Экспериментальная работа по предмету
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grani_issledovaniya.doc | 272.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование коммуникативной образовательной среды
на уроках английского языка в средней школе
учитель английского языка
высшей квалификационной
категории МОУ «СОШ №3
г. Ершова Саратовской обл.»
О.Н.Беляева.
Контактный телефон: 8(927) 120 81 15
2009
Общая характеристика работы
Для осуществления эксперимента «Формирование коммуникативной образовательной среды на уроках английского языка в средней школе» в 2008-2009 учебном году было получено согласие на его проведение со стороны администрации школы, учащихся и родительского актива. Методическую помощь оказывали руководитель ШМО учителей английского языка МОУ СОШ №3 Малькова Л.С., зам. директора по УВР Сусликов А. А., зам. директора по УВР Широкова А.В.
В настоящее время в современных условиях, когда необходимость владения иностранными языками осознается многими слоями общества, задача подготовки учащихся к культурному, профессиональному и личному общению с представителями иных социальных традиций, общественных устройств и языковых культур обусловила актуальность выбранной темы исследования.
Иностранный язык - едва ли не единственный предмет в школьной программе, ставящий своей целью «обучение общению»[6], и в этом смысле его значение трудно переоценить. Целью обучения английскому языку на современном этапе становится не просто получение знаний и умений, а «определенных качеств личности»[5].
Общение как деятельность человека становится не только целью, но и средством достижения этой цели. Изучение английского языка в условиях же муниципальной школы не имеет возможности общаться с носителями языка и тем самым при отсутствии языковой среды условия обучения находятся в противоречии с самой сущностью предмета «иностранный язык».
В настоящее время практика свидетельствует, что существующий разрыв между интеллектуальными возможностями школьников, их интересами и тем, что они в действительности могут высказать на иностранном языке, постепенно разрушает мотивацию, которая поддерживалась в начале новизной предмета, стремлением, готовностью и желанием научиться общаться на изучаемом языке.
В связи с этим особенно остро встает вопрос о повышении качества учебного процесса по иностранному языку, о поиске новых, более эффективных методов и приемов обучения иноязычной культуре в условиях отсутствия среды языкового общения.
Одним из возможных путей преодоления этих недостатков может стать развитие коммуникативной компетенции школьников при обучении иностранному языку, разработки различных форм и методов, создания близких к естественным условий и речевых ситуаций общения на иностранном языке.
Проблема формирования коммуникативной образовательной среды в условиях отсутствия языкового общения школьников стала результатом данного исследования и является одной из наиболее актуальных. В то же время, можно утверждать, что в педагогической и методической науке проблеме коммуникативного обучения иностранному языку уделяется внимание и сложились теоретические предпосылки для разработки форм и методов обучения английскому языку на основе коммуникативного обучения.
Так, Биболетова М.З. указывает на формирование коммуникативной компетенции учащихся, «развитие и образование учащихся средством АЯ, а именно, осознание ими явлений действительности через знания о культуре, истории, традициях»[1]. При этом акцент делается на воспитание у школьников «положительного отношения к языку и культуре народов»[ 3]. Целью коммуникативного обучения иноязычной культуре, как считает Пассов Е.И., является «воспитание человека морального»[7] через знакомство с другой культурой и толерантного к ней отношения. При организации коммуникативного бучения перед учителем иностранного языка встает задача создания таких проблемных ситуаций, с помощью которых «пробуждается мысль, познавательная потребность учащихся, активизируется мышление»[4]. Однако, как отмечают сами авторы, организация коммуникативного обучения на практике имеет определенные сложности, что связано с недостаточной разработанностью системы форм и методов, в основе которых лежат задания коммуникативного характера в отсутствии языковой среды общения. Значительными возможностями обладает иностранный язык с использованием предлагаемой нами методики коммуникативного обучения иноязычной культуре в условиях отсутствия языковой среды общения. Данное исследование опиралось на методологические идеи о принципах коммуникативного обучения иностранному языку, разработанные Пассовым Е.И..
Таким образом, актуальность исследования обусловлена:
- необходимостью разработки новых технологий образования, воспитания и развития личности учащегося, отвечающего современным социальным, экономическим, нравственным и образовательным технологиям.
- отсутствием языковой среды общения школьников на иностранном языке
- общим снижением показателя мотивации учебного процесса к изучению иностранного языка
Проблема исследования может быть сформулирована следующим образом: каковы педагогические, психологические, методические условия, обеспечивающие эффективность коммуникативного обучения иноязычной речи в условиях отсутствия языковой среды общения.
Цель эксперимента: разработать методику коммуникативного обучения английскому языку школьников в условиях отсутствия языковой среды общения.
Объект исследования: процесс развития коммуникативной компетенции школьников при обучении иностранному языку.
Предмет эксперимента: основные организационные и содержательные элементы коммуникативного обучения иноязычной культуре:
- Содержание
- Тематика
- Коммуникативные умения
- Языковые знания и навыки: произносительные, лексико-грамматические
Так как коммуникативное задание – это цель, поставленная в определенных условиях общения на уроке, нужно:
1) определить, кто, что, кому, при каких обстоятельствах, зачем говорит
2) обучить общению через общение и в процессе общения
3) достичь речевого взаимодействия
Необходимо придерживаться следующих правил:
1)В конце каждого раздела (unit) учебника проводить тест, нацеленный на выявление степени обученности тем или иным языковым материалом. При необходимости учитель вправе по своему усмотрению вносить коррективы и даже заменять их собственными. Такие тесты реализуют промежуточный контроль.
2) Обязательно осуществлять текущий контроль в конце каждой учебной четверти. Его цель - выявить уровень пробелов в усвоении учебного элемента и устранить их.
3) Необходимо проводить итоговые тесты, например, в конце учебного года, которые могут выступать как средство оценивания достижений учащихся в овладении иностранным языком.
4) Большое мотивирующее значение имеет урок – обобщение.
В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что
при возрастании потребности в использовании иностранного языка, его образовательной и самообразовательной функций как иностранного языка, а также его профессиональной значимости в школе, ВУЗе, на рынке труда, технология коммуникативного обучения иностранному языку предполагает, что оно будет направлено на развитие личности обучаемого средствами данного предмета. В центр внимания будет стоять ученик, его развитие, внутренний мир, общение внутри среды, диалог с окружающим миром. Такая система предполагает, что отношения между учителем и учеником будут выстраиваться как «диалог и сотрудничество»[7].
Произойдет изменение всей схемы общения:
- Ученик будет выступать как активный творческий субъект, как индивид, который имеет свои потребности в самореализации и развитии способностей с учетом возможностей, психологических и интеллектуальных особенностей.
- Задача учителя будет – формирование и развитие этих способностей учащихся совершенствованию и самовоспитанию, побуждение к , способствование общекультурному и личностному самообразованию и осознанию профессиональных склонностей.
- Методы и приемы обучения будут направлены как на обучение иноязычному общению, так и на формирование и создание приемов умственного труда, нахождение собственных решений, применение добытых знаний на практике, развитие культуры общения.
В соответствии с целью, предметом, объектом и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Дать теоретико-методическое обоснование коммуникативного обучения иноязычной культуре как средства развития «определенных качеств личности»[7].
2. Выявить формы и методы, способствующие развитию коммуникативной компетенции учащихся в условиях отсутствия языковой среды общения
3. Раскрыть возможности коммуникативного подхода в обучении иностранному языку в формировании мотивации к изучению иностранного языка
4. Разработать методику и обосновать авторский подход в обучении иностранному языку школьников на основе принципов коммуникативного подхода.
5. Экспериментально проверить эффективность предлагаемой методики.
Цели и задачи обусловили выбор следующих методов исследования:
анализ научной, учебно-методической литературы,
- наблюдение с целью оценки уровня сформированности интеллектуально- познавательных возможностей
- опрос, анкетирование, индивидуальные и групповые беседы,
- тестирование,
- статистические методы обработки исследований и проверки гипотезы.
- рефлексия деятельности школьника;
- контроль знаний.
Новизна исследования:
коммуникативное обучение будет осуществляться через создание близких к естественным условиям ситуаций
Тип эксперимента:
Формирующий эксперимент служит для преобразования, как учащихся, так и всего образовательного пространства.
Статус эксперимента: внутришкольный.
Характер экспериментальной деятельности: коммуникативный
Масштабы эксперимента: вносимые изменения затрагивают отдельные составляющие образовательного процесса.
Практическая значимость эксперимента состоит в разработке рекомендаций для учителей английского языка, использующих в своей работе технологии коммуникативного обучения. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в практической деятельности учителями школ, в разработке практических рекомендаций, учебных пособий.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно может быть использовано учителями английского языка для дальнейших исследовательских работ, связанных с теоретическим и методическим обоснованием проблемы использования коммуникативного обучения в условиях отсутствия языковой среды общения.
План работы по реализации эксперимента
«Формирование коммуникативной образовательной среды на уроках английского языка в средней школе»
2008-2009 учебный год
№ п/п | Содержание работы | Сроки проведения |
I | 1. Заявка об эксперименте на МС школы, педагогическом совете. 2. Изучение нормативных документов по эксперименту | Май 2008г. |
II | 1. Знакомство с учебно – методическими пособиями по использованию коммуникативного обучения иноязычной культуре. 2. Анализ психолого-педагогической литературы (рассмотрение вопроса на МО учителей английского языка) 3.Разработка плана экспериментальной деятельности 4. Защита проекта на МС школы, утверждение педагогическим советом 5.Родительское собрание о проведении эксперимента 6. Беседа с учащимися 8г класса о проведении эксперимента.
| сентябрь 2008г. |
III | 1. Анкетирование учащихся и их родителей 2. Проведение входного среза по уровню владения коммуникативными навыками и умениями в 8г классе | Октябрь 2008г. |
IV | 1. Текущие наблюдения за развитием коммуникативных навыков и умений школьников 2. Описание хода эксперимента 3.Открытый урок английского языка в 8г классе. Тема «Экология Земли и экология человека: мое отношение» 4. Знакомство с новинками методической литературы.
| Ноябрь, 2008г. |
V | 1. Проведение смотра знаний в 7-8 классах 2. Проведение промежуточных срезов в 7б, 8г, 6а классах 3. Обработка и оформление результатов контроля знаний учащихся 4. Описание хода эксперимента | Декабрь, 2008г. |
VI | 1. Выступление на педсовете по теме: « Развитие познавательной активности учащихся с применением акмеологического подхода». Тема выступления: Разработать методические рекомендации для педагогов по развитию познавательной активности учащихся в учебном процессе с по мощью выявленных форм и методов акмеологической направленности (из опыта работы) | Январь, 2009г. |
VII | 1.ШМО учителей английского языка Круглый стол «Современные технологии коммуникативного обучения иноязычной культуре» Обмен опытом работы. 2. Обработка и оформление результатов контроля знаний учащихся |
Февраль, 2009 |
VIII | 1. Знакомство с новинками методической литературы. 2.Анкетирование учащихся 8г класса 3. Описание хода эксперимента | Март, 2009 |
IX | 1. Разработка и создание тематического набора «речевых опор» по теме «Земля – наш дом» (8 класс), «Английский язык как средство общения» (8 класс). «Проблемы подростков. Пути их решения» (8 Кл.) | Февраль- апрель 2009г. |
X | 1.Контроль знаний учащихся 8 г класса: -контрольные работы -срезы знаний -общественный смотр знаний 2.Выполнение тематического планирования. | Тематический план Декабрь 2008г. Февраль, май 2009г. |
XI | Создание базы данных по уровню сформированности коммуникативных навыков и умений учащихся. | В течение года. |
XII | Выступление на педсовете, заседании МО о ходе и результатах эксперимента | Май 2009г. |
Методологическую основу исследования составили труды:
1.Биболетова М.З., Доверяйте ученику – он хочет учиться», ИЯШ
№1,1990г.
2.Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Образовательная технология как
инструментарий учителя. Центр «Педагогический поиск», Москва, 2003
3.Гузеев В.В. Характерные черты образовательных технологий разных
поколений. Завуч (научно-практический журнал), №3 3004г.
4.Колкер Я.М. Практическая методика обучения английскому языку.
Учебное пособие. – Издательский центр «Академия», Москва, 2000 год.
5.Малова А.В. и др. Диалог культур. Развитие коммуникативной и
лингвострановедческой компетенции учащихся. Английский язык. Изд-
во «Панорама», г. Волгоград, 2006 год.
6. Новые образовательные стандарты по иностранным языкам – М.: АСТ/
Астрель, 2004
7. Пассов Е.И. Принципы создания системы коммуникативного
обучения
8.Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка,
Иностранные языки в школе, № 2, 2000г.
Анализ результатов экспериментальной работы по теме:
«Формирование коммуникативной образовательной среды
на уроках английского языка в средней школе»
в 2008-09 учебном году.
В ходе эксперимента «Формирование коммуникативной образовательной среды на уроках английского языка в средней школе » в 2008-2009 учебном году были даны теоретические предпосылки коммуникативного обучения школьников иностранному языку. Нами было установлено, что коммуникативное обучение представляет собой преподавание, организованное на основе «задания коммуникативного характера»[7] и имеет целью научить иноязычным коммуникациям, используя все необходимые для этого задания и приемы. Коммуникативная компетентность относится к базовым компетентностям современного человека. В коммуникативной компетентности выделяется несколько составляющих: лингвистическая (языковая), социолингвистическая (умение использовать языковой материал в соответствии с контекстом), социокультурная (умение воспользоваться знанием истории, культуры, традиций и обычаев стран изучаемого языка), дискурсивная (умение организовать речь, поддержать разговор, слушать собеседника, учитывать его точку зрения), стратегическая (умение ставить задачи, добиваться цели, устанавливать контакт с собеседником), социальная (умение поставить себя на место другого и способность справиться со сложившейся ситуацией).
Овладение обучающимися коммуникативной компетентностью в целом — одно из важнейших условий самореализации, социализации молодых людей, востребованности на рынке труда.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме коммуникативного обучения иноязычной речи позволяет обнаружить противоречия между новыми требованиями общества к образованию, развитию, воспитанию личности учащегося средством иностранного языка и недостаточной изученностью процесса образования, развития и воспитания личности школьника средствами этого языка в условиях отсутствия языковой среды общения. Это противоречие может быть разрешено при такой организации учебно-воспитательного процесса на уроках иностранного языка, которая была бы направлена не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на «развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей»[5].
Основу исследования составили важнейшие принципы коммуникативного обучения в методологической теории:
Коммуникативное обучение ИЯ возможно в условиях
деятельностного подхода
Коммуникативное обучение ИЯ означает формирование у учащихся правил
грамматики, фонетики, необходимых в процессе коммуникации
Коммуникативное обучение ИЯ возможно в условиях аутентичного процесса, т.е. формирования социальной роли личности в условиях
приобретения опыта социального взаимодействия и усвоения социальных ценностей.
. Коммуникативное обучение осуществляется для решения
проблемных речемыслительных заданий, основанных на:
Коммуникативное обучение осуществляется с применением
ролевого общения, позволяющего формировать у учащихся
коммуникативного умения в специально созданных
жизненных ситуациях.
В результате исследования были выявлены различные формы и методы, современные педагогические технологии для активизации познавательной деятельности учащихся в ситуации отсутствия языковой среды. Предпочтение отдается тем материалам, которые создают естественную речевую ситуацию общения и несут познавательную нагрузку.
Было установлено, что умению обобщить, аргументировать, делать выводы, вступать в спор способствуют активные формы уроков, такие как, пресс- конференция «Хотите стать современными?.. Умнейте». Наблюдение показало, что уроки, где общение основано на индивидуальном, личном опыте, высказывания мотивированы, обращены к одноклассникам, убедительны, личностны, достигают своей цели. В процессе коммуникации решаются задачи и получают результат, если обсуждаются поступки, которые пережиты детьми или переживаются, проблемы связаны с окружающим миром учащихся при обсуждении таких вопросов, как:
- В нашей школе нужно ли вводить форму?
- Может ли предать настоящий друг?
- Как хобби помогает (мешает) тебе в учебе, жизни?
- Знаешь ли ты историю своего родного края?
- Надо ли много читать?
Использование учебных ситуаций развивали воображение, творчество, вызывали личную заинтересованность:
- у твоего английского друга день рождения, поздравь его, реши, какой бы ты вручил ему подарок.
- посоветуй, какой телесериал посмотреть в выходные дни.
Большие мотивирующие возможности имеет урок- дискуссия. Пришли к выводу, что для подростков положительное воздействие на мотивацию к учению оказывает освещение болевых молодёжных проблем: наркотики, табакокурение, насилие, взаимоотношения в семье, проблема «отцов и детей». При подведении итогов урока, как мы заметили, целесообразно развить проблему «What to do?», и как заключительный этап урока - высказывания учащихся, основанных на личном опыте. Навыки такого общения (где содержанием является личный опыт), как показали беседы с учащимися, останутся на всю жизнь, даже если ученик забудет по тем или иным причинам иностранный язык. Такие уроки дают достаточно полное представление об уровне речевых умений учащихся, однако, выставление отметок на таких уроках противоречило бы его атмосфере, и, этот момент, как было замечено нами, целесообразно перенести на следующий урок. Что же касается стимулирующей роли отметки, то на подобных уроках такой вопрос не стоит. Здесь «задействованы познавательные мотивы, ученик получает удовлетворение от факта общения на иностранном языке» [1], который является важным показателем для самоутверждения и самореализации подростка. Оно выступает в качестве своеобразного социально-психологического механизма, посредством которого осуществляется воздействие на духовный мир учащихся, на его психику и сознание.
Целью обучения английскому языку на современном этапе является не просто получение знаний и умений, а «определенных качеств личности»[7]. В ходе проведенных исследований было установлено, что большие возможности для этого представлены в использовании ролевых игр, когда ученик выступает в других социальных ролях (врач, учитель, тренер, корреспондент, сын-дочь, любитель кино и т,д.). Ролевая игра требует знания различных учебных дисциплин (географии, истории, экономики), учащиеся выступают в роли сына и дочери, бабушки и мамы. Я обратила внимание, что хорошим собеседником часто является не тот, кто лучше использует структуру, опору или имеет отметку «5», а тот, кто имеет большой, жизненный опыт, кто быстро ориентируется в обстановке, более общителен, коммуникабелен. Подбор ролей формирует «активную жизненную позицию, лучшие человеческие качества, чувства коллективизма, взаимопомощи, взаимовыручки»[5]. В ролевых играх
1) What books саn help уоu to learn better at school- (читатель-· библиотекарь),
2) работа в паре. Mum – a daughter (распределение обязанностей по дому)
проявляется творческое самовыражение школьников. Направления творческой деятельности школьников 8 класса проявляются в их увлечениях музыкой, компьютером, спортом, девочки ведут дневники, собирают коллекции, между ними в классе складываются определённые межличностные отношения. Правильно подобранные и хорошо организованные игры приближают речевую деятельность к естественным нормам, способствуют развитию умственных способностей учащихся, совершенствованию и тренировке памяти, развитию мышления, помогают лучшему усвоению и закреплению знаний, пробуждению живого интереса к изучаемому предмету.
Такие уроки оживляют общение, они имеют личностную направленность, создают подлинно коммуникативную обстановку на уроке.
В процессе разработки форм и методов развития коммуникативности школьников при обучении иностранному языку в условиях отсутствии языковой среды общения нами было установлено, что проблемные сиryации приучают к «самостоятельным действиям, к поиску решения»[4]. Прочнее осваивается учебный материал, если его можно применить к жизненной ситуации при обсуждении таких проблемных вопросов, как «Зачем иметь карманные деньги», «Как организовать свой день», «Как сохранить здоровье».
В ходе эксперимента было установлено, что уже на начальном этапе урока эффективность его возрастает, если он затрагивает личностные переживания, опыт, интересы, деятельность учеников, когда на уроке царит доброжелательная обстановка, располагающая к общению.
Заметили эмоциональные изменения в развитии школьников в этом учебном году, о чем свидетельствует опрос учащихся о комфортности состояния на уроке английского языка и диаграмма. При опросе учащихся 8г класса (16 учащихся), где реализуется технология коммуникативного обучения иноязычной культуре, предлагалось ответить на вопрос: «Я с удовольствием занимаюсь на уроке английского языка ». Результат опроса показывает, что к концу 4 четверти 14 учащихся из 16 дали положительный ответ, что составляет 80%.
Результаты опроса учащихся об отношении к предмету.
Исходя из полученных результатов, в кабинете английского языка было решено учащихся рассаживать за партами по своему усмотрению, не ограничивать их в выборе соседа по парте. Так определяются пары учащихся с лучшей психологической совместимостью, необходимой для коммуникативных упражнений. Можно видеть, что меняется психологическая обстановка в классе, для большинства детей процесс обучения становится радостным и желанным. Стиль взаимоотношений процесса тоже меняется.
Материалы исследования показывают также, что на формирование положительной мотивации подростков к изучению иностранного языка оказывают их родители. Одним из этапов эксперимента в 8 г классе стало проведение анкетирования среди родителей учащихся об удовлетворенности предоставляемых учебных услуг.
Результаты анкетирования родителей учащихся 8г класса.
в опросе принимало участие 20 человек.
Опросник | да | нет | не знаю |
1. Мне нравится школа, в которой обучается мой ребенок | 18 | 1 | 1 |
2. Мой ребенок ходит с удовольствием на уроки английского языка | 18 | 0 | 2 |
3. Учитель поощряет успехи моего ребенка | 15 | 0 | 5 |
4. После уроков английского языка ребенок не испытывает чувства усталости | 16 | 1 | 3 |
5. Моему ребенку интересно на уроках иностранного языка | 16 | 2 | 2 |
6. Я прислушиваюсь к мнению учителя по поводу моего ребенка | 19 | 1 | 0 |
7. Я благодарна учителю за отношение к моему ребенку | 17 | 0 | 3 |
8. Мой ребенок с удовольствием занимается на уроках английского языка | 18 | 1 | 1 |
9. Моему ребенку хватает времени на выполнение домашнего задания | 20 | 0 | 0 |
10. Учитель стремится помочь ребенку в преодолении трудностей | 16 | 2 | 2 |
11. Для учителя одним из основных приоритетов в работе является здоровье учащихся | 18 | 0 | 2 |
Директор МОУ «СОШ №3»: /Водолагина О.В./
Психолог МОУ «СОШ№3»: /Данилова И.И./
Степень вовлеченности родителей учащихся 8г класса, где
реализуется технология коммуникативного обучения
иноязычной культуре в условиях отсутствия языковой среды
общения, в работу класса (%).
Очень высокая | Высокая | Средняя | Низкая | Очень низкая | Затруднились ответить | Нет ответа |
5,8 | 42,3 | 45,4 | 2,3 | 0,0 | 0,2 | 4,0 |
Директор МОУ СОШ №3: /Водолагина О.В./
Психолог МОУ «СОШ№3»: /Данилова И.И./
Необходимо остановиться на социальном мотиве, связанном с различным взаимодействием школьника 8г класса с другими людьми, например, одноклассниками, учителями; стремление занять определенное положение среди окружающих, получить их одобрение, заслужить авторитет, желание занять место лидера. Все эти моменты характерны для подростков данного возраста. Одни ставят позитивные цели, испытывая при этом положительные эмоции. Они активны на уроке, не боятся высказываться по щепетильным вопросам «Проблемы в семье», «Взаимоотношения подростков в классе» (Куропатова, Караваева, Боголюбов, Верескун, Костенко). Иначе ведут себя мотивированные на избегание неудачи школьники. Они не уверены в себе, застенчивы, боятся критики (Попова, Панкратов). Их мотивация связана с низкой самооценкой, неверием в свои силы и успех. Учитывая уровень знаний учащихся, предлагаются задания разного уровня сложности. Менее подготовленным ученикам задания упрощаются (дается больше времени для подготовки, разрешается использовать опоры, словари), предлагаются простые речемыслительные задания:
- выпиши ключевые слова
- выдели главную идею
- догадайся по заголовку, о чём пойдет речь
- ответь ребятам на интересующие их вопросы.
Изучение степени психологического комфорта
учащихся 8г класса на уроках английского языка.
(в опросе принимало участие 16 человек)
Опросник | да | нет | не знаю |
1. Учитель проводит интересные увлекательные занятия | 14 | 1 | 1 |
2. Учитель стремится вызвать интерес у учащихся к предмету | 12 | 2 | 2 |
3. Учитель доброжелателен, справедлив, тактичен, требователен | 14 | 2 | 0 |
4. Учитель объективен в оценке знаний учащихся | 12 | 4 | 0 |
5. Учитель всегда понимает ученика: его состояние, настроение | 14 | 1 | 1 |
6.У вас есть желание быть похожим на учителя | 9 | 2 | 5 |
7. Учитель вместе со мной радуется моим успехам | 13 | 1 | 2 |
8.Мне интересно участвовать во внеклассных мероприятиях, проводимых учителем | 15 | 1 | 0 |
9. Учитель хорошо знает свой предмет | 15 | 1 | 0 |
Директор МОУ СОШ №3: /Водолагина О.В./
Психолог МОУ «СОШ№3»: /Данилова И.И./
Изучение языка не всегда продвигается так, как мы этого хотим. На промежуточном уровне может возникнуть момент, когда требуется дополнительный импульс, стимул для изучения иностранного языка. Таким стимулом, как показала практика, может стать проектная деятельность. Мотивация лежит в самом проекте. Ученику предоставляется возможность использовать приобретённые языковые навыки в новых реальных ситуациях. Нельзя утверждать, что проектная работа поможет решению всех проблем в изучении иностранных языков, но можно отметить, что это эффективное средство от однообразия, скуки. Она способствует развитию коммуникативности учащегося. Школьники осознают себя как члены единой творческой группы, учатся работать в коллективе. Графический показатель результатов анкетирования учащихся 8г класса (принимало участие 15 человек) демонстрирует наиболее значимые для них моменты такого вида работы.
Результаты анкетирования учащихся «Что меня привлекает в работе над проектами?»
Из результатов анкетирования видно, что при выполнении проектной работы учеников привлекает новизна и результат своей деятельности, который дает возможность показать свои навыки коммуникации на английском языке, утвердиться в глазах своих одноклассников.
Ученики отдают предпочтение выполнению проектов по теме «Как лучше провести лето», «Какие достопримечательности привлекают меня в Лондоне», «Мой идеальный день», «Школа, где я хотел бы учиться». «Что нам мешает никогда не болеть».
При работе над проектом учащиеся отстаивают, аргументируют свою позицию, используют различные средства для выражения своих мыслей: опрос, диагностика, анкетирование. Проектная работа, связанная с использованием ресурсов сети Интернет, создает «необходимые условия для …. преуспевания в новом информационном обществе цифровых технологий» [8]. Среди различных форм представления результатов исследований следует особо выделить компьютерные презентации. Чаще всего для создания компьютерных презентаций учащиеся используют программу Microsoft Power Point, версии которой позволяют демонстрировать текст (устный и печатный), рисунки, таблицы, эффекты.
Одной из составляющих коммуникативной компетенции является социокультурный подход в изучении английскому языку, предполагающий взаимодействие субъектов разных культур. Изучение применения социокультурного подхода в обучении английскому языку позволяет сделать следующий вывод: он ориентирует на обучение «межкультурному иноязычному общению в контексте педагогики гражданского мира и согласия» [5]. В этом учебном году знания страноведческого материала восьмиклассников расширились, они больше узнали об англо – говорящих странах, их традициях, культурной жизни. Урок - встреча с элементами театрализации в рамках так называемого «программы обмена» в английском кафе при изучении темы «Оксфорд – город – университет», когда к участию приглашаются учащиеся из других классов, организуется сладкое угощение, направлен на изучение истории, культуры, быта, нравов, традиций и обычаев стран англо- говорящего мира. Можно сделать вывод, что социокультурный подход в обучении иностранному языку является инструментом межкультурного общения, способом более глубокого осмысления родного языка, родной культуры, а это, в свою очередь, предопределяет цель обучения английскому языку как одному из языков международного общения.
Проведенное исследование по теме «Формирование коммуникативной образовательной среды на уроках английского языка в средней школе » и анализ работы в 8г классе показали, что данная система обучения иностранному языку требует от учителя большой предварительной работы, от ученика - напряженного труда. Но она дает хорошие результаты, мотивируя образовательные потребности школьника. Исследование показало, что основной недостаток в процессе формирования коммуникативной культуры у школьников заключается в отсутствии языковой среды общения, разработанной методике преподавания в данных условиях. Выявленные в ходе исследования формы и методы, направленные на развитие коммуникативной компетенции английскому языку при условии отсутствия языковой среды общения, дают возможность наблюдать позитивную динамику успеваемости и качества знаний учащихся по предмету, способствуют увеличению их лексического запаса, использованию в речи различного грамматического материала, развивают интерес к дальнейшему изучению английского языка.
Проведенная оценка образовательных достижений учащихся 8г класса, где реализуется технология коммуникативного обучения иноязычной культуре за 2008-09 учебный год, доказывает эффективность использования данной методики. Результаты сравнительного анализа промежуточных срезов знаний по английскому языку за II четверть 2008-09 учебного года показывают, что уровень знаний лексического, грамматического материала у школьников 8г класса, где реализуется технология коммуникативного обучения, выше.
Результаты сравнительного анализа промежуточных срезов знаний по английскому языку за II четверть 2008-09 учебного года среди учащихся
7б, 8г, 6а классов
Результаты сравнительного анализа промежуточных срезов знаний по английскому языку за II четверть 2008-09 учебного года доказывают, что уровень знаний лексического, грамматического материала, у школьников 8г класса, где реализуется технология коммуникативного обучения, выше. Результаты срезов знаний учащихся по классам следующие:
8г класса: «4», «5» - 12 человек, что составляет 74% качества знаний
6а класс: «4»,«5» - 7 человек, что составляет 43% качества знаний
7б класс: «4» - человек, что составляет 20 % качества знаний
Мониторинг образовательных достижений учащихся 8г класса, где
реализуется технология коммуникативного обучения
иноязычной культуре за 2008-09 учебный год.
Учебный год | Класс
| Количество учащихся
| Учатся на «4» и «5» | % качества знаний | ||||||
2008-09 | 8г | 16 | 1 11 | 2 12 | 3 13 | 4 | 1 68 | 2 ч 75 | 3 80 | 4 |
Директор МОУ СОШ № 3: /О.В.Водолагина./
Графический показатель образовательных достижений учащихся 8г класса, где реализуется технология коммуникативного обучения иноязычной культуре за 2008-09 учебный год.
Среди учеников 8 г класса нет неуспевающих, качество знаний за 3 четверть составляет 80 %. Средний балл в 2007-2008 учебном году составил - 4,2 в 2008-2009 - 4,4.
Результаты сравнительного анализа уровня учебной мотивации учащихся начальной стадии обучения (5 «А»-23 человека) и среднего этапа обучения (8 «Г»-16 человек)
Учащиеся занимают призовые места н
Анализ анкетирования учащихся с целью выявления уровня учебной мотивации показывает, что уровень учебной мотивации учащихся 8г класса по сравнению с уровнем мотивации учащихся 5а класса, которые в этом учебном году начали впервые изучать иностранный язык, выше и составляет 97, 6%.
Учащиеся занимают призовые места на школьных олимпиадах по английскому языку. В 2008-09 учебном году на I этапе предметных олимпиад по английскому языку 2 ученицы 8 г класса заняли призовые места:
1место - Костенко Яна
2 место – Зайцева Елена
Выводы
Формирование коммуникативной образовательной среды стала одним из результатов реализации моей исследовательской работы.
Использование технологии коммуникативного обучения в 2008-09 учебном году в 8г классе позволило:
- развить творческие способности учащихся.
- повысить уровень самостоятельной деятельности учащихся на уроке и дома;
- добиться определенных успехов во внеурочной деятельности учащихся
- повысить качество успеваемости учащихся
- сформировать положительную мотивацию к его дальнейшему изучению,
- включить учащихся в активную разноуровневую познавательную деятельность.
- развить личностные качества учащихся
В ходе экспериментальной работы были выявлены такие формы и методы, подходы, технологии коммуникативного обучения иноязычной культуры, которые позволяют в условиях отсутствия языковой среды общения повысить уровень сформированности коммуникативных навыков и умений учащихся. Среди них активные формы работы, проектная деятельность, применения социокультурного подхода в обучении английскому языку, использование ситуаций проблемного характера, ролевых игр, творческого самовыражения учащихся. Исходя из данного исследования, можно сделать вывод, что при использовании выявленных форм, методов, технологий коммуникативного обучения ученик выступает как активный творческий субъект, как индивид, который имеет свои потребности в самореализации и развитии своих способностей в области изучения английского языка, стремится к самообразованию и осознанию своих профессиональных склонностей.
Результаты исследования позволили сопоставить уровни коммуникативной культуры школьников на различных стадиях эксперимента.
Уровни коммуникативной культуры школьников на различных стадиях эксперимента.
Условные обозначения:
Результаты уровня сформированности коммуникативных навыков и умений учащихся в конце эксперимента
Результаты уровня сформированности коммуникативных навыков и умений учащихся в начале эксперимента
идеальная цель подготовки
Наблюдая динамику формирования коммуникативной культуры на иностранном языке у учащихся 8г класса, убедились, что выявленные образовательные технологии, механизмы обучения при отсутствии языковой среды общения помогают мне добиваться оптимально возможных результатов в учебном процессе.
Полученные в ходе педагогического эксперимента результаты позволяют сделать вывод об эффективности использования разработанных форм и методов, подходов в обучении английскому языку в условиях отсутствия языковой среды общения и свидетельствуют о правомерности выдвинутой гипотезы.
Таким образом, можно утверждать, что задачи исследования решены, гипотеза подтверждена, а цель исследования достигнута. В результате проведенного исследования подтверждена актуальность темы.
Исследовательская работа имеет теоретическое значение и может быть использована учителями английского языка для дальнейших исследовательских работ, связанных с теоретическим и методическим обоснованием проблемы использования коммуникативного обучения в условиях отсутствия языковой среды общения.
Практическая значимость результатов эксперимента состоит в разработке авторской программы учителя по английскому языку (находится в стадии завершения), рекомендаций для учителей английского языка, использующих в своей работе технологии коммуникативного обучения. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в практической деятельности.
Дальнейшие перспективы и возможности в разработке данной темы мы видим в более детальном рассмотрении принципа ситуативности, т.е. создании ситуации как «системы взаимоотношений общающихся» [7].
Основные результаты исследования отражены в публикациях и выступлениях.
1.Беляева О.Н. Воспитательный потенциал урока английского языка в
развитии личности учащегося на основе
акмеологического подхода. Фестиваль педагогических идей
«Открытый урок», ИД «Первое сентября», 2009 г.
2.Беляева О.Н. Разработать методические рекомендации для педагогов по
развитию познавательной активности учащихся в учебном
процессе с помощью выявленных форм и методов
акмеологической направленности. Педсовет. Январь,
2009год.
3.Беляева О.Н. Метод проектов в обучении английскому языку: теория и
практика. Методический фестиваль «Педагогические
технологии в образовательном процессе», МНЛ на базе МОУ
«СОШ №3 г. Ершова», 2009г.
4.Беляева О.Н. Круглый стол «Современные технологии
коммуникативного обучения иноязычной культуре»,
ШМО учителей английского языка МОУ «СОШ №3 г.
Ершова Саратовской обл.» 2008.
- Беляева О.Н. Авторская программа педагога по английскому языку (в
стадии завершения), 2008-09 уч. г.