Полезная страничка для родителей: ссылки, статьи, рекомендации

Порошина Елена Михайловна

Уважаемые родители! Ваш ребенок учится по образовательной системе "Школа 2100". Нас с Вами так не учили, у нас не было таких учебников. Поэтому вполне естественно, что Вам будет что -то неясно. Предлагаю Вам ссылки на образовательные ресурсы по Школе 2100, статьи, рекомендации. Пишите, если возникнут вопросы! У нас с Вами и Вашим ребенком одна цель: воспитать

1. самостоятельного человека, который умеет:

·        Преодолевать трудности, решать сложные жизненные проблемы

·        Принимать взвешенные самостоятельные решения и отвечать за них

·        Нести ответственность за себя и своих БЛИЗКИХ

·        Быть уверенным в себе и своих силах

 

2.     человека, который умеет и может учиться и постоянно самосовершенствоваться:

·        Он сможет эффективно продолжать образование как в учебном заведении, так и самостоятельно

·        Он сможет освоить практически любую профессию и добиться успеха в работе

·        Он будет в состоянии всегда анализировать свою жизнь и жизнь окружающих людей и на основе этого постоянно воспитывать и развивать себя

 

3.    человека, которому будет легко общаться с людьми в любой ситуации:

·        Он сможет существовать в любом социуме и пользоваться уважением

·        У него будет отлично развито умение общаться и всегда находить точные слова; убеждать людей в своей правоте

·        Он будет уметь слушать и слышать других людей, понимать их

 

4.   человека, который :

·        Будет собранным и целеустремлённым

·        Он не будет подвержен стрессам и депрессиям, потому что всегда в трудной ситуации будет действовать и искать оптимальный выход

·        Будет настроен на построение и укрепление прочных семейных и дружеских отношений

·        Его интересы будут многогранны и культурный уровень высоким

·        Патриотические и гражданские чувства будут осознанными и глубокими

ССЫЛКИ:

1. Здесь Вы можете подробнее ознакомиться с Образовательной Системой "Школа 2100", задать вопросы авторам учебников http://www.school2100.ru/

http://www.school2100.ru/semye/parents/

2. Ознакомиться с новостями нашей школы, с расписанием, узнать домашнее задание, проверить оценки своего ребенка можно на Дневник. ру по следующей ссылке https://login.dnevnik.ru/?ReturnUrl=http%3a%2f%2fdnevnik.ru%2fuser%2fuser.aspx%3fuser%3d1000002994858

Скачать:


Предварительный просмотр:

        В Российской Федерации происходит модернизация системы образования               с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки               и развития таланта каждого ребенка, сохранения его здоровья. В период с 2011                   по 2020 годы будет происходить постепенный переход  всех школ на новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС).

        С 1 сентября 2011 года по новым стандартам обучаются все первоклассники.

        В данном буклете даны ответы на часто задаваемые вопросы, связанные                    с ФГОС.

Зачем поменяли стандарт?

        Сегодня мы просто обречены на изменения, потому что мир вокруг нас стремительно меняется. Ученые прогнозируют, что сегодняшним школьникам придется работать  по специальностям, которых пока просто нет,  о которых мы даже не подозреваем. Почему у нас при слове «стандарт» все начинают искать базовый учебный план, названия предметов, количество часов? Этот происходит потому,              что стандарт понимался как минимум знаний по тому или иному предмету. А по новому стандарту -  это частность, не к этому он сводится, здесь совершенно иные вещи выходят на первый план. Ситуация нормы, - это когда вы выбираете и ищите свою логику жизни, и не ребенок подгоняется под одну и ту же  программу,                        а программа подстраивается под него. Он выбирает. Иными словами, стандарт совершенно изменился: это не список навязанных предметов, а договор между обществом, государством и семьей о требованиях к результатам образования. В центр встали программа развития школы, принцип вариативности, развитие разных возможностей ребенка. (Из интервью директора Федерального института развития образования, академика Российской академии образования, заведующего кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ Александра Асмолова)

Прошли ли апробацию новые стандарты?

        ХМАО вошел в число 14-ти из 89-ти регионов РФ, участвовавших в апробации ФГОС. Четыре ОУ города (СОШ №24, №25, гимназия имени Ф.К. Салманова, гимназия «Лаборатория Салахова») перешли на ФГОС НОО с 1 сентября 2010 года.

Чем новый стандарт начальной школы отличается от стандарта, действующего с 2004 года?

        Новый стандарт зафиксировал обязательства школы. Школа обязана обеспечить по окончании начальной ступени образования (1-4 класс) достижение ребенком результатов не только в предметных областях, как это было раньше,                                     но и метапредметных и личностных результатов. Иными словами, ребенок                     по окончании начальной школы должен уметь общаться, работать в группе, презентовать свою работу. Также он должен овладеть навыками работы с различной информацией, в том числе и представленной в электронном виде. Важно, чтобы ребенок научился учиться. Кроме того, новый стандарт закрепил требования                к условиям обучения. В нем перечислены те условия, которые должна обеспечить школа для достижения указанных результатов. В начальной школе должны быть              не только мебель, учебно-методические комплекты, но и оборудование для работы             с информацией, представленной в электронном виде, оборудование и помещения             для проведения исследовательской деятельности. Закреплена стандартом и структура образовательной программы. Школе предложена рекомендованная программа,              на основе которой коллектив школы формирует свою основную образовательную программу начальной школы (далее - ООП). Образовательная программа включает            в себя не только описание учебного процесса и предусмотренные им учебники,            но также и всю воспитательную работу, программу здоровьесбережения, коррекционную работу с учащимися.

Могут ли родители принимать участие в формировании ООП?

        В новой стандарте закреплено то, что 20% ООП формируется участниками образовательного процесса, а значит, и родителями. Процедура участия должна быть прописана локальным документом школы, например, при делегировании таких полномочий Управляющему Совету школы Положением о Совете. Также стандарт разрешает формирование индивидуальных учебных планов для учащихся, прежде всего, для одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Формирование таких учебных планов происходит с участием родителей и учащихся.

Изменятся ли учебники для начальной школы?

        Содержание учебников изменено в соответствии с новыми требованиями               к результатам. Но наименование учебных комплектов для начальной школы осталось прежним: «Гармония», «Начальная школа XI века», «Перспектива», «Школа 2100», «Классическая начальная школа», «Перспективная начальная школа», «Планета знаний», «Школа России» и др. Ежегодно рекомендованный перечень УМК                  для начальной школы утверждается приказом Министерства образования и науки РФ. Выбор УМК  из числа рекомендованных осуществляет школа.

Предусматривает ли новый стандарт оплату за обучение ребенка

в начальной школе?

        Конституцией РФ гарантируются общедоступность и бесплатность основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Новый стандарт закрепил за школой обязательную организацию внеурочной деятельности учащихся начальной школы (экскурсии, кружковая деятельность и пр.), все это должно быть прописано в основной образовательной программе школы. В случае, если по вашему желанию в школе организовано оказание дополнительных образовательных услуг (сверх того, что предусматривает ООП), тогда услуги оплачиваются родителем согласно заключенному договору.

Сколько дополнительных занятий (кружков, секций)

может посещать мой ребенок?

        Выбор внеурочных занятий, предлагаемых школой, и их количество осуществляет родитель. Однако не следует забывать о возможной перегрузке ребенка. Психологи рекомендуют не более 2-3 занятий в неделю сверх общей программы обучения.

Предусматривает ли новый стандарт увеличение или уменьшение

количества учебных часов в начальной школе?

        Общее количество учебных занятий не изменилось и не может составлять менее 2904 часов и более 3210 часов за 4 года обучения в зависимости                                         от продолжительности учебной недели в школе (5-ти или 6-тидневка). Количество часов в неделю увеличилось до 21 часа  за счет добавления еще 1 урока физкультуры (с 1 сентября 2011 обязательны 3 урока физкультуры). Это зафиксировано новыми санитарными правилами и нормами (СанПиН) от 3 марта 2011 года.

Кто определяет продолжительность учебной недели в начальной школе

(5-ти или 6-тидневка)?

        Продолжительность учебной недели выбирается школой в зависимости                     от реализуемой ею основной образовательной программы. В первом классе шестидневная учебная неделя не допускается.

Предусматривает ли новый стандарт

увеличение количества учебных предметов в начальной школе?

        Стандартом определены обязательные предметные области: филология, математика и информатика, обществознание и естествознание, основы духовно-нравственной культуры народов России, искусство, технология, физическая культура. Также определены требования к результатам  обучения по каждой предметной области. Количество и выбор предметов определяется выбранной моделью обучения, зафиксированной в ООП. Например, для достижения результатов в предметной области «филология», школы реализуют такие предметы, как русский язык, литературное чтение и иностранный язык. Этот список может быть дополнен такими предметами, как литературное слушание, риторика, дополнительный иностранный язык. Как правило, набор предметов сформирован группой разработчиков учебно-методических комплексов, которые проходят экспертизу на федеральном уровне.

С какого класса дети будут изучать иностранный язык

согласно новому стандарту?

        Это определяет школа и фиксирует в ООП. Как правило, преподавание иностранного языка вводится со 2 класса.

С какого класса дети будут изучать информатику

согласно новому стандарту?

        Информатика в начальной школе может изучаться как отдельный предмет, может быть интегрирована с другими предметами. Так, знакомство с различными видами информации может осуществляться на математике, окружающем мире; ввод текста на клавиатуре может быть освоен на русском языке. Продолжительность изучения предмета определена основной образовательной программой школы.

Не повлечет ли изменение стандарта дополнительные нагрузки на ребенка

и тем самым ухудшения его здоровья?

        Сохранение здоровья учащихся является одним из требований нового стандарта. Кроме этого, школа обязана выполнять СанПиНы (от 3 марта 2011 года) и другие нормы, обеспечивающие здоровье и безопасность учащихся. Исполнение норм регулярно проверяется контрольно-надзорными органами.

Допускается ли работа на компьютере в первом классе?

        При соблюдении определенных правил. Учитель обязательно  чередует такую работу с другими видами учебной деятельности, строго следит за продолжительнос- тью времени работы учащихся за компьютером.

Учитель не ставит отметок в 1-ом классе, правильно ли это?

        Согласно п.10.10 СанПиНа обучение в первом классе осуществляется                       без балльного оценивания и домашних заданий.

Учитель не задает домашнее задание в 1-ом классе, правильно ли это?

        Да.

Должна ли школа обеспечить группу продленного дня?

        Группа продленного дня является дополнительной услугой по присмотру                 за ребенком и может быть организована школой на договорных отношениях                          с родителями при наличии кадровых и материально-технических условий в школе.

Должна ли школа обеспечить горячее питание учащихся?

        Да, обеспечение учащихся горячим питанием - одно из обязательных условий, которые должна обеспечить школа.  Оплата за питание производится родителями (опекунами) или в соответствии с законодательством, органами социальной защиты.

Сколько детей может обучаться в одном классе?

        Количество определено  СанПиН — до 25 человек.

Готовы ли учителя работать по новым стандартам?

        Профессия учителя предполагает непрерывное совершенствование:                             в предметной области, во владении методикой и технологиями обучения. По закону РФ об «Образовании» и нормами трудового законодательства, учитель каждые пять лет проходит повышение квалификации. Кроме того, в городе организованы дополнительные курсы повышения квалификации в течение 2011 года для всех учителей первоклассников и администраций школ.

Где можно ознакомиться  с программами, которые реализует школа

на ступени начального общего образования?

        В самой школе. Все реализуемые в начальной школе программы отражены                  в основной образовательной программе школы. Большинство школ города оперативно размещает актуальную информацию на своих сайтах в сети Интернет.

Как выбрать программу обучения для своего ребенка?

        Все программы обучения начальной школы соответствуют возрастным особенностям детей начального школьного возраста и прошли федеральную экспертизу. Об особенностях программ вы можете узнать в школе, в сети Интернет.

        Следует встретиться с будущим учителем, который предложит ту или иную программу, обсудить все волнующие вас вопросы, прислушаться к его рекомендациям. Можно обратиться к школьному психологу. Усвоение программы ребенком зависит как от профессионализма учителя, так и от индивидуальных особенностей ребенка, участия и поддержки родителей, особенно в первый, адаптационный период.

Как узнать, правильно ли учитель учит?

        Не делайте поспешных выводов. Если вас что-то тревожит, обратитесь                        к администрации школы.

Для чего проводятся тестирования в первом классе?

        Тестирование в первых классах не проводится. Также не существует «ЕГЭ»              ни для первых, ни для каких классов начальной школы.

Когда ребенок окончит ступень начального образования и перейдет в 5-й класс, будет ли он учиться по новому стандарту?

        Да, если ваш ребенок поступает в школу в 2011 году, то в 2015 году он будет учиться по новому стандарту основного общего образования (5-9 класс).

 Где я могу получить дополнительную информацию о ФГОС?

Сайт Министерства образования и науки РФ: http://mon.gov.ru/dok/fgos/

Сайт Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования: http://www.standart.edu.ru/

Главное! По каким бы стандартам ни учился ваш ребенок, ваша любовь                        и внимание необходимы ему, чтобы он был счастлив, успешен в учебе. Любите ребенка сегодня таким, как он есть, помогайте ему, берегите его!



Предварительный просмотр:

ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Не жди, что твой ребёнок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Не требуй от ребёнка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.

3. Не вымещай на ребёнке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.

5. Не унижай!

6. Не забывай, что самые важные встречи человека — это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребёнке.

7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребёнка. Мучь, если можешь — но не делаешь. Помни, для ребёнка сделано недостаточно, если не сделано всё.

8. Ребёнок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нём творческого огня. Это раскрепощённая любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребёнок, но душа, данная на хранение.

9. Умей любить чужого ребёнка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

10. Люби своего ребёнка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребёнок — это праздник, который пока с тобой.

                                                                           Я. Корчак.



Предварительный просмотр:

Как помочь ребенку делать уроки

Какие правила должны знать родители, для того, чтобы помочь ребенку хорошо делать уроки. Обратим внимание на самые основные моменты.

1.Родители должны составить распорядок дня для первоклассника, в котором нужно определить когда ребенок играет, гуляет, а когда делает уроки. Такой расписание поможет ребенку  выполнять задания каждый день и будет  приучать его к дисциплине. Ребенок еще не привык к тому, что нужно делать уроки и родители должны помочь ему в этом. Вскоре ребенок будет выполнять домашнее задание без напоминаний родителей. Каждый вечер проверяются выполненые задания и ,если ребенок с чем-то не справился , доброжелательно объясните ему как что делать. Не ругайте и не высмеивайте ребенка.

2. Когда первоклассник  приходит домой после уроков,  помогайте ему достать из ранца учебники, тетрадки и выложите их на левый угол стола. Выполнил задание первоклассник перекладывает принадлежности на правый угол стола. Этот нехитрый жест, позволяет ребенку наглядно увидеть, что он уже выполнил, а что необходимо еще сделать.

3. Объясните ребенку, что важно записывать домашнее задание.

4. Лучше начинать делать уроки с легких  заданий.  Это необходимо для того, чтобы у первоклассника появилась чувство и даже уверенность, что он хороший ученик. Ребенок будет доволен собой и  выполняя сложное задание не будет расстраиваться( родителям нужно  обращать внимание на то что получается лучше у школьника).

5. Родителям не нужно постоянно сидеть рядом с ребенком и всегда вместе делать домашнее задание. Чтобы ребенок чувствовать себя хорошо при выполнение классных работ, нужно постепенно приучить его делать самостоятельно уроки дома. Начните с легких для ребенка заданий. При выполнение заданий сложных, родители постепенно могут немного отодвигаться от рабочего стола школьника и таким образом,   давать ему возможность делать уроки самостоятельно.

6.  Хвалите ребенка за правильно выполненное задание, когда проверяете домашную работу. На ошибки не указывайте и не ругайте, а предложите перепроверить те примеры, где он мог что-то не учесть.

7.  Помогайте вашему ребенку заучивать информацию из учебников. Чаще обсуждайте, что прочитал и научите выделять основное в тексте

8. Уроки делайте разумно.  Пришел ребенок из школы, ему необходимо отдохнуть от школьных занятий час или полтара. Он может поиграть в игры, пообщаться с друзьями или заняться чем-то ему интересным.

9.Не занимайтесь с ребенком дополнительными уроками.

10. Не заставляйте десять раз переписывать то, что не получается у ребенка  и переделывать  классную работу. Это подрывает уверенность в себе у ребенка.

11.Поиграйте с ребенком в школу, вы будете учеником, а ваш ребенок-учителем. Он научит вас писать, считать и читать .Это очень интересно.

12.Не нужно выполнять домашнее задание долго. каждые 15 минут делайте перерывы на 5 минут, лучше если ребенок в эти 5 минут попрыгает, побегает.

13.  Выполняя домашнее задание с ребенком улыбайтесь ему, подбадривайте и излучайте любовь, ребенок обязательно почувствует ваше отношение к нему.
Запомните как бы не учился ваш ребенок, любите его и уважайте его потребности и чувства.



Предварительный просмотр:

Требования к домашним работам и ведению тетрадей

  1. Русский язык
  • Между классной и домашней работой отступаем 2 строчки, число не пишем, пишем: Домашняя  работа , на следующей строке- Упр. 6   Буквы, прописанные красным на полях, прописать 3-4 раза также на полях. Выполнить работу над ошибками (учитель обозначит так: р.н.о.)
  • Как выполнить работу над ошибками?
  • Если в слове пропуск, замена буквы, словарное слово - прописать слово, подчеркнуть место, где была ошибка;
  • Если в слове ошибка на устойчивые сочетания (жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн,щн, нщ), на Ь,Ъ - прописать слово, подчеркнуть опасное место, подобрать еще 3 слова с таким сочетанием;
  • Если ошибка на парную согласную, непроизносимую согласную,безударную гласную в корне слова – записать слово, обозначить орфограмму, подобрать проверочное слово, подобрать еще 3 слова на такую же орфограмму;
  • Если неправильно выполнено задание – переделать верно, сделать еще 1 подобное задание.
  • Внимание! При выполнении упражнения в домашней работе обязательно выполнение всех заданий к упражнению!
  • Знаком                     обозначается разбор слова по составу; знаком       обозначается звукобуквенный разбор слова.

Пример        такого разбора: мороз [марос]- 5б., 5 зв., 2сл.

                                                м [м] – согл., зв., тв.

                                                о [a] – гл., безуд.

                                                р[р] - согл., зв., тв.

                                            о [о] – гл., уд.

                                                з[с] - согл., глух., тв.

  1. Математика
  • Между классной и домашней работой 4 клетки, между столбиками примеров/уравнений – 3 клетки, чертежи выполняем карандашом по линейке, надписи – ручкой.
  • Если в домашней работе есть задача, то делаем или схему, или краткую запись.
  • Выполняем р.н.о. – переделываем неверно выполненные задания
  1. Окружающий мир

Еще раз читаем тему, пройденную на уроке, полные ответы даем на вопросы, вывод в рамочке – пересказываем; выполняем задания;

  1. Английский язык

Каждый день слушаем диск, повторяем за диктором, учим слова, прописываем в тетради соответствующий урок.

  1. Чтение: читать каждый день не только дом. работу, но и рекомендованную/или другую детскую литературу. Еженедельно проверять технику чтения и сдавать листок на проверку в понедельник. Нормы чтения: полугодие- 45-50сл./мин., II полугодие- 55-60сл./мин
  2. Труд/рисование – каждый урок должна быть готова работа, если не готова – доделать дома; за каждый урок должна быть оценка!
  3. Информатика – учить выводы, пересказывать главное
  4. Музыка – учить песни, девочки – ходить на хор (по желанию)
  5. Физкультура – обязательна форма, если ребенку нельзя идти на урок- справка от врача.

Нормы оценок за основные письменные работы:

В письменных работах – 2 исправления= 1 ошибке

Диктант: 1- 2 ош. – 4; 2-5ош.- 3; более 5 ош.- 2

Словарный диктант (10-12 слов): 1ош.- 4; 2ош.- 3; 3и более ош.-2

Работа по математике: не решена задача и 1-2 вычислительная ош – 3, не решена задача и 3-4 вычислительная ош – 2; задача решена, 1-3 вычислительная ош. – 4, 4-5 вычислительная ош.-2.

Учитель может изменить нормы, исходя из сложности и объема работы.

  1. Математика
  • Между классной и домашней работой 4 клетки, между столбиками примеров/уравнений – 3 клетки, чертежи выполняем карандашом по линейке, надписи – ручкой.
  • Если в домашней работе есть задача, то делаем или схему, или краткую запись.
  • Выполняем р.н.о. – переделываем неверно выполненные задания
  1. Окружающий мир

Еще раз читаем тему, пройденную на уроке, полные ответы даем на вопросы, вывод в рамочке – пересказываем; выполняем задания;

  1. Английский язык

Каждый день слушаем диск, повторяем за диктором, учим слова, прописываем в тетради соответствующий урок.

  1. Чтение: читать каждый день не только дом. работу, но и рекомендованную/или другую детскую литературу. Еженедельно проверять технику чтения и сдавать листок на проверку в понедельник. Нормы чтения: полугодие- 45-50сл./мин., II полугодие- 55-60сл./мин
  1. Труд/рисование – каждый урок должна быть готова работа, если не готова – доделать дома; за каждый урок должна быть оценка!
  2. Информатика – учить выводы, пересказывать главное
  3. Музыка – учить песни, девочки – ходить на хор (по желанию)
  4. Физкультура – обязательна форма, если ребенку нельзя идти на урок- справка от врача.

Нормы оценок за основные письменные работы:

В письменных работах – 2 исправления= 1 ошибке

Диктант: 1- 2 ош. – 4; 2-5ош.- 3; более 5 ош.- 2

Словарный диктант (10-12 слов): 1ош.- 4; 2ош.- 3; 3и более ош.-2

Работа по математике: не решена задача и 1-2 вычислительная ош – 3, не решена задача и 3-4 вычислительная ош – 2; задача решена, 1-3 вычислительная ош. – 4, 4-5 вычислительная ош.-2.

Учитель может изменить нормы, исходя из сложности и объема работы.

Требования к домашним работам и ведению тетрадей

  1. Русский язык
  • Между классной и домашней работой отступаем 2 строчки, число не пишем, пишем: Домашняя  работа , на следующей строке- Упр. 6   Буквы, прописанные красным на полях, прописать 3-4 раза также на полях. Выполнить работу над ошибками (учитель обозначит так: р.н.о.)
  • Как выполнить работу над ошибками?
  • Если в слове пропуск, замена буквы, словарное слово - прописать слово, подчеркнуть место, где была ошибка;
  • Если в слове ошибка на устойчивые сочетания (жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн,щн, нщ), на Ь,Ъ - прописать слово, подчеркнуть опасное место, подобрать еще 3 слова с таким сочетанием;
  • Если ошибка на парную согласную, непроизносимую согласную,безударную гласную в корне слова – записать слово, обозначить орфограмму, подобрать проверочное слово, подобрать еще 3 слова на такую же орфограмму;
  • Если неправильно выполнено задание – переделать верно, сделать еще 1 подобное задание.
  • Внимание! При выполнении упражнения в домашней работе обязательно выполнение всех заданий к упражнению!
  • Знаком                     обозначается разбор слова по составу; знаком       обозначается звукобуквенный разбор слова.

Пример        такого разбора: мороз [марос]- 5б., 5 зв., 2сл.

                                                м [м] – согл., зв., тв.

                                                о [a] – гл., безуд.

                                                р[р] - согл., зв., тв.

                                            о [о] – гл., уд.

                                                з[с] - согл., глух., тв.



Предварительный просмотр:

Влияние TV и компьютеров на развитие ребенка

Телевидение и электроника стали неотъемлемой частью современной жизни, захватывая своим влиянием и наших детей. Как уберечь ребенка от разрушающих его здоровье и личность воздействий? Как отвлечь его от "общения" с телевизором или компьютером? Что противопоставить их власти?

Оторванный от живой природы, современный городской ребенок живет в машинном мире, где мигают, мерцают, слепят искусственные огни и экраны, переливаются, непрерывно изменяясь, электронные узоры. Где рычат автомобили, воют сирены сигнализации, попискивают компьютеры. Где все вокруг звенит, жужжит, грохочет, свистит. Где радио с телевизором день и ночь говорят, поют, плачут, угрожают человеческими голосами – "живут" рядом с людьми и втягивают их в свою искусственную жизнь.

Ребенок, конечно, как говорят ученые, адаптируется – а что ему остается? Но воспринимает окружающий его мир как враждебный, страшный. Врачи именно этим объясняют увеличение в последнее время душевных расстройств у детей. Они говорят, что появилось очень много детей-невротиков, почти поголовно одержимых страхом. Этот так называемый "навязчивый страх" делает ребенка пассивным, забитым, нерешительным, или наоборот – агрессивным: ведь он пытается побороть страх, но как это сделать?

Очень просто – самому стать страшным. Откуда же появляется жестокость в детской душе? Где обычный современный ребенок может увидеть убийство, изнасилование, расчленение трупа, вышедшего из могилы покойника, монстра, беса? Конечно, по телевизору. Такими сценами и героями заполнены триллеры, которыми – под слабый протест родителей, или в их отсутствие, или в компании с ними – увлекаются подростки. Удел их младших братьев и сестер –"мультики". Дети нескольких поколений выросли на мультфильмах. Для одних любимым был "Аленький цветочек", для других – "Чебурашка".

Нынешние смотрят мультфильмы, похожие на боевики. Если Чебурашка похож на милого, наивного ребенка, то черепашки – это скорее "крутые парни", которые, наводя порядок, молотят противников направо и налево. Они напоминают не компанию детей, а подростковую банду. Если шалости Чебурашки с его друзьями остаются детскими и сами они – из мира светлого, дружелюбного, то черепашки живут и действуют в совсем другом мире, темном и страшном, где кучка героев противостоит полчищам приспешников зла. Безусловно, знакомство с такими персонажами поможет ребенку быстрее "адаптироваться" и войти в мир героев "взрослых" боевиков и триллеров – маньяков, убийц, летающих суперменов и вампиров.

Вампиры (один мультфильм так и называется – "Вампиреныш"), чудовища, привидения, пришельцы из космоса проникают в ничем не защищенное сознание наших детей. Обилие страшного в конце концов притупляет чувствительность, и впоследствии ребенку уже самому хочется испытать новые, более сильные ощущения. А первоначально, на стадии "мультиков", развивается устойчивый невроз, – ведь ребенок, в отличие от взрослого, еще нечетко различает искусство и реальность. Он искренне и бурно реагирует на театральное, мульт-, кинопредставление, не признавая никакой условности. Не случайно, когда врачи-психиатры просят родителей ответить в анкете, что является главной причиной страхов ребенка, те часто пишут: "Мультфильмы".

Мы провели анкетирование учащихся, в результате которого выяснили:

Опасность реальная: высокочастотные электромагнитные поля.

Основной источник этой опасности - отклоняющая электромагнитная система кинескопа. Будьте внимательны: в современных мониторах такое излучение наиболее сильно сзади и вверху монитора, а впереди незначительно. Поэтому нельзя наклоняться над монитором, ставить его лучше задней стенкой к стене.

Опасность реальная: электростатическое поле высокой напряженности.

Это довольно вредное излучение, которое действует как раз на расстоянии полуметра от экрана, где находится ваш ребенок, разгоняя осевшие на экран пылинки до высоких скоростей и отрицательно влияя таким образом на кожу и глаза того, кто сидит перед компьютером. На современных мониторах установлены специальные фильтры, уменьшающие напряженность излучения. Кондиционеры, пылеуловители, ионизаторы, влажная уборка и проветривание помещения снижают вредное воздействие электростатического поля. Также эффективно умывание холодной водой сразу после занятия на компьютере.

Опасность реальная: психическая нагрузка.

Работа за компьютером требует большой сосредоточенности и концентрации внимания. Конечно, степень напряжения зависит от того, чем именно занимается ребенок. Так, например, игры разряда "DOOM" требуют гораздо большей самоотдачи, нежели спокойные логические задачи. Поэтому родителям довольно просто нивелировать негативное влияние на психику. Необходимо помнить хотя бы два основных способа. Первый: ребенок должен каждые десять-пятнадцать минут делать перерыв в работе, независимо от того, чем именно он занимается. Второй: контроль со стороны родителей за содержательной стороной игр

Опасность реальная: неудобная поза.

К сожалению, это одна из самых главных проблем, с которыми сталкиваются родители: ребенок смотрит на экран и одновременно должен держать руки на клавиатуре или работать мышью, застыв в такой позе на довольно большое количество времени. В результате долгого сидения в неподвижном положении появляются боли в мышцах шеи, спины, головные боли, болят суставы кистей рук, что может стать причиной возникновения различных заболеваний опорно-двигательной системы. Длительная стесненная поза затрудняет дыхание и может привести к приступам кашля.

Для того чтобы уменьшить вредное влияние неудобной позы, необходимо правильно подобрать рабочую мебель. Именно специализированная детская мебель поможет уменьшить нагрузку и сохранить правильно положение при работе за компьютером. Стул на роликах, с регулируемой высотой стула и спинкой, без подлокотников, вращающийся вокруг своей оси. Стол - со специальной выдвижной доской для клавиатуры.

Детские психиатры и психологи считают, что основными болезнями детей в ХXI в. будут болезни от телевидения и компьютеров.

Первое и самое очевидное следствие постоянного сидения перед экранами телевизоров и мониторов компьютеров – это проблемы со зрением. Так, на сегодняшний день в стране началась настоящая эпидемия детской близорукости, которая по информации utro.ru поразила уже более 50% городских подростков в возрасте 15 - 16 лет.

Влияние компьютера на зрение можно снизить, купив хороший современный монитор с высокой разрешающей способностью и высокой частотой развертки изображения, которая существенно снижает эффект мерцания. Оптимальный размер экрана для школьника 17-дюймовый монитор. Правильное расстояние до монитора - около 45--60 см, желательно ниже уровня глаз, правильное освещение - естественный свет, падающий слева, а в темное время суток - лампа должна освещать только документ, с которым работает ребенок, но не сам экран монитора, чтобы избежать бликов, осложняющих работу. Игры со звуком считаются более предпочтительными, так как снижают степень нагрузки на зрительный анализатор.

Негативные последствия просмотра телевизора детьми:

1. Ожирение. Ребенок, уставившись в телевизор, не гуляет, не играет, а лежит на диване и механически поедает, то, что окажется у него под рукой. Все это приводит к нарушению обмена веществ, накоплению жира, и, в результате, к диабету со всеми вытекающими последствиями.

2. Ослабление иммунитета.

3. Обострение сердечно-сосудистых заболеваний.

4. Утрата способности концентрировать внимание, проблемы с памятью, что ведет к повышению риска развития болезни Альцгеймера.

5. Подавление производства мелатонина, который является ключевым гормона и мощным антиоксидантом, играющем важные роли в иммунной системе, цикле “сон-бодрствование” и половом созревании

6. Негативное влияние на сон.

7. Аутизм. Многие эксперты сходятся во мнении, что в результате постоянного просмотра телевизора и сидения у компьютера происходит настоящая дезадаптация к реальной жизни. Ребенок начинает меньше общаться со своими сверстниками и отвыкает думать сам, так как визуальный канал информации является самым простым и не требующим серьезных умственных усилий для его восприятия. В свою очередь это приводит к нечувствительности к эмоциям других людей и уходу ребенка в виртуальный мир. У ребенка происходит замена реальной жизни виртуальной, возникает так называемая “компьютерная зависимость”, когда он уже не может оторваться от него, когда время, проведенное без компьютера, кажется потерянным зря. Однако, стоит заметить, что исследования показывают, что далеко не для всех детей компьютер и Интернет служат способами ухода от реального общения. Для многих, наоборот, это возможность для общения с друзьями. “Компьютерная зависимость” появляется, как правило, у детей, неуверенных в себе, испытывающих трудности в реальной жизни, неспособных наладить нормального общения с другими людьми. Такие дети уходят в мир фантазий (и компьютер – лишь один из многих вариантов такого бегства).

Кроме того, телевидение легко заменяет чтение, а в результате развитие мозга не идёт должным образом, и способности ребёнка становятся не такими интеллектуальными, какими бы могли быть.

Взаимодействие с родителями

К сожалению, ограничить вашего ребенка только развивающими игрушками, скорее всего, не удастся. Не печальтесь, существуют игрушки с космическими кораблями, "бродилки", в которых вы не увидите убийств и крови. А вот от злых, жестоких игр необходимо уберечь ребенка совсем, желательно чтобы он не видел таких игр или максимально отдалить знакомство с ними. Так, если папа жизни своей не представляет без пальбы по отвратительным монстрам с кровавыми подробностями, ребенок не должен находиться рядом, а звук игры следует без сожаления выключать.

А вот на что обратить внимание действительно нужно, так это на то, что нельзя просто запустить на компьютере игрушку и оставить ребенка с ней наедине. Даже если эта развивающая игра строго ориентирована на возраст вашего ребенка.

Дело в том, что компьютер для ребенка не должен являться средством получения новой информации, скорее это средство для закрепления и запоминания ее. Сначала мама и папа рассказывают малышу о чем-то интересном, читают об этом книжку, а уж потом ставят интересную игру. А если все-таки игра оказалась впереди всей этой цепочки, значит, и играть малыш должен с родителями. Именно они все объяснят, пройдут с малышом несколько уровней вместе, прежде чем оставить его наедине с заданиями игры. И только в этом случае мама может быть уверена, что игра пойдет ребенку на пользу, малыш расширит и углубит свои знания, что он действительно размышляет, глядя на экран монитора, а не механически подбирает ответ. Такой подход обеспечит родителям значимость и авторитет в глазах ребенка - ведь самое важное и интересное он узнает именно от них.

Немного о пользе компьютера и телевизора.

Но, как бы то ни было, у телевизора и компьютера есть и свои положительные свойства. Так, в результате целого ряда исследований, получены следующие аргументы, говорящие о пользе компьютера:

1. положительное влияние на умственное развитие детей;

2. расширение возможностей для обучения (в том числе и в процессе различных игр, например, стратегических): создано и создается масса специальных обучающих программ – для дошкольников, школьников и студентов. Кроме того, многими навыками – например, счетом, чтением и чтением географических карт, – с помощью компьютера дети овладевают быстрее, а нередко и качественнее, чем при обычном обучении.

3. стирание различия между центром и провинцией: с помощью компьютерных технологий, и в первую очередь Интернета, современные обучающие технологии, доступ к информации становятся доступными любому пользователю, вне зависимости от того, где он живет. Но это все с одной стороны.

Таким образом, хотим мы того или нет. Но телевидение и компьютер прочно вошли в нашу жизнь. Телевидение оказывает огромное влияние на формирование полноценной личности и кругозора человека, помогает ориентироваться в информационном пространстве и понимать окружающий мир. Поэтому полностью ограждать ребенка от телевизора и компьютера все же не стоит.



Подписи к слайдам:

ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРА И ТЕЛЕВИЗОРА НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

Проблемы со зрениемПроблемы со зрением, ожирениеОслабление иммунитетаОбострение сердечно-сосудистых заболеванийУтрата способности концентрировать внимание, проблемы с памятьюПодавление производства мелатонинаНегативное влияние на сон Аутизм
КОНТРОЛЬ за содержанием игр и просмотром телепередач ради сохранения здоровья душевногоОГРАНИЧЕНИЕ времени ( не более 1-1,5 часа) ради сохранения телесного здоровья Дать ребенку правильный жизненный ориентир Компьютер для ребенка не должен являться средством получения новой информации, это средство для закрепления и запоминания ее.СОВМЕСТНЫЕ ИГРЫ, ПРОГУЛКИ, РУКОДЕЛИЕ и СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ПО ДОМУ
1. положительное влияние на умственное развитие детей;2. расширение возможностей для обучения; 3. стирание различия между центром и провинцией


Предварительный просмотр:

Советы родителям:

1. Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах.

  1. Не ограничивайте свой интерес обычными вопросами типа: «Как прошел твой день в школе?»
  2. Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам. Обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.
  3. Не связывайте оценки за успеваемость со своей системой наказаний и поощрений.
  4. Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.
  5. Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению.
  6. Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.
  7. Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребенка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен понравившийся фильм.
  8. Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность.
  9. Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.

11.   Такие события, как первые несколько месяцев в школе, начало и окончание каждого учебного года, переход из начальной школы в среднюю и старшую, могут привести к стрессу ребенка. Пытайтесь избегать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение этих событий. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.



Предварительный просмотр:

Русский язык

Учащиеся должны знать:

– названия и признаки изученных частей речи, правила написания слов с изученными орфограммами.

Учащиеся должны уметь:

– опознавать изученные части речи по их признакам;

– разбирать слово как часть речи с указанием изученных признаков;

– видеть в словах изученные орфограммы, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);

– находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

– производить звукобуквенный анализ слов;

– пользоваться толковым словарем; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;

– различать простое предложение из 2–3 частей (с союзами и, а, но или без союзов);

– ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из 2–3 частей (без союзов, с союзами и, а, но), в предложениях с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);

– производить синтаксический разбор простого и сложного предложений;

– разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;

– писать изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему (20–25 предложений);

– читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть типом правильной читательской деятельности: самостоятельно осмыслять текст до чтения, во время чтения и после чтения; делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану.

Содержательные линии

Раздел

Требования к уровню подготовки выпускников.

            В результате изучения предмета ученик должен:

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

знать / понимать

уметь

Речевая

деятельность

-типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске;

- создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;

Овладение нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения;

Создание в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младших школьников тематике;  

Фонетика

и графика

- анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова, части речи, предложение;

Адекватное восприятие звучащей речи ( высказывания взрослых и детей, радиопередачи, аудиозаписи и др.)

- соблюдение орфоэпических норм;

Орфография

-различать произношение и написание слов;

-находить способ проверки написания слов ( в том числе по словарю)

-без ошибок списывать несложный текст объёмом  70-90 слов;

- соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации (диктант-текст 75-80 слов);

Изменение формы слова. Подбор однокоренных слов. Работа со словарями.

Морфология

-признаки изученных частей речи;

-находить части речи в предложении; давать их характеристику;

Синтаксис

и пунктуация

-словосочетание, предложение;

-знаки препинания;

-анализировать и кратко характеризовать предложение;

-соблюдать изученные нормы пунктуации;

Состав слова

-значимые части слова;

-различать и выделять части слова;

-различение предлогов и приставок;

Подбор слов по заданной схеме.

 

ТАБЛИЦА ПРЕДМЕТНЫХ ТРЕБОВАНИЙ

к умениям учащихся по русскому языку

Линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык»

– овладение функциональной грамотностью;

– развитие умений и навыков различных

видов устной и письменной речи;

– развитие умений и навыков понимания и анализа текстов

– приобретение и систематизация знаний о языке;

– развитие чувства языка

– овладение орфографией

и пунктуацией

Речевые умения

Учебно-языковые умения

Правописные умения

  • владеть типом правильной читательской деятельности;
  • читать учебно-научный текст изучающим чтением;
  • писать подробное изложение доступного
  • текста<повествования;
  • писать сочинение с языковым заданием
  • по личным впечатлениям с соответствующей подготовкой;
  • использовать в речи предложения с одно-
  • родными членами, сложные предложения;
  • подбирать к словам синонимы, антонимы,
  • использовать их в речи

  • выполнять фонетический разбор доступных слов;
  • выполнять разбор по составу доступных слов;
  • выполнять морфологический разбор слов изученных частей речи;
  • выполнять синтаксический разбор простого и сложного предложения (в рамках изученного);
  • видеть в тексте синонимы, антонимы, многозначные слова

  • писать буквы безударных гласных в окончаниях имён существительных 1,
  • 2, 3 склонения; в окончаниях имён прилагательных; в личных окончаниях
  • глаголов 1 и 2 спряжения;
  • писать ь после шипящих на конце имён существительных 3 склонения; не
  • писать ь после шипящих на конце имён существительных м.р. 2 склонения;
  • писать частицу не с глаголами;
  • писать буквосочетание тся–ться в глаголах;
  • писать ь после шипящих в глаголах ед.ч.;
  • ставить запятые в предложениях с однородными членами (без союзов, с
  • союзами и, а, но);
  • ставить запятую в сложном предложении без союзов, с союзами и, а, но, состоящем из двух частей;
  • графически объяснять выбор написаний, знаков препинания;
  • находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на изученные правила

Литературное чтение

Содержательные линии

       Требования к уровню подготовки выпускников.

       В результате изучения предмета ученик должен:

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

          Знать/понимать      

        Уметь

Жанровое многообразие

Рассказ, сказка, басня,

стихотворение, загадки, скороговорки

Различать жанры худ. литературы ( сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;

Самостоятельный выбор и

определение содержания книги по её элементам;

Работа с текстом

Понимание основного

содержания текста, тему,

главную мысль текста.

Определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; делить текст на смысловые части, составлять план;

Оценивать события, героев произведения;

Высказывание оценочных суждений о прочитанном произведении.

Навык чтения

Выразительно читать, пересказывать, постепенно переходить к чтению целыми словами.

Читать осознанно текст художественного произведения «про себя» ( без учёта скорости)

Самостоятельное чтение книг.

Читательские умения

Названия, основное содержание изученных произведений, их авторов;

Приводить примеры худ. произведений разной тематики по изученному материалу;

Читать стихотворные произведения наизусть;

Различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист)

Самостоятельная ориентация в мире книг. Работа с разными источниками информации (словарями, справочниками)

 

Математика

Содержательные

линии

           Требования к уровню подготовки выпускников.

           В результате изучения предмета ученик должен:

Использование приобретённых ЗУН

в практической деятельности и

повседневной жизни.

Знать/понимать

уметь

Числа и операции над ними

- десяток, счёт десятками, чтение и запись чисел;

- разряд десят. и единиц;

-операции сложения и вычитания;

- таблицу умножения и деления;

- операции умножения и деления;

- называть компоненты при сложении, вычитании, умножении, делении;

-использовать переместительное св-во сложения и умножения;

- ориентироваться в окружающем пространстве;

Величины и их измерение

-длина; единицы измерения;

- периметр многоугольника;

-формулы периметра квадрата и прямоугольника;

-площадь;

-цена, кол-во, стоимость;

- время;

-переводить именованные числа в заданные единицы;

- представление о площади;

- сравнение объектов;

Текстовые задачи

- простые и составные текстовые задачи;

- задачи с альтернативным условием;

- решать данные задачи;

- решение задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями;

Элементы геометрии, алгебры

- плоскость, острые, тупые углы, окружность, круг;

-переменная, порядок действий в выражениях со скобками;

-решение уравнений а +/- х =в; х-а =в; а*х=в;

- обозначать геометрические фигуры буквами;

- составлять плоские фигуры из частей;

- находить значения а+/-5; 4-а; а:2; а*4; 6:а;

- узнавать и называть объёмные фигуры: куб, шар, пирамида;

- самостоятельная конструктивная деятельность;

Элементы стохастики

- решение комбинаторных задач с помощью таблиц и графов;

- первоначальное представление о сборе и накоплении данных;

- читать информацию с помощью линейных диаграмм;

- запись данных, содержащихся в тексте, таблице;

- понятие о случайном эксперименте, «чаще», «реже», «возможно», «невозможно».

Занимательные и нестандартные задачи.

- истинные и ложные высказывания, логические задачи;

Математические фокусы, ребусы;


Формирование общеучебных умений (компетенций)

Требования к уровню подготовки учащихся

-        получить представление о натуральном числе и нуле, понять особенности натурального ряда чисел, научиться записывать и прочитывать натуральные числа в десятичной системе счисления;

-        научиться выполнять устно и письменно вычисления с натуральными числами (в пределах миллиона): сложение, вычитание, умножение, деление, деление с остатком;

-        получить представление о свойствах операций над натуральными числами, взаимосвязи между операциями; научиться находить неизвестный компонент арифметического действия;

-        усвоить смысл отношений "больше на", "меньше на", "больше в", "меньше в" и их связь с арифметическими действиями; изображать на схемах отношения и использовать их при решении текстовых задач;

-        усвоить правила порядка выполнения действий в числовых выражениях, научиться записывать решение текстовой задачи в виде выражения и по действиям; научиться составлять простые описания последовательности (алгоритм) действий;

-        осознать геометрические формы как образы предметов окружающего мира; познакомиться с плоскими геометрическими фигурами (точка, прямая и кривая линии, отрезок, угол, многоугольник, окружность, круг), простейшими пространственными фигурами (куб, шар) и некоторыми их свойствами; научиться изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге;

-        получить представление о величинах (длине, площади, массе, времени) и их измерении; усвоить единицы величин и соотношения между ними; научиться складывать и вычитать величины, умножать и делить величину на число;

-        приобрести опыт измерения и вычисления длин отрезков и периметров многоугольников, научиться строить отрезок заданной длины, вычислять площадь прямоугольника;

-        получить представление о зависимостях между величинами, характеризующими процессы движения, работы, "купли-продажи" и др.; научиться решать несложные текстовые задачи, используя знания об этих зависимостях;

-        получить представление о высказывании, научиться строить логические рассуждения, выполнять мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, классификацию и др.)

– умение организовывать собственную учебную деятельность (подготовка рабочего места к предстоящим занятиям, планирование учебной деятельности, умение принимать учебные задачи, сформулированные учителем, и самостоятельно формулировать свои учебные цели и задачи);
– умение воспринимать и понимать информацию, поступающую из разных источников (слушать, наблюдать, читать);
– умение логически перерабатывать информацию (анализировать, синтезировать, абстрагировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, проводить аналогию, делать выводы, обосновывать свои суждения);
– умение диагностировать и корректировать собственную учебную деятельность (оценивать и при необходимости изменять свои учебные действия).
.

Уметь:
– выполнять устные вычисления (в пределах 1 000 000) в случаях, сводимых к вычислениям в пределах 100, и письменные вычисления в остальных случаях, выполнять проверку правильности вычислений;
– находить часть от числа, число по его части, узнавать, какую часть одно число составляет от другого;
– вычислять значения числовых выражений, содержащих 3–4 действия со скобками и без них;
– решать простые и составные задачи, раскрывающие смысл арифметических действий, отношения между числами и зависимость между группами величин (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние, производительность труда, время работы, работа);
– решать задачи, связанные с движением двух объектов: движение навстречу и в противоположных направлениях;
– решать задачи в 2–3 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);
– находить значения выражений вида a ± b; a • b; a : b при заданных значениях переменных;
– решать способом подбора неравенства с одной переменной вида a ± x < b; a • x > b .
– решать уравнения вида х ± а = с ± b; а – х = с ± b; х ± а = с • b; а – х = с : b; х : а = с ± b на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий;
– использовать заданные уравнения при решении текстовых задач;
– вычислять объем параллелепипеда (куба);
– вычислять площадь и периметр фигур, составленных из прямоугольников;
– выделять из множества треугольников прямоугольный и тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольники;
– строить окружность по заданному радиусу или диаметру;
– выделять из множества геометрических фигур плоские и объемные фигуры;
– распознавать геометрические фигуры: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус, диаметр), параллелепипед (куб) и его элементы (вершины, ребра, грани), пирамиду, шар, конус, цилиндр;
– находить среднее арифметическое двух чисел.

Знать:

– название и последовательность чисел в натуральном ряду в пределах 1 000 000 (с какого числа начинается этот ряд, как образуется каждое следующее число в этом ряду);
– как образуется каждая следующая счетная единица;
– сколько разрядов содержится в каждом классе;
– названия и последовательность первых трех классов;
– единицы измерения величин (длина, масса, время, площадь), соотношения между ними;
– функциональную связь между величинами (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа).

Окружающий мир

Личностные результаты

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

Предметные результаты

Часть 1. Человек и природа

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

  • объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
  • применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);
  • называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;
  • объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;
  • объяснять, в чём главное отличие человека от животных;
  • находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

  • оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
  • доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

Часть 2. Человек и человечество

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

  • по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;
  • отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
  • объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

  • объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
  • замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.

Технология

Содержательные линии

        Требования к уровню подготовки выпускников.

        В результате изучения предмета ученик должен:

 Использование полученных                        

ЗУН в практической деятельности и в повседневной  жизни.

Предметные    УУД

Метапредметные и личностные УУД

Эстетическое в жизни и искусстве

- роль трудовой деятельности в жизни человека;

-влияние технологической деятельности на окружающую среду и здоровье;

-область применения и назначение инструментов, различных машин, технических устройств;

- основные источники информации;

-выполнять инструкции при решении учебных задач;

-соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;

-создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов;

- осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль за её ходом и результатами;

-изготавливать изделия из доступных материалов по образцу;

- самостоятельная творческая деятельность;

- выполнение домашнего труда                            ( самообслуживание, мелкий ремонт одежды и др.);

-соблюдение правил личной гигиены и безопасных приёмов работы с материалами, инструментами, бытовой техникой;

-создание различных изделий по собственному замыслу;

Основы композици.

-распространённые виды профессий ( с учётом региональных особенностей)

-правила безопасного поведения и гигиены при работе инструментами, бытовой техникой;

- осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;

-получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи;

- осуществления сотрудничества в процессе совместной работы;

Из истории развития искусства.

-известные центры народных художественных ремёсел России;

-ведущие художественные музеи России;

-узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

-оценки произведений искусства ( выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.

- решения учебных и практических задач с применением возможностей компьютера.

 

Изобразительное искусство

Результаты обучения и развития учащихся

К концу учебного года учащиеся должны иметь представление об эстетических понятиях: соотношение реального и ирреального в жизни и искусстве; средства художественной выразительности; единство формы и содержания. Образ как часть и целое. Ассоциации словесные, визуальные, музыкальные, литературные. Театр как синтетический вид искусства.
По художественно-творческой изобразительной деятельности должны иметь:
– представление о взаимосвязи художественного образа и ассоциаций; о простейшем анализе художественного произведения.
               
Должны знать:
– компоненты композиции и их возможности в создании художественного образа; различные способы организации ритма в живописи, скульптуре, сценографии; основные вехи жизни и творчества выдающихся художников России и Ставропольского края.
               
Должны уметь:
– использовать известные средства художественной выразительности в создании художественного образа (ритм, фактура, колорит, соотношения частей, композиция, светотень); создавать произведения по словесным и музыкальным ассоциациям; разрабатывать сценические эскизы для театральных постановок;
под контролем учителя реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания;
под контролем учителя выстраивать весь процесс выполнения задания (от замысла или анализа готового образца до практической его реализации или исполнения), выбирать оправданные замыслом материалы и техники


Содержательные линии

Содержательные линии

          Требования к уровню подготовки выпускников.

           В результате изучения предмета ученик должен:

 Использование полученных                        

ЗУН в практической деятельности и в повседневной  жизни.

   

знать/понимать                        

         уметь

Эстетическое в жизни и искусстве

-различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;

-использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);

- самостоятельная творческая деятельность;

Основы композиции.

- основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

-сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);

-применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи ( с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

-обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

Из истории развития искусства.

-известные центры народных художественных ремёсел России;

-ведущие художественные музеи России;

-узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

-оценки произведений искусства                  ( выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.

Содержательные линии

             Требования к уровню подготовки выпускников.

              В результате изучения предмета ученик должен:

Использование приобрет. ЗУН в практической деятельности и повседневной жизни.

               знать/понимать    

                      уметь

Окружающий мир

- как человек познаёт природу, общество, самого себя;

-основные правила поведения в окружающей среде;

- определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

- различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;

-обогащение жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения.

Природа

-отличие живой природы от неживой;

-понимание связи неживой и живой природы;

-особенности времён года;

-основные свойства воздуха, воды;

 -формы поверхности;

-общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

- различать части растения, отображать их в рисунке ( схеме);

- приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;

-установление связи между сезонными изменениями в живой и неживой природе;

-возможные способы участия в природоохранной деятельности;

-ориентирование на местности;

- определение температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;

- уход за растениями, животными;

Человек и природа

-строение и основные функции человеческого организма;

-влияние деятельности человека на природу;

-охрана природных богатств;

-показывать основные органы человеческого организма;

-называть представителей растений и животных из Красной книги;

-выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

Общество

-название нашей планеты; родной страны и её столицы; региона, где живут уч-ся; родного города;

-государственную символику России;

-государственные праздники;

-называть столицу нашего гос-ва;

-приводить примеры государственных праздников;

-общаться со сверстниками и взрослыми;

- описывать изученные события из истории Отечества;

-удовлетворения познавательных интересов, поиск дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете;

-оценка отдельных, понятных младшим школьникам событий, происходящих в обществе;

Земля-планета жизни.

-общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

-материки и океаны;

-страны и народы мира;

-показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названия);

-называть 2-3 страны, их главные достопримечательности, показывать расположение на карте;

Работа с готовыми моделями (глобус, карта и др.), создание несложных моделей;

Курс «Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль «Основы светской этики»

Требования к знаниям, умениям и навыкам:

В результате освоения данного курса школьниками  должны быть усвоены следующие смыслы:

•        каждая культура имеет собственный контекст и свою логику,

•        ни одна культура не может быть лучше другой,

•        каждая культура обладает значимым для развития человечества  ценностным содержанием.

Английский язык

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ

В результате изучения иностранного языка ученик должен

знать

  • алфавит, буквы, основные буквосочетания, звуки изучаемого языка;
  • основные правила чтения и орфографии изучаемого языка;
  • название страны изучаемого языка, ее столицы;
  • имена наиболее известных персонажей детских литературных произведений;
  • рифмованные произведения детского фольклора (доступные по содержанию и форме);

уметь

  • наблюдать, анализировать, приводить примеры языковых явлений (например, долгих и кратких звуков, слов, близких по звучанию в родном и изучаемом иностранном языке, кратких утвердительных и отрицательных ответов и др.)
  • различать основные типы предложений по интонации и цели высказывания;
  • составлять элементарное монологическое высказывание по образцу, по аналогии;
  • списывать текст на иностранном языке, выписывать из него и (или) вставлять в него слова в соответствии с решаемой учебной задачей;
  • пользоваться двуязычным словарем;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных текстов, с опорой на зрительную наглядность;
  • участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, поздравление, благодарность, приветствие);
  • расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто? что? где? когда?) и отвечать на вопросы собеседника;
  • кратко рассказывать о себе, своей семье, друге;
  • составлять небольшие описания предмета, картинки (о природе, о школе);
  • читать вслух текст, соблюдая правила произношения и основные интонационные модели;
  • читать про себя (с пониманием основного содержания) тексты, доступные по содержанию и языковому материалу;
  • писать краткое поздравление (с днем рождения, с Новым годом) с опорой на образец.