Отчет о проделанной воспитательно - образовательной работе во второй младшей группе за 2014-2015 учебный год
Воспитательно – образовательная деятельность строилась на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» - под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и рабочей программы второй младшей группы на 2014 – 15 гг.
При работе с детьми использовали современные технологии, такие как социо -игровой подход (использование преимущественно игровых, сюжетных и интегрированных форм образовательной деятельности, игры на прогулке, музыкальные, хороводные, п/игры имитационного характера, сюжетно-ролевые), здоровье - сберегающие и экологические технологии, образовательная деятельность проводилась с использованием аудиосистемы, дидактического материала, магнитных досок, различных игрушек, пособий и др.
К началу учебного года нами была подготовлена развивающая среда, которая была разделена на центры с учетом гендерного подхода и в соответствии с принципом гибкого зонирования. Размещение оборудования организовано таким образом, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности.
За 2014-2015 учебный год мы перед собой поставили задачи: «Развивать координация движения рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движение и речь».
Для того, чтобы эти задачи решить мы провели мероприятия по следующим областям.
1. Физическое развитие – проводились: утренние гимнастики, физкультминутки, закаливающие процедуры. Проводилась физкультурно-оздоровительная работа: 1 Дни здоровья – «На природу в лес пойдём», «Зимние забавы» и «Детишки – малышки». 2 Физкультурные досуги – развлечения: «Лесные истории», «Весёлый тренинг», «Поиграем мы с мячами», «Вот зима, кругом бело», «Детишки – малышки», «Малыши – крепыши», «Весна, весна на улице», «Есть у солнышка друзья». Для того чтобы дети заботились о своем здоровье, в течении года проводилась большая работа: закаливание, гимнастика, физ. минутки, пальчиковая гимнастика, три раза в неделю проводились физкультурные занятия, ходили на прогулку в любую погоду, приучали детей соблюдать простейшие культурно-гигиенические навыки. Также читали художественную литературу на тему «Здоровье», играли в сюжетно - ролевые игры. Были проведены беседы на темы: «Витамины на столе», «Зачем нужны врачи», «Что такое спорт».
2. Социально-коммуникативное развитие:
а) Социализация, развитие общения, нравственное воспитание – приобщали детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, в том числе моральным. Формировали патриотические чувства, чувства принадлежности к мировому сообществу. Проводились беседы на темы: «Моя семья», «Моя страна», «Мой родной край», «Растения и животные родного края. Дети знают и называют свою страну, главный город России, свой край, станицу, свои имена и фамилии. Развивали интерес к различным видам игр. Дети освоили много игр: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные. Умеют играть в группах по 2-3 человека на основе личной симпатии, соблюдать в ходе игр элементарные правила.
б) Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание – старались воспитать ценностное отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; формировали первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Приучали детей к труду (проводили уборки на участке своей группы, приучали наводить порядок на веранде и в игровых уголках группы, наблюдали за работой дворника). Проводились беседы на темы: «Как я помогаю маме», «Помоги друзьям» и т. д. Развивали в детях желание помогать друг другу и взрослым. в) Формирование основ безопасности – формировали у детей представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; приобщали к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; передавали детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; формировали осторожные и осмотрительные отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Для этого были созданы необходимые условия для предметно-развивающей среды. Произвели адаптацию детей к новой группе, педагогам. т.к. дети посещали группу раннего возраста. Познакомили с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка (помещением и оборудованием группы: личный шкафчик, кроватка, игрушки и пр.) Познакомили с детьми, воспитателями, способствовали формированию положительных эмоций по отношению к детскому саду, воспитателю, детям. Проводились С/Р игры «Светофорик», «Я шофёр»; беседы на темы: «Пешеходный переход», «Светофор», «Игры на проезжей части», «Правила безопасности на улице, в лесу, на море».
3. Познавательное развитие:
1) Приобщение к социокультурным ценностям, ознакомление с миром природы: Дети научились называть разные предметы, которые их окружают в помещении и на улице. Называть признаки и количество предметов. Рассказывать о своей родной станице. Называть домашних животных и рассказывать об их пользе. Различать и называть некоторые растения. Знать и называть элементарные явления природы, времена года. Могут поделиться информацией, пожаловаться на неудобство (замерз, устал) и действия сверстника (отнимает). Сопровождают речью игровые и бытовые действия. Слушают небольшие рассказы без наглядного сопровождения.
2) Формирование элементарных математических представлений и развитие познавательно - исследовательской деятельности: Дети научились группировать предметы по цвету, размеру, форме. Различают один и много предметов. Различают большие и маленькие предметы, называют их размер. Узнают шар и куб, знают геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник), знают и называют и используют детали строительного материала. Узнают и называют домашних и диких животных, их детенышей. Различают овощи, фрукты. Имеют элементарные представления о природных сезонных явлениях. Дети научились использовать строительные детали с учётом их конструктивных свойств, преобразовывать постройки в соответствии с заданием воспитателя.
4. Развитие речи: Слушают доступные по содержанию стихи, сказки, рассказы. При повторном чтении проговаривают слова, небольшие фразы, предложения. Рассматривают иллюстрации в знакомых книжках, узнают и называют персонажей.
5. Художественно – эстетическое развитие: Рисование проводилось один раз в неделю, аппликация и лепка один раз в две недели.
Дети знают, что карандашами, фломастерами, красками и кистью можно рисовать, умеют правильно их держать в руках. Различают красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный цвета. Познакомились с нетрадиционной техникой рисования (ладошкой, пальчик, рисование ватной палочкой) что очень важно для развития мелкой моторики. Было проведено открытое занятие с просмотрами слайдов по нетрадиционной технике рисования (рисование пальчиками) на тему: «Одуванчики». Лепка - умеют раскатывать комок глины прямыми и круговыми движениями кистей рук, составлять предметы состоящие из нескольких частей.; отламывать от большого комка глины маленькие комочки, сплющивать их ладонями; соединять концы раскатанной палочки, плотно прижимая их друг к другу. Лепят несложные предметы; аккуратно пользуются пластилином.
Музыка – дети узнают знакомые мелодии, песни и различают высоту звуков; научились петь хором; умеют выполнять движения под музыку: притопывать попеременно ногами, кружиться в порах, двигаться под музыку с предметами; различают и называют детские музыкальные инструменты.
6. Работа с родителями - Состоялись 4 родительских собрания, на которых проведены консультации: «Семья и детский сад», «Трудности воспитания», «Кризис трёхлетнего возраста», «Гиперактивный ребёнок», «Как понять своего ребёнка» и другие. Решались вопросы на текущие темы. Отвечали на вопросы, интересующие родителей. На последнем собрании в мае, родители познакомились с достижениями своих детей за пройденный учебный год в области познание. Самым активным родителям были вручены благодарственные письма. В целом родители довольны работой детского сада. Родители очень активно принимали участие в жизнедеятельности группы. (Ими была предоставлена материальная и физическая помощь, за что мы им очень благодарны!) Председатель родительского комитета Ерикова М. А. В группе были созданы уголки: «Уголок комнатных растений», «Уголок – Времена года». Были организованы осенние, зимние и весенние выставки поделок и рисунков, которые дети выполняли вместе со своими родителями. В течении года вместе с родителями провели праздники и развлечения: («День Знаний», «Осенняя ярмарка», «День Матери», «Моя мама лучше всех», «Новый год и Рождество», «Масленица», «День космонавтики», «Пасха»). Была проведена выставка рисунков родителей с детьми приуроченную к 70летию Дня Победы.
На протяжении учебного года нами была проделана работа по дополнению методических и дидактических подборок. Мы дополнили наш литературный уголок новыми сказками и атрибутами для кукольного театра и сюжетно – ролевых игр. Были изготовлены различные игры по познавательному развитию. Подобрана картотека игр по социальному развитию, игр на развитие логики и мышления, игры по здоровье - сбережению, игры по воспитанию патриотических качеств, игры по безопасности. Дополнены картотеки: пальчиковых игр, дидактических игр, подвижных игр, словесных игр, физкультминуток, детских стихов и загадок по всем темам. Сделали подборки материалов в соответствии с комплексно - тематическими планами. Оформили сезонные папки-передвижки и на другие темы, касающиеся жизни родителей и детей: «Стили общения в семье», «Секреты любви и взаимопонимания», «Основы безопасности», «Берегите своих детей», «Малыш и логика», «Я ХОЧУ! », «Как воспитать СЫНА», «Что делать, если ребенка не оторвать от телевизора» и т. д. Пополнили уголок природных материалов для показа детям простейших опытов явлений неживой природы. Было проведено с детьми мероприятие на тему: «Создание и использование экологическо-развивающей среды во второй младшей группе».
Анализ выполнения требований к содержанию и методам воспитания и обучения, а также анализ усвоения детьми программного материала показывают стабильность и позитивную динамику по всем направлениям развития. Но надо больше работать по образовательной области «Коммуникация». Поставили цель: направить основную работу на проведение словесных игр, развитие словарного запаса детей и т.д. Положительное влияние на этот позитивный процесс оказывает: тесное сотрудничество в работе воспитателей, специалистов, руководителей, родителей. Использование приемов развивающего обучения, индивидуального подхода к детям. Знания и навыки, полученные на занятиях необходимо систематически закреплять и продолжать применять в разных видах деятельности детей. Использовать дидактические игры, позволяющие закрепить и развивать соответствующие знания, умения и навыки. Обогащать математические представления через наблюдения и явлений предметов.
Таким образом, в нашей группе, мы создали благоприятную обстановку для детей в целях проявления двигательной, игровой и интеллектуальной активности и удовлетворение интереса к разнообразным видам деятельности. Все цели и задачи, поставленные на этот год, выполнили.
В следующем учебном году мы планируем:
- сохранять благоприятный эмоционально-психологический климат в группе;
- поддерживать партнерские отношения между педагогами, детьми и родителями;
- оказывать помощь родителям в овладении психолого-педагогическим знаниями о развитии ребенка, умением применять их в общении;
- находить и применять инновационные методы и подходы по своему приоритетному направлению, продолжать работу по внедрению привычки здорового образа жизни среди детей и родителей.