КИМы для промежуточной аттестации и административных контрольных работ по биологии.

Шамыкаева Наиля Анфисовна

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

 

 

 

Рассмотрено и принято

на заседании ШМО

Протокол №____

от ___________2020

Руководитель ШМО

_____  (___________)

 

 

Согласовано

на заседании методсовета

Протокол №__ __

от ______________2020           

Зам. директора по МР

_______ Сидоренко Г.И.

 

Утверждаю

Директор МАОУ «СОШ №2»

О.А. Ильина

Приказ МАОУ «СОШ №2»

от ____________2020 №___

           

 

 

 

 

 

 

Контрольно-измерительные материалы

для контрольной работы

по теме: «Размножение и индивидуальное развитие организмов»

по предмету «биология»

для 9 класса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

Шамыкаева Н. А.,

учитель биологии,

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

Рассмотрено и принято

на заседании ШМО

Протокол №____

от ___________2020

Руководитель ШМО

_____        (___________)

Согласовано

на заседании методсовета

Протокол №__ __

от ______________2020        

Зам. директора по МР

_______ Сидоренко Г.И.

Утверждаю

Директор МАОУ «СОШ №2»

О.А. Ильина

Приказ МАОУ «СОШ №2»

от ____________2020 №___

        

Контрольно-измерительные материалы

для контрольной работы

по теме: «Размножение и индивидуальное развитие организмов»

по предмету «биология»

для 9 класса

Составитель:

Шамыкаева Н. А.,

учитель биологии,

Спецификация

контрольно-измерительных материалов для проведения контрольной работы по теме: «Размножение и индивидуальное развитие организмов»

Учебник: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, И.Б. Агафонов, Н.И. Сонин. Биология. Общие закономерности. 9кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. — М., 2016.

Вид контроля: текущий

Назначение контрольной работы: контроль уровня сформированности знаний и умений по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов»

Содержание контрольно-измерительных заданий определяется содержанием рабочей программы по курсу «Биология. Общие закономерности.» учебного предмета «Биология», учебника для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Б. Захарова, Н.И. Сонина.

Контрольная работа состоит из 3частей: 1 часть (задания А)-15 заданий базового уровня, часть В, часть С- повышенного.

Распределение заданий по уровням сложности, проверяемым элементам предметного содержания, уровню подготовки, типам заданий и времени выполнения представлено в таблице 1.

Таблица 1

№ задания

Уровень сложности

Максимальный балл

Контролируемый элемент содержания

Тип задания

1

Базовый

1

Развитие половых клеток

Тест с выбором ответа

2

Базовый

1

Развитие половых клеток

Тест с выбором ответа

3

Базовый

1

Развитие половых клеток

Тест с выбором ответа

4

Базовый

1

Эмбриональный период развития

Тест с выбором ответа

5

Базовый

1

Размножение растений

Тест с выбором ответа

6

Базовый

1

Деление клетки

Тест с выбором ответа

7

Базовый

1

Деление клетки

Тест с выбором ответа

8

Базовый

1

Деление клетки

Тест с выбором ответа

9

Базовый

1

Эмбриональный период развития

Тест с выбором ответа

10

Базовый

1

Эмбриональный период развития

Тест с выбором ответа

11

Базовый

1

Эмбриональный период развития

Тест с выбором ответа

12

Базовый

1

Эмбриональный период развития

Тест с выбором ответа

13

Базовый

1

Эмбриональный период развития

Тест с выбором ответа

14

Базовый

1

Деление клетки

Тест с выбором ответа

15

Базовый

1

Размножение организмов

Тест с выбором ответа

Часть В

Повышенный

2

Деление клетки

Задание с развернутым ответом

Часть С

Повышенный

2

Размножение организмов

Задание с развернутым ответом

На выполнения задания отводится 40минут.

Задания в контрольной работе оцениваются в зависимости от сложности задания разным количеством баллов, указанных в таблице 2.

Таблица 2

№ задания

Количество баллов

1

1 балл – правильный ответ / 0 баллов – неправильный ответ

2

1 балл – правильный ответ / 0 баллов – неправильный ответ

3

1 балл – правильный ответ / 0 баллов – неправильный ответ

4

1 балл – правильный ответ / 0 баллов – неправильный ответ

5

1 балл – правильный ответ / 0 баллов – неправильный ответ

6

1 балл – правильный ответ / 0 баллов – неправильный ответ

7

1 балл – правильный ответ / 0 баллов – неправильный ответ

8

1 балл – правильный ответ / 0 баллов – неправильный ответ

9

1 балл – правильный ответ / 0 баллов – неправильный ответ

10

1 балл – правильный ответ / 0 баллов – неправильный ответ

11

1 балл – правильный ответ / 0 баллов – неправильный ответ

12

1 балл – правильный ответ / 0 баллов – неправильный ответ

13

1 балл – правильный ответ / 0 баллов – неправильный ответ

14

1 балл – правильный ответ / 0 баллов – неправильный ответ

15

1 балл – правильный ответ / 0 баллов – неправильный ответ

Часть В

3 балла - 1 балл за правильный ответ / за отсутствующий или несоответствующий указанным критериям ответ-0 баллов.

          Часть С

2 балла – по 2 баллов за  правильный ответ / за отсутствующий или несоответствующий указанным критериям ответ-0 баллов

ИТОГО

 20 баллов


Перевод баллов к 5-балльной отметке представлен в таблице 3.

Таблица 3

Баллы

Отметка

20

Отметка «5»

15-17

Отметка «4»

10-12

Отметка «3»

 8 и меньше

Отметка «2»

                     «Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез)».

                                                                                     9 класс

Вариант 1

А1.  Как называют неподвижные мужские половые клетки?

1) гаметы

2)спермии

3)сперматозоиды

4) споры

А2.  Как называется клетка, которая содержит двойной набор хромосом?

1) соматическая                    2) диплоидная              3) гаплоидная                         4) эукариотическая

А3.  Из чего состоит хромосома

1)из центромер

2)из хроматид

3)из микротрубочек

4)из веретен деления

А4.  Укажите правильную последовательность процесса полового размножения

1) образование зиготы –развитие гамет – оплодотворение – развитие нового организма

2) развитие гамет – развитие нового организма– оплодотворение – образование зиготы

3) оплодотворение – развитие гамет – образование зиготы – развитие нового организма

4) развитие гамет – оплодотворение – образование зиготы – развитие нового организма

А5.  Что такое гаметофит?

1)половое поколение растений

2)половое поколение животных

3)бесполое поколение растений

4) бесполое поколение животных

А6.  Что такое митоз?

1)деление всех клеток

2)деление клетки одноклеточного организма

3)деление прокариотической клетки

4)деление эукариотической клетки при котором образуются диплоидные клетки

А7.  В какой фазе деления клетки хроматиды расходятся к противоположным полюсам клетки?

1)в анафазе

2) в профазе

3) в телофазе

4)в метафазе

А8.  Сколько хромосом должно содержаться в каждой половой клетке человека?

1)21

2)22

3)23

4)24

А9.  Для какого организма характерна самая большая яйцеклетка?

1) для африканского слона

2) для нильского крокодила

3) для африканского страуса

4) для синего кита

А10.          Какова продолжительность онтогенеза живого организма?

1) от зарождения организма до его появления на свет

2)от появления организма на свет до его созревания

3)от зарождения организма до его созревания

4)от зарождения до его смерти

А11.  При каком делении происходит редукция числа хромосом?

1) амитозе

2) первом делении мейоза

3) втором делении мейоза

4) митотическом делении

А12.  Что из перечисленного относится к эмбриональному периоду развития?

1)оплодотворение

2)гаструляция

3) метаморфоз

4)гаметогенез

А13.  Из какого зародышевого листка формируется сердце хордовых?

1)из эктодермы

2) из мезодермы

3)из эктодермы

А14.  Сколько хроматид в хромосоме в конце метафазы второго  деления мейоза

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

А15.  Биологически прогрессивной чертой полового размножения по сравнению с бесполым является?

1) высокая скорость.

2) независимость от воды

3) значительное повышение наследственного разнообразия.

4) обеспечение постоянства генетической структуры

В1. Как называются схожие хромосомы, которые в процессе мейоза образуют между собой пары?

В2. Из скольких этапов деления состоит процесс мейоза?

В3. Как называется процесс удвоения ДНК?

С1.  Чем бесполое размножение отличается от полового?

Ключи для проверки

Вариант 1

Часть А

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

2

2

2

3

1

4

1

3

3

4

2

2

2

2

3

Часть В

В 1 - гомологичные

В 2 – 8

В 3 – репликация

Часть С

  1. В половом размножении участвует один организм, в половом чаще два.
  2. В половом размножении происходит большая затрата энергии
  3. В половом размножении происходит рекомбинация генов родителей
  4. Основой полового размножения является мейоз, а бесполого - митоз

Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез).

Размножение живых организмов

Вариант 2

А 1. В чем различие сперматозоидов от спермиев?

1)в размерах

2)в наличии жгутиков

3)в химическом составе

4)в наличии ДНК

А2.  Какое название получила клетка с одинарным набором хромосом?

             1) гаплоидная

              2) диплоидная

3) соматическая

4) прокариотическая

           А3.  Процесс деления клеток в живом организме заканчивается:

           1)вместе с его ростом

          2) после его размножения

3) после полового созревания

4) с его смертью

А4.  Как называются органы полового размножения у растений?

1) дочерние органы

2)вегетативные органы

3) генеративные органы

4) половые органы.

А5.  Что такое спорофит?

1) вид растения

2)орган гриба

3)половое поколение растений

4)бесполое поколение растений

А6. Для каких организмов характерно деление клеток?

1)эукариот

2)прокариот

3)всех организмов

4) многоклеточных организмов

А7.  Что происходит в телофазе?

1)формирование веретена деления

2) формирование новых ядер

3)разделение хромосом

4) перемещение хромосом в центр клетки

А8.  Сколько хромосом должно содержаться в нормальной зиготе человека?

1)43

2)44

3)45

4)46

А9.  Что образуется при слиянии мужской и женской половой клеток?

1) зигота

2) гамета

3)почки

4)побег

А10.  Какие этапы обычно выделяют у многоклеточного организма?

1)эмбриональный период – молодость – зрелость - старость

2)эмбриональный период – постэмриональный период – старость.

3) созревание - зрелость – деление клетки

4) эмбриональный период - молодость – старость.

А11.  При каком делении происходит кроссинговер?

1) амитозе

2) первом делении мейоза

3) втором делении мейоза

4) митотическом делении

А12.  Что из перечисленного относится к постэмбриональному периоду развития?

1)дробление

2)органогенез

3) метаморфоз

4)гаметогенез

А13.  Из какого зародышевого листка формируется головной мозг хордовых ?

1)из эктодермы

2) из мезодермы

3)из эктодермы

А14.  Сколько хроматид в хромосоме в конце анафазы второго деления мейоза

  1)1                 2) 2                   3)3                             4)

А15. Преимуществом бесполого размножения является?

1) родительская особь производит много потомков с самыми разнообразными комбинациями генов

2) родительские особи производят потомков, которые будут отличаться от них самым непредсказуемым образом,

3) изменчивость, необходимая для естественного отбора, достигается только за счёт случайных мутаций и потому осуществляется очень медленно

4) отсутствует необходимость поиска партнёра, а полезные наследственные изменения сохраняются практически навсегда.

В1. Как называется процесс, при котором гомологичные хромосомы тесно объединяются друг с другом и обмениваются гомологичными участками?

В2. Какой этап клеточного цикла самый продолжительный в жизни клетки?

В3. Как называется перетяжка, соединяющая хроматиды?

С1.  Почему яйцеклетка крупнее сперматозоида?

Ключи для проверки

Вариант 2

Часть А

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

2

1

4

3

1

4

1

3

3

4

2

2

2

1

4

Часть В

В 1 - кроссинговер

В 2 – интерфаза

В 3 – центромера

Часть С

  1. Яйцеклетка крупнее сперматозоида, содержит питательные вещества.
  2. Яйцеклетка неподвижна
  3. Яйцеклетки образуются в меньшем количестве



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

Рассмотрено и принято

на заседании ШМО

Протокол №____

от ___________2020

Руководитель ШМО

_____        (___________)

Согласовано

на заседании методсовета

Протокол №__ __

от ______________ 2020        

Зам. директора по МР

_______ Сидоренко Г.И.

Утверждаю

Директор МАОУ «СОШ №2»

О.А. Ильина

Приказ МАОУ «СОШ №2»

от ____________2020 №___

        

Контрольно-измерительные материалы

для контрольной работы по теме:

 «Наследственность и изменчивость организмов»

по предмету «биология»

для 9 класса

Составитель:

Шамыкаева Н.А.,

учитель биологии,

Спецификация

контрольно-измерительных материалов для проведения контрольной работы по теме: «Наследственность и изменчивость организмов»

Учебник: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, И.Б. Агафонов, Н.И. Сонин. Биология. Общие закономерности. 9кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. — М., 2016.

Вид контроля: текущий

Назначение контрольной работы: контроль уровня сформированности знаний и умений по теме «Наследственность и изменчивость организмов»

Содержание контрольно-измерительных заданий определяется содержанием рабочей программы по курсу «Биология. Общие закономерности.» учебного предмета «Биология», учебника для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Б. Захарова, Н.И. Сонина.

Контрольная работа состоит из 2 заданий: 16 заданий базового уровня, задание 2- повышенного.

Распределение заданий по уровням сложности, проверяемым элементам предметного содержания, уровню подготовки, типам заданий и времени выполнения представлено в таблице 1.

Таблица 1

№ задания

Уровень сложности

Максимальный балл

Контролируемый элемент содержания

Тип задания

1

Базовый

1

Основные понятия генетики

Тест с выбором ответа

2

Базовый

1

Основные понятия генетики

Тест с выбором ответа

3

Базовый

1

Основные понятия генетики

Тест с выбором ответа

4

Базовый

1

Основные понятия генетики

Тест с выбором ответа

5

Базовый

1

Основные понятия генетики

Тест с выбором ответа

6

Базовый

1

Основные понятия генетики

Тест с выбором ответа

7

Базовый

1

Основные понятия генетики

Тест с выбором ответа

8

Базовый

1

Законы Г.Менделя

Тест с выбором ответа

9

Базовый

1

Законы Г.Менделя

Тест с выбором ответа

10

Базовый

1

Законы Г.Менделя

Тест с выбором ответа

11

Базовый

1

Основные понятия генетики

Тест с выбором ответа

12

Базовый

1

Законы Г.Менделя

Тест с выбором ответа

13

Базовый

1

Законы Г.Менделя

Тест с выбором ответа

14

Базовый

1

Наследование признаков, сцепленных с полом

Тест с выбором ответа

15

Базовый

1

Виды изменчивости

Тест с выбором ответа

16

Базовый

1

Виды изменчивости

Тест с выбором ответа

Задание  2

Повышенный

4

Закономерности изменчивости

  1. Выбор трех правильных ответов
  2. Задание на соответствие

На выполнение задания отводится 35минут.

Задания в контрольной работе оцениваются в зависимости от сложности задания разным количеством баллов, указанных в таблице 2.

Таблица 2

№ задания

Количество баллов

1

1 балл – правильный ответ / 0 баллов – неправильный ответ

2

1 балл – правильный ответ / 0 баллов – неправильный ответ

3

1 балл – правильный ответ / 0 баллов – неправильный ответ

4

1 балл – правильный ответ / 0 баллов – неправильный ответ

5

1 балл – правильный ответ / 0 баллов – неправильный ответ

6

1 балл – правильный ответ / 0 баллов – неправильный ответ

7

1 балл – правильный ответ / 0 баллов – неправильный ответ

8

1 балл – правильный ответ / 0 баллов – неправильный ответ

9

1 балл – правильный ответ / 0 баллов – неправильный ответ

10

1 балл – правильный ответ / 0 баллов – неправильный ответ

11

1 балл – правильный ответ / 0 баллов – неправильный ответ

12

1 балл – правильный ответ / 0 баллов – неправильный ответ

13

1 балл – правильный ответ / 0 баллов – неправильный ответ

14

1 балл – правильный ответ / 0 баллов – неправильный ответ

15

1 балл – правильный ответ / 0 баллов – неправильный ответ

16

1 балл – правильный ответ / 0 баллов – неправильный ответ

Задание2

4 балла – по 2 балла за правильное соответствие/ правильный ответ / за отсутствующий или несоответствующий указанным критериям ответ-0 баллов.

ИТОГО

 20 баллов


Перевод баллов к 5-балльной отметке представлен в таблице 3.

Таблица 3

Баллы

Отметка

20

Отметка «5»

15-17

Отметка «4»

10-12

Отметка «3»

 8 и меньше

Отметка «2»

Контрольная работа

по теме: Основы учения о наследственности и изменчивости

                                                                               9 класс

Вариант I

Задание 1.

1. Способность организмов приобретать новые признаки в процессе жизнедеятельности называется:

     а) генетика              б) изменчивость           в) селекция           г) наследственность

2.  Соматические клетки у большинства животных, высших растений и человека являются

     а) Полиплоидными      б) Диплоидными       в) Гаплоидными      г) Тетраплоидными

3. Набор хромосом в соматических клетках человека равен:

     а) 48                  б) 46                    в) 44                г) 23

4. Особи, в потомстве которых НЕ обнаруживается расщепление признака, называются:

     а) гибридными        б) гомозиготными       в) гетерозиготными      г) гемизиготными

5.  Признак, который проявляется в гибридном поколении называется:

     а) доминантный         б) рецессивный          в) гибридный           г) мутантный

6. Фенотип – это совокупность:

     а) Рецессивных генов                                         б) Доминантных генов

     в) Проявившихся внешне признаков                  г) Генотипов одного вида

7.  Ген:

     а) Единица наследственной информации           б) Участок молекулы И-РНК

     в) Участок ДНК                               г) Содержит определенный набор нуклеотидов

8. Гибриды 1-го поколения при моногибридном скрещивании гомозиготных особей

     а) Единообразны

     б) Обнаруживают расщепление по фенотипу - 1:3:1

     в) Обнаруживают расщепление по фенотипу - 1:1

     г) Обнаруживают расщепление по фенотипу - 1:2:1

9. Дигибридное скрещивание:

      а) это скрещивание по двум парам аллельных генов

      б) принципиально отличается от моногибридного скрещивания

      в) позволило выявить рекомбинацию признаков

      г) лежит в основе третьего закона Менделя

10. При скрещивании особей с генотипами аа и Аа  наблюдается расщепление в потомстве по фенотипу в соотношении   
а) 1:1                  б) 3:1                в) 9:3:3:1                 г) 1:2:1

11. Парные гены, расположенные в гомологичных хромосомах и определяющие окраску

      цветков гороха, называют

      а) сцепленными        б) рецессивными        в) доминантными         г) аллельными

12. Особь с генотипом ААВв дает гаметы:

      а) АВ, Ав, аВ, ав          б) АВ, Ав            в) Ав, аВ           г) Аа, Вв, АА, ВВ

13. В ядре яйцеклетки человека содержится 23 хромосомы, а в ядре мужской клетки:

а) 24                    б) 23                    в) 46                г) 32

14. Хромосомный набор половых клеток женщин содержит:

      а) две ХХ – хромосомы                                б) 22 аутосомы и одну Х – хромосому

      в) 44 аутосомы и одну Х – хромосому        г) 44 аутосомы и две Х – хромосомы

15. Изменчивость, которая не затрагивает гены организма и не изменяет наследственный

      материал, называется…
     а) Генотипической изменчивостью            б) Комбинативной изменчивостью
     в) Мутационной изменчивостью                 г) Фенотипической изменчивостью

16. Выпадение четырех нуклеотидов в ДНК – это:

     а) генная мутация;              б) хромосомная мутация;                    в) геномная мутация.

Задание 2.

Выберите три верных ответа из шести.                                                                                                                                                                                                   

       1. Соматические мутации:

           а) Проявляются у организмов, у которых возникли;               б) По наследству не передаются;

           в) Проявляются у потомства;                                                     г) Возникают в клетках тела;

           д) Могут передаваться по наследству;                                      е) Возникают в гаметах.

 2. Установите соответствие:

Между видами изменчивости и их характеристикой.

                  Характеристика:                                                         Вид изменчивости:                                                         

  1. Носит групповой характер.                                                  А) модификационная                                                              
  2. Носит индивидуальный характер.                                        Б) мутационная
  3. Наследуется.
  4. Не наследуется.
  5. Обусловлена нормой реакции организма.
  6. Неадекватна изменениям условий среды.

Ответы к контрольной работе по теме

«Законы наследственности и изменчивости».

1 вариант                                                                      

Часть АЧасть А

1 – б                                                                                          

2 – б                                                                                        

3 - б        

4 - б        

5 – а                                                                                          

6 – в                                                                                          

7 – в                                                                                          

8 – а                                                                                          

9 – а                                                                                          

10 – а                                                                                        

11 – г                                                                                        

12 – б                                                                                        

13 – б                                                                                        

14 – б                                                                                        

15 – г                                                                                        

16 – б                                                                                        

Часть ВЧасть В

                      1. бве

        2. А – 2

                    Б – 236                                                                            

                                                                                       

                                                          Контрольная работа

                              по теме: Основы учения о наследственности и изменчивости 

                                                                         9 класс

Вариант 2

Задание 1

1. Наука, изучающая наследственность и изменчивость:

    а) цитология            б) селекция            в) генетика            г) эмбриология

2. Способность организмов передавать свои признаки и гены от родителей к потомкам

    называется:

    а) генетика            б) изменчивость           в) селекция          г) наследственность

3.  Половые клетки у большинства животных, человека являются

    а) Полиплоидными       б) Диплоидными        в) Гаплоидными      г) Тетраплоидными

4.  Единица наследственной информации – это:

    а) Генотип             б) Фенотип                в) Ген                 г) Белок

5.  Генотип:

    а) Совокупность всех генов особи             б) Совокупность всех признаков организмов

    в) Всегда полностью совпадает с фенотипом       г) Определяет пределы нормы реакции организма

6. Муж и жена имеют ямочки на щеках, а их дети нет. Доминантный или рецессивный признак  наличия ямочек на щеках:

    а) доминантный         б) рецессивный        в) сцепленный с полом       г) сцепленный

7. Особи, в потомстве которых обнаруживается расщепление признака называются:

    а) гибридными         б) гомозиготными;       в) гетерозиготными      г) гемизиготными

8. Признак, который НЕ проявляется в гибридном поколении называют:

    а) доминантный        б) рецессивный         в) промежуточный        г) мутантным

9. Какая часть особей с рецессивным признаком проявится в первом поколении при скрещивании  двух гетерозиготных по данному признаку родителей?

     а) 75%                 б) 50%               в) 25%              г) 0%

10. При скрещивании особей с генотипами Аа и Аа (при условии полного доминирования)

     наблюдается расщепление в потомстве по фенотипу в соотношении

     а) 1:1                     б) 3:1                 в) 9:3:3:1             г) 1:2:1

11.  Третий закон Менделя:

     а) Описывает моногибридное скрещивание

     б) Это закон независимого наследования признаков

     в) Утверждает, что каждая пара признаков наследуется независимо от других

     г) Утверждает, что при дигибридном скрещивании в F2 наблюдается расщепление по генотипу  9:3:3:1

12. Особь с генотипом АаВв дает гаметы:

      а) АВ, Ав, аВ, ав            б) АВ, ав             в) Ав, аВ           г) Аа, Вв, АА, ВВ

13. Хромосомный набор половых клеток мужчин содержит:

      а) Одну Х – хромосому и одну У – хромосому        б) 22 аутосомы и одну Х или У хромосому

      в) 44 аутосомы и ХУ – хромосомы                                  г) 44 аутосомы, одну Х или У – хромосомы

14.  Мутации  могут  быть  обусловлены

       а) новым  сочетанием  хромосом  в  результате  слияния  гамет

       б) перекрестом  хромосом  в  ходе  мейоза

       в) новыми  сочетаниями  генов  в  результате  оплодотворения

       г) изменениями  генов  и  хромосом

15. Кроссинговер – это механизм…
      а) Комбинативной изменчивости                          б) Мутационной изменчивости
      в) Фенотипической изменчивости                         г) Модификационной изменчивости

16. Ненаследственную изменчивость называют:

      а) неопределенной;                     б) определенной;                     в) генотипической.

Задание 2.

Выберите три верных ответа из шести.                                                                                                                                                 1. Мутациями являются:

      а) позеленение клубней картофеля на свету                  б) брахидактилия

      в) синдром Дауна                                                              г) искревление ствола сосны, растущей в трещине скалы

     д) превращение головастика в лягушку                          е) возникновение белых глаз у дрозофилы

 2.  Установите соответствие:

        Между видами мутаций и их характеристиками.

                              Характеристика:                                                                                                     

  1. Число хромосом увеличилось на 1-2.                                 А - генные               
  2. Один нуклеотид ДНК заменяется на другой                      Б - хромосомные
  3. Участок одной хромосомы перенесен на другую              В - геномные
  4. Произошло выпадение участка хромосомы.
  5. Участок хромосомы повернут на 180°.
  6. Произошло кратное увеличение числа хромосом.

Ответы к контрольной работе по теме

«Законы наследственности и изменчивости».

2 вариант

Часть А

 1 – в                                                                            

 4 – в

 5 – а

 6 – б

 7 – в

  8 – б

  9 – в

 10 – б

 11 – б

 12 – а

 13 – б

 14 – г

                             

15 – а                                                                                        

16 – б

Часть В

абг                                                                            

А – 2                                                                                                                                            Б – 345

  В - 16



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

Рассмотрено и принято

на заседании ШМО

Протокол №____

от ___________2020

Руководитель ШМО

_____        (___________)

Согласовано

на заседании методсовета

Протокол №__ __

от ______________ 2020        

Зам. директора по МР

_______ Сидоренко Г.И.

Утверждаю

Директор МАОУ «СОШ №2»

О.А. Ильина

Приказ МАОУ «СОШ №2»

от ____________2020 №___

        

Контрольно-измерительные материалы

для контрольной работы

 по теме: «Эволюция живого мира на Земле».

по предмету «биология»

для 9 класса

Составитель:

Шамыкаева Н. А.,

учитель  биологии,

Спецификация

контрольно-измерительных материалов для проведения контрольной работы по теме: «Эволюция живого мира на Земле».

Учебник: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, И.Б. Агафонов, Н.И. Сонин. Биология. Общие закономерности. 9кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. — М., 2016.

Вид контроля: текущий

Назначение контрольной работы: контроль уровня сформированности знаний и умений по теме «Эволюция живого мира на Земле».

Содержание контрольно-измерительных заданий определяется содержанием рабочей программы по курсу «Биология. Общие закономерности» учебного предмета «Биология», учебника для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Б. Захарова, Н.И. Сонина.

Контрольная работа состоит из 2частей: 1 часть (задания А)-8 заданий базового уровня, часть В- повышенного.

Распределение заданий по уровням сложности, проверяемым элементам предметного содержания, уровню подготовки, типам заданий и времени выполнения представлено в таблице 1.

Таблица 1

№ задания

Уровень сложности

Максимальный балл

Контролируемый элемент содержания

Тип задания

1

Базовый

1

Развитие биологии в додарвиновский период

Тест с выбором ответа

2

Базовый

1

Становление систематики

Тест с выбором ответа

3

Базовый

1

Становление систематики

Тест с выбором ответа

4

Базовый

1

Учение Ч.Дарвина о естественном отборе

Тест с выбором ответа

5

Базовый

1

Движущие силы эволюции

Тест с выбором ответа

6

Базовый

1

Эволюция человека

Тест с выбором ответа

7

Базовый

1

Движущие силы эволюции

Тест с выбором ответа

8

Базовый

1

Движущие силы эволюции

Тест с выбором ответа

Часть В

Повышенный

6

Эволюция человека

Борьба за существование и его виды

Формы естественного отбора

Задание с развернутым ответом

На выполнение задания отводится 25 минут.

Задания в контрольной работе оцениваются в зависимости от сложности задания разным количеством баллов, указанных в таблице 2.

Таблица 2

№ задания

Количество баллов

1

1 балл – правильный ответ / 0 баллов – неправильный ответ

2

1 балл – правильный ответ / 0 баллов – неправильный ответ

3

1 балл – правильный ответ / 0 баллов – неправильный ответ

4

1 балл – правильный ответ / 0 баллов – неправильный ответ

5

1 балл – правильный ответ / 0 баллов – неправильный ответ

6

1 балл – правильный ответ / 0 баллов – неправильный ответ

7

1 балл – правильный ответ / 0 баллов – неправильный ответ

8

1 балл – правильный ответ / 0 баллов – неправильный ответ

Часть В

6 балла - 2 балла за правильный ответ / за отсутствующий или несоответствующий указанным критериям ответ-0 баллов.

ИТОГО

 14 баллов


Перевод баллов к 5-балльной отметке представлен в таблице 3.

Таблица 3

Баллы

Отметка

14

Отметка «5»

11-12

Отметка «4»

9-10

Отметка «3»

 8 и меньше

Отметка «2»

Контрольная работа «Эволюция живого мира на Земле» 9 класс

Вариант – 1

Часть А

К каждому заданию из первой даны варианты ответов, выберите из них единственный верный и отметьте его. 

1. Биология –это наука, изучающая:

 1 – живые организмы; 2 – растения; 3 – Животных; 4 – развитие Земли.

2. К. Линней: 1 – создал клеточную теорию; 2 – создал микроскоп; 3 – создал эволюционную теорию; 4 – предложил систему растений и животных.

3. К естественнонаучным предпосылкам появления дарвинизма относят:

1 – высокий уровень развития промышленности в Англии;

2 – высокий уровень развития сельского хозяйства в Англии;

3 – успехи в создании новых пород и сортов;

4 – доказательства исторического развития земной коры.

4 Процесс, в результате которого выживают и оставляют после себя потомство преимущественно с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями, называется:

 1 -  естественным отбором; 2 – борьбой за существование;

3 – искусственным отбором; 4 – видообразованием.

5. Голосеменные вытеснили древних папоротникообразных благодаря ароморфозу – появлению: 1 – спор; 2 – цветка; 3 – плода; 4 – семени.

6. Биологический фактор эволюции человека: 1 – сознание; 2 – речь; 3 – наследственная изменчивость; 4 – борьба за существование;

7. Естественный отбор – это: 1 – результат борьбы за существование; 2 – результат адаптаций; 3 – способность организмов приобретать новые свойства; 4 - способность организмов приобретать индивидуальные признаки.

8. Мутации: 1 - внезапное, скачкообразное изменение генотипа; 2 -– результат адаптаций; 3 – способность организмов приобретать новые свойства; 4 - способность организмов приобретать индивидуальные признаки.

Часть Б

  1. Современный человек относится к виду…
  2. Что такое внутривидовая борьба? Приведите примеры.
  3. Что такое движущая форма естественного отбора? Дайте определение.

 

Ответы к заданиям 1 варианта

1 вариант

1

1

2

4

3

3

4

1

5

4

6

2

7

1

8

1

Часть б

1.Человек Разумный

2 Внутривидовая борьба — борьба, у всех особей вида совпадает экологическая ниша.

3. Выделяют  формы естественного отбора: движущий, стабилизирующий 

Вариант – 2

Часть А

К каждому заданию из первой части даны варианты ответов, выберите из них единственный верный и отметьте его. 

1.    Эволюция – это:

1.– учение об изменении живых организмов;

2.-учение, обьясняющее историческую смену живых организмов глобальными катастрофами;  

3. –необратимое и направленное историческое развитие живой природы;

4. -раздел биологии, дающий описание всех существующих и вымерших организмов

2.  Двойные названия видав были введены: 

1.-Ж.Б.Ламарком; 2 -. М. Шлейденом; 3. – К. Линнем; 4. – ЧДарвиным.  

3. К отличительным признакам живого не относится: 

1. – саморегуляция; 2. – самовоспроизведение; 3 – наличие в составе живых тел минеральных солей; 4. -  обмен веществ и превращения энергии.

4. К общественно – экономическим предпосылкам возникновения дарвинизма относят:

1. – появление гипотезы о происхождении Солнечной системы естественным путем;

2. – успехи в выведении новых пород и сортов;

3. – открытие закона о сохранении и превращении энергии; 4. – синтез мочевины искусственным путем.

5. Сложные отношения между особями одного вида, разных видов и с неживой природой называют: 1 - искусственным отбором; 2 – приспособленностью; 3 – борьбой за существование; 4 – естественным отбором.

6. Появление фотосинтеза привело к: 1 – возникновению многоклеточности; 2 – возникновению бактерий; 3 – образованию ряда полезных ископаемых; 4 – накоплению кислорода в атмосфере.

7. Разделение растительного и животного мира произошло благодаря ароморфозу:

1 – появлению фотосинтеза; 2 – появлению полового процесса; 3 – появлению аэробного дыхания; 4 – появлению оформленного ядра.

 8. Важный ароморфоз у млекопитающих – появление:  

1 – развитие органов чувств; 2 – легочного дыхания; 3 – живорождения и выкармливания детенышей молоком; 4 – зубов.

Часть Б

  1. Усложнение структурно – функциональной организации, поднятие ее на более высокий уровень, называется…

2. Что такое межвидовая борьба? Приведите примеры.

3.Что такое стабилизирющая форма естественного отбора? Дайте определение.

Ответы к заданиям 2 варианта

2 вариант

1

3

2

3

3

3

4

2

5

3

6

4

7

1

8

3

Часть б

1.Араморфоз

2.Межвидовая борьба — взаимоотношения между особями разных видов. 

3. Стабилизирующий отбор — естественный отбор, действие которого направлено против особей, имеющих крайние отклонения от средней нормы, в пользу особей со средней выраженностью признака.   



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

Рассмотрено и принято

на заседании ШМО

Протокол №____

от ___________2020

Руководитель ШМО

_____        (___________)

Согласовано

на заседании методсовета

Протокол №__ __

от ______________ 2020        

Зам. директора по МР

_______ Сидоренко Г.И.

Утверждаю

Директор МАОУ «СОШ №2»

О.А. Ильина

Приказ МАОУ «СОШ №2»

от ____________2020 №___

        

Контрольно-измерительные материалы

для контрольной работы по теме: «Царство Растения»

по предмету «биология»

для 7 класса

Составитель:

Шамыкаева Н.А.,

учитель биологии,

Спецификация

контрольно-измерительных материалов для проведения контрольной работы по теме: «Царство Растения»

Учебник: В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. Биология. Многообразие живых организмов.7кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. — М., 2017.

Вид контроля: текущий

Назначение контрольной работы: контроль уровня сформированности знаний и умений по теме «Царство Растения»

Содержание контрольно-измерительных заданий определяется содержанием рабочей программы по курсу «Биология. Многообразие живых организмов» учебного предмета «Биология», учебника для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Б. Захарова, Н.И. Сонина.

Контрольная работа состоит из 4 частей: 1 часть 10 заданий базового уровня,

3 - повышенного.

Распределение заданий по уровням сложности, проверяемым элементам предметного содержания, уровню подготовки, типам заданий и времени выполнения представлено в таблице 1.

Таблица 1

№ задания

Уровень сложности

Максимальный балл

Контролируемый элемент содержания

Тип задания

1

Базовый

1

Низшие растения

Тест с выбором ответа

2

Базовый

1

Отдел зеленые водоросли

Тест с выбором ответа

3

Базовый

1

Группы отделов Водоросли

Тест с выбором ответа

4

Базовый

1

Группы отделов Водоросли

Тест с выбором ответа

5

Базовый

1

Высшие растения. Споровые.

Тест с выбором ответа

6

Базовый

1

Мхи

Тест с выбором ответа

7

Базовый

1

Мхи

Тест с выбором ответа

8

Базовый

1

Плауны

Тест с выбором ответа

9

Базовый

1

Папоротниковидные

Тест с выбором ответа

10

Базовый

1

Голосеменные

Тест с выбором ответа

11

Базовый

1

Голосеменные

Тест с выбором ответа

Часть В

Повышенный

4

Высшие растения

Установить соответствие

Часть С

Повышенный

4

Классификация растений

Задание с развернутым ответом

На выполнение задания отводится  40минут.

Задания в контрольной работе оцениваются в зависимости от сложности задания разным количеством баллов, указанных в таблице 2.

Таблица 2

№ задания

Количество баллов

1

1 балл – правильный ответ / 0 баллов – неправильный ответ

2

1 балл – правильный ответ / 0 баллов – неправильный ответ

3

1 балл – правильный ответ / 0 баллов – неправильный ответ

4

1 балл – правильный ответ / 0 баллов – неправильный ответ

5

1 балл – правильный ответ / 0 баллов – неправильный ответ

6

1 балл – правильный ответ / 0 баллов – неправильный ответ

7

1 балл – правильный ответ / 0 баллов – неправильный ответ

8

1 балл – правильный ответ / 0 баллов – неправильный ответ

9

1 балл – правильный ответ / 0 баллов – неправильный ответ

10

1 балл – правильный ответ / 0 баллов – неправильный ответ

11

1 балл – правильный ответ / 0 баллов – неправильный ответ

Часть В

4 балла - 2 балла за правильное соотнесение / за отсутствующий или несоответствующий указанным критериям ответ-0 баллов.

          Часть С

4 балла – по 2 баллов за  правильный ответ / за отсутствующий или несоответствующий указанным критериям ответ-0 баллов

ИТОГО

 19 баллов


Перевод баллов к 5-балльной отметке представлен в таблице 3.

Таблица 3

Баллы

Отметка

19

Отметка «5»

15-17

Отметка «4»

10-12

Отметка «3»

 8 и меньше

Отметка «2»

Контрольная работа по теме «Царство Растения» Вариант 1

Часть А

1.Низшими называют растения ,у которых нет:

А)корней Б)стеблей В)листьев Г)всех органов

2.Одноклеточные зеленые водоросли:

А)спирогира Б)хлорелла В)улотрикс Г)ламинария

3.Бесполое размножение характерно только:

А)хлорелле Б)улотриксу В)макроцистису Г)спирогире

4.К зеленым водорослям относят:

А)ламинарию Б)делессерию В)спирогиру Г)макроцистис

5.К споровым растениям относят:

А)ель Б)папоротник В)береза Г)одуванчик

6.Мхи во взрослом состоянии являются:

А)спорофитом Б)гаметофитом В)псилофитом Г)заростком

7.Из споры мхов вырастает:

А)заросток Б)протонема В)ризоиды Г)спорогон

8.В качестве детской присыпки используют

А)листья мхов Б)споры плаунов В)семена хвойных Г) цветы папоротников

9.Во взрослом состоянии папоротник:

А)спорофит Б)гаметофит В)спорогон Г)цветовит

10.Самыми распространенными из голосеменных являются:

А)эфедровые Б)хвойные В)саговниковые Г)гинкговые

11.Хвойные размножаются:

А)семенами Б)спорами, В)корнями Г)шишками

Часть В

1.Установите соответствие

А – споровые       В – семенные                                                                                                                            а)ель   б)сфагнум  в)пихта  г)яблоня  д)хвощ  е)сальвиния ж)подорожник  з)плаун

2.Раставьте в порядке появления на Земле данные растения:

1-береза 2-мох 3-сосна 4-папоротник 5-водоросли 6-одуванчик

Часть С

1.Записать признаки класса Однодольные

2.Дать характеристику семейства Крестоцветные

Ответы к заданиям 1 варианта

1 вариант

1

г

 2

б

3

а

4

в

5

б

6

а

7

б

8

б

9

а

10

б

11

а

2. 524361

А

В

б

д

е

з

а

в

г

ж

Часть С

1.Признаки Однодольных: одна семядоля, мочковатая корневая система, листья простые с дуговидным или параллельным жилкованием, цветок трехчленного типа.

2. Характеристика семейства Крестоцветных: 1) Класс: двудольные

2) Строение цветка: 4 лепестка и 6 тычинок и пестик 1 околоцветник двойной

3) Формула цветка: Ч4Л4Т4+2П1

4) Соцветие: кисть

5) Плоды: стручок, стручочек

6) Листья: форма, расположение: сетчатое жилкование, проводящие пучки стебля в центре или в виде кольца

7) Корневая система: стержневая

8) Примеры диких растений: пастушья сумка

9) Примеры культурных растений: капуста, редька



Контрольная работа по теме «Царство Растения» Вариант 2

1.Ткани не развиты, тело таллом у:

А)водорослей Б)мхов В)плаунов Г)папоротников

2.Многоклеточные зеленые водоросли:

А)хламидомонада Б)вольвокс В)ламинария Г)спирогира

3.У каких водорослей есть багрянковый крахмал:

А)у хары Б)у саргассума В)у филлофоры Г)у ламинарии

4.Из каких водорослей получают агар-агар:

А)зеленых Б)красных В)бурых Г)желтых

5.Для размножения споровых растений нужна:

А)вода Б)трава В)земля Г)воздух

6.Спорогон у мхов это:

А)корни Б)стебли В)листья Г)коробочка

7)К мхам относится:

А)сфагнум Б)борщевик В)плаун Г)хвощ

8.Листья у хвоща:

А)крупные простые Б)крупные сложные В)мелкие чешуевидные Г)отсутствуют

9.Из споры папоротника развивается:

А)заросток Б) протонема В)цветок Г)листья

10.Самым высоким хвойным деревом является:

А)пихта Б)секвойя В) эвкалипт Г) сосна

11.В древесине сосны находятся:

А)сосуды Б) трахеиды В)трубки Г)хвоя

Часть В

1.Установите соответствие

А – споровые          В – семенные                                                                                                                                      
а)сосна  б)кукушкин лен  в)кедр  г)береза  д)плаун
е)оленьи рога  ж)клевер  з)марсилия

2.Раставьте в порядке появления на Земле данные растения:

1-осина 2-сфагнум 3-пихта 4-папоротник 5-водоросли 6- клевер
Часть С

1.Записать признаки класса Двудольные

2.Дать характеристику семейства Лилейные

Ответы к заданиям 2 варианта

1

а

 2

г

3

в

4

б

5

а

6

г

7

а

8

в

9

а

10

б

11

б

А

В

б

д

е

з

а

в

г

ж

Часть С

1.Признак   двудольных:

  1. зародыш имеет две семядоли;
  2. корневая система стержневая;
  3. листья с сетчатым жилкованием (исключение: двудольный подорожник имеет дуговидное жилкование);
  4. число компонентов цветка кратно пяти, реже четырем; околоцветник двойной.

2. Семейство Лилейных: их зародыш имеет одну семядолю; корневые системы растений мочковатые; жилкование листьев дуговое или линейное; цветки с простым околоцветником.

Семейство лилейных представлено главным образом многолетними травянистыми растениями.

Все они имеют корневища или луковицы.

Листья ланцетные, линейные и других форм.

Цветки с простыми сростнолистными и раздельнолистными околоцветниками из 6 листочков, с 6 тычинками и с 1 пестиком.

Формула цветка: ✽О3+3Т3+3П1.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

Рассмотрено и принято

на заседании ШМО

Протокол №____

от ___________2020

Руководитель ШМО

_____        (___________)

Согласовано

на заседании методсовета

Протокол №__ __

от ______________2020        

Зам. директора по МР

_______ Сидоренко Г.И.

Утверждаю

Директор МАОУ «СОШ №2»

О.А. Ильина

Приказ МАОУ «СОШ №2»

от ____________2020 №___

        

Контрольно-измерительные материалы

для контрольной работы по теме:

 «Плоские, круглые, кольчатые черви»

по предмету «биология»

для 7 класса

Составитель:

Шамыкаева Н. А.,

учитель  биологии,

первой  квалификационной категории

Спецификация

контрольно-измерительных материалов для проведения контрольной работы по теме:  «Плоские, круглые, кольчатые черви»

Учебник: В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. Биология. Многообразие живых организмов.7кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. — М., 2017.

Вид контроля: текущий

Назначение контрольной работы: контроль уровня сформированности знаний и умений по теме  «Плоские, круглые, кольчатые черви»

Содержание контрольно-измерительных заданий определяется содержанием рабочей программы по курсу «Биология. Многообразие живых организмов» учебного предмета «Биология», учебника для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Б. Захарова, Н.И. Сонина.

Контрольная работа состоит из  2 частей : 1 часть 10 заданий базового уровня, 2 - повышенного.

Распределение заданий по уровням сложности, проверяемым элементам предметного содержания, уровню подготовки, типам заданий и времени выполнения представлено в таблице 1.

Таблица 1

№ задания

Уровень сложности

Максимальный балл

Контролируемый элемент содержания

Тип задания

1

Базовый

1

Подцарство Многоклеточные

Плоские черви

Тест с выбором ответа

2

Базовый

1

Плоские черви

Тест с выбором ответа

3

Базовый

1

Плоские черви

Тест с выбором ответа

4

Базовый

1

Плоские черви

Тест с выбором ответа

5

Базовый

1

Круглые черви

Тест с выбором ответа

6

Базовый

1

Круглые черви

Тест с выбором ответа

7

Базовый

1

Круглые черви

Тест с выбором ответа

8

Базовый

1

Круглые черви

Тест с выбором ответа

9

Базовый

1

Кольчатые черви

Тест с выбором ответа

10

Базовый

1

Черви

Тест с выбором ответа

Часть В

Повышенный

4

Плоские черви Круглые черви

Установить соответствие

На выполнение  задания отводится  40минут.

Задания в контрольной работе оцениваются в зависимости от сложности задания разным количеством баллов, указанных в таблице 2.

Таблица 2

№ задания

Количество баллов

1

1 балл – правильный ответ / 0 баллов – неправильный ответ

2

1 балл – правильный ответ / 0 баллов – неправильный ответ

3

1 балл – правильный ответ / 0 баллов – неправильный ответ

4

1 балл – правильный ответ / 0 баллов – неправильный ответ

5

1 балл – правильный ответ / 0 баллов – неправильный ответ

6

1 балл – правильный ответ / 0 баллов – неправильный ответ

7

1 балл – правильный ответ / 0 баллов – неправильный ответ

8

1 балл – правильный ответ / 0 баллов – неправильный ответ

9

1 балл – правильный ответ / 0 баллов – неправильный ответ

10

1 балл – правильный ответ / 0 баллов – неправильный ответ

Часть В

2 балла -1 балл за правильное соотнесение / за отсутствующий или несоответствующий указанным критериям ответ-0 баллов.

ИТОГО

 12 баллов


Перевод баллов к 5-балльной отметке представлен в таблице 3.

Таблица 3

Баллы

Отметка

12

Отметка «5»

9-11

Отметка «4»

7-8

Отметка «3»

 6 и меньше

Отметка «2»

Тема «Черви: Плоские, Круглые, Кольчатые»

Вариант 1.

Часть А (с выбором одного правильного ответа)

  1. Половое размножение у червей-паразитов со сменой хозяев происходит:

1) в организме основного хозяина; 2)  в организме промежуточного хозяина;

3) в наземно-воздушной среде; 4) почве и водной среде.

2. Лучевую симметрию тела не имеет:

1) медуза – корнерот; 2) белая планария; 3) пресноводная гидра; 4) красный коралл.

3.  У паразитических червей покровы тела:

1) снабжены ресничками; 2) покрыты чешуёй; 3) состоят из хитина; 4) не растворяются пищеварительными соками хозяина.

4. К какому типу относятся животные, у которых отсутствует полость тела, а промежутки между органами заполнены рыхлой соединительной тканью:

1) круглые черви; 2) кольчатые черви; 3) членистоногие; 4) плоские черви.

5. Свободноживущим видом является:

1) планария; 2) широкий лентец; 3) эхинококк; 4) кошачья двуустка.

   6.  Аскариды не удаляются из кишечника вместе с непереваренной пищей, так как:

   1) обладают большой плодовитостью; 2) могут жить в бескислородной среде;  3) способны

   перемещаться в направлении противоположном движению пищи; 4) на покровы их тела не действует

   пищеварительный сок.

   7. Пищеварительная система аскариды человеческой в отличие от плоских червей:

   1) лишена кишечника; 2) лишена ротового отверстия; 3) имеет анальное отверстие;      

 4) лишена

   анального отверстия.

   8. В кожно-мускульном мешке аскариды мускулатура представлена:

   1) только кольцевыми мышцами; 2) только косыми мышцами; 3) только продольными мышцами;

   4) всеми перечисленными типами мышц.

   9. Переваривание дождевыми червями растительных остатков способствует:

   1) перемешиванию почвы; 2) проникновению в почву воздуха; 3) обогащению почвы органическими

   веществами; 4) проникновению в почву влаги.

  10. Животные, какого типа имеют наиболее высокий уровень организации:

  1) кишечнополостные; 2) плоские черви; 3) кольчатые черви; 4) круглые черви.

Часть В

Установите соответствие между группами животных и характерными для них признаками:

                 А)  Плоские черви

                 Б)  Круглые черви

1)  есть полость тела

2)  нет полости тела

3)  кишечник заканчивается слепо

4)  кишечник заканчивается анальным отверстием

5)  характерен жизненный цикл с одним хозяином

6)  характерен жизненный цикл со сменой хозяев

Ответы:

№ задания

Ответ

1

1

2

2

3

4

4

4

5

1

6

3

7

3

8

3

9

3

10

3

Часть В

А: 236      Б: 146

Тема «Черви: Плоские, Круглые, Кольчатые»

Вариант 2.

Часть А (с выбором одного правильного ответа)

  1. Какое животное является промежуточным хозяином печёночного сосальщика:

1) собака; 2) человек; 3) корова; 4) малый прудовик.

  1. Заражение человека бычьим цепнем может произойти при:

1) употреблении в пищу мяса, которое не проверено ветеринарным врачом;   2) употреблении в пищу плохо промытых овощей, на которых находятся яйца паразита; 3) купании в стоячем водоёме, в воде которого обитают личинки паразита;  4) использовании плохо вымытой посуды, из которой ел человек, заражённый паразитом.

3. Взаимодействие человека и бычьего цепня называется:

  1. симбиозом; 2) хищничеством; 3) паразитизмом; 4) протокооперацией.

4. Стенка тела плоских червей представлена:

1) только кожей; 2) наружным хитиновым скелетом; 3) раковиной; 4) кожно-мускульным мешком.

5.  Внутренние органы белой планарии помещаются:

1) в первичной полости тела; 2) во вторичной полости тела; 3) в рыхлой соединительной ткани; 4) в кишечной полости.

   6. Многоклеточных двустороннесимметричных животных удлинённой формы, не разделённых на

   членики, имеющих полость тела, относят к типу:

  1) плоские черви; 2) круглые черви; 3) кишечнополостные; 4) кольчатые черви.

  7. Заражение человеческой аскаридой происходит при:

  1) поедании сырого мяса; 2) поедании сырой рыбы; 3) несоблюдении норм личной гигиены;

  4) заражении ран и порезов.

  8. При переходе от плоских к круглым червям произошли следующие ароморфозы (усложнения):

  1) появилась полость тела; 2) появилась кровеносная система; 3) появились органы дыхания;

  4) появились специализированные органы движения.

  9. В отличие от плоских и круглых червей у кольчатых червей имеется:

  1) нервная система; 2) кровеносная система; 3) выделительная система;   4) пищеварительная система.

  10. Выделительная система кольчатых червей представлена:

  1) выделительными железами; 2) парными почками в каждом сегменте тела; 3) парными

  выделительными воронками в каждом сегменте тела; 4) в каждом сегменте тела кожными железами.

Часть В ( с выбором нескольких правильных ответов)

Выберите три правильных утверждения из шести.  К признакам кольчатых червей относят:

1)  окологлоточное нервное кольцо и отходящие от него нервные стволы с ответвлениями

2)  щетинки на члениках тела

3)  окологлоточное нервное кольцо и брюшная нервная цепочка

4)  слабое развитие или отсутствие органов чувств

5)  наличие замкнутой кровеносной системы

6)  питание тканями органов тела человека

Ответы:

№ задания

Ответ

1

4

2

1

3

3

4

4

5

3

6

2

7

3

8

1

9

2

10

3

Часть В

235



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

Рассмотрено и принято

на заседании ШМО

Протокол №____

от ___________2020

Руководитель ШМО

_____        (___________)

Согласовано

на заседании методсовета

Протокол №__ __

от ______________ 2020        

Зам. директора по МР

_______ Сидоренко Г.И.

Утверждаю

Директор МАОУ «СОШ №2»

О.А. Ильина

Приказ МАОУ «СОШ №2»

от ____________2020 №___

        

Контрольно-измерительные материалы

для контрольной работы

по теме: «Членистоногие»

по предмету «биология»

для 7 класса

Составитель:

Шамыкаева Н.А.,

учитель  биологии,

Спецификация

контрольно-измерительных материалов для проведения контрольной работы по теме:  «Членистоногие».

Учебник: В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. Биология. Многообразие живых организмов.7кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. — М., 2017.

Вид контроля: текущий

Назначение контрольной работы: контроль уровня сформированности знаний и умений по теме  «Членистоногие»

Содержание контрольно-измерительных заданий определяется содержанием рабочей программы по курсу «Биология. Многообразие живых организмов» учебного предмета «Биология», учебника для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Б. Захарова, Н.И. Сонина.

Контрольная работа состоит из 13 заданий: 10 заданий базового уровня, 3 - повышенного.

Распределение заданий по уровням сложности, проверяемым элементам предметного содержания, уровню подготовки, типам заданий и времени выполнения представлено в таблице 1.

Таблица 1

№ задания

Уровень сложности

Максимальный балл

Контролируемый элемент содержания

Тип задания

1

Базовый

1

Среда обитания Членистоногих

Тест с выбором ответа

2

Базовый

1

Особенности строения Членистоногих

Тест с выбором ответа

3

Базовый

1

Кровеносная система Членистоногих

Тест с выбором ответа

4

Базовый

1

Строение тела Членистоногих

Тест с выбором ответа

5

Базовый

1

Многообразие Членистоногих

Тест с выбором ответа

6

Базовый

1

Многообразие Членистоногих

Тест с выбором ответа

7

Базовый

1

Многообразие Членистоногих

Тест с выбором ответа

8

Базовый

1

Многообразие Членистоногих

Тест с выбором ответа

9

Базовый

1

Многообразие Членистоногих

Тест с выбором ответа

10

Базовый

1

Многообразие Членистоногих

Тест с выбором ответа

11

Повышенный

3

Классификация Членистоногих

Установить соответствие

12

Повышенный

7

Строение тела Членистоногих

Подписать рисунок

13

Повышенный

4

Развитие Насекомых

Задание с развернутым ответом

На выполнения  задания отводится  35 минут.

Задания в контрольной работе оцениваются в зависимости от сложности задания разным количеством баллов, указанных в таблице 2.

Таблица 2

№ задания

Количество баллов

1

1 балл – правильный ответ / 0 баллов – неправильный ответ

2

1 балл – правильный ответ / 0 баллов – неправильный ответ

3

1 балл – правильный ответ / 0 баллов – неправильный ответ

4

1 балл – правильный ответ / 0 баллов – неправильный ответ

5

1 балл – правильный ответ / 0 баллов – неправильный ответ

6

1 балл – правильный ответ / 0 баллов – неправильный ответ

7

1 балл – правильный ответ / 0 баллов – неправильный ответ

8

1 балл – правильный ответ / 0 баллов – неправильный ответ

9

1 балл – правильный ответ / 0 баллов – неправильный ответ

10

1 балл – правильный ответ / 0 баллов – неправильный ответ

11

3 балла - 1 балл за правильное соотнесение / за отсутствующий или несоответствующий указанным критериям ответ-0 баллов

12

7 балла - 1 балл за правильное определение / за отсутствующий или несоответствующий указанным критериям ответ-0 баллов.

          13

4 балла – по 1 баллу за  правильный ответ / за отсутствующий или несоответствующий указанным критериям ответ-0 баллов

ИТОГО

 24 баллов


Перевод баллов к 5-балльной отметке представлен в таблице 3.

Таблица 3

Баллы

Отметка

24

Отметка «5»

15-20

Отметка «4»

10-13

Отметка «3»

 8 и меньше

Отметка «2»

«Членистоногие»

Вариант 1

Выберите один верный ответ:

1. Членистоногие живут: а) только в наземно-воздушной среде, б) только в воде, в) во всех средах жизни, г) только в почве и наземно-воздушной среде.

2. Если через тело животного можно условно провести только одну плоскость, которая делит тело на две симметричные половины, то такой тип симметрии называют:

              а) радиальной,              б) лучевой,

              в) двусторонней,           г) искусственной.

3. Кровеносная система Членистоногих: а) замкнутая, б) незамкнутая, в) отсутствует, г) не имеет сердца.

4. Тело состоит из трёх отделов - головы, груди и брюшка у представителей класса: а) Ракообразные, б) Паукообразные, в) Насекомые, г) всех  перечисленных классов.

5. К Ракообразным относится: а) клещ, б) скорпион, в) креветка, г) сенокосцы.

6. Число ходильных ног у Паукообразных: а) пять пар, б) три пары, в) две пары, г) четыре пары.

7. Органами дыхания у пауков являются: а) жабры и лёгкие, б) только трахеи, в) только жабры,

г) и лёгкие, и система трахей.

8. Грызущий ротовой аппарат характерен для: а) комара, б) жука-оленя, в) бабочки, г) мухи.

9. К насекомым с полным превращением относятся: а) саранча, б) клопы, в) стрекозы, г) бабочки.

10. Фасеточные глаза на подвижных стебельках имеют: а) пауки, б) раки, в) скорпионы, г) бабочки.

11. Выполните задание на соответствие. Рассмотрите рисунки:

                            а)  C:\Users\Андрей\Desktop\рисунки биология\image001(556).jpg                 б)       C:\Users\Андрей\Desktop\рисунки биология\Копия (2) 203785_html_5c23109b.png                        в)   C:\Users\Андрей\Desktop\рисунки биология\000048.jpg

Выберите из предложенных  на рисунках представителей типа Членистоногие:

(напротив цифры поставьте букву, соответствующую рисунку)

1 - представителя отряда Чешуекрылые,

2 - имеющего сосущий ротовой аппарат,

3 - имеющего грызущий ротовой аппарат,

4 - представителя класса Насекомые,

5 - представителя отряда Перепончатокрылые.

12. Сделайте подписи к обозначениям на рисунке:

C:\Users\Андрей\Desktop\рисунки биология\7-30-112.jpg

13. Определите тип развития, изображённый на рисунке, запишите стадии развития насекомого, для каких насекомых характерен данный тип развития, каково его значение?

C:\Users\Андрей\Desktop\рисунки биология\Копия (2) 16.gif

Ответы на задания 1 варианта

1 вариант

1

в

2

в

3

б

4

в

5

в

6

г

7

б

8

б

9

г

10

г

11

1-а, 2-а,в, 3-б, 4-а,б,в, 5- в

12

1-голова, 2-усики, 3-грудь, 4- надкрылье, 5-крыло, 6- нога, 7- брюшко

13

Тип развития- непрямое; яйцо-гусеница, куколка-бабочка, чешуякрылые

Контрольная работа  по теме «Членистоногие»

Вариант 2

Выберите один верный ответ:

1. По типу питания  животные являются: а) автотрофами, б) хемотрофами, в) гетеротрофами, г) фототрофами.

2. Если через тело животного можно условно провести много плоскостей, то такой тип симметрии называют: а) лучевой, б) двусторонней, в) билатеральной, г) искусственной.

3. Органами дыхания у Ракообразных являются: а) лёгочные мешки, б) трахеи, в) жабры, г) лёгкие и система трахей.

4. К паукообразным относится: а) дафния, б) клещ, в) кузнечик, г) креветка.

5. Число ходильных ног у насекомых: а) две пары б) три пары, в) четыре пары, г) пять пар.

6. К насекомым-переносчикам заболеваний относятся: а) пчёлы, б) комары, в) термиты, г) бабочки.

7. Пчёлы и муравьи относятся к отряду: а) Чешуекрылые, б) Прямокрылые, в) Жесткокрылые, г) Перепончатокрылые.

8. К общественным насекомым относятся: а) бабочки, б) клопы, в) муравьи, г) мухи.

9. Насекомые, ведущие ночной образ жизни, питающиеся растительными и животными остатками:

а) стрекозы, б)  тараканы, в) кузнечики, г) шмели.

10. К насекомым с неполным превращением относятся: а) жуки, б) бабочки, в) саранча, г) комары.

11. Выполните задание на соответствие.  Рассмотрите рисунки:

                         а) C:\Users\Андрей\Desktop\рисунки биология\Копия 7-30-114.jpg           б)     C:\Users\Андрей\Desktop\рисунки биология\images (1).png                    в)   C:\Users\Андрей\Desktop\рисунки биология\12._klass_nasekomye.ppt_39.jpg

Выберите из предложенных  на рисунках представителей типа Членистоногие:

(напротив цифры поставьте букву, соответствующую рисунку)

1 - представителя отряда Перепончатокрылые,

2 - имеющего сосущий ротовой аппарат,

3 - имеющего хелицеры,

4 - представителя класса Насекомые,

5 - представителя отряда Чешуекрылые.

12. Сделайте подписи к обозначениям на рисунке:

   

C:\Users\Андрей\Desktop\рисунки биология\4.jpg

13. Определите тип развития, изображённый на рисунке, запишите стадии развития насекомого, для каких насекомых характерен данный тип развития, каково его значение?

C:\Users\Андрей\Desktop\рисунки биология\16 - копия.gif

ответы

2 вариант

1

В

2

А

3

В

4

Б

5

Б

6

Б

7

Г

8

В

9

Б

10

В

11

1-в, 2-б,3-а,4- б,в,5-б

12

а-хелицеры, б- педипальпы,в- ноги,г-головогрудь, д-брюшко

13

Прямое, яйцо-личинка-взрослая особь, саранча



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

Рассмотрено и принято

на заседании ШМО

Протокол №____

от ___________2020

Руководитель ШМО

_____        (___________)

Согласовано

на заседании методсовета

Протокол №__ __

от ______________ 2020        

Зам. директора по МР

_______ Сидоренко Г.И.

Утверждаю

Директор МАОУ «СОШ №2»

О.А. Ильина

Приказ МАОУ «СОШ №2»

от ____________2020 №___

        

Контрольно-измерительные материалы

для контрольной работы

по теме: «Земноводные, пресмыкающиеся, птицы»

по предмету «биология»

для 7 класса

Составитель:

Шамыкаева Н. А.,

учитель  биологии,

Спецификация

контрольно-измерительных материалов для проведения контрольной работы по теме: «Земноводные, пресмыкающиеся, птицы»

Учебник: В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. Биология. Многообразие живых организмов.7кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. — М., 2017.

Вид контроля: текущий

Назначение контрольной работы: контроль уровня сформированности знаний и умений по теме «Земноводные, пресмыкающиеся, птицы»

Содержание контрольно-измерительных заданий определяется содержанием рабочей программы по курсу «Биология. Многообразие живых организмов» учебного предмета «Биология», учебника для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Б. Захарова, Н.И. Сонина.

Контрольная работа состоит из заданий, в котором перечисляются признаки, характерные для земноводных, пресмыкающихся, птиц, учащиеся должны распределить по трем классам животных.

Распределение заданий по уровням сложности, проверяемым элементам предметного содержания, уровню подготовки, типам заданий и времени выполнения представлено в таблице 1.

Таблица 1

№ задания

Уровень сложности

Максимальный балл

Контролируемый элемент содержания

Тип задания

3,6,8,1013,16,

21,22,

24,26,

28,

31

35,36.

Базовый

1

Земноводные

Тест с выбором ответа

Базовый

1

Тест с выбором ответа

Базовый

1

Тест с выбором ответа

Базовый

1

Тест с выбором ответа

1,4,7,1213,16,

18,21,

22,23,

26,28,

30,32

33,37.

Базовый

1

Пресмыкающиеся

Тест с выбором ответа

Базовый

1

Тест с выбором ответа

Базовый

1

Тест с выбором ответа

Базовый

1

Тест с выбором ответа

Базовый

1

Тест с выбором ответа

2,5,9,1114,15,

17,18,

19,20,

21,22,

25,27,

29,30,

31,33,

34,37

Базовый

1

Птицы

Тест с выбором ответа

Базовый

1

Тест с выбором ответа

Базовый

1

Тест с выбором ответа

Базовый

1

Тест с выбором ответа

На выполнение заданий отводится 40минут.

Задания в контрольной работе оцениваются в зависимости от сложности задания разным количеством баллов, указанных в таблице 2.

Таблица 2

№ задания

Количество баллов

3,6,8,10,13,16,

21,22,

24,26,

28,31

35,36.

1 балл – правильный ответ / 0 баллов – неправильный ответ

1,4,7,12,13,16,

18,21,

22,23,

26,28,

30,32

33,37.

1 балл – правильный ответ / 0 баллов – неправильный ответ

2,5,9,11,14,15,

17,18,

19,20,

21,22,

25,27,

29,30,

31,33,

34,37

1 балл – правильный ответ / 0 баллов – неправильный ответ

ИТОГО

 50 баллов


Перевод баллов к 5-балльной отметке представлен в таблице 3.

Таблица 3

Баллы

Отметка

50

Отметка «5»

40-45

Отметка «4»

25

Отметка «3»

 15 и меньше

Отметка «2»

«Земноводные, пресмыкающиеся, птицы»

Задание: распределить признаки по классам животных –Земноводные, Пресмыкающие, Птицы.

1.Кожа покрыта роговыми чешуйками и щитками.

2.Животные имеют перьевой покров.

3.Кожа влажная, выделяется слизь, проницаема для воды и газов.

4.Конические зубы срослись с челюстями.

5.Челюсти одеты роговым чехлом, образуют клюв.

6.Челюсти без зубов, длинный липкий язык.

7.Передние и задние конечности имеют одинаковое количество пальцев.

8.Передние конечности четырёхпалые, задние пятипалые с перепонкой.

9.Верхние и нижние конечности неодинаковы, пальцы, кисти и стопа видоизменены.

10.Дыхание кожное и легочное.

11.Скелет легкий, прочный, кости сросшиеся, внутри их имеются воздушные полости.

12.Животные способны заглатывать большую добычу, благодаря эластичным связкам.

13.Животные питаются редко.

14.Животные постоянно находятся в поисках корма.

15.Температура тела постоянная.

16.Температура тела зависит от температуры окружающей среды.

17.В пищеварительной системе появляется зоб, два отдела желудка.

18.Дыхание легочное.

19.Воздушные мешки заполняют всё пространство между внутренними органами.

20.Газообмен происходит как при вдохе, так и при выдохе.

21.Замкнутая кровеносная система.

22.Два круга кровообращения.

23.Сердце 3-хкамерное,с развивающейся перегородкой в желудочке.

24.Сердце трёхкамерное.

25.Сердце четырехкамерное, кровь не смешивается.

26.По большому кругу кровообращения к органам передвигается смешенная кровь.

27.В большой круг кровообращения из левого желудочка сердца выбрасывается артериальная кровь.

28.Передний мозг имеет вытянутую форму.

29.Хорошо развиты большие полушария головного мозга.

30.Хорошо развит мозжечок, ориентация в пространстве.

31.Наличие клоаки.

32.Размножаются яйцами, забота о потомстве редко.

33.Оплодотворение внутреннее.

34.Размножаются яйцами, строят гнездо, заботятся о потомстве.

35.Оплодотворение наружное , в воде.

36.Развитие с превращением.

37.Прямое развитие.

        Ответы.

Земноводные

Пресмыкающиеся

Птицы

3,6,8,10,13,16,21,22,24,26,28,31,

35,36.

1,4,7,12,13,16,18,21,22,23,

26,28,30,32,33,37.

2,5,9,11,14,15,17,18,19,20,

21,22,25,27,29,30,31,33,34,37.

14 баллов

16 баллов

20 баллов

Мах балл- 50