Методическая активность учителя

Порошина Елена Михайловна
  1. Особенности инновационного развития: социально-экономическая перспектива : материалы Всероссийской научно-практической конференции. (Иркутск, 14-15 апреля, 2011)/ под науч. ред. М.В. Шульгина. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2011, 197с.
  2. Cборник ««Актуальность, практическая значимость и ценность исследовательской работы школьников и учителей» и историческая «лента» событий в предверии  XV  Регионального научно-педагогического симпозиума «Шаговская» система поиска и поддержки одаренных детей: проблемы и успехи»: мат-лы XIV Регион. науч.-пед. симпозиума (г. Усолье- Сибирское, 16-19 февраля 2012 г.). Усолье-Сибирское, 2012. 220 с.
  3. Лингвистика. Лингводидактика. Информатика. [Текст]: материалы конференции молодых ученых (Иркутск, 27февраля – 3марта 2006г.). – Иркутск: ИГЛУ, 2006. – 87с.
  4. авторская программа факультатива «Развиваемся, играя» Утверждена областным ЭС в 2009г. Проводятся занятия в 3 классах МБОУ «СОШ №40» в течении 3-х лет. 

  5. авторская программа факультативного курса «Байкал и я» - проходит апробацию в школе

  6. авторская программа факультативного курса «Энергосбережение» в начальной школе - проходит апробацию в школе

  7.      2012 г.- научно-практическая конференция  «Опыт работы экспериментальной площадки ИСМО РАО- для проектирования рабочей программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни» представила выступление- обобщение опыта работы на тему «Система воспитания экологической культуры младших школьников»

  8.   2012 г.-  в рамках VIII областного образовательного форума являлась участником научно-практической конференции «Экологическое образование для устойчивого развития образовательных учреждений».

  9. 2011 г. являлась участником  XIV Регионального научно-педагогического симпозиума «Актуальность, практическая значимость и ценность исследовательской работы школьников и учителей»

  10. 2011 г.  являлась участником Отчетной областной научно-практической конференции по реализации Мегапроекта Министерства образования Иркутской области,  ОГАОУ ДПО «ИПКРО» «Организация и развитие системы экологического образования, экопросвещения и формирование экологической культуры населения Иркутской области.

  11. 2011г. участник Регионального полимодального научно-методического семинара андрагогического взаимодействия по проблеме "Междисциплинареный подход к изучению профессиональноого здоровья учителя"

  12. 2010 г.  - являлась участником школьной научно-практической конференции педагогов.

  13. 2009 г. -  являлась участником Всероссийской научно-практической Интернет –конференции школ- участников опытно-экспериментальной работы ИСМО РАО «Как оценить проектную работу школьника по экологии?

  14. 2009 г.  являлась участником Первых муниципальных Педагогических чтений «Антология гуманной педагогики», посвященные 90-летию со дня рождения В.А. Сухомлинского «Уроки В.А. Сухомлинского»

  15.    2010 г. - участник научно-практического семинара «Проектирование содержания образования на основе требований нового госстандарта общего образования».(ИПКРО)

  16. 2009 г.- участие в муниципальном Педагогическом марафоне «Образовательной системы «Школа 2100»: внедрение, практика опыт», секция «Технология развития мышления».

3)      2009 г.- обучающий семинар по теме «Театральные формы и техники в работе педагога с детьми» в рамках школы начинающего организатора театральных действий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Система воспитания экологической культуры младшего школьника.

Порошина Е.М.

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №40» г. Ангарска

       Современный мир находится на грани экологической катастрофы, грозящей всеобщим уничтожением. Необходимо кардинальное изменение этой ситуации, если человечество реально хочет сохранить среду своего обитания и жизнедеятельности.     Данную задачу призваны решать и семья, и образовательные учреждения всех видов, и учреждения культуры, спорта, и средства массовой информации, и законодательные собрания, и т.д.

     Хотя проблема формирования экологической культуры достаточно полно освещена в научной и методической литературе, для её решения необходима система практической работы каждого образовательного учреждения.

Через какие формы и методы работы может работать классный руководитель, чтобы наиболее эффективным образом воспитывать у учащихся основы экологической культуры? Наиболее эффективным является интеграция экологического воспитания во все виды творческой деятельности учащихся.  Многолетний опыт работы учителем начальных классов помогает мне выстроить определенную систему воспитания экологической культуры младших школьников.

Компоненты воспитания экологической культуры младшего школьника

   

 

На рисунке видны связи и взаимовлияние компонентов экологического воспитания обучающихся. Рассмотрим подробнее каждый компонент из опыта работы:

  1. Экологическая культура учителя формируется постоянным  самообразованием в этой области, знакомством с законодательством,  с современными концепциями и программами экологического воспитания, составлением плана работы с обучающимися; проведение классных часов на экологические и краеведческие темы: «Здесь рождаются легенды» (о бурятах), «Болото и его обитатели», «Иркутская область- мой родной край», «Байкало-Ленский заповедник», «Расселение народов Сибири», и др;
  2.   Необходимым элементом формирования экологической культуры является исследовательская деятельность учителя: изучение и анализ уровня экологической культуры обучающихся; изучение и анализ существующих программ по экологическому воспитанию, написание программ, наиболее соответствующих уровню подготовки учащихся, особенностям региона. Так нами написаны следующие программы: факультативные курсы для обучающихся первой ступени «Развиваемся, играя», «Байкаловедение» и «Энергосбережение». Считаем необходимым участие и обмен опытом в конференциях по экологическому образованию;

  1. Формированию экологической культуры родителей обучающихся способствуют:  а) тематические родительские собрания- «Здоровое питание младших школьников», «Ребенок и  компьютер», «Режим дня школьника», «Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе»; б) знакомство с буклетами, памятками по экологическим вопросам; в) совместная культурно-оздоровительная деятельность- футбольный матч среди команд учащихся и родителей класса, спортивные игры «Папа, мама, я – спортивная семья»; г) совместная деятельность по озеленению пришкольного участка; д) помощь в написании исследовательских работ;
  2. Проектно-исследовательская деятельность обучающихся: а) написание и представление коллективных проектов «Птицы и звери Иркутской области», «Картинки весны», «Я люблю мой край родной», «Березка- символ России», «Все обо всем», «Моя клумба у школы», «Почемучка», сбор макулатуры;  написание исследовательских работ и выступление с ними на конференциях разного уровня (школьная, муниципальная, всероссийская)- «Плесень-друг или враг?», «Почему вода в океане соленая?», «Почему растения зеленые?»;
  3. Творческая деятельность обучающихся в области экологии: конкурс чтецов по теме «Сибирские просторы» и театрализованных                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      представлений «Экологические сказки» в рамках декадника «Культура и быт коренных народов Сибири», фотоконкурс «Моя семья на природе», Аппликация из осенних листьев, конкурс рисунков «Я люблю природу родного края», выставка рисунков «Красавица – березка», конкурс – выставка «Изделия из природного материала», новогодняя игрушка из вторсырья, участие во Всероссийском конкурсе «Экологический фольклор» (в конкурсе чтецов-I, III места, в театрализации - III место, в театрализации на английском языке- III место, в конкурсе рисунков и поделок);
  4. Формированию экологической культуры способствует, разумеется, образовательная деятельность обучающихся, в первую очередь, на уроках окружающего мира и литературного чтения . Но и на другой урок можно и нужно подбирать материал экологической направленности: математика- экологические задачи, русский язык- предложения и тексты о природе, рисование и труд- экологические темы, экономичное использование материалов. Возможно использование образовательных игр –заседания географического общества «Путешествие в жаркие страны», «Путешествие тучки по Европе», «Где живут пингвины?» и др. Также в нашей школе проводится муниципальная интеллектуальная экологическая игра «Природознайки» для 3-4 и 5-6 классов.
  5. Здоровьесберегающая  деятельность предполагает проведение Дней Здоровья (1 раз в  четверть), поездки в детские оздоровительные лагеря, проведение физкультминуток для снятия прессинга ахроматиновой зоны, повышения работоспособности, развития эмоциональной сферы, улучшения функционального состояния организма, подвижные игры на перемене.

Данная система экологического воспитания в начальной школе поможет обновить образовательный процесс на основе введения современных дополнительных образовательных программ. Обучающиеся получат, расширят и углубят теоретические и практические навыки и умения в области формирования экологической культуры и культуры ЗОЖ, безопасности жизнедеятельности, поведения в сложных жизненных ситуациях У младших школьников будет формироваться мотивация и понимание необходимости вести здоровый образ жизни, эффективнее будут развиваться творческие способности, активизируется познавательная активность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка»;
  2.  Закон РФ «Об образовании»;
  3. Закон РФ «Об утверждении Федеральной программы развития образования»;
  4. закон Иркутской области № 86-ОЗ «об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Иркутской области» от 30.12.2003 г.
  5. Конвенция о правах ребёнка;  
  6. Педагогическая концепция образования детей и подростков «Сибирский характер как ценность». - Ангарск, 2006.
  7. Программа воспитания  «Школы экологического равновесия» МОУ СОШ № 40 на  2010 - 2015гг.
  8. Стефановская Т.А. Педагогический мониторинг  и проектировочная деятельность классного руководителя. Методическое пособие. Ч.1, 2. - Иркутск: ИПКРО, 2003.
  9.  Стефановская Т.А. Педагогическое исследование: теория и методика. Научно-методическое пособие. - Иркутск, 2007.
  10.  Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. - М., 2001.



Предварительный просмотр:

        

ПОЭТАПНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ОПЫТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Порошина Елена Михайловна, учитель начальных классов

г. Ангарск, МОУ «СОШ № 40»

         Одной из основных тенденций модернизации общего образования в России является активизация его развивающей функции. Предполагается, что образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности обучающихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения проблем теоретического или  прикладного характера. Достижение этой цели связывается с организацией учебной деятельности, имеющей исследовательскую и проектную направленность.

         Особенно важно приобщить к исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе развития детей учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности.

        Что же такое проектно-исследовательская деятельность?  Это деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.

         При организации исследовательской работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Необходимо, чтобы:

  1. Темы детских работ выбирались  из содержания учебных предметов или из областей, близких к ним;
  2. Проблема проекта или исследования  была в области познавательных интересов ребёнка и находилась в зоне его ближайшего развития;
  3. Длительность работы над проектом ограничивалась 1-2 неделями.

        При организации проектно-исследовательской деятельности в начальной школе  педагог должен тщательно и систематически обогащать  исследовательский опыт младших школьников; создавать  учебные ситуации проблемного характера; конструировать проектно - исследовательские задачи, ориентированные на поэтапное обогащение исследовательского опыта детей.  Так как обогащение исследовательского опыта младших школьников должно быть поэтапным, логичным будет определение таких этапов.

        Первый этап соответствует первому классу начальной школы. Задачи обогащения исследовательского опыта:

    1.поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений;

   2. развитие умения ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели;

   3. формировать первоначальные представления о деятельности исследователя.

      Для решения задач используются следующие формы и способы деятельности: в урочной деятельности – коллективный учебный диалог, игра «Вопрошай-ка», «Угадай-ка», рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение – рассматривание, коллективное моделирование; во внеурочной деятельности - экскурсии, выставки детских работ, коллективное составление книжки «Самые интересные вопросы»

        Второй этап соответствует второму- третьему классу начальной школы. Он ориентирован:

  1. На развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования;
  2. На поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников

Для решения задач используются следующие формы и способы деятельности: в урочной деятельности – учебная дискуссия, наблюдения по плану, упражнения на развитие способов мыслительной деятельности; мини-исследования («Модель перекрестка из соленого теста» Михайлова Арина.) ; во внеурочной деятельности – экскурсии, мини- доклады, ролевые игры, эксперименты. В большей степени внимание обращается на прогнозирование, выделение основной мысли и опорных слов, аргументированное выражение своих мыслей по прочитанному, обучение организации материала  в виде таблиц, схем, чертежей.

          Третий этап соответствует четвертому классу начальной школы. Он ориентирован:

  1. На обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений;
  2. На развернутость и осознанность рассуждений, обобщений и выводов.

        Для решения задач используются следующие формы и способы деятельности: в урочной деятельности – мини- исследования, уроки- исследования, групповая работа, самостоятельная работа, выполнение и защита исследовательских работ ( «Почему корабли не тонут?», «Что такое стресс и как его преодолеть?» Слепченко С., «Плесень – друг или враг?» Пиджаков И. и др.), составление энциклопедий («Животные Иркутской области», «Всё, что нас окружает»,) книжек («Картинки весны», «Мои стихи»), наблюдение, анкетирование, эксперимент.

       Очень важно эффектно  представить результаты проектно – исследовательской работы обучающихся. Это могут быть презентации, выступления на конференциях, родительских собраниях, классных часах, красочное оформление работ и приложений к ним в виде буклетов, книжек, журналов. Для детей самой значимой оценкой их исследовательской деятельности является общественное признание. Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов, т.к. это мотивирует обучающихся на дальнейшую исследовательскую деятельность, повышает их самооценку.

       Подводя итог, еще раз акцентируем внимание на том, что поэтапное включение младших школьников в проектно - исследовательскую деятельность является одним из эффективных путей обогащения индивидуального исследовательского опыта ребенка.



Предварительный просмотр:

Проектная деятельность экологической направленности

в начальной школе (из опыта работы)

Учитель начальных классов Порошина Е.М. МОУ «СОШ № 40» г. Ангарск

Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект или исследование с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:

  • проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
  • целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
  • самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
  • представление результатов своей деятельности и хода работы;
  • презентации в различных формах, с использованием специально подготовленный продукт проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);
  • поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
  • практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
  • выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;
  • проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

Проект «Звери и птицы Иркутской области»

  1. Описание проблемы

     Современный мир стоит у решающей черты, за которой гибель природы и цивилизации или выбор пути предотвращения экологической катастрофы, грозящей всеобщим уничтожением.

     Экологическое образование и воспитание, непрерывное, всестороннее и обязательное, формирование на их основе экологической этики и культуры – есть условие и путь к гуманизации отношений общества и природы, потребность в изучении и познании среды своего обитания, её защиты и сохранения. Это должно формироваться у человека с самых ранних лет, умение и жизненная потребность воспринимать природу и её творения как великое и ничем не заменимое достояние и сущность нашей жизни. Они должны стать основой обучения и воспитания каждого человека, подрастающего поколения в особенности. Экологические знания и культура формируются у человека с раннего возраста. И в этом отношении велико значение экологического образования младших школьников. К формам воспитания экологической культуры можно отнести следующие: традиционные учебные занятия, экологические игры, экологические сказки, экологическая тропа, практикумы, опыты и т.д. - те технологические приёмы, которые, во-первых, в наибольшей степени отвечают потребностям и возможностям младшего возраста, а во-вторых, позволяют изменить потребительское отношение учащихся к природе.

      Начальная школа – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры.

Проблема – узкий кругозор  учащихся в области познания природы родного края.

  1. Цель проекта

Расширение знаний о зверях и птицах Иркутской области через коллективное творческое дело – создание  книг «Птицы Иркутской области», «Звери нашего края».

  1. Задачи проекта
  1. Создать условия для творческого саморазвития младших школьников;
  2. Содействовать расширению знаний  обучающихся о природе Иркутской области;
  3. Формировать потребность в изучении и познании среды своего обитания, её защиты и сохранения;
  4. Способствовать формированию  экологических знаний и культуры младших школьников.
  1. План реализации проекта
  1. Самостоятельный подбор информации о зверях и птицах обучающимися;
  2. Посещение  зоопарка г. Ангарска;
  3. Написание сообщений  о животных;
  4. Оформление книг «Звери нашего края», «Птицы Иркутской области»
  1. Ожидаемые результаты:
  1. Количество задействованных учащихся – не менее 15- 20 человек;
  2. Количество книг – 2шт.;
  3. Расширение знаний  обучающихся о природе Иркутской области.
  1. Перспективные направления:
  1. Аналогичная работа  по созданию проекта «Растения Иркутской области»;
  2. Экскурсия в Музей Природы (г. Иркутск)
  3. Представление своей книги, сообщений о животных  в других классах начальной школы.

Проект «Картинки весны»

Авторы:  Порошина Е.М., Белова И.Б., учителя начальных классов

  1. Описание проблемы

     Современный школьник большую часть свободного времени проводит у компьютера и телевизора, читает намного меньше, чем его сверстники еще 15 – 20 лет назад. Как следствие этого, у многих обучающихся недостаточно развита как устная речь, так и письменная. Необходимо развивать речь детей, используя не только урочную деятельность, но и творческие самостоятельные работы, оформление которых должно быть красочным, необычным.

      Начальная школа – важнейший этап интенсивного развития речи, творческого потенциала обучающихся.

  1. Цель проекта

Развитие речи учащихся через написание творческих работ

  1. Задачи проекта

1.Создать условия для творческого саморазвития младших школьников;

2.Активизировать  и обогащать словарь детей;

3.Прививать любовь к литературному творчеству.

  1. План реализации проекта
  2. Самостоятельное написание текстов, их редактирование;
  3. Оформление книг «Картинки весны»
  1. Ожидаемые результаты:
  1. Количество задействованных учащихся – не менее 15- 20 человек;
  2. Количество книг – 1шт.;
  3. Расширение активного словаря, развитие речи обучающихся.
  1. Перспективные направления:
  1. Аналогичная работа  по созданию проекта- книги  «Экологические задачи»
  2. Представление детьми своей книги на классном часе.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

        Поэтапное формирование исследовательского опыта младших школьников

Порошина Елена Михайловна, учитель начальных классов

г. Ангарск, МОУ «СОШ № 40»

         Одной из основных тенденций модернизации общего образования в России является активизация его развивающей функции. Предполагается, что образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности обучающихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения проблем теоретического или  прикладного характера. Достижение этой цели связывается с организацией учебной деятельности, имеющей исследовательскую и проектную направленность.      

         Что же такое проектно-исследовательская деятельность?  Это деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.

        Проектно-исследовательская деятельность обучающихся организуется как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Исходя из опыта, можно утверждать, что педагоги недооценивают значение  данного вида деятельности обучающихся. А ведь в процессе проектно-исследовательской деятельности у школьников формируются важнейшие  умения:  подбирать литературу по теме; самостоятельно работать со справочной литературой, фиксировать основное содержание прочитанного; правильно оформлять цитаты, сноски; выступать кратко и развернуто по прочитанному; оформлять выходные данные статьи; составлять и правильно оформлять список литературы по проблеме; реферировать одну из прочитанных статей, писать реферат по 2-3 статьям; обобщать результаты; владеть такими методами исследования, как наблюдение, анкетирование, тестирование, изучение и обобщение опыта, опрос и т.д. различать методы накопления фактов (изучение литературы, документов, беседа, наблюдение и др.); методы обобщения и осмысления собственных фактов (анализ, синтез, сравнение, аналогия, моделирование и др.); методы проверки и уточнения выдвинутых положений, предварительных выводов (эксперимент, опытная работа); эмпирические (наблюдаемые явления) и теоретические методы

      Особенно важно приобщить к исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе развития детей учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности.

         При организации исследовательской работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Необходимо, чтобы:

  1. Темы детских работ выбирались  из содержания учебных предметов или из областей, близких к ним;
  2. Проблема проекта или исследования  была в области познавательных интересов ребёнка и находилась в зоне его ближайшего развития;
  3. Длительность работы над проектом ограничивалась 1-2 неделями.

        При организации проектно-исследовательской деятельности в начальной школе  педагог должен тщательно и систематически обогащать  исследовательский опыт младших школьников; создавать  учебные ситуации проблемного характера; конструировать проектно - исследовательские задачи, ориентированные на поэтапное обогащение исследовательского опыта детей.  Так как обогащение исследовательского опыта младших школьников должно быть поэтапным, логичным будет определение таких этапов.

        Первый этап соответствует первому классу начальной школы. Задачи обогащения исследовательского опыта:

    1.поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений;

   2. развитие умения ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели;

   3. формировать первоначальные представления о деятельности исследователя.  

         Для решения задач используются следующие формы и способы деятельности: в урочной деятельности – коллективный учебный диалог, игра «Вопрошай-ка», «Угадай-ка», рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение – рассматривание, коллективное моделирование; во внеурочной деятельности - экскурсии, выставки детских работ, коллективное составление книжки «Самые интересные вопросы», нахождение ответов на неожиданные «каверзные» вопросы.

        Особенное внимание хотелось бы обратить на развитие у обучающихся умения задавать вопросы. Чаще всего на уроке вопросы задает учитель, дети должны лишь правильно и точно на него ответить, или, в лучшем случае, высказать свою точку зрения.  Но ведь …«Ученый не тот, кто дает правильные ответы, а тот кто ставит правильные вопросы» - писал французский антрополог Клод Леви- Стросс. И если мы хотим не просто выдать определенный объем знаний, но научить думать, видеть проблемы, уметь их решать, мы должны учить детей задавать вопросы, поощрять их врожденную любознательность. Необходимо давать на уроках обучающимся задания, вопросы к которым они должны ставить сами, учить составлять вопросы к художественному или научному тексту, и обязательно находить ответы на свои вопросы и вопросы других детей с помощью различных источников. Для облегчения формулировки вопроса можно предложить начала вопросов (почему, как, зачем, соответствует ли, правда ли, действительно ли, кто, что и т.п.).

       Целесообразно привлечь к развитию исследовательских способностей учащихся родителей. Необходимо заинтересовать родительскую общественность, пояснив цели, задачи, методы проектно-исследовательской работы, провести тест для родителей на определение сообразительности и склонности к творческому мышлению детей, анкету интересов и склонностей ребенка. Необходимо правильно расставить акценты: более важен сам процесс исследовательской деятельности ребенка, чем  участие и победы в различных научно-практических конференциях.

        Второй этап соответствует второму- третьему классу начальной школы. Он ориентирован:

  1. На развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования;
  2. На поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников

       Для решения задач используются следующие формы и способы деятельности: в урочной деятельности – учебная дискуссия, наблюдения по плану, упражнения на развитие способов мыслительной деятельности; мини-проекты («Модель перекрестка из соленого теста» Михайлова Арина.) ; во внеурочной деятельности – экскурсии, мини- доклады, ролевые игры, эксперименты. В большей степени внимание обращается на прогнозирование, выделение основной мысли и опорных слов, аргументированное выражение своих мыслей по прочитанному, обучение организации материала  в виде таблиц, схем, чертежей.

          Третий этап соответствует четвертому классу начальной школы. Он ориентирован:

  1. На обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений;
  2. На развернутость и осознанность рассуждений, обобщений и выводов.

        Для решения задач используются следующие формы и способы деятельности: в урочной деятельности – мини- исследования, уроки- исследования, групповая работа, самостоятельная работа, выполнение и защита исследовательских работ ( «Почему корабли не тонут?», «Что такое стресс и как его преодолеть?» Слепченко С., «Плесень – друг или враг?» Пиджаков И.), составление энциклопедий («Животные Иркутской области», «Всё, что нас окружает»,) книжек («Картинки весны», «Мои стихи»), наблюдение, анкетирование, эксперимент.

       Очень важно эффектно  представить результаты проектно – исследовательской работы обучающихся. Это могут быть презентации, выступления на конференциях, родительских собраниях, классных часах, красочное оформление работ и приложений к ним в виде буклетов, книжек, журналов. Для детей самой значимой оценкой их исследовательской деятельности является общественное признание. Стоит отметить, положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов, т.к. это мотивирует обучающихся на дальнейшую исследовательскую деятельность, повышает их самооценку.

       Подводя итог, еще раз акцентируем внимание на том, что поэтапное включение младших школьников в проектно - исследовательскую деятельность является одним из эффективных путей обогащения индивидуального исследовательского опыта ребенка, его личностного роста.