Художественно-эстетическое развитие

Цытович Татьяна Александровна

Предварительный просмотр:

Цытович Татьяна Александровна

Воспитатель,  МБДОУ г. Мурманска № 46.

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ПРИОБЩЕНИЯ К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ ЧЕРЕЗ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО.

Воспитание развитой личности неотделимо от мира культуры. По мере развития эмоционально-чувственного восприятия мира ребенок познает все более широкие грани искусства, приобретает необходимые знания, умения и навыки творческого самовыражения. Ко времени осознанного отношения к действительности его память должна быть заполнена разнообразными художественными впечатлениями, образами, представлениями. Подобное воспитание дает не только разностороннюю комплексную ориентацию в культурной сфере, но и открывает простор для проявления индивидуальных интересов, склонностей, способностей. Так постепенно в сознании человека складывался культурный иммунитет, основанный на традициях определенной национальной культуры   и органично соответствующий определенной фазе исторического и социально-экономического развития общества. Понимание красоты мира, природы, человека, его многогранной материально-духовной деятельности через познание национального характера, непреходящих нравственных и культурных ценностей - наиболее эффективный путь полноценного художественного воспитания личности, формирования его эстетических вкусов и нравственных норм.

В Законе Российской Федерации «Об образовании» (ст. 14) указывается, что «содержание образования должно обеспечивать ... интеграцию личности в национальную и мировую культуру». Следовательно, каждый член современного общества поставлен перед необходимостью быть готовым к межнациональному общению с объектами иной национальной культуры и сегодня, как никогда, стало важно уметь жить в многонациональном обществе. Наряду с этим, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования прописаны основные принципы, это: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, учет этнокультурной, т. е. национальной ситуации развития ребенка.

Особая роль в приобщении к национальной культуре принадлежит искусству.  Среди разных видов изобразительного искусства, особая роль отводится народному декоративно-прикладному искусству. Декоративно-прикладное искусство по своему происхождению - искусство народное: народ создает вещи, народ находит им нужную форму и выражение, народ сохраняет найденную в них красоту и все свои достижения передает нам в наследство.

Народное декоративно-прикладное искусство - одно из средств воспитания, которое помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве.     Народное искусство, национальное по содержанию, способно активно воздействовать на духовное развитие человека, на формирование патриотических чувств. Оно соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры.

  Педагог, специалист в области художественного воспитания дошкольников, доктор педагогических наук Н.П.Сакулина говорила, что народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, реалистическое в образах, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическому чувству. Через это искусство дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа.

Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Именно традиционные ремесла, к которым приобщается подрастающее поколение, рассказывают о жизни наших предков, об их нравах и обычаях, не дают народу забыть свою историю.

Как и другие направления изобразительного искусства, народное творчество учит ребенка видеть мир во всей его полноте и красоте, любить свой край и беречь родную природу, прививает нравственные ориентиры. Вместе с тем ребенок овладевает такими понятиями, как форма, размер и цвет, а также специфическими художественными навыками. Приобщение к народному искусству на всю жизнь оставляет отпечаток прекрасного в душе человека, учит видеть красоту в окружающих предметах и явлениях.

         Народное декоративное искусство – часть национальной культуры. В нем появляются лучшие черты народа, общечеловеческие ценности: гуманизм, оптимизм, мудрость, смелость, извечное стремление к красоте.
Высокие художественные достоинства содержания и формы народного искусства при одновременной доступности детям делают его незаменимым средством воспитания ребенка. Главный смысл широкого применения народного декоративного искусства в работе с дошкольниками – это воспитание предпосылок чувства глубокой любви к своей Родине, к своему народу, чувство патриотизма, самосознание, осознание своей национальной принадлежности. Вот почему в отечественной педагогике с давних времен (Ушинский К.Д., Флерина Е.А., Усова А.П., Сакулина Н.П., Шпикалова Т.Я., Неменский Б.М. и др.) проповедуется главный принцип: воспитывать детей в семье и в детском саду на искусстве близком, родном искусстве того края, где живет человек. Неменский Б.М. подчеркнул, что ребенка необходимо «…привязать всеми его чувствами, эмоциями к древу культуры его народа». 
В этой связи, огромное знание имеет ознакомление дошкольников с народным декоративным искусством нашей страны, как частью национальной культуры. Но, собственно художественную деятельность детей в сфере декоративного искусства, следует рассматривать не как цель, а как средство решения более важной задачи: развития основ личности ребенка, а именно, присвоение детям через искусство нравственно-эстетических ценностей своего народа. При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством следует учитывать принцип интеграции, который реализуется в синтезе видов народного искусства: устного народного фольклора, музыкального фольклора, декоративно-прикладного искусства. А также во взаимосвязи с игровой и театрализованной деятельностью детей на народном содержании.

         Декоративное искусство не должно быть чем-то изолированным, особым в педагогическом процессе детского сада, но должно органично сочетаться со свободной деятельностью детей, с художественной деятельностью, трудом и праздниками. Поэтому народное искусство целесообразно использовать в следующих направлениях: 

- для оформления интерьера детского учреждения, праздников, досугов, что создает эстетическую среду;

- с целью ознакомления детей с народным искусством (слушание народной музыки, сказок, потешек, рассматривание изделий народных мастеров);

- для развития детского творчества в качестве образцов-эталонов.

          Именно комплексный подход к использованию развивающей среды, общевоспитательной работы и специального обучения детей на материале народного искусства может обеспечить освоение и обогащение их знаний о народной культуре, ее духовном богатстве, наших исторических корнях.

         Самая доступная и понятная для детей народная игрушка – это, конечно же, матрешка. С ней можно знакомить детей с самого раннего возраста. Матрешка вызывает необычайный эмоциональный отклик у детей, они оживленно рассказывают какого цвета на ней наряд, платок, слушают и запоминают стихи о ней. В совместной деятельности со взрослым дети сами выбирают цвет наряда для силуэта матрешки и раскрашивают их, закрепляя название цвета. Матрешка развивает воображение у детей, способствует активизации их творческих способностей.

         Поскольку игрушка – это самый любимый и доступный детям предмет, то дымковская игрушка как нельзя лучше подходит для знакомства с ней уже в младшей группе. Она проста по форме, нарядна, колоритна, своеобразна, украшена простым, но впечатляющим орнаментом, она будит воображение детей и всегда желанна им. На основе образовательной программы дети  второй младшей группы могут проявлять интерес к произведениям русского декоративно – прикладного искусства: глиняным игрушкам (дымковская, каргопольская, филимоновская, тверская); игрушкам из дерева (матрёшки, грибки, бочонки), из соломы; предметам быта (вышитая и украшенная  аппликацией одежда, расписная посуда), испытывать радость от их яркости, нарядности.

         Сначала дымковская игрушка вносится как персонаж потешки, затем  игрушка появляется в образовательной деятельности, зарядке (под шуточную потешку изображаем как гарцуют кони, хлопают крыльями петушки). Также ненавязчиво предлагаются детям дидактические игры: «Укрась юбочку барышне», «Наряди козлика». Не следует ставить задачи запомнить названия дымковской игрушки, главное - вызвать интерес и любовь детей к ней, запомнить и закрепить цвета и формы. Дети всегда эмоционально отзывчивы к цвету. Они неравнодушны к сочетаниям ярких, звучных, радующих глаз красок дымковской игрушки.
       
В средней группе продолжается работа с народной игрушкой. Образовательной программой предусмотрено формирование  представления о некоторых видах русского народного декоративно – прикладного искусства: игрушки из глины (дымковская, каргопольская, филимоновская, тверская); игрушки из дерева (богородская, семёновская, полхов – майданская, мезенская, архангельские птицы из щепы), предметы из резной бересты (короба, шкатулки архангельские); роспись разделочных досок (Городец); подносов (Жостово); кружево (вологодское, киришское, вятское) и др. Дети знакомятся с историй возникновения промыслов, с легендами, поверьями, связанные с промыслами. Все эти знания очень способствуют развитию воображения у детей, воспитанию художественного вкуса.Процесс ознакомления с игрушкой в этом возрасте связан с узнаванием и непременно обыгрыванием. При рассматривании дымковских игрушек задаются вопросы, обусловленные образностью игрушки; вопросы, связанные с эстетическим достоинством игрушки: дети учатся использовать в речи образные сравнения, знакомятся с элементами орнамента. Параллельно с изучением орнамента проводится освоение пластической формы дымки,  чтобы художественно-эстетическое развитие, а именно, декоративное рисование не были скучным и однотипным необходимо разнообразить материал для творчества. Например, рисовать не только на бумаге, но и на ткани. Этот способ требует более кропотливого и аккуратного труда, но тоже очень нравится детям.
       
В старшей группе дети расширяют представления о русском народном искусстве (игрушки, предметы быта),  продолжают знакомство с дымкой и  городецкой росписью. Вместе с детьми приходим к выводу, что городецкие умельцы украшали своими узорами в основном предметы быта, чтобы украсить скромную деревенскую обстановку. Постепенно вводятся названия основных элементов городецкой росписи: розан, купавка. Очень хорошо помогают в самостоятельном составлении городецкой росписи дидактические игры «Составь узор на тарелке, доске». Чтобы работа была интереснее, следует обыгрывать продукты детского творчества. Например, не просто рисуем узор на полосе или круге, а расписываем посуду для кукол и украшаем ею коллективное панно, или украшаем шарфики для козлят. Это очень стимулирует и побуждает детей к творчеству.

          Более выигрышно смотрятся детские работы, если их объединять в коллективные композиции. Они становятся более яркими, насыщенными, колоритными, ими можно украсить интерьер группы или раздевалки. В процессе творчества дети понимают, что человек является творцом, созидателем окружающего мира.

         В подготовительной группе дети  учатся  применять полученные знания о декоративном искусстве, украшать предметы с помощью орнаментов и узоров растительного и предметного характера, используя ритм,  симметрию в композиционном построении; также использовать стилевые особенности цвета, присущие русским росписям и росписям других народов.

         Оформление выставок, создание коллекций, изготовление поделок в подарок мамам, внесение своей лепты в дизайн группы, детского сада - все это вызывает у детей гордость за свой труд. Родители видят итог творческой деятельности детей  и вместе радуются им.

          Результаты работы педагогов-исследователей, психологов Князева О.Л., Махнева М.Д., Дыбина О.В., Ветлугина Н.П., Дбяченко О.В., доказывают необходимость приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям. В заключении отмечу, что:

- окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они часть великого русского народа;

- следует шире использовать устное народное творчество во всем его многообразии (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.);

- большое место в приобщении к народной культуре должны занимать народные праздники, традиции;

- ознакомление детей с  декоративно- прикладным искусством  способствует развитию у детей предпосылок чувства патриотизма, любви, уважения в своей Родине, народу.




Предварительный просмотр:

Роль природы в эстетическом воспитании.

   Трудно представить себе эстетическое воспитание детей без привлечения в помощники воспитателю  природы  -  этого  самого  естественного  источника красоты.  Природа  -  не  только  великий  учитель  и  великий  воспитатель. Во  все  времена  и  эпохи  природа  оказывала  огромное  влияние  на человека, на развитие его творческих способностей, являясь  в  то  же  время неиссякаемым источником для всех самых смелых и глубоких дерзаний  человека. Великий  критик  Белинский  считал  природу  «вечным  образцом   искусства». Композитор Чайковский,  высоко  ценя  искусство  в  жизни  человека,  писал: «Восторги от  созерцания  природы  выше,  чем  от  искусства».  Многоголосое звучание земли русской нашло  отражение  в  творчестве  талантливых  русских композиторов  С.В.Рахманинова,  Н.А.Римского-Корсакова,  М.П.Мусоргского   и других. Неповторимое богатство красок природы запечатлели в  своих  полотнах И.И.Левитан, И.И.Шишкин, И.Грабарь, М.Сарьян, С.Герасимов и другие.      

         Прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо.  Поэтому  природа  - источник для искусства. Прекрасное  в  природе  было  и  остается  предметом художественного  освоения   ее.   Поэтому   великие   художники   -   всегда первооткрыватели прекрасного в окружающем мире. В системе по  эстетическому  воспитанию  дошкольников  большое  место должно быть отведено природе. Она  лучше,  чем  что-либо  обогащает  психику ребенка, совершенствует его органы чувств и  эстетический  вкус. Воспитание любви к природе, умение  чувствовать  ее  красоту  и  восхищаться  ею  имеет огромное значение не только для  эстетического  развития  детей,  но  и  для нравственного  воспитания,  в  частности,  для  пробуждения  у  дошкольников патриотических  чувств,  чуткости  к  окружающему,  потребности   к   труду, способствует физической закалке, а так же расширению умственного кругозора. Умение  видеть  природу  -  первое  условие  воспитания  мироощущения единства с ней, первое условие воспитания  через  природу.  Оно  достигается лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощущать  себя  частью  целого, человек должен не эпизодически, а постоянно находиться  во  взаимоотношениях с  этим  целым.  Вот почему  гармония  педагогических  воздействий  требует постоянного общения с природой.    

     Главная задача в  эстетическом  развитии  средствами  природы  -  это пробуждение у детей эмоционального отношения к ней. Эмоциональное  отношение к природе помогает сделать человека выше, богаче, внимательнее. Природа  является  одним  из  факторов,  влияющих   на   развитие   и формирование эстетических чувств, она  неисчерпаемый  источник  эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на человека. В жизни людей  природа занимает  значительное   место,   способствует формированию   и   развитию эстетических чувств и вкусов.  

    Любовь к родной природе воспитывается с раннего возраста.  «Именно  в это  время  необходимо  прививать  детям   любовь   к   красоте,   гармонии, целесообразности, единству, которые царят в ней». Эстетические   и нравственные чувства тесно связаны  между собой. Любовь к Родине - это   сложное   моральное   чувство,   которое   органически   соединено   с эстетическими чувствами, вызываемыми общением с природой. Чтобы любить природу,  надо  ее  знать,  а  чтобы  знать,  необходимо изучать. В процессе познания природы формируются и развиваются  эстетические чувства и вкусы. Восприятие эстетических явлений природы и  возникающие  при этом переживания находятся в зависимости от круга представлений, значений  и общего развития человека. Наблюдение окружающей действительности оказывает глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. В процессе наблюдения  у  ребенка включены  все  анализаторы:  зрительный  -  ребенок  видит   размеры,   цвет исследуемого объекта; слуховой - ребенок слышит  шум  ветра,  плеск  воды  в реке, стук  капель  дождя,  шелест  листьев,  журчанье  ручейка  -  все  это прелестно для слуха ребенка. Вкус позволяет тонко различить -  сладкий  вкус меда и соленый вкус морской воды, вкус родниковой воды и  луговой  клубники. Осязание - это  вторые  глаза  ребенка.  Ощущая  предметы  природы,  ребенок чувствует все шероховатости коры деревьев, крупинки песка, чешуйки шишек.  А запахи! Море запахов, которое волнует воображение ребенка - запах  тополиных почек после дождя, запах весны, запах  теплой  земли,  нагретой  от  солнца. Недаром  К.Д.Ушинский  писал,  что  ребенок   «мыслит формами,   красками, звуками». Развивать наблюдательность у детей - вот  задача,  которая  встает перед взрослыми.



Предварительный просмотр:

Взаимодействие детского сада и семьи в процессе художественно-эстетического воспитания детей.

Цытович Т.А., МБДОУ г. Мурманска № 46.

Свой первый социальный опыт ребёнок получает в семье. Роль семьи в воспитании детей имеет огромное значение. В семье ребенок впервые познает самого себя и окружающий мир. В семье, в условиях целенаправленного воспитания происходит его физическое совершенствование, развиваются познавательные интересы, мышление,

вырабатывается умение учиться, складывается нравственная направленность личности.

Ребенок активно приобщается к эстетической стороне окружающей действительности. В связи с этим одна из задач воспитания детей в семье является развитие эстетической восприимчивости к окружающему миру. С раннего детства ребенку присущи элементарные эстетические чувства, он эмоционально откликается на яркие игрушки, веселую музыку, ощущает удовольствие. На основе первичной эстетической восприимчивости у ребенка  развиваются эстетические чувства и отношения, например, ребенок, способный любоваться цветком или бабочкой, сумеет более бережно подойти к ним, будет стараться не повредить  им, не сломать их. Умение видеть и воспринимать красоту окружающего мира лежит в основе эстетического воспитания. Источником развития эстетического воспитания является природа. Она лучше, чем что-либо обогащает психику ребенка, совершенствует его органы чувств и эстетический вкус. Как средство эстетического воспитания эстетика быта призвана научить ребенка чувствовать и понимать красоту жизни, воспитывать в нем стремление создавать и беречь ее. Ознакомление дошкольников с различными видами

изобразительного искусства (живописью, графикой, скульптурой, мелкой пластикой, декоративно-прикладным искусством) оказывает влияние на развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Специальное обучение направлено на формирование представлений о «прекрасном», навыков художественно-творческой деятельности, развития эстетических оценок, переживаний и вкусов. Самостоятельная художественная деятельность играет важную роль в развитии детей.

Подробней остановлюсь на взаимодействии дошкольного образовательного

учреждения и семьи в решении вопросов художественно-эстетического развития. Работу по взаимодействию детского сада с родителями по художественному воспитанию детей дошкольного возраста можно представить в двух аспектах - информационном и практическом. Информационный аспект подразумевает ознакомление родителей с особенностями художественно-эстетического воспитания и его значением в развитии личности ребенка. Практический аспект подразумевает демонстрацию достижений детей в различных видах художественной деятельности и совместные мероприятия (дети-родители- педагоги). Раскрою содержание каждого аспекта.

Информационный аспект, включает в себя следующие направления работы:

- родительские собрания; консультации (индивидуальные и подгрупповые);

-наглядный материал в «Родительских уголках»;

-газеты;

-библиотека для родителей;

-анкетирование;

-Дни открытых дверей.

Практический аспект, строится по следующим направлениям:

-музыкальные праздники и развлечения;

-театрализованные постановки с участием родителей;

-тематические и персональные выставки детского творчества, творческие выставки родителей (фотовыставки, хобби);

-совместные выставки детей и родителей, («Семейное древо», «Сочиняем и рисуем сказку»);

-конкурсы семейных талантов, вернисажи детских рисунков, помощь в организации мини-музея в группе (музей предметов быта);

-создание в групповой коллекции (открытки, значки, ручки).

Основной задачей информационного аспекта является создание в семье условий для художественно-эстетического развития ребенка, а именно:

-развитие интереса к искусству (посещение театров, музеев, выставок, концертов, просмотр специальных телепрограмм, чтение художественной литературы);

-приобщение к различным видам художественной деятельности (посещение детской библиотеки, занятий кружков различного профиля);

-создание дома среды, стимулирующей детскую художественную

деятельность (наличие в доме мини-центра детского творчества с разнообразным материалами для рисования, лепки, ручного труда);

-совместная художественная деятельность детей и родителей;

-систематическое внимание, поддержка и поощрение творческих успехов

ребенка (наглядным выражением данного момента могут стать домашняя «Стена славы» или «Стена Побед», домашний музей);

-учет индивидуальных психологических особенностей и интересов ребенка.

Говоря о художественно-эстетическом воспитании надо помнить, что в этом процессе участвуют три равноправных стороны - родители- дети - педагоги. Все они взаимодействуют и влияют друг на друга. Поэтому большое значение имеют мероприятия, где активными участниками становятся и дети, и педагоги, и родители (некоторые из мероприятий были указаны выше). Между взрослыми и детьми много разного и в то же время общего. И это

общее ярко проявляется в совместной деятельности, особенно если она носит творческий характер. Поделки, картины, коллажи, которые взрослый создаёт в сотворчестве с ребёнком, имеют эмоциональную силу, несут в себе заряд радости и красоты. В таких работах удивительным образом сочетаются детская непосредственность и опыт взрослого. Созданная общими усилиями картина, как правило, получается более впечатляющая, она гораздо сильнее эмоционально затрагивает детей. На совместных праздниках, выставках, конкурсах, вернисажах родители и педагоги имеют возможность не только увидеть художественные  успехи детей, но и, что особенно важно, могут вместе с ними порадоваться их «творениям». Активное участие родителей в праздниках повышает их интерес к творчеству детей, способствует развитию у ребят чувства уверенности в своих силах и стремления к самореализации, а также сближает родителей и педагогов в решении задач воспитания и

обучения, делая их союзниками и друзьями. Успешное решение задач художественно- эстетического воспитания будет возможным при выполнении такого важного со стороны взрослого условия, как поощрение. Причем, если сначала это простое поощрение действий ребенка «Ты молодец, старался! У тебя здорово получилось!»; то постепенно, при создании у ребенка положительного отношения к художественной деятельности, педагог поощряет любые, даже самые мелкие «личные находки» ребенка, например, во время рисования: «Как красиво ты нарисовал траву, она такая яркая и сочная!», «Ботинки у клоуна получились, как

настоящие!». Поощряя пусть небольшую, но инициативу ребенка, мы тем самым, способствуем дальнейшему развитию его творческой самостоятельности.

Взаимодействие детского сада и семьи в художественно-эстетическом воспитании детей процесс многогранный, не только имеет эстетическую сторону, но и нравственную и социальную. Семья и детский сад – два источника воспитания детей, каждый из которых дает ребенку свой социальный опыт. В сочетании друг с другом они создают оптимальные

условия для вхождения маленького человека в огромный многообразный мир.



Предварительный просмотр:

ПОРТФОЛИО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

 

Пояснительная записка

     В  портфолио вошёл материал, характеризующий мою профессиональную деятельность. Раскрыта общая система образовательной работы, описана организация работы по сохранению и укреплению здоровья воспитанников, дана динамика формирований двигательных навыков и развития физических качеств, заболеваемости детей группы.

Также дано описание использования в практике педагогической работы информационно-коммуникативные технологий, цифровых образовательных ресурсов федерального и регионального хранилища, представлен перечень  презентаций. В представлении опыта работы по методической теме  «Эстетическое развитие детей дошкольного возраста с использованием современных информационных технологий» описаны актуальность выбранной темы, определена цель, задачи.

Далее дано описание условий эстетического развития детей, в процессе использования ИКТ в работе с детьми по ознакомлению с искусством, использование технологий, позволяющих достигнуть положительных результатов в познавательном развитии детей в процессе  эстетического  воспитания.

     В основную (инвариантную) часть портфолио вошли формы, методы и приёмы образовательной работы, формирующие познавательную активность в процессе  эстетического воспитания: дидактические игры. Так же дано описание организации взаимодействия с родителями по развитию познавательной активности в процессе эстетического   воспитания. Представлен результат работы по теме: анализ развития комбинаторных познавательных умений воспитанников группы, анализ удовлетворённости родителей в предоставлении качества образовательных услуг, и в частности в развитии познавательных способностей детей группы.

Общая система образовательной работы

В своей работе опираюсь на нормативно-правовые документы, регламентирующие работу дошкольных образовательных учреждений: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -  образовательным программам дошкольного образования»; ФГОС, утверждён Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г.; Приказ Минтруда РФ от 18.10.2013г. №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования0 (воспитатель, учитель)»; СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

Педагогический процесс я строю на основе основной образовательной   программы дошкольного образования  МБДОУ г. Мурманска № 46, которая разработана на основе   комплексной программы «Детство» под редакцией В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой, Н.А. Ноткиной; коррекционной программы дошкольного образования: «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» С. Г. Шевченко. Образовательная программа утверждена на педагогическом совете от 26.02.2015 года. Протокол №4.

Активно совершенствую методы обучения и воспитания. В образовательной    деятельности широко использую такие методики  как:

          - Методика по физическому развитию Л.И. Пензулаевой;

        - Методика Л.М. Шипицыной, О.В. Вороновой, Т.А. Ниловой «Азбука общения»;

        -Методика Комаровой Т.С., А.И. Савенкова. «Коллективное творчество детей»;

-  Методики Лыковой И.А. «Художественный труд в детском саду», «Изобразительная деятельность в детском саду» , «Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду»;

- Методика С.Н. Николаевой «Методика экологического воспитания в детском саду».

Для реализации содержания основной образовательной программы использую следующие педагогические технологии:

- здоровьесберегающие технологии Ю.Ф. Змановского, Б. С.Толкочёва;

- педагогические технологии проектной деятельности;

- игровые технологии;

- технологии экологического воспитания С.Н. Николаевой;

-  информационно-коммуникативные технологии.    

Образовательную деятельность, осуществляю в процессе организации различных видов детской деятельности, согласно ФГОС ДО и образовательной программе МБДОУ г. Мурманска №46, включая игровую, коммуникативную (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательскую (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы,  формирование элементарных представлений о видах искусства и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала,  музыкальную, художественно-творческую  и двигательную.

Использую методы работы, отвечающие основным принципам федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.  

Планирование и организацию образовательного процесса осуществляю с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей группы, состояния их здоровья.   С целью оценки индивидуального развития детей согласно ФГОС ДО, провожу  педагогическую  диагностику  в соответствии с целевыми ориентирами ДО. Для  этого  я использую метод наблюдения, контрольные срезы. Оценка индивидуального развития детей позволяет мне  определить  эффективность  педагогических действий для  дальнейшего планирования. Результаты  использую исключительно для решения образовательных задач: индивидуализации образования и повышения эффективности образовательной  работы с детьми  своей группы.

Организация развивающей предметно-пространственной среды

в группе в соответствии с ФГОС ДО

  В группе создала предметно-пространственную  среду соответствующую требованиям ФГОС ДО, условиям реализации основной образовательной программы ДОО, принципам интеграции, вариативности, полифункциональности, доступности, безопасности, трансформированности. В группе продумано зонирование по гендерной принадлежности. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает  реализацию ряда  видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

  Подбор материалов и оборудования  осуществляю для всех видов деятельности  дошкольника (игровой, продуктивной, познавательная, исследовательская, творческая, двигательной)с учётом индивидуальных интересов воспитанников.

  Для соблюдения баланса учебной нагрузки, работу строю в соответствии с учебным планом и разработанной циклограммой совместных нерегламентированных видов деятельности. Для обеспечения дифференцированного подхода и организации образовательного процесса организую и провожу различные виды организованной образовательной деятельности: познавательно-исследовательскую, коммуникативную, продуктивную и т.д.

  Использую инновационные виды и формы работы: социально-значимые акции (экологические), клуб интересных встреч, проектную деятельность. Метод проектов дал возможность детям  самостоятельно получать знания, развил  у детей познавательные  возможности и коммуникативные навыки,  повысился уровень активности детей в самостоятельности, в решении поставленных задач.  

  Исходя из анализа возрастных и индивидуальных особенностей развития детей, пополняю предметно-пространственную среду в группе, провожу необходимые изменения и дополнения и организовываю так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом: размещение игр, пособий и оборудования по центрам позволило детям объединяться подгруппами по общим интересам.

  Для организации различных видов детской деятельности в группе создала центры развития: центр социализации; центр  речевого развития; центр здоровья;  центр науки и экспериментирования; центр художественно-творческой  деятельности; центр музыкального развития и театрального искусства; центр математики; центр коллекционирования; центр природы и экологии.

  В развивающую предметно - пространственную среду  вошёл различный дидактический материал: для развития памяти, внимания, воображения; для развития логического мышления; для развития эмоционально-волевой сферы; для развития сенсомоторных навыков; для развития коммуникативных навыков.

  Насыщенная предметно-пространственная образовательная среда стала основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития детей.

Методическая тема

«Эстетическое развитие детей дошкольного возраста с использованием  современных информационных технологий»

 

  Эстетическое развитие детей  является целью эстетического воспитания. Педагогическая наука определяет эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей.

  Актуальность.  Эстетическое воспитание – целенаправленное систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, то есть формирования эстетических восприятий, суждений, вкусов, чувств, эстетического сознания, правильного понимания прекрасного в действительности и в искусстве; развитие эстетических потребностей и интересов, способностей к творческому участию в преобразовании жизни по законам красоты. Эстетическое развитие – это длительный процесс становления и совершенствования эстетического сознания, отношений и эстетической деятельности личности. Эстетическое воспитание тесно связано со всеми сторонами воспитания. Оно усиливает воспитательный эффект других сторон воспитания через формирование эстетических чувств, эстетической отзывчивости, начальных эстетических и этических понятий и оценок. Все это обеспечивает комплексный подход к гармоническому развитию детей.   

    Сами идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления об  эстетическом воспитании, его задачах, цели изменялись, начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры  разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н.Джола, Д.Б.Кабалевский, Н.И.Киященко, Б.Т.Лихачев, А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, М.Д.Таборидзе, В.Н.Шацкая, А.Б.Щербо и другие.

  В использованной литературе имеется множество различных подходов к определениям понятий, выбору путей и средств эстетического воспитания. Рассмотрим некоторые из них. В книге "Общие вопросы эстетического воспитания в школе" под  редакцией известного специалиста по эстетическому воспитанию В.Н. Шацкой такая формулировка: "Советская педагогика определяет эстетическое воспитание как воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности - в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства".

  В кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как "система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве". В обоих определениях речь идет о том, что эстетическое воспитание должно вырабатывать и совершенствовать в человеке способность воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его.

  На современном этапе развития коммуникативных технологий, в рамках модернизации образования, обновления содержания образования, методов и форм организации образовательного процесса, использую в практике современные информационные технологий, которые помогли повысить  интерес детей к занятиям,  увеличить  уровень ассоциативно-образного и логического мышления, воображения. Внедрение проектной технологии и ИКТ позволило мне развить систему продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети, родители, педагоги). Развить у детей такие качества, как коммуникабельность, активность, повысить уровень компетентности родителей в вопросах  эстетического развития дошкольников.

На основании вышеизложенного определяю цель, объект, предмет и задачи  педагогического опыта.

  Цель: создание системы работы по художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста с использованием  современных информационных технологий.

 Объект. Процесс эстетического развития детей дошкольного возраста посредством использования ИКТ.

 Предмет. Использование компьютерных технологий  в  художественно-творческой деятельности для повышения эффективности образовательной работы по художественно-эстетическому направления развития  детей дошкольного возраста.

 Задачи

  1. Изучение состояния научных исследований проблемы развития познавательной активности детей дошкольного возраста с помощью  ИКТ.
  2. Поиск, разработка и внедрение в практику образовательной работы новых методов, обеспечивающих эффективное развитие познавательной активности детей в процессе экологического воспитания.
  3. Создание с помощью ИКТ условий для развития познавательной активности в процессе  художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста.
  4. Формировать  эстетическое  отношение детей к окружающему, т. е. развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, искусстве, в эстетике быта.
  5. Формировать   умения, навыки  в продуктивных видах деятельности детей.

Предполагаемые результаты

  1. Создание системы работы по художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста с использованием  современных информационных технологий.
  2. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства.
  3.  Создание     методического обеспечения для развития познавательной активности в процессе  художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста.
  4. Сформированность активной позиции родителей как участников образовательного процесса и повышение их компетентности в вопросах  эстетического  развития детей  с помощью ИКТ.

В педагогической практике использую следующие технологии:

  • игровые;
  • педагогические технологии проектной деятельности;
  • информационно - коммуникационных технологии.

В работе с детьми по ознакомлению с искусством и культурой народов мира применяю метод проектов, так мною разработаны и реализованы проекты «Вас приглашает Беларусь!», «Культура нардов Севера». В рамках празднования Дня Защитников Отечества с детьми реализовали проект «Наша армия родная».

Используя возможности программы PowerPoint, мною были разработаны презентации по темам:

- «Знакомим детей дошкольного возраста  с живописью»;

- «Деревья в нашем парке»

- «Знакомим детей дошкольного возраста  с художниками - иллюстраторами»;

- «Ознакомление детей дошкольного возраста со скульптурой малых форм»;

- «Знакомим детей дошкольного возраста с художниками- живописцами».

   Разработала:

- перспективный план по ознакомлению детей с живописью для детей среднего и старшего дошкольного возраста;

- перспективный план работы в центре искусства с детьми дошкольного возраста;

- серию конспектов занятий по направлению «Художественно-эстетическое развитие» для детей среднего и старшего дошкольного возраста;

-  дидактические  игры с использованием программы PowerPoint на формирование представления о том, что художественные картины относятся к искусству живописи:

- натюрморт, его виды (цветы, плоды, овощи, предметы быта): «Составь натюрморт» и др.;

- пейзаж, его виды (ландшафт, природа в разные сезоны, городской, морской): «Пейзаж. Времена года» и др.;

-  скульптура и  живопись:«Скульптура или живопись?» и др.

Эти игры использую с детьми  в организованных видах деятельности и  в индивидуальной работе.

Для формирования  у воспитанников эстетического отношения к окружающему миру, элементарных представлений о видах искусства  использую ЦОР в сети Интернет такие как:  

- Социальная сеть работников образования - nsportal.ru;

- Международный образовательный портал-maam.ru;

- Учительская копилка -uchkopilka.ru;

- Инфоурок - infourok.ru;

- Учебно - методический кабинет - ped-kopilka.ru

     Кроме того, в ходе работы над темой оформиланастольно-печатные дидактические игры:  

- на углубление представлений о разных видах и жанрах изобразительного

искусства: графика (станковая, прикладная, эстамп,  плакат), живопись (пейзаж, натюрморт, портрет); на умение  видеть их особенности и отличительные признаки;

- на умение создавать орнаменты и узоры растительного и предметного

характера, используя ритм, симметрию в композиционном построении;

- на расширение  представление о национальном костюме: назначение, традиционность образов, узоров и орнаментов, их связь с природой, народным бытом, культурой, традициями и обычаями.

Оформила:

- коллекцию видов бумаги, ткани;

- подборку художественного слова о природе;

- альбомы по народным промыслам;

- картотеку дидактических игр по декоративно-прикладному искусству;

- картотеку  жанров живописи;

- альбом виды скульптуры;

- картотеку методической литературы, периодической печати,  статей из журналов по вопросам эстетического воспитания.

Организация взаимодействия  с родителями

Организацию взаимодействия с родителями по эстетическому  развитию детей дошкольного возраста с использованием  современных информационных технологий я провожу по следующим направлениям:

  • повышение теоретических знаний по теме: обеспечение комплексной работы по повышению компетентности  в эстетическом развитии детей средствами  художественного творчества;
  • внедрение эффективных методов и приёмов активизации родителей как участников образовательного процесса в процессе эстетического развития детей;

Важным элементом использования ИКТ для взаимодействия   с родителями считаю проведение семинаров-практикумов, консультационных пунктов с использованием ИКТ. Они носят просвещенческий характер, направлены на расширение знаний родителей в области художественно-эстетического   воспитания детей. На  родительском собрании «Художественно-творческое развитие детей среднего дошкольного возраста» провела практику по изготовлению  «Голубя» в технике оригами с использованием  последовательности складывания фигурки  разработанной   в программе PowerPoint.  Разработала презентации для родителей «Нетрадиционная техника рисования и экспериментирование в детском саду и дома», «Использование бросового материала в художественном творчестве с детьми дошкольного возраста».

Совместно с детьми и родителями мы пополнили картотеку дидактическими играми, тематическими альбомами, выставками рисунков, презентациями,  созданными с помощью ИКТ, необходимыми для развития представлений об искусстве.

Использование ИКТ в работе с родителями я  продуктивно сочетаю с традиционными способами взаимодействия. В помощь родителям   оформляю  информационный стенд, где помещаются статьи, заметки на становление эстетического отношения к окружающему миру;  Центром внимания остаются странички о прохождении в группе и в нашем учреждении  выставок художественного творчества детей и родителей, рекомендации по здоровому образу жизни.   Информация в родительском уголке, разработанная и оформленная с использованием различных программ, в том числе Excel, WordPad.

На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определённая система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками и помощниками, создалась атмосфера взаимопонимания и уважения.

Организация физкультурно-оздоровительной работы.

Основной задачей своей педагогической деятельности считаю сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Образовательный процесс по данному направлению строю с  опорой на основополагающие принципы здоровьесберегающих технологий  Ю.Ф. Змановского, Б.С. Толкачёва, Н.В. Алябьевой.     Для этого направления разработала систему физкультурно-оздоровительной работы, в которую вошли:

- план физкультурно-оздоровительной работы;

- модель организации жизнедеятельности детей, составленную с учётом здоровья детей;

- циклограмма совместных видов деятельности, для баланса между двигательными и статичными видами деятельности;

- модель двигательного режима детей в течение дня;

- перспективный план по профилактике стоматологических заболеваний;

- перспективный план по ЗОЖ для старшего дошкольного возраста;

- тематический план физкультурно-познавательных занятий;

- серия конспектов физкультурно-познавательного характера;

- серия тематических бесед по валеологии;

- серия конспектов по формированию у детей здорового образа жизни.

     

Создала в группе:

- центр здоровья, куда вошли атрибуты и пособия для двигательной деятельности и физических упражнений, корригирующие дорожки, шнуры, ленточки, маски для подвижных игр и др.

Разработала и оформила:

- паспорта здоровья детей группы;

- стенд «Папа, мама и я – спортивная семья!»;

- картотеки утренней, бодрящей, и корригирующей гимнастик;

- картотеку дыхательной гимнастики;

- картотеки подвижных игр в группе и на улице по сезонам;

- картотеку народных подвижных игр;

- картотеку физкультминуток и считалок на все виды деятельности;

- картотеку физкультурных занятий в зале и на улице на все сезоны;

- картотеку тренирующих игровых дорожек;

- картотеку релаксационных игр-упражнений.

Изготовила дидактические игры по приобщению детей к гигиенической культуре, к здоровому образу жизни; атрибуты к сюжетно-ролевым играм спортивного содержания.

При организации физкультурно-оздоровительной работы учитываю индивидуальные особенности детей, группу здоровья, противопоказания, которые имеются у детей в связи с заболеванием.

Работу веду в тесном контакте с медицинским персоналом и инструктором по физическому воспитанию.

Последовательные, систематичные, в комплексе проводимые мероприятия по оздоровлению детей помогли увеличить двигательную активность, повысить интерес к физической культуре. Рационально организованная предметно-развивающая среда и двигательная деятельность помогает вовремя обеспечить психологическую разгрузку детей и сохранить хорошее самочувствие и эмоциональный комфорт каждому ребёнку. Всё это способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников.

Работа по физическому развитию и оздоровлению детей организована в тесном сотрудничестве с семьёй и строится с учётом основных принципов: единство цели и задачи воспитания здорового ребёнка.

Разработала и оформила:

-  консультации: «Поговорим о здоровом питании», «Закаливание», «Как правильно подобрать лыжи», «Пропаганда здорового образа жизни», «Какую обувь покупать детям». «Если у вашего ребёнка плоскостопие», «Золотые правила питания» и т.д.

- картотеку для родителей «Дыхательная гимнастика»,«Гимнастика для глаз»;

- информационный стенд об укреплении и сохранении здоровья детей, о влиянии севера на здоровье;  

- фотостенды: «Дружим со спортом», «Спорт ребятам, очень нужен», «Здоровье в порядке – спасибо зарядке». Это позволило более эффективно взаимодействовать с родителями по формированию здорового образа жизни у детей, выработать в детях разумное отношение к своему организму, привить необходимые санитарно-гигиенические навыки, увеличить двигательную активность, повысить интерес к физической культуре.

Итогом работы явилась положительная динамика в формировании двигательных навыков и развитии физических качеств детей.