Учитель года Забайкалья - 2013

Шульгина Евгения Владимировна

 

«Моя педагогическая философия»

         «Сейте разумное, доброе, вечное, сейте! Спасибо вам скажет  сердечное  русский народ» - эти прекрасные слова Николая Александровича  Некрасова вот уже несколько десятилетий являются жизненным кредо моей династии.

         Я думаю, что моя бабушка, Плотникова Валентина Дмитриевна - учитель начальных классов  Кокуйской средней школы Сретенского района, дедушка, Плотников Дмитрий Петрович – преподаватель истории Сретенского педучилища, затем директором ГПТУ, бабушка, Душечкина  Надежда Васильевна – учитель географии  на ст. Куэнга Сретенского района (ныне эти ветераны на отдыхе), моя мама, Душечкина Светлана Петровна,  работающая в образовании г. Краснокаменска свыше 30-ти лет, отдающая себя детям – передали мне по наследству бесценный рецепт  учительского  успеха – Доброта, Честность, Искренность, Справедливость, Достоинство, Профессионализм!

         Я считаю, все мои родные творили, создавали нашу сегодняшнюю школу, по крупинке собирая и передовая лучшее наследие прошлого. Объединяет нас то, что мы все связали свою жизнь с благородным делом – воспитанием и обучением детей. Воспитывать, прививать любовь к знаниям – это очень не лёгкий труд.

         И мы сегодняшние педагоги, не ищем лёгкого пути. Что я смогу сделать  для будущего уже сегодня? Какими личностными качествами смогу пополнить  семейное учительское наследие?

         На мой взгляд, современная, достойная школа – это школа где хотят, жаждут работать,  прежде всего, сами педагоги. Сегодня именно такие, целеустремлённые, активные, добродушные педагоги меня окружают в нашей школе. Можно построить новое здание, оснастить новейшим оборудованием, но ……учитель.

         Я считаю, что молодой специалист – это педагог интересного школьного коллектива, с интересными педагогическими идеями, он умеет работать с нестандартными  детьми, работать в проблемном поле и, конечно же, ему хватает педагогической компетентности. Педагог – психолог не преподносит готовую истину, а учит, помогает ее находить, вырабатывает умение к самопознанию. Психолог должен научить ребенка «обосноваться на высоте» жизни, успешно социализироваться в обществе. Современный педагог умеет находить компромисс между жизненными реалиями и теми требованиями, которые выдвигаются стандартами. Школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому важно психологически сопровождать ребенка, обеспечить ему общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить умением учиться.

         Сегодня целью работы педагога – психолога является научить ребенка, помочь ему самому добывать знания; целью учителя – показать процессы становления научных и практических знаний. По сути это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал образования.

         Мне хочется реализовать свои идеи, чтобы стать современным педагогом современной школы. А нужна ли я этой школе? Думаю, да, потому, что: нужна детям, каждый день, нужна их родителям, у которых множество вопросов и волнений, ведь они доверили школе самое дорогое – своих любимых детей. Нужна коллегам, с которыми вместе ежедневно выполняю свою работу, такую непростую, но такую нужную.

         «Школа» в переводе с латинского означает «лестница», по ступенькам которой восходит ученик. Педагог указывает направление, а ученик самостоятельно проходит свой путь. Строить эту лесенку для каждого свою, кому – то пологую, для кого – то покруче, помогает учитель. Каждый день на нас смотрят глаза учеников. За партами сидит будущее России. И в этом будущем мне предстоит жить.  И от того, какими станут эти дети, зависит не только жизнь страны, но и моя тоже.

         Для меня школа, в широком смысле этого слова – это школа радости от совместного творчества. Это одновременно маленький и огромный мир со своими внутренними распорядками и законами, со своими проблемами и достижениями. Сотрудничая, мы творим новый мир, но его обновление невозможно без возврата к традициям, духовности, вере. Как нельзя построить дом без фундамента, так и школу нельзя лишить наследия лучших педагогов, научных знаний, психолого – педагогических основ.

         Первый глоток воздуха. Свет ламп нетерпимо режет глаза. Первый крик сотрясает холодную бледность стен – своеобразное приветствие миру: «Я родился!» … Дрожащие руки счастливой матери … Долгожданное чудо... Папин нос, мамины глаза … Пройдет немного времени – и вот уже «Папин нос - мамины глаза» с бантами и ранцем за спиной пойдет с первой учительницей в Будущее, в школу!