Работа по самообразованию "Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС СОО "
Автор работы предлагает познакомиться с особенностями качества образования; требованиями Федерального государственного образовательного стандарта к уровню и качеству усвоения образовательной программы учащимися; с понятием и факторами качества на этапе современного образования;
Образование-важная сфера жизни каждого человека. От образования напрямую зависит интеллектуальное, культурное, нравственное развитие личности и общества в целом. Результат образования определяет уровень личности, приводя её к новому качеству, которое выражается в совокупности новых знаний, умений, навыков, в проявлении себя в социуме и в профессиональной деятельности.
Основное и среднее образование в России завершается проведением государственной итоговой аттестации (ГИА). Это общее название экзаменов, которые необходимо сдать учащимся для получения школьного аттестата. ОГЭ-государственная итоговая аттестация для учащихся 9 класса, ЕГЭ-государственная итоговая аттестация для учащихся 11 класса.
Закон «Об образовании в РФ» предусматривает существенное расширение процесса оценки образовательных достижений учащихся, включая государственную итоговую аттестацию выпускников основной и средней школы. Итоговая аттестация проводится по единым измерительным материалам, мониторинговым исследованиям федерального, муниципального, регионального уровней, независимую оценку качества образования и внутреннюю концепцию оценки качества образования учебной организации. Увеличивается количество организаций, занимающихся разработкой инструментов для оценки достижений учащихся. Это происходит в связи с расширением спектра внешних оценочных систем. Появляется проблема обеспечения преемственности процесса внешней оценки и внутренней оценки. Взаимодействие внешней и внутренней оценки может осуществляться путем использования единых показателей качества подготовки обучения и требований к построению инструментов оценки по конкретному предмету. Федеральный государственный образовательный стандарт, основываясь на системно-деятельностном подходе, требует внесения соответствующих изменений в оценку учебных достижений. Подход, при котором главенствующую роль и место занимает освоение учащимися предметных знаний как качественного показателя, должен уступить место деятельностному подходу, который основывается на освоении учащимися различных видов деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет требования к результатам обучения, учитывая включение не только предметных, но и метапредметных факторов освоения программы образования. Это говорит о том, что помимо разработки инструментов оценки предметных результатов, необходимо работать и над концептуальным подходом к оценке метапредметных достижений обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Анализ контроля обучения, оценивание итоговой аттестации ЕГЭ по русскому языку» | 99.72 КБ |
Предварительный просмотр:
История традиционных средств оценки учебных достижений.
В диагностировании уровня учебных достижений необходимыми
составными частями являются контролирование, оценивание знаний и
умений учащихся. Эти компоненты педагогических технологий применяются
очень давно. Контроль и оценивание полученных знаний неразрывно связано
со школой. В современном образовании, как и много лет назад, не утихают
споры о смысле оценивании и технологии этого. Вопрос заключается в том,
что должна показывать оценка, должна ли она быть индикатором качества
обучения, т.е. показывать именно уровень успеваемости учащегося или быть
показателем недостатков и достоинств методики обучения.
История развития системы оценивания описывает следующие этапы:
Первая бальная (оценочная) система возникла еще в средневековых
школах Германии. Балл означал разряд успеваемости учащегося в сравнении
с другими. К примеру: 1-й-лучший, 2-й-средний, 3-й –худший. Средний балл
имели наибольшее количество учеников и немного позже он был разделен на
три класса, что дало пятибалльную шкалу, которая с успехом практикуется в
отечественной педагогике.
К. Д. Ушинский критиковал формы контроля своего времени,
характеризуя это тем, что существующие методы подавляют умственную
деятельность учащихся. Учителю свойственно опрашивать одного или
несколько учащихся, в то время как остальные свободны от какой-либо
деятельности. При этом учащиеся испытывают волнение, т.е. находятся в
ожидании, что мешает учащемуся проявить любознательность и инициативу.
В демократической школе необходимы методы с выраженной обучающей и
развивающей направленностью во взаимосвязи с самоконтролем и с пользой
для самого учащегося.
Обсуждения оценочных методов длительное время результатов не
приносили. Оставался основной вопрос: Нужны ли оценки? Постановление
народного Комиссариата «Об отмене оценок» в мае 1918г. отменяло оценки
и вместе с ними экзамены. Для контроля и оценивания учебных достижений
стали применяться наиболее простые формы такие, как тетради учета,
«красные» и «черные» доски с записями лучших и худших учащихся, стали
внедряться «социалистические соревнования» и т.д. Это привело к
распространению различных форм самоучета.
Из школы буржуазной возникла система учета знаний по бригадно-
лабораторному методу с учетом работы бригады в целом. Это привело к
обезличиванию успеваемости и, как итог, к ослаблению качества
образования.
Постановление Центрального Комитета партии от 25 августа 1932г.
«Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе»
указывало, что «в основе учета школьной работы должен лежать текущий
индивидуальный, систематически проводимый учет знаний учащихся», а
также, что педагог в процессе учебной работы должен внимательно изучать
каждого учащегося. Это постановление было следствием острой критики со
стороны Центрального Комитета партии предыдущей организации работы в
школе, что привело к необходимости перестройки учебно-воспитательного
процесса.
В последующие годы была организована и проведена работа по
созданию упорядоченной и строгой системы учета успеваемости учащихся,
методов проверки и оценки знаний, умений и навыков.
В 1935г. применялась дифференцированная пятибалльная система
оценивания с применением «словесных отметок», а именно: отлично,
хорошо, удовлетворительно, плохо, очень плохо.
В 1944г. была осуществлена замена этому на систему цифровой
пятибалльной оценки.
В настоящее время применяется несколько шкал оценивания учебных
достижений. Некоторые шкалы используют цифровые обозначения баллов,
иногда и с учетом дробных, другие шкалы применяют буквенные
обозначения, к примеру, американская.
Оценка «1» в течение 20 века вышла из употребления, что дало в
результате 4-х бальную систему оценивания, которая применима в
современном оценивании. Эта система все еще применяется в России и
странах постсоветского пространства. Хотя стоит отметить, что некоторые
страны сегодня отходят от нее.
Так к примеру:
Беларусь перешла на 10-ти балльную шкалу оценки;
Украина перешла на 12-ти балльную шкалу оценки;
Прибалтика использует пятибалльную шкалу с учетом «1» как оценки
за невыполненную работу;
Молдавия перешла на 10-ти балльную шкалу оценки;
Грузия перешла на 10-ти балльную шкалу оценки.
Германия для оценки среднего образования использует 6-ти балльную
систему с обратным значением баллов, т.е. 6-«очень плохо».
Некоторые образовательные учреждения применяют систему оценки,
при которой применяется пересчет приведенных оценок в баллы для
выведения средней оценки. Соотношение баллов при этом выглядит так:
1=15 баллов, 2=12 баллов, 3=9 баллов, 4=6 баллов, 5=3 балла, 6=0 баллов.
Пятибалльная шкала используется в высшем образовании, 5
количественных и качественных параметров, идентичные 6-ти балльной
системе, кроме 6-го балла.
Франция применяет 20-ти балльную систему, Япония применяет 100-
балльную систему оценки.
Особенности методов оценки результатов обучения.
Целью проверки и оценки качества успеваемости учащихся является
выявление уровней овладения знаниями, умениями и навыками, способами
творческой деятельности. Применение совокупности методов проверки
знаний необходимо для понимания отношения учащегося к обучению, его
ритм и уровень работы с обучающими задачами и материалом.
К таким методам относятся следующие:
1 Повседневное наблюдение за работой учащихся.
Данный метод позволяет педагогу видеть и понимать поведение и
отношение учащихся к изучаемому материалу, восприятие и осмысление
этого материала, уровень развития памяти учащихся и проявление
сообразительности и самостоятельности умений и навыков на практике.
2 Устный опрос учащихся.
В методиках работы с предметом выявляется индивидуальный,
фронтальный, уплотненный опрос. Данный метод предполагает постановку
учителем вопросов на основе содержания пройденного материала, что
побуждает учащихся к ответам. Метод наиболее распространен при проверке
и оценке уровня знаний учащихся. Ответы учащихся показывают качество и
полноту усвоенного материала. В русском языке возможно совмещение
устного опроса и выполнения письменного задания. При фронтальном
опросе участвуют большее количество учащихся в отличии от
индивидуального. Эта форма опроса беглая, т.к. часто подразумевает краткие
ответы на вопросы по всем частям темы. Уплотненный опрос происходит
при участии одного учащегося с устными ответами, еще нескольких
учащихся –с письменным заданием, заранее составленных педагогом на
листочках, карточках или на доске. Этот опрос проводится одновременно для
всех этих участников, что экономит время на проверку знаний.
3 Письменная проверка.
К системе письменной проверки знаний приводит практика
уплотненного опроса. Суть письменной проверки состоит в том, что учитель
дает заранее заготовленное задание на отдельных листочках или карточках,
на письменное выполнение которого учащимся выделяется 10-12 минут. Это
система позволяет оценить знания всех учащихся в течение одного урока.
4 Поурочный балл.
Некоторым учащимся выставляется поурочный балл. Основанием для
этого служат ответы учеников и их уровень знаний, который они
демонстрируют в течение урока. В процессе урока учащийся может уточнять,
дополнять, углублять ответы других при проведении устного опроса. Также
учащийся может приводить примеры и принимать участие в ответах на
вопросы учителя при работе с новым материалом. Поурочный балл
поддерживает познавательную активность и внимание учащихся.
5 Контрольная работа.
Это проверка и оценка полученных знаний, умений и навыков
учащихся в практической или письменной форме после изучение ими тем
или разделов учебной программы.
6 Проверка домашней работы.
Этот вид контроля и оценки позволяет учителю понять уровень
отношения учащихся к процессу обучения, уровень качества усвоенного ими
материала, наличие пробелов и недочетов в полученных знаниях, уровень
самостоятельности при выполнении домашней работы.
Современное образование применяет множество новых методов
обучения и поэтому предъявляет иные требования и к методам контроля и
оценки знаний учащихся.
К таким видам можно отнести:
1 Программированный контроль.
Суть метода-предложение учащимся вопросов с 3-4 вариантами ответа
на каждый из них, с учетом единственного верного. Этот метод можно
применить одновременно ко всем учащимся класса на отдельных листочках
или на компьютере.
2 Тестирование.
Наибольшая объективность доступна тем оценкам, что получены
методом письменного тестирования. При тестировании необходима
статистическая обработка ответов, а также предварительная проверка на
большой группе учащихся. В школах применяются зачетные или
экзаменационные тесты. Также применяются поурочные тесты для текущей
оценки знаний учащихся на каждом уроке.
3 Эссе.
Не имеющий пока широкого распространения метод, но уже активно
применяющийся многими педагогами. Это сочинение-рассуждение
небольшого объема, имеющее свободную композицию, отображающее
индивидуальные впечатления и соображения по какому-то вопросу или
проблеме. Эссе-это выражение автором своей точки зрения, оценки о
предмете обсуждения с учетом творческого подхода и оригинальной подачей
материала. Эссе способствует более четкому выражению мыслей,
грамотному их формулированию, предполагая владение учащегося
терминами, понятиями, использованием цитат и аргументов по теме.
Предлагается 4 формы использования эссе:
1) Эссе как самостоятельная творческая работа по заданной теме, чаще
выполняется как домашнее задание;
2) Эссе как 30-ти минутная самостоятельная или контрольная работа по
теме изученного материала;
3) Эссе как 10-ти минутное свободное сочинение с целью закрепления
нового материала;
4) Эссе как 5-ти минутное свободное сочинение с целью подведения
итога и выводов урока, фиксирования сформировавшихся на уроке мыслей
по изученной теме.
Оценивание результатов итоговой аттестации по русскому
языку.
При проверке экзаменационной работы по ЕГЭ выставляются
«первичные баллы» за каждое правильно выполненное задание. По
завершению проверки работы первичные баллы суммируются и переводятся
в «тестовый» балл, который указывается в сертификате единого
государственного экзамена.
Проверка работы осуществляется двумя способами:
1 Автоматическая- применение специальных программ и технических
средств. Таким способом идет проверка заданий, требующих точных и
кратких ответов.
2 Ручная- проверка правильности развернутых ответов независимыми
экспертами. Таким способом проверяется итоговое сочинение, т.к.
«машинная» проверка не может верно считать всю информацию, данную
учащимся при развернутом ответе.
Очень важно соблюдать обязательные правила заполнения таблицы
ответов, т.к. оспорить результат автоматической проверки очень сложно.
Если спорный вопрос возник при проверке задания экзамена экспертами, то
привлекается еще один специалист-эксперт, чье мнение будет решающим.
Временные рамки для проверки экзаменационной работы
предполагают следующие периоды:
1.Обработка данных по обязательным предметам длится не более 6
календарных дней;
2.Обработка данных по предметам на выбор длится не более 4 дней;
Проверка в Федеральном центре тестирования занимает не более 5
рабочих дней;
3.Утверждение результатов Государственной экзаменационной
комиссией-1 день;
4.Рассылка результатов участникам ЕГЭ-до 3-х дней.
В реальности от момента сдачи экзамена до получения официального
результата на руки проходит от 8 до 15 дней.
Подсчет выполненных заданий экзаменационной работы происходит,
как ранее говорилось, в баллах.
В таблице приведен реальный пример (2020г) распределения баллов по
русскому языку в зависимости от вида задания:
Часть ЕГЭ | Количество заданий | Первичный балл | В процентах от всей работы |
С кратким ответом (часть 1) | 26 | 34 | 59% |
С развернутым ответом (сочинение) | 1 | 24 | 41% |
ВСЕГО | 27 | 58 | 100 |
Экзаменационная работа по русскому языку в 2021 году предполагает
следующий вариант оценивания заданий:
Номер задания | Количество первичных баллов |
1 | 2 |
2 | 1 |
3 | 1 |
4 | 1 |
5 | 1 |
6 | 1 |
7 | 1 |
8 | 5 |
9 | 1 |
10 | 1 |
11 | 1 |
12 | 1 |
13 | 1 |
14 | 1 |
15 | 1 |
16 | 2 |
17 | 1 |
18 | 1 |
19 | 1 |
20 | 1 |
21 | 1 |
22 | 1 |
23 | 1 |
24 | 1 |
25 | 1 |
26 | 4 |
27 | 24 |
Всего | 58 |
Русский язык:
1 балл – за 1-7, 9-15, 17-25 задания
2 балла – 16.
4 балла – 26.
5 баллов – 8.
24 балла- за сочинение (задание 27)
При поступлении в институт суммируются результаты, которые рассчитываются по 100-балльной системе. Для упрощенного перевода ФИПИ была разработана специальная шкала, которая позволяет без осуществления подсчетов определить, какое количество баллов было набрано учеником при сдаче итоговой аттестации.
Первичный | Тестовый |
1 | 3 |
2 | 5 |
3 | 8 |
4 | 10 |
5 | 12 |
6 | 15 |
7 | 17 |
8 | 20 |
9 | 22 |
10 | 24 |
11 | 26 |
12 | 28 |
13 | 30 |
14 | 32 |
15 | 34 |
16 | 36 |
17 | 38 |
18 | 39 |
19 | 40 |
20 | 41 |
21 | 43 |
22 | 44 |
23 | 45 |
24 | 46 |
25 | 48 |
26 | 49 |
27 | 50 |
28 | 51 |
29 | 53 |
30 | 54 |
31 | 55 |
32 | 56 |
33 | 57 |
34 | 59 |
35 | 60 |
36 | 61 |
37 | 62 |
38 | 64 |
39 | 65 |
40 | 66 |
41 | 67 |
42 | 69 |
43 | 70 |
44 | 71 |
45 | 72 |
46 | 73 |
47 | 76 |
48 | 78 |
49 | 80 |
50 | 82 |
51 | 85 |
52 | 87 |
53 | 89 |
54 | 91 |
55 | 94 |
56 | 96 |
57 | 98 |
58 | 100 |
36 баллов по тестовой системе. Сделать это можно, правильно решив 16 заданий из 17 первой части. Претендовать на место в вузе могут только те дети, которые набрали не менее 61 итогового или 38 первичных баллов.
ПЕРЕВОД В ОЦЕНКУ
№ п/п | Количество тестовых баллов | Оценка |
1 | 0-35 | 2 |
2 | 36-57 | 3 |
3 | 58-72 | 4 |
4 | 73+ | 5 |
Результаты единого государственного экзамена выпускники могут
узнать на официальном сайте Мэра Москвы (mos.ru).
На сайте регионального центра обработки информации г. Москвы
(rcoi.mcko.ru) приблизительно за месяц до начала экзамена размещается
график публикации и подачи апелляций в случае несогласия в полученными
баллами.
Повторно могут быть допущены к сдаче экзамена в текущем году по
соответствующему предмету на основании решения ГЭК г. Москвы:
1.Участники, не набравшие минимальный балл (получившие
неудовлетворительный результат);
2.Участники, отсутствующие на экзамене по причине болезни или
иных уважительных обстоятельств, документально подтвержденных;
3.Участники с аннулированными результатами на основании решения
конфликтной комиссии при нарушение такими участниками установленного
порядка проведения единого экзамена.
Результаты единого государственного экзамена поступают в
федеральную информационную систему и становятся доступными ВУЗам
для ознакомления с ними и, при необходимости, учета при подаче заявления
абитуриентами на поступление в ВУЗ.
Если учащийся-выпускник не согласен с результатами экзамена, то
апелляция подается в образовательную организацию учащегося в течение
двух рабочих дней со дня объявления результатов экзаменов по тому или
иному предмету. В результате рассмотрения апелляции конфликтная
комиссия принимает решение либо об отклонении апелляции и сохранении
выставленных баллов, либо об удовлетворении апелляции и изменении
баллов (в случае обнаружения ошибки).
Участник ГИА имеет право подать апелляцию в КК в письменной
форме:
∙
о нарушении установленного порядка проведения ЕГЭ по
соответствующему учебному предмету;
∙
о несогласии с выставленными баллами.
КК не рассматривает апелляции по вопросам:
∙
содержания и структуры заданий по учебным предметам,
∙
оценивания результатов выполнения заданий экзаменационной
работы с кратким ответом;
∙
нарушения участником ГИА требований, установленных
Порядком;
∙
неправильного оформления экзаменационной работы.
Информация о сроках, местах и порядке подачи и рассмотрения
апелляций публикуется не позднее чем за месяц до начала экзаменов на
официальных сайтах ОИВ (орган исполнительной власти), учредителей,
загранучреждений,
организаций,
осуществляющих
образовательную
деятельность, или специализированных сайтах.