Образовательный процесс

Колесникова Ксения Вячеславовна

Программно - методическое обеспечение 3-4, 4-5 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programno_metodicheskoe_obespechenie.docx20.29 КБ
Файл 4-5.docx22.33 КБ

Предварительный просмотр:

Описание  образовательной деятельности  в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях

Описание  образовательной деятельности  с детьми с 3 до 4 лет

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Основные направления реализации образовательной области «Социально- коммуникативное развитие»:

Нравственное воспитание, формирование личности ребенка, развитие общения

  1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- 4-е изд., перераб.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.-352с.  (раздел «Социально-коммуникативное развитие») стр. 68;
  2. Абрамова Л.В.,Слепцова И.Ф. «Социально-коммуникативное развитие дошкольников: младшая группа».- М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,  2017г.-80с.
  3. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности: Младшая группа.- М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,  2017.-144 с.

Развитие игровой деятельности (сюжетно-ролевые игры)

  1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- 4-е изд., перераб.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.-352с. (раздел «Социально-коммуникативное развитие») стр. 72;
  2. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности: Младшая группа.- М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,  2017.-144 с.

Ребенок в семье и сообществе

  1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- 4-е изд., перераб.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.-352с. (раздел «Социально-коммуникативное развитие») стр. 74;

Формирование позитивных установок к труду и творчеству

  1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- 4-е изд., перераб.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.-352с. (раздел «Социально-коммуникативное развитие») стр. 78;

Формирование основ безопасности

  1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- 4-е изд., перераб.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.-352с. (раздел «Социально-коммуникативное развитие») стр. 82;

Образовательная область «Познавательное развитие»

 Основные направления реализации образовательной области «Познавательное развитие»

Развитие познавательно-исследовательской деятельности

  1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- 4-е изд., перераб.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.-352с. (раздел «Познавательное развитие») стр. 88;

Формирование элементарных математических представлений

  1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- 4-е изд., перераб.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.-352с. (раздел «Познавательное развитие») стр. 93;
  2. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Младшая группа.- М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,  2017.-64 с.

Ознакомление с предметным окружением

  1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- 4-е изд., перераб.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.-352с. (раздел «Познавательное развитие») стр. 110;
  2. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Младшая группа.- М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,   2016.- 80 с.

Ознакомление с миром природы

  1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- 4-е изд., перераб.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.-352с. (раздел «Познавательное развитие») стр. 103;
  2. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Младшая группа.  М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,  2017.-64 с.
  3. Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в младшей группе детского сада.- 2-е изд., испр.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,  2017.-104 с.

Ознакомление с социальным миром

  1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- 4-е изд., перераб.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.-352с. (раздел «Познавательное  развитие») стр. 110;
  2. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Младшая группа.- М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,   2016.- 80 с.

Образовательная область «Речевое развитие»

Основные направления реализации образовательной области «Речевое развитие»

Развитие речи

  1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- 4-е изд., перераб.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.-352с. (раздел «Речевое развитие») стр. 116;
  2. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Младшая группа.- М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,    2017.-96 с.: цв. вкл.

Приобщение к художественной литературе.

  1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- 4-е изд., перераб.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.-352с. (раздел «Речевое развитие») стр. 123;
  2. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Младшая группа.- М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,    2017.-96 с.: цв. вкл.
  3. Хрестоматии для чтения детям  в детском саду и дома: 3-4 года.- М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,   2017.-272 с.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Приобщение к искусству

  1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- 4-е изд., перераб.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.-352с.  (раздел «Художественно-эстетическое развитие») стр. 127;

Изобразительная деятельность

  1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- 4-е изд., перераб.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.-352с.  (раздел «Художественно-эстетическое развитие») стр. 132;
  2. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду:  Младшая группа. - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,  2017.-112 с.: цв. вкл.

Конструктивно-модельная деятельность 

Реализуется в совместной и самостоятельной деятельности

  1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- 4-е изд., перераб.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.-352с.   (раздел «Художественно-эстетическое  развитие») стр. 143;

Музыкальная деятельность

  1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- 4-е изд., перераб.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.-352с. (раздел «Художественно-эстетическое развитие») стр. 146;
  2. Методическое обеспечение образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» (музыкальная деятельность) см. ООП МБДОУ «Детский сад № 50 «Дюймовочка» (стр. 64 - 66)

Развитие игровой деятельности (театрализованные игры)

  1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- 4-е изд., перераб.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.-352с. (раздел «Художественно-эстетическое  развитие») стр. 152;

Образовательная область «Физическое развитие»

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

  1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- 4-е изд., перераб.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.-352с. (раздел «Физическое  развитие») стр. 155;

Физическая культура.

  1.   От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- 4-е изд., перераб.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.-352с. (раздел «Физическое  развитие») стр. 159;
  2. Методическое обеспечение образовательной области «Физическое развитие» (плавание)

см. ООП МБДОУ «Детский сад № 50 «Дюймовочка» (стр. 69 - 70)

(в период отключения отопительной системы (сентябрь, май) образовательная деятельность  переносится в сухой зал)

  1. Методическое обеспечение образовательной области «Физическое развитие» (физическая культура ) см. ООП МБДОУ «Детский сад № 50 «Дюймовочка» (стр. 71 -72)



Предварительный просмотр:

Описание  образовательной деятельности  в соответствии с направлениями развития ребенка  с  4  до  5 лет

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Основные направления реализации образовательной области «Социально- коммуникативное развитие»:

Нравственное воспитание, формирование личности ребенка, развитие общения

  1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под ред./ Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А..- М.: Мозаика-Синтез, 2017 г. (раздел «Социально-коммуникативное развитие») стр. 69;
  2. Программа и краткие методические рекомендации: Для работы с детьми 4-5 лет/Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-М.:Мозаика-Синтез, 2018 г. (раздел «Социально-коммуникативное развитие») стр. 37;
  3. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Средняя группа. Для занятий с детьми 4-5 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2017г
  4. Абрамова Л.В., Слепцова И.Ф. «Социально-коммуникативное развитие дошкольников». Средняя группа. Для занятий с детьми 4-5лет - М.: Мозаика-Синтез, 2018г.

Развитие игровой деятельности (сюжетно-ролевые игры)

1.Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.- М.: Мозаика-Синтез, 2017 г. (раздел «Социально-коммуникативное развитие») стр. 72;

2. Программа и краткие методические рекомендации: Для работы с детьми 4-5 лет/Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-М.:Мозаика-Синтез, 2018 г. (раздел «Социально-коммуникативное развитие») стр. 38;

Губанова Н.Ф.  Развитие игровой деятельности. Средняя группа. Для занятий с детьми 3-4 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2017г.

Ребенок в семье и сообществе

1.Основная образовательная программа дошкольного образования программа программа «От рождения до школы» Под ред. / Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А..- М.: Мозаика-Синтез, 2017 г. (раздел «Социально-коммуникативное развитие») стр. 75

2. Программа и краткие методические рекомендации: Для работы с детьми 4-5 лет/Под  ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-М.:Мозаика-Синтез, 2018 г. (раздел «Социально-коммуникативное развитие») стр. 39;

Формирование позитивных установок к труду и творчеству

1.Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под ред. /Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А..- М.: Мозаика-Синтез, 2017 г. (раздел «Социально-коммуникативное развитие») стр. 78;

2. Программа и краткие методические рекомендации: Для работы с детьми 4-5 лет/Под  ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-М.:Мозаика-Синтез, 2018 г. (раздел «Социально-коммуникативное развитие») стр. 39;

Формирование основ безопасности

1.Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под ред./ Веракса Н.Е.,  Комарова Т.С., Васильева М.А..- М.: Мозаика-Синтез, 2017 г. (раздел «Социально-коммуникативное развитие») стр. 83;  

2. Программа и краткие методические рекомендации: Для работы с детьми 4-5 лет/Под  ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-М.:Мозаика-Синтез, 2018 г. (раздел «Социально-коммуникативное развитие») стр. 40;

Образовательная область «Познавательное развитие»

Основные направления реализации образовательной области «Познавательное развитие»

Развитие познавательно-исследовательской деятельности

1.Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под ред./ Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А..- М.: Мозаика-Синтез, 2017 г. (раздел «Познавательное развитие») стр. 89;

  1. Программа и краткие методические рекомендации: Для работы с детьми 4-5 лет/Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-М.:Мозаика-Синтез, 2018 г. (раздел «Познавательное развитие») стр. 43;

Формирование элементарных математических представлений

  1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под ред./ Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А..- М.: Мозаика-Синтез, 2017 г. (раздел «Познавательное развитие») стр. 94;
  2. Программа и краткие методические рекомендации: Для работы с детьми 4-5 лет/Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-М.:Мозаика-Синтез, 2018 г. (раздел «Познавательное развитие») стр. 44;  
  1. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических
  2. представлений Средняя группа. Для занятий с детьми 4-5 лет. - М.: Мозаика- Синтез, 2017г.;

Ознакомление с предметным окружением

  1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под ред. / Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А..- М.: Мозаика-Синтез, 2017 г. (раздел «Познавательное развитие») стр. 101;
  2. Программа и краткие методические рекомендации: Для работы с детьми 4-5 лет/Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-М.:Мозаика-Синтез, 2018 г. (раздел «Познавательное развитие») стр. 46;
  3. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа. Для занятий с детьми 4-5 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2017г.

Ознакомление с миром природы

  1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под ред./ Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А..- М.: Мозаика-Синтез, 2017 г. (раздел «Познавательное развитие») стр. 104;
  2. Программа и краткие методические рекомендации: Для работы с детьми 4-5 лет/Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-М.:Мозаика-Синтез, 2018 г. (раздел «Познавательное развитие») стр. 46;
  3.  Соломенникова О.А. Ознакомление с природой средняя группа. Для занятий с детьми 4-5 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2016г;
  4. Николаева С.Н.  Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в средней группе детского сада.- М.: Мозаика-Синтез, 2017

Ознакомление с социальным миром

  1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под ред./ Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А..- М.: Мозаика-Синтез, 2017 г. (раздел «Познавательное  развитие») стр. 110;
  2. Программа и краткие методические рекомендации: Для работы с детьми 4-5 лет/Под  ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-М.:Мозаика-Синтез, 2018 г. (раздел «Познавательное развитие») стр. 48;
  3. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа. Для занятий с детьми 4-5 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2017г.
  4. Абрамова Л.В., Слепцова И.Ф. «Социально-коммуникативное развитие дошкольников». Средняя группа. Для занятий с детьми 4-5 лет - М.: Мозаика-Синтез, 2018г.

Образовательная область «Речевое развитие»

Основные направления реализации образовательной области «Речевое развитие»

Развитие речи

  1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под ред./ Веракс Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А..- М.: Мозаика-Синтез, 2017 г. (раздел «Речевое развитие») стр. 118;
  2. Программа и краткие методические рекомендации: Для работы с детьми 4-5 лет/Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-М.:Мозаика-Синтез, 2018 г. (раздел «Речевое развитие») стр. 49;
  3. Гербова В.В.. Развитие речи в детском  саду. Средняя группа. Для занятий с детьми 4-5 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2017г.;

Приобщение к художественной литературе.

  1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под ред./ Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А..- М.: Мозаика-Синтез, 2017 г. (раздел «Речевое развитие») стр. 123;
  2. Программа и краткие методические рекомендации: Для работы с детьми 4-5 лет/Под  ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-М.:Мозаика-Синтез, 2018 г. (раздел «Познавательное развитие») стр. 51;
  3. Гербова В.В. Развитие речи в дет. саду. Средняя группа Для занятий с детьми 4-5 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2017г.;
  4. Хрестоматии для чтения детям  в детском саду и дома. 4-5 лет. - М.: «Мозаика-Синтез» 2017г

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Приобщение к искусству

  1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под ред./ Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А..- М.: Мозаика-Синтез, 2017 г. (раздел «Художественно-эстетическое развитие») стр. 127;
  2. Программа и краткие методические рекомендации: Для работы с детьми 4-5 лет/Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-М.:Мозаика-Синтез, 2018 г. (раздел «Художественно-эстетическое развитие») стр. 55;

Изобразительная деятельность

  1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под ред./ Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А..- М.: Мозаика-Синтез, 2017 г. (раздел «Художественно-эстетическое развитие») стр. 133;
  2. Программа и краткие методические рекомендации: Для работы с детьми 4-5 лет/Под  ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-М.:Мозаика-Синтез, 2018 г. (раздел «Художественно-эстетическое развитие») стр. 56;
  3. Комарова Т.С.  «Изобразительная деятельность в детском саду» Средняя группа. - М.: Мозаика - Синтез, 2017г.;

Конструктивно-модельная деятельность 

Реализуется в совместной и самостоятельной деятельности

  1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /Под ред./Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А..- М.: Мозаика-Синтез, 2017 г. (раздел «Художественно-эстетическое  развитие») стр. 144;
  2. Программа и краткие методические рекомендации: Для работы с детьми 4-5 лет/Под  ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-М.:Мозаика-Синтез, 2018 г. (раздел «Художественно-эстетическое развитие») стр. 58;
  3. Куцакова Л.В.  Конструирование из строительного материала. Средняя группа.- М.: Мозаика-Синтез, 2016г.

Музыкальная деятельность

  1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под ред./ Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А..- М.: Мозаика-Синтез, 2017 г. (раздел «Художественно-эстетическое развитие») стр. 147;
  2. Методическое обеспечение образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»  (музыкальная деятельность) см. ООП МБДОУ «Детский сад № 50 «Дюймовочка» (стр. 64-66)

Развитие игровой деятельности (театрализованной  деятельности)

1.Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под ред./ Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А..- М.: Мозаика-Синтез, 2017 г. (раздел «Художественно-эстетическое  развитие») стр. 152;

2. Программа и краткие методические рекомендации: Для работы с детьми 4-5 лет/Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-М.:Мозаика-Синтез, 2018 г. (раздел «Художественно-эстетическое развитие») стр. 63;

Образовательная область «Физическое развитие»

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

  1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под ред. /Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А..- М.: Мозаика-Синтез, 2017 г. (раздел «Физическое  развитие») стр. 156;
  2. Программа и краткие методические рекомендации: Для работы с детьми 4-5 лет/Под  ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-М.:Мозаика-Синтез, 2018 г. (раздел «Физическое развитие») стр. 65;

Физическая культура.

  1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под ред. /Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А..- М.: Мозаика-Синтез, 2017 г. (раздел «Физическое  развитие») стр. 160;
  2. Программа и краткие методические рекомендации: Для работы с детьми 4-5 лет/Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-М.:Мозаика-Синтез, 2018 г. (раздел «Физическое развитие») стр. 66;
  3. Методическое обеспечение образовательной области «Физическое развитие» (плавание) см. ООП МБДОУ «Детский сад № 50 «Дюймовочка» (стр. 69-70)  (в период отключения отопительной системы (сентябрь, май) образовательная деятельность  переносится в сухой зал)
  4. Методическое обеспечение образовательной области «Физическое развитие» (физическая культура) см. ООП МБДОУ «Детский сад № 50 «Дюймовочка» (стр. 71-72)