Информация об образовательных программах и проектах и их дальнейшей реализации
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность рассматривается как неотъемлемая частьобразовательного процесса и характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы, и направленнаяна достижение планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы образования. Формы организации внеурочнойдеятельности, как и в целом образовательного процесса, определяет образовательное учреждение.
Внеурочная деятельность направлена на социальное, спортивно - оздоровительное, нравственное,
общеинтеллектуальное, общекультурное развитие личности и осуществляется по соответствующим направлениям.
Цели:
- приобщение детей через изобразительное творчество к искусству;
- раскрытие творческого потенциала ребёнка художественно – изобразительными средствами.
Задачи внеурочной деятельности:
развитие творческих способностейобучающихся;
развитие интересов, склонностей, способностей обучающихся кразличным видам деятельности;
создание условий для развития индивидуальностиребенка;
формирование умений, навыков в выбранном виде деятельности; создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
приобретение опыта общения, взаимодействия с разными людьми, сотрудничества, расширение рамок общения в социуме, контактов обучающихся с обычно развивающимися сверстниками.
Внеурочная деятельность должна способствовать социальной интеграции обучающихся путем организации и проведения мероприятий, в которыхпредусмотрена совместная деятельность детей с умственной отсталостью. Виды совместной внеурочной деятельности необходимо подбирать с учетом возможностей и интересов как обучающихся с нарушениями развития, так и их обычно развивающихся сверстников. Для результативного процесса интеграции в ходе внеурочных мероприятий важно обеспечить условия,
благоприятствующие самореализации и успешной совместной деятельности для всех ее участников.
Задачи и мероприятия, реализуемые на внеурочной деятельности,включаются в специальную индивидуальную программу развития.
Развитие личности происходит в ходе организации и проведения специальныхвнеурочных мероприятий, таких как: игры, экскурсии, занятия в кружках по интересам, творческие фестивали, конкурсы, выставки, соревнования («веселыестарты», олимпиады), праздники, лагеря, походы, реализация доступных проектови др. Также работа с детьми осуществляется в рамках рабочих программ, разработанных образовательной организацией по разным направлениямвнеурочной деятельности.
- Общая характеристика курса внеурочной деятельности.
Данная программа учитывает психофизические особенности развития, уровень знаний и умений и предусматривает обязательный личностно-ориентированный и дифференцированный подход исходя из возможности школьника. Обучение по данной программе предполагает формирование у обучающегося методологической и общекультурной компетенций посредством изучения курса.
Известно, что именно эстетическое воспитание предполагает формирование умения чувствовать, оценивать и создавать прекрасное. Очевидно, что эстетическое воспитание учащихся коррекционной школы естественно затруднено в силу их общего умственного недоразвития и весьма слабых возможностей в отношении самостоятельного творчества. Эстетическое воспитание, придающее определенную направленность познавательной и творческой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, развитию и удовлетворению духовных запросов в процессе многогранной деятельности, охватывает все сферы духовной жизни формирующейся личности.
Красота – источник нравственного богатства человека. Представление о прекрасном, о возвышенном и величественном в мыслях, чувствах, переживаниях формируется у ребенка с интеллектуальным недоразвитием с первых дней его пребывания в коррекционной школе. Под влиянием системы учебно-воспитательного воздействия у детей формируется способность чувствовать и оценивать прекрасное.
В процессе эстетического восприятия у учащихся удается сформировать интеллектуальную и эмоциональную отзывчивость по отношению к объектам эстетического восприятия, способность замечать и выделять прекрасное. Благодаря педагогическому воздействию обогащаются чувства детей, а их эмоциональные переживания и реакция становятся разнообразными и устойчивыми.
Затрагивая вопросы эстетического воспитания в коррекционной школе, необходимо отметить, что оно носит системный характер, т.е. новые знания и понятия о красоте постоянно подкрепляются практическими знаниями
Известно, что ребенок не рождается с эстетическими задатками и эстетической потребностью, ее нужно привить умственно отсталому ребенку, научить видеть, любить красоту природы, искусства, жизни, и поэтому очень важно сформировать эстетическую потребность в красоте. Этого можно достичь путем применения комплексного подхода, т.к. только такой подход позволяет более эффективно воздействовать на развитие познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы ученика, на формирование его чувств, убеждений, положительных качеств (отзывчивости, доброты, внимательности) личности. При этом закладываются основы нравственных чувств: взаимопомощи и отзывчивости, доброты и терпения, опыт реализации которых дети приобретают в повседневной жизни.
3.Описание места внеурочной деятельности «Изотерапия» в учебном плане
Программа рассчитана для занятий 1 раз в неделю (33 учебные недели).
4. Личностные и предметные результаты освоение учебного предмета
Планируемые результаты.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты по учебному предмету «Изобразительное искусство» на конец обучения в 1 классе:
Минимальный уровень: | Достаточный уровень: |
- знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними; - знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.; - умение изображать с натуры, по памяти, представлению, воображению предметы несложной формы; - умение ориентироваться в пространстве листа; - размещать изображение одного предмета в соответствии с параметрами изобразительной поверхности. - умение работать ножницами при работе с аппликацией. | - знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними; - знание правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.; - умение ориентироваться в пространстве листа; - умение рисовать с натуры, по памяти после предварительных наблюдений и адекватно передавать все признаки и свойства изображаемого объекта. - правильно резать ножницами по прямым линиям полоски бумаги при работе с аппликацией. |
Состав базовых учебных действий обучающихся:
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Личностные базовые учебные действия:
-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;
-способность к осмыслению социального окружения и социальной роли ученика;
-самостоятельность в выполнении учебных заданий;
-самостоятельность в выполнении поручений;
-понимание личной ответственности за свои поступки на основе правил поведения в классе, детском коллективе, образовательном учреждении;
-стремление к безопасному поведению в природе и обществе.
Регулятивные базовые учебные действия:
-входить и выходить из учебного помещения со звонком;
-ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
-пользоваться учебной мебелью;
-адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)
-правильно сидеть за партой, правильно располагать лист бумаги на парте, придерживая его рукой; правильно держать при рисовании карандаш, кисть;
-ориентироваться на изобразительной плоскости: середина, край листа бумаги;
-подготавливать к работе и аккуратно убирать после работы своё рабочее место;
-передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
-принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
-активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия;
-оценивать действия одноклассников;
-соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные базовые учебные действия:
-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
-пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
-наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.
Коммуникативные базовые учебные действия:
-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);
-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
-договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
5.Содержание учебного предмета
Роспись пальцем
Это самый древний вид росписи. Еще наши далекие предки украшали стены своих пещер, многократно продавливая по влажной глине извилистые линии пальцами. Постепенно приемы росписи пальцем усовершенствовались. В наше время эти приемы сохранились во всемирно известной петриковской росписи (село Петриковка Днепропетровской области).
В старину настенная роспись являлась непременным украшением жилища. Каждая хозяйка расписывала свою хату изнутри и снаружи. Большую часть жизни женщина проводила около печи, поэтому старалась сделать печь нарядной – украшала ее росписью.
Роспись пальцем позволяет быстро и красиво украсить предметы быта. Одним касанием пальца можно изобразить объемную ягодку, разноцветный листочек, округлые лепестки, нарядные перышки птиц. Для придания вязкости акварельным краскам можно смешать их с крахмальным клестером или клеем ПВА для росписи по дереву.
Приемы росписи пальцем легко усваиваются детьми с самого раннего возраста, позволяя им легко и быстро изобразить окружающий мир и мир детских фантазий.
Приемы росписи пальцем
Касанием. Взять краску на указательный палец, слегка прикоснуться к листу бумаги.
Легким нажимом. Взять краску на указательный палец, слегка придавить, оставив отпечаток на бумаге.
Тычком. Взять краску на указательный палец, слегка надавить на бумагу так, чтобы краска из-под пальца выдавилась на края ягодки. Ягодка получается объемной.
Мазком. Взять краску на указательный палец, поставить палец на бумагу и слегка протянуть его к себе.
Радужным мазком. На подушечку указательного пальца с разных сторон взять краски разного цвета, поставить палец на бумагу и слегка протянуть его к себе.
Элементы росписи становятся многоцветными и живописными.
Мазком с поворотом. Взять краску на указательный палец, поставить палец на бумагу и круговым движением слегка протянуть его к себе (мазок похож на запятую).
Протяжкой. Взять краску на указательный палец, длительно протянуть его по листу бумаги. Получится длинная узкая полоска.
Гусиная лапка. Взять краску на указательный палец, сделать три мазка, сходящиеся в одной точке. Листики получаются похожими на отпечатки гусиных лап на влажном песке.
Отпечатком. Взять краску на подушечку указательного пальца, приложить его к бумаге, оставить отпечаток. Если же взять на палец с разных сторон краски разного цвета, то отпечаток получится живописным (желуди, кизил, удлиненные виноградины).
Бочком. Взять краску на боковую поверхность указательного пальца, прикоснуться к бумаге (шляпка для желудя).
Прокаткой. Взять краску на указательный палец, прикоснуться к листу и круговым движением увеличить размер ягоды (вишня, черешня). Если же взять на палец с разных сторон краски разного цвета, то отпечаток получится живописным (виноград). По овалу можно «прокатить» изображения абрикосов, слив, персиков, яблок.
Приемы росписи кистью. Название приемов росписи кистью аналогичны приемам росписи пальцем.
Примакиванием. Приемы росписи кистью на бумаге способом отпечатка
Приемы росписи древком (обратной стороной кисти). Аналогичны приемам росписи пальцем: касанием, тычком, протяжкой, мазком, мазком с поворотом.
Процарапыванием. Легко изобразить прожилки листьев и осевые линии перьев, процарапав их древком по еще не просохшей краске.
Приемы росписи тканью (текстилем)
Касанием. Взяв ткань в комочек, обмакнуть ее в краску и прикоснуться к листу бумаги.
Размазыванием. Кусочком ткани, пропитанным краской, хаотичным движением размазать краску по бумаге.
Календарно-тематический план по внеклассной деятельности «Изотерапия»
№ п/п | Тема занятия Дата | Дата | Кол-во часов | Нетрадицион ные техники | Цели | Основные виды учебной деятельности (на уровне БУД) | оборудование | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
План. | Факт. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 четверть | 8 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Рисование по замыслу
| 8.09 | 1 | Свободный Выбор материалов | развивать творчество, воображение. развивать мелкую моторику рук. учить доводить начатое дело до конца. развивать умение видеть прекрасное в повседневной жизни. развивать умение работать самостоятельно. | Организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой (столом), правильно держать тетрадь для рисования и карандаш. | карандаши, фломастеры, краски – акварель (на выбор детей). баночки с водой. лист бумаги. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. | Осеннее дерево у воды | 15.09 | 1 | Монотопия, отпечаток. | развивать творческое мышление. познакомить с нетрадиционной техникой рисования «монотопия». развивать мелкую моторику руки. | Ориентироваться на изобразительной плоскости: середина, край листа бумаги; подготавливать к работе и аккуратно убирать после работы своё рабочее место. | краски – акварель, гуашь ( на выбор детей). баночки с водой. лист бумаги. губки. кисточки двух размеров. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. | Во саду ли, в огороде | 22.09 | 1 | Рисование пальчиками и ладошкой | развивать творческие способности и воображение. познакомить с нетрадиционной техникой изображения: рисование пальчиками и ладошкой. развивать общую и мелкую моторики. развивать пространственную ориентацию. развивать чувство цвета и формы. развивать умение видеть образ в нехарактерном изображении. | Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту. | 1. широкие блюдечки с гуашью. 2. беличьи кисточки. 3. плотная бумага. 4. салфетки | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. | Хлебный колос | 29.09 | 1 | Рисование пластилином, гуашь | развивать творческие способности. развивать тонкие движения рук. познакомить с нетрадиционным способом изображения: рисование пластилином. развивать зрительное внимание. | Ориентироваться на плоскости листа, бумаги. | гуашь. пластилин. листы плотной бумаги любого цвета. салфетки. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. | Золотой листопад | 6.10 | 1 | Рисование тканью, свёрнутой в трубочку | развивать творческое воображение. познакомить с нетрадиционным способом изображения: рисование тканью. развивать зрительное внимание. учить рассматривать картины: выделять главное в картине – тему, изобразительные средства (колорит, композиция) воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства. | Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе. | лист бумаги. жидко разведённая гуашь в мисочке. несколько кусочков ткани (по цветам осени) простой карандаш. акварель. музыкальные произведения А. Вивальди «Времена года».
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. | Одежда, головные уборы, обувь. | 13.10 | 1 | Рисование с помощью мелких предметов. | развивать творческие способности, воображение. познакомить с нетрадиционным способом изображения: рисование мелких предметов. продолжать использовать цвет для передачи предназначения цвета. Развивать умение составлять орнамент. развивать мелкую моторику руки. | Передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами | гуашь. кисточки. цветная или белая бумага (на выбор),вырезанная по контуру одежды, обуви или головного убора. набор мелких предметов.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. | Зимующие птицы | 20.10 | 1 | Рисование штрихами. | развивать воображение, фантазию. познакомить с нетрадиционным способом изображения: рисование штрихами учить использовать цвет для передачи содержания и выразительности рисунка. развивать точность и координированность мелких движений рук. продолжать развивать умение работать самостоятельно. | Обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии | 1. простой карандаш. 2. цветные карандаши 3. образец рисунка, выполненный педагогом. 4. листы бумаги.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. | Необычный зверь | 27.10 | 1 | Акварель+ рисование штрихами | познакомить с нетрадиционным способом изображения: рисование штрихами. развивать абстрактное мышление, воображение. продолжать развивать координацию мелких движений руки. развивать умение видеть образ в нехарактерном изображении. | листы белой и цветной бумаги для основы цветные карандаши. простой карандаш акварель кисточки баночки с водой | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 четверть | 8 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. | Дикое животное | 10.11 | 1 | Рисование скомканными полиэтилено- выми пакетами, акварель | развивать творческое воображение, фантазию. продолжать знакомить с нетрадиционным способом изображения: рисование скомканными полиэтиленовыми пакетами. учить координировать движения руки. воспитывать у детей познавательный интерес. | Передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя. | акварельные краски. беличьи кисточки. банка с водой. полиэтиленовые пакеты. салфетки. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | Осень | 17.11 | 1 | Обрывание бумаги, гуашь, кисть | развивать творческую фантазию. познакомить с нетрадиционной техникой изображения: обрывание бумаги. развивать тонкие движения мелкой моторики руки. развивать зрительное восприятие и внимание. | различать и называть цвета; | белый лист бумаги. клей. цветная бумага. гуашь. кисточки. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11. | Поздравительная открытка | 24.11 | 1 | Коллаж, рисование акварелью | развивать творческие способности, фантазию. продолжать знакомить с нетрадиционным способом изображения: коллаж. развивать чувство цвета, ритма, формы, композиции. учить с помощью нетрадиционной техники передавать характерные признаки, позы, движения персонажей. развивать умение слушать художественное произведение, эмоционально отзываться на него. воспитывать умение работать самостоятельно. | Передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя. | акварель. лист бумаги. вырезки из журналов, открыток, ткани на выбор. кисточки рисовальные и клеевые. клей. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12. | Посуда | 1.12 | 1 | Рисование сыпучими материалами | продолжать развивать творческие способности. познакомить с нетрадиционной техникой изображения: рисование сыпучими материалами. совершенствовать точность и переключаемость тонких движений кистей и пальцев рук. развивать чувство цвета. | Узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела. | манка, пшено и т.д. плотная бумага. клей. гуашь. трафареты посуды. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 | Торт | 8.12 | 1 | Рисованием тычками | продолжать развивать творческие способности и воображение. познакомить с нетрадиционной техникой изображения: тычкование. совершенствовать движения общей моторики; закреплять умение переключаться с одного вида деятельности на другое. продолжать учить оценивать качество работ своих товарищей. | Передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя. | белый лист кисть, акварель тычки баночки с водой | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14. | Снегопад | 15.12 | 1 | Рисование свечкой | продолжать развивать творчество. познакомить с нетрадиционной техникой изображения: рисование свечкой совершенствовать координированность мелкой моторики. продолжать воспитывать у детей умения видеть, замечать прекрасное в повседневной жизни. продолжать учить рассматривать картины: выделять главное в картине – тему, изобразительные средства. | Обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии. | гуашь либо акварель. кисть. баночки с водой. свечка лист бумаги. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15. | Новогодняя ёлочка | 22.12 | 1 | Мокрая бумага, акварель. | развивать творческие способности и воображение. продолжать знакомить с нетрадиционным способом рисования: рисование по мокрой бумаге. учить видеть и замечать прекрасное в повседневной жизни. продолжать воспитывать самостоятельность в работе. развивать мелкую моторику рук. | Различать и называть цвета. | краски – акварель. баночки с водой. лист бумаги. беличьи кисточки. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16. | Наши зимние забавы | 29.12 | 1 | Рисование по сжатой бумаге, набрызг, акварель. | развивать творческое воображение. учить использовать разные техники при рисовании: набрызг, рисование по сжатой бумаге. развивать чувство цвета и композиции. развивать моторику рук. | Узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела. | белая бумага. акварель. беличьи кисточки. жёсткие кисточки или зубные щётки музыкальное произведение. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 четверть | 9 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17 | Человечки | 19.01 | 1 | Различные | продолжать развивать творческие способности и воображение. закрепить знания и умения ранее изученного нетрадиционного способа изображения. продолжать развивать мелкую моторику руки. продолжать развивать чувства формы, цвета и композиции. учить оценивать качество работ своих товарищей. закрепить умение выбирать самостоятельно тему и техник | Определять и называть цвета. | Все имеющиеся | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18. | Спортинвен тарь | 26.01 | 1 | Мыльный фон с элементами бумагопластики | развивать творческие способности, мышление, ориентировку в пространстве. познакомить с нетрадиционной техникой изображения: мыльный фон и бумагопластика учить комкать, скручивать, скатывать и обвёртывать бумагой. совершенствовать мелкую моторику рук. | Передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя. | миски с водой + мыльное средство губка гофрированная бумага или салфетки разных цветов плотная бумага. акварель. кисти. клей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19. | Иллюстрация к любимой сказке | 02.02 | 1 | различные | продолжать развивать творческие способности и воображение. закрепить знания и умения ранее изученного нетрадиционного способа изображения. продолжать развивать мелкую моторику руки. продолжать развивать чувства формы, цвета и композиции. учить оценивать качество работ своих товарищей. закрепить умение выбирать самостоятельно тему и технику. | Обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии. | губка. акварель – краски. восковые мелки. бумага для обрывания (цветная и белая). свеча. трубочка ( соломинка для напитков). предметы, которые можно обвести ( ножницы, подносы, стаканчики). чёрная тешь. баночки с водой. лист бумаги. кисточки. кусочки поролона и пенопласта. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20. | Что сшили в ателье? | 09.02 | 1 | Рисование мелом по бархатной бумаге | продолжать развивать творческие способности и воображение. познакомить с нетрадиционной техникой изображения: рисование мелом по бархатной бумаге. научить работать с мелом. развивать точность мелкой моторики руки. | Узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела | бархатная бумага мелки разных цветов салфетки тряпочки для стирания | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21. | Стройка | 16.02 | 1 | Рисование с помощью копировальной бумаги | развивать творческое воображение. познакомить с нетрадиционной техникой изображения: рисование через копировальную бумагу. совершенствовать точность и координированность общей моторики. | Различать и называть цвета. | копировальная бумага, можно цветную. лист плотной бумаги, либо цветной картон для основы. палочка с заострённым концом. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22. | Подарок защитнику Отечества | 02.03 | 1 | Цветной граттаж | развивать творческое воображение. познакомить с нетрадиционной техникой изображения: цветной граттаж. учить использовать средства выразительности: линия, штрих, цвет. учить оценивать качество работ своих товарищей. развивать точность и координированность общей моторики. | Узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела. | цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью или фломастерами. свеча. широкая кисть. мисочки для гуаши. палочка с заточенными концами. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23. | Подарок маме | 09.03 | 1 | Восковые мелки, акварель | продолжать развивать творческие способности. продолжать учить использовать разные техники при рисовании. развивать чувство цвета и композиции. совершенствовать переключаемость общих движений. | Передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя. | восковые мелки. акварельные краски. беличьи кисточки. баночки с водой. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24. | Мебель | 16.03 | 1 | Рисование по сжатому листу | 1. развивать творческое воображение. 2. учить использовать разные техники при рисовании: набрызг, рисов. по сжатке. 3. развивать чувство цвета и композиции. 4. развивать моторику рук. | Обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии. | белая бумага. акварель. беличьи кисточки. музыкальное произведение. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25. | Бытовая техника | 23.03 | 1 | Оттиск поролоном, гуашь | развивать творческие способности развивать тонкие движения рук познакомить с нетрадиционным способом изображения: оттиск поролоном. развивать чувство цвета. развивать зрительное внимание. | Узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела; | гуашь. мисочки либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью. листы плотной бумаги любого цвета. небольшие кусочки поролона | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 четверть | 8 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26. | Транспорт на дороге | 6.04 | 6.04 | 1 | Рисование печатками из пластилина | продолжать развивать творческие способности и воображение. познакомить с нетрадиционной техникой изображения: рисование печатками из пластилина совершенствовать движения общей моторики; закреплять умение переключаться с одного вида деятельности на другое. продолжать учить оценивать качество работ своих товарищей. | Различать и называть цвета. | Печатки из пластилина лист бумаги, акварель, кисточки. баночки с водой. мисочки либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Работник транспорта | 13.04 | 13.04 | 1 | Рисование с помощью точек («Точечное рисование») | развивать творческие способности, воображение. познакомить с нетрадиционным способом изображения: «точечное рисование». продолжать использовать цвет для передачи содержания и выразительности сюжета. развивать чувство формы и композиции. развивать мелкую моторику руки. | Узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела. | гуашь. кисточки. простой карандаш. цветная или белая бумага (на выбор). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28. | Космос | 20.04 | 20.04 | 1 | Рисование восковыми карандашами+ акварель+ соль | продолжать развивать творчество. познакомить с нетрадиционной техникой изображения: рисование восковыми карандашами, акварелью и солью развивать чувство формы, композиции, ритма. продолжать развивать мелкую моторику; точность и координированность движений общей моторики. развивать эстетическое восприятие. | Различать и называть цвета; | лист бумаги. восковые карандаши кисть, акварель клей соль | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
29. | Перелётные птицы | 27.04 | 27.04 | 1 | Рисование пальчиками, ладошкой. | развивать воображение, фантазию. познакомить с нетрадиционным способом изображения: пальчиковое рисование и рисование ладошкой. учить использовать цвет для передачи содержания и выразительности сюжета. развивать точность и координированность мелких движений рук. продолжать развивать умение работать самостоятельно. | Передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя. | акварельные краски. баночки с водой. образец рисунка, выполненный педагогом. листы бумаги. салфетки. широкие блюдечки с гуашью | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30. | Ландыши | 4.05 | 4.05 | 1 | Обрывание бумаги, бумагопластика гуашь, кисть | развивать творческую фантазию. познакомить с нетрадиционной техникой изображения: обрывание бумаги. развивать тонкие движения мелкой моторики руки. развивать зрительное восприятие и внимание. | Различать и называть цвета | цветной лист бумаги. клей. белые салфетки. гуашь кисточки. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
31. | Наша Родина | 11.05 | 1 | различные. | продолжать развивать творческую активность совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках продолжать развивать мелкую моторику рук продолжать развивать чувство формы, цвета и композиции закрепить умение самостоятельно выбирать тему, эпизод, материал, рисовать на всём листе; показывать взаимосвязь между изображёнными предметами; отражать в рисунке полученные впечатления учить оценивать качество работ своих товарищей | Передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя. | все имеющиеся | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
32. | Салют в честь победы | 18.05 | 1 | Набрызг, рисование мыльными пузырями | продолжать развивать творческие способности, воображение. учить создавать выразительный образ салюта, используя разнообразную нетрадиционную технику изображения: рисование мыльными пузырями, набрызг. совершенствовать чувство цвета и композиции. продолжать развивать переключаемость общих движений. формировать нравственно-эстетические чувства. | Передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя. | лист бумаги баночка с водой гуашь кисточки мыльное средство трубочки для коктейля стакан зубная щётка или жёсткая кисть | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
33. | Подарок выпускникам | 25.05 | 1 | Рисование с помощью гуаши и акварели | продолжать развивать творчество продолжать учить создавать выразительный образ, используя нетрадиционную технику изображения: рисование с помощью густой краски и воды. продолжать развивать чувство цвета и композиции. совершенствовать тонкие движения рук. | Передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя. | плотная белая бумага гуашь, акварель кисти |
7. Материально – техническое обеспечение
Учебно-методический комплект:
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы», под ред. И.М. Бгажноковой – М.: «Просвещение», 2011. (Программа по предмету «Изобразительное искусство», автор М.Ю. Рау).
Печатные пособия:
портреты русских и зарубежных художников;
таблицы по построению орнамента;
схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека;
таблицы по народным промыслам;
учебно-практическое оборудование конструкторы; краски акварельные, гуашевые; бумага А3, А4; бумага цветная; фломастеры; кисти; ножницы; шаблоны геометрических фигур и реальных предметов;
муляжи фруктов и овощей (комплект);
предметы и игрушки для рисования по темам;
Технические средства обучения – компьютер, интерактивная доска, принтер.