Методическая копилка

Нуриахметова Лилия Раузиловна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по ФГОС по теме «Что роднит музыку и изобразительное искусство».

Тема урока: Музыкальная живопись и живописная музыка

Данные об учителе: Нуриахметова Лилия Раузиловна, учитель музыки высшей квалификационной категории

МБОУ «СОШ№2 им.А.И.Исаевой» г. Нефтеюганска

Предмет: музыка.               Класс: 5 «Б».                

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.

Оборудование

  • ноутбук
  • мультимедийный проектор
  • фортепиано.

 Материал урока:

М.Чюрлёнис триптих «Соната моря»; фрагменты из симфонической поэмы «Море»; картины И. Айвазовского «Черное море», «Среди волн»;

картина  Н. Дубовского «Морской пейзаж»; вступление к опере «Садко» «Океан, море синее» Н. Римского-Корсакова; увертюра к к/ф «Человек Амфибия» А. Петрова.

Цель урока:  расширить представления учащихся о взаимосвязи и взаимодействии музыки, ИЗО, литературы на примере творчества литовского композитора и художника М. Чюрлёниса.

Задачи урока:

Личностные:

Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе и музыкальных; создать условия для проявления эмоциональной  открытости, артистичности, самостоятельности;

Предметные:

Развитое художественное восприятие, умение оценивать  произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как

способе выражения духовных переживаний человека.

Метапредметные:

Овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов.

Предполагаемый результат

  • Обучающиеся будут знать:
  • творчество М. Чюрлёниса, его музыкальные и живописные произведения;
  • характерные особенности жанра сонаты.
  • Обучающиеся будут уметь:
  • анализировать жанр сонаты;
  • изображать музыку в рисунке;
  • выполнять правила взаимодействия в команде (уважение, соблюдение  условий, вклад каждого члена группы);
  • проявлять солидарность, взаимовыручку, толерантность;
  • оценивать свою деятельность и деятельность команды;
  • представлять мелодическую линию в припеве песни «Ты слышишь, море».

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений  учащихся класса, для которого  проектируется урок:

Учащиеся владеют

- когнитивными (познавательными) УУД:

анализируют триптих «Соната моря» и соотносят его содержание с   симфонической   поэмой «Море» М. Чюрлёниса;

умеют сравнивать новый музыкальный материал (Симфоническая поэма «Море» М. Чюрлёниса) и художественный материал (живописные произведения М. Чюрлёниса).

- регулятивными УУД:

самостоятельно определяют цель учебной деятельности (знакомство с творчеством М. Чюрлёниса поможет обучающимся расширить свое представление о  музыке и изобразительном искусстве);

умеют планировать и составлять план действий с учетом конечного результата.

- коммуникативные УУД:

высказывают свою точку зрения по инициативе учителя;

умеют слушать и понимать других;

участвуют в коллективном обсуждении;

умеют работать в группе.

- личностные УУД:

умеют чувствовать красоту музыки и  выражают свои чувства;

умеют  оценивать свои возможности.

На уроке использованы воспитательные возможности учебного материала:

-Понимание роли каждой личности  в истории культуры.

-Размышление над словами:  музыкант,  художник.

-Размышление над понятием «духовное содержание».

Выполненный объём работы при  подготовке  к уроку:

1.были проанализированы  художественные и музыкальные произведения М. Чюрёниса (триптих «Соната моря»,  симфоническая поэма «Море», прелюдии);

2.просмотрен документальный фильм «Чюрленис. Арка Ноя» Д. Менделеева  из цикла «Библейский сюжет» (телеканал Культура);

3.Подобраны  музыкальные и художественные произведения на тему «Море»

4.Использованы следующие интернет ресурсы: http://meta-music.ru/composers/chyurlyonis-mikaloyus-konstantinas,   http://ru.wikipedia.org/wiki,  

Технологическая карта урока

Цель/задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Компетенции/

Аспекты /УУД

Оценивание/

формы контроля

Результат

I этап: Организационный (7 минут)

Вступление.

Мотивация к учебной деятельности.

Высказывание предположений.

Приветствие учащихся перед началом урока.  Создание творческой атмосферы.

Выяснение центрального образа на уроке через высказывание о море М. Чюрлёниса  («Могучее... Велико, беспредельно. Безмерно.. . ) Как вы считаете, что нас ожидает сегодня на уроке? Какой образ описывают эти слова?

Музыкально приветствуют друг друга , занимают место в командах.

Высказывают предположение о том, что их сегодня ожидает на уроке

Возможные ответы ребят:

 «Море», «Волны»…

Коммуникативные:

умение работать в группе.

Учебно-познавательные: Умение строить предположения, анализируя внешнюю ситуацию.

Коммуникативные:

Умение высказывать  свои суждения.

Создание творческой атмосферы и интереса к теме урока.

Внешнее проявление заинтересованности.

Класс поделился на три команды.

Учащиеся настраиваются на урок.

Появление у учащихся интереса к теме урока.

II этап:  Актуализация знаний. Постановка цели и задач (3 минуты)

Цель/задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Компетенции/

Аспекты /УУД

Оценивание/

формы контроля

Результат

Создание проблемной ситуации, в результате чего обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде гипотез.

Эти строки принадлежат литовскому композитору и художнику Микалоюсу Чюрлёнису.  

Смыслообразующий диалог.

Слово учителя: Перед нами триптих М. Чюрлёниса «Соната моря!».  Что предают эти картины?  Какая общая темы этих картин? Что обозначает слово СОНАТА?

Многие свои картины он строил по законам музыкальной гармонии. Так он их и назвал соната, фуга… Посмотрите картины Чюрлёниса.  Что вы видите? Давайте попробуем раскрыть духовное содержание этих  картин.

Как вы думаете, что такое «духовное содержание»,  «духовный смысл»?

Участвуют в определении темы, цели и задач урока.

Возможные ответы ребят:

мы будем говорить  о живописи и музыке. Нас ожидает встреча с чем-то интересным.

Учащиеся знакомятся с  целью урока.

Возможные ответы ребят:

Это скрытое в картине что-то глубокое, жизненно-важное.

Коммуникатив-

ные:

умение анализировать ситуацию,

высказывать собственные предположения (навык монологической речи).

Регулятивные:

Умение определять цели учебной деятельности.

Наблюдение за степенью активности каждого учащегося в процессе рассуждений.

Начало работы в команде.

У учащихся возникли интерес и желание раскрыть загадку художника.

Определена цель урока и записана на доске.

III этап: «Открытие нового знания». Выявления уровня сформированности знаний, умений и навыков на предыдущем уроке по творчеству М.Чюрлёниса  и освоение нового материала. (25 минут).

Цель/задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Компетенции/

Аспекты /УУД

Оценивание/

формы контроля

Результат

Действия по подготовке к освоению нового знания.

Выявление  знаний терминов, используемых на уроке.

Ознакомление с

Чтобы раскрыть загадку «Сонаты моря» нам надо определиться со следующими терминами: триптих, цветовая гамма, звуковая палитра, соната. Найдите ответы у себя на рабочем месте.

Слово учителя: М.Чюрленис прожил короткую жизнь, 35 лет. В своем творчестве он стремился воплотить идею синтеза искусств. Живописные полотна Чюрлениса относятся к направлению Символизм. Это направление в искусстве начала 20 века, для которого характерны недосказанность, намеки, таинственность, загадочность

-Нам нужно раскрыть  духовное содержание  картины.  Обращайте внимание на символы. 

Ребята подбирают карточки с  терминами и их  значениями. Термины урока:   соната, цветовая гамма, звуковая палитра, символизм, триптих.

Учащиеся знакомятся с триптихом «Соната моря», слушая рассказ учителя, высказывают свои переживания от увиденного.

Цветовая гамма – теплые оттенки желтого, голубого, синего и  темно зеленого. Колорит -  мягкий, нет резкого перехода от цвета к цвету.

Учащиеся духовно осмысливают триптих «Соната моря».

Учебно-познавательные:

Умение соотносить название термина и его значение.

Общекультурная Умение понимать значение терминов, используемых в живописи и музыке.

Коммуникативные:

Умение взаимодействовать в группе.

Наблюдение за выполнением выдвинутых условий.

Расширение знаний учащихся в области знания музыкальных и художественных  терминов.

Проверены знания терминологического словаря урока.

Учащиеся познакомились с  М.Чюрлёнисом -человеком, музыкантом, художником.

Дано представление о понятиях «символизм» и «символ».

Раскрытие цели, поставленной перед просмотром триптих «Соната моря»

Вывод по теме урока.

Смена деятельности

Использование пластического интонирование

Закрепление темы «Музыкальная живопись»

Выявление характерных особенностей музыкальной живописи

Проверка заданий

Вывод-итог

Разрядка

Прослушивание музыки.

- Знакомство с каждой картиной под поэтический текст.

- Что же хотел сказать художник в своем триптихе «Соната моря»? Каково её духовное содержание? Вывод учителя: Художник задает вопрос: а не поглотит ли меня пучина жизни? Это наглядно видно в финале картины: Инициалы Чюрлениса среди морских волн

  Может быть, к ответу на наш вопрос приблизит музыка Чюрлениса, его симфоническая поэма «Море».

Сейчас мы послушаем отрывок из музыкального произведения Чюрлениса.

  - Сейчас мы её послушаем (фрагменты).  Ваша задача расположить  эти картины  по порядку так, чтобы они подходили к характеру музыки.

- Объясните, почему вы разложили картины в таком порядке.

     Вот один из примеров живописности симфонической поэмы «Море» и поэтичности живописных полотен  «Сонаты моря»

- Есть ли среди вам те, кто мечтает стать моряком? А вот  люди, живущие на море, всегда мечтают стать моряками. И даже девочки. Хотя говорят, что женщинам на корабле не место. О такой мечте одной из героинь рассказывается в фильме «Свистать всех наверх

1.Разучивание припева,  использование пластического интонирования 2.Исполнение под фонограмму.

Море может быть тихим, безмятежным, спокойным. А может грозным и бушующем. (Показ слайдов с картинами моря) Разные состояния моря нашли своё звуковое выражение и в музыкальных произведениях. И сейчас я предлагаю вам стать художниками и нарисовать море с помощью цветных карандашей таким, каким вы его услышите.

СЛ: Н. Римский-Корсаков «Океан море синее» вступление к опере «Садко».


Задание: каждая команда выберет художника и его помощника. Во время прослушивания наши художники должны  представить и нарисовать море, которое композитор изобразил в музыке, используя цветовую гамму и линии волнения моря.

- Остальные члены команд заполняют листы по прослушиванию, пользуясь словарем музыкальных эмоций и звуковой палитрой.

 Все задания нужно выполнять в полной тишине и закончить по окончании звучания музыки

 - Попросим художников рассказать, какое море по цвету и волнению у них получилось и почему.

  - характеристика музыки остальными членами команды.

- Так что же это такое музыкальная живопись?

Перед вами картина И. Айвазовского  «Среди волн». Я предлагаю окунуться в его  морские воды и  отправимся в загадочную подводную стихию. А поможет в этом  Андрей Петров – известный мастер кинематографической музыки.

Возможные ответы учащихся: О жизни человека, о трудностях,  с которыми сталкивается человек.

Сформирован вывод цели урока.

Учащиеся слушают музыку и выполняют задание.

Объясняют, почему  разложили картины в таком порядке.

Учащиеся смотрят отрывок из  фильма  и слушают песню.

Знакомятся с разными картинами моря.

Слушают музыку.

Выполняют задание.

Анализируют выполненное задание.

Выявление соответствия услышанного в рисунках и характеристиках.

Музыкальной живописью называют живопись, наполненную столь поэтическим чувством, что его трудно передать словами, можно только такой же поэтической мелодией.

Виртуально путешествуют  среди волн по морскому дну.

Высказывают свои впечатления об услышанном и увиденном загадочной подводной жизни..

Коммуникативные:

Умение взаимодействовать в группе.

Личностные:

Умение чувствовать красоту музыки, выражать свои чувства.

Учебно-познавательные:

Умение

решать нестандартные ситуации на основе имеющихся знаний.

Личностные:

Умение проявить творческую фантазию.

Личностные:

Умение переключится с одной деятельности на другую.

Учебно-познавательные:

Систематизировать информацию,  формулировать правильно ответы.

Коммуникативные:

Взаимодействие в команде.

Оценивание творческого продукта.

Регулятивная:

Умение выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя.

Наблюдение за активностью в работе всех  учащихся.

Наблюдение за активностью всех учащихся

Наблюдение за внимательностью учащихся  при исполнении песни.

Наблюдение за внимательностью и заинтересован-

ностью всех учащихся.

Наблюдение за проявлением интереса учащихся к предлагаемому материалу.

Наблюдение за работой команд.

Произошло детальное знакомство с триптихом «Соната моря»

Произошло знакомство с симфонической поэмой «Море».

Произошло соединение музыки и живописи.

Сформирован вывод цели урока.

IV этап: Рефлексия (5  минут)

Цель/задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Компетенции/

Аспекты /УУД

Оценивание/

формы контроля

Результат

Оценка результатов учебной деятельности, команды и  всего класса 

Наша встреча с морем подошла к концу.
  И чтобы привести всё в порядок я предлагаю сыграть в игру «Найди своего автора» (проводится игра)

Принимают участие в игре

Получают задание на дом нарисовать свое море.

Общекультурная

Самооценка.

Рефлексивная

игра.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока музыки

Учитель музыки Нуриахметова Л.Р.

Класс: 2

Тема урока

Тема раздела

Волшебный цветик-семицветик

«Чтоб музыкантом быть, так надобно умение…»

Цель

Познакомить детей со средствами  музыкальной  выразительности»

Задачи

Образовательные:  расширить представления о средствах музыкальной выразительности;

знакомство с музыкальным инструментом – орган и творчеством И.С. Баха.

Развивающие:  развивать слуховую активность детей, жанровый слух, вокальные способности;

умение анализировать прослушанные музыкальные фрагменты, определять средства музыкальной выразительности. 

Воспитывающие:  воспитывать у школьников любовь к музыкальному искусству.

УУД

Личностные:  формировать интерес к музыкальным занятиям;

понимать эмоциональную силу музыки  и формировать умение распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки;

умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;

формирование исполнительских навыков, воплощение характера песни в своём исполнении через пение, слово, пластику движений.

Метапредметные результаты: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы;

применение знаково-символических и речевых средств для решения познавательных задач;

 различать особенности музыкального языка, художественных средств выразительности, специфики музыкального образа;;          

 Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;

планировать действия согласно поставленной задаче, решать проблемы творческого характера в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных произведений;

уметь: формулировать собственное мнение и позицию;

 оценивать правильность выполненного действия, адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей.                                                                                                                                                 Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблем;

продуктивно взаимодействовать со сверстниками.

Предметные: формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам музыкально- творческой деятельности;

уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях;  узнавать музыкальные произведения, знать их авторов;

исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением.

Основные понятия

Средства музыкальной выразительности: ( мелодия, аккомпанемент, лад, динамика, ритм, тембр, темп, регистр, интонация).

Межпредметные связи

Музыка, ИЗО, литература

Тип урока

Форма урока

Урок открытия новых знаний

Урок-игра

Технологии

Традиционные (беседа, зрительная и звуковая наглядность), проблемные ситуации, игровые, здоровьесберегающие, вариантно-поисковый метод.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УДД

Организационный. момент

Вход в класс под музыку.

Музыкальное приветствие

Вход в класс

Музыкально приветствуют

Выполняют упражнение

Регулятивные:

Организовывать свои действия.

Личностные. Мотивация учебной деятельности;

ориентация на образец поведения хорошего ученика, на учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

Организует диалог с учащимися, в ходе которого конкретизирует ответ на вопрос. Формулирует некоторые задачи урока.

- Ребята, скажите, какое сейчас время года? Весной природа просыпается, и распускаются первые цветы!      Посмотрите, какой цветок расцвел у нас в классе сегодня! (надувной цветок)

Учитель читает стихотворение:

  Ровно семь цветов у радуги,

  А у музыки семь нот,

  На земле для нашей радости,

  Вечно музыка живёт.

  Вслушайтесь – весь мир поёт,

  Шорох, свист и щебет.

  Музыка во всем живёт,

  Мир её волшебен.

- Из чего состоит музыка? Какая бывает музыка? Нам поможет разобраться цветик-семицветик   Каждый лепесток имеет не только свой цвет, но еще и определенное название. Этот волшебный цветок перенесёт нас в мир музыки, где всем управляют средства музыкальной выразительности.  

Ответы детей

Перечисляют средства музыкальной выразительности.  Индивидуальная работа

Предметные. Строить сообщения в устной форме. Устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные. Воспринимать различные точки зрения. Строить монологическое высказывание.

Регулятивные. Владеть диалогической формой речи.

Лисностные. Формировать интерес к обучению.

Метапредметные. Формирование способности принимать и сохранять учебную цель и задачи;

умения добывать новые знания;

Освоение нового материала

Играет мелодию «Маленькой елочке»...

Как узнали? Интонация  вырастает из нескольких зернышек (звуков) (мелодия «Маленькой ёлочке»).  

Посмотрите на цветик-семицветик. Что находится в его сердцевине?

 ( Интонация!)                                                            Все лепестки выросли из этого главного свойства музыки – интонация. Интонация - это не только музыкальное понятие. В первую очередь - это одно из свойств человеческой речи.

На примере музыкальных фрагментов музыкальной выразительности: мелодия, аккомпанемент, лад, ритм, тембр, темп, регистр.

«Марш деревянных солдатиков» П. Чайковский, «Карусель» Д.Б. Кабалевский, П.И.Чайковский «Китайский танец» (из балета «Щелкунчик» - фагот).

.

- Мы с вами рассмотрели все лепестки волшебного цветика-семицветика! А сейчас мы будем использовать эти средства музыкальной выразительности в нашем исполнении. Начнём с нашей разминки.

Узнают песню.

Называть и объяснять основные термины и понятия музыкального искусства.

Называют  знакомые музыкальные произведения и композиторов.

Р. Строить сообщения в устной форме.

Строить монологическое высказывание.

Владеть диалогической формой речи.

Организовывать свои действия: ставить перед собой цель.

К. Воспринимать различные точки зрения.

П. Поиск нужных определений.

Закрепление жизненных знаний.

Физкультминутка.

Музыкально - ритмические движения.                                    

Ритмопластика.

Ритмические упражнения.

Учащиеся выполняют музыкально - ритмические движения.                            

Ритмические упражнения.

Знакомство с органом и творчеством И.С. Баха.

Показываю  портрет композитора И.С. Баха.

- Как Вы думаете это русский композитор или зарубежный?

-Это великий немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах.  «Бах» по-немецки значит ручей. Но великий немецкий композитор Бетховен сказал о Бахе: «Не ручей – море ему имя!». Он жил почти 300 лет тому назад, но его  музыка популярна и сейчас.  

Слушание: Токката ре минор.

Какой инструмент звучал?

Одним из самых любимых инструментов Иоганна Себастьяна был ОРГАН.

Состоит он из деревянных и металлических труб. Самые больше достигают 10 метров, самые маленькие 30 см. Клавиатура для рук называется «мануалами», для ног «педалями». Для органа Бах сочинил множество произведений.

- Иоганн Себастьян создал много музыкальных произведений в разных жанрах.  Его произведения передавали самые разнообразные чувства человека: радость, горе, печаль. Среди них есть произведения для оркестра, органа, для хоров, есть небольшие пьесы для разных инструментов: клавесина, скрипки, флейты.

- Сейчас вы услышите небольшую пьесу И.С.Баха.

После прослушивания, ответьте на мои вопросы: Какой характер пьесы? Какой темп? Какой инструмент солировал?

Слушаем  И.С. Бах «Шутка»

Бах сочинил ее для флейты и струнного оркестра

Слушание И.С. Бах. За рекою старый дом.

Разучивание песни.

Вокально-хоровая работа.

Ответы детей

зарубежный

Орган.

Знакомство с органом.

Ответы детей.

Разбор характера произведения и средств музыкальной выразительности.

Разбор характера произведения и средств музыкальной выразительности.

Разучивание песни. Выразительное исполнение стоя.

П. Соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни.

Строят сообщения в устной форме. Устанавливают причинно-следственные связи.

Р. Соотносить звучание музыки с изобразительным искусством.

К. Формирование уважительного отношения к иному мнению.

Р. Поиск нужных определений.

Закрепление жизненных знаний.

П. Развитие вокально-хоровых навыков, умения слушать себя и своих товарищей.

Закрепление полученных знаний.

Обобщение урока

Закрепляем знания средств музыкальной выразительности. Какие музыкальные произведения сегодня звучали на уроке?

С музыкой какого великого композитора мы познакомились?

Какие произведения И.С. Баха слушали и исполняли?

Называют лепестки «цветика-самоцветика».

Называют музыкальные произведения и их авторов.

И.С. Бах.

Токката. Шутка. За рекою старый дом.

Рефлексия «Солнышко»

На доске изображено солнышко, детям раздаются маленькие разноцветные солнышки (магнитики ). Их нужно прикрепить к солнышку:

Красного, желтого, зеленого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации;

голубого цвета – занятие неинтересное, не было никакой полезной информации

Выполняют рефлексию.

К. Воспринимать различные точки зрения.

Р. Оценивать правильность выполненного действия.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа №2 им.А.И.Исаевой»

Инновационный опыт

«Особенности преподавания

учебного предмета «Музыка»

в дистанционном формате»

Автор:

Нуриахметова Лилия Раузиловна

учитель музыки

Нефтеюганск, 2018

Использование дистанционных образовательных технологий

при преподавании предметов искусства

Эффективность образовательного процесса напрямую зависит от выбранной модели обучения, которая должна характеризовать образовательный процесс комплексно, отражая:  

  • особенности процесса взаимодействия участников (средства коммуникации и тип коммуникации);
  • используемые ресурсы;
  • способы достижения результата[1].

Рассмотрим данные аспекты применительно к модели смешанного обучения в условиях дистанционного обучения.

1. Особенности процесса взаимодействия участников в рамках дистанционного обучения

По средствам коммуникации в рамках дистанционного обучения наиболее эффективной выступает модель смешанного обучения. Эта модель объединяет модель кейс-технологии, строящуюся на самостоятельном изучении набора учебно-методических материалов, и модель сетевого обучения, основанную на использовании сети Интернет как для доставки учебных

материалов, так и для организации взаимодействия между участниками процесса обучения. Одним из проверенных в практике петербургских школ средств коммуникации в синхронном варианте выступает, например, платформа Zoom (платформа взаимодействия в формате видеоконференций).

В случае записи транслируемой конференции материал может отсматриваться детьми и в асинхронном режиме в удобное для детей время. Использование же, например, приложения «GoogleClassroom» или платформы «ЯКласс» обеспечивает необходимые условия для управления образовательным процессом и реализации асинхронного взаимодействия: размещения материалов, ссылок, заданий; получения обратной связи; осуществления контроля за своевременностью выполнения заданий и успеваемостью.

По типу коммуникации выделяют такие варианты взаимодействия, как самообучение, при котором обучаемый непосредственно взаимодействует только с образовательными ресурсами; индивидуализированное обучение, подразумевающее взаимодействие обучаемого с образовательными ресурсами и с педагогом; групповое обучение, основанное на взаимодействии всех участников образовательного процесса[2].  

В условиях дистанционного формата обучения в контексте освоения программы учебного предмета «Музыка» наиболее оптимальным будет сочетание всех типов коммуникации в логике «перевернутого класса». Данный тип организации обучения подразумевает «перевернутый» характер освоения учебного материала: дети самостоятельно «дома» осваивают новый материал, а в «классе» в совместном взаимодействии закрепляют его, уточняя детали пройденного вместе с педагогом. Особенно такой формат взаимодействия оказывается удобным при организации музыкально-слушательской деятельности:

  • первый этап работы организуется в асинхронном режиме off-line по типу самообучения: сначала учебный материал раздела (блока) УМК предоставляется детям для самостоятельного освоения (знакомство с материалом учебника, с презентациями по теме, с материалами, размещенными сайтах, на образовательных платформах); на этом же этапе учащимся предоставляется возможность непосредственного взаимодействия с текстами культуры – с музыкальными произведениями с целью последующего анализа заданных

учителем аспектов или художественного образа в целом;  

  • следующий этап работы реализуется по типу индивидуализированного обучения посредством инструктажа по выполению заданий и организации обратной связи; инструктаж может быть организован on-line в виде непродолжительной видеоконференции или off-line в виде записанного заранее и размещенного в доступе вебинара; обратная связь может осуществляться в виде ответов учащихся на вопросы, размещенные, например, в Google-форме; также это могут быть работы по созданию собственного творческого продукта в рамках выполнения задания  на основе представленных для изучения произведений; на данном этапе педагог может вносить коррективы в деятельность каждого ученика с помощью комментариев по итогам проверки его выполненной работы и рекомендаций по устранению недочетов, опубликованных в Google-классе на соответствующей странице, где размещено задание;  
  • на заключительном этапе в синхронном режиме on-line в формате видеоконференции по типу группового обучения освоенная тема может подлежать заключительному фронтальному обзору, дискуссионному обсуждению и подведению итогов; здесь же может иметь место представление творческих работ, выполненных школьниками и размещенных, например, на виртуальных досках.

Таким образом, если спроецировать данные этапы на сетку часов согласно расписания, то получается, что первый «урок» в рамках раздела (блока) будет выстроен по типу самообучения, второй – по типу индивидуализированного обучения в формате непродолжительной

 видеоконференции с инструктажем по выполнению заданий, а третий – по типу группового обучения в формате видеоконференции с подведением итогов по освоенному разделу.

2. Используемые ресурсы

Смешанная модель обучения характеризуется многоканальностью охвата образовательных ресурсов. Поскольку педагогу в процессе дистанционного обучения необходимо, во-первых, создать условия для освоения учащимися нового содержания как в режиме off-line, так и в режиме on-line, во-вторых, обеспечить возможности творческой самореализации детей в рамках изучаемого предмета и, в-третьих, предусмотреть способы контроля освоения учебного содержания, с этих позиций и рассмотрим рекомендуемые образовательные ресурсы.  

Платформы для on-line взаимодействия – организации видеоконференций 

  • Zoom https://zoom.us/ – сервис поддерживает аудио и видеосвязь, обмен сообщениями и демонстрацию экрана с возможностью совместного использования; бесплатная версия позволяет проводить видеоконференции для 100 участников длительностью до 40 минут, но этого вполне достаточно для проведения занятий с детьми. Ссылка на обучающий вебинар по освоению платформы, организованный кафедрой культурологического образования СПб АППО: https://www.youtube.com/watch?v=rOhAXZrIs4Q&feature=youtu.be  
  • Pruffme – https://ru.pruffme.com/ – платформа для создания и проведения онлайн вебинаров, видеокурсов, тестов и опросов;
  • Proficonf –  https://proficonf.com/ru/  cервис групповой видеосвязи до 250 участников в HD-качестве; позволяет передавать файлы, демонстрировать видео, презентации, рисовать на виртуальной доске;
  • Mind – https://mind.com/  сервис для организации видеоконференций и on-lineуроков c высоким качеством видео, подключением неограниченного количества участников, легким в освоении пользовательским интерфейсом, наличием широких функциональных возможностей для организации виртуальных встреч. Онлайншкола Mind – это полноценная коммуникация с учениками в сочетании с периодическими опросами (тестами) и визуальным контролем;  
  • VideoMost – https://www.videomost.com/ – программный продукт для организации многоточечных Full HD видео конференций через браузер, клиентское приложение или Android/iOS в корпоративной сети или через Интернет. Функционал продукта включает мобильный мессенджер, средства совместной работы с документами, проведение голосований, Whiteboard и возможность простой и быстрой интеграции с электронным дневником и журналом. Позволяет проводить полноценное видеоинтерактивное дистанционное обучение.

 

Платформы для off-line взаимодействия.

 Электронные образовательные платформы 

Среди образовательных ресурсов, в которых осуществляется попытка объединения всех трех перечисленных возможностей, следует назвать электронные образовательные ресурсы (ЭОР) по предметной области «Искусство», где пока еще только формируется образовательный контент. К таким ЭОР сегодня можно отнести электронные платформы, создающие условия для реализации электронного обучения:  

Существенным недостатком представленного, на данный момент, контента этих порталов является несовпадение тем уроков с темами УМК, которые вошли в федеральный перечень. Содержание уроков поверхностно и мозаично, в них не просматривается единая смысловая линия,

сопряженная с темой, целью и задачами урока; преобладает форма подачи готового знания, что не соответствует требованиям ФГОС. Предложенные задания тестового характера, направленные на организацию самоконтроля, не всегда корректно сформулированы и не способствуют развитию музыкальности у обучающихся; они больше направлены на закрепление знаний. Задания творческого содержания весьма примитивны и сомнительны по педагогической целесообразности, так как не направлены на развитие музыкального мышления школьников. В результате, данные платформы пока не в состоянии полноценно, на качественном уровне обеспечить реализацию музыкально-образовательного процесса, поэтому их можно порекомендовать только в дополнение к освоению основного содержания учебного материала, представленного в УМК.

Ресурсы для освоения нового содержания 

Сетевое обучение позволяет значительно расширять образовательное пространство, поэтому в условиях дистанционного взаимодействия  логично его осуществлять посредством актуализации потенциала всех имеющихся сетевых ресурсов, в том числе с помощью телеобучения. Наиболее популярными и содержательными телеканалами в области музыкального образования являются:

  • телеканал «Радость моя» с циклом образовательных телепередач для детей школьного возраста «Академия занимательных искусств», где каждый выпуск посвящен какой-либо теме из

области музыкального искусства  

https://radostmoya.ru/project/akademiya_zanimatelnyh_iskusstv_muzyka/ 

  • телеканал «Культура»  с циклами передач «Сати. Нескучная классика», «Абсолютный слух», «Билет в Большой», «Большой балет», «Большая опера», «Большой джаз», «Оркестр будущего», «Царская ложа», «Энигма», «Шедевры мирового музыкального театра», «Синяя птица», «Романтика романса», «Наноопера», «Жизнь замечательных людей»   https://tvkultura.ru/brand/ 

Обращение к телевизионным ресурсам в рамках дистанционного обучения также будет носить вспомогательный характер, поэтому от педагога потребуется осуществление отбора видеоматериала в контексте каждой конкретной изучаемой темы УМК.  

Большой популярностью в области изучения искусства пользуются культурнообразовательные Интернет-порталы, например:

На этих порталах также можно отбирать расширяющий предметное поле материал и предлагать для ознакомления мотивированным детям, проявляющим искренний неподдельный интерес к музыкальному искусству.

Большую культурно-просветительную работу в сети Интернет ведут всемирно известные учреждения культуры – концертные залы, оперные театры, музеи и т.д. В рамках изучения отдельных тем будет уместным организация виртуальных просмотров концертных выступлений или музыкально-театральных постановок на сайтах этих учреждений. Однако, чтобы эти просмотры имели образовательную направленность, они должны быть сопряжены с выполнением каких-либо заданий.  

В качестве примеров таких отечественных учреждений культуры можно назвать следующие:  

  • Большой театр: прямые трансляции оперных и балетных спектаклей и трансляции в записи http://media.bolshoi.ru/login  
  • Мариинский театр:  
  • Большой зал Московской консерватории: видеозаписи концертов и конкурсов https://www.youtube.com/user/MoscowConservatory 
  • Санкт-Петербургская академическая филармония имени Д.Д. Шостаковича:
  • подкасты «В помощь слушателю»  

https://www.philharmonia.spb.ru/open/podcasts/help/ 

  • Санкт-Петербургская государственная академическая капелла:  

Сетевые ресурсы, предназначенные для создания опросов, тестов, викторин 

Выполнение тестовых заданий в увлекательной интерактивной электронной форме как один из способов организации самоконтроля и контроля становится незаменимым в условиях дистанционного обучения. В этой связи педагогу необходимо ознакомиться с сетевыми ресурсами, предоставляющими возможность составления тестовых заданий, и изучить их инструментарий, чтобы самому готовить тестовые задания учащимся под то содержание, которое имеет место в его работе в рамках УМК. Для этих целей можно посоветовать, например, следующие ресурсы:

  • Google-формы – часть офисного инструментария сервиса Google, позволяющее осуществлять контроль полученных знаний, умений. Это один из самых быстрых и простых

способов создать свой опрос или тест при наличии Google-аккаунта. Получившийся тест можно отправить обучающимся по электронной почте или встроить на свой сайт с помощью специального кода. Для ускорения работы рекомендуется добавить плагин Flubaroo — он автоматически проверяет ответы учеников и ставит оценки по заданным критериям. Формы совершенно бесплатны — для использования ресурса нужно только иметь аккаунт Google.

  • LearningApps.org – https://learningapps.org/ – электронный сервис, позволяющий составлять тесты-упражнения на классификацию, тесты-упражнения с

множественным выбором ответа и т.д.;  

  • Kahoot.it – https://kahoot.it/ – игровая обучающая платформа для создания тестов или викторин со множественным выбором ответов; позволяет подавать в формате опросов и тестов чуть ли не весь учебный материал. Сервис позволяет проследить, как отвечал на вопросы каждый обучающийся, или строить диаграммы успеваемости всего класса. Сами же ученики могут следить за своими результатами в специальных таблицах. Kahoot! бесплатен и полностью доступен после регистрации.
  • ClassMarker.com – https://www.classmarker.com/ – сервис, на котором можно делать опросы с разными форматами ответов, есть даже эссе. Для начала работы преподавателю нужно создать виртуальный класс и разослать пригласительные коды ученикам. ClassMarker хранит результаты всех проведенных тестов, ведя статистику успеваемости. Если у преподавателя есть собственная веб-страница, он может встраивать тестовые задания на нее. В бесплатном варианте ClassMarker позволяет создать не более 100 тестов.
  • Quizlet.com – https://quizlet.com/ru – при помощи этого бесплатного сервиса можно создавать тесты, где ученики будут выбирать верные ответы из предложенных, сопоставлять изображения и информацию или вписывать собственные варианты.

Quizlet поддерживает русский язык и работает на Android и iOS.  

  • Quizizz.com – https://quizizz.com/ – сервис содержит уже готовые викторины по искусству и позволяет создавать собственные тестовые задания;
  • Memrise.com – https://www.memrise.com/ru/courses/russian/music/ – сервис содержит уже готовые викторины по искусству и позволяет создавать собственные тестовые задания;
  • ProProfs.com – https://www.proprofs.com/ – позволяет составлять тесты на любой вкус — можно предложить на выбор один или несколько вариантов, попросить заполнить пропущенное слово или написать развернутый ответ. Сервис позволяет вставлять в задания текстовые документы и презентации, файлы PDF, а также изображения, аудио- и видеофайлы. Завершив работу над тестом, можно оставить его в общем доступе на сайте Proprofs или встроить на свою страницу. Хотя сервис бесплатный, возможности Proprofs расширяются в платных тарифах.

Сетевые ресурсы, обеспечивающие коллаборативное взаимодействие 

Современные веб-сервисы предоставляют огромные возможности для совместной (коллективной) работы учащихся как в школе, так и вне стен учебного кабинета. Эти ресурсы отлично подходят для совместной проектной деятельности. К ним относятся:

  • Офисный инструментарий сервиса Google:
  • Google-документы – с помощью этого приложения учащиеся могут выполнять коллективные работы с документами в режиме реального времени (совместно заполнять таблицы, составлять тексты и т.д.);
  • Google-презентации – приложение предназначено для коллективной работы по подготовке презентаций; 
  • Виртуальные доски объявлений: 
  • LinoIt.com – https://en.linoit.com/ – это бесплатный сервис, работающий в режиме web. Это виртуальная он-лайн доска для совместного использования; сервис позволяет размещать стикеры с необходимыми записями, картинки (фотографии), видео, ссылки на файлы различных форматов. Все объекты, размещенные на этой доске, могут редактировать не только еѐ создатели; можно предоставить доступ к доске всем обучающимся и работать коллективно;
  • Padlet.com – https://ru.padlet.com/ – виртуальная доска для размещения разного рода файлов; подходит для коллективного наполнения работами учащихся; - Popplet.com – https://www.popplet.com/ – виртуальная доска, на которой можно коллективно размещать файлы, выстраивая схемы, составляя «Ленты времени» и т.п.
  • Сервисы для создания «Лент времени»:
  • StoryMap JS – https://storymap.knightlab.com/ – бесплатный сервис, который позволяет создавать ленты событий с привязкой к картам Google Maps. Сервис рассматривается как инструмент для создания интерактивных карт, с его помощью можно делать афиши или представлять, например, биографию композитора; поддерживает фото, видео, ссылки; результат легко встроить на сайт или блог; можно загрузить пользовательскую карту, русифицировать кнопки и настроить значки для меток;
  • Tiki-Toki – https://www.tiki-toki.com/ – сервис, на котором ленты времени получаются емкими и объемными, потому что можно использовать фото, видео, аудио, зашивать ссылки; можно переключать режим с 2D на 3D, когда читатель двигается по хронологии в глубь экрана; можно  настраивать внешний вид всей ленты и отдельных таймпоинтов;
  • Sutori – https://www.sutori.com/ – представляет собой не горизонтальную, а вертикальную ленту времени; пользователь продвигается сверху вниз, нанизывая различные виды контента: это может быть текст, фото, видео или аудио с описанием, а также интересные факты, опросы, тесты или обсуждения. Временные промежутки настраиваются произвольно и зависят от того, в каком месте на вертикальной оси вы нажмете кнопку «плюс». Инструмент позволяет рассказывать различные медиаистории, но визуально проект будет выглядеть как основанный на хронологии. Полученный результат можно встроить в страницу сайта или блога, а также поделиться по ссылке в соцсетях.  

Объектами ленты времени могут стать жизненный и творческий путь известной личности, этапы развития стилистического направления, включающие упоминание персоналий, относящихся к данному стилю, жанры, развивающиеся в русле направления и  т.д. «Лента времени» является интерактивным мультимедийным приложением, так как проект может содержать текст, графические объекты, звуковые и видеофайлы, ссылки на ресурсы Интернета, что делает приложение интересным и полезным в работе с учащимися. Данный ресурс может быть позиционирован как энциклопедия и использован для поиска информации по выбранной теме. Возможность представления на экране одновременно нескольких лент позволит активно использовать сравнение, например, сопоставить музыку, живопись и литературу эпохи романтизма.

 

Сетевые ресурсы, позволяющие выполнять творческие задания 

К ресурсам, позволяющим выполнять школьникам творческие задания на основе полученных по предмету знаний, можно отнести следующие:

  • Ресурсы для составления кроссвордов online:
  • Программы для создания подкастов, видеороликов, интерактивного видео: - Аudacity – https://audacity-free.ru/ – программа-аудиоредактор для работы с музыкальными файлами: позволяет создавать проекты, совмещающие несколько звуковых файлов, а также дикторский текст; это инструмент для создания подкастов;

 Программа позволяет вырезать, встраивать удалять музыкальные фрагменты аудиофайлов;  

  • Movavi – https://www.movavi.ru/  – программа для работы с видео, аудио и фото, позволяющая создавать интерактивное видео;
  • Сlideo.com – https://clideo.com/ – ресурс для работы с видео (видео-редактор);
  • Программа для создания анимаций:
  • FotoMorph – https://en.softonic.com/windows/photography  бесплатная программа, предназначенная для создания анимационных фотографий из статических изображений. В процессе создания используется морфинг - специальная техника анимации, в которой одно изображение постепенно превращается в другое. 

Представленные ресурсы далеко не исчерпывают весь перечень возможного инструментария для организации обучения в увлекательной форме с применением дистанционных образовательных технологий. Успех работы с этими ресурсами зависит от желания и готовности педагога освоить эти ресурсы и применить в своей педагогической практике.

3. Способы достижения результата (описание типов заданий)

Согласно ФГОС результаты обучения должны рассматриваться многоаспектно: как личностные, метапредметные и предметные. Чтобы обеспечить их достижение, нужно соответствующим образом планировать образовательный процесс.

Способы достижения личностных результатов 

Основная цель предмета «Музыка» в общеобразовательной школе в рамках предметной области «Искусство» – содействие формированию мировоззрения ребенка средствами музыкального искусства. Исходя из этого, принципиально важным является реализация культурологического подхода в преподавании музыки. Культурологический подход подразумевает освоение учащимися музыкального наследия как части мирового культурного наследия на уровне смыслополагания, т.е. на философском уровне осмысления художественных идей произведений.  

В таком контексте прослушивание музыкального произведения и анализ его художественного образа, осмысление, осознание и присвоение личностью школьника духовно-нравственных ценностей и ориентиров, которые на идейном уровне были заложены в музыкальных произведениях, – этот процесс и будет рассматриваться основным способом достижения личностных результатов. По итогам анализа музыкального произведения дети обогащаются новыми аспектами понимания мироустройства, человеческих отношений и т.д., что и способствует в конечном итоге формированию мировоззрения и становлению личности учащихся.  

Способы достижения метапредметных результатов 

Если рассматривать метапредметные результаты как формируемые УУД, то, учитывая их классификацию на регулятивные, познавательные и коммуникативные, нужно изначально проектировать задания таким образом, чтобы в деятельности учащихся имели место:

  • принятие учебной задачи, самостоятельное планирование действий по выполнению учебной задачи, включение в деятельность по выполнению учебной задачи, критическое осмысление результатов своей деятельности и коррекция ошибок;
  • интеллектуальная деятельность по освоению содержания учебного материала, т.е. работа с источниками информации, непосредственное взаимодействие с текстами культуры (литературными текстами, произведениями живописи, музыки) на уровне анализа, сравнения, сопоставления, соотнесения, классификации, выделения главного, синтеза, обобщения и т.д.;
  • коллаборативное взаимодействие в группе одноклассников при выполнении совместных работ.  

Способы достижения предметных результатов

Предметные результаты по предмету «Музыка» обычно срезаются:

  • в знании теории музыковедческого блока (нотной грамоты; средств музыкальной выразительности; музыкальных инструментов; исполнительских коллективов; музыковедческих терминов и понятий (музыкальных форм, жанров и стилей); имен выдающихся композиторов и исполнителей; мировых шедевров музыкального искусства и т.д.);
  • в умении включаться в музыкально-слушательскую деятельность (слушать и анализировать музыкальные произведения) и создавать собственные творческие работы на основе этой деятельности;
  • в навыках музыкально-исполнительской деятельности в рамках коллективного музицирования (хорового пения и элементарного инструментального музицирования).

 Учитывая, что личностные, метапредметные и предметные результаты обучения носят интегративный характер, рассмотрим примеры заданий, направленных на их комплексное достижение в условиях применения дистанционных образовательных технологий.

Примеры заданий, направленных на достижение результатов обучения 

При разработке заданий нужно учитывать возможности детей начальной и основной школы.  

  • Примеры типов заданий для учащихся начальной школы (1-4 классы)

С целью повышения мотивации детей младшего школьного возраста к освоению учебного материала и выполнению заданий в условиях дистанционного обучения, необходимо исключить банальные формы работы (переписывание конспектов, письменные ответы на вопросы в тетрадях и т.д.) и дать возможность ребятам погрузиться в мир музыки с помощью видео-контента и выполнения творческих заданий на сетевых ресурсах. К таким заданиям можно отнести:

  • выполнение несложных тренировочных on-line-тестовых заданий в увлекательной форме на закрепление терминов, понятий; на соотнесение прослушанного музыкального материала с жанровой основой, на сопоставление музыкальных произведений и произведений других видов искусств по эмоциональному фону и т.д. (например, на ресурсах LearningApps.org, Kahoot.it и т.д.);
  • разгадывание или составление on-line-кроссвордов на закрепление терминов (например, по нотной грамоте, по средствам музыкальной выразительности, по музыкальным жанрам и формам, по музыкальным инструментам и т.д.);
  • создание коллективного документа «Музыкальный словарик» с внесением в него изученных терминов и толкованием этих понятий (например, в Google-документах)
  • создание коллективного документа «Дневник музыкальных наблюдений», содержащего краткие эссе учащихся с анализом художественных образов музыкальных произведений по какому-либо разделу (например, в Googleдокументах);
  • размещение на виртуальной доске видеозаписи с исполнением детских попевок и песен под фонограмму или «плюсовку» и т.д.  
  • Примеры типов заданий для учащихся основной школы (5-8 классы)  

Приведенные примеры типов заданий, адресованные начальной школе, вполне могут применяться и в основной школе, однако этот список может быть дополнен примерами творческих заданий, обеспечивающих коллаборативное взаимодействие в группах и направленных на формирование указанных выше групп результатов. Здесь в пример можно привести творческие проектные работы с использованием ИК-технологий и применением ресурсов web 2.0 (редактируемый интернет)создание звукового коллажа на разные темы (например, «Галерея образов персонажей литературного произведения», «Многоликий Петербург» и т.д.) на основе ассоциативно подобранных фрагментов ранее изученных или новых музыкальных произведений;

  • создание видеороликов из коллекции картин, озвученных музыкальными произведениями соответствующего картинам образного строя по теме раздела УМК «Музыка и изобразительное искусство»;
  • подготовка музыкального лектория (цикла передач) на основе создания подкастов (например, о жизни и творчестве композиторов с подборкой их произведений в качестве звучащего фона; о многообразии музыкальных жанров классической и современной музыки; о художественных стилях и направлениях в области музыкального искусства с подборкой изученных музыкальных произведений в качестве звукового фона) для трансляции Школьной радиостанцией в рамках предметных недель Музыки;
  • создание красочных плакатов на электронных виртуальных досках с включенными текстовыми фрагментами, изображениями, аудио- и видеофрагментами, объединенных темой раздела УМК;
  • создание «Ленты времени» (например, посвященной жизненному и творческому пути композитора; посвященной становлению музыкальных жанров в разные музыкально-

исторические эпохи и т.д.);

  • составление каталога интернет-сайтов музыкальных театров и концертных залов Санкт-Петербурга и европейских стран, написание рецензий на эти сайты;
  • создание и ведение блогов от имени творческой личности (например, от имени композитора) «Если бы … вел дневник» и т.д;
  • ведение музыкальной страницы на сайте класса;

Несмотря на преобладание off-line коммуникации в условиях дистанционного обучения, все же актуальным для предмета «Музыка» остается живое общение on-line в рамках музыкально-слушательской и музыкально-исполнительской деятельности. Организация фасилитированных дискуссий в формате видеоконференций позволит обеспечить эту непосредственную коммуникацию по материалам прослушанных музыкальных произведений. При этом фасилитированная дискуссия разворачивается в логике подводящего диалога в технологии «Образ и мысль» и представляет собой анализ музыкального произведения по заданному алгоритму, заложенному в вопросах, с попыткой интерпретации художественного образа и его идейной направленности.

Что касается музыкально-исполнительской деятельности в практике on-line обучения (организация вокально-хоровой работы или освоение основ элементарного инструментального музицирования «с нуля»), то в этой области возможности сетевых ресурсов и по-настоящему образовательный эффект весьма сомнительны. Это объясняется необходимостью при обучении формирования мышечных ощущений вокального и игрового аппарата у школьников при освоении вокально-хоровых и исполнительских навыков, что по-настоящему возможно только при непосредственном контакте учителя и ученика. Однако, с целью удовлетворения творческих потребностей, учащихся в практическом музицировании, возможными являются задания с видеозаписью исполнения песен или партий шумовых инструментов, если ранее у учащихся был опыт вокально-хоровой работы или инструментального музицирования. В дальнейшем эти записи можно применить при реализации проектов «Виртуальный хор» или «Виртуальный оркестр».

 

Варианты контроля знаний при дистанционной форме обучения  

Среди современных методов организации контроля и оценивания образовательных результатов (знаний, умений, навыков, компетенций) дистанционному обучению, выстроенному по блочно-модульному типу, наиболее полно будет соответствовать рейтинговая накопительная система (РНС).  

Система оценивания по методике РНС включает инвариантную и вариативную части заданий, запланированных для учащихся на зачетный период (четверть/триместр). Инвариантная часть является обязательной для всех, поэтому только полное выполнение этой части заданий дает право на повышение результативности обучения посредством выполнения заданий вариативной части.

Обязательная часть обычно формируется в виде заданий, где оцениванию подлежит степень овладения знаниями и предметными компетенциями. В дистанционном обучении формами контроля предметных знаний и компетенций могут быть:  

  • on-line-тестирование с ограничением времени на выполнение тестовых заданий и без возможности повторного прохождения тестов;  
  • написание музыкальных on-line-викторин с ограничением времени на их выполнение и без возможности повторного написания;  
  • написание эссе в Google-документах с анализом художественного образа музыкальных произведений по заданному алгоритму;  
  • публикация на виртуальных досках видеозаписи исполнения песен под фонограмму или «плюсовую» запись;
  • публикации на виртуальных досках видеозаписи исполнения партий шумовых инструментов в партитурах.

 Вариативная часть позволяет обеспечивать зону ближайшего развития учащихся и выполняется по желанию. Она является накопительной, влияющей на промежуточный результат при оценивании, так как суммарно значительно добавляет баллы, способствуя повышению оценки, и может включать широкий спектр творческих заданий, стимулирующих познавательные потребности школьников и внутреннюю мотивацию к процессу обучения. Такими заданиями могут выступать задания с использованием ресурсов web 2.0: составление кроссвордов; подготовка мультимедийных проектов; вебквесты; подготовка on-line  концерта; создание блогов от имени композиторов, исполнителей; создание главы в коллективном документе по определенной теме; работа с Google-картой, «Лентой времени»; работа в программе Learning Apps.org; создание фильмов stop-motionи т.д.  

Формами контроля результатов обучения в творческих заданиях вариативной части могут быть:  

  • публикаций выполненных заданий, размещенных на виртуальных досках;
  • видеоконференции с презентацией и защитой творческих проектных работ;
  • on-line-концерты класса с исполнением песен, шумовых партитур;
  • аукцион театральных билетов, свидетельствующих о посещении филармонии, концертного зала и т.д.

Контрольное on-line-тестирование 

В соответствии со спецификой предмета «Музыка» задания в тестовой форме могут включать:

  • вопросы на выявление знаний теоретического блока по предмету в рамках программных требований;
  • практические задания на определение степени развитости музыкального мышления (слушание музыкальных произведений с целью анализа их музыкальных форм, средств выразительности в контексте выявления содержания и художественного образа произведения);
  • контрольные видеоматериалы на решение определенных ситуативных задач;
  • музыкальные викторины на выявление знаний программного музыкального материала;
  • задания творческого характера со свободно конструируемым ответом и т.д.

По итогам выполнения заданий в тестовой форме происходит комплексная проверка компетенций учащихся в различных видах музыкальной деятельности – информационно-познавательной, практической, творческой, которая обеспечивает учителю возможность всесторонней объективной оценки музыкальных учебных достижений школьников.

Формы тестов могут быть представлены двумя видами:

Задания закрытой формы – задания с представленными на выбор ответами, и

задания открытой формы – задания, предполагающие самостоятельный поиск ответа.

Задания закрытой формы классифицируются как:

  • задания с выбором ответа (задания с выбором одного правильного ответа; задания с выбором множества правильных ответов);
  • задания на установление соответствия;
  • задания на установление правильной последовательности.

Задания закрытой формы подразумевают конкретные ответы, поэтому каждый правильный ответ дает 1 балл, и, соответственно, по количеству заданий определяется максимально возможное количество баллов.

Задания открытой формы также могут подразделяться в виде:

  • заданий на дополнение с ограничениями на ответ;
  • заданий со свободно конструируемым ответом.

В таких заданиях критериями оценивания должны быть:

  • логическая выстроенность рассуждений;
  • содержательность ответа по количеству озвученных позиций;

 аргументированность ответа.  

При этом каждый из указанных критериев может иметь стоимость в виде «вилки» от одного до нескольких баллов в зависимости от сложности задания и оригинальности ответа.

Контрольные on-line-викторины 

По форме данный тип задания напоминает тестирование на предмет знания музыкальных произведений и их авторов, выявления способности ориентироваться на слух в музыкальных тембрах инструментов. Викторина может быть организована по типу как закрытой, так и открытой формы. Оценивание осуществляется по тем же параметрам – правильность и полнота ответа. Каждая позиция ответа оценивается заранее определенным количеством баллов.

Написание эссе 

Этот тип задания направлен на развитие мыслительной деятельности учащихся. Умение думать, размышлять - один из важнейших метапредметных результатов школьного образования. На уроках музыки этот вид деятельности может выстраиваться на художественном анализе прослушанных музыкальных произведений, на выражении своего отношения к творчеству композитора, на сопоставлении произведении разных видов искусств и раскрытии замысла этих произведений и т.д.

Оценивание эссе сопровождается определенными затруднениями: какими баллами оценивать мысли учащихся, их мнения, достигнутый ими уровень восприятия музыки? Еще сложнее становится этот вопрос, когда речь заходит о чувствах детей и подростков, об их эмоциональном отношении к музыке, к жизни. Очень трудно определить с точки зрения оценки как ребенок чувствует музыку. Душу ребенка, его эмоциональность нельзя уместить в рамки системы от одного до пяти баллов.  

Наиболее уместными критериями оценивания эссе представляются критерии, применяемые к тестовым заданиям со свободно конструируемым ответом, которые были приведены выше. Исполнение песен 

При оценивании должны учитываться техническая и художественная стороны исполнения произведения.

Техническая сторона включает:

  • уверенное знание текста песни;
  • четкое артикуляционное произношение;
  • правильное звукообразование;
  • владение разными видами дыхания (опорное, цепное);
  • чистота интонирования (чувство строя и ансамбля);
  • ритмическая точность исполнения;
  •  соблюдение динамических нюансов.

Художественная сторона включает эмоциональность исполнения в соответствии с характером произведения, умение артистично подать образ.

Учитывая разные музыкальные способности учащихся, следует провести предварительное выявление музыкальных данных каждого школьника, чтобы в дальнейшем объективно подходить к оцениванию вокальных возможностей детей. В данном виде деятельности целесообразно оценивать старание, активную позицию ребенка в работе над произведением, умение слышать и выполнять требования учителя.  

Фиксировать результаты оценивания можно с помощью таблицы, в которой по вертикали (с левой стороны) обозначаются предъявляемые требования к исполнению, а по горизонтали вводятся критерии от 0 до 3 баллов с пояснениями:

  • 0 баллов – требование не выполняется (отметка «2»);
  • 1 балл – требование выполняется частично, нет осознанного отношения к выполнению требования (отметка «3»);
  • 2 балла – присутствует осознанное отношение к работе, но требование выполняется

частично (отметка «4»);

  • 3 балла – осознанное включение в работу, требование выполняется (отметка «5»).

Далее приводится соотнесение оценки с количеством полученных баллов.

Оценивание заданий вариативной части 

Оценивание заданий вариативной части так же должно происходить по заранее отработанным критериям.  

Кроссворд может оцениваться по количеству включенных в него позиций, по корректности формулировок и по оригинальности формы.

Презентации могут оцениваться по уровню сложности выбранной программы, по емкости и краткости содержания, по качеству иллюстрирования, по оригинальности подачи материала.

Выполнение заданий с использованием ресурсов web 2.0 представлены в широком разнообразии, соответственно и критерии оценивания также могут быть достаточно многочисленны. Самые очевидные критерии – это оригинальность воплощения, актуальность содержания с позиции соответствия теме раздела, сложность выполнения. Остальные критерии будут носить частный характер, учитывая специфику задания (качество звучания, соответствие содержания и формы и т.д.).

Аукцион театральных билетов – форма работы, направленная на повышение мотивации школьников к посещению концертов, оперных представлений, балетов и т.д. Оценивание такого участия школьника должно происходить на максимально высоких баллах, так как подобная включенность в мир искусства оказывает максимальное эмоциональное воздействие, вводит в атмосферу произведения. Критерием оценивания могут выступать количество посещений и эмоциональный отклик учащегося, оформленный в виде устного сообщения по итогам просмотра и прослушивания произведений. Форма аукциона призвана придать игровой характер состязательности между его участниками.

РНС характеризуется эмоционально-положительной направленностью, так как способствует стимулированию интереса учащихся к занятиям, воспитывает волю к самоорганизации учебной деятельности, что имеет первостепенное значение в дистанционном обучении, и предоставляет возможность выстраивания собственных образовательных стратегий по принципу избыточности.

В заключение всего изложенного следует отметить, что представленные варианты организации взаимодействия участников образовательного процесса (модель смешанного обучения, формат перевернутого класса) в условиях дистанционного обучения и формы заданий для учащихся будут соответствовать требованиям ФГОС, так как будут носить творческий характер и позволят обеспечить деятельностный подход при освоении учебного материала по предмету «Музыка».

 

 




Предварительный просмотр:

Использование квест-технологии на уроках музыки

Нуриахметова Лилия Раузиловна,

учитель музыки МБОУ «СОШ №2 им.А.И.Исаевой»

Квест – это интеллектуальная игра, в которой для продвижения по сюжету участникам необходимо решать познавательные задачи.

В её основе лежит игровая ситуация, в которой выполняются несколько заданий поискового характера, выстроенных в определенном порядке.

Цели:

Образовательная – вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности школьников, выявление умений и способностей работать самостоятельно по какой-либо теме.

Развивающая – развитие интереса к предмету, творческих способностей, воображения учащихся; формирование навыков исследовательской деятельности, умений самостоятельной работы с информацией; расширение кругозора, эрудиции, мотивации.

Воспитательная – воспитание личной ответственности за выполнение задания.

Если рассмотреть универсальные учебные действия, то мы здесь можем поработать и с информацией, и в команде, и найти способы решения довольно сложных ситуаций, и даже развивать исследовательскую деятельность. Помимо всего этого, детям это интересно.

Формирование УУД:

  • работа с информацией;
  • самообучение и самоорганизация;
  • работа в команде;
  • умение находить способ решения проблемной ситуации;
  • развитие навыков исследовательской деятельности.

Квест-технология включает в себя следующие структурные элементы: введение, основную часть и заключение.

Во введении учитель поясняет правила и ход игры, в основной части учащиеся самостоятельно выполняют задания, в заключении подводятся итоги игры и оцениваются результаты деятельности учащихся. После оглашения итогов проводится рефлексия результатов, игровых трудностей.

Квест может касаться одного предмета или быть межпредметным.

В своей деятельности на уроках в начальных классах я применяю два типа квеста: первый квест – это квест-введение, направленный на погружение в тему.

Квест-введение предполагает за короткий срок ознакомление учащихся с объемом информации, необходимой для дальнейшего обучения. Команда получает комплект заданий, в который входят вопросы теоретической и практической направленности. После работы с материалами квеста учащиеся представляют результат одноклассникам. Поскольку практическая часть игры предусматривает ученическое моделирование, конструирование, создание объекта из подручных материалов, то в процессе выступление школьники обучают практическим навыкам своих товарищей.

Второй – квест-контроль разрабатывается с целью контроля знаний.

В пятом классе использую web-квесты. Web-квест – это один из видов проектной деятельности. Это проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которой используются информационные ресурсы интернета.

На мой взгляд это достаточно интересно и необычно как на уроках, так и во внеурочной деятельности.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: