Работа по самообразованию "Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС СОО "

Козлова Людмила Михайловна

Автор работы предлагает познакомиться с особенностями качества образования; требованиями Федерального государственного образовательного стандарта к уровню и качеству усвоения образовательной программы учащимися; с понятием и факторами качества на этапе современного образования;

Образование-важная сфера жизни каждого человека. От образования напрямую зависит   интеллектуальное, культурное, нравственное развитие личности и общества в целом. Результат образования определяет уровень личности, приводя её к новому качеству, которое выражается в совокупности новых знаний, умений, навыков, в проявлении себя в социуме и в профессиональной деятельности.

Основное и среднее образование в России завершается проведением государственной итоговой аттестации (ГИА). Это общее название экзаменов, которые необходимо сдать учащимся для получения школьного аттестата. ОГЭ-государственная итоговая аттестация для учащихся 9 класса, ЕГЭ-государственная итоговая аттестация для учащихся 11 класса.

Закон «Об образовании в РФ» предусматривает существенное расширение процесса оценки образовательных достижений учащихся, включая государственную итоговую аттестацию выпускников основной и средней школы. Итоговая аттестация проводится по единым измерительным материалам, мониторинговым исследованиям федерального, муниципального, регионального уровней, независимую оценку качества образования и внутреннюю концепцию оценки качества образования учебной организации. Увеличивается количество организаций, занимающихся разработкой инструментов для оценки достижений учащихся. Это происходит в связи с расширением спектра внешних оценочных систем. Появляется проблема обеспечения преемственности процесса внешней оценки и внутренней оценки. Взаимодействие внешней и внутренней оценки может осуществляться путем использования единых показателей качества подготовки обучения и требований к построению инструментов оценки по конкретному предмету. Федеральный государственный образовательный стандарт, основываясь на системно-деятельностном подходе, требует внесения соответствующих изменений в оценку учебных достижений.  Подход, при котором главенствующую роль и место занимает освоение учащимися предметных знаний как качественного показателя, должен уступить место деятельностному подходу, который основывается на освоении учащимися различных видов деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет требования к результатам обучения, учитывая включение не только предметных, но и метапредметных факторов освоения программы образования.  Это говорит о том, что помимо разработки инструментов оценки предметных результатов, необходимо работать и над концептуальным подходом к оценке метапредметных достижений обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ К СДАЧЕ ЕГЭ ПО РУССКОМУ

ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СОО»

. Структура и содержание контрольных измерительных материалов для проведения ЕГЭ по русскому языку.

Контрольные измерительные материалы (КИМ) единого экзамена содержат тесты с большим количеством разнообразных заданий, предлагающих ответы на эти задания в удобной форме для компьютерной обработки. Структура и содержание контрольных измерительных материалов предполагают понимание при проверке и обработке результатов следующих показателей:

1. Уровень овладения учащимся –выпускником учебным материалом, предусмотренным государственным образовательным стандартом. КИМ учитывает все компоненты проверки знаний, умений и навыков.

2. Уровень владения учащимися-выпускниками стандартным и творческим компонентами учебной программы.

3. Полнота КИМ, что значит обеспечение полного «покрытия» образовательного стандарта.

4. Надежность КИМ, что подразумевает немного избыточный запас вопросов, задач или упражнений, дублирующих наиболее значимые темы программы во избежание влияния мелких недочетов на результат экзамена.

5. Дифференцирующая способность КИМ, что подразумевает обеспечение статистических дифференцированных показателей выпускников с учетом их подготовленности. На подготовительной стадии разработки КИМ необходимо предусматривать возможность получения групп «слабо», «средне», «хорошо», «очень хорошо» среди выпускников.

Составление КИМ реализуется при участии высококвалифицированных научно-педагогических коллективов, владеющими в совершенстве основами технологии с учетом психических, физиологических, возрастных особенностей учащихся, предполагая четкую процедуру статистической обработки результатов.

Подготовка к экзамену не обходится без проработки демонстрационного контрольного измерительного материала. КИМ разрабатываются специалистами ФИПИ. Задания в КИМ различного года очень схожи, поэтому предварительно можно ознакомить учащихся, до наступления периода сдачи единого экзамена, с примерами КИМ прошлых лет.

Для получения объективной оценки качества подготовки учащихся на основании усвоения ими программы среднего общего образования, применяются задания стандартизированной формы (КИМ), единый государственный экзамен проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

На основе контрольных измерительных материалов устанавливается уровень освоения выпускниками Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.

Результаты единого государственного экзамена по русскому языку признаются при дальнейшем прохождении выпускником образовательных программ среднего (полного) общего образования и среднего профессионального образования в качестве результата ГИА. Организации высшего образования признают результат ЕГЭ по русскому языку как вступительный по предмету, при условии, что выпускник имеет достаточное количество баллов.

При оценивании результатов Государственной итоговой аттестации для выпускников 11-х классов встречаются разные виды баллов:

 Максимальный и минимальный первичный балл (суммарный результат работы), для каждой дисциплины имеет свой порог. В 2019-2020г. по русскому языку минимальный балл-16, максимальный-58.

Аттестационный-понятие, существующее для обязательных дисциплин (минимальный результат, необходимый для получения аттестата). Если установленный минимум не был набран учащимся по предмету, то экзамен пересдается учащимся в резервные дни.

 Тестовый (от 1 до 100, перевод первичного балла в тестовый)-результат, который заносится в сертификат и учитывается при поступлении в ВУЗ.

Проходной-порог, на который ориентируются абитуриенты для оценивания своих шансов стать студентом того или иного высшего учебного заведения. 

В 2019 году при отборе абитуриентов университеты ориентировались на минимальные баллы, установленные Рособрнадзором (36 баллов), но речь идет о том, что в 2020-2021 году Минобрнауки приняло решение о повышении порога (40 баллов) для желающих обучаться в университетах России по программам бакалавриата и специалитета (данные для экзамена по русскому языку). По данному вопросу можно ознакомиться с информацией, перейдя по ссылке:

https://zen.yandex.ru/media/propostuplenie/minobrnauki-povysilo-minimalnye-bally-ege-5dc5750e1b50cd22ca7ad12e

С Приказом об определении количества баллов ЕГЭ в 2020г. можно ознакомиться, перейдя по ссылке в разделе «Литература».

Содержание работы единого государственного экзамена основано следующих документах:

1) Федеральный компонент государственного стандарта основного

общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089);

2) Федеральный компонент государственного стандарта среднего

(полного) общего образования, базовый и профильный уровни (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).

Построение моделей экзаменационных программ определяются требованиями нормативных документов, традиций отечественного образования, тенденций современной оценки результатов обучения. При этом применяются концептуальные подходы к результатам освоения русского языка, содержащие в себе подходы:

Компетентностный- с целью проверки предметных компетенций: лингвистический анализ языковых явлений, языковую компетенцию, т.е. владение русским языком на практике, соблюдение языковых норм, коммуникативной компетенции, владение различными видами речевой деятельности и навыки восприятия чужой речи;

Интегрированный- с целью понимания внутреннего и внешнего отношения к системе языка и интеграции подходов к проверке когнитивного и речевого развития выпускника;

Коммуникативно-деятельностный- с целью освоения системы знаний по формированию коммуникативных умений учащегося, что дает стабильность и успешность коммуникации учащихся;

Когнитивный- с целью определения способности осуществления выпускником учебных действий: сравнение, анализ, обобщение, конкретизация, классификация, установление закономерностей, правил и т.п.

Личностный- с целью выявления интеллектуальных возможностей выпускника.

В структуре КИМ по ЕГЭ содержится (информация по 2019г):

Каждый вариант экзаменационной работы составлен из двух частей, включает 26 заданий, отличающиеся уровнем сложности и формой.

Часть 1:

Содержит в себе 25 заданий с кратким ответом. Для этого представлены задания открытого типа с учетом записи самостоятельно сформированного верного ответа, задания на выбор и запись одного или нескольких верных ответов из предложенных. В части 1 ответы указываются в соответствующей записи в виде цифр или слов.

Часть 2:

Содержит 1 (26) задание открытого типа, предполагающее развернутый ответ. Это сочинение. Данное задание нацелено на проверку умения выпускника создавать собственное высказывание, основываясь на прочитанном тексте.

Задание КИМ ЕГЭ распределены в следующем порядке:

Часть 1-проверка усвоения учебного материала на базовом и на высоком уровне сложности;

Часть 2-сочинение, может быть написано на любом уровне сложности (базовом, повышенном, высоком).

Варианты экзаменационной работы равноценны по трудности,

 структуре, параллельны по расположению заданий: под одним и тем же порядковым номером во всех вариантах работы находятся задания, проверяющие одни и те же элементы содержания.

На выполнение экзаменационной работы дано 210 минут, т.е. 3,5 часа. За верное выполнение всех заданий экзаменационной работы можно получить максимально 58 первичных баллов.

В 2019 году ЕГЭ по русскому языку претерпел значительные изменения.

Количество заданий экзаменационной работы увеличилось с 26 до 27.

В задании 21 (новое) проверяется умение осуществлять пунктуационный анализ текста. Учащемуся необходимо продемонстрировать знания работы с двоеточием и тире, а не только работу с запятыми, как было в предыдущих версиях экзаменационных работ.

Обновился формат заданий 2, 9–12, а именно:

 2 задание- ученикам не предоставляются варианты пропущенных слов, которые необходимо внести в пропуск, учащиеся самостоятельно предлагается выбрать эти слова. В задании строго указана необходимая языковая единица.

 9-12 задания- увеличен объем задания и расширен диапазон проверяемых знаний.

В 2019 году в заданиях отсутствует точная информация о количестве правильных ответов.

Экзаменационная работа требует более глубоких знаний учащихся в области орфографии и пунктуации.

Для некоторых заданий переработан уровень сложности.

27 задание- появились более точная формулировка и критерии оценивания развернутого ответа - написания сочинения. Из критериев оценки   удалены упоминания об аргументах из литературы или жизненного опыта при обосновании собственной позиции. Этот критерий оценивается только в один балл. Комментирование сформулированной проблемы оценивается теперь в 5 баллов (ранее 3).

Учащимся нужно привести два примера-иллюстрации из основного текста, а также пояснить их и выявить между ними смысловую часть. Для этого им необходимо глубже анализировать текст.

 20 задание прошлого периода стало заданием 6 и сдвинула всю нумерацию вниз.

1 задание теперь оценивается в 2 балл, а не в 2 как ранее.

Но это не влияет на общий итог баллов, т.к. в работу добавилось 1 задание.

  В папке «Литература» к данному модулю можно ознакомиться с комментариями к изменению КИМ ЕГЭ в 2019 году.

В 2020 году структура и содержание КИМ не были изменены. Уточнены критерии оценивания ответов на задания 27 (сочинение). Этот вопрос будет подробнее рассмотрен в дальнейших темах программы.


Тема 2. Контрольно-измерительный материал как основной инструмент единого государственного экзамена.

Контрольные измерительные материалы являются основным рабочим инструментом для измерения уровня подготовленности учащихся-выпускников. Эти материалы (тесты) различаются по вариантам. Задания внутри теста различаются по типам, т.е. вариантам и способам указания ответов на вопросы тестов. Также, тесты отличаются и по уровню сложности. Автоматической проверке подлежит большая часть заданий, что дает подсчет общего числа баллов за выполненную работу. Это число баллов имеет название «Первичный балл». Уровень первичных баллов дает возможность составить рейтинговый список учащихся школы (города, округа, района). Но окончательной оценкой является тестовый балл.

Первичные баллы пересчитываются в тестовые. Это необходимо вследствие некоторых причин:

1. Первичная шкала не линейная. Это можно отследить на примере распределения баллов: если учащийся «А» набирает, к примеру, 20 баллов, а учащийся «В» набрал 50 баллов. Для улучшения результатов учащегося «А» на 10%, ему необходимо набрать еще дополнительно 2 балла, в то время как учащемуся «В» для тех же 10% надо набрать еще 5 баллов. При этом учащийся «А» решает еще два нетрудных задания, а учащийся «В» увеличивает балл за счет решения сложных заданий, т.к. легкие варианты заданий он уже выполнил. Первичная шкала имеет различный вес между метками в начале и в конце, что называется нелинейным.

2. Первичная шкала не объективна. Оценочная шкала должна давать объективные результаты, не зависящие от уровня сложностей задания. Это называется инвариативность к степени трудности КИМ. Ограничиваясь первичным баллом, можно мириться с инверсией в рейтинговых списках, т.е. может изменяться порядок следования участников в списке в зависимости от случайного выбора номера варианта.

3. Первичная шкала не надежна. При оценивании теста необходимо обращать внимание не только на уровень и характеристики выполненных заданий, но и тех заданий, которые не удалось выполнить учащемуся. Объективная оценка уровня сложности каждого задания контрольного измерительного материала можно с помощью специальной математической обработки всей статистической информации.

Вследствие этого стоит отметить, что первичные баллы не могут характеризовать меру подготовленности испытуемых. Их необходимо рассматривать как исходный материал, учитывая дальнейшую специальную обработку и пересчет в тестовые баллы.

Тестовые баллы-это окончательный продукт, законченный результат единого экзамена. Тестовый балл рассматривается как количественная оценка степени усвоения государственного образовательного стандарта.

Задачи КИМ:

  • Возможность квалифицированной «обратной связи» по вопросам образовательных достижений и недочетов учащихся;
  • Повышение прозрачности и объективности процедур контроля и оценки; 
  • «Доказательность» достижения заявленных образовательных результатов.

В папке «Литература» к данному модулю можно подробно ознакомиться с вариантами КИМ по русскому языку в 2020 году.

Тема 3. Демонстрационные варианты проведения государственного экзамена по русскому языку.

Демонстрационный материал предназначен для представления возможности учащемуся, участнику единого государственного экзамена, составить представление о структуре и содержании вариантов контрольных измерительных материалов, на основании которых строится экзаменационный материал по тому или иному предмету. Демонстрационный материал информирует о количестве заданий в тесте, форме их представления, уровне сложности экзаменационной работы. Приводятся критерии оценки выполнения заданий с учетом развернутого ответа, включенного в демонстрационный вариант, что дает понимание требований к полноте и правильности записи этого ответа.

Знакомясь с демонстрационными вариантами контрольных измерительных материалов по русскому языку необходимо помнить, что задания, содержащиеся в нем, не отражают всех элементов, проверяемых в экзаменационной работе с помощью КИМ. В кодификаторе приведен полный перечень компонентов содержания, контролирующийся на едином государственном экзамене на основе требований, предъявляемых к уровню подготовки выпускников. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки для проведения ЕГЭ по русскому языку –это документ, устанавливающий структуру и содержание КИМ ЕГЭ. Кодификатор основывается на Федеральном компоненте государственного стандарта основного общего и среднего общего образования по русскому языку (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089). Ссылка на документ в разделе «Литература».

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ определяет перечень элементов, проверяемых на едином государственном экзамене по русскому языку. Есть крупные блоки, которые разбиваются на более мелкие компоненты.  

В русском языке кодификатор подразделяется на 2 области:

1. Перечень элементов содержания, проверяемых на ЕГЭ по русскому языку;

2. Перечень требований к уровню подготовки выпускников, проверяемых на ЕГЭ по русскому языку;

Демонстрационный вариант по русскому языку для прохождения ЕГЭ -11, содержит в себе две части:

1.  Задания с кратким ответом;

2. Письменная работа по тексту (сочинение);

В сравнении с демонстрационным вариантом ЕГЭ 2017 г., в 2018г.произошли некоторые изменения:

1. Внесено задание № 20. Это задание базового уровня, нацеленное на проверку знаний лексических норм современного русского литературного языка;

2.  За выполнение всей экзаменационной работы изменен максимальный балл: с 57 он увеличен до 58.

Как ранее отмечалось в теме 2., были внесены изменения в экзаменационную работу по русскому языку и в 2019 году.

В составе демонстрационных вариантов ЕГЭ по русскому языку содержатся правильные ответы к заданиям, критерии оценивания задания по работе с текстом (сочинения). Материалы демонстрационного варианта приведены на официальном портале Единого Государственного Экзамена.

В качестве примера стоит отметить, что ранее, в период 2002-2014г., демонстрационные варианты ЕГЭ по русскому языку для выпускников 11 класса содержали 3 части:

 1 часть-содержала задания с выбором одного из предложенных ответов;        

 2 часть- задание с вариантом краткого ответа;

 3 часть-письменная работа по тексту (сочинение).

В 2013 году демонстрационный вариант ЕГЭ по русскому языку изменил формат задания А1, а также время выполнения экзаменационной работы было увеличено с 180 минут до 210 минут, т.е. произошло увеличение времени на 30 минут.

В 2014 году демонстрационный вариант ЕГЭ уточняет критерии проверки и оценки выполнения экзаменационного задания с развернутым ответом (К2).

В 2015 году демонстрационный вариант ЕГЭ по русскому языку претерпел изменения более ощутимые, в сравнении с прошлыми периодами, а именно:

1.Каждый вариант экзаменационной работы с этого периода содержит 2 части: 1-задание с кратким ответом; 2-задание с развернутым ответом (сочинение);

2. Сквозной стала нумерация заданий работы без буквенных обозначений А, В, С;

3. Произошла замена формы записи результата для заданий с выбором ответа: ответ должен быть записан цифрой с номером верного параметра, вместо отметки верного ответа крестиком;

4. Сократилось количество заданий с 39 до 25;

5. Изменился формат заданий работы;

6. Максимальный балл за выполнение экзаменационной работы был изменен в сторону уменьшения с 64 до 55;

7. Была включена работа со словарной статьей для проверки понимания лексического значения слова;

2016г. повлек за собой изменения в демонстрационном варианте ЕГЭ по русскому языку следующим образом:

1. Увеличение отбора языкового материала для экзаменационных заданий 7 и 8;

2. По заданию 25 внесены уточнения по формулировке и критерию оценивания;

3.  Максимальный балл за выполнение всей экзаменационной работы был изменен в сторону увеличения с 56 до 57;

В сравнении с 2016 годом демонстрационный вариант ЕГЭ по русскому языку в 2017 году не был изменен.

В сравнении с 2017 годом демонстрационный вариант ЕГЭ по русскому языку в 2018 году внесены изменения:

1. Добавлено задание № 20 базового уровня, выявляющее знание лексических норм современного русского литературного языка;

2. Увеличен максимальный балл за выполнение экзаменационной работы с 57 до 58 баллов;

В ЕГЭ по русскому языку в 2018 г. включено две части, содержащие 26 заданий.  Общее время выполнения экзаменационной работы-210 минут (3,5 часа). Для выпускника важно выполнить наибольшее количество заданий для получения наибольшего количества баллов.

Для выпускников 2019 года изменения не стали исключением. Более подробно они описаны в 1 теме данного модуля и представлены в вариантах документов в папке «Литература».

В структуре и содержании КИМ ЕГЭ по русскому языку в 2020 году сохраняются изменения, произошедшие в 2019 году:

 • увеличение количества заданий с 26 до 27 за счёт введения нового задания (№ 21);

 • изменение формата заданий 2, 9 – 12;

• расширение диапазона проверяемых орфографических и пунктуационных умений;

• уточнение формулировки задания 27 с развёрнутым ответом и критериев оценивания этого задания.

Структура КИМ экзаменационного материала:

• задания № 1,2,3-работа с языковым материалом, предъявленном в микротексте;

• задания № 4,5,6,7,8-работа с отобранным языковым материалом, предъявленном в виде отдельных заданий на проверку владения основными нормами (орфоэпическими, лексическими, морфологическими, синтаксическими) русского литературного языка;

 • задания № 9,10,11,12,13,14,15-работа с отобранным языковым материалом, предъявленном в виде отдельных заданий на проверку владения орфографическими нормами;

 • задания № 16,17,18,19,20,21-работа с отобранным языковым материалом, предъявленном в виде отдельных заданий и текста (задание 21);

• задания № 22, 23, 24, 25, 26-работа с языковым материалом, предъявленном в тексте;

• задание 27- работа над письменным монологическим высказыванием.

Литература:

1. Баллы ЕГЭ, проходные баллы, таблица оценок.

https://2020-god.com/minimalnye-bally-ege-2020-po-vsem-predmetam/

2. Приказ Рособрнадзора от 26.06.2019 N 876 "Об определении минимального количества баллов единого государственного экзамена, подтверждающего освоение образовательной программы среднего общего образования, и минимального количества баллов единого государственного экзамена, необходимого для поступления в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета"

 http://obrnadzor.gov.ru/common/upload/doc_list/Prikaz_Rosobrnadzora_ot_26_06_2019_N_876_Ob_opredelenii_min__kol-va_ballov_EGE_attestat__vuzy.pdf

3. Справка об изменениях в КИМ ЕГЭ 2020 г.

http://fipi.ru/sites/default/files/document/1576260089/izmeneniya_v_kim_ege_2020.pdf

4.Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089

https://minobr.gov-murman.ru/files/Pr_1089.pdf

Формы аттестации и оценочные материалы по дисциплине:

Форма контроля

Виды оценочных материалов

Зачет

Зачет в форме теста

Критерии оценивания:

  •  от 30 до 60 % правильных ответов теста –  оценка «удовлетворительно»;
  •  от 60 до 90 % правильных ответов теста –  оценка «хорошо»;
  •  от 90 % правильных ответов теста –  оценка «отлично».