Программы допобразования

Сарапульцев Валерий Анатольевич

Программы военно-патриотической направленности

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Общеобразовательная программа дополнительного образования «Основы военно-патриотического воспитания»

Общеобразовательная программа дополнительного образования

«Основы военно-патриотического воспитания»

Пояснительная записка

        Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. Изменения военно-политической обстановки в мире требуют укрепления экономической мощи Отечества, повышения его обороноспособности, отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения, подготовки его к защите Родины.

     Обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать и учиться на его благо. Поэтому особое место в воспитании подрастающего поколения отводится воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине.

     Патриотизм – система ценностей, которыми располагает человек и общество; важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства.

     В настоящее время в нашей стране возрождается система патриотического воспитания детей и подростков, в котором наряду с традиционными задачами подготовки подрастающего поколения к военной службе, появилась необходимость ориентировать ребят на выбор профессии спасателя, социального работника, пожарного, сотрудника правоохранительных органов.

        Программа военно-патриотического клуба «Патриот» разработана в соответствии с требованиями Законов РФ «Об образовании», «О воинской обязанности и военной службе», «Об оружии», в соответствии с приказом Минобороны РФ и Минобразования РФ 10.08.2009 г. № 847/287 "Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы".         Программа позволяет использовать имеющиеся макеты АК не только для сборки-разборки, но и для освоения приемов стрельбы из АК и ПМ в соответствии с армейским Наставлением по Стрелковому делу.         Необходимость разработки и внедрения курса стрелковой подготовки в системе дополнительного образования детей обусловлено тем, что в программе курса Основы безопасности жизнедеятельности не достаточно времени уделяется этим темам, но в то же самое время в программу ежегодно проводимых соревнований допризывной молодёжи и программу учебно-полевых учебных сборов входит стрельба из автомата Калашникова. Поэтому данная программа используется для подготовки учащихся по стрельбе из автомата Калашникова и пистолета ПМ.

        Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся. Поэтому работа по военно-патриотическому воспитанию должна проводиться комплексно, что позволит подростку усилить свою ориентацию на развитие интересов и способностей, укрепить здоровье, овладеть военно-прикладными видами спорта.

        Актуальность программы ВПК определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума, началом осознанного восприятия мира.

Система духовно – нравственного и патриотического воспитания включает следующие направления:

– формирование потребности в здоровом образе жизни;

– воспитание патриотизма и гражданственности;

– формирование духовности школьников через отношение к литературе, средствам

массовой информации;

– эстетическое развитие детей;

– сотрудничество семьи и школы;

– обращение к духовно – нравственным традициям и ценностям своего народа.
        Программа предназначена для учащихся 5-11-х классов. Возрастной диапазон 11 – 17 лет. Занятия проводятся с двумя группами учащихся: младшая 11-15 лет; старшая 16-17лет. Программа курса рассчитана на объем по 2 часа 15 минут часов в неделю в каждой группе (315 ч. за учебный год). Режим занятий – 2 раза в неделю.

В своей деятельности члены военно-патриотического клуба руководствуются нормативно-правовыми документами:

• Конституцией и законами Российской Федерации;

• Законом «Об образовании»;

• Конвенцией ООН «О правах ребенка»;

• Уставом клуба;

• Решениями Совета клуба.

     Основными принципами деятельности военно-патриотического клуба являются:

• принцип добровольности;

• принцип взаимодействия;

• принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей;

• принцип междисциплинарности;

• принцип преемственности;

• принцип равноправия и сотрудничества;

• принцип гласности;

• принцип самостоятельности;

• принцип ответственности;

• принцип коллективности;

• принцип ответственности за собственное развитие.

Цель программы: создание условий, способствующих патриотическому, физическому, интеллектуальному и духовному развитию личности юного гражданина России, его лидерских качеств, а также удовлетворение постоянно возникающего стремления юношей допризывного возраста к овладению военными знаниями и занятию военно-прикладными видами спорта.

Задачи:

• подготовка подрастающего поколения к военной службе и воспитание уважения к Российской Армии;

• воспитание гражданственности, патриотизма и любви к Родине;

• формирование профессионально значимых качеств и умений, верности конституционному и воинскому долгу;

• воспитание бережного отношения к героическому прошлому нашего народа, землякам;

• физическое и духовно-нравственное развитие детей и подростков;

• совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности, обеспечение условий для самовыражения обучающихся, их творческой активности.

        

        Программа оказывает помощь в усвоении учащимися знаний и навыков, предусмотренных программой курса ОБЖ для 10 – 11 классов и «Программой проведения учебных сборов с юношами-учащимися 10 классов средних школ» согласно совместному приказу Министерства обороны РФ и Министерства образования № 203;1836. Программа физкультурно-спортивной направленности нацелена на сохранение и укрепление здоровья детей и подростков посредством образовательной деятельности и пропаганду здорового образа жизни. Программы спортивно-технической направленности, в частности, стрелковой секции, развивают глазомер, мышление, ориентирование в пространстве.

        В процессе 1-го года обучения обучить учащихся основным правилам стрельбы, материальной части стрелкового оружия, научить метко и кучно стрелять, корректировать стрельбу.

        В процессе 2-го и 3-го года обучения усовершенствовать и дополнить полученные знания.

        Программа позволяет развить у воспитанников такие качества, как ловкость, выносливость, терпеливость, аккуратность, коммуникативность, самостоятельность. Привлекает воспитанников эта программа тем, что у них появляется  возможность в изучении современного стрелкового оружия.

        Особое внимание обращается на обучение мерам безопасности при обращении с оружием и поведение в тире. Учебные занятия включают как теоретическую (политико-воспитательную работу, изучение основ военно-прикладного искусства, воинские ритуалы, история создания стрелкового оружия, назначение оружия и обращение с ним, теоретические основы стрельбы), так и практическую подготовку (техника выполнения выстрела, тренировки, соревнования). Проведение практических стрельб проводится на базе стрелкового комплекса.

Основные формы работы клуба:

• соревнования;

• конкурсы;

• смотры;

• экскурсии;

• исследовательская и поисковая работа;

• клубные встречи;

• игры;

• турниры;

• эстафеты и т.д.

Для проведения занятий по теоретической части курса используется лекционный метод (урок-лекция) и проблемно-поисковый метод проведения занятия. Для проведения практических занятий по стрельбе из пневматической винтовки, автомата Калашникова и пистолета ПМ используется требования «Методических рекомендаций по ведению военной подготовки в школе», «Правила ТБ при проведении практических стрельб» и Инструкция по охране труда при обращении с оружием на уроках ОБЖ.

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛУБА

1.Летопись родного края.

Изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании у детей и подростков патриотизма, чувства любви к нашей великой Отчизне, к малой и большой Родине. Соприкасаясь с историей родного края, подрастающее поколение приобщается к трудовому и ратному подвигу земляков, равняется на лучших, учится беззаветному служению Отечеству на героических примерах жизни и деятельности наших предков, дедов и отцов.

Содержание:

  • изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, жизни и деятельности земляков;
  • выявление, собирание и введение в научный оборот краеведческих материалов об утраченных памятниках материальной и духовной культуры;
  • изучение культурного наследия и творчества жителей родного края;
  • изучение военной истории на местном краеведческом материале, увековечение памяти земляков;
  • изучение военной и государственной символики;
  • изучение истории прошлого края по вещественным источникам;
  • изучение литературного наследия родного края;
  • изучение истории Великой Отечественной войны краеведческими средствами;
  • изучение малоизвестных исторических событий;
  • фото-кинофикация и описание событий, интервьюирование их участников и очевидцев;
  • собирание малотиражных и иных публикаций, относящихся к истории родного края;
  • формирование банков краеведческих данных;
  • ведение специальных летописей и хроник;
  • пополнение фондов школьных музеев;
  • поисковая работа;

2. ОБЖ (самосохранение, оборона, спасение)

Каждый гражданин нашей страны, в том числе и подросток, в случае чрезвычайных ситуаций должен быть готов защитить себя, товарища, родных и близких, оказать посильную помощь пострадавшим. Целью данного направления является освоение детьми и подростками правил безопасного поведения в повседневной жизни и обеспечение физической готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях и экстремальных условиях.

Содержание:

  • основы здорового образа жизни;
  • основы медицинских знаний и способы оказания первой медицинской помощи;
  • изучение методов страховки и самостраховки, контроля и самоконтроля;
  • передвижение по пересеченной местности в пешем порядке и на лыжах (кроссовый бег, марш-броски, лыжные гонки и др.);
  • основы безопасного поведения;
  • основы поведения и способы защиты в чрезвычайных ситуациях;
  • основы безопасности в экстремальных ситуациях;
  • выживание в лесу;
  • преодоление препятствий (бег с преодолением различных полос препятствий индивидуально и в составе группы);
  • силовая подготовка (различные упражнения на перекладине, силовые упражнения);
  • прикладное плавание;
  • элементы акробатики;
  • основы рукопашного боя;
  • развитие сердечно-сосудистой выносливости;
  • развитие силы и ловкости;

3. Основы военной и специальной подготовки.

Данное направление ориентировано на формирование правильного представления о роли государства в сфере обороны, о Вооруженных силах, о назначении боевой техники, о воинской службе, о жизни и быте военнослужащих, об их правах и обязанностях; готовности освоить военно-техническую специальность.

Содержание:

  • изучение правовых основ военной службы (Законы РФ, Уставы ВС РФ);
  • огневая подготовка;
  • строевая подготовка;
  • тактическая подготовка;
  • топографическая подготовка;
  • моделирование боевой техники;
  • информатика;
  • автодело и картинг;
  • кинология и следопытство;
  • встречи с ветеранами войны и труда;
  • военно-спортивные праздники и игры;
  • встречи с выпускниками, проходящими службу в ВС РФ, МВД, ФСБ, МЧС и др.;
  • торжественные построения у памятных мест;
  • проведение «Недели Боевой Славы», «Месячника оборонно-массовой работы», «Вахты Памяти», «Дня памяти павших» и др.;
  • посещение музеев;
  • поисково-исследовательская работа;
  • тематические сборы, конференции, викторины по ратной истории Отечества;
  • посещение воинских и трудовых коллективов;
  • смотры;

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

В реализации программы военно-патриотического клуба «Патриот» участвуют подростки, педагоги дополнительного образования, учителя физической культуры. административный и вспомогательный персонал общеобразовательного учреждения.

Механизм реализации программы военно-патриотического клуба включает в себя:

• четкое планирование на учебный год и каждый месяц;

• методическая разработка положений по каждому из проводимых дел и их распечатка для педагогов;

• проведение семинаров и консультаций по программе;

• организацию обучения лидеров и актива по направлениям;

• анализ хода реализации программы;

• пропаганду деятельности клуба в средствах массовой информации;

• сотрудничество в реализации программы с органами власти.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате реализации данной программы:

• становление личности учащегося как гражданина России, готового встать на защиту Родины;

• воспитание уважительного отношения к пожилым людям, укрепление связи ветеранов и молодёжи, преемственность;

• создание условий для раскрытия ребёнка как гармонично развивающейся личности, с большим творческим потенциалом;

• привлечение как можно большего количества детей и педагогов к активным формам гражданского и патриотического воспитания, способствующих сохранению преемственности поколений.


Оценка результатов обучения детей


В целях оценки и контроля результатов обучения в течение учебного года проводятся:

  • проверка выполнения нормативов по ОФП для допризывной молодёжи;
  • проверка выполнения нормативов по стрельбе из пистолета МР-654К и автомата Калашникова;
  • контрольные занятия по проверке усвоения теоретических знаний по темам курса;
  • соревнования на личное первенство среди учащихся школы;
  • общешкольные соревнования по стрельбе из пистолета МР-654К и автомата Калашникова;
  • соревнования допризывной молодёжи;
  • районные, окружные соревнования;
  • анализ и обсуждение проводимых мероприятий с учащимися, учителями и администрацией школы.

Учебно-тематическое планирование

1-й год обучения

№ п/п

Наименование темы

Количество часов всего


теория


практика

Вводное занятие – 2 ч


1

Знакомство с программой, расписанием занятий. История и виды российского стрелкового оружия


2


2


0

Меры безопасности при стрельбе – 2 ч


2

Техника безопасности при обращении с оружием и боеприпасами.

 Техника безопасности при заряжании, наводке и выстреле.

Техника безопасности на огневом рубеже.


2


2


0

Теоретические основы стрельбы – 8 ч.

3

Явление выстрела. Образование траектории. Прямой выстрел.


2


2  

4

Начальная скорость пули. Отдача оружия. Пробивное и убойное действие пули.


2


2  

5

Прикрытое, поражаемое и мёртвое пространство. Способы определения расстояния до цели.


2


2  

6

Элементы наводки. Выбор цели и точки прицеливания при стрельбе по неподвижным целям.


2


2  

Материальная часть оружия – 22 ч.


7

Назначение, общее устройство, принцип действия и технические характеристики стрельбе из пневматической винтовки МР-532, пистолета МР-654К и автомата Калашникова.


2


 

2

8

Техническое обслуживание, ремонт, чистка и смазка, пневматической винтовки МР-532 пистолета МР-654К и автомата Калашникова.


2


2

9

Хранение пневматической винтовки МР-532 пистолета МР-654К и автомата Калашникова. Замена основных частей и механизмов пневматической винтовки МР-532, пистолета МР-654К и автомата Калашникова.


2


2  

10

Возможные неисправности, задержки при стрельбе и их устранение.


2


2  

11

Чистка, смазка и хранение винтовки МР-532, пистолета МР-654К и автомата Калашникова.


2


2

12

Настройка пистолета МР-654К и автомата Калашникова. Выверка открытого прицела.


2

 


2  

13

Установка и выверка прицела винтовки МР-532, пистолета МР-654К и автомата Калашникова, пристрелка оружия.


2



2  

Изготовка и стрельба из винтовки МР-532, пистолета МР-654К и автомата Калашникова. – 52 ч.


14

Заряжание винтовки МР-532, пистолета МР-654К и автомата Калашникова. Изучение докладов о получении боеприпасов, готовности к стрельбе и о завершении стрельбы.


2


2

15

Заряжание, изготовка к стрельбе из положения сидя за столом с опорой на локоть. Доклады о получении боеприпасов. Прицеливание. Производство выстрела. Доклад о завершении стрельбы.


20


 

20

16

Заряжание, изготовка, прицеливание, производство выстрела из положения стоя без опоры. Доклады о получении боеприпасов. Прицеливание. Производство выстрела. Доклад о завершении стрельбы.


20


20

17

Изготовка к стрельбе из положения с колена и лёжа с опорой и без опоры. Доклады о получении боеприпасов. Прицеливание. Производство выстрела. Доклад о завершении стрельбы.


10


10

Совершенствование техники и навыков стрельбы из винтовки МР-532,пистолета МР-654К и автомата Калашникова – 163 ч.


18

Тренировка в стрельбе по мишени «П» на расстояние 5 метров из положения сидя за столом с опорой на локоть.


3


3

19

Совершенствование техники и навыков стрельбы. Тренировка в стрельбе из положения стоя с опорой и без опоры.


32


32

20

Тренировка в стрельбе из винтовки МР-532, пистолета МР-654К и автомата Калашникова «П» на расстояние 5 метров из положения стоя и с колена с опорой и без опоры. Дальнейшее совершенствование техники и навыков стрельбы. Выполнение контрольных нормативов с дистанции 10 метров 5 выстрелами.


32


32

21

Упражнение с дистанции 10 метров по круглой мишени 8 выстрелами.


32

 

32

22

Упражнение с дистанции 10 метров 5 выстрелами. Стрельба лёжа с опорой на локоть.


32


32

23

Тренировка в стрельбе из пневматической винтовки по мишени «П» на расстояние 5 и 10 метров из положения лёжа с опорой и без опоры. Подготовка к соревнованиям по стрельбе из винтовки МР-532, пистолета МР-654К и автомата Калашникова.


32


32

Участие в соревнованиях по стрельбе из пневматической винтовки на личное и командное первенство - 34 часа.

24

Участие в соревнованиях на личное первенство среди учащихся клуба.


18


18

25

Участие в общешкольных соревнованиях по стрельбе из пневматической винтовки. Анализ соревнований.


8


8


26

Участие в районных соревнованиях по стрельбе из пневматической винтовки на личное и командное первенство. Анализ соревнований.


8


8

Военно-патриотическое воспитание -32 часа.

27

Изучение видов вооруженных сил РФ.

5

5

28

Современное вооружение ВС РФ.

5

5

29

Участие в мероприятиях, посвященных памятным датам.

8

8

30

Участие во встречах с ветеранами локальных войн.

2

2

31

Марш-бросок по пересеченной местности.

12

12


Всего часов: 315 


315


Прогнозируемые результаты, критерии и механизм оценивания результатов 

1-й год обучения 

Учащийся должен знать:

  • историю, виды и типы российского стрелкового и спортивного оружия;
  • дни воинской славы;
  • правила безопасного поведения при обращении с оружием и боеприпасами
    во время стрельбы;
  • виды вооруженных сил;
  • основные правила стрельбы;
  • современное вооружение ВС РФ;
  • материальную часть пневматического и малокалиберного оружия;
    Учащийся должен уметь:
  • ремонтировать, обслуживать, чистить, смазывать и ставить на хранение
    пневматическую винтовку МР-532, пистолет МР-654К и автомат Калашникова;
  • стрелять по мишеням из различных положений, корректировать и
    самокорректировать стрельбу;
  • анализировать результаты своей стрельбы;
  • участвовать в соревнованиях по стрельбе.

Учебно-тематическое планирование

2-й год обучения

№ п/п

Наименование темы

Количество часов
всего


теория


практика

Вводное занятие – 1 ч


1

Обзор развития стрелкового спорта в России. Единая всероссийская спортивная классификация. Разрядные нормы при стрельбе из пневматического оружия. Ознакомление с годовым учебным планом и расписанием занятий.


1


1


0

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами – 1 ч


2

Правила поведения в стрелковом тире. Порядок обращения с оружием. Сигналы и команды, подаваемые при проведении стрельб, и их выполнение. Обязанности дежурного на занятиях в тире.


2


2


0

Правила стрельбы. – 10 ч.


3

Рассеивание выстрелов. Кучность и меткость стрельбы. Определение средней точки попадания. Определение поправок.


2


2


0

4

Элементы наводки. Выбор цели и точки прицеливания при стрельбе по неподвижным целям.


4


4


0

5

Правила прицеливания.

Ошибки, допускаемые при прицеливании. Внесение поправок на боковой ветер и движение цели.


4


4


0

Материальная часть оружия – 25 ч.


6

Назначение, боевые свойства, общее устройство и модификации автомата Калашникова. Назначение и устройство частей и механизмов автомата. Устройство патрона.


2


2


0

7

Назначение, устройство, боевые свойства, принцип действия ручных осколочных гранат.


2


2


0

8

Разборка и сборка автомата. Порядок неполной разборки автомата. Порядок сборки после неполной разборки. Снаряжение магазина патронами.


8


0


8

9

Работа частей и механизмов автомата.

2

2

0

10

Принадлежности автомата. Чистка и смазка автомата. Хранение и сбережение автомата. Осмотр и подготовка автомата к стрельбе. Возможные задержки при стрельбе и способы их устранения.


4


0


4

11

Подготовка ручных осколочных гранат к бою.

1

1

0

12

Техническое обслуживание, ремонт, чистка и смазка пистолета МР-654К и автомата Калашникова.


2


2


0

13

Хранение пистолета МР-654К и автомата Калашникова. Замена основных частей и механизмов пистолета МР-654К и автомата Калашникова.


2


2


0

14

Назначение, общее устройство, принцип действия и технические характеристики пневматической винтовки МР-532, пистолета МР-654К и автомата Калашникова.


2


2


0

Подготовка оружия к стрельбе, стрельбе из пистолета МР-654К и автомата Калашникова и метание ручных осколочных гранат – 66 ч.


15

Тренировка в заряжании и метании гранат на дальность и меткость в полный рост с разбега и из укрытия по горизонтальной мишени.


2


0


2

16

Изготовка. Заряжание. Выбор точки прицеливания. Производство выстрела. Доклады о получении боеприпасов, о готовности к стрельбе и о завершении стрельбы.


4


0


4

17

Изготовка для стрельбы стоя с опорой и без опоры. Стрельба из пневматической винтовки МР-532, пистолета МР-654К и автомата Калашникова с опорой и без опоры на расстояние 5 метров по мишени №8 в двух сериях 1-я 3 пробных, 2-я 5 зачётных.


16


0


16

18

Отработка спуска курка. Ошибки при спуске курка и меры борьбы с ними.


2


0


2

19

Изготовка к стрельбе из положения лёжа с опорой и без опоры. Стрельба на расстояние 5 и 10 метров по мишени №8 в двух сериях: 1-я 3 пробных, 2-я 5 зачётных.


16


0


16

20

Тренировка на длительное удержание автомата в положении лёжа без опоры.


2


0


2

21

Стрельба на время из различных положений на результативность с опорой и без опоры.


20


0


20

22

Тренировка на длительное удержание автомата в положении стоя и с колена без опоры.


4


0


4

Совершенствование техники и навыков стрельбы из пистолета МР-654К и автомата Калашникова – 54


23

Тренировка в стрельбе из положения стоя с опорой и без опоры. Совершенствование техники стрельбы. Приобретение навыков корректировки выстрелов.


2


0


2

24

Стрельба на время и результативность, приобретение навыков кучной стрельбы.


6


0


6

25

Тренировка в стрельбе из положения с колена с опорой и без опоры на различные расстояния по различным мишеням. Совершенствование техники стрельбы из данного положения.


6


0


6

26

Приобретение навыков корректирования стрельбы и кучности стрельбы.


3


0


3

27

Тренировка в стрельбе на скорость.

6

0

6

28

Тренировка в стрельбе из положения лёжа с опорой и без опоры на различные расстояния. Совершенствование техники и навыков стрельбы из положения лёжа.


3


0


3

29

Техника скоростной стрельбы и её совершенствование.


3


0


3

30

Тренировка в стрельбе из различных положений по падающим и движущимся целям. Корректирование стрельбы.


6


0


6

31

Совершенствование техники стрельбы по падающим и движущимся целям.


3


0


3

32

Приобретение навыков внесения поправок на движение и боковой ветер.


1


0


1

33

Дальнейшее совершенствование техники и навыков стрельбы. Подготовка к школьным и районным соревнованиям по стрельбе на личное и командное первенство.


15


0


15

Участие в соревнованиях по стрельбе из пневматической винтовки на личное и командное первенство - 14 ч.


34

Участие в соревнованиях на личное первенство среди учащихся кружка.


5


0


5

35

Участие в общешкольных соревнованиях по стрельбе из пневматической винтовки. Анализ соревнований.


7


0


7


36

Участие в районных соревнованиях по стрельбе из пневматической винтовки на личное и командное первенство. Анализ соревнований.


2


0


2


Всего часов: 315


315


25


146

  • о развитии стрелкового спорта в России;
  • разрядные нормы по стрельбе из пневматического оружия;
  • технику безопасности при заряжании, изготовке и стрельбе, правила поведения в тире, команды, подаваемые при проведении стрельб и их выполнение;
  • материальную часть пистолета МР-654К и автомата Калашникова, ручных осколочных гранат;
  • основные правила стрельбы;

Учащийся должен уметь: 

- производить неполную разборку и сборку автомата на время;

- снаряжать магазин автомата патронами;

- готовить гранату к броску;

- готовить оружие к бою и устранять возможные задержки при стрельбе;

- чистить, смазывать и ставить на хранение автомат;

- кучно и метко стрелять по мишеням из пистолета МР-654К и автомата Калашникова;

- вносить поправки при стрельбе;

- осуществлять корректировку и самокорректировку при стрельбе;

- участвовать в соревнованиях по стрельбе на уровне района и округа.

        


Учебно-тематическое планирование

3-й год обучения

№ п/п

Наименование темы

Количество часов всего


теория


практика

Вводное занятие – 1 ч


1

Обзор развития стрелкового спорта в России. Крупнейшие всероссийские и международные соревнования по стрелковому спорту. Разрядные нормы и требования. Ознакомление с программой и расписанием занятий.


1


1


0

Меры безопасности при стрельбе из пневматического и стрелкового оружия – 1 ч


2

Порядок и организация тренировок. Обязанности дежурного инструктора по поддержанию порядка на линии огня при проведении стрельб. Примеры несчастных случаев из-за несоблюдения правил безопасности при обращении с оружием.


1


1


0

Материальная часть оружия – 4 ч.


3-5

Устройство пневматической винтовки МР-532, пистолета МР-654К и автомата Калашникова.


2


2


0

Осмотр оружия. Уход за оружием. Устройство прицелов. Внесение поправок на прицеле.


2


2


0

Краткие сведения о строении и функциях организма человека. 
Гигиена спортсмена – 2 ч. 


6-14

Кровообращение. Сердце и сосуды. Центральная нервная система, органы чувств. Влияние занятий физическими упражнениями на обмен веществ.


1


1


0

Общий режим дня. Значение водных процедур. Закаливание организма. Оказание первой помощи при кровотечениях.


1


1


0

Общая физическая подготовка – 9 ч.


15-22

Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами. Упражнения для формирования правильной осанки.


3


0


3

Упражнения для развития координации и точности движений. Упражнения для развития вестибулярного аппарата. Подвижные игры.


3


0


3

Бег на длинные и короткие дистанции. Челночный бег. Комплексное упражнение на ловкость. Подвижные игры. Подготовка и сдача нормативов по допризывной подготовке юношей.


3


0


3

Специальная физическая подготовка – 6 ч.


23-33

Упражнение с оружием (или макетом оружия), наведённым в район прицеливания, на длительное удержание в изготовке для повышения выносливости.


2


0


2

Упражнение с оружием на длительное удержание в изготовке для медленных стрельб из винтовки стоя, с колена из пистолета по мишени с чёрным кругом до утомления.


2


0


2

Упражнение с оружием по многократному подъёму оружия в район прицеливания (сериями 10 вскидок, с отдыхом между сериями 1 мин.) до ощутимого утомления спортсмена. Упражнения с утяжелённым спуском курка.


2


0


2

Основы техники и тактики стрельбы – 6 ч.

Анализ результатов своей стрельбы. Рациональная поза изготовки стрелка. Ощущение оружия: хватка оружия, подъём руки с оружием, движение спускового крючка. Распределение внимания спортсмена.

Выработка устойчивого внимания на основных моментах при производстве качественного выстрела. Ошибки, допускаемые при спуске курка, и меры борьбы с ними.

Требования и ограничения, предъявляемые правилами соревнований к оружию и принадлежностям, к одежде участника соревнований.

Изучение и совершенствование техники стрельбы. Тренировки в стрельбе из пистолета МР-654К и автомата Калашникова –136 ч.

Закрепление знаний и навыков, прицеливания, совершенствование работы с прицелом, внесение точных поправок. Корректировка и самокорректировка стрельбы.


10


0


10

Дальнейшее совершенствование техники стрельбы из положения стоя, сидя за столом, лёжа и с колена. Стрельба на кучность. Стрельба на меткость с самокорректировкой. Стрельба в регламенте соревнований.


40


0


40

Тренировки без патронов. Стрельба по индивидуальному заданию тренера.


4


0


4

Контрольные стрельбы.

9

0

9

Совершенствование техники и навыков стрельбы из различных положений с соблюдением требований и правил соревнований. Выполнение упражнений по стрельбе на время и меткость.


73


0


73

Участие в соревнованиях по стрельбе из пневматической винтовки на личное и командное первенство - 6 ч.

Участие в групповых, общешкольных и районных соревнованиях по стрельбе на личное и командное первенство. Анализ соревнований.


3


0


3

Выполнение нормативов по стрельбе из пневматической винтовки, стрельбе из пистолета МР-654К и автомата Калашникова для юношей допризывного возраста.


3


0


3


Всего часов: 171


171 


10


161


3-й год обучения
Учащийся должен знать:

- историю развития стрелкового спорта в России; правила безопасного поведения стрелка в тире, порядок обращения с оружием, сигналы во время стрельб;

- материальную часть пневматического спортивного оружия, пистолета МР-654К и автомата Калашникова, правила ухода, обслуживание и выверку прицельного приспособления; порядок стрельбы во время соревнований.


Учащийся должен уметь: 

- оказывать первую помощь при кровотечениях;

- кучно и метко стрелять из различного пневматического оружия и из различных положений и на различное расстояние;

- анализировать результаты своей стрельбы;

- корректировать и самокорректировать стрельбу, вносить поправки.


Этапы педагогического контроля по усвоению программы

1 год обучения

№п/п

Этапы

Сроки контроля

Какие знания, умения и навыки формируются


Формы контроля


1.

Декабрь

После новой темы

Знание материальной части пневматической винтовки МР-532, пистолета МР-654К и автомата Калашникова и умение его обслуживания и настройки


Зачётный урок


2.

Февраль

После приобретения стрельбы по
мишеням и
изучения правил
стрельбы

Знания правил стрельбы, докладов стрелка и команд изготавливаться, заряжать,
прицеливаться, докладывать о
готовности к стрельбе производить выстрел и
докладывать о завершении стрельбы.


Зачётный урок по
проверке
полученных знаний и
умений


3. 


Март

После
приобретения
навыков
меткой
стрельбы

Умение корректировать и самокорректировать стрельбу.

Соревнования
на личное и
командное
первенство
(школьные)

4. 

Апрель

После
ознакомления

с правилами
соревнований

Знание правил соревнований и
умения участвовать в них .

Соревнования
по стрельбе

(открытое занятие)

5. 

Май

После
окончания курса

Знания, полученные за год
обучения

Выполнение

нормативов
по стрельбе

2-й год обучения

1.

Ноябрь

После
изучения

темы

Знание основных правил
стрельбы

Зачётное

занятие

2.

Январь

После
изучения
назначения и
устройства
автомата

умения

производить
разборку и

сборку

автомата


Знание материальной части автомата, умение быстро и правильно осуществлять неполную разборку и сборку автомата Калашникова,
готовить гранату к броску

Зачётное

3.

Февраль

После получения
навыков

подготовки

оружия к

стрельбе,

изготовки и

заряжания

Знание докладов о готовности к стрельбе и завершении стрельбы. Умение изготавливаться заряжать оружие и производить выстрел .

Соревнование

на личное

первенство

4.

Март

После
приобретения

навыков

быстрой

стрельбы из
различных

положений

Умение кучно стрелять из положения лёжа на 10 метров в двух сериях 1-я 3 пробных, 2-я пять зачётных по мишени «П»

Общешкольные
соревнования
на личное и командное

первенство

5.

Май

После

окончания
курса

Знания, полученные за год обучения.

Выполнение

нормативов по
стрельбе

3 год обучения

1. 

Октябрь

После изучения
тем

Знания материальной части оружия, правил
соревнований и обязанностей судий.
Знаний о строении и функциях организма.
Умении оказывать первую помощь при кровотечениях

Зачётное

занятие

2. 

Ноябрь

После тренировок в
общефизической
подготовке

Умение бегать кросс 3000м. на выносливость,
100м. на быстроту, подтягивание на перекладине, выполнять упражнение на ловкость

Принятие

нормативов по

допризывной

подготовке

После получения навыков
быстрой
стрельбыиз
различных положений

Стрельба из положения лёжа на 10 метров
в двух сериях 1-я 3 пробных,
2-я пять зачётных по мишени
«П»

командное
первенство

4. 

Май

После

окончания курса

Знания, полученные за год
обучения

Выполнение
нормативов по
стрельбе


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ  ОБОРУДОВАНИЕ

        Оборудование для проведения занятий: при реализации Программы используются тренажер ЛСТ-2005, армейское Наставление по Стрелковому делу, учебные пособия (электронное оборудование по тематике программы, справочная литература). Тренажер ЛСТ-2005 предназначен для проведения занятий по стрелковой подготовке в рамках школьной программы ОБЖ/НВП. ЛСТ-2005, в соответствии с приказом Минобороны РФ и Минобразования РФ 10.08.2009 г. № 847/287 "Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы", позволяет использовать имеющиеся макеты АК не только для сборки-разборки, но и для освоения приемов стрельбы из АК и ПМ в соответствии с армейским Наставлением по Стрелковому делу.
Система «Электронный тир» не требует специального помещения, устанавливается в обычном классе; позволяет проводить соревнования как в рамках одной школы, так и межшкольные; безопасность использования, тренажер сертифицирован под ГОСТ 28139-89 "Оборудование школьное. Общие требования безопасности".

        В состав обучающей программы входит: лазерный стрелковый тренажер ЛСТ Витязь в составе:

- камера обнаружения выстрелов с управляющей программой камеры;

- лазерный автомат Калашникова со встроенным лазером, платой управления и источником питания;

- драйвер датчика;

- навесной лазерный модуль для макета автомата Калашникова;

- набор тренировочных программ.

Система доукомплектована учебным лазерным пистолетом на базе пневматической модели пистолета Макарова МР-654К. Система работает на любом стандартном компьютере с операционной системой Windows-2000, ХР или Виста. Система позволяет работать с любым стандартным видеопроектором.

ВИДЫ  ВЫСТРЕЛА
- изготовка к стрельбе лежа, с колена и стоя;

- производство выстрела, включая установку прицела, прикладку, прицеливание, спуск курка;

- выбор цели и точки прицеливания;

- стрельба по неподвижным, появляющимся, движущимся и групповым целям.

Результативность: 

  •  позволяет воспроизводить различные мишени и мишенные обстановки и дистанции;
  • позволяет создавать тренировочные упражнения под конкретную учебную программу, исходя из количества часов и учащихся;
  • до шести стрелковых линий одновременно.
  • ЛСТ-2005 допускает самостоятельное создание учащимися тренировочных упражнений при помощи популярной в Интернете технологии ФЛАШ.

        Используемая литература 

1. Законы РФ « Об образовании» 2005 г.,

2. Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» 1998 г.
3. Закон РФ «Об оружии» 1998 г.
4. Уголовный кодекс РФ 1996 г.
5. Кодекс об административных правонарушениях. 2001 г.
6..«Методические рекомендации по ведению военной подготовки в общеобразовательной школе», Москва 1989 г.
7.«Учебно-материальная база начальной военной подготовки в школе». Л.М.Брысин. «Просвещение» Москва 1989 г.
8. «Справочник по стрелковому оружию». В.Б.Жук М.2001 г.
9.. «Военный энциклопедический словарь» Воениздат М.1987 г.
10. «Военно-исторический словарь» М 2000 г.
11. Наставления по стрелковому делу. Воениздат 1993 г.
12. Типовая программа для ДЮСШ по курсу «Пулевая стрельба», «Биатлон», М. 1989



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа № 7» города Когалыма

Принята решением                   педагогического совета протокол от 30.08.2017г. № 13

Программа развития кадетского класса

МАОУ СОШ № 7

(реализация гражданско-патриотического компонента по основным и дополнительным образовательным программам на 2017-2022 годы)

Когалым

2017


Программа развития кадетского класса

МАОУ СОШ № 7

Содержание программы

Паспорт программы

3

Пояснительная записка

6

Актуальность программы

6

Цели и задачи организации кадетского класса

7

Условия реализации программы

9

Этапы реализации программы

10

Организация деятельности кадетского класса

11

Организация учебно - воспитательного процесса

13

Механизм реализации программы

13

Ожидаемые результаты

14


Программа развития кадетского класса

МАОУ СОШ № 7

Паспорт программы

Наименование

программы

Программа развития кадетского класса МАОУ СОШ № 7 (реализация гражданско-патриотического компонента по основным и дополнительным образовательным программам на 2017-2022 годы)

Основной разработчик программы

Педагогический коллектив муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 7»

  Контактная     информация

(почтовый адрес образовательного учреждения, телефоны, e-mail)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7» города Когалыма (МАОУ СОШ № 7) ул. Степана Повха,  д. 13,  г. Когалым, Ханты - Мансийский автономный округ  – Югра, (Тюменской области), 628485 факс (34667)  2-33-75, тел.  (34667) 2-31-32, school_7@rambler.ru

Руководитель: Наливайкина Татьяна Алексеевна

Цель программы

Создание и апробация модели функционирования кадетского класса в социально-педагогическом пространстве общеобразовательной школы, методического инструментария, педагогических технологий и концептуальных подходов в условиях реализации ФГОС основного общего образования.

Задачи программы

> Образование учащихся кадетского класса в условиях реализации ФГОС основного общего образования и системы внеурочной деятельности и дополнительного образования на принципах системно-деятельностного подхода.

> Разработка концептуальной модели выпускника кадетского класса как гражданственно-ориентированной и социально-ответственной личности, готовой посвятить себя служению Отечеству на поприще гражданской и военной государственной службы.

> Создать благоприятных условий для интеллектуального, нравственного, эмоционального, психического и физического формирования личности кадетов, всемерного развития их способностей и творческого потенциала с учетом возрастных особенностей и возрастной психологии детей, а также формирование высокой общей культуры, нравственных и деловых качеств, способствующих выбору жизненного пути.

 > Создать эффективную систему гражанско- патриотического воспитания в социальном пространстве общеобразовательной организации, обеспечивающей воспитание любви к Родине, традициям, верности конституционному долгу, ответственности перед обществом за судьбу Отечества, потребности в упорном труде во имя его процветания

> Развивать материально-техническую базу школы, обеспечивающей обновление содержания образования в школе

Основания для разработки программы

  • Конвенция о правах ребенка;
  •  Конституция Российской Федерации;
  •  Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»;
  •  Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе»;
  •  Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года;
  •  Программа развития школы на 2017 -2022 годы;
  •  Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»;
  •  Государственная программа ХМАО - Югры «О реализации государственной политики по профилактике экстремизма и развитию российского казачества в ХМАО-Югре на 2014-2020 годы»

Исполнитель основных мероприятий Программы

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7» города Когалыма (МАОУ СОШ № 7)

Заказчик программы

Управляющий совет школы, родительская общественность

Срок реализации программы

2017-2022 годы

Этапы реализации Программы

1. Аналитико-диагностический (2017-2018 учебный год)

Создание условий для реализации программы:

  •  аналитико-диагностическая деятельность, мониторинг различных аспектов образовательного и воспитательного процессов;
  • определение стратегии и тактики деятельности;
  • кадровое обеспечение образовательного и воспитательного процессов;
  • решение проблем материально-технического и нормативно-методического обеспечения;
  • апробация инновационных процессов в области образования и воспитания.

II. Экспериментально-тактический этап (2018 - 2021гг.):

  • внедрение в образовательный процесс целевых проектов;
  • качественное и количественное закрепление достигнутых результатов;
  • мониторинг деятельности.

III. Обобщающий (2021-2022 учебный год)

  • Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития.

Ожидаемые результаты Программы (показатели конечных результатов)

  • Создание благоприятных условий для интеллектуального, эмоционального, психического, физического формирования личности кадетов, всемерного роста их способностей и творческого потенциала.
  • Воспитание у кадетов любви к Родине и её традициям, верности конституционному долгу, ответственности перед обществом за судьбу Отечества.
  • Обеспечение получения кадетами начальных профессиональных знаний и навыков, необходимых для осознанного выбора профессии на гражданском или военном поприще.
  • Формирование у кадетов высокой общей культуры, нравственных и морально-психологических, деловых и организационных качеств, способствующих выбору жизненного пути в пользу высоконравственного и ответственного служения своему народу.
  • Привитие кадетам чувства чести и достоинства, гражданственности, уважения к правам и свободам человека.

Объемы и источники финансирования Программы

Бюджет образовательного учреждения, внебюджетные средства (аренда, спонсорская помощь)

Программа развития кадетского класса

МАОУ СОШ № 7

Пояснительная записка

 «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм.  Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и её будущее»                              

         В.В. Путин

В настоящее время растет востребованность кадетского образования и воспитания, подготовку квалифицированных кадров для военно-прикладной и гражданской государственной службы, что взаимосвязано с общественным и государственным запросом на подготовку хорошо образованных и просвещенных граждан-патриотов России, способных правильно, нравственно эффективно выстраивать собственную жизнь, активно участвовать в общественной жизни и государственном строительстве. Высокий кадровый потенциал, накопленный опыт воспитательной работы, в том числе, в рамках военно-патриотического клуба, опыт работы музея, сотрудничество с советом ветеранов, ветеранов труда позволяет сделать закономерный шаг в развитии муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 7» открыть новое профильное направление образования и воспитания на параллели 5 классов кадетский класс.

Кадетский класс как этап первичной профессиональной ориентации дает возможность своим выпускникам определить направление своего дальнейшего обучения в военных, правоохранительных и гражданских вузах обучение в которых открывает перспективы карьерного развития в военно-прикладной и гражданской государственной службе.

Содержание программы раскрывается посредством изложения совокупности основных идей, положений, определяющих направленность, характер и другие компоненты воспитания патриотизма, гражданственности, готовности к достойному служению Отечеству у молодежи в современных условиях. При этом учитывается опыт и достижения прошлого, реалии и  проблемы сегодняшнего дня, тенденции развития важнейших сфер современной жизни.

Актуальность программы

Социально-экономические и политические изменения современного общества повлекли за собой ряд серьезных проблем, в том числе и проблемы воспитания молодежи.

Актуальность проблем воспитания в современном обществе определяется следующими причинами:

  •  возникновение социально неблагоприятной для развития подрастающего поколения ситуации, оказывающей негативное воздействие на его сознание и чувства;
  • предъявлением обществом новых требований к личности, порожденных изменяющимися условиями развития общества;
  • обострением социальных противоречий в обществе;

Программа развития кадетского класса

МАОУ СОШ № 7

  • усилением бездуховности, падением образовательного и культурного уровня подрастающего поколения.

Какие бы сложные, противоречивые, а порой и разрушительные процессы ни происходили в нашем обществе, как бы ни складывались отношения между людьми разных поколений и социальных слоев, всегда остается актуальной проблема воспитания молодежи с точки зрения гражданственности и патриотизма. Именно эти приоритетные вопросы воспитания заложены в основу программы развития кадетского класса.

Большой проблемой общества является отношение подростков к службе в рядах Вооруженных сил РФ. Часто молодежь не только не стремится к выполнению своего конституционного долга по защите Отечества, но и во многом просто не готова к этому физически и морально (отсюда страх и неуверенность в себе и в своих силах, нежелание идти в армию, высокий уровень несчастных случаев, неуставных отношений и т.д.). По статистике более 40% призывников страдают хроническими заболеваниями. Безрадостную картину представляет собой общая физическая подготовка подростков.

В этой связи возрастает роль системы как школьного, так и дополнительного образования в формировании ответственности и патриотизма, в осознании общественного и воинского долга, любви к Отечеству и его защите. Возрастает ответственность за выработку здорового образа жизни среди молодежи. Решение этих проблем находит отражение в рамках реализации данной программы.

Проблема развития личности, самосознания, самоопределения, профессиональной ориентации, также является актуальной в настоящее время. В программе данная проблема находит различные способы реализации и воплощается в раскрытии растущего человека, при которых он способен творчески проявлять себя посредством вовлечения во внеурочную деятельность.

Системное изучение исторических, культурных и военных традиций российского народа, обучение основам воинской службы, подготовка физически здоровых и крепких подростков, формирование необходимых психологических установок на предстоящую службу, как военную, так и гражданскую, привитие интереса, стремления и, безусловно, положительного отношения к ней, призванные подготовить человека к достойному служению Отечеству, а также определиться в выборе профессии — вот те вопросы, которые наиболее полно могут быть решены в рамках реализации предполагаемой программы.

Цели и задачи организации кадетского класса

Целью организации кадетского класса является разностороннее (интеллектуальное, нравственное, культурное, физическое) развитие

обучающихся, их социализация в обществе, воспитание ценностей Долга, Чести и Пользы в служении Отечеству на гражданском и военноприкладном поприще.

Данная цель может быть достигнута при соблюдении следующих требований:

  •  Наличие в школе традиций патриотического воспитания и базовых структур, на основе которых будет создан кадетский класс;
  •  Позитивное отношение к идее кадетства администрации, педагогического коллектива школы, родительской общественности и обучающихся;

Программа развития кадетского класса

МАОУ СОШ № 7

  •  Наличие образовательной и воспитательной программы, развитого ресурсного обеспечения деятельности кадетского класса;
  •  Обеспечение для обучающихся кадетских классов перспективы по окончанию обучения для поступления в учебные заведения через социальное партнерство школы.

        В настоящий момент МАОУ СОШ № 7 располагает всеми необходимыми условиями для формирования кадетского класса как образовательной, так и воспитательной структуры и успешной реализации программы его развития.

В соответствии с поставленной целью, предполагается выполнение следующих учебных, воспитательных и социальных задач:

  • образование в пространстве ФГОС основного общего образования и системы дополнительного образования, основанного на принципах развивающего, личностно-ориентированного обучения в сочетании с четко организованной системой самоподготовки и постоянного контроля уровня образования;
  • создание благоприятных условий для всестороннего (интеллектуального, нравственного, эмоционального, психологического и физического) развития личности кадет, формированию ключевых компетентностей, развития их способностей, склонностей и интересов, раскрытия и реализации их творческого потенциала;
  • четкая регламентация всей системы взаимоотношений и жизнедеятельности в учебное время с учетом возрастных психологических особенностей подростков;
  • формирование высокой общей культуры, нравственных и деловых качеств, способствующих выбору жизненного пути;
  • развитие чувства ответственности за свои поступки, ответственности за товарищей, беспрекословного подчинения законам и требованиям общественной морали при активном развитии чувства собственного достоинства;
  • учет психологических и индивидуальных особенностей и склонностей каждого учащегося, позволяющий реализовать индивидуальную траекторию развития и создать оптимальные условия для воспитания верности Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и служебных обязанностей и утверждение в сознании и чувствах патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышению престижа гражданской государственной и военно-прикладной службы;
  • создание эффективной системы патриотического воспитания в социальном пространстве общеобразовательного учреждения, обеспечивающей воспитание у обучающихся любви к Родине, традициям, верности конституционному долгу, ответственности перед обществом за судьбу Отечества, потребности в упорном труде во имя его процветания;
  • оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании и социальной защите подростков, формировании у них навыков самостоятельной жизни, адаптации к современным реалиям жизни, трудолюбия, дисциплинированности, целеустремленности.

Условия реализации программы

        Условиями организации кадетского класса на базе МАОУ СОШ № 7 являются сложившиеся традиции воспитательной работы, в том числе, в рамках военно-патриотического клуба, в работе музея; материально-техническая база школы; развитая система дополнительного образования; высококвалифицированные педагогические кадры; развитая система социального партнерства.

1. Материально-техническое оснащение:

  • наличие музея истории школы,
  • наличие 2 спортивных залов,
  • малый спортивный зал,
  • наличие актового зала,
  • наличие помещений для размещения кадетского класса (классное помещение),
  • специализированный класс по изучению «Основ безопасности жизнедеятельности»,
  • стрелковый тир
  • спортивные плоскостные сооружения (стадион, спортивная площадка)
  • наличие 2-х компьютерных классов с выходом в Интернет,
  •  наличие школьной библиотеки,
  • наличие хореографического зала,
  • спортивное оборудование

2. Кадровое обеспечение:

  • педагогические работники высшей и первой квалификационных категорий;
  • социально-психологическая служба;
  •  классный руководитель;
  • преподаватель - организатор ОБЖ.

3. Методическое обеспечение:

  • программа развития кадетского класса на 2017-2022 гг.,
  • программа воспитательной работы в кадетском классе,
  •  учебные пособия «Основы безопасности жизнедеятельности», методическое пособие для учителя, учебное пособие «Основы военной службы»,
  • программа военно-патриотического клуба «Патриот»,
  • учебные видео - и DVD- фильмы по ОБЖ И ОВС - учебные таблицы, плакаты по ОВС И ОБЖ,
  • библиотечный фонд (учебный и художественный, медиатека)

4. Наличие в школе традиций военно-патриотического воспитания:

  • спортивные секции;
  • традиционные спортивные мероприятия и общешкольные соревнования;
  • военно-патриотический клуб «Патриот», мероприятия гражданско-патриотической направленности (Вахта памяти, Парад победы), военно-спортивные игры «Зарница», «Орленок»,
  • дни воинской славы,
  • встречи с ветеранами ВОВ и тружениками тыла

Программа развития кадетского класса

МАОУ СОШ № 7

Этапы реализации программы

1 этап. Аналитико-диагностический (2017г.)

Цель этапа: Анализ предпосылок и создание необходимых условий для организации работы кадетского класса на базе школы.

Создание условий для реализации программы:

  • аналитико-диагностическая деятельность, мониторинг различных аспектов образовательного и воспитательного процессов;
  • определение стратегии и тактики деятельности;
  •  кадровое обеспечение образовательного и воспитательного процессов;
  •  решение проблем материально-технического и нормативно-методического обеспечения;
  •  апробация инновационных процессов в области образования и воспитания.

2 этап. Экспериментально - практический этап (2017 - 2022 гг.)

Цель этапа: Апробация разработанной Программы «Кадет»

  •  внедрение в образовательный процесс целевых проектов;
  • качественное и количественное закрепление достигнутых результатов;
  •  мониторинг деятельности.

3 этап. Обобщающий (2022г.)

Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития.

Организация деятельности кадетского класса

        Организация деятельности кадетского класса опирается на взаимосвязь и внутренне единство процессов воспитания и собственно обучения.

                Кадетское образование - это государственное начальное профильное образование, включающее компоненты военной и гражданской государственной службы, получаемое гражданами России в порядке развития общего среднего образования.

                Кадетское воспитание - это система работы, сопровождающая процесс обучения в кадетском классе, основанная на исторических принципах кадетского воспитания и кадетской этике служения Отечеству. Система воспитания строится на исторических традициях многовековой давности: идеалы чести, благородства, товарищества, патриотизма, долга и другие нравственные основы.

                Таким образом, система образования и воспитания в кадетском классе является целенаправленной, многоплановой и скоординированной деятельностью педагогического коллектива, администрации и всех служб школы во взаимодействии с социальными партнерами, общественными объединениями и организациями и направлена на воспитание образованной, гармоничной, нравственно и физически здоровой, патриотически-направленной личности, способной проявить себя на государственной службе с максимальной эффективностью и высокой степенью карьерной успешности.

Основными принципами образовательной программы кадетского класса являются следующие:

  •  развивающее обучение, основанное на применении активизирующих и мотивирующих психологических методов;
  •  углубленное изучение отдельных предметов, организуемое на основе современных инновационных обучающих технологий (проектно-исследовательской деятельности, технологий работы в малых группах и т.п.) и учебно-методических комплексов;
  • личностно-ориентированное обучение с учетом индивидуально-психологических особенностей развития подростка, предоставление ему возможности формировать индивидуальную образовательную траекторию;
  •  предоставление подросткам возможности получить широкое гуманитарное образование за счет усиления компонента дополнительного образования;
  • развитие у подростка компетенций в области психологического самоуправления, эмоционального интеллекта; самообразования;
  •  четкая организация системы самоподготовки и постоянного контроля уровня образования.

Основными принципами воспитательной программы кадетского класса являются следующие:

  •  патриотическая и нравственная направленность процесса воспитания, основанная на исторических принципах кадетского воспитания и кадетской этике служения Отечеству, на традициях и современных технологиях отечественной педагогики и психологии;
  • учет индивидуально-психологических особенностей подростка (физических, личностных, социальных и т.п.);
  • возможности для личностного роста при условии: ценностного
  • отношения к собственной личности и здоровью; реализации притязаний на признание в социально и личностно значимой деятельности, в ощущении

Организация учебно-воспитательного процесса

Деятельность кадетского класса начинается с 5 класса основного общего образования. Класс формируется на добровольной основе из числа обучающихся школы на основании заявления родителей и Договора о предоставлении образовательных услуг между школой и родителями.

Основными нормативными документами, регулирующими деятельность кадетского класса, являются Устав школы, Положение о кадетском классе, утвержденный приказом директора школы.

Директор школы лично осуществляет руководство учебно-воспитательным процессом в кадетском классе через администрацию и педагогических работников.

Непосредственными организаторами учебно-воспитательного процесса в кадетском классе являются классный руководитель, заместители директора школы, преподаватель - организатор ОБЖ.

Ответственность за соблюдение кадетами в повседневной жизни и деятельности правил внутреннего распорядка возлагается на классного руководителя и воспитателя кадетского класса. Обучающиеся кадетского класса пользуются всеми правами в общеучебном пространстве школы, предоставляемыми им законодательством Российской Федерации и Уставом школы. На них возлагаются общие учебные обязанности и обязанности, предусмотренные Положением кадетского класса.

Внутри социально-педагогической структуры кадетского класса во взаимоотношениях обучающихся кадетского класса, администрации школы и педагогического коллектива действуют особые правила, построенные на основе Кодекса кадетской чести.

Обучающиеся кадетского класса (кадеты) находятся в школе в режиме продленного дня. Они обязаны прибывать в школу и убывать своевременно в точно обозначенное время.

Для качественной организации учебного процесса кадетам предоставляются:

  • предметные кабинеты;
  • классный кабинет, специально подготовленная и оборудованная для изучения специальных предметов программы обучения кадетского класса связанных с гражданской и военной государственной службой;
  • кабинеты для дополнительных занятий.

Продолжительность учебного времени, его распределение, время отдыха и дополнительных занятий определяются распорядком дня кадетского класса, который устанавливает директор школы на весь учебный год.

В соответствии с распорядком дня время нахождения в школе делится на две части:

  • основной образовательный процесс, когда обучающиеся занимаются в соответствии с установленной общей программой кадетского класса;
  •  внеурочная деятельность и дополнительное образование как одна из важнейших частей образовательного процесса в кадетском классе. Учащиеся занимаются по сформированной для них индивидуальной траектории обучения, которая определяется развитием индивидуальных творческих, духовных, физических способностей кадетов.

В кадетском классе реализуются дополнительные образовательные программы военно-прикладной, художественно-эстетической направленностей, общей физической подготовки.

Образовательный процесс в кадетском классе реализуется на основе учебного плана и годового календарного графика учебных занятий, утвержденных для кадетского класса, в соответствии с расписанием занятий.

Структура учебного процесса соответствует общепринятой двухступенчатой системы:

- основное общее образование - обеспечивает освоение обучающимися кадетского класса образовательных программ основного общего образования в соответствие с ФГОС ООО, система воспитательной работы создает условия для становления личности обучающегося, широкий спектр дополнительного образования обеспечивает раскрытие интересов, способностей и склонностей обучающегося, способствует его первичному профессиональному и социальному определению.

Вариативность содержания общего образования и профильность обучения в кадетском классе определяются образовательной программой, разрабатываемой администрацией школы самостоятельно с учетом ФГОС основного общего образования.

В рамках дополнительного образования во второй половине дня занятия в кадетском классе проводят педагог-психолог, педагоги-предметники, преподаватель-организатор ОБЖ, педагоги дополнительного образования.

Задача формирования у кадетов командирских и методических навыков решается на протяжении всего обучения в школе через практическое командование отделением, проведение занятий по строевой, физической подготовке.

В целях предупреждения несчастных случаев и аварий на всех занятиях, стрельбах, а также при обслуживании техники, выполнении работ и проведении спортивных мероприятий должны строго соблюдаться правила и меры безопасности. Накануне всех практических занятий должны быть организованы инструктажи по мерам безопасности.

Учебные нагрузки соответствуют установленным СанПином нормам, количество часов, отведенное в учебном плане на отдельный предмет, соответствует установленным нормам.

По окончании учебного года для кадетов 5-9 классов организуется профильный оздоровительный лагерь с дневным пребыванием «Школа выживания» имеющий целью укрепление здоровья и военную подготовку кадетов.

Режим занятий кадетов устанавливается следующий:

 учебная неделя 5 дней (5-7 классы), 6 дней (8-9 классы); количество уроков в день  5-7, продолжительность урока – 40 минут.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

        Основные направления

Формы и наименования занятий

Военно-спортивное

Спортивные секции

ОФП

Туризм

Огневая подготовка

Основы военной службы

Патриотический клуб

Интеллектуальное

Час психолога

Основы медицинских знаний

Проектная деятельность

Шахматы

Художественно

эстетическое

Хор

Хореография

Этика

Механизм реализации программы

Реализация программы осуществляется через работу

1. С учащимися кадетами:

  •  совместное планирование деятельности;
  •  уроки и занятия по специальным предметам; использование интерактивных методик в работе с органами ученического самоуправления;
  • работа кадетского класса по различным направлениям; проектная деятельность учащихся (социальные проекты);
  • профессиональная ориентация учащихся в условиях современного рынка труда;
  • участие в конкурсах и олимпиадах различного уровня;
  • диагностика учащихся кадет по различным направлениям гражданско-патриотического воспитания;

2. С родителями:

  • работа родительского комитета класса;
  •  участие родителей в общешкольных и общегородских мероприятиях;
  •  родительский лекторий;
  • участие в социально значимой деятельности кадетского класса.

3. С учителями-предметниками:

  • сотрудничество в использовании современных информационных технологий, коммуникативных и интерактивных методик обучения в образовательном процессе для повышения качества образования и во внеклассной работе;
  • организация совместной работы участников образовательного процесса;
  •  психологическое и социально-психологическое сопровождение учащихся кадет;
  • совместная работа по формированию ценностного отношения к здоровью.

Ожидаемые результаты

  •  Создание благоприятных условий для интеллектуального, духовно-нравственного, эмоционального, психического, физического формирования личности кадетов, всемерного роста их способностей и творческого потенциала.
  •  Воспитание у кадетов любви к Родине и её традициям, верности конституционному долгу, ответственности перед обществом за судьбу Отечества.
  • Обеспечение получения кадетами основного общего образования в пределах ФГОС на повышенном уровне, начальных профессиональных знаний и навыков, необходимых для осознанного выбора профессии на гражданском или военном, общественном или ином достойном поприще в сфере государственных интересов и дальнейшего обучения в соответствующих учреждениях высшего (среднего) профессионального образования.
  • Формирование у кадетов высокой общей культуры, нравственных и морально - психологических, деловых и организационных качеств, способствующих выбору жизненного пути в пользу высоконравственного и ответственного служения своему народу.
  • Привитие кадетам чувств чести и достоинства, гражданственности, уважения к правам и свободам человека.
  • Овладение навыками здорового образа жизни, начальной военной подготовки, коммуникативной культуры; умениями оценивать и сознательно выстраивать отношения к себе, другим людям, обществу.