Проектно - исследовательская деятельность учащихся
Психологические исследования последних лет убедительно доказывают важность и своевременность рассмотрения учебной деятельности с позиций личностно-ориентированного подхода. Включение ученика в такую деятельность, в которой смогли бы проявиться его способности, желания, стремления, должно привести к успеху в овладении учебным предметом, а успешное выполнение этой деятельности делает ее желаемой и интересной. Формирование личностного отношения школьников к процессу обучения непосредственно связано с проблемой развития их мотивационной сферы. И в этом немаловажную роль играет проектная деятельность, которая развивает креативное мышление ученика.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Введение . Проблема агрессии, вербальной и невербальной, всё чаще становится предметом анализа и обсуждения в лингвистической науке. Агрессия, в том числе и речевая, является одной из составляющих противодействия добра и зла, терпимости и нетерпимости. Современный человек погружен не только в информационную, но и в эмоциональную среду, во многом формируемую средствами массовой коммуникации. Наше настроение в значительной степени определяется как тематикой, так и стилистикой газетных, журнальных, теле- и радиоматериалов.
Гипотеза: Редакторы и журналисты газет знают о таком явлении как «речевая агрессия» и не используют её в своих статьях. При создании исследовательской работы целью было рассмотреть явление речевой агрессии в СМИ Задачи , поставленные в работе, заключались в следующем: в ыяснить , что представляет собой агрессия и её виды; о пределить , что означает речевая агрессия; о пределить способы выражения речевой агрессии; выяснить последствия речевой агрессии; в ыяснить , проявляются ли формы речевой агрессии в СМИ.
Понятие речевой агрессии. Речевая агрессия - форма речевого поведения, нацеленного на оскорбление или преднамеренное причинение вреда человеку, группе людей, организации или обществу в целом.
Проблема речевой агрессии. Русский язык характеризуется сегодня снижением уровня речевой культуры, вульгаризацией речи. Всё это - результат усиления агрессивности общественного сознания. Общество пренебрегает тем фактом, что вербальная агрессия не менее опасна, чем физическая: она деструктивно воздействует на сознание участников общения, затрудняет полноценный обмен информацией, снижает возможности взаимопонимания. В связи с этим каждому человеку, на наш взгляд, сегодня необходимо иметь представление о том, что такое речевая агрессия, чтобы уметь с ней бороться.
" Послания" Ивана Грозного к князю Андрею Курбскому (1564г). "И ты то все забыл, собацким изменным обычаем преступил крестное целование, ко врагам христианским соединился еси "; "И еже воевод своих различными смертьми расторгали есмя , а Божиею помощию имеем у себя воевод множество и опричь вас, изменников"; "…А еже о изменах и чародействе воспомянул еси , – ино таких собак везде казнят".
Виды речевой агрессии. Активная непрямая речевая агрессия Активная прямая речевая агрессия Пассивная прямая речевая агрессия Пассивная непрямая речевая агрессия
Причины речевой агрессии. недостаточная осознаваемость собственного речевого поведения в целом и в частности агрессивных компонентов в нём; языковая некомпетентность ( незнание слова и его значения ); неадекватные оборонительные действия, предпринятые в связи с неправильным истолкованием слов ; чувство угрозы вызывает неприятие, отталкивание и агрессивное состояние ; СМИ - очень часто иронический, скептический, насмешливый, а подчас издевательский.
«Бюджет» Статья: «Когда власти начнут решать проблемы жителей?» Автор Н. Споялова. Тема статьи: нет хозяина на селе. 1) Использование инвективной лексики, излишняя метафоризация, перегруженность негативной лексикой : «Село утопает в грязи, всюду помойки, кюветы не чищены, дороги не ремонтируют годами» . 2) Скрытая языковая демагогия: «Посудите сами, уважаемые читатели, - четвёртая часть бюджета уходит на развитие культуры, где директором является жена главы поселения…»
«Ваш адвокат» Статья: «Кто влезет на сочинскую пальму первенства» Автор А. Успенский. Тема статьи: критика сборной России в преддверии олимпиады в городе Сочи. 1) Экспансия жаргонизмов: название статьи: « Кто влезет на сочинскую пальму первенства». 2) Прецедентный текст : « Но через его дырявую систему безопасности информация просочилась в СМИ ». 3) Инвективная лексика: « Евгений Плющенко из явного претендента превратился в тёмную лошадку ». 4) Экспансия жаргонизмов: « Не по-детски феерят скелетонисты » . 5) Экспансия жаргонизмов: « Собирается тряхнуть стариной и Светлана Болдыкова ».
« В арта » Статья: «Филя при мобиле » Автор: С. Винокуров. Тема статьи: высмеять. Экспансия жаргонизмов: «Действительно, за сумму, которую мобильная компания щедро «отсыпала»…». Инвективная лексика: название статьи: «Филя при мобиле ». Экспансия жаргонизмов: «Сбросились, кто сколько смог».
Выводы : Проанализировав статьи печатных изданий, выяснила, что речевая агрессия присутствует не во всех исследуемых мной номерах газет. В статьях данного номера общественно-политической газеты «Ваш адвокат» речевая агрессия допускается чаще, чем в других. При сопоставлении двух номеров печатных изданий города Нижневартовск «Бюджет» и «Местное время» выяснилось, что речевая агрессия присутствует только в данном номере газеты «Бюджет». Речевая агрессия явно выражена в критических статьях.
Заключение. Считаю , агрессия речи демонстрирует авторитарный стиль общения, отсутствие профессионализма и приводит к отчуждению, враждебности, непониманию. Поэтому агрессия недопустима в этическом отношении. В связи с этим необходимо научиться контролировать, сдерживать, преодолевать речевую агрессию.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Мертвые живы, пока есть живые, чтобы о них вспоминать» Франсуа Анрио
Актуальность Мы должны знать историю своего народа, чтобы помнить о трагедии человеческих судеб в тоталитарном государстве в начале ХХ века. Сегодня молодому поколению необходимо осмыслить ужасы той эпохи для того, чтобы это не повторилось. « Колымские рассказы» повествуют «правду о борьбе человека с государственной машиной. Правду этой борьбы, борьбу за себя, внутри себя, вне себя».
Цель : формирование целостного восприятия трагедии судьбы человека в тоталитарном государстве , выявление факта противостояния человека государственной машине. Задача : исследовать новеллы «Колымских рассказов», выявить психологические закономерности поведения человека, «низведённого до уровня животного» в тоталитарном государстве. Гипотеза : Судьба и жизнь каждого человека уникальны и неповторимы. Если в результате насилия они изменяются, это становится трагедией для него самого, для его близких и друзей.
Цикл «Колымские рассказы» - «художественное исследование страшной реальности» О нечеловеческих условиях лагерной жизни правдиво рассказывает Варлам Тихонович Шаламов в цикле «Колымские рассказы», которые служат делу нравственного очищения общества. Автор передал запредельный ужас существования, который длился годами, губил в человеке все человеческое, лишал его воли, способности к сопротивлению.
Человеческое унижение низводит людей до уровня животных, погружает их в состояние небытия, когда уходят все чувства и мысли, когда жизнь замещена «полусознательным существованием». Происходит обесценивание жизни . Тоталитарное государство полностью уничтожает волю человека: «Мы научились смирению».
«Сухим пайком » В рассказе нет ужасающих своей жестокостью сцен, все обыденно, и оттого становится страшно: власть, постепенно убивая человека физически, убивает и его душу . Наше время Времена ГУЛАГ ’ А
Когда заключённый попадает в лагерь, он лишается всех человеческих чувств, стирается грань между жизнью и смертью: «…любовь, дружба, зависть, человеколюбие, милосердие, жажда славы, честность – ушли от нас… смерть нисколько не хуже, чем жизнь, и не боялись ни той, ни другой. Великое равнодушие владело нами». Шаламов подводит к мысли о том, что нравственные и физические силы человека не безграничны, наступает момент, когда человек перестает ценить жизнь, и повинно в этом государство, ненавидящее своих граждан.
«Тифозный карантин» Трагедия человека, попавшего в жернова тоталитарного государства, заключается и в нравственном растлении. Показана одна из граней человеческого унижения: готовность служить уголовникам, стать их холопом. Капитан Шнайдер немецкий коммунист, коминтерновский деятель, знаток Гете, образованный теоретик-марксист , исполняет унизительную роль «чесальщика пяток» у вора Сенечки .
Шнайдеру противостоит другой герой рассказа, Андреев. Тоталитарная система отняла у него свободу, сломала жизнь, « он испытан великой пробой и остался в живых. Его обманула семья, обманула страна. Любовь, энергия, способности – все было растоптано, разбито». Андреев смог сохранить в себе человека: не стал стукачом, не пресмыкался перед уголовниками – человеческое не позволило…
«Ночью » У заключенных стираются грани между нравственным и безнравственным поступком. Человеческие чувства атрофировались. Совершается кощунство, поругание, но лагерники об этом не думают: «Говорить было не о чем, да и думать было не о чем – все было ясно и просто». Рядом с оскверненным умершим человеком «Багрецов улыбался». Он растоптан системой, как и его подельник.
« Последний бой майора Пугачева » «Это были люди с иными навыками, привычками, приобретенными во время войны,— со смелостью, умением рисковать, верившие только в оружие. Командиры и солдаты, летчики и разведчики» Восстав против сталинской системы, заключенные предпринимают дерзкую попытку побега из лагеря: и вот «они на свободе. И начало борьбы, игры, жизни …». Жажда свободы побеждает жажду жизни.
В тоталитарном обществе произошло обесценивание жизни, власть уничтожала человека как личность, это не должно повториться. Рассказы В.Т.Шаламова , повествуя о трагической судьбе, будят совесть и не дают забывать человеку о своем предназначении: оказавшись в самых чудовищных условиях, он обязан оставаться собой, потому что у него высокое и благородное предназначение на земле.