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации;
- повышать психолого-педагогическую компетентность (психологическую культуру) родителей воспитанников и педагогов;
- обеспечить психологическое сопровождение разработки и реализации образовательных программ и развития ДОУ в целом.
Программное обеспечение | Задачи коррекционно-образовательной деятельности | Количество в неделю/в месяц |
Коррекция (индивидуально и по подгруппам) (вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Развитие (индивидуально) (средняя группа)
Развитие (старшая)
| Снизить эмоциональное напряжение; создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого; развить способности понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить свое; обучить приемам ауторелаксации. Помочь в преодолении негативных переживаний и снятии страхов; уменьшить тревожность; воспитать уверенность в себе; снизить эмоциональное напряжение Дать возможность почувствовать себя самостоятельным и уверенным человеком; прививать новые формы поведения; учить самостоятельно принимать верные решения; учить навыкам саморасслабления. Расширять знания об окружающем мире, а также уровень развития психических процессов: произвольного внимания, памяти, восприятия, мышления и речи (способность к обобщению, сравнению, проведению аналогий как в наглядном, так и в речевом плане, уровень развития мелкой моторики, способность к зрительно-моторной и слухо-моторной координации). Нормализация моторного и речевого взаимодействия, создание оптимальных условий функционального созревания структур головного мозга, ответственных ра развитие высших психических функций. Развивать логическое мышление, умение анализировать. Развивать моторику рук. Подготовка руки к письму. |
(дети с нарушениями в поведении). По запросу родителей, педагогов, по результатам диагностики, (ПМПК-инд.план).
(дети со слабым уровнем психических процессов). По запросу родителей, педагогов, по результатам диагностики. |
Месяц | С детьми | С родителями | С педагогами | С обществ-ю | Оснащ.пед. процесса |
сентябрь | Первичная диагностика (мониторинг стартовых возможностей будущих первоклассников) в подготовительных группах. Диагностика развития познавательной сферы детей в старших группах. Обследование детей с нарушениями в развитии и поведении во всех группах (моторики, ЗПР, эмоционально-волевой, личностной сферы, тревожные, агрессивные, гиперактивные, импульсивные.).ПМПК. | Общее родительское собрание: «Цели и задачи педагога-психолога ДОУ», презентация «Деятельность ДОУ по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» Индивидуальные консультации в течение года Работа с трудными семьями (выявление трудных семей, постановка на учет детского сада , посещение, заполнение документации), профилактика безнадзорности и правонарушений (согласно плану). В течение года. | Консультация: «Цели и задачи педагога-психолога на 2020-2021 уч.гг» Индивидуальные консультации в течение года Работа с трудными семьями (выявление трудных семей, постановка на учет детского сада , заполнение документации), профилактика безнадзорности и правонарушений (согласно плану). В течение года. Посещение семей «группы риска» в течение года. | С УДО, «Вестой», инспектором ПДН по трудным семьям. Со школой: Взаимопосещение учителей, психологов начальной школы с целью выработки единых подходов интеллектуального, нравственного развития дошкольников. - Семинар – тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов средствами Арт-терапии» (ДОУ 28) | Пополнить диагностический инструментарий, обновить справки заполнения, составить банк данных по трудным семьям. Подготовка презентации: «Развитие творческого мышления и воображения детей с использованием новых информационных технологий» |
октябрь | Индивидуальные/подгрупповые/групповые коррекционно - развивающие занятия во вторых младших (по запросу), средних (по запросу), старших, подготовительных группах. -развивающие и коррекционные занятия с детьми из трудных семей | Анкетирование: «Оценка эффективности работы ДОУ» | Информация в папках-передвижках «Работа с воспитанниками по ознакомлению с правами ребенка» (во всех группах). | Информация на сайте МБДОУ по пропаганде семейных ценностей, ответственности семьи за воспитание детей» | Подобрать к консультациям иллюстрации, оформить их эстетически. Изготовить папки-передвижки, памятки. |
ноябрь | Индивидуальные/подгрупповые/групповые коррекционно - развивающие занятия во вторых младших (по запросу), средних (по запросу), старших, подготовительных группах. -развивающие и коррекционные занятия с детьми из трудных семей | Тренинг: «Вместе с мамой» для неполных семей, на базе старших групп | Показ презентации на педагогическом часе: «Деятельность ДОУ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолет них и защите их прав» | Взаимопосещение психологов других детских садов с целью обмена опытом | Подготовить презентацию для родителей старших групп «Деятельность ДОУ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолет них и защите их прав» |
декабрь | Индивидуальные/подгрупповые/групповые коррекционно - развивающие занятия во вторых младших (по запросу), средних (по запросу), старших, подготовительных группах. -развивающие и коррекционные занятия с детьми из трудных семей | Индивидуальные консультации Работа с трудными семьями, профилактика безнадзорности и правонарушений (согласно плану) | Информация в папках-передвижках «Игры и упражнения для развития творческого мышления и воображения детей» | Республиканский конкурс детских проектов «Я познаю мир!», на базе ДОУ №90 | Подготовка буклета «Права детей, обязанности родителей!» |
январь | Индивидуальные/подгрупповые/групповые коррекционно - развивающие занятия во вторых младших (по запросу), средних (по запросу), старших, подготовительных группах. -развивающие и коррекционные занятия с детьми из трудных семей | Консультация: «Развитие творческих способностей у детей» (памятки) | Выступление на совете педагогов: «Развитие творческих способностей у детей» | Посещение мероприятий ГМО, согласных тематике самообразования Зональный конкурс «Брейн - ринг», на базе ДОУ №92 | Составление аналитических справок, отчетов, психологических портретов. |
февраль | Индивидуальные/подгрупповые/групповые коррекционно - развивающие занятия во вторых младших (по запросу), средних (по запросу), старших, подготовительных группах. -развивающие и коррекционные занятия с детьми из трудных семей - Подготовка детей подготовительных групп к «Брейн-рингу» | Индивидуальные консультации Работа с трудными семьями, профилактика безнадзорности и правонарушений (согласно плану) | Публикация Психологические игры и упражнения на развитие внимания и самоконтроля | Взаимопосещение психологов других детских садов с целью обмена опытом | Изучить методики, современных авторов по развитию коммуникативных способностей детей, изготовить игровой материал по развитию познавательной сферы |
март | Индивидуальные/подгрупповые/групповые коррекционно - развивающие занятия во вторых младших (по запросу), средних (по запросу), старших, подготовительных группах. -развивающие и коррекционные занятия с детьми из трудных семей | Открытое занятие для родителей | Круглый стол «Основные гарантии прав ребенка в РФ» | Тренинги "Использование инновационных технологий в психологической практике ДОУ" на базе ДОУ № 34 | Заполнение протоколов, обработка, анализ результатов деятельности. |
апрель | Повторная диагностика (мониторинг стартовых возможностей будущих первоклассников) в подготовительных группах. Повторная диагностика развития познавательной сферы детей в старших группах. -развивающие и коррекционные занятия с детьми из трудных семей | Анкетирование: «Оценка эффективности работы ДОУ» | Тренинг на тему «Развитие творческого мышления детей старшего возраста» | - Республиканский фестиваль Фестиваль «Арт – малыш» (Фестиваль арт – терапевтических технологий в детском саду) (ДОУ № 90) | Составление аналитических справок, отчетов. |
май | Индивидуальные/подгрупповые/групповые коррекционно - развивающие занятия во вторых младших (по запросу), средних (по запросу), старших, подготовительных группах. -развивающие и коррекционные занятия с детьми из трудных семей Неделя психологии (все группы) | Информация в папках-передвижках «Готовность детей к школе» Посещение семей «группы риска» | Выступление на совете педагогов «Отчет о проделанной работе за 2020-2021 уч.гг.» | Посещение психологов с соседних садов, с целью обмена опытом, завершение недели психологии совместно с другими психологами ДОУ | Подготовка материала к неделе психологии. |