Обобщение и распространение собственного педагогического опыта
Всех приветствую на своей странице. В современных реалиях портфолио учителя является инструментом мониторинга профессиональной деятельности педагога. Это продолжение моего портфолио, межаттестационный период 2016-2022гг
Целью моей педагогической деятельности является обеспечение качества образования учащихся на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, интернет технологий как основы и гарантии социальной значимости личности.
В связи с поставленной целью мною были определены следующие задачи:
· вовлечение каждого учащегося в процесс активного учения.
· овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты; применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
· включение учащихся в проектно-исследовательскую работу в урочной и внеурочной деятельности;
· воспитание качеств гражданина, патриота; формирование потребности самовыражения, самоопределения, самореализации;
· создание здоровьесберегающего образовательного пространства.
Поставленные цели и задачи реализую путём оптимизации образовательного процесса посредством использования инновационных технологий: модульной технологии, информационно-коммуникационных технологий, технологии деятельностного обучения; метода проектов. Их сочетание и системное применение позволяют формировать следующие компетенции: информационную (способность грамотно выполнять действия с информацией); коммуникативную (способность вступать в общение с целью быть понятым); социальную (способность действовать в социуме с учётом позиций других людей); предметную (способность применять полученные знания на практике).
Материал курса последовательно располагаю по модулям, а его разбиваю на учебные элементы. Каждый учащийся получает индивидуальный модуль (технологическую карту) деятельности, и самостоятельно работает по УЭ (учебным элементам) на основе постоянного диалога учителя и учеников. Учитель выступает в роли консультанта. Структуру занятий я выстраиваю поэтапно:
1. Вводный инструктаж, на котором подвожу к постановке целей и задач урока,представляю группе учебный элемент, который осваивается на занятии, совместно с учениками устанавливаем связь этого элемента с предыдущими и последующими учебными темами, разбираем структуру данного УЭ, знакомимся с условиями проверки достижений.
2. На следующем этапе организую, выполнение учебного элемента: осваиваем его содержание, выполняем упражнения, задания и практические работы. Вовлекаю каждого участника учебно-воспитательного процесса в деятельность по овладению новых знаний, что способствует развитию навыков владения у учащихся операциями: анализировать, сравнивать, классифицировать, выделять главное, доказывать, находить причинно-следственные связи, и т.д.
3. Для определения степени достижения целей учебного элемента подготавливаю дифференцированные тестовые задания, творческие работы. Ученики приобретают навыки самоконтроля и самооценки.
4. Совместно с детьми провожу рефлексию урока. Самокоррекция, самоанализ своей деятельности позволяет учащимся оценить себя на данном этапе и наметить дальнейший ход работы.
Блочно-модульное обучение позволяет мне включить каждого ученика в образовательный процесс, сделать уроки интересными, осуществить индивидуальный подход и опережающее обучение.
В центре внимания находиться личность, ее индивидуальность и неповторимость.
В рамках модульного обучения мною разработаны методические инструкции, пошаговый план подачи учебного материала. Такие инструкции сформированы в учебно-методические комплекты по всем программным разделам информатики, программированию и информационным технологиям. В него входят рабочие программы и тематические планы, учебные пособия, задания практического плана, контролирующие материалы, электронные обучающие средства, положения и инструкции для проектных работ. А также я постоянно совместно с учащимися разрабатываю медиа- и мультимедиа ресурсы для своих уроков.
Модульная технология хорошо сочетается и интегрируется с другими технологиями – это проблемное обучение; разноуровневое обучение, коллективная система обучения (КСО), здоровьесберегающие технологии, проектный метод обучения, которые я успешно применяю на своих занятиях.
Ведущую роль отвожу проектной технологии, способствующей созданию условий для формирования и развития внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению общей компьютерной грамотностью; повышения мыслительной активности учащихся и приобретения навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью; речевого развития учащихся, совершенствования коммуникативной компетенции в целом; развития индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, потребности в самообразовании; более результативного решения задач образования, развития и воспитания личности учащегося; изменения роли учителя в образовательной среде.
Мною наработана методика творческих проектов. Хорошо продумываю структуру осуществляемых проектов. Свою работу выстраиваю в определенную последовательность действий:
1. Определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
2. Выдвижение гипотез их решения;
3. Обсуждение методов исследования;
4. Обсуждение способов оформление конечных результатов;
5. Сбор, систематизация и анализ полученных данных;
6. Подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
В моей практике наработаны различные виды творческих, проектных работ: учебные проекты; по окончанию изучения темы, раздела, программного приложения; защита проекта как форма зачёта; исследовательские проекты; итоговый проект элективного курса. Критериями оценки результатов работы учеников является владение способами познавательной деятельности: умением использовать различные источники информации, методы исследования, умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям; умение ставить цель, составлять и реализовать план, проводить рефлексию, сопоставлять цель и действие. Ученик становится самостоятельным, смелым, активным участником в образовательном процессе. Так же принципиально меняется и роль учителя. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером. С помощью метода проектов достигается интеграция с другими предметами учебного цикла, вызывается устойчивый интерес учащихся к углублению знаний.
Я создала банк творческих проектов учащихся и постоянно его пополняю.
Успешно и эффективно использую на своих уроках форму деловой игры, моделирование практических жизненных ситуаций.
Наработан опыт по индивидуальным программам «Метод проектов как средство формирования познавательных УУД на уроках информатики», «Конструирование урока с использованием современных цифровых образовательных ресурсов», «Использование интерактивных технологий для достижения метапредметных результатов», «Использование сервиса LearningApps для создания интерактивных заданий», «Применение сервисов Google в образовательном процессе».
Имею стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательной программы в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Уровень освоения государственного образовательного стандарта за последние 3 года составляет 100%; качество знаний - от 55 до 88 %, динамика положительная. Ежегодно мои ученики сдают ОГЭ по информатике. В 2017-2018 г из 20 человек 100% сдали, а средний балл 14,8 баллов.
Деятельность в области здоровьесбережения выстраиваю через эффективное использование различных форм, методов и приемов, во время урока. Таких как учет периодов работоспособности детей на уроках; учет возрастных и физиологических особенностей детей на занятиях; наличие эмоциональных разрядок на уроках; чередование позы с учетом видов деятельности; использование физкультурных пауз на уроках; использование специальных упражнений для глаз. Одним из важнейших аспектов считаю создание психологического комфорта школьников во время урока. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, моя позитивная реакция на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым я располагаю.