Информационная безопасность

Учительская

Предварительный просмотр:

Информация

о проводимых в рамках Урока безопасности в сети Интернет мероприятиях

В МБОУ РСОШ №38:

Показатели

Информация

1.

Количество общеобразовательных организаций, в которых проведен Урок

2.

Общее количество общеобразовательных организаций в муниципальном образовании

3

Форма организации урока

Работа в группах

4.

Межведомственное взаимодействие при подготовке и проведении Урока

Ростелеком

5

С 27.10.2014 по 30.10. 2014 в школе была объявлена акция «Безопасный интернет»:

  1. 27.102014- Созданы буклеты с правилами пользования сетью Интернет, выбрана эмблема акции
  2. 28.10.2014 – День безопасного интернета для учителей. Просмотр презентации «Безопасность в сети Интернет», вручение буклетов.
  3. 29.10.2014- День безопасного интернета для детей (начальная школа) и их родителей.

Просмотр презентаций, вручение буклетов. Родителей познакомили с программой Родительский контроль.

  1. 30.10.2014-  Проведение Урока безопасности в сети Интернет в основной школе.
  2. Знакомство с сайтом Сетевичок.рф.
  3. Выступление сотрудника Ростелеком                Зинченко И.И.

Ответственный – Серик Н.А.

I:\DCIM\101MSDCF\DSC02425.JPGI:\DCIM\101MSDCF\DSC02428.JPG



Предварительный просмотр:

МБОУ РСОШ №38 

               Общешкольное

родительское собрание

"Правила безопасности и этика в Интернете для подростков"

5.12.2014

Цели и задачи:

  • актуализировать проблему безопасности детей в сети интернет;
  • побудить родителей задуматься о собственной роли и ответственности за безопасность детей в сети интернет;
  • поддержать положительный опыт семейного пользования интернетом;
  • познакомить родителей с правилами безопасности при работе с интернетом и детскими браузерами;
  • рассказать родителям о правилах общения в Интернете.

Оборудование для проведения собрания: проектор, экран, ноутбук.

Подготовительная работа: анкетирование обучающихся, подготовка статистики, разработка памяток для родителей, обучающихся.

ХОД СОБРАНИЯ

Вступительное слово

– В социальном пространстве информация распространяется быстро, благодаря техническим возможностям. Сама информация часто носит противоречивый, агрессивный и негативный характер и влияет на социально-нравственные ориентиры общественной жизни. В связи с этим, возникает проблема информационной безопасности, без решения которой не представляется возможным полноценное развитие не только личности, но и общества. Современный школьник, включенный в процесс познания, оказывается незащищенным от потоков информации. Пропаганда жестокости средствами массовой информации, возрастающая роль Интернета, отсутствие цензуры является не только социальной, но и педагогической проблемой. 
Мы и не думали никогда, что воспитание ребенка будет сопряжено с опасностями, таящимися в Интернете. Жизненных ситуаций, где ребенок способен нашкодить, множество, но тут, откуда не возьмись, добавилась еще одна проблема – детишки полезли в Интернет. А там их ждет множество опасностей, о которых они сами, скорее всего, даже и не подозревают. Интернет общение в жизни ребенка — это хорошо или плохо? Сколько и как должен общаться ребенок в Интернете? Нужно ли ограничивать общение детей в сети? Важно ли прививать этические понятия ребенку по отношения к общению в Интернете? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить.

Мотивация к деятельности. Тренинг

Родители высказывают свою точку зрения и аргументы по предлагаемому вопросу, передавая из рук в руки приятный на ощупь мягкий мячик.

Вопросы:

– Чем является компьютер в вашей семье? Приведите примеры ситуаций из вашей жизни, связанных с положительными и отрицательными эмоциями по поводу использования компьютера.
– Что сделаем, чтобы не повторять ежедневно: “Ты опять весь день просидел (а) за компьютером”?
– Какую пользу извлекает Ваш ребенок при использовании сети Интернет?
– Какие опасности ждут Вашего ребенка в сети Интернет?

Результаты анкетирования детей.Анализ, обсуждение ситуаций.

Еще недавно компьютеры были скорее роскошью, но уже сейчас являются, чуть ли не “предметом первой необходимости”. Результаты анкетирования детей 5-9 классов показали, что:

  • 80% детейимеют дома компьютер.
  • В среднем ежедневно дети проводят за ним по3-4 часав день.
  • Из видов деятельности, преобладающих в общении с компьютером, дети на первое место поставили – компьютерные игры.93%из них каждый день играют в компьютерные игры, причем51%может начать играть, даже не пообедав.
  • На втором месте – общение в Сети.85%пользуются Интернетом – из них93%общаются в социальных сетях,53%– играют в сетевые онлайн игры.
  • Далее дети выбирают прослушивание музыки, рисование, печать документов соответственно46%,13,5%и1%.
  • 38%– при определении рейтинга использования свободного времени наI местопоставили компьютер, исключив при этом занятия спортом, прогулки на воздухе, общение с семьёй.

Достичь высоких результатов в воспитании невозможно без привлечения родителей. Нередко родители недооценивают угрозы, которым подвергается школьник, находящийся в сети Интернет. 
Комплексное решение поставленной задачи со стороны семьи и школы позволит значительно сократить риски причинения различного рода ущерба ребенку со стороны средств ИКТ. 
Проблема защиты детей в Сети находит самый широкий резонанс. И это не 
случайно. 
Обратимся к статистике: в России около 50% детей выходят в Сеть без контроля взрослых:

  • 28% из вышедших в Интернет детей "серфят" в поисках "клубнички", 19% детей иногда посещают порносайты, еще 9% делают это регулярно;
  • 38% детей, просматривают страницы о насилии
  • 16% детей просматривают страницы с расистским содержимым
  • 26% детей участвуют в чатах о сексе
  • 14.5% детей, принявших участие в опросе, назначали встречи с незнакомцами через Интернет, 10% из них ходили на встречи в одиночку, а 7% никому не сообщили, что с кем–то встречаются.

Темпы информатизации оказались столь быстрыми, что и семья, и школа оказались не готовы к угрозам нового типа, методы борьбы с которыми еще только разрабатываются.Какие же опасности ждут школьника в Интернет-сети? Давайте с ними познакомимся – это:

1. Сайты порнографической направленности;
2. Сайты, разжигающие национальную рознь и расовое неприятие: экстремизм, национализм, фашизм.
3. Депрессивные молодежные течения. Ребенок может поверить, что шрамы – лучшее украшение, а суицид – всего лишь способ избавления от проблем.
4. Наркотики. Интернет пестрит новостями о так называемой "пользе” употребления марихуаны, рецептами и советами изготовления "зелья”.
5. Сайты знакомств. Виртуальное общение разрушает способность к общению реальному, "убивает” коммуникативные навыки подростка.
6. Секты. Виртуальный собеседник не схватит за руку, но ему вполне по силам "проникнуть в мысли” и повлиять на взгляды на мир.

Разработка рекомендаций

И обучающимся, и родителям необходимо знать о том, что в виртуальном мире существует целый свод правил, которыми нужно руководствоваться при работе и общении в сети. Незнание, неумение использовать основные нормы поведения, приводит к тому, что подростки демонстрируют в виртуальном пространстве асоциальное поведение, а то и совершают правонарушения в сфере информатизации. Кажущаяся безнаказанность, анонимность, доступность приводит к таким поступкам, на которые в реальном мире большинство детей не способны. Причем многие из них даже не задумываются о том, что данные действия могут нанести реальный моральный, экономический, или даже физический вред тому, против кого они направлены.
Интернет может быть прекрасным местом как для обучения, так и для отдыха и общения с друзьями. Но, как и весь реальный мир, Сеть тоже может быть опасна. Перед тем, как разрешить детям выходить в Интернет самостоятельно, следует установить ряд правил, c которыми должен согласиться ваш ребенок.
Если вы не уверены, с чего начать, вот несколько рекомендаций, как сделать посещение Интернета для детей полностью безопасным. Десять фактов, которые нужно сообщить детям ради безопасности в Интернете:

1. Поощряйте детей делиться с вами их опытом в Интернете. Посещайте Сеть вместе с детьми.
2. Научите детей доверять интуиции. Если их в Интернете что–либо беспокоит, им следует сообщить об этом вам.
3. Если дети общаются в чатах, используют программы мгновенного обмена сообщениями, играют или занимаются чем–то иным, требующим регистрационного имени, помогите ребенку его выбрать и убедитесь, что оно не содержит никакой личной информации.
4. Настаивайте на том, чтобы дети никогда не выдавали своего адреса, номера телефона или другой личной информации, например, места учебы или любимого места для прогулки.
5. Объясните детям, что разница между правильным и неправильным одинакова: как в и Интернете, так и в реальной жизни.
6. Научите детей уважать других в Интернете. Убедитесь, что они знают о том, что правила хорошего поведения действуют везде — даже в виртуальном мире.
7. Настаивайте, чтобы дети уважали собственность других в Интернете. Объясните, что незаконное копирование чужой работы — музыки, компьютерных игр и других программ — является кражей.
8. Скажите детям, что им никогда не следует встречаться с друзьями из Интернета. Объясните, что эти люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают.
9. Скажите детям, что не все, что они читают или видят в Интернете, — правда. Приучите их спрашивать вас, если они не уверены.
10. Контролируйте деятельность детей в Интернете с помощью современных программ. Они помогут отфильтровать вредное содержимое, выяснить, какие сайты посещает ребенок и что он делает на них.

В каком возрасте следует разрешить детям посещение Интернета?

Дети начинают пользоваться Интернетом во все более и более раннем возрасте. Дети уже в возрасте семи лет могут пользоваться Интернетом в школе, поэтому, скорее всего, захотят иметь в доступ в Сеть и дома. В возрасте 10-16 лет родителям часто уже весьма сложно контролировать своих детей, так как об Интернет они уже знают значительно больше своих родителей. В этом возрасте подростки активно используют поисковые машины, пользуются электронной почтой, службами мгновенного обмена сообщениями, скачивают музыку и фильмы. Мальчикам в этом возрасте больше по нраву сметать все ограничения, они жаждут грубого юмора, азартных игр, картинок «для взрослых». Девочки предпочитают общаться в чатах, при этом они гораздо боле чувствительны к сексуальным домогательствам в Интернет. 
В связи с этим, особенно важно строго соблюдать правила Интернет-безопасности. (
Приложения 1, 2) . Кроме того, необходимо как можно чаще просматривать отчеты о деятельности детей в Интернет. Следует обратить внимание на необходимость содержания родительских паролей (паролей администраторов) в строгом секрете и обратить внимание на строгость этих паролей. Обеспечивать родительский контроль в Интернет можно с помощью различного программного обеспечения (Приложение 3). 
Внушите им, что никогда нельзя сообщать в Интернете личные сведения. (
Приложение 4).

Какими внутрисемейными правилами следует руководствоваться при использовании Интернета?

Выработайте вместе с детьми соглашение по использованию Интернета. В нем должны быть описаны права и обязанности для каждого члена семьи. А также – четко сформулированы следующие пункты:
– Какие сайты могут посещать дети и что им разрешается там делать.
– Сколько времени ваши дети могут проводить в Интернете.
– Что делать, если что-нибудь вызывает у ваших детей ощущение дискомфорта.
– Как защитить личные данные.
– Как следить за безопасностью.
– Как вести себя вежливо и корректно.
– Как пользоваться службами чатов, группами новостей и мгновенными сообщениями.

Помните!

Для эффективности такого соглашения крайне важно участие детей в его составлении. Распечатайте его и держите рядом с компьютером для напоминания всем членам семьи, регулярно просматривайте и вносите изменения по мере того, как дети взрослеют.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Если вы обеспокоены безопасностью ребенка при его работе в Интернете или при использовании мобильной связи:

  • Если ребенок подвергся опасности или стал жертвой сетевых преследователей и мошенников.
  • Обратитесь на линию помощи «Дети онлайн». Эксперты помогут решить проблему, а также проконсультируют по вопросу безопасного использования детьми мобильной связи и Интернет.
  • Позвоните по телефону8-800-25-000-15(звонок по России бесплатный, прием звонков осуществляется по рабочим дням с 9-00 до 18-00 мск

Заключение

Не стоит думать, что Интернет – это безопасное место, в котором ваши дети могут чувствовать себя защищенными. Надеюсь, что вы понимаете, что использование только средств воспитательной работы без организации действенного контроля – это практически бесполезное занятие. Точно так же как и использование репрессивных средств контроля без организации воспитательной работы. Только в единстве данных средств мы с Вами вместе сможем помочь детям чувствовать себя в безопасности и оградить их от влияния злоумышленников.

Используемые Интернет- ресурсы:



Предварительный просмотр:

Влияние компьютера на здоровье школьника.

Провела педагог- психолог Орехова Л.М.

5 класс,24 февраля 2015 г.

1.

ХХ век дал много «технических чудес», среди которых и компьютер с его многочисленными возможностями, в том числе и мировая информационная сеть Интернет. О пользе и вреде этих изобретений можно спорить бесконечно, ведь у всякого явления или события есть свои сторонники и противники. Бесспорно компьютер подрастающего поколения порой даже заменяет  подросткам друзей, родителей, школу...

Вопросы компьютеризации, влияние компьютера на здоровье человека являются одной из важных проблем современности.

Компьютерный мир так заманчив, красочен и моден. Компьютер влияет на все биологические характеристики организма человека, и в первую очередь, на его физическое и психическое здоровье.

2.

Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером:

 Сидячее положение в течение длительного времени;

 Воздействие электромагнитного излучения монитора;

 Утомление глаз, нагрузка на зрение;

 Перегрузка суставов кистей;

 Стресс при потере информации.

 Сидячее положение

Казалось бы, за компьютером человек сидит в расслабленной позе, однако она является для организма вынужденной и неприятной: напряжены шея, мышцы головы, руки и плечи, отсюда остеохондроз, а у детей - сколиоз. У тех, кто много сидит, между сиденьем стула и телом образуется тепловой компресс, что ведет к застою крови в тазовых органах, как следствие - простатит и геморрой, болезни, лечение которых - процесс длительный и малоприятный. Кроме того, малоподвижный образ жизни часто приводит к ожирению.

 Воздействие электромагнитного излучения монитора

Монитор является источником практически всех видов электромагнитного излучения (радиации). В зависимости от воздействия на объект, эти излучения, бывают ионизирующими и неионизирующими. К ионизирующим относится рентгеновское излучение, которое широко используется в медицине, к неионизирующим - электромагнитное поле (излучение) сверхнизкой и низкой частоты.

Ионизирующее излучение, воздействуя на объект, в частности, на клетки человека, вызывает их повреждение за счет образование ионов. Эти повреждения могут быть летальными, когда клетка погибает, и сублетальными, когда клетка выживает, но информация, "зашитая" в нее, портится. Такие клетки могут быть источником возникновения рака.

 Воздействие на зрение

Глаза регистрируют самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения. Плохо сказываются на зрении неудачный подбор цвета, шрифтов, компоновки окон в используемых Вами программах, неправильное расположение экрана.

 Перегрузка суставов кистей рук

Нервные окончания подушечек пальцев как бы разбиваются от постоянных ударов по клавишам, возникают онемение, слабость, в подушечках бегают мурашки. Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими.

 Стресс при потере информации

Далеко не все пользователи регулярно делают резервные копии своей информации. А ведь и вирусы не дремлют, и винчестеры лучших фирм, бывает, ломаются, и самый опытный программист может иногда нажать не ту кнопку... В результате такого стресса случались и инфаркты.

 Признаки развития зависимости у ребенка

По результатам опроса НИИ школьных технологий [3]. Подростки от 10 до 17 лет на вопрос  «Чем ты обычно занимаешься в свободное время?» ответили:

 

1.   12, 2 % - общаюсь в сети;

2.   18, 1 % - читаю книги;

3.   30,1 % - посещаю кружки, секции;

4.   44, 9 % - играют в компьютерные игры;

5.   43, 7 % - общаюсь по телефону;

6.   71,1 % провожу время с друзьями;

7.   74, 2 % - смотрю телевизор.

Проведя анкетирование в своем классе,  я получила следующие результаты:

1. 20% учеников заботятся о здоровье своих глаз.

2. Большинство (83 %) учащихся имеют компьютер

3. 10% учеников не знают и пренебрегают нормами работы с компьютером.

4. 10% учащихся проводят за компьютером от 4 до 10 часов.

5. 36%  учащихся есть постоянное желание играть в  компьютерные  игры. 

6. 20% ребят выбрали компьютер вместо прогулки на лыжах, 0%- предпочли компьютер вместо общения с другом на яву, большая часть (72%)  предпочитают компьютер вместо чтения книг и разгадывания логических игр.

3.

Компьютерная зависимость — пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми. К. з. наиболее часта в детском и подростковом возрасте, особенно у мальчиков. Признаком К. з. является не само по себе время, проводимое за компьютером, а сосредоточение вокруг компьютера всех интересов ребенка, отказ от других видов деятельности.

4.

 Признаки зависимости

 Если ребенок ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера.

 Провел хотя бы одну ночь у компьютера.

 Прогулял школу – сидел за компьютером.

 Приходит домой, и сразу к компьютеру.

 Забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось).

 Пребывает в плохом, раздраженном настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался.

 Конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на запрет сидеть за компьютером.

Первая стадия — интерес.

 Друзья посоветовали, как отвлечься от проблем, «убить время», развлечься.

Вторая стадия — втягивание.

Воздержание сопровождается настоящими «ломками»: и скучно, и грустно, и дела не идут на ум.

Третья стадия — полная зависимость.

Конечно, люди с нарушенной психикой находят мир и покой в Интернете, потому что избавляются там от многих реальных проблем. Но и психически здоровые люди при чрезмерном увлечении Интернетом становятся зависимыми от него, а всякая зависимость в той или иной степени — нарушение психики.

5.

Здоровьесберегающие технологии при работе с компьютером

Разрешаемое время непрерывной работы учащихся за ВДТ зависит от их возраста, но не должно превышать:

• для учащихся I кл. (6 лет) - 10 мин;

• для учащихся II - V кл. - 15 мин;

• для учащихся VI - VII кл. - 20 мин;

• для учащихся VIII - IX кл. - 25 мин;

• для учащихся X - XI кл. на первом часе занятий - 30 мин, на втором - 20 мин.

6.

Основные правила гигиены зрения.

Комфортное рабочее место.

Оно должно быть достаточно освещено, световое поле равномерно распределено по всей площади рабочего пространства, лучи света не должны попадать прямо в глаза. Укомплектуйте компьютер хорошим монитором, правильно его настройте, используйте качественные программы.

Специальное питание для глаз.

Людям с ослабленным зрением нужно употреблять продукты, укрепляющие сосуды сетчатки глаза: чернику, черную смородину, морковь. В рационе близоруких должна присутствовать печень трески, зелень: петрушка, салат, укроп, зеленый лук. При дистрофии сетчатки помогает шиповник (настой, отвар), клюква.

Гимнастика для глаз.

Существуют компьютерные программы, имитирующие отдых для глаз. Трудно сказать, насколько они действенны. Наверное, лучше те же 10 минут отдохнуть по-настоящему, чем разглядывать экран с имитацией отдыха.

Наибольшую пользу гимнастика для глаз приносит для профилактики и на первых стадиях ослабления зрения. Желательно выполнять "глазной" комплекс упражнений и тем, кто работает за компьютером, и тем, чьи глаза склонны к переутомлению. Гимнастика для глаз обычно занимает не более пяти минут.

 



Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие "Компьютер - друг или враг?"

Провела педагог- психолог Орехова Л.М.

3-4 классы, 12 ноября 2014г.

Цель: Формирование позитивного отношения к компьютеру и умения использовать его во благо себе.

Задачи:

1. Ознакомить учащихся с вредными последствиями компьютерных игр, дать представление об Интернет - зависимости;

2. Развивать умения видеть положительные и негативные стороны в работе с компьютером;

2. Формировать у школьников умение анализировать, сравнивать, обобщать;

3. Развивать навыки участия в дискуссии;

4. Воспитывать у ребят дружеское отношение друг к другу, умение  работать в коллективе.

Оборудование и материалы:

1. Мультимедийное оборудование.

2. Презентация "Компьютер - друг или враг?"

3. Памятки (правила работы на компьютере).

4. Упражнения для глаз.

План внеклассного мероприятия:

1. Мотивационная беседа. Анкетирование.

2. Круглый стол "Страдания от кибермании".

3. Первый блок дискуссии "Три грани проблемы".

4. Второй блок дискуссии "Кто виноват".

5. Третий блок дискуссии "Что делать?"

6. Заключительное слово.

7. Подведение итогов (рефлексия).

        Ход внеклассного мероприятия.

I. Организационный момент.

- Ребята, я хочу вам загадать загадку,  которая и раскроет тему нашего мероприятия:

Он рисует, он считает,

Проектирует заводы,

Даже в космосе летает

И даёт прогноз погоды.

Миллионы вычислений

Может сделать за минуту.

Догадайтесь, что за гений?

Ну, конечно же ...  (компьютер).

II. Мотивационная беседа.

Психолог: Правильно. А тема нашего мероприятия "Компьютер - враг или друг?" (экран)

Наше мероприятие будет необычным. Он будет проходить в форме дискуссии. Что такое дискуссия? Посмотрим на экран.

Дискуссия - это спор, обсуждение какого-нибудь вопроса в беседе. (так объясняет значение данного слова толковый словарь Сергея  Ивановича Ожегова).

В дискуссии будут принимать участие наши гости: от родителей Марина Сергеевна, от врачей наша медицинская сестра Светлана Ивановна и наш специалист по компьютеру Алексей Иванович.

Сегодня мы затронем очень важную для всех подростков тему. Но сначала я проведу анкетирование: прошу вас, ребята, ответить на некоторые мои вопросы, но отвечайте честно, как есть на самом деле.

(Вопросы один за другим появляются на экране).

- Поднимите руки, кто хотя бы  один раз играл в компьютерные игры?

- Говорите ли вы с друзьями о компьютерных играх?

- Испытываете ли вы удовольствие за работой на компьютере?

- Злитесь ли вы на тех, кто отвлекает вас от компьютера?

- Приходилось ли вам обманывать близких, говоря о том, что вы искали для школы информацию, в то время когда вы просто играли или общались с друзьями?

- Случалось ли вам забывать о времени вовремя игры за компьютером?

- Откладываете ли вы важные дела ради компьютера?

- Просиживаете ли вы за компьютером допоздна?

- Посещаете ли вы Интернет-клубы?

III. Круглый стол. "Страдания от компьютерной зависимости".

        - Ребята, я задала  эти вопросы для того, чтобы вы посмотрели на себя со стороны и оценили трезво своё отношение к компьютеру. Если вы сейчас отвечали честно, то, возможно, вы пока ещё не очень зависимы от компьютера. Но некоторые ваши положительные ответы должны  вас заставить насторожиться уже сейчас. Поэтому тема нашего мероприятия очень важная, и говорить о ней нужно.

Сейчас все говорят: зависимость от компьютера. Что это: новая болезнь нашего времени или выдуманная угроза? На Западе утверждают, что каждый пятый пользователь Интернета в какой то мере страдает компьютерной зависимостью. Да и в России уже многие люди этому подвержены. Они теряют чувство реальности, уходят в виртуальный мир. Самыми незащищёнными, как всегда, оказались дети и подростки. Появился даже такой термин - "компьютерная зависимость".

Кто же в этом виноват и что делать? Эти вопросы сегодня мы и будем обсуждать.

Своё мнение по данному вопросу озвучит мама - Марина Сергеевна. От медицины выступит медсестра школы Светлана Ивановна. Мнение компьютерного специалиста мы услышим от учителя информатики Алексея Ивановича.

И прежде, чем начнётся обсуждение, послушаем наших ребят.

        - Компьютер прочно вошёл в нашу жизнь. Всеобщая компьютеризация сильно влияет на человека. А каково это влияние: положительное или  отрицательное? Кем является компьютер человеку: другом или врагом?

Я расскажу вам сказку, а вы, ребята, выделите из рассказа основные области, в которых компьютер нанёс вред человеку или принёс пользу.

    С К А З К А (сценка).

В некотором царстве - тридевятом государстве жил-был царь...И было у него два сына: Старший и Младший. Так он их называл. Старший умный был детина, ну а Младший ни так, ни сяк, просто был дурак.

Чтобы от века не отстать, чтоб детям помочь умнее стать,

Чтоб могли сыновья в современном мире жить

Решил царь ребятам компьютер купить.

Самый крутой подключил им Интернет:

безлимитный, высокоскоростной.

Долго ли сказка сказывается, да недолго дело-то делается.

Прошло много лет, что же случилось с сыновьями царя?

Старший сын  говорит:    (Вася)

"У меня один лишь друг,

Компьютером его зовут.

Целый день с ним провожу,

На прогулки не хожу.

Спортом я не занимаюсь,

И совсем не закаляюсь,

Я с друзьями не общаюсь,

Я учуся целый день,

И поверьте, мне не лень

За компьютером сидеть,

Фильмы, игры поглядеть.

На все сайты без разбора

Выхожу вплоть до упора.

Плохо стал соображать,

Отчего вдруг? - не понять.

Стало плохо с головою,

И с глазами. Что со мною?"

Посмотрите, каким стал Старший сын.

Младший сын  говорит:  (Андрей)

У меня есть новый друг,

Его компьютером зовут.

Дружу я с ним давно,

И расскажу вам про него:

Он всё по папочкам разложит,

Через принтер всё размножит.

Электронные файлы услуг

Инструмент "на все руки",

И лекарство от скуки,

И учитель, и преданный друг.

До чего же энергичный

Электронный человек

Мой попутчик симпатичный

В двадцать первый век.

- Ребята, а теперь обсудим влияние компьютера на Старшего сына. Ведь он у царя был умным детиной. И что с ним стало? (уч-ся перечисляют).

- Как вы думаете, почему всё это произошло? (целыми днями сидел за компьютером).

   Верно.

- А как использовал компьютер Младший сын хотя и был дураком? (только по назначению). Правильно.

Мы сегодня  постараемся выяснить, компьютер  для вас друг или враг.

А сейчас послушаем Настю М. Она прочитает нам стихотворение, которое в шуточной форме расскажет нам, какой вред здоровью может нанести компьютер, если им неправильно пользоваться. А называется стихотворение  "Вредные советы".

Вредные советы:

Никогда не мойте руки,

монитор , клавиатуру.

Это глупое занятие

не приводит ни к чему.

Вновь испачкаются руки.

Монитор, клавиатура.

И зачем же тратить силы,

время попусту терять.

Хочешь зрение улучшить

сядь поближе к монитору,

Лучше сразу носом ткнуться и

И сидеть часов так десять.

И тогда уж через месяц

Будет глаз как у орла.

Нет приятнее занятья,

Чем, сутулясь сильно-сильно

Посидеть у монитора.

Тренируйся ежедневно,

И наступит день счастливый-

Вас в какое-нибудь царство

Примут главным горбуном.

- Как вы думаете, нужно следовать этим советам?  Почему? (в данном случае от компьютера будет только вред).

Продолжите фразу. Когда компьютер- враг , т.е. может причинить вред…

(излучение, чрезмерное увлечение играми, вирусы из Интернета, напряжение зрения, неподвижная поза и т.д. )

А теперь продолжите фразу, компьютер – это друг, с ним я могу (что делать?)……

(играть, рисовать, песни петь, фотографии рассматривать, решать задачи, примеры, писать упражнения, писать и отправлять письма, отыскивать нужные знания в Интернете)

В этом случае от компьютера будет только польза.

Задание: Улыбнитесь друг другу. Я думаю, что при этом вы испытали приятные чувства. Если вы  скажете друг другу приятные слова или дотроньтесь до руки, то вновь испытаете такие же чувства.

А теперь представьте, что улыбаетесь компьютеру. Вы испытали приятные чувства, тепло от общения?

Какой же мы можем сделать вывод?

С компьютером интересно учиться, познавать окружающий мир. Компьютер помогает человеку  работать,  учиться, развиваться через правильные игры.

Но он  не может заменить радость общения с другом, сверстником. Только друг тебя поймет, с тобой помечтает, сможет приготовить сюрприз, сможет успокоить.

- Но всегда ли мы умеем контролировать себя, работая на компьютере?

Обсудим это. Наши родители расскажут из своего опыта, либо из опыта знакомых, соседей, телепередач.

Первое слово - родителям

Многие ребята просто не понимают, как опасен компьютер, если его неправильно использовать. В нашей семье, к счастью, с этим всё в порядке. Но как часто слышу жалобы от знакомых и соседей о том, что сын  перестал учиться, ворует деньги для Интернет-клуба. Был страшный случай, когда 12-летний подросток погиб от инсульта после 12-часовой игры на компьютере. Дети сутками  без еды и отдыха сидят перед компьютером дома или в игровых клубах, бросают учёбу, теряют друзей, конфликтуют с родителями. Были и такие случаи, когда старшеклассники отнимали у бабушек деньги, чтобы затем потратить их всё в том же Интернет-клубе, где просиживали сутками, а родители не знали, где искать своих детей.

Классный руководитель: Спасибо. Это так. Сейчас запрещено нахождение подростков ночью в Интернет-клубах, и это правильно. В своё время у меня был такой ученик (не буду называть его), когда до начала уроков я ходила в один из таких Интернет-клубов и забирала его. Но заниматься он уже не мог, а спал все уроки. Тогда этот ученик стал менять Интернет-клубы, чтобы я его не нашла. Конечно, этот ученик себя уже не мог контролировать.

- Ребята, что вы можете добавить к тому, что рассказали родители?

-Чувствуете ли вы, что вас тоже затягивает компьютерная трясина?

-Может это происходит с вашими друзьями?

-Может вы приведёте противоположные примеры, когда любители компьютерных игр не попадали ни в какую зависимость? (высказывания уч-ся).

            А я хочу напомнить вам телевизионный ролик, возможно вы его тоже видели, когда уже позднее время, а сын всё сидит перед компьютером. Мать заходит в комнату сына и зовёт его спать, напоминая о том, что завтра в школу. Сначала тот просто отмахивается от матери, но потом  приходит в ярость и набрасывается на мать с кулаками. Та в испуге даже выбегает из комнаты. А ведь этому мальчику всего-то лет 10.

О таком поведении детей свидетельствуют и криминальные факты, когда13-летний подросток жестоко избил родных бабушку и дедушку, чтобы добыть денег всё для того же Интернет-клуба. А другой старшеклассник, наигравшись в игры, жестоко избил соседских малышей.

Всё это  говорит о том, что компьютерные игры воспитывают в детях бесконтрольность своего поведения, жестокость. И люди бьют тревогу по этому поводу.

- Что скажут врачи? Слово - врачу.

Западные медики утверждают, что компьютерная Интернет-зависимость существует. Учёные считают, что очень скоро это заболевание будет номер один в мире. На Западе уже есть клиники, где лечат компьютерные расстройства. А, например, в Финляндии даже были случаи, когда призывники получали отсрочку от армии для лечения компьютерной зависимости. В России люди тоже обращаются за такой медицинской помощью.

В чём опасность компьютерной зависимости? Прежде всего, опасны многие компьютерные игры. В них главное действие - убийство, причём красочное, изощрённое. А ведь игра для ребёнка - это репетиция жизни. Так и складывается к 14-15 годам мнение, что насилие, убийство - это увлекательное и полезное занятие. Но самая страшная опасность в том, что компьютерная зависимость может перейти в другой вид зависимости: алкоголь, наркотики.

Психолог: Спасибо.

- Ребята, что скажете вы?

- Согласны ли вы с выводами врачей?

- Считаете ли вы, что компьютерные игры повышают агрессивность? (высказывания

   учащихся).

Пришло время высказаться компьютерному специалисту. Действительно ли так опасен компьютер? Все ли игры построены на насилии?

Слово – учителю информатики.

Компьютер может быть опасен. Ведь это источник электромагнитного излучения. чрезмерное увлечение вредными играми, напряжение зрения, неподвижная поза и др. Всё это негативно действует на человека. Но если соблюдать санитарные правила, компьютер может быть безвредным. Правила работы на компьютере находятся в компьютерном классе у каждого ученика прямо на рабочем столе, и ребята их, надеюсь, помнят.

Так есть ли вред от компьютерных игр? Не все игры построены на агрессии. Есть логические игры, игры для изучения школьных предметов. Есть тренажёры, с помощью которых можно получить важные и полезные навыки. Есть игровые тесты, которые помогут проверить свои знания. Что касается Интернета, то там есть форумы, где обсуждаются серьёзные вопросы и где можно высказать свою точку зрения. Можно создать свой сайт, сделать его популярным. Хочу также коснуться анонимности в Интернете, то она мнимая. Каждый компьютер имеет свой уникальный цифровой адрес, по которому его узнают другие компьютерные сети. Как только ты зашёл на какой-либо сайт, твой адрес мгновенно фиксируется и можно легко вычислить, кто ты такой и где живёшь. Вот почему хакеров почти всегда находят.

Психолог: Как мы видим, ни в самом компьютере, ни в Интернете нет ничего такого, что вызывало бы зависимость.

- Ребята, что вы можете к этому добавить? Прав ли учитель?

- В какие игры вы играете?

- Какую информацию ищете в Интернете?

 -Знаете ли вы о санитарных правилах пользования компьютером? Давайте их вспомним.

  (появляются на экране).

Вывод: К чему же мы пришли на этом этапе дискуссии: есть ли компьютерная зависимость или это выдумки врачей и родителей? (Да, есть)

IV. Второй блок дискуссии. "Кто виноват?"

Психолог: И так, мы выяснили, что компьютерная зависимость всё-таки есть. Но кто в этом виноват? Послушаем мнение участников нашей дискуссии.

Варианты мнений:

Мама: Виноваты в этом хозяева Интернет-клубов, которые наживаются на здоровье наших детей, родители, которые не проводят беседы со своими детьми, не воспитывают их; дети, которые просиживают за компьютером по ночам и играют в игры.

Врач: Виноваты родители в том, что дают детям деньги, не спрашивая, куда они их потратят. Позволяют своим детям проводить много времени за компьютером. Виноваты сами дети, которые не слушаются родителей и учителей.

Программист: Я. думаю, что виноваты все. Производители компьютеров выпускают всё новые и новые игры. А дети любознательные: всё хотят попробовать и попадают в зависимость. Виноваты родители, которые не следят за детьми, не знают, чем они занимаются.

Кл. руководитель: А что скажут ребята? Кого винить, что они попадают в компьютерную зависимость?

Примерные ответы:

- Виноваты сами дети.

- Родители виноваты. Они не хотят понимать детей, только ругают, поучают.

- Виновата школа. В ней скучно.

III. Блок дискуссии. "Что делать?"

Кл. руководитель: Итак, существует проблема компьютерной зависимости. Мы выслушали различные точки зрения, определили виновных. Приступаем к заключительному этапу дискуссии. Попробуем ответить на вопрос: что делать, чтобы люди, а точнее дети не попадали в компьютерную зависимость? Слово нашим гостям.

Примерные варианты мнений:

Мама: Закрыть все игровые клубы. Разрешить детям доступ в Интернет только в присутствии взрослых. В школе больше разъяснять детям о вреде игр, в которых есть агрессия, убийства.

Врач: Запрещать использование в клубах агрессивных игр. Заставить родителей контролировать своих детей, не разрешать им ночами сидеть за компьютером, больше с ними общаться. Каждый ребёнок должен заняться спортом или найти себе интересное увлечение. Тогда и друзья появятся, и скучать будет некогда.

Программист: Во-первых, нужно стать грамотным пользователем.

Во-вторых, не покупать все игры подряд, а быть избирательным.

И, в-третьих, нужно поменьше играть  в игры. Нужно учиться создавать сайт, где можно будет что-то рассказать о себе. Это подтолкнёт каждого к саморазвитию.

Психолог: А что скажут ребята?

-Какой выход видите, чтобы не попасть в компьютерную зависимость? (Дети высказываются, повторяя и перефразируя мнения гостей, добавляют свои оригинальные предложения).

Подведём итог: Мы выяснили, чтобы не попасть в компьютерную зависимость, нужно стать грамотным пользователем, не покупать вредные игры, меньше играть, а заняться спортом, общаться с друзьями, читать книги.

- А теперь подведём общий итог нашей дискуссии, в ходе которой мы обсуждали очень важные вопросы. Что же мы выяснили:

1. Существует ли компьютерная зависимость или как её ещё называют "кибермания"?

Ваш ответ: существует.

2. Кто виноват в её появлении?

Ваш ответ: сами дети, клубы, родители.

3. Как бороться с этим злом?

Ваш ответ: повышать компьютерную грамотность, не покупать агрессивные игры, меньше сидеть за компьютером, а заниматься спортом.

Психолог: Я тоже так считаю. Наше обсуждение подошло к концу. И завершить его я хотела бы словами одного писателя, который так говорил: "Я пишу свои размышления на компьютере, отправляю их электронной почтой через мировую сеть. Нужную информацию беру из Интернета. Но при этом я не становлюсь зависимым от компьютера. Более того, я очень люблю этот маленький ящик, который помогает мне жить. Но моя любовь закончится в тот момент, когда я пойму, что не я владею им, а он мной".

Заключительное слово.

Психолог: Сегодня мы говорили о компьютерной зависимости. Эта проблема очень сложная, и мы не пытались её решить. Мы её обсуждали, мы учились вести дискуссию, учились слушать и слышать друг друга. Самое главное. обсуждая тему, мы учились живому общению, что не может нам дать самый мощный и современный компьютер. И ещё раз вспомним замечательные слова писателя, который говорил о том, что компьютер должен нам помогать жить, но не владеть нами.

Желаю вам, чтобы ваш компьютер помогал вам жить, а не создавал проблемы. Я хочу вам раздать памятки, в которых изложены некоторые правила работы на компьютере. Они помогут вам правильно распределять время при работе с компьютером, научат некоторым нехитрым упражнениям для глаз, рук, позвоночника, помогут сохранить здоровье.

Подведение итогов (рефлексия).

Психолог:

-Ребята, касается ли вас то, о чём мы сегодня говорили?

-Появился ли повод задуматься о себе и изменить своё поведение по отношению к компьютеру?

Если пока нет, то это замечательно. Как говорят медики: "Болезнь лучше предупредить, чем её лечить". Поэтому сегодня я пыталась вас предупредить, чтобы вы не стали зависимы от компьютера, а использовали бы его себе во благо.

-Ребята, что дало вам сегодняшнее мероприятие?

-Вам было интересно?

-Что-нибудь полезное взяли для себя?

Всем спасибо за подготовку и участие в дискуссии.



Предварительный просмотр:

Беседа на тему: «Компьютер — друг, помощник или враг»

                                                                               Провела педагог- психолог Орехова Л.М.

                                                                                    1-2 классы, 14 января 2015г.

Цель: 1. Ознакомить детей с вредными последствиями компьютерных игр, донести представление о компьютере;

2. Способствовать становлению интереса детей к правильному использованию компьютера;

3. Дать представления о человеке, об особенностях здоровья и условиях его сохранения;

4. развивать умения видеть положительные и негативные стороны в работе с компьютером;

5. Развивать навыки участия в дискуссии;

6. Воспитывать желание разрешать проблемные игровые ситуации, связанные с охраной здоровья;

Материал и оборудование:

детский и взрослый ноутбук, мультимедийный проектор, экран;

презентация, подготовленная в Microsoft PowerPoint;

3 смайлика из картона (желтый, красный, синий, прищепки бельевые 30 штук 3 цветов.

Музыкально-художественное сопровождение:

аудиозапись музыки «Друзья» группы Барбарики.

Ход занятия.

I. Организационный момент

Психолог. Здравствуйте, ребята.  Я вижу, что у вас очень добрые глаза и бьющиеся сердца. Послушайте, как бьется ваше сердце. И для того, что бы ваше сердце билось добротой до конца нашей встречи давайте объединимся в большое доброе сердце и посмотрим как оно стучит. Тук – шаг вперед, тук – шаг назад. Тук, тук, тук.

Здорово! Вам понравилось?

Дети: да, понравилось

II. Мотивация.

Психолог: А у меня к вам загадка.

Он рисует, он считает,

Проектирует заводы,

Даже в космосе летает

И дает прогноз погоды.

Миллионы вычислений

Может сделать за минуту.

Догадайтесь, что за гений?

Ну, конечно же … (компьютер)

Дети: Компьютер.

Психолог: ребята слышите какой-то звук? А вот кто здесь компьютер, только какой-то маленький.

Компик: Привет, ребята, я маленький компьютер и зовут меня Компик.

А у вас дома есть компьютер?

Дети: У меня есть. А у меня нету.

Компик: Вам разрешают играть на нем одному?

Дети: Мне разрешаю. Мне не разрешают

Компик: Долго вы играете или нет?

Дети: Я скольхо хочу столько и играю. Я немножко играю, мама не разрешает.

Компик: Вы любите играть в компьютер?

Дети: Да, любим играть.

Компик: И я очень люблю с вами играть! Давайте играть целыми днями.

Психолог: Ой, ой, ой, Компик! Подожди, как это целыми днями? Ты конечно хороший друг, но это вредно для здоровья человека. Сидеть за компьютером целый день!

III. Проблемная ситуация.

Вот я знаю такую историю про одного мальчика Лелика. Послушайте, я вам расскажу эту история. Присаживайтесь поудобнее. Рассказ «История Лёлика»

автор Сарапулова Г. В.

Однажды Лелик долго сидел за компьютером. Забыл про друзей которые его звали играть, забыл о котенке которого нужно покормить. Сидел, сидел и услышал тихие голоса.

Заговорили его глаза:

-Мы устали смотреть на экран монитора, нам плохо видно!

Заговорил мозг:

-Нам нужен свежий воздух!

Заговорили легкие:

-Не могу дышать, на меня давит спина!

Заговорила спина:

- Я устал держать позвоночник!

Заговорило сердце:

- Мне скучно! Где друзья?

Заговорили ноги:

-Мы устали сидеть на месте! Как здорово мы раньше играли!

Психолог: Ребята а вы устали смотрель на экран?

Дети: Да, глазки щипит.

IV. Динамическая пауза (зарядка) .

Психолог: Давайте сделаем такие упражнения, вам нужно встать, разотрите ладошки сильно, сильно и приложите их к глазам, теперь так же приложите к ушам, разотрите колени, потопаем ногами, похлопаем руками. И продолжим слушать рассказ.

Лёлик удивился и спросил:

-Так чего же вы хотите?

И все в один голос заговорили:

- Мы хотим двигаться, играть, кувыркаться, дышать свежим воздухом, дружить с ребятами.

Лелик подумал:

-Что со мной происходит, кажется мне пора отдохнуть и побежал к своим друзьям Барбарикам!

V. Динамическая пауза Танец с Барбариками «Друзья» (дети танцуют в хороводе)

И тогда Лёлик понял, что веселее развлечения, чем общения с друзьями нет. И за компьютер садился только когда хотел узнать что то новое, что бы рассказать друзьям.

VI. Анализ

Психолог: Вот здорово играть и веселиться с друзьями! И не нужно чтобы компьютер стал единственным развлечение, не забывайте, что есть друзья, книги и интересные игрушки. Ведь компьютер это всего лишь машина, пусть даже очень умная, но не может заменить тепло и радость живого общения друг с другом.

Компик: Стоп, стоп, стоп! Как же так? Что то я ни чено не понимаю. Я помогаю разучить алфавит, играю с вами, учу считать. Неужели я для вас не друг?

Дети: Друг!

Компик: А этот большой, который НОУТБУК, неужели вам не помогал?

Дети: Помогал!

Компик: Значит он для вас кто?

Дети: Помощник!

Психолог: Хорошо, хорошо не обижайся, пожалуйста. Ребята, кажется мы его обидели.

VII. Рефлексия.

Давайте сделаем так: те из ребят кто считает, что компьютер друг и посощник возьмите желтые прищепки и прикрепите их к желтому смайлику.

Вот и завершается наша увлекательная встреча.

Те кто считает, что из-за компьютера портится здоровье, зрение, осанка, болит голова и он опасен возьмите красные прищепки и прикрепите их к красному смайлику. И объясните свой выбор

Дети объясняют свой выбор.

Ребята, не нужно бояться умных машин,

Ведь пользу большую несут они в жизнь.

"Лишь ты позаботься о личном здоровье", –

Такие компьютер нам ставит условия.

Мне тоже очень было приятно с вами общаться. Спасибо вам большое.

Компьютер облегчает нашу жизнь. Без него современную жизнь трудно представить. Поэтому необходимо научиться жить с ним дружно. А вы ребята примите эти воздушные шарики и играйте друг с другом, веселитесь. До новых встреч.