Программы допобразования
Программы военно-патриотической направленности
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Общеобразовательная программа дополнительного образования «Основы военно-патриотического воспитания»
Общеобразовательная программа дополнительного образования
«Основы военно-патриотического воспитания»
Пояснительная записка
Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. Изменения военно-политической обстановки в мире требуют укрепления экономической мощи Отечества, повышения его обороноспособности, отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения, подготовки его к защите Родины.
Обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать и учиться на его благо. Поэтому особое место в воспитании подрастающего поколения отводится воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине.
Патриотизм – система ценностей, которыми располагает человек и общество; важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства.
В настоящее время в нашей стране возрождается система патриотического воспитания детей и подростков, в котором наряду с традиционными задачами подготовки подрастающего поколения к военной службе, появилась необходимость ориентировать ребят на выбор профессии спасателя, социального работника, пожарного, сотрудника правоохранительных органов.
Программа военно-патриотического клуба «Патриот» разработана в соответствии с требованиями Законов РФ «Об образовании», «О воинской обязанности и военной службе», «Об оружии», в соответствии с приказом Минобороны РФ и Минобразования РФ 10.08.2009 г. № 847/287 "Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы". Программа позволяет использовать имеющиеся макеты АК не только для сборки-разборки, но и для освоения приемов стрельбы из АК и ПМ в соответствии с армейским Наставлением по Стрелковому делу. Необходимость разработки и внедрения курса стрелковой подготовки в системе дополнительного образования детей обусловлено тем, что в программе курса Основы безопасности жизнедеятельности не достаточно времени уделяется этим темам, но в то же самое время в программу ежегодно проводимых соревнований допризывной молодёжи и программу учебно-полевых учебных сборов входит стрельба из автомата Калашникова. Поэтому данная программа используется для подготовки учащихся по стрельбе из автомата Калашникова и пистолета ПМ.
Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся. Поэтому работа по военно-патриотическому воспитанию должна проводиться комплексно, что позволит подростку усилить свою ориентацию на развитие интересов и способностей, укрепить здоровье, овладеть военно-прикладными видами спорта.
Актуальность программы ВПК определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума, началом осознанного восприятия мира.
Система духовно – нравственного и патриотического воспитания включает следующие направления:
– формирование потребности в здоровом образе жизни;
– воспитание патриотизма и гражданственности;
– формирование духовности школьников через отношение к литературе, средствам
массовой информации;
– эстетическое развитие детей;
– сотрудничество семьи и школы;
– обращение к духовно – нравственным традициям и ценностям своего народа.
Программа предназначена для учащихся 5-11-х классов. Возрастной диапазон 11 – 17 лет. Занятия проводятся с двумя группами учащихся: младшая 11-15 лет; старшая 16-17лет. Программа курса рассчитана на объем по 2 часа 15 минут часов в неделю в каждой группе (315 ч. за учебный год). Режим занятий – 2 раза в неделю.
В своей деятельности члены военно-патриотического клуба руководствуются нормативно-правовыми документами:
• Конституцией и законами Российской Федерации;
• Законом «Об образовании»;
• Конвенцией ООН «О правах ребенка»;
• Уставом клуба;
• Решениями Совета клуба.
Основными принципами деятельности военно-патриотического клуба являются:
• принцип добровольности;
• принцип взаимодействия;
• принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей;
• принцип междисциплинарности;
• принцип преемственности;
• принцип равноправия и сотрудничества;
• принцип гласности;
• принцип самостоятельности;
• принцип ответственности;
• принцип коллективности;
• принцип ответственности за собственное развитие.
Цель программы: создание условий, способствующих патриотическому, физическому, интеллектуальному и духовному развитию личности юного гражданина России, его лидерских качеств, а также удовлетворение постоянно возникающего стремления юношей допризывного возраста к овладению военными знаниями и занятию военно-прикладными видами спорта.
Задачи:
• подготовка подрастающего поколения к военной службе и воспитание уважения к Российской Армии;
• воспитание гражданственности, патриотизма и любви к Родине;
• формирование профессионально значимых качеств и умений, верности конституционному и воинскому долгу;
• воспитание бережного отношения к героическому прошлому нашего народа, землякам;
• физическое и духовно-нравственное развитие детей и подростков;
• совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности, обеспечение условий для самовыражения обучающихся, их творческой активности.
Программа оказывает помощь в усвоении учащимися знаний и навыков, предусмотренных программой курса ОБЖ для 10 – 11 классов и «Программой проведения учебных сборов с юношами-учащимися 10 классов средних школ» согласно совместному приказу Министерства обороны РФ и Министерства образования № 203;1836. Программа физкультурно-спортивной направленности нацелена на сохранение и укрепление здоровья детей и подростков посредством образовательной деятельности и пропаганду здорового образа жизни. Программы спортивно-технической направленности, в частности, стрелковой секции, развивают глазомер, мышление, ориентирование в пространстве.
В процессе 1-го года обучения обучить учащихся основным правилам стрельбы, материальной части стрелкового оружия, научить метко и кучно стрелять, корректировать стрельбу.
В процессе 2-го и 3-го года обучения усовершенствовать и дополнить полученные знания.
Программа позволяет развить у воспитанников такие качества, как ловкость, выносливость, терпеливость, аккуратность, коммуникативность, самостоятельность. Привлекает воспитанников эта программа тем, что у них появляется возможность в изучении современного стрелкового оружия.
Особое внимание обращается на обучение мерам безопасности при обращении с оружием и поведение в тире. Учебные занятия включают как теоретическую (политико-воспитательную работу, изучение основ военно-прикладного искусства, воинские ритуалы, история создания стрелкового оружия, назначение оружия и обращение с ним, теоретические основы стрельбы), так и практическую подготовку (техника выполнения выстрела, тренировки, соревнования). Проведение практических стрельб проводится на базе стрелкового комплекса.
Основные формы работы клуба:
• соревнования;
• конкурсы;
• смотры;
• экскурсии;
• исследовательская и поисковая работа;
• клубные встречи;
• игры;
• турниры;
• эстафеты и т.д.
Для проведения занятий по теоретической части курса используется лекционный метод (урок-лекция) и проблемно-поисковый метод проведения занятия. Для проведения практических занятий по стрельбе из пневматической винтовки, автомата Калашникова и пистолета ПМ используется требования «Методических рекомендаций по ведению военной подготовки в школе», «Правила ТБ при проведении практических стрельб» и Инструкция по охране труда при обращении с оружием на уроках ОБЖ.
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛУБА
1.Летопись родного края.
Изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании у детей и подростков патриотизма, чувства любви к нашей великой Отчизне, к малой и большой Родине. Соприкасаясь с историей родного края, подрастающее поколение приобщается к трудовому и ратному подвигу земляков, равняется на лучших, учится беззаветному служению Отечеству на героических примерах жизни и деятельности наших предков, дедов и отцов.
Содержание:
- изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, жизни и деятельности земляков;
- выявление, собирание и введение в научный оборот краеведческих материалов об утраченных памятниках материальной и духовной культуры;
- изучение культурного наследия и творчества жителей родного края;
- изучение военной истории на местном краеведческом материале, увековечение памяти земляков;
- изучение военной и государственной символики;
- изучение истории прошлого края по вещественным источникам;
- изучение литературного наследия родного края;
- изучение истории Великой Отечественной войны краеведческими средствами;
- изучение малоизвестных исторических событий;
- фото-кинофикация и описание событий, интервьюирование их участников и очевидцев;
- собирание малотиражных и иных публикаций, относящихся к истории родного края;
- формирование банков краеведческих данных;
- ведение специальных летописей и хроник;
- пополнение фондов школьных музеев;
- поисковая работа;
2. ОБЖ (самосохранение, оборона, спасение)
Каждый гражданин нашей страны, в том числе и подросток, в случае чрезвычайных ситуаций должен быть готов защитить себя, товарища, родных и близких, оказать посильную помощь пострадавшим. Целью данного направления является освоение детьми и подростками правил безопасного поведения в повседневной жизни и обеспечение физической готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях и экстремальных условиях.
Содержание:
- основы здорового образа жизни;
- основы медицинских знаний и способы оказания первой медицинской помощи;
- изучение методов страховки и самостраховки, контроля и самоконтроля;
- передвижение по пересеченной местности в пешем порядке и на лыжах (кроссовый бег, марш-броски, лыжные гонки и др.);
- основы безопасного поведения;
- основы поведения и способы защиты в чрезвычайных ситуациях;
- основы безопасности в экстремальных ситуациях;
- выживание в лесу;
- преодоление препятствий (бег с преодолением различных полос препятствий индивидуально и в составе группы);
- силовая подготовка (различные упражнения на перекладине, силовые упражнения);
- прикладное плавание;
- элементы акробатики;
- основы рукопашного боя;
- развитие сердечно-сосудистой выносливости;
- развитие силы и ловкости;
3. Основы военной и специальной подготовки.
Данное направление ориентировано на формирование правильного представления о роли государства в сфере обороны, о Вооруженных силах, о назначении боевой техники, о воинской службе, о жизни и быте военнослужащих, об их правах и обязанностях; готовности освоить военно-техническую специальность.
Содержание:
- изучение правовых основ военной службы (Законы РФ, Уставы ВС РФ);
- огневая подготовка;
- строевая подготовка;
- тактическая подготовка;
- топографическая подготовка;
- моделирование боевой техники;
- информатика;
- автодело и картинг;
- кинология и следопытство;
- встречи с ветеранами войны и труда;
- военно-спортивные праздники и игры;
- встречи с выпускниками, проходящими службу в ВС РФ, МВД, ФСБ, МЧС и др.;
- торжественные построения у памятных мест;
- проведение «Недели Боевой Славы», «Месячника оборонно-массовой работы», «Вахты Памяти», «Дня памяти павших» и др.;
- посещение музеев;
- поисково-исследовательская работа;
- тематические сборы, конференции, викторины по ратной истории Отечества;
- посещение воинских и трудовых коллективов;
- смотры;
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В реализации программы военно-патриотического клуба «Патриот» участвуют подростки, педагоги дополнительного образования, учителя физической культуры. административный и вспомогательный персонал общеобразовательного учреждения.
Механизм реализации программы военно-патриотического клуба включает в себя:
• четкое планирование на учебный год и каждый месяц;
• методическая разработка положений по каждому из проводимых дел и их распечатка для педагогов;
• проведение семинаров и консультаций по программе;
• организацию обучения лидеров и актива по направлениям;
• анализ хода реализации программы;
• пропаганду деятельности клуба в средствах массовой информации;
• сотрудничество в реализации программы с органами власти.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате реализации данной программы:
• становление личности учащегося как гражданина России, готового встать на защиту Родины;
• воспитание уважительного отношения к пожилым людям, укрепление связи ветеранов и молодёжи, преемственность;
• создание условий для раскрытия ребёнка как гармонично развивающейся личности, с большим творческим потенциалом;
• привлечение как можно большего количества детей и педагогов к активным формам гражданского и патриотического воспитания, способствующих сохранению преемственности поколений.
Оценка результатов обучения детей
В целях оценки и контроля результатов обучения в течение учебного года проводятся:
- проверка выполнения нормативов по ОФП для допризывной молодёжи;
- проверка выполнения нормативов по стрельбе из пистолета МР-654К и автомата Калашникова;
- контрольные занятия по проверке усвоения теоретических знаний по темам курса;
- соревнования на личное первенство среди учащихся школы;
- общешкольные соревнования по стрельбе из пистолета МР-654К и автомата Калашникова;
- соревнования допризывной молодёжи;
- районные, окружные соревнования;
- анализ и обсуждение проводимых мероприятий с учащимися, учителями и администрацией школы.
Учебно-тематическое планирование
1-й год обучения
№ п/п | Наименование темы | Количество часов всего |
|
|
Вводное занятие – 2 ч | ||||
| Знакомство с программой, расписанием занятий. История и виды российского стрелкового оружия |
|
|
|
Меры безопасности при стрельбе – 2 ч | ||||
| Техника безопасности при обращении с оружием и боеприпасами. Техника безопасности при заряжании, наводке и выстреле. Техника безопасности на огневом рубеже. |
|
|
|
Теоретические основы стрельбы – 8 ч. | ||||
3 | Явление выстрела. Образование траектории. Прямой выстрел. |
|
| |
4 | Начальная скорость пули. Отдача оружия. Пробивное и убойное действие пули. |
|
| |
5 | Прикрытое, поражаемое и мёртвое пространство. Способы определения расстояния до цели. |
|
| |
6 | Элементы наводки. Выбор цели и точки прицеливания при стрельбе по неподвижным целям. |
|
| |
Материальная часть оружия – 22 ч. | ||||
| Назначение, общее устройство, принцип действия и технические характеристики стрельбе из пневматической винтовки МР-532, пистолета МР-654К и автомата Калашникова. |
|
| 2 |
8 | Техническое обслуживание, ремонт, чистка и смазка, пневматической винтовки МР-532 пистолета МР-654К и автомата Калашникова. |
| 2 | |
9 | Хранение пневматической винтовки МР-532 пистолета МР-654К и автомата Калашникова. Замена основных частей и механизмов пневматической винтовки МР-532, пистолета МР-654К и автомата Калашникова. |
|
| |
10 | Возможные неисправности, задержки при стрельбе и их устранение. |
|
| |
11 | Чистка, смазка и хранение винтовки МР-532, пистолета МР-654К и автомата Калашникова. |
|
| |
12 | Настройка пистолета МР-654К и автомата Калашникова. Выверка открытого прицела. |
|
|
|
13 | Установка и выверка прицела винтовки МР-532, пистолета МР-654К и автомата Калашникова, пристрелка оружия. |
|
|
|
Изготовка и стрельба из винтовки МР-532, пистолета МР-654К и автомата Калашникова. – 52 ч. | ||||
| Заряжание винтовки МР-532, пистолета МР-654К и автомата Калашникова. Изучение докладов о получении боеприпасов, готовности к стрельбе и о завершении стрельбы. |
|
| 2 |
15 | Заряжание, изготовка к стрельбе из положения сидя за столом с опорой на локоть. Доклады о получении боеприпасов. Прицеливание. Производство выстрела. Доклад о завершении стрельбы. |
|
| 20 |
16 | Заряжание, изготовка, прицеливание, производство выстрела из положения стоя без опоры. Доклады о получении боеприпасов. Прицеливание. Производство выстрела. Доклад о завершении стрельбы. |
|
| 20 |
17 | Изготовка к стрельбе из положения с колена и лёжа с опорой и без опоры. Доклады о получении боеприпасов. Прицеливание. Производство выстрела. Доклад о завершении стрельбы. |
| 10 | |
Совершенствование техники и навыков стрельбы из винтовки МР-532,пистолета МР-654К и автомата Калашникова – 163 ч. | ||||
| Тренировка в стрельбе по мишени «П» на расстояние 5 метров из положения сидя за столом с опорой на локоть. |
|
| |
19 | Совершенствование техники и навыков стрельбы. Тренировка в стрельбе из положения стоя с опорой и без опоры. |
|
| |
20 | Тренировка в стрельбе из винтовки МР-532, пистолета МР-654К и автомата Калашникова «П» на расстояние 5 метров из положения стоя и с колена с опорой и без опоры. Дальнейшее совершенствование техники и навыков стрельбы. Выполнение контрольных нормативов с дистанции 10 метров 5 выстрелами. |
|
| |
21 | Упражнение с дистанции 10 метров по круглой мишени 8 выстрелами. |
|
32 | |
22 | Упражнение с дистанции 10 метров 5 выстрелами. Стрельба лёжа с опорой на локоть. |
|
| |
23 | Тренировка в стрельбе из пневматической винтовки по мишени «П» на расстояние 5 и 10 метров из положения лёжа с опорой и без опоры. Подготовка к соревнованиям по стрельбе из винтовки МР-532, пистолета МР-654К и автомата Калашникова. |
| 32 | |
Участие в соревнованиях по стрельбе из пневматической винтовки на личное и командное первенство - 34 часа. | ||||
24 | Участие в соревнованиях на личное первенство среди учащихся клуба. |
|
| |
25 | Участие в общешкольных соревнованиях по стрельбе из пневматической винтовки. Анализ соревнований. |
|
| |
| Участие в районных соревнованиях по стрельбе из пневматической винтовки на личное и командное первенство. Анализ соревнований. |
|
| |
Военно-патриотическое воспитание -32 часа. | ||||
27 | Изучение видов вооруженных сил РФ. | 5 | 5 | |
28 | Современное вооружение ВС РФ. | 5 | 5 | |
29 | Участие в мероприятиях, посвященных памятным датам. | 8 | 8 | |
30 | Участие во встречах с ветеранами локальных войн. | 2 | 2 | |
31 | Марш-бросок по пересеченной местности. | 12 | 12 | |
|
|
Прогнозируемые результаты, критерии и механизм оценивания результатов
1-й год обучения
Учащийся должен знать:
- историю, виды и типы российского стрелкового и спортивного оружия;
- дни воинской славы;
- правила безопасного поведения при обращении с оружием и боеприпасами
во время стрельбы; - виды вооруженных сил;
- основные правила стрельбы;
- современное вооружение ВС РФ;
- материальную часть пневматического и малокалиберного оружия;
Учащийся должен уметь: - ремонтировать, обслуживать, чистить, смазывать и ставить на хранение
пневматическую винтовку МР-532, пистолет МР-654К и автомат Калашникова; - стрелять по мишеням из различных положений, корректировать и
самокорректировать стрельбу; - анализировать результаты своей стрельбы;
- участвовать в соревнованиях по стрельбе.
Учебно-тематическое планирование
2-й год обучения
№ п/п | Наименование темы | Количество часов |
|
|
Вводное занятие – 1 ч | ||||
| Обзор развития стрелкового спорта в России. Единая всероссийская спортивная классификация. Разрядные нормы при стрельбе из пневматического оружия. Ознакомление с годовым учебным планом и расписанием занятий. |
|
|
|
Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами – 1 ч | ||||
| Правила поведения в стрелковом тире. Порядок обращения с оружием. Сигналы и команды, подаваемые при проведении стрельб, и их выполнение. Обязанности дежурного на занятиях в тире. |
|
|
|
Правила стрельбы. – 10 ч. | ||||
| Рассеивание выстрелов. Кучность и меткость стрельбы. Определение средней точки попадания. Определение поправок. |
|
|
|
4 | Элементы наводки. Выбор цели и точки прицеливания при стрельбе по неподвижным целям. |
|
|
|
5 | Правила прицеливания. Ошибки, допускаемые при прицеливании. Внесение поправок на боковой ветер и движение цели. |
|
|
|
Материальная часть оружия – 25 ч. | ||||
| Назначение, боевые свойства, общее устройство и модификации автомата Калашникова. Назначение и устройство частей и механизмов автомата. Устройство патрона. |
|
|
|
7 | Назначение, устройство, боевые свойства, принцип действия ручных осколочных гранат. |
|
|
|
8 | Разборка и сборка автомата. Порядок неполной разборки автомата. Порядок сборки после неполной разборки. Снаряжение магазина патронами. |
|
|
|
9 | Работа частей и механизмов автомата. | 2 | 2 | 0 |
10 | Принадлежности автомата. Чистка и смазка автомата. Хранение и сбережение автомата. Осмотр и подготовка автомата к стрельбе. Возможные задержки при стрельбе и способы их устранения. |
|
|
|
11 | Подготовка ручных осколочных гранат к бою. | 1 | 1 | 0 |
12 | Техническое обслуживание, ремонт, чистка и смазка пистолета МР-654К и автомата Калашникова. |
|
|
|
13 | Хранение пистолета МР-654К и автомата Калашникова. Замена основных частей и механизмов пистолета МР-654К и автомата Калашникова. |
|
|
|
14 | Назначение, общее устройство, принцип действия и технические характеристики пневматической винтовки МР-532, пистолета МР-654К и автомата Калашникова. |
|
|
|
Подготовка оружия к стрельбе, стрельбе из пистолета МР-654К и автомата Калашникова и метание ручных осколочных гранат – 66 ч. | ||||
| Тренировка в заряжании и метании гранат на дальность и меткость в полный рост с разбега и из укрытия по горизонтальной мишени. |
|
|
|
16 | Изготовка. Заряжание. Выбор точки прицеливания. Производство выстрела. Доклады о получении боеприпасов, о готовности к стрельбе и о завершении стрельбы. |
|
|
|
17 | Изготовка для стрельбы стоя с опорой и без опоры. Стрельба из пневматической винтовки МР-532, пистолета МР-654К и автомата Калашникова с опорой и без опоры на расстояние 5 метров по мишени №8 в двух сериях 1-я 3 пробных, 2-я 5 зачётных. |
|
|
|
18 | Отработка спуска курка. Ошибки при спуске курка и меры борьбы с ними. |
|
|
|
19 | Изготовка к стрельбе из положения лёжа с опорой и без опоры. Стрельба на расстояние 5 и 10 метров по мишени №8 в двух сериях: 1-я 3 пробных, 2-я 5 зачётных. |
|
|
|
20 | Тренировка на длительное удержание автомата в положении лёжа без опоры. |
|
|
|
21 | Стрельба на время из различных положений на результативность с опорой и без опоры. |
|
|
|
22 | Тренировка на длительное удержание автомата в положении стоя и с колена без опоры. |
|
|
|
Совершенствование техники и навыков стрельбы из пистолета МР-654К и автомата Калашникова – 54 | ||||
| Тренировка в стрельбе из положения стоя с опорой и без опоры. Совершенствование техники стрельбы. Приобретение навыков корректировки выстрелов. |
|
|
|
24 | Стрельба на время и результативность, приобретение навыков кучной стрельбы. |
|
|
|
25 | Тренировка в стрельбе из положения с колена с опорой и без опоры на различные расстояния по различным мишеням. Совершенствование техники стрельбы из данного положения. |
|
|
|
26 | Приобретение навыков корректирования стрельбы и кучности стрельбы. |
|
|
|
27 | Тренировка в стрельбе на скорость. | 6 | 0 | 6 |
28 | Тренировка в стрельбе из положения лёжа с опорой и без опоры на различные расстояния. Совершенствование техники и навыков стрельбы из положения лёжа. |
|
|
|
29 | Техника скоростной стрельбы и её совершенствование. |
|
|
|
30 | Тренировка в стрельбе из различных положений по падающим и движущимся целям. Корректирование стрельбы. |
|
|
|
31 | Совершенствование техники стрельбы по падающим и движущимся целям. |
|
|
|
32 | Приобретение навыков внесения поправок на движение и боковой ветер. |
|
|
|
33 | Дальнейшее совершенствование техники и навыков стрельбы. Подготовка к школьным и районным соревнованиям по стрельбе на личное и командное первенство. |
|
|
|
Участие в соревнованиях по стрельбе из пневматической винтовки на личное и командное первенство - 14 ч. | ||||
| Участие в соревнованиях на личное первенство среди учащихся кружка. |
|
|
|
35 | Участие в общешкольных соревнованиях по стрельбе из пневматической винтовки. Анализ соревнований. |
|
|
|
| Участие в районных соревнованиях по стрельбе из пневматической винтовки на личное и командное первенство. Анализ соревнований. |
|
|
|
|
|
|
|
- о развитии стрелкового спорта в России;
- разрядные нормы по стрельбе из пневматического оружия;
- технику безопасности при заряжании, изготовке и стрельбе, правила поведения в тире, команды, подаваемые при проведении стрельб и их выполнение;
- материальную часть пистолета МР-654К и автомата Калашникова, ручных осколочных гранат;
- основные правила стрельбы;
Учащийся должен уметь:
- производить неполную разборку и сборку автомата на время;
- снаряжать магазин автомата патронами;
- готовить гранату к броску;
- готовить оружие к бою и устранять возможные задержки при стрельбе;
- чистить, смазывать и ставить на хранение автомат;
- кучно и метко стрелять по мишеням из пистолета МР-654К и автомата Калашникова;
- вносить поправки при стрельбе;
- осуществлять корректировку и самокорректировку при стрельбе;
- участвовать в соревнованиях по стрельбе на уровне района и округа.
Учебно-тематическое планирование
3-й год обучения
№ п/п | Наименование темы | Количество часов всего |
|
|
Вводное занятие – 1 ч | ||||
| Обзор развития стрелкового спорта в России. Крупнейшие всероссийские и международные соревнования по стрелковому спорту. Разрядные нормы и требования. Ознакомление с программой и расписанием занятий. |
|
|
|
Меры безопасности при стрельбе из пневматического и стрелкового оружия – 1 ч | ||||
| Порядок и организация тренировок. Обязанности дежурного инструктора по поддержанию порядка на линии огня при проведении стрельб. Примеры несчастных случаев из-за несоблюдения правил безопасности при обращении с оружием. |
|
|
|
Материальная часть оружия – 4 ч. | ||||
| Устройство пневматической винтовки МР-532, пистолета МР-654К и автомата Калашникова. |
|
|
|
Осмотр оружия. Уход за оружием. Устройство прицелов. Внесение поправок на прицеле. |
|
|
| |
Краткие сведения о строении и функциях организма человека. | ||||
| Кровообращение. Сердце и сосуды. Центральная нервная система, органы чувств. Влияние занятий физическими упражнениями на обмен веществ. |
|
|
|
Общий режим дня. Значение водных процедур. Закаливание организма. Оказание первой помощи при кровотечениях. |
|
|
| |
Общая физическая подготовка – 9 ч. | ||||
| Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами. Упражнения для формирования правильной осанки. |
|
|
|
Упражнения для развития координации и точности движений. Упражнения для развития вестибулярного аппарата. Подвижные игры. |
|
|
| |
Бег на длинные и короткие дистанции. Челночный бег. Комплексное упражнение на ловкость. Подвижные игры. Подготовка и сдача нормативов по допризывной подготовке юношей. |
|
|
| |
Специальная физическая подготовка – 6 ч. | ||||
| Упражнение с оружием (или макетом оружия), наведённым в район прицеливания, на длительное удержание в изготовке для повышения выносливости. |
|
|
|
Упражнение с оружием на длительное удержание в изготовке для медленных стрельб из винтовки стоя, с колена из пистолета по мишени с чёрным кругом до утомления. |
|
|
| |
Упражнение с оружием по многократному подъёму оружия в район прицеливания (сериями 10 вскидок, с отдыхом между сериями 1 мин.) до ощутимого утомления спортсмена. Упражнения с утяжелённым спуском курка. |
|
|
| |
Основы техники и тактики стрельбы – 6 ч. | ||||
Анализ результатов своей стрельбы. Рациональная поза изготовки стрелка. Ощущение оружия: хватка оружия, подъём руки с оружием, движение спускового крючка. Распределение внимания спортсмена. | ||||
Выработка устойчивого внимания на основных моментах при производстве качественного выстрела. Ошибки, допускаемые при спуске курка, и меры борьбы с ними. | ||||
Требования и ограничения, предъявляемые правилами соревнований к оружию и принадлежностям, к одежде участника соревнований. | ||||
Изучение и совершенствование техники стрельбы. Тренировки в стрельбе из пистолета МР-654К и автомата Калашникова –136 ч. | ||||
Закрепление знаний и навыков, прицеливания, совершенствование работы с прицелом, внесение точных поправок. Корректировка и самокорректировка стрельбы. |
|
|
| |
Дальнейшее совершенствование техники стрельбы из положения стоя, сидя за столом, лёжа и с колена. Стрельба на кучность. Стрельба на меткость с самокорректировкой. Стрельба в регламенте соревнований. |
|
|
| |
Тренировки без патронов. Стрельба по индивидуальному заданию тренера. |
|
|
| |
Контрольные стрельбы. | 9 | 0 | 9 | |
Совершенствование техники и навыков стрельбы из различных положений с соблюдением требований и правил соревнований. Выполнение упражнений по стрельбе на время и меткость. |
|
|
| |
Участие в соревнованиях по стрельбе из пневматической винтовки на личное и командное первенство - 6 ч. | ||||
Участие в групповых, общешкольных и районных соревнованиях по стрельбе на личное и командное первенство. Анализ соревнований. |
|
|
| |
Выполнение нормативов по стрельбе из пневматической винтовки, стрельбе из пистолета МР-654К и автомата Калашникова для юношей допризывного возраста. |
|
|
| |
|
|
|
|
3-й год обучения
Учащийся должен знать:
- историю развития стрелкового спорта в России; правила безопасного поведения стрелка в тире, порядок обращения с оружием, сигналы во время стрельб;
- материальную часть пневматического спортивного оружия, пистолета МР-654К и автомата Калашникова, правила ухода, обслуживание и выверку прицельного приспособления; порядок стрельбы во время соревнований.
Учащийся должен уметь:
- оказывать первую помощь при кровотечениях;
- кучно и метко стрелять из различного пневматического оружия и из различных положений и на различное расстояние;
- анализировать результаты своей стрельбы;
- корректировать и самокорректировать стрельбу, вносить поправки.
Этапы педагогического контроля по усвоению программы
1 год обучения
№п/п | Этапы | Сроки контроля | Какие знания, умения и навыки формируются |
|
| Декабрь | После новой темы | Знание материальной части пневматической винтовки МР-532, пистолета МР-654К и автомата Калашникова и умение его обслуживания и настройки |
|
| Февраль | После приобретения стрельбы по | Знания правил стрельбы, докладов стрелка и команд изготавливаться, заряжать, |
|
|
| После | Умение корректировать и самокорректировать стрельбу. | Соревнования |
4. | Апрель | После с правилами | Знание правил соревнований и | Соревнования (открытое занятие) |
5. | Май | После | Знания, полученные за год | Выполнение нормативов |
2-й год обучения | ||||
1. | Ноябрь | После темы | Знание основных правил | Зачётное занятие |
2. | Январь | После умения производить сборку автомата | Знание материальной части автомата, умение быстро и правильно осуществлять неполную разборку и сборку автомата Калашникова, | Зачётное |
3. | Февраль | После получения подготовки оружия к стрельбе, изготовки и заряжания | Знание докладов о готовности к стрельбе и завершении стрельбы. Умение изготавливаться заряжать оружие и производить выстрел . | Соревнование на личное первенство |
4. | Март | После навыков быстрой стрельбы из положений | Умение кучно стрелять из положения лёжа на 10 метров в двух сериях 1-я 3 пробных, 2-я пять зачётных по мишени «П» | Общешкольные первенство |
5. | Май | После окончания | Знания, полученные за год обучения. | Выполнение нормативов по |
3 год обучения | ||||
1. | Октябрь | После изучения | Знания материальной части оружия, правил | Зачётное занятие |
2. | Ноябрь | После тренировок в | Умение бегать кросс 3000м. на выносливость, | Принятие нормативов по допризывной подготовке |
После получения навыков | Стрельба из положения лёжа на 10 метров | командное | ||
4. | Май | После окончания курса | Знания, полученные за год | Выполнение |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Оборудование для проведения занятий: при реализации Программы используются тренажер ЛСТ-2005, армейское Наставление по Стрелковому делу, учебные пособия (электронное оборудование по тематике программы, справочная литература). Тренажер ЛСТ-2005 предназначен для проведения занятий по стрелковой подготовке в рамках школьной программы ОБЖ/НВП. ЛСТ-2005, в соответствии с приказом Минобороны РФ и Минобразования РФ 10.08.2009 г. № 847/287 "Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы", позволяет использовать имеющиеся макеты АК не только для сборки-разборки, но и для освоения приемов стрельбы из АК и ПМ в соответствии с армейским Наставлением по Стрелковому делу.
Система «Электронный тир» не требует специального помещения, устанавливается в обычном классе; позволяет проводить соревнования как в рамках одной школы, так и межшкольные; безопасность использования, тренажер сертифицирован под ГОСТ 28139-89 "Оборудование школьное. Общие требования безопасности".
В состав обучающей программы входит: лазерный стрелковый тренажер ЛСТ Витязь в составе:
- камера обнаружения выстрелов с управляющей программой камеры;
- лазерный автомат Калашникова со встроенным лазером, платой управления и источником питания;
- драйвер датчика;
- навесной лазерный модуль для макета автомата Калашникова;
- набор тренировочных программ.
Система доукомплектована учебным лазерным пистолетом на базе пневматической модели пистолета Макарова МР-654К. Система работает на любом стандартном компьютере с операционной системой Windows-2000, ХР или Виста. Система позволяет работать с любым стандартным видеопроектором.
ВИДЫ ВЫСТРЕЛА
- изготовка к стрельбе лежа, с колена и стоя;
- производство выстрела, включая установку прицела, прикладку, прицеливание, спуск курка;
- выбор цели и точки прицеливания;
- стрельба по неподвижным, появляющимся, движущимся и групповым целям.
Результативность:
- позволяет воспроизводить различные мишени и мишенные обстановки и дистанции;
- позволяет создавать тренировочные упражнения под конкретную учебную программу, исходя из количества часов и учащихся;
- до шести стрелковых линий одновременно.
- ЛСТ-2005 допускает самостоятельное создание учащимися тренировочных упражнений при помощи популярной в Интернете технологии ФЛАШ.
Используемая литература
1. Законы РФ « Об образовании» 2005 г.,
2. Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» 1998 г.
3. Закон РФ «Об оружии» 1998 г.
4. Уголовный кодекс РФ 1996 г.
5. Кодекс об административных правонарушениях. 2001 г.
6..«Методические рекомендации по ведению военной подготовки в общеобразовательной школе», Москва 1989 г.
7.«Учебно-материальная база начальной военной подготовки в школе». Л.М.Брысин. «Просвещение» Москва 1989 г.
8. «Справочник по стрелковому оружию». В.Б.Жук М.2001 г.
9.. «Военный энциклопедический словарь» Воениздат М.1987 г.
10. «Военно-исторический словарь» М 2000 г.
11. Наставления по стрелковому делу. Воениздат 1993 г.
12. Типовая программа для ДЮСШ по курсу «Пулевая стрельба», «Биатлон», М. 1989
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа № 7» города Когалыма
Принята решением педагогического совета протокол от 30.08.2017г. № 13
Программа развития кадетского класса
МАОУ СОШ № 7
(реализация гражданско-патриотического компонента по основным и дополнительным образовательным программам на 2017-2022 годы)
Когалым
2017
Программа развития кадетского класса
МАОУ СОШ № 7
Содержание программы
Паспорт программы | 3 |
Пояснительная записка | 6 |
Актуальность программы | 6 |
Цели и задачи организации кадетского класса | 7 |
Условия реализации программы | 9 |
Этапы реализации программы | 10 |
Организация деятельности кадетского класса | 11 |
Организация учебно - воспитательного процесса | 13 |
Механизм реализации программы | 13 |
Ожидаемые результаты | 14 |
Программа развития кадетского класса
МАОУ СОШ № 7
Паспорт программы
Программа развития кадетского класса
МАОУ СОШ № 7
Пояснительная записка
«Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и её будущее»
В.В. Путин
В настоящее время растет востребованность кадетского образования и воспитания, подготовку квалифицированных кадров для военно-прикладной и гражданской государственной службы, что взаимосвязано с общественным и государственным запросом на подготовку хорошо образованных и просвещенных граждан-патриотов России, способных правильно, нравственно эффективно выстраивать собственную жизнь, активно участвовать в общественной жизни и государственном строительстве. Высокий кадровый потенциал, накопленный опыт воспитательной работы, в том числе, в рамках военно-патриотического клуба, опыт работы музея, сотрудничество с советом ветеранов, ветеранов труда позволяет сделать закономерный шаг в развитии муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 7» открыть новое профильное направление образования и воспитания на параллели 5 классов кадетский класс.
Кадетский класс как этап первичной профессиональной ориентации дает возможность своим выпускникам определить направление своего дальнейшего обучения в военных, правоохранительных и гражданских вузах обучение в которых открывает перспективы карьерного развития в военно-прикладной и гражданской государственной службе.
Содержание программы раскрывается посредством изложения совокупности основных идей, положений, определяющих направленность, характер и другие компоненты воспитания патриотизма, гражданственности, готовности к достойному служению Отечеству у молодежи в современных условиях. При этом учитывается опыт и достижения прошлого, реалии и проблемы сегодняшнего дня, тенденции развития важнейших сфер современной жизни.
Актуальность программы
Социально-экономические и политические изменения современного общества повлекли за собой ряд серьезных проблем, в том числе и проблемы воспитания молодежи.
Актуальность проблем воспитания в современном обществе определяется следующими причинами:
- возникновение социально неблагоприятной для развития подрастающего поколения ситуации, оказывающей негативное воздействие на его сознание и чувства;
- предъявлением обществом новых требований к личности, порожденных изменяющимися условиями развития общества;
- обострением социальных противоречий в обществе;
Программа развития кадетского класса
МАОУ СОШ № 7
- усилением бездуховности, падением образовательного и культурного уровня подрастающего поколения.
Какие бы сложные, противоречивые, а порой и разрушительные процессы ни происходили в нашем обществе, как бы ни складывались отношения между людьми разных поколений и социальных слоев, всегда остается актуальной проблема воспитания молодежи с точки зрения гражданственности и патриотизма. Именно эти приоритетные вопросы воспитания заложены в основу программы развития кадетского класса.
Большой проблемой общества является отношение подростков к службе в рядах Вооруженных сил РФ. Часто молодежь не только не стремится к выполнению своего конституционного долга по защите Отечества, но и во многом просто не готова к этому физически и морально (отсюда страх и неуверенность в себе и в своих силах, нежелание идти в армию, высокий уровень несчастных случаев, неуставных отношений и т.д.). По статистике более 40% призывников страдают хроническими заболеваниями. Безрадостную картину представляет собой общая физическая подготовка подростков.
В этой связи возрастает роль системы как школьного, так и дополнительного образования в формировании ответственности и патриотизма, в осознании общественного и воинского долга, любви к Отечеству и его защите. Возрастает ответственность за выработку здорового образа жизни среди молодежи. Решение этих проблем находит отражение в рамках реализации данной программы.
Проблема развития личности, самосознания, самоопределения, профессиональной ориентации, также является актуальной в настоящее время. В программе данная проблема находит различные способы реализации и воплощается в раскрытии растущего человека, при которых он способен творчески проявлять себя посредством вовлечения во внеурочную деятельность.
Системное изучение исторических, культурных и военных традиций российского народа, обучение основам воинской службы, подготовка физически здоровых и крепких подростков, формирование необходимых психологических установок на предстоящую службу, как военную, так и гражданскую, привитие интереса, стремления и, безусловно, положительного отношения к ней, призванные подготовить человека к достойному служению Отечеству, а также определиться в выборе профессии — вот те вопросы, которые наиболее полно могут быть решены в рамках реализации предполагаемой программы.
Цели и задачи организации кадетского класса
Целью организации кадетского класса является разностороннее (интеллектуальное, нравственное, культурное, физическое) развитие
обучающихся, их социализация в обществе, воспитание ценностей Долга, Чести и Пользы в служении Отечеству на гражданском и военноприкладном поприще.
Данная цель может быть достигнута при соблюдении следующих требований:
- Наличие в школе традиций патриотического воспитания и базовых структур, на основе которых будет создан кадетский класс;
- Позитивное отношение к идее кадетства администрации, педагогического коллектива школы, родительской общественности и обучающихся;
Программа развития кадетского класса
МАОУ СОШ № 7
- Наличие образовательной и воспитательной программы, развитого ресурсного обеспечения деятельности кадетского класса;
- Обеспечение для обучающихся кадетских классов перспективы по окончанию обучения для поступления в учебные заведения через социальное партнерство школы.
В настоящий момент МАОУ СОШ № 7 располагает всеми необходимыми условиями для формирования кадетского класса как образовательной, так и воспитательной структуры и успешной реализации программы его развития.
В соответствии с поставленной целью, предполагается выполнение следующих учебных, воспитательных и социальных задач:
- образование в пространстве ФГОС основного общего образования и системы дополнительного образования, основанного на принципах развивающего, личностно-ориентированного обучения в сочетании с четко организованной системой самоподготовки и постоянного контроля уровня образования;
- создание благоприятных условий для всестороннего (интеллектуального, нравственного, эмоционального, психологического и физического) развития личности кадет, формированию ключевых компетентностей, развития их способностей, склонностей и интересов, раскрытия и реализации их творческого потенциала;
- четкая регламентация всей системы взаимоотношений и жизнедеятельности в учебное время с учетом возрастных психологических особенностей подростков;
- формирование высокой общей культуры, нравственных и деловых качеств, способствующих выбору жизненного пути;
- развитие чувства ответственности за свои поступки, ответственности за товарищей, беспрекословного подчинения законам и требованиям общественной морали при активном развитии чувства собственного достоинства;
- учет психологических и индивидуальных особенностей и склонностей каждого учащегося, позволяющий реализовать индивидуальную траекторию развития и создать оптимальные условия для воспитания верности Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и служебных обязанностей и утверждение в сознании и чувствах патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышению престижа гражданской государственной и военно-прикладной службы;
- создание эффективной системы патриотического воспитания в социальном пространстве общеобразовательного учреждения, обеспечивающей воспитание у обучающихся любви к Родине, традициям, верности конституционному долгу, ответственности перед обществом за судьбу Отечества, потребности в упорном труде во имя его процветания;
- оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании и социальной защите подростков, формировании у них навыков самостоятельной жизни, адаптации к современным реалиям жизни, трудолюбия, дисциплинированности, целеустремленности.
Условия реализации программы
Условиями организации кадетского класса на базе МАОУ СОШ № 7 являются сложившиеся традиции воспитательной работы, в том числе, в рамках военно-патриотического клуба, в работе музея; материально-техническая база школы; развитая система дополнительного образования; высококвалифицированные педагогические кадры; развитая система социального партнерства.
1. Материально-техническое оснащение:
- наличие музея истории школы,
- наличие 2 спортивных залов,
- малый спортивный зал,
- наличие актового зала,
- наличие помещений для размещения кадетского класса (классное помещение),
- специализированный класс по изучению «Основ безопасности жизнедеятельности»,
- стрелковый тир
- спортивные плоскостные сооружения (стадион, спортивная площадка)
- наличие 2-х компьютерных классов с выходом в Интернет,
- наличие школьной библиотеки,
- наличие хореографического зала,
- спортивное оборудование
2. Кадровое обеспечение:
- педагогические работники высшей и первой квалификационных категорий;
- социально-психологическая служба;
- классный руководитель;
- преподаватель - организатор ОБЖ.
3. Методическое обеспечение:
- программа развития кадетского класса на 2017-2022 гг.,
- программа воспитательной работы в кадетском классе,
- учебные пособия «Основы безопасности жизнедеятельности», методическое пособие для учителя, учебное пособие «Основы военной службы»,
- программа военно-патриотического клуба «Патриот»,
- учебные видео - и DVD- фильмы по ОБЖ И ОВС - учебные таблицы, плакаты по ОВС И ОБЖ,
- библиотечный фонд (учебный и художественный, медиатека)
4. Наличие в школе традиций военно-патриотического воспитания:
- спортивные секции;
- традиционные спортивные мероприятия и общешкольные соревнования;
- военно-патриотический клуб «Патриот», мероприятия гражданско-патриотической направленности (Вахта памяти, Парад победы), военно-спортивные игры «Зарница», «Орленок»,
- дни воинской славы,
- встречи с ветеранами ВОВ и тружениками тыла
Программа развития кадетского класса
МАОУ СОШ № 7
Этапы реализации программы
1 этап. Аналитико-диагностический (2017г.)
Цель этапа: Анализ предпосылок и создание необходимых условий для организации работы кадетского класса на базе школы.
Создание условий для реализации программы:
- аналитико-диагностическая деятельность, мониторинг различных аспектов образовательного и воспитательного процессов;
- определение стратегии и тактики деятельности;
- кадровое обеспечение образовательного и воспитательного процессов;
- решение проблем материально-технического и нормативно-методического обеспечения;
- апробация инновационных процессов в области образования и воспитания.
2 этап. Экспериментально - практический этап (2017 - 2022 гг.)
Цель этапа: Апробация разработанной Программы «Кадет»
- внедрение в образовательный процесс целевых проектов;
- качественное и количественное закрепление достигнутых результатов;
- мониторинг деятельности.
3 этап. Обобщающий (2022г.)
Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития.
Организация деятельности кадетского класса
Организация деятельности кадетского класса опирается на взаимосвязь и внутренне единство процессов воспитания и собственно обучения.
Кадетское образование - это государственное начальное профильное образование, включающее компоненты военной и гражданской государственной службы, получаемое гражданами России в порядке развития общего среднего образования.
Кадетское воспитание - это система работы, сопровождающая процесс обучения в кадетском классе, основанная на исторических принципах кадетского воспитания и кадетской этике служения Отечеству. Система воспитания строится на исторических традициях многовековой давности: идеалы чести, благородства, товарищества, патриотизма, долга и другие нравственные основы.
Таким образом, система образования и воспитания в кадетском классе является целенаправленной, многоплановой и скоординированной деятельностью педагогического коллектива, администрации и всех служб школы во взаимодействии с социальными партнерами, общественными объединениями и организациями и направлена на воспитание образованной, гармоничной, нравственно и физически здоровой, патриотически-направленной личности, способной проявить себя на государственной службе с максимальной эффективностью и высокой степенью карьерной успешности.
Основными принципами образовательной программы кадетского класса являются следующие:
- развивающее обучение, основанное на применении активизирующих и мотивирующих психологических методов;
- углубленное изучение отдельных предметов, организуемое на основе современных инновационных обучающих технологий (проектно-исследовательской деятельности, технологий работы в малых группах и т.п.) и учебно-методических комплексов;
- личностно-ориентированное обучение с учетом индивидуально-психологических особенностей развития подростка, предоставление ему возможности формировать индивидуальную образовательную траекторию;
- предоставление подросткам возможности получить широкое гуманитарное образование за счет усиления компонента дополнительного образования;
- развитие у подростка компетенций в области психологического самоуправления, эмоционального интеллекта; самообразования;
- четкая организация системы самоподготовки и постоянного контроля уровня образования.
Основными принципами воспитательной программы кадетского класса являются следующие:
- патриотическая и нравственная направленность процесса воспитания, основанная на исторических принципах кадетского воспитания и кадетской этике служения Отечеству, на традициях и современных технологиях отечественной педагогики и психологии;
- учет индивидуально-психологических особенностей подростка (физических, личностных, социальных и т.п.);
- возможности для личностного роста при условии: ценностного
- отношения к собственной личности и здоровью; реализации притязаний на признание в социально и личностно значимой деятельности, в ощущении
Организация учебно-воспитательного процесса
Деятельность кадетского класса начинается с 5 класса основного общего образования. Класс формируется на добровольной основе из числа обучающихся школы на основании заявления родителей и Договора о предоставлении образовательных услуг между школой и родителями.
Основными нормативными документами, регулирующими деятельность кадетского класса, являются Устав школы, Положение о кадетском классе, утвержденный приказом директора школы.
Директор школы лично осуществляет руководство учебно-воспитательным процессом в кадетском классе через администрацию и педагогических работников.
Непосредственными организаторами учебно-воспитательного процесса в кадетском классе являются классный руководитель, заместители директора школы, преподаватель - организатор ОБЖ.
Ответственность за соблюдение кадетами в повседневной жизни и деятельности правил внутреннего распорядка возлагается на классного руководителя и воспитателя кадетского класса. Обучающиеся кадетского класса пользуются всеми правами в общеучебном пространстве школы, предоставляемыми им законодательством Российской Федерации и Уставом школы. На них возлагаются общие учебные обязанности и обязанности, предусмотренные Положением кадетского класса.
Внутри социально-педагогической структуры кадетского класса во взаимоотношениях обучающихся кадетского класса, администрации школы и педагогического коллектива действуют особые правила, построенные на основе Кодекса кадетской чести.
Обучающиеся кадетского класса (кадеты) находятся в школе в режиме продленного дня. Они обязаны прибывать в школу и убывать своевременно в точно обозначенное время.
Для качественной организации учебного процесса кадетам предоставляются:
- предметные кабинеты;
- классный кабинет, специально подготовленная и оборудованная для изучения специальных предметов программы обучения кадетского класса связанных с гражданской и военной государственной службой;
- кабинеты для дополнительных занятий.
Продолжительность учебного времени, его распределение, время отдыха и дополнительных занятий определяются распорядком дня кадетского класса, который устанавливает директор школы на весь учебный год.
В соответствии с распорядком дня время нахождения в школе делится на две части:
- основной образовательный процесс, когда обучающиеся занимаются в соответствии с установленной общей программой кадетского класса;
- внеурочная деятельность и дополнительное образование как одна из важнейших частей образовательного процесса в кадетском классе. Учащиеся занимаются по сформированной для них индивидуальной траектории обучения, которая определяется развитием индивидуальных творческих, духовных, физических способностей кадетов.
В кадетском классе реализуются дополнительные образовательные программы военно-прикладной, художественно-эстетической направленностей, общей физической подготовки.
Образовательный процесс в кадетском классе реализуется на основе учебного плана и годового календарного графика учебных занятий, утвержденных для кадетского класса, в соответствии с расписанием занятий.
Структура учебного процесса соответствует общепринятой двухступенчатой системы:
- основное общее образование - обеспечивает освоение обучающимися кадетского класса образовательных программ основного общего образования в соответствие с ФГОС ООО, система воспитательной работы создает условия для становления личности обучающегося, широкий спектр дополнительного образования обеспечивает раскрытие интересов, способностей и склонностей обучающегося, способствует его первичному профессиональному и социальному определению.
Вариативность содержания общего образования и профильность обучения в кадетском классе определяются образовательной программой, разрабатываемой администрацией школы самостоятельно с учетом ФГОС основного общего образования.
В рамках дополнительного образования во второй половине дня занятия в кадетском классе проводят педагог-психолог, педагоги-предметники, преподаватель-организатор ОБЖ, педагоги дополнительного образования.
Задача формирования у кадетов командирских и методических навыков решается на протяжении всего обучения в школе через практическое командование отделением, проведение занятий по строевой, физической подготовке.
В целях предупреждения несчастных случаев и аварий на всех занятиях, стрельбах, а также при обслуживании техники, выполнении работ и проведении спортивных мероприятий должны строго соблюдаться правила и меры безопасности. Накануне всех практических занятий должны быть организованы инструктажи по мерам безопасности.
Учебные нагрузки соответствуют установленным СанПином нормам, количество часов, отведенное в учебном плане на отдельный предмет, соответствует установленным нормам.
По окончании учебного года для кадетов 5-9 классов организуется профильный оздоровительный лагерь с дневным пребыванием «Школа выживания» имеющий целью укрепление здоровья и военную подготовку кадетов.
Режим занятий кадетов устанавливается следующий:
учебная неделя 5 дней (5-7 классы), 6 дней (8-9 классы); количество уроков в день 5-7, продолжительность урока – 40 минут.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основные направления | Формы и наименования занятий |
Военно-спортивное | Спортивные секции ОФП Туризм Огневая подготовка Основы военной службы Патриотический клуб |
Интеллектуальное | Час психолога Основы медицинских знаний Проектная деятельность Шахматы |
Художественно эстетическое | Хор Хореография Этика |
Механизм реализации программы
Реализация программы осуществляется через работу
1. С учащимися кадетами:
- совместное планирование деятельности;
- уроки и занятия по специальным предметам; использование интерактивных методик в работе с органами ученического самоуправления;
- работа кадетского класса по различным направлениям; проектная деятельность учащихся (социальные проекты);
- профессиональная ориентация учащихся в условиях современного рынка труда;
- участие в конкурсах и олимпиадах различного уровня;
- диагностика учащихся кадет по различным направлениям гражданско-патриотического воспитания;
2. С родителями:
- работа родительского комитета класса;
- участие родителей в общешкольных и общегородских мероприятиях;
- родительский лекторий;
- участие в социально значимой деятельности кадетского класса.
3. С учителями-предметниками:
- сотрудничество в использовании современных информационных технологий, коммуникативных и интерактивных методик обучения в образовательном процессе для повышения качества образования и во внеклассной работе;
- организация совместной работы участников образовательного процесса;
- психологическое и социально-психологическое сопровождение учащихся кадет;
- совместная работа по формированию ценностного отношения к здоровью.
Ожидаемые результаты
- Создание благоприятных условий для интеллектуального, духовно-нравственного, эмоционального, психического, физического формирования личности кадетов, всемерного роста их способностей и творческого потенциала.
- Воспитание у кадетов любви к Родине и её традициям, верности конституционному долгу, ответственности перед обществом за судьбу Отечества.
- Обеспечение получения кадетами основного общего образования в пределах ФГОС на повышенном уровне, начальных профессиональных знаний и навыков, необходимых для осознанного выбора профессии на гражданском или военном, общественном или ином достойном поприще в сфере государственных интересов и дальнейшего обучения в соответствующих учреждениях высшего (среднего) профессионального образования.
- Формирование у кадетов высокой общей культуры, нравственных и морально - психологических, деловых и организационных качеств, способствующих выбору жизненного пути в пользу высоконравственного и ответственного служения своему народу.
- Привитие кадетам чувств чести и достоинства, гражданственности, уважения к правам и свободам человека.
- Овладение навыками здорового образа жизни, начальной военной подготовки, коммуникативной культуры; умениями оценивать и сознательно выстраивать отношения к себе, другим людям, обществу.