Художественно-эстетическое развитие
Портфолио воспитателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
О национальной культуре | 38.09 КБ |
Роль природы в эстетическом воспитании. | 26.73 КБ |
Эстетическое воспитание в семье. | 28.22 КБ |
Портфолио воспитателя по теме "Эстетическое развитие детей дошкольного возаста" | 49.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Цытович Татьяна Александровна
Воспитатель, МБДОУ г. Мурманска № 46.
ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ПРИОБЩЕНИЯ К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ ЧЕРЕЗ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО.
Воспитание развитой личности неотделимо от мира культуры. По мере развития эмоционально-чувственного восприятия мира ребенок познает все более широкие грани искусства, приобретает необходимые знания, умения и навыки творческого самовыражения. Ко времени осознанного отношения к действительности его память должна быть заполнена разнообразными художественными впечатлениями, образами, представлениями. Подобное воспитание дает не только разностороннюю комплексную ориентацию в культурной сфере, но и открывает простор для проявления индивидуальных интересов, склонностей, способностей. Так постепенно в сознании человека складывался культурный иммунитет, основанный на традициях определенной национальной культуры и органично соответствующий определенной фазе исторического и социально-экономического развития общества. Понимание красоты мира, природы, человека, его многогранной материально-духовной деятельности через познание национального характера, непреходящих нравственных и культурных ценностей - наиболее эффективный путь полноценного художественного воспитания личности, формирования его эстетических вкусов и нравственных норм.
В Законе Российской Федерации «Об образовании» (ст. 14) указывается, что «содержание образования должно обеспечивать ... интеграцию личности в национальную и мировую культуру». Следовательно, каждый член современного общества поставлен перед необходимостью быть готовым к межнациональному общению с объектами иной национальной культуры и сегодня, как никогда, стало важно уметь жить в многонациональном обществе. Наряду с этим, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования прописаны основные принципы, это: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, учет этнокультурной, т. е. национальной ситуации развития ребенка.
Особая роль в приобщении к национальной культуре принадлежит искусству. Среди разных видов изобразительного искусства, особая роль отводится народному декоративно-прикладному искусству. Декоративно-прикладное искусство по своему происхождению - искусство народное: народ создает вещи, народ находит им нужную форму и выражение, народ сохраняет найденную в них красоту и все свои достижения передает нам в наследство.
Народное декоративно-прикладное искусство - одно из средств воспитания, которое помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Народное искусство, национальное по содержанию, способно активно воздействовать на духовное развитие человека, на формирование патриотических чувств. Оно соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры.
Педагог, специалист в области художественного воспитания дошкольников, доктор педагогических наук Н.П.Сакулина говорила, что народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, реалистическое в образах, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическому чувству. Через это искусство дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Именно традиционные ремесла, к которым приобщается подрастающее поколение, рассказывают о жизни наших предков, об их нравах и обычаях, не дают народу забыть свою историю.
Как и другие направления изобразительного искусства, народное творчество учит ребенка видеть мир во всей его полноте и красоте, любить свой край и беречь родную природу, прививает нравственные ориентиры. Вместе с тем ребенок овладевает такими понятиями, как форма, размер и цвет, а также специфическими художественными навыками. Приобщение к народному искусству на всю жизнь оставляет отпечаток прекрасного в душе человека, учит видеть красоту в окружающих предметах и явлениях.
Народное декоративное искусство – часть национальной культуры. В нем появляются лучшие черты народа, общечеловеческие ценности: гуманизм, оптимизм, мудрость, смелость, извечное стремление к красоте.
Высокие художественные достоинства содержания и формы народного искусства при одновременной доступности детям делают его незаменимым средством воспитания ребенка. Главный смысл широкого применения народного декоративного искусства в работе с дошкольниками – это воспитание предпосылок чувства глубокой любви к своей Родине, к своему народу, чувство патриотизма, самосознание, осознание своей национальной принадлежности. Вот почему в отечественной педагогике с давних времен (Ушинский К.Д., Флерина Е.А., Усова А.П., Сакулина Н.П., Шпикалова Т.Я., Неменский Б.М. и др.) проповедуется главный принцип: воспитывать детей в семье и в детском саду на искусстве близком, родном искусстве того края, где живет человек. Неменский Б.М. подчеркнул, что ребенка необходимо «…привязать всеми его чувствами, эмоциями к древу культуры его народа».
В этой связи, огромное знание имеет ознакомление дошкольников с народным декоративным искусством нашей страны, как частью национальной культуры. Но, собственно художественную деятельность детей в сфере декоративного искусства, следует рассматривать не как цель, а как средство решения более важной задачи: развития основ личности ребенка, а именно, присвоение детям через искусство нравственно-эстетических ценностей своего народа. При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством следует учитывать принцип интеграции, который реализуется в синтезе видов народного искусства: устного народного фольклора, музыкального фольклора, декоративно-прикладного искусства. А также во взаимосвязи с игровой и театрализованной деятельностью детей на народном содержании.
Декоративное искусство не должно быть чем-то изолированным, особым в педагогическом процессе детского сада, но должно органично сочетаться со свободной деятельностью детей, с художественной деятельностью, трудом и праздниками. Поэтому народное искусство целесообразно использовать в следующих направлениях:
- для оформления интерьера детского учреждения, праздников, досугов, что создает эстетическую среду;
- с целью ознакомления детей с народным искусством (слушание народной музыки, сказок, потешек, рассматривание изделий народных мастеров);
- для развития детского творчества в качестве образцов-эталонов.
Именно комплексный подход к использованию развивающей среды, общевоспитательной работы и специального обучения детей на материале народного искусства может обеспечить освоение и обогащение их знаний о народной культуре, ее духовном богатстве, наших исторических корнях.
Самая доступная и понятная для детей народная игрушка – это, конечно же, матрешка. С ней можно знакомить детей с самого раннего возраста. Матрешка вызывает необычайный эмоциональный отклик у детей, они оживленно рассказывают какого цвета на ней наряд, платок, слушают и запоминают стихи о ней. В совместной деятельности со взрослым дети сами выбирают цвет наряда для силуэта матрешки и раскрашивают их, закрепляя название цвета. Матрешка развивает воображение у детей, способствует активизации их творческих способностей.
Поскольку игрушка – это самый любимый и доступный детям предмет, то дымковская игрушка как нельзя лучше подходит для знакомства с ней уже в младшей группе. Она проста по форме, нарядна, колоритна, своеобразна, украшена простым, но впечатляющим орнаментом, она будит воображение детей и всегда желанна им. На основе образовательной программы дети второй младшей группы могут проявлять интерес к произведениям русского декоративно – прикладного искусства: глиняным игрушкам (дымковская, каргопольская, филимоновская, тверская); игрушкам из дерева (матрёшки, грибки, бочонки), из соломы; предметам быта (вышитая и украшенная аппликацией одежда, расписная посуда), испытывать радость от их яркости, нарядности.
Сначала дымковская игрушка вносится как персонаж потешки, затем игрушка появляется в образовательной деятельности, зарядке (под шуточную потешку изображаем как гарцуют кони, хлопают крыльями петушки). Также ненавязчиво предлагаются детям дидактические игры: «Укрась юбочку барышне», «Наряди козлика». Не следует ставить задачи запомнить названия дымковской игрушки, главное - вызвать интерес и любовь детей к ней, запомнить и закрепить цвета и формы. Дети всегда эмоционально отзывчивы к цвету. Они неравнодушны к сочетаниям ярких, звучных, радующих глаз красок дымковской игрушки.
В средней группе продолжается работа с народной игрушкой. Образовательной программой предусмотрено формирование представления о некоторых видах русского народного декоративно – прикладного искусства: игрушки из глины (дымковская, каргопольская, филимоновская, тверская); игрушки из дерева (богородская, семёновская, полхов – майданская, мезенская, архангельские птицы из щепы), предметы из резной бересты (короба, шкатулки архангельские); роспись разделочных досок (Городец); подносов (Жостово); кружево (вологодское, киришское, вятское) и др. Дети знакомятся с историй возникновения промыслов, с легендами, поверьями, связанные с промыслами. Все эти знания очень способствуют развитию воображения у детей, воспитанию художественного вкуса.Процесс ознакомления с игрушкой в этом возрасте связан с узнаванием и непременно обыгрыванием. При рассматривании дымковских игрушек задаются вопросы, обусловленные образностью игрушки; вопросы, связанные с эстетическим достоинством игрушки: дети учатся использовать в речи образные сравнения, знакомятся с элементами орнамента. Параллельно с изучением орнамента проводится освоение пластической формы дымки, чтобы художественно-эстетическое развитие, а именно, декоративное рисование не были скучным и однотипным необходимо разнообразить материал для творчества. Например, рисовать не только на бумаге, но и на ткани. Этот способ требует более кропотливого и аккуратного труда, но тоже очень нравится детям.
В старшей группе дети расширяют представления о русском народном искусстве (игрушки, предметы быта), продолжают знакомство с дымкой и городецкой росписью. Вместе с детьми приходим к выводу, что городецкие умельцы украшали своими узорами в основном предметы быта, чтобы украсить скромную деревенскую обстановку. Постепенно вводятся названия основных элементов городецкой росписи: розан, купавка. Очень хорошо помогают в самостоятельном составлении городецкой росписи дидактические игры «Составь узор на тарелке, доске». Чтобы работа была интереснее, следует обыгрывать продукты детского творчества. Например, не просто рисуем узор на полосе или круге, а расписываем посуду для кукол и украшаем ею коллективное панно, или украшаем шарфики для козлят. Это очень стимулирует и побуждает детей к творчеству.
Более выигрышно смотрятся детские работы, если их объединять в коллективные композиции. Они становятся более яркими, насыщенными, колоритными, ими можно украсить интерьер группы или раздевалки. В процессе творчества дети понимают, что человек является творцом, созидателем окружающего мира.
В подготовительной группе дети учатся применять полученные знания о декоративном искусстве, украшать предметы с помощью орнаментов и узоров растительного и предметного характера, используя ритм, симметрию в композиционном построении; также использовать стилевые особенности цвета, присущие русским росписям и росписям других народов.
Оформление выставок, создание коллекций, изготовление поделок в подарок мамам, внесение своей лепты в дизайн группы, детского сада - все это вызывает у детей гордость за свой труд. Родители видят итог творческой деятельности детей и вместе радуются им.
Результаты работы педагогов-исследователей, психологов Князева О.Л., Махнева М.Д., Дыбина О.В., Ветлугина Н.П., Дбяченко О.В., доказывают необходимость приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям. В заключении отмечу, что:
- окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они часть великого русского народа;
- следует шире использовать устное народное творчество во всем его многообразии (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.);
- большое место в приобщении к народной культуре должны занимать народные праздники, традиции;
- ознакомление детей с декоративно- прикладным искусством способствует развитию у детей предпосылок чувства патриотизма, любви, уважения в своей Родине, народу.
Предварительный просмотр:
Роль природы в эстетическом воспитании.
Трудно представить себе эстетическое воспитание детей без привлечения в помощники воспитателю природы - этого самого естественного источника красоты. Природа - не только великий учитель и великий воспитатель. Во все времена и эпохи природа оказывала огромное влияние на человека, на развитие его творческих способностей, являясь в то же время неиссякаемым источником для всех самых смелых и глубоких дерзаний человека. Великий критик Белинский считал природу «вечным образцом искусства». Композитор Чайковский, высоко ценя искусство в жизни человека, писал: «Восторги от созерцания природы выше, чем от искусства». Многоголосое звучание земли русской нашло отражение в творчестве талантливых русских композиторов С.В.Рахманинова, Н.А.Римского-Корсакова, М.П.Мусоргского и других. Неповторимое богатство красок природы запечатлели в своих полотнах И.И.Левитан, И.И.Шишкин, И.Грабарь, М.Сарьян, С.Герасимов и другие.
Прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо. Поэтому природа - источник для искусства. Прекрасное в природе было и остается предметом художественного освоения ее. Поэтому великие художники - всегда первооткрыватели прекрасного в окружающем мире. В системе по эстетическому воспитанию дошкольников большое место должно быть отведено природе. Она лучше, чем что-либо обогащает психику ребенка, совершенствует его органы чувств и эстетический вкус. Воспитание любви к природе, умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею имеет огромное значение не только для эстетического развития детей, но и для нравственного воспитания, в частности, для пробуждения у дошкольников патриотических чувств, чуткости к окружающему, потребности к труду, способствует физической закалке, а так же расширению умственного кругозора. Умение видеть природу - первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие воспитания через природу. Оно достигается лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощущать себя частью целого, человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействий требует постоянного общения с природой.
Главная задача в эстетическом развитии средствами природы - это пробуждение у детей эмоционального отношения к ней. Эмоциональное отношение к природе помогает сделать человека выше, богаче, внимательнее. Природа является одним из факторов, влияющих на развитие и формирование эстетических чувств, она неисчерпаемый источник эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на человека. В жизни людей природа занимает значительное место, способствует формированию и развитию эстетических чувств и вкусов.
Любовь к родной природе воспитывается с раннего возраста. «Именно в это время необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии, целесообразности, единству, которые царят в ней». Эстетические и нравственные чувства тесно связаны между собой. Любовь к Родине - это сложное моральное чувство, которое органически соединено с эстетическими чувствами, вызываемыми общением с природой. Чтобы любить природу, надо ее знать, а чтобы знать, необходимо изучать. В процессе познания природы формируются и развиваются эстетические чувства и вкусы. Восприятие эстетических явлений природы и возникающие при этом переживания находятся в зависимости от круга представлений, значений и общего развития человека. Наблюдение окружающей действительности оказывает глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. В процессе наблюдения у ребенка включены все анализаторы: зрительный - ребенок видит размеры, цвет исследуемого объекта; слуховой - ребенок слышит шум ветра, плеск воды в реке, стук капель дождя, шелест листьев, журчанье ручейка - все это прелестно для слуха ребенка. Вкус позволяет тонко различить - сладкий вкус меда и соленый вкус морской воды, вкус родниковой воды и луговой клубники. Осязание - это вторые глаза ребенка. Ощущая предметы природы, ребенок чувствует все шероховатости коры деревьев, крупинки песка, чешуйки шишек. А запахи! Море запахов, которое волнует воображение ребенка - запах тополиных почек после дождя, запах весны, запах теплой земли, нагретой от солнца. Недаром К.Д.Ушинский писал, что ребенок «мыслит формами, красками, звуками». Развивать наблюдательность у детей - вот задача, которая встает перед взрослыми.
Предварительный просмотр:
Взаимодействие детского сада и семьи в процессе художественно-эстетического воспитания детей.
Цытович Т.А., МБДОУ г. Мурманска № 46.
Свой первый социальный опыт ребёнок получает в семье. Роль семьи в воспитании детей имеет огромное значение. В семье ребенок впервые познает самого себя и окружающий мир. В семье, в условиях целенаправленного воспитания происходит его физическое совершенствование, развиваются познавательные интересы, мышление,
вырабатывается умение учиться, складывается нравственная направленность личности.
Ребенок активно приобщается к эстетической стороне окружающей действительности. В связи с этим одна из задач воспитания детей в семье является развитие эстетической восприимчивости к окружающему миру. С раннего детства ребенку присущи элементарные эстетические чувства, он эмоционально откликается на яркие игрушки, веселую музыку, ощущает удовольствие. На основе первичной эстетической восприимчивости у ребенка развиваются эстетические чувства и отношения, например, ребенок, способный любоваться цветком или бабочкой, сумеет более бережно подойти к ним, будет стараться не повредить им, не сломать их. Умение видеть и воспринимать красоту окружающего мира лежит в основе эстетического воспитания. Источником развития эстетического воспитания является природа. Она лучше, чем что-либо обогащает психику ребенка, совершенствует его органы чувств и эстетический вкус. Как средство эстетического воспитания эстетика быта призвана научить ребенка чувствовать и понимать красоту жизни, воспитывать в нем стремление создавать и беречь ее. Ознакомление дошкольников с различными видами
изобразительного искусства (живописью, графикой, скульптурой, мелкой пластикой, декоративно-прикладным искусством) оказывает влияние на развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Специальное обучение направлено на формирование представлений о «прекрасном», навыков художественно-творческой деятельности, развития эстетических оценок, переживаний и вкусов. Самостоятельная художественная деятельность играет важную роль в развитии детей.
Подробней остановлюсь на взаимодействии дошкольного образовательного
учреждения и семьи в решении вопросов художественно-эстетического развития. Работу по взаимодействию детского сада с родителями по художественному воспитанию детей дошкольного возраста можно представить в двух аспектах - информационном и практическом. Информационный аспект подразумевает ознакомление родителей с особенностями художественно-эстетического воспитания и его значением в развитии личности ребенка. Практический аспект подразумевает демонстрацию достижений детей в различных видах художественной деятельности и совместные мероприятия (дети-родители- педагоги). Раскрою содержание каждого аспекта.
Информационный аспект, включает в себя следующие направления работы:
- родительские собрания; консультации (индивидуальные и подгрупповые);
-наглядный материал в «Родительских уголках»;
-газеты;
-библиотека для родителей;
-анкетирование;
-Дни открытых дверей.
Практический аспект, строится по следующим направлениям:
-музыкальные праздники и развлечения;
-театрализованные постановки с участием родителей;
-тематические и персональные выставки детского творчества, творческие выставки родителей (фотовыставки, хобби);
-совместные выставки детей и родителей, («Семейное древо», «Сочиняем и рисуем сказку»);
-конкурсы семейных талантов, вернисажи детских рисунков, помощь в организации мини-музея в группе (музей предметов быта);
-создание в групповой коллекции (открытки, значки, ручки).
Основной задачей информационного аспекта является создание в семье условий для художественно-эстетического развития ребенка, а именно:
-развитие интереса к искусству (посещение театров, музеев, выставок, концертов, просмотр специальных телепрограмм, чтение художественной литературы);
-приобщение к различным видам художественной деятельности (посещение детской библиотеки, занятий кружков различного профиля);
-создание дома среды, стимулирующей детскую художественную
деятельность (наличие в доме мини-центра детского творчества с разнообразным материалами для рисования, лепки, ручного труда);
-совместная художественная деятельность детей и родителей;
-систематическое внимание, поддержка и поощрение творческих успехов
ребенка (наглядным выражением данного момента могут стать домашняя «Стена славы» или «Стена Побед», домашний музей);
-учет индивидуальных психологических особенностей и интересов ребенка.
Говоря о художественно-эстетическом воспитании надо помнить, что в этом процессе участвуют три равноправных стороны - родители- дети - педагоги. Все они взаимодействуют и влияют друг на друга. Поэтому большое значение имеют мероприятия, где активными участниками становятся и дети, и педагоги, и родители (некоторые из мероприятий были указаны выше). Между взрослыми и детьми много разного и в то же время общего. И это
общее ярко проявляется в совместной деятельности, особенно если она носит творческий характер. Поделки, картины, коллажи, которые взрослый создаёт в сотворчестве с ребёнком, имеют эмоциональную силу, несут в себе заряд радости и красоты. В таких работах удивительным образом сочетаются детская непосредственность и опыт взрослого. Созданная общими усилиями картина, как правило, получается более впечатляющая, она гораздо сильнее эмоционально затрагивает детей. На совместных праздниках, выставках, конкурсах, вернисажах родители и педагоги имеют возможность не только увидеть художественные успехи детей, но и, что особенно важно, могут вместе с ними порадоваться их «творениям». Активное участие родителей в праздниках повышает их интерес к творчеству детей, способствует развитию у ребят чувства уверенности в своих силах и стремления к самореализации, а также сближает родителей и педагогов в решении задач воспитания и
обучения, делая их союзниками и друзьями. Успешное решение задач художественно- эстетического воспитания будет возможным при выполнении такого важного со стороны взрослого условия, как поощрение. Причем, если сначала это простое поощрение действий ребенка «Ты молодец, старался! У тебя здорово получилось!»; то постепенно, при создании у ребенка положительного отношения к художественной деятельности, педагог поощряет любые, даже самые мелкие «личные находки» ребенка, например, во время рисования: «Как красиво ты нарисовал траву, она такая яркая и сочная!», «Ботинки у клоуна получились, как
настоящие!». Поощряя пусть небольшую, но инициативу ребенка, мы тем самым, способствуем дальнейшему развитию его творческой самостоятельности.
Взаимодействие детского сада и семьи в художественно-эстетическом воспитании детей процесс многогранный, не только имеет эстетическую сторону, но и нравственную и социальную. Семья и детский сад – два источника воспитания детей, каждый из которых дает ребенку свой социальный опыт. В сочетании друг с другом они создают оптимальные
условия для вхождения маленького человека в огромный многообразный мир.
Предварительный просмотр:
ПОРТФОЛИО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Пояснительная записка
В портфолио вошёл материал, характеризующий мою профессиональную деятельность. Раскрыта общая система образовательной работы, описана организация работы по сохранению и укреплению здоровья воспитанников, дана динамика формирований двигательных навыков и развития физических качеств, заболеваемости детей группы.
Также дано описание использования в практике педагогической работы информационно-коммуникативные технологий, цифровых образовательных ресурсов федерального и регионального хранилища, представлен перечень презентаций. В представлении опыта работы по методической теме «Эстетическое развитие детей дошкольного возраста с использованием современных информационных технологий» описаны актуальность выбранной темы, определена цель, задачи.
Далее дано описание условий эстетического развития детей, в процессе использования ИКТ в работе с детьми по ознакомлению с искусством, использование технологий, позволяющих достигнуть положительных результатов в познавательном развитии детей в процессе эстетического воспитания.
В основную (инвариантную) часть портфолио вошли формы, методы и приёмы образовательной работы, формирующие познавательную активность в процессе эстетического воспитания: дидактические игры. Так же дано описание организации взаимодействия с родителями по развитию познавательной активности в процессе эстетического воспитания. Представлен результат работы по теме: анализ развития комбинаторных познавательных умений воспитанников группы, анализ удовлетворённости родителей в предоставлении качества образовательных услуг, и в частности в развитии познавательных способностей детей группы.
Общая система образовательной работы
В своей работе опираюсь на нормативно-правовые документы, регламентирующие работу дошкольных образовательных учреждений: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»; ФГОС, утверждён Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г.; Приказ Минтруда РФ от 18.10.2013г. №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования0 (воспитатель, учитель)»; СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
Педагогический процесс я строю на основе основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ г. Мурманска № 46, которая разработана на основе комплексной программы «Детство» под редакцией В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой, Н.А. Ноткиной; коррекционной программы дошкольного образования: «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» С. Г. Шевченко. Образовательная программа утверждена на педагогическом совете от 26.02.2015 года. Протокол №4.
Активно совершенствую методы обучения и воспитания. В образовательной деятельности широко использую такие методики как:
- Методика по физическому развитию Л.И. Пензулаевой;
- Методика Л.М. Шипицыной, О.В. Вороновой, Т.А. Ниловой «Азбука общения»;
-Методика Комаровой Т.С., А.И. Савенкова. «Коллективное творчество детей»;
- Методики Лыковой И.А. «Художественный труд в детском саду», «Изобразительная деятельность в детском саду» , «Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду»;
- Методика С.Н. Николаевой «Методика экологического воспитания в детском саду».
Для реализации содержания основной образовательной программы использую следующие педагогические технологии:
- здоровьесберегающие технологии Ю.Ф. Змановского, Б. С.Толкочёва;
- педагогические технологии проектной деятельности;
- игровые технологии;
- технологии экологического воспитания С.Н. Николаевой;
- информационно-коммуникативные технологии.
Образовательную деятельность, осуществляю в процессе организации различных видов детской деятельности, согласно ФГОС ДО и образовательной программе МБДОУ г. Мурманска №46, включая игровую, коммуникативную (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательскую (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы, формирование элементарных представлений о видах искусства и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, музыкальную, художественно-творческую и двигательную.
Использую методы работы, отвечающие основным принципам федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Планирование и организацию образовательного процесса осуществляю с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей группы, состояния их здоровья. С целью оценки индивидуального развития детей согласно ФГОС ДО, провожу педагогическую диагностику в соответствии с целевыми ориентирами ДО. Для этого я использую метод наблюдения, контрольные срезы. Оценка индивидуального развития детей позволяет мне определить эффективность педагогических действий для дальнейшего планирования. Результаты использую исключительно для решения образовательных задач: индивидуализации образования и повышения эффективности образовательной работы с детьми своей группы.
Организация развивающей предметно-пространственной среды
в группе в соответствии с ФГОС ДО
В группе создала предметно-пространственную среду соответствующую требованиям ФГОС ДО, условиям реализации основной образовательной программы ДОО, принципам интеграции, вариативности, полифункциональности, доступности, безопасности, трансформированности. В группе продумано зонирование по гендерной принадлежности. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает реализацию ряда видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Подбор материалов и оборудования осуществляю для всех видов деятельности дошкольника (игровой, продуктивной, познавательная, исследовательская, творческая, двигательной)с учётом индивидуальных интересов воспитанников.
Для соблюдения баланса учебной нагрузки, работу строю в соответствии с учебным планом и разработанной циклограммой совместных нерегламентированных видов деятельности. Для обеспечения дифференцированного подхода и организации образовательного процесса организую и провожу различные виды организованной образовательной деятельности: познавательно-исследовательскую, коммуникативную, продуктивную и т.д.
Использую инновационные виды и формы работы: социально-значимые акции (экологические), клуб интересных встреч, проектную деятельность. Метод проектов дал возможность детям самостоятельно получать знания, развил у детей познавательные возможности и коммуникативные навыки, повысился уровень активности детей в самостоятельности, в решении поставленных задач.
Исходя из анализа возрастных и индивидуальных особенностей развития детей, пополняю предметно-пространственную среду в группе, провожу необходимые изменения и дополнения и организовываю так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом: размещение игр, пособий и оборудования по центрам позволило детям объединяться подгруппами по общим интересам.
Для организации различных видов детской деятельности в группе создала центры развития: центр социализации; центр речевого развития; центр здоровья; центр науки и экспериментирования; центр художественно-творческой деятельности; центр музыкального развития и театрального искусства; центр математики; центр коллекционирования; центр природы и экологии.
В развивающую предметно - пространственную среду вошёл различный дидактический материал: для развития памяти, внимания, воображения; для развития логического мышления; для развития эмоционально-волевой сферы; для развития сенсомоторных навыков; для развития коммуникативных навыков.
Насыщенная предметно-пространственная образовательная среда стала основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития детей.
Методическая тема
«Эстетическое развитие детей дошкольного возраста с использованием современных информационных технологий»
Эстетическое развитие детей является целью эстетического воспитания. Педагогическая наука определяет эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей.
Актуальность. Эстетическое воспитание – целенаправленное систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, то есть формирования эстетических восприятий, суждений, вкусов, чувств, эстетического сознания, правильного понимания прекрасного в действительности и в искусстве; развитие эстетических потребностей и интересов, способностей к творческому участию в преобразовании жизни по законам красоты. Эстетическое развитие – это длительный процесс становления и совершенствования эстетического сознания, отношений и эстетической деятельности личности. Эстетическое воспитание тесно связано со всеми сторонами воспитания. Оно усиливает воспитательный эффект других сторон воспитания через формирование эстетических чувств, эстетической отзывчивости, начальных эстетических и этических понятий и оценок. Все это обеспечивает комплексный подход к гармоническому развитию детей.
Сами идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления об эстетическом воспитании, его задачах, цели изменялись, начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н.Джола, Д.Б.Кабалевский, Н.И.Киященко, Б.Т.Лихачев, А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, М.Д.Таборидзе, В.Н.Шацкая, А.Б.Щербо и другие.
В использованной литературе имеется множество различных подходов к определениям понятий, выбору путей и средств эстетического воспитания. Рассмотрим некоторые из них. В книге "Общие вопросы эстетического воспитания в школе" под редакцией известного специалиста по эстетическому воспитанию В.Н. Шацкой такая формулировка: "Советская педагогика определяет эстетическое воспитание как воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности - в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства".
В кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как "система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве". В обоих определениях речь идет о том, что эстетическое воспитание должно вырабатывать и совершенствовать в человеке способность воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его.
На современном этапе развития коммуникативных технологий, в рамках модернизации образования, обновления содержания образования, методов и форм организации образовательного процесса, использую в практике современные информационные технологий, которые помогли повысить интерес детей к занятиям, увеличить уровень ассоциативно-образного и логического мышления, воображения. Внедрение проектной технологии и ИКТ позволило мне развить систему продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети, родители, педагоги). Развить у детей такие качества, как коммуникабельность, активность, повысить уровень компетентности родителей в вопросах эстетического развития дошкольников.
На основании вышеизложенного определяю цель, объект, предмет и задачи педагогического опыта.
Цель: создание системы работы по художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста с использованием современных информационных технологий.
Объект. Процесс эстетического развития детей дошкольного возраста посредством использования ИКТ.
Предмет. Использование компьютерных технологий в художественно-творческой деятельности для повышения эффективности образовательной работы по художественно-эстетическому направления развития детей дошкольного возраста.
Задачи
- Изучение состояния научных исследований проблемы развития познавательной активности детей дошкольного возраста с помощью ИКТ.
- Поиск, разработка и внедрение в практику образовательной работы новых методов, обеспечивающих эффективное развитие познавательной активности детей в процессе экологического воспитания.
- Создание с помощью ИКТ условий для развития познавательной активности в процессе художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста.
- Формировать эстетическое отношение детей к окружающему, т. е. развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, искусстве, в эстетике быта.
- Формировать умения, навыки в продуктивных видах деятельности детей.
Предполагаемые результаты
- Создание системы работы по художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста с использованием современных информационных технологий.
- Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства.
- Создание методического обеспечения для развития познавательной активности в процессе художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста.
- Сформированность активной позиции родителей как участников образовательного процесса и повышение их компетентности в вопросах эстетического развития детей с помощью ИКТ.
В педагогической практике использую следующие технологии:
- игровые;
- педагогические технологии проектной деятельности;
- информационно - коммуникационных технологии.
В работе с детьми по ознакомлению с искусством и культурой народов мира применяю метод проектов, так мною разработаны и реализованы проекты «Вас приглашает Беларусь!», «Культура нардов Севера». В рамках празднования Дня Защитников Отечества с детьми реализовали проект «Наша армия родная».
Используя возможности программы PowerPoint, мною были разработаны презентации по темам:
- «Знакомим детей дошкольного возраста с живописью»;
- «Деревья в нашем парке»
- «Знакомим детей дошкольного возраста с художниками - иллюстраторами»;
- «Ознакомление детей дошкольного возраста со скульптурой малых форм»;
- «Знакомим детей дошкольного возраста с художниками- живописцами».
Разработала:
- перспективный план по ознакомлению детей с живописью для детей среднего и старшего дошкольного возраста;
- перспективный план работы в центре искусства с детьми дошкольного возраста;
- серию конспектов занятий по направлению «Художественно-эстетическое развитие» для детей среднего и старшего дошкольного возраста;
- дидактические игры с использованием программы PowerPoint на формирование представления о том, что художественные картины относятся к искусству живописи:
- натюрморт, его виды (цветы, плоды, овощи, предметы быта): «Составь натюрморт» и др.;
- пейзаж, его виды (ландшафт, природа в разные сезоны, городской, морской): «Пейзаж. Времена года» и др.;
- скульптура и живопись:«Скульптура или живопись?» и др.
Эти игры использую с детьми в организованных видах деятельности и в индивидуальной работе.
Для формирования у воспитанников эстетического отношения к окружающему миру, элементарных представлений о видах искусства использую ЦОР в сети Интернет такие как:
- Социальная сеть работников образования - nsportal.ru;
- Международный образовательный портал-maam.ru;
- Учительская копилка -uchkopilka.ru;
- Инфоурок - infourok.ru;
- Учебно - методический кабинет - ped-kopilka.ru
Кроме того, в ходе работы над темой оформиланастольно-печатные дидактические игры:
- на углубление представлений о разных видах и жанрах изобразительного
искусства: графика (станковая, прикладная, эстамп, плакат), живопись (пейзаж, натюрморт, портрет); на умение видеть их особенности и отличительные признаки;
- на умение создавать орнаменты и узоры растительного и предметного
характера, используя ритм, симметрию в композиционном построении;
- на расширение представление о национальном костюме: назначение, традиционность образов, узоров и орнаментов, их связь с природой, народным бытом, культурой, традициями и обычаями.
Оформила:
- коллекцию видов бумаги, ткани;
- подборку художественного слова о природе;
- альбомы по народным промыслам;
- картотеку дидактических игр по декоративно-прикладному искусству;
- картотеку жанров живописи;
- альбом виды скульптуры;
- картотеку методической литературы, периодической печати, статей из журналов по вопросам эстетического воспитания.
Организация взаимодействия с родителями
Организацию взаимодействия с родителями по эстетическому развитию детей дошкольного возраста с использованием современных информационных технологий я провожу по следующим направлениям:
- повышение теоретических знаний по теме: обеспечение комплексной работы по повышению компетентности в эстетическом развитии детей средствами художественного творчества;
- внедрение эффективных методов и приёмов активизации родителей как участников образовательного процесса в процессе эстетического развития детей;
Важным элементом использования ИКТ для взаимодействия с родителями считаю проведение семинаров-практикумов, консультационных пунктов с использованием ИКТ. Они носят просвещенческий характер, направлены на расширение знаний родителей в области художественно-эстетического воспитания детей. На родительском собрании «Художественно-творческое развитие детей среднего дошкольного возраста» провела практику по изготовлению «Голубя» в технике оригами с использованием последовательности складывания фигурки разработанной в программе PowerPoint. Разработала презентации для родителей «Нетрадиционная техника рисования и экспериментирование в детском саду и дома», «Использование бросового материала в художественном творчестве с детьми дошкольного возраста».
Совместно с детьми и родителями мы пополнили картотеку дидактическими играми, тематическими альбомами, выставками рисунков, презентациями, созданными с помощью ИКТ, необходимыми для развития представлений об искусстве.
Использование ИКТ в работе с родителями я продуктивно сочетаю с традиционными способами взаимодействия. В помощь родителям оформляю информационный стенд, где помещаются статьи, заметки на становление эстетического отношения к окружающему миру; Центром внимания остаются странички о прохождении в группе и в нашем учреждении выставок художественного творчества детей и родителей, рекомендации по здоровому образу жизни. Информация в родительском уголке, разработанная и оформленная с использованием различных программ, в том числе Excel, WordPad.
На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определённая система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками и помощниками, создалась атмосфера взаимопонимания и уважения.
Организация физкультурно-оздоровительной работы.
Основной задачей своей педагогической деятельности считаю сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Образовательный процесс по данному направлению строю с опорой на основополагающие принципы здоровьесберегающих технологий Ю.Ф. Змановского, Б.С. Толкачёва, Н.В. Алябьевой. Для этого направления разработала систему физкультурно-оздоровительной работы, в которую вошли:
- план физкультурно-оздоровительной работы;
- модель организации жизнедеятельности детей, составленную с учётом здоровья детей;
- циклограмма совместных видов деятельности, для баланса между двигательными и статичными видами деятельности;
- модель двигательного режима детей в течение дня;
- перспективный план по профилактике стоматологических заболеваний;
- перспективный план по ЗОЖ для старшего дошкольного возраста;
- тематический план физкультурно-познавательных занятий;
- серия конспектов физкультурно-познавательного характера;
- серия тематических бесед по валеологии;
- серия конспектов по формированию у детей здорового образа жизни.
Создала в группе:
- центр здоровья, куда вошли атрибуты и пособия для двигательной деятельности и физических упражнений, корригирующие дорожки, шнуры, ленточки, маски для подвижных игр и др.
Разработала и оформила:
- паспорта здоровья детей группы;
- стенд «Папа, мама и я – спортивная семья!»;
- картотеки утренней, бодрящей, и корригирующей гимнастик;
- картотеку дыхательной гимнастики;
- картотеки подвижных игр в группе и на улице по сезонам;
- картотеку народных подвижных игр;
- картотеку физкультминуток и считалок на все виды деятельности;
- картотеку физкультурных занятий в зале и на улице на все сезоны;
- картотеку тренирующих игровых дорожек;
- картотеку релаксационных игр-упражнений.
Изготовила дидактические игры по приобщению детей к гигиенической культуре, к здоровому образу жизни; атрибуты к сюжетно-ролевым играм спортивного содержания.
При организации физкультурно-оздоровительной работы учитываю индивидуальные особенности детей, группу здоровья, противопоказания, которые имеются у детей в связи с заболеванием.
Работу веду в тесном контакте с медицинским персоналом и инструктором по физическому воспитанию.
Последовательные, систематичные, в комплексе проводимые мероприятия по оздоровлению детей помогли увеличить двигательную активность, повысить интерес к физической культуре. Рационально организованная предметно-развивающая среда и двигательная деятельность помогает вовремя обеспечить психологическую разгрузку детей и сохранить хорошее самочувствие и эмоциональный комфорт каждому ребёнку. Всё это способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников.
Работа по физическому развитию и оздоровлению детей организована в тесном сотрудничестве с семьёй и строится с учётом основных принципов: единство цели и задачи воспитания здорового ребёнка.
Разработала и оформила:
- консультации: «Поговорим о здоровом питании», «Закаливание», «Как правильно подобрать лыжи», «Пропаганда здорового образа жизни», «Какую обувь покупать детям». «Если у вашего ребёнка плоскостопие», «Золотые правила питания» и т.д.
- картотеку для родителей «Дыхательная гимнастика»,«Гимнастика для глаз»;
- информационный стенд об укреплении и сохранении здоровья детей, о влиянии севера на здоровье;
- фотостенды: «Дружим со спортом», «Спорт ребятам, очень нужен», «Здоровье в порядке – спасибо зарядке». Это позволило более эффективно взаимодействовать с родителями по формированию здорового образа жизни у детей, выработать в детях разумное отношение к своему организму, привить необходимые санитарно-гигиенические навыки, увеличить двигательную активность, повысить интерес к физической культуре.
Итогом работы явилась положительная динамика в формировании двигательных навыков и развитии физических качеств детей.