К урокам
Конспекты уроков по ФГОС и презентации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Маркова Ирина Анатольевна,
учитель начальных классов
Муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1
г. Петровска Саратовской области»
Комментарии к уроку русского языка во 2 классе по теме:
«Учимся применять орфографические правила. «Правописание безударных гласных в корне слова».
Данный урок был разработан и проведен в рамках школьного практического семинара «Подготовка, конструирование и проведение урока в соответствии с требованиями ФГОС» 14.03.2013 года и получил высокую оценку коллег, которые продиагностировали его на 77 баллов (по диагностике урока Скворцовой Г.И. Приложение 6).
Содержание урока планировалось с учётом диагностики результатов проверочных и контрольных работ. Урок строился с учётом формирования УУД на каждом этапе планируемого результата.
Этапы урока, методы и приёмы соответствуют требованиям технологии Развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМ) и федеральному государственному образовательному стандарту НОО.
На 1 этапе урока очень важен эмоциональный настрой обучающихся. В ходе фронтальной работы обучающиеся оговаривают правила работы в группе, определяют правила ведения дискуссии.
На 2 этапе урока, который по ТРКМ называется «вызовом», создается ситуация актуализации опыта ученика. Планируемый результат: анализ учебного материала, обобщение и нахождение общего способа решения проблемы. Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах. Приём ТРКМ: «Корзина идей».
На 3 этапе, называемом «осмысление», проводится тренинг и коррекция изученных способов действия; выявление и исправление ошибок на основе рефлексии коррекционно-контрольного типа. Приём ТРКМ: «Зигзаг». На данном уроке дети должны хорошо владеть этим приёмом:1) сначала каждый ученик в группе из 4-5 человек самостоятельно пытается выполнить задание от своего сказочного героя (работа с черновиком, словарём: выявление затруднения, планирование и поиск решения выхода из затруднения) - для удобства используются разноцветные карточки-задания от сказочных героев; 2) по сигналу учителя дети собираются в экспертные группы (группы создаются по числу сказочных героев. Приложение 2 «Задания от сказочных героев»): коллективно находят правильное решение поставленной задачи. Учитель выполняет роль консультанта для групп. 3) на заключительном этапе, по сигналу учителя, дети снова расходятся в рабочие группы и становятся лидерами при выполнении данного задания своей группой. Так каждая рабочая группа выполняет задания от всех сказочных героев. Если группы выполняют задание быстрее других, то предлагается взаимопроверка в парах. По окончании работы групп командир от каждой группы защищает 1 задание (оно появляется на экране). Все группы проверяют и получают «сердца». Так определяется группа, набравшая наибольшее количество сердец (красных – не допустили ошибок, жёлтых - нашли и исправили ошибки). Формы работы: групповая, в парах, индивидуальная. Формирование умения оценки и самооценки выполненного задания. Планируемый результат: самостоятельно выполнить задание; скорректировать, проверить правильность его выполнения в экспертной группе; и закрепить способы действий, когда обучаешь других в рабочей группе.
На этом этапе обучающиеся готовятся к выполнению домашнего задания: мини – исследования «Зачем нужны непроизносимые согласные?» путём анализа плана нового исследования и оценки исследования «Зачем нужны гласные?». Планируемый результат: выражать собственное мнение и аргументировать его (по предложенному учителем плану). Фронтальная работа.
На 4 этапе, «рефлексия», подводятся итоги урока. Планируемый результат: самооценка деятельности и мотивация для дальнейшей работы. Приём ТРКМ «Денотатный граф». Фронтальная работа.
Технологическая карта урока русского языка по теме: Учимся применять орфографические правила. «Правописание безударных гласных в корне слова».
Маркова Ирина Анатольевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Петровска Саратовской области»
Предмет: русский язык
Класс: 2
Тема урока: Учимся применять орфографические правила «Правописание безударных гласных в корне слова».
- Учебник: С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова. Русский язык: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / Под ред. С.В. Иванова. – М.: Вентана-Граф, 2012.
- Кузнецова М.И. Пишем грамотно: 2 класс: рабочая тетрадь № 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / М.И. Кузнецова - 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2012.
УМК«Начальная школа XXI века» (С.В. Иванов и А.О. Евдокимова Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2011);
Тип: урок отработки умений и рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии коррекционно-контрольного типа.
Содержательная цель: закрепление и коррекция изученных способов действий, понятий, алгоритмов.
Планируемые результаты:
Личностные:
- Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Мотивационная основа учебной деятельности, которая включает учебно-познавательные, социальные и внешние мотивы.
Предметные:
- Уметь находить и проверять безударные гласные в корне слова.
- Уточнять (определять) написание непроверяемых гласных по орфографическому словарю.
- Применять правила правописания.
Метапредметные:
- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своѐ действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учѐта характера сделанных ошибок; высказывать своѐ предположение (Регулятивные УУД).
- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя словарь, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная, работа в парах.
Необходимое техническое оборудование: учебник, рабочая тетрадь, компьютер, мультимедийный проектор, орфографические словари, карточки с заданиями, презентация.
Структура и ход урока
№ п./ п. | Этап урока | Название используе-мых ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Универсальные учебные действия | Время |
1. | 1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. Цель: подготовить учащихся к работе на уроке, создать эмоциональный настрой на совместную коллективную деятельность и познавательную активность. Задачи: -Мотивировать обучающихся на плодотворную учебную деятель-ность; -Определить правила ведения дискуссии, правила работы в группе. | Слайд 2 | Цель: создать условия для обеспечения позитивной мотивации обучающихся. Эмоциональная мотивация . - Здравствуйте, ребята! Вы проснулись? Улыбнулись? Улыбнитесь и мне, и нашим дорогим гостям. - Садитесь! И это не все гости, что будут у нас на уроке! Поднимите руки, кто любит сказки! - Угадай, из какой сказки эти герои? «Кто, кто в рукавичке живёт? – Мышка - поскребушка. А ты кто? – А я лягушка – попрыгушка. Пусти и меня! -Иди!» - Они предложат вам разные задания, в которых вы чаще допускаете ошибки. А чтобы вам было легче, мы будем работать в группах. В конце урока определим самую грамотную группу. Давайте договоримся о правилах работы. | Цель: оценить свою готовность к уроку. Угадывают сказку и её героев: -Русская народная сказка «Рукавичка», герои: лягушка-попрыгушка, мышка-поскребушка, зайчик - побегайчик, лисичка-сестричка, волчок – серый бочок, кабан-клыкан, медведюшко-батюшко) Вспоминают правила работы в группе: 1)Внимательно слушать, не перебивать. 2)Договариваться, работать дружно. 3)Выполнять работу до конца. 4)Выполнять рекомендации командира. Вывод: готовы к уроку. | Умение слушать и понимать речь других. Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Чувствовать необходимость учения (Личностные УУД). Уметь совместно договариваться о правилах общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). | 3 мин. |
2. | «Вызов» Этап актуализации знаний и пробного учебного действия. Цель: создание условий для развития регулятивных УУД через планирование этапов урока. Задачи: Создать ситуацию актуализации знаний и опыта ученика; Формировать умение анализировать учебный материал; обобщать знания об орфограмме; Находить общий способ решения проблемы; построения плана урока; составление алгоритма правописания слов с безударными гласными в корне слова. | Слайд 3. Слайд 4. Слайд 5 | Цель: создать условия для активизации мыслительной деятельности. Организует проблемный диалог. -Откройте тетради, подпишите число. Классная работа. Проверьте свою посадку. -Мышка-поскребушка приготовила вам первое задание. Прочитайте слова. Уж_н,уч_ник, взгл_нул, м_лыши, м_рской. - Что вы заметили в этих словах? (пропущены буквы) Посовещайтесь минуту в группе, какие буквы пропущены? Чья группа готова комментировать? - Пропишите буквы всю строчку, начиная со строчной. Соблюдая высоту, наклон. (гласная И Е Я А О) - Как вы думаете, почему эти буквы здесь? Давайте соберём в корзину все ваши идеи, повторяться нельзя. - А теперь проверим ваше внимание. Все ваши идеи я собрала в корзину? -Молодцы! Попробуйте сформулировать цели урока, чему будем учиться на уроке. - Итак, Я добавлю, что ваша задача учиться находить ошибки, где они есть, исправлять их, и научить этому свою группу. - Как мы будем действовать, предлагайте! - А теперь посмотрите на экран, я тоже составила план урока. Совпадает ли он с вашим? - План похожий?
- Вернёмся к первому заданию от мышки - поскребушки: «объясните выделенные орфограммы в словах». - Все слова удалось проверить? Как определить, какую букву нужно писать? Помогите мне дополнить памятку - алгоритм правописания безударных гласных. | Цель: определить цели и составить план деятельности на уроке.
Наблюдение и анализ орфограмм. Используют словарь учебника с.154. Обсуждение в группах. Комментированное письмо. Сбор идей: - безударные гласные; -орфограммы- опасные места; - гласные в корне непроверяемые и те, что нужно проверять; - гласные в слабой позиции и т.д. Формулируют цели урока с помощью карточки-помощницы «Цели урока»: «- тренироваться…; - самостоятельно найти и исправить…; - расширить знания…» Планирование деятельности. Читает ученик: 1.Вспомнить правило, как подбирать проверочные слова; 2.Выполнить тренировочные задания самостоятельно, проверить правильность их выполнения в новой группе; 3.Научить одноклассников. 4.Научиться самому другим видам заданий. 5.Выявить самую грамотную группу. 6.Подготовка к выполнению домашнего задания. 7. Подвести итоги. Вывод: план во многом совпадает. Повторяют правило проверки безударных гласных в корне слова. Составляют на доске алгоритм - памятку: «Правописание безударных гласных в корне слова». (Приложение 1) Вывод: обобщили знания о правописании безударных гласных, составили памятку. |
Наблюдать, анализировать и делать выводы (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД). Уметь выдвигать гипотезы и их обосновывать (Познавательные УУД). Уметь ставить и проговаривать цели (Регулятивные и коммуникативные УУД). Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). | 9 мин. |
3. | Осмысление. Закрепление изученного материала. Приём ТРКМ: «Зигзаг». Цель: осмысление, тренинг изученных способов действия. Задачи: -Мотивировать обучающихся на плодотворную работу в группе, в паре и самостоятельно. -Закрепить ЗУН работы с безударной гласной в корне. -Создать условия для правильного ведения дискуссии в группе. -Формировать умения оценки и самооценки выполненного задания. -Организация процесса обсуждения по теме урока. | Слайды 6, 7,8,9. Слайд 10. Слайд 11. | Цель:- Формировать умения оценки и самооценки выполненного задания. -Организация процесса обсуждения по теме урока. -Теперь возьмите на столах разноцветные карточки и выполните самостоятельно задание от своего сказочного героя (можно использовать черновик). Время на выполнение - 3 мин. Физкультминутка. (Цель: создание условий для психоэмоциональной разгрузки). Учитель подаёт сигнал перехода в другую группу. По необходимости консультирует и помогает отдельным ученикам или группам: «Лягушка-попрыгуш-ка»,«Зайчик-побегай-чик»,«Лисичка-сест-ричка», «Волчок-серый бочок». По сигналу учителя дети возвращаются в свои рабочие группы. Может привлекать к проверке освободившихся учеников. -Давайте посчитаем ошибки и выявим самую грамотную группу. Контроль и коррекция объяснения. После проверки каждого задания детям раздаются сердечки. -Молодцы! Физкультминутка. -Вы дома провели мини-исследование «Зачем нужны гласные?». Кто хочет познакомить нас со своим исследованием? (Приложение 4) Выскажите своё мнение о работе ученика … по плану. -Какое мини-исследование вы предлагаете провести дома? (Познакомьтесь с предложенным планом. У кого вопросы? Приложение 5) | Цель: - использовать ЗУН по теме в ходе выполнения заданий, умения работать в паре и группе. -представить результат своей работы классу, в ходе подведения итога и выставлении оценки. 1этап: самостоятельная работа в группах, каждый со своим заданием от сказочного героя. (приложение 2) Проговаривают стихотворение и имитируют действия: ведущий – ученик. 2 этап: экспертные группы работают по коррекции выполненного задания от своего сказочного героя. 3 этап: каждый в своей рабочей группе обучает других. Взаимопроверка в парах. Один ученик объясняет выполнение задания, класс – проверяет правильность. Получают красные сердечки – нет ошибок; жёлтые -исправил ошибки. Ученик читает; класс слушает, анализирует и готовит своё суждение, опираясь на план (на экране): 1.Обязательно отметь достоинства работы: насколько она важна. 2.Задай вопрос по содержанию или результатам работы. 3.Скажи, можно ли чем-то продолжить или дополнить работу. Ученики высказывают суждения. Предлагают темы исследований. Знакомятся с планом исследования, задают вопросы. | Уметь выявить и скорректировать пробелы в знаниях и умениях (Познавательные УУД). Уметь выполнять физические упраж-нения по команде, вместе. (Коммуникативные УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД). Умение устанавливать связи между учением и жизненными ситуациями (Личностные УУД) Определять последовательность промежуточных целей с учѐтом конечного результата (Регулятивные УУД). Умение устанавливать связи между учением и жизненными ситуациями (Личностные УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД). Умение выделять незнание (Познавательные УУД). Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
| 28 мин.: 3 мин. 1 мин. 5 мин. 13 мин. 1 мин. 5 мин. |
4. | Рефлексия. Подведение итогов. Цель: - формирование умения выражать свои эмоции и чувства; -формирование регулятивных УУД через анализ и оценку успешности достижения цели; -наметить перспективу последующей работы. Приём: «Денотатный граф». | Слайд 12. Слайд 13. | Организует итоговую беседу. Организует самооценку учебной деятельности. Организует рефлексию.
- Вы хорошо справились с заданиями героев сказки. Как вы хотите закончить сказку? - Я предлагаю Вам построить животным непростой дом, а в виде графа, по теме нашего урока. (Приложение 3) - Вот и подошёл к концу урок. Поднимите руку, кто знает орфограмму и не допустит ошибок при письме. Почему не все подняли руку? Нужно тренироваться, как и где? Подведение итогов. Оценка деятельности учителем. | Цель: осмысление и выражение своих мыслей и чувств; самооценка и оценка деятельности. Рефлексия: с помощью графа . Ученики осмысливают и проговаривают свои эмоции и чувства, подводят итог урока и ставят задачи к следующему. | Формирование регулятивных УУД через самоконтроль. Уметь соотносить цель и результат. (РегулятивныеУУД) Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. (Личностные УУД) | 5 мин. |
Приложение 1
« Алгоритм (памятка) правописания безударных гласных в корне слова»
Приложение 2
«Задания от сказочных героев»
Задание № 1 от лягушки – попрыгушки.
С помощью словаря учебника на стр. 154-155 проверь правописание слов. Где нужно, исправь ошибки. Поставь ударение.
Бирёза, воробей, горад, иний, копуста, коньки.
Запиши слова правильно в таблицу:
С безударной гласной «О» | С безударной гласной «А» | С безударной гласной «Е» |
Проверь: ты исправил 4 ошибки?
Задание № 2 от зайчика – побегайчика.
Устно подбери проверочные слова. Вставь буквы.
л_сточки в_зать в_здушный
дв_рняжка тр_щать в_черний
зв_рёк пом_гать к_смический
т_шина сч_стливый
Задание № 3 от волчка – серого бочка.
Поставь во всех словах ударение. Выдели корень. Подчеркни безударную гласную корня.
Зима, зимушка, зимний, зимовать, перезимовать, зимовка.
Выпиши слова, требующие проверки безударной гласной в корне слова.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 4 от лисички – сестрички.
Исправь ошибки в предложениях. Устно проверь орфограммы.
На стали висенние дни. Вытащила лесица изноры молышей.
Проверь: 5 ошибок.
Дополнительно:
Запиши предложения. Продолжи текст (устно).
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 3
«Денотатный граф» (дом для зверей)
Приложение 4.
Выстраивание высказывания по плану о результатах домашнего задания- исследования.
Планируемый результат: выражать собственное мнение и аргументировать его.
Критерий достижения планируемого результата: в ответе присутствует как минимум мнение (о достоинствах или возможности её продолжения) и приведён аргумент, подтверждающий высказанное ребёнком мнение.
Выскажи своё мнение о работе … на тему «Зачем нужны гласные?» по плану:
- Обязательно отметь достоинства работы: насколько важна тема.
- Задай вопрос по содержанию или результатам работы.
- Скажи, можно ли чем-то продолжить или дополнить работу.
Текст задания.
Проведи исследование на тему «Зачем нужны гласные?» и запиши текст по плану:
- Есть ли у тебя ошибки в словах? В чём ты хочешь разобраться?
- Проанализируй свои письменные работы: каких ошибок больше? Проведи эксперимент: из небольшого (любого) текста вычеркни все гласные и запиши текст снова без гласных.
- Сделай выводы по теме.
Приложение 5.
Мини – исследование «Зачем нужны непроизносимые согласные» (домашнее задание)
Текст.
Приготовьте своё суждение на тему «Зачем нужны непроизносимые согласные?» по плану:
1.Просмотри тетради. Допускаешь ли ты ошибки на непроизносимые согласные?
2.Из данных слов МЕСТНОСТЬ, РАДОСТНЫЙ, ГРУСТНЫЙ, ЗВЁЗДНЫЙ, КАПУСТНЫЙ вычеркни непроизносимые согласные. Подбери к ним несколько родственных слов и запиши их без этой согласной. Выдели корень в однокоренных словах. Что получилось?
3.Как ты считаешь: важны непроизносимые согласные? Почему?
Приложение 6.
Диагностика урока -77 б. (максимум – 80 б.)
(автор Скворцова Г.И.)
Цели урока – пример уровней оценки
Критерий: диагностичность целей урока, предполагающих обучение и развитие: постановка цели учащимися
0-й уровень (0 балов) – цель отсутствует в плане и на уроке;
1-й уровень (1 балл): в ходе анализа урока названа и обучающая, и развивающая цели урока;
2-й уровень (4 балла): цели сформированы для обучающихся диагностично, измеримо
3-й уровень (7 балов): вовлечение обучающихся в групповую или индивидуальную постановку цели на уроке, обязательная организация понимания и принятия цели урока обучающимися; мотивация ее достижения;
4-й (сценарный уровень) (10 балов): вовлечение обучающихся в корректировку, доуточнение или смену цели, учебной задачи при изменении ситуации, определение путей и критериев достижения цели.
Содержание образования
Критерий: различение содержания учебного материала и содержания образования
1-й уровень (1 балл): названы единица содержания образования и учебный материал (например учебный материал - безударные гласные в корне слова, а единица содержания образования – способ, алгоритм выбора безударной гласной в соответствии с правилом)
2-й (2-4балла): единица содержании не только названа на словах, но и наглядно представлена ее модель (схема, алгоритм, понятие, способ, различие)
3-й (7 балов): единица содержания на уроке выделяется, обсуждается вместе с детьми, моделируется в ходе рефлексии
4-й (сценарный уровень) (10 балов): на уроке с учетом ошибок учеников учитель включает незапланированное, недостающее содержание образования.
Учебный материал
Критерий: подбор учебного материала, способствующего освоению запланированной единицы содержания образования на основе собственной мотивации учащихся
1-й уровень(1 балл): учитель подобрал учебный материал, соответствующий целям урока, единице содержания и программным требованиям;
2-1 уровень (3 балла): материал подобран с учетом мотивации (интерес, проблемность, задача-«ловушка», противоречивые факты, решения, позиции, дополнительные источники информации);.
3-й уровень(7баллов): учебный материал представлен как серия заданий, которые побуждают к поисковой, исследовательской деятельности;
4-1 уровень (сценарный уровень) (10баллов): на уроке в случае незапланированных сбоев учащихся учитель по ходу импровизационно конструирует дополнительный учебный материал.
Структура урока
Критерий: соответствие выбранной структуры урока цели урока и полной психологической структуре деятельности учащихся
1-й уровень (1 балл): соответствие запланированного набора этапов названным, в соответствии с целью урока;
2-й (2-4 балла): на уроке запланированные этапы организованы до звонка;
3-й (7баллов): на уроке наблюдается соответствие структуры урока полной психологической структуре деятельности учащихся: мотив – цель (учебная задача) – действия по ее решению – самоконтроль – самооценка – самокоррекция;
4-й (сценарный уровень) (10баллов): запланированная структура урока изменяется при необходимости в силу изменения ситуации на уроке.
Примечание – все этапы, проведенные после звонка, проставляются баллом – 0.
Формы обучения
Критерий: адекватность форм цели, обоснованность их выбора данными педагогической диагностики и рефлексии учащихся:
1-й уровень (1 балл): выбранные формы обучения адекватны поставленной цели урока и единице содержания;
2-й уровень (3 балла): выбор форм обоснован данными педагогической диагностики с предыдущих уроков и детский рефлексии;
3-й уровень (7 баллов): урок организуется в форме учебного сотрудничества, на уроке применяются диагностические задания. Выбираются только «правильные ответы», они принимаются сразу, не проблематизируются;
4-й уровень (10 баллов) (сценарный уровень): урок организуется в форме учебного сотрудничества (дискуссии), осуществляется работа с пониманием и вариантами непонимания учащихся. Неправильные ответы, не соответствующие плану урока, не игнорируются и не отбрасываются. При необходимости вносятся изменения в запланированные формы обучения.
Методы обучения
Критерий: соответствие используемых методов обучения (репродуктивных, продуктивных) цели урока, данным педагогической и психологической диагностики.
1-й уровень (1 балл): соответствие выбранных учителем репродуктивных и (или) продуктивных методов целям и содержанию урока;
2-й уровень (4 балла): используемые методы предполагают поисковую активность ребенка, или опираются на данные психологической диагностики (особенности контингента учащихся) и педагогической диагностики (типы ошибок, варианты понимания конкретных учащихся)
3-й уровень (7 баллов): используемые методы делают явным понятийное противоречие, с помощью подводящей или побуждающей работы дети разрешают противоречие;
4-й уровень (сценарный уровень) (10 баллов): используемые методы предполагают включение ученика как субъекта на всех этапах его деятельности (постановка учебной задачи, планирование и осуществление действий по ее решению, самоконтроль, самооценка, самокоррекция); учитель удерживает детей в рамках учебной задачи, одновременно предоставляет максимум свободы. Сценарное изменение походу урока запланированных методов обучения при необходимости.
Подведение итогов урока
1-й уровень (1 балл): учитель обсуждает с детьми, чему они научились в ходе урока; сам выставляет оценки (в основном, «поурочный балл»);
2-й уровень (2-4 балла): в ходе совместного анализа и рефлексии учитель дает обоснованную оценку результатов урока, отдельные комментарии выставленным оценкам;
3-й уровень (7 баллов): учитель совместно с детьми соотносит запланированные и достигнутые результаты, намечает дальнейшие шаги, отмечает индивидуальное продвижение учащихся;
4-й уровень (сценарный уровень) (10 баллов): учитель организует оценивание итогов урока на основе предварительно выработанных критериев, с учетом самооценки, взаимооценки.
Самоанализ урока
1-й уровень (1 балл): учителем подготовлен самоанализ урока как формальный пересказ;
2-й уровень (2-4 балла): в ходе анализа и рефлексии дано обоснование отдельных параметров урока;
3-й уровень (7 баллов): в ходе анализа и рефлексии дано обоснование всех позиций анализа урока, выдержана логика «цель – средства – результат»;
4-й уровень (сценарный уровень) (10 баллов): учитель продемонстрировал способность самостоятельного обоснования всех структурных элементов урока- с учетом изменений плана: с различением замысла и реализации урока, запланированных и достигнутых учащимися результатов.
Используемые ресурсы:
- Заир-Бек С.И. Критическое мышление. 2003 / http://altai.fio.ru/projects/group3/potok67/site/thechnology.htm
- Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы//Директор школы. 2005. № 4. C.66-72.
- НП «Региональный центр развития Критического мышления через Чтение и Письмо»http://kmspb.narod.ru/
- Игорь Загашев. Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма. http://lib.1september.ru/2004/17/15.htm
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Маркова Ирина Анатольевна,
учитель начальных классов
Муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1
г. Петровска Саратовской области»
Технологическая карта урока русского языка по теме: «Учимся применять орфографические правила. «Правописание парных согласных в корне слова».
Маркова Ирина Анатольевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Петровска Саратовской области»
Предмет: русский язык
Класс: 2
Тема урока: «Учимся применять орфографические правила «Правописание безударных гласных в корне слова».
- Учебник: С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова. Русский язык: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / Под ред. С.В. Иванова. – М.: Вентана-Граф, 2012.
- Кузнецова М.И. Пишем грамотно: 2 класс: рабочая тетрадь № 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / М.И. Кузнецова - 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2012.
УМК«Начальная школа XXI века» (С.В. Иванов и А.О. Евдокимова Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2011);
Тип: урок открытия нового знания.
Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к самостоятельному выявлению проблемы, нахождению общего способа действий для её решения и исправление своих ошибок на основе рефлексии коррекционно-контрольного типа.
Содержательная цель: нахождение общего способа действий на основе знаний и опыта обучающихся, коррекция изученных способов действий.
Планируемые результаты:
Личностные:
- Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Мотивационная основа учебной деятельности, которая включает учебно-познавательные, социальные и внешние мотивы.
Предметные:
- Уметь находить и проверять парные согласные в корне слова.
- Уточнять значение слова по толковому словарю.
- Применять правила правописания.
Метапредметные:
- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своѐ действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своѐ мнение, аргументацию (Регулятивные УУД).
- Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; следовать правилам поведения в совместной деятельности (Коммуникативные УУД).
- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя словарь, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Необходимое техническое оборудование: Толковый словарь-справочник для учащегося начальной школы, Карта урока, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивный тренажёр, видеосюжет «В гостях у сказки», презентация, волшебные шапочки для сказки «Репка», карточки для оценки и самооценки.
Структура и ход урока
№ п./ п. | Этап урока | Название используе-мых ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Универсальные учебные действия | Время |
1. | «Вызов» 1)Эмоциональная мотивация. Цель: подготовить учащихся к работе на уроке, создать эмоциональный настрой на совместную коллективную деятельность и познавательную активность. 2)Этап актуализации знаний и пробного учебного действия. Цель: создание условий для развития регулятивных УУД через планирование этапов урока. Задачи: Создать ситуацию актуализации знаний и опыта ученика; Формировать умение анализировать учебный материал; обобщать знания об орфограмме; Находить общий способ решения проблемы; составление алгоритма правописания слов с парными согласными в корне слова. | Видеофраг-мент «В гостях у Сказки» Интерактивный тренажёр | Цель: создать условия для обеспечения позитивной мотивации обучающихся. Эмоциональная мотивация . - Здравствуйте, ребята! Вы проснулись? Улыбнулись? Урок начнём с хорошего настроения. Цель: создать условия для активизации мыслительной деятельности. Организует проблемный диалог. -- Я, думаю, многие догадались, какое слово здесь спрятано. СКАЗКИ - Я надеюсь, вы любите читать сказки! Почему? - Что же такое сказка? Давайте обратимся к толковому словарю-справочнику (с.109). Прочитайте. 3. – Предлагаю вам исследовать это слово. - Напишите слово СКАЗКА так же красиво на своем путевом листе. - Прочитайте чётко, орфографически это слово как написали - СКАЗКИ. А теперь орфоэпически, как произносим - /СКАСКИ. - Какое опасное место в этом слове? - Слышится С , а пишется З. - Что оглушает согласную? - Глухой согласный «К». Формулировка темы, целей. - Как вы думаете, какая орфограмма поможет сегодня вам стать более грамотными? - Итак, тема нашего урока. - Продолжите, чему будем учиться…Цели урока.
Организация игры на внимание «Не ошибись!». Разберите слово СКАЗКИ по составу - В какой части находится орфограмма? - Давайте понаблюдаем, в каких родственных словах согласный звонкий (З) слышится чётко. И выпишем их. СКАЗОЧКА, ПОДСКАЗКА, ПЕРЕСКАЗАТЬ. - Как мы проверили парную согласную в середине слова? -А теперь сравним с правилом. | Цель: оценить свою готовность к уроку. Цель: определить тему и цели деятельности на уроке.
Используя толковый словарь, самостоятельно извлекли новые знания. Комментированное письмо. Наблюдение и анализ орфограмм. . Формулируют цели урока с помощью карточки-помощницы «Цели урока»: «-расширить знания - самостоятельно найти и исправить…; …- ренироваться…;» Через игру повторяют парные согласные. Продолжают исследование. Разбирают слово по составу. Составляют правило проверки безударных гласных в корне слова. Сравнивают правило со своим выводом. Вывод: Исследуя слова, извлекли информацию и вывели правило. |
Умение слушать и понимать речь других. Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Наблюдать, анализировать и делать выводы (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД). Уметь выдвигать гипотезы и их обосновывать (Познавательные УУД). Уметь ставить и проговаривать цели (Регулятивные и коммуникативные УУД). Умение выделять незнание (Познавательные УУД). | 5 мин. |
3. | Осмысление. Закрепление изученного материала. Цель: осмысление, тренинг изученных способов действия. Задачи: -Мотивировать обучающихся на плодотворную в паре и самостоятельно. -Закрепить ЗУН работы с парной согласной в корне. -Формировать умения оценки и самооценки выполненного задания. -Организация процесса обсуждения по теме урока. | Интерактивный тренажёр «Правильные соты» Слайд №1 Слайды 2 и 3. Слайд 4. | Цель:- Формировать умения оценки и самооценки выполненного задания. – Ребята, давайте поможем пчёлке собрать мёд в правильные соты, потому что это соответствует теме нашего урока. Физкультминутка «Репка». (Цель: создание условий для психоэмоциональной разгрузки). Сняли волшебные шапки и очутились на уроке. - Ребята, а как вы думаете, сказка, в которой мы были подходит к теме нашего урока? Какие слова с парной согласной в сказке? Творческая работа со сказкой. А сейчас я хочу вас познакомить с новой сказкой. Ребята её послушали и нарисовали предметы из сказки, которые называют слова.(ЛУК, МАК, ПРУТ, ПЛОТ). Вот рисунки Серёжи и Юли. - Какие слова услышал в сказке Серёжа? Что они обозначают? - Какие слова услышала Юля? Что они обозначают? А чтобы написать правильно сказку, вам нужно вспомнить правило и выбрать правильную букву или нужное слово, подходящее по смыслу. А кто быстрее справиться, то попробует придумать свой конец сказки или подумать, чем вы хотите помочь Магу, чтобы город становился краше и чище! - Проверим, получилась ли у вас сказка. - А теперь сравним с неправильным текстом. --Почему не получилась сказка? Что происходит, если допускаем ошибки в парных согласных? - Когда в жизни мы можем применять эти правила, где они вам помогут эти правила? - Предлагаю дома составить любой из текстов из 2-3 предложений, чтобы была изучаемая орфограмма. - КНИГА – ПОДАРОК: на память о нашем уроке Я хочу поделиться с вами трудами своих детей, которые учатся в 1 школе. Они, как и вы сегодня, пользовались различными источниками, проводили исследования, и успешное чтение и тврческая работа стали результатом этого сборника сказок моих второклассников. Рисунки тоже сделаны ребятами. Примите от нас вот такой творческий подарок. - Надеюсь, вам захочется самим сочинить сказку (с парными согласными). | Цель: - использовать ЗУН по теме в ходе выполнения заданий, умения работать в паре. Самостоятельная работа по вариантам. Взаимопроверка и взаимооценка. Одна пара доказывает правильность своего выбора. Имитируют действия героев и ведущего. Контроль и коррекция объяснения. Объяснение значений слов и сравнение написаний: Лук-луг Мак-маг Пруд-прут Плот-плод Самостоятельная работа. Творческое задание: закончи сказку. Чтобы вы сделали в парке вместе с родителями. Контроль и коррекция объяснения. Анализируют свой опыт и выделяют: В текстах: ПИСЬМА ,ЭЛЕКТРОННЫЕ СООБЩЕНИЯ, ЗАКАЗЫ , ОБЪЯВЛЕНИЯ, ЭКЗАМЕНЫ. | Уметь выявить и скорректировать пробелы в знаниях и умениях (Познавательные УУД). Уметь выполнять физические упраж-нения по команде, вместе. (Коммуникативные УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД). Умение устанавливать связи между учением и жизненными ситуациями (Личностные УУД) Определять последовательность промежуточных целей с учѐтом конечного результата (Регулятивные УУД). Умение устанавливать связи между учением и жизненными ситуациями (Личностные УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД). Умение устанавливать связи между учением и жизненными ситуациями (Личностные УУД) | 20мин.: . |
4. | Рефлексия. Подведение итогов. Цель: - формирование умения выражать свои эмоции и чувства; -формирование регулятивных УУД через анализ и оценку успешности достижения цели; -наметить перспективу последующей работы. Приём: «Денотатный граф». | Слайд 5, 6, 7,8. | Организует итоговую беседу. Организует самооценку учебной деятельности. Организует рефлексию.
- Вы хорошо справились со всеми заданиями. - Вы сегодня очень хорошо работали. Кто не сделал сегодня ни одной ошибки – поднимите зел. Карточку. Кто исправил ошибки – красную. Молодцы все. Я согласна с вашей самооценкой. Подведение итогов. Оценка деятельности учителем. | Цель: осмысление и выражение своих мыслей и чувств; самооценка и оценка деятельности. Рефлексия: с помощью графа . Ученики осмысливают и проговаривают свои эмоции и чувства, подводят итог урока и ставят задачи к следующему. | Формирование регулятивных УУД через самоконтроль. Уметь соотносить цель и результат. (РегулятивныеУУД) Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. (ЛичностныеУУД) | 5 мин. |
Используемые ресурсы:
- Заир-Бек С.И. Критическое мышление. 2003 / http://altai.fio.ru/projects/group3/potok67/site/thechnology.htm
- Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы//Директор школы. 2005. № 4. C.66-72.
- НП «Региональный центр развития Критического мышления через Чтение и Письмо»http://kmspb.narod.ru/
- Игорь Загашев. Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма. http://lib.1september.ru/2004/17/15.htm
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
? ? ? ПРУ Д ЛУ Г МА Г ПЛО Д ПРУ Т ЛУ К МА К ПЛО Т
СКАЗКА Жил-был мудрый _______(маг/мак). В пыльном городе он решил для детей сделать пар_ (к/г). В центре будет большой _______ (прут/пруд). На нём деревянный _________ (плод/плот) для лебедей. Вдоль доро__ ( ж,ш ) ки расстелется зелёный ________(луг/лук) с цветами. В аллеях зазеленеют ду__ ( п /б) ки и берё__ ( з /с) ки .
СКАЗКА Жил-был мудрый ма г . В пыльном городе он решил для детей сделать пар к . В центре будет большой пру д . На нём деревянный пло т для лебедей. Вдоль доро ж ки расстелется зелёный лу г с цветами. В аллеях зазеленеют ду б ки и берё з ки.
Неправильная сказка. Жил-был мудрый мак . В пыльном городе он решил для детей сделать парг . В центре будет большой прут . На нём деревянный плод для лебедей. Вдоль дорошки расстелется зелёный лук с цветами. В аллеях зазеленеют дупки и берёски .
АЛГОРИТМ ПРОВЕРКИ ПАРНЫХ СОГЛАСНЫХ В КОНЦЕ СЛОВА В СЕРЕДИНЕ СЛОВА ИЗМЕНЮ СЛОВО ТАК, ЧТОБЫ… ПОДБЕРУ РОДСТВЕННОЕ СЛОВО ТАК, ЧТОБЫ… НАПИШУ И ПРОВЕРЮ
Где используете знания? ПИСЬМО ОБЪЯВЛЕНИЯ ЗАПИСКА ЭКЗАМЕНЫ ТЕКСТЫ SMS СООБЩЕНИЯ
Предварительный просмотр:
КАРТА УРОКА 1 В.
- ______________________________________
______________________________________
- Вставь нужную букву. Напиши проверочное слово.
Образец: кружка (ш/ж) – кружечка
Була_ка (в/ф) -__________________________
Жира_ (в/ф) - __________________________
- Прочитай. Вставь нужные по смыслу слова, чтобы получилась сказка. Впиши буквы с парными согласными по звонкости-глухости.
Сказка.
Жил-был мудрый _______(маг/мак).
В пыльном городе он решил для детей сделать пар_(к/г).
В центре будет большой _______ (прут/пруд).
На нём деревянный _________ (плод/плот) для лебедей.
Вдоль доро__(ж,ш)ки расстелется зелёный ________(луг/лук) с цветами.
В аллеях зазеленеют ду__(п/б)ки и берё__(з/с)ки.
КАРТА УРОКА 2 В.
- ______________________________________
______________________________________
- Вставь нужную букву. Напиши проверочное слово.
Образец: кружка (ш/ж) – кружечка
Ша_ка (б/п) -___________________________
Улы_ ка (б/п) - ________________________
- Прочитай. Вставь нужные по смыслу слова, чтобы получилась сказка. Впиши буквы с парными согласными по звонкости-глухости.
Сказка.
Жил-был мудрый _______(маг/мак).
В пыльном городе он решил для детей сделать пар_(к/г).
В центре будет большой _______ (прут/пруд).
На нём деревянный _________ (плод/плот) для лебедей.
Вдоль доро__(ж,ш)ки расстелется зелёный ________(луг/лук) с цветами.
В аллеях зазеленеют ду__(п/б)ки и берё__(з/с)ки.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Угадай сказку! «Кто, кто в рукавичке живёт? – Мышка - поскребушка . А ты кто? – А я лягушка – попрыгушка . Пусти и меня! -Иди!» («Рукавичка», русская народная сказка)
КОРЗИНА ИДЕЙ Б В Г Д Ж З П Ф К Т Ш С
Корзина идей Б В Г Д Ж З П Ф К Т Ш С ОРФОГРАММА ЗВОНКИЕ ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ НАДО ПРОВЕРЯТЬ согласные опасные плохо слышны В НАЧАЛЕ АЛФАВИТА НАХОДЯТСЯ В КОРНЕ
ПЛАН УРОКА Вспомнить правило проверки орфограммы. Составить памятку (алгоритм). Выполнить тренировочные задания самостоятельно. Проверить правильность выполнения в группе . Научиться грамоте и научить одноклассников. Выявить самую грамотную группу. Подвести итоги.
Почему слова написаны в два столбика? ЁЖ МОРКОВЬ ОБЕД ДУБКИ СНЕЖКИ КОГТИ
Лягушка - попрыгушка ПРОВЕРЬ ! Ду б – дубы, горо д – города, ланды ш – ландыши, зу б – зубы, огоро д – огороды, гла з – глаза, жу к – жуки.
Зайчик - побегайчик У з кий – узок, ду б ки – дубы, тра в ка – трава, гря д ка – грядочка, мя г кий – мягок, дере в це – дерево, ло ж ка – ложечка.
Волчок – серый бочок Запиши слова в 2 столбика, вставь пропущенную букву: ГРИ Б ЯГО Д КА ЛИС Т ДОРО Ж КА БЕРЕ Г ВЕ Т КА
Лисичка – сестричка Около бесе д ки стоит круглый стол на трёх но ж ках. Над ним раскачивается, роняет серё ж ки стройная ги б кая берё з ка. У дере в ца гря д ка.
Домашнее задание Составь и запиши мини-исследование «Зачем нужны непроизносимые согласные?» по плану: 1.Просмотри тетради. Допускаешь ли ты ошибки на непроизносимые согласные? 2.Из данных слов МЕСТНОСТЬ, РАДОСТНЫЙ, ГРУСТНЫЙ, ЗВЁЗДНЫЙ, КАПУСТНЫЙ вычеркни непроизносимые согласные. Подбери к ним несколько родственных слов и запиши их без этой согласной. Выдели корень в однокоренных словах. Что получилось? 3.Как ты считаешь: важны непроизносимые согласные? Почему?
Построим дом ВСПОМНИЛИ ЗАКРЕПИЛИ УЧИЛИСЬ ДОСТИГЛИ ПОЛУЧИЛИ
МОЛОДЦЫ!
Список интернет-ресурсов Рукавичка: иллюстрации:1) http://images.yandex.ru/yandsearch?source=psearch&uinfo=sw-1492-sh-725-fw-1267-fh-519-pd-1&p=1&text=%D1%80%D1%83%D0%BA%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%87%D0%BA%D0%B0%20%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0&noreask=1&pos=44&rpt=simage&lr=194&img_url=http%3A%2F%2Fkem-detki.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F%25D1%2580%25D1%2583%25D0%25BA%25D0%25B0%25D0%25B2%25D0%25B8%25D1%2587%25D0%25BA%25D0%25B0.jpg 2) http://images.yandex.ru/yandsearch?source=psearch&uinfo=sw-1492-sh-725-fw-1267-fh-519-pd-1&p=1&text=%D1%80%D1%83%D0%BA%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%87%D0%BA%D0%B0%20%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0&noreask=1&pos=57&rpt=simage&lr=194&img_url=http%3A%2F%2Fwww.ozon.ru%2Fmultimedia%2Fbooks_covers%2F920427006.jpg Иллюстрация «Теремок»: http://images.yandex.ru/yandsearch?p=9&text=%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0%20%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%BA&pos=284&uinfo=sw-1492-sh-725-fw-1267-fh-519-pd-1&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fdskv1565.mskzapad.ru%2Fimages%2Fcms%2Fdata%2Fteremok.jpg