КТП УМК "Планета Знаний" 2 класс
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа базового уровня по изобразительному искусству для обучающихся 3 класса 2015-2016 учебного года составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта;
- основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №1 пос. Загорянский.
Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Немецкого
. !- 4; классы, пособие для учителей общеобразовательных организаций ( Б.Н. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горячева и др. ); под ред. Б.М. Неменского, 40е изд. –М. Просвещение, 2014. -128 с.
Использованный учебник: Изобразительное искусство. 3 класс
В качестве рабочей программы по изобразительному искусству для 3 класса общеобразовательной школы используется авторская программа Б.М. Неменского Изменения в авторскую программу не внесены.
Цели:
- приобщение школьников к миру изобразительного искусства, развитие их творчества и духовной культуры;
- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования и повседневном окружении ребенка;
-воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям. Героическому прошлому, многонациональной культуре.
Задачи:
- сформировать первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
-формировать познавательный интерес и положительное отношение к изобразительному искусству, народному и декоративно-прикладному искусству, народному и декоративно-прикладному искусству, архитектуре и дизайну;
- ознакомить с шедеврами русского и зарубежного изобразительного искусства;
-сформировать эстетическое восприятие произведений искусства; эстетическое отношение к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и общении с искусством;
-сформировать представления о видах и жанрах изобразительного искусства, в том числе об архитектуре, дизайне как видах искусства, об основных видах народного и декоративно-прикладного искусства;
-сформировать практические умения и навыки в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; обучить пониманию языка графики, живописи, скульптуры, умению анализировать средства художественной выразительности произведений искусства;
- обучить теоретическим и практическим основам рисунка, живописи, композиции, лепки;
- обучить основам народного и декоративно-прикладного искусства;
-обучить основам дизайна;
-развить способность выражать в творческих работах свое отношение к окружающему миру;
- обучить элементарным умениям, навыкам. способам художественной деятельности, выразительности, необходимым для создания художественного образа;
- развить творческое воображение, художественное мышление, зрительную память, эмоционально- эстетическую и нравственную сферы личности.
В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ № ! п. Загорянский ЩМСР МО данная программа рассчитана на преподавание курса по изобразительному искусству во 2 классе в объеме 1 часа в неделю ( 35 часов в год).
Согласно годовому календарному графику будет проведено 35 часов.
Перечень учебно – методического обеспечения.
- Н.М. Сокольникова. Обучение во 2 классе по учебнику « Изобразительное искусство». – М., АСТ, Астрель. – 2011г.
2)Компьютер.
3). Диски с записью фильмов по изобразительному искусству.
Проектор.
№ уроков | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме | ||
Плановые сроки прохождения темы | Фактические сроки (и/или коррекция) | |||
Виды изобразительного искусства – 14 часов | ||||
1 | В мастерской художника – живописца. | Знакомиться с иллюстрациями Ю. Васнецова, Е. Рачёва, В. Конашевича к русским народным сказкам. Определить, какие приёмы работы художники использовали для создания представленных иллюстраций. Выражать эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства. Участвовать в игре «Расскажи сказку». Выбрать сюжет, выполнять иллюстрацию, ориентируясь на определённый порядок работы. | 05/09 | |
2 | Что может кисть. Гуашь. Иллюстрирование сказки «Гуси-лебеди». Школа графики и живописи. | 12.09 | ||
3 | Гуашь. Иллюстрирование сказки «Гуси-лебеди». (продолжение работы) Школа графики и живописи. | Знакомиться с картинами В. Васнецова «Алёнушка» и «Иван-царевич на сером волке» как выдающимися произведениями национальной культуры. Выделять в картинах и иллюстрациях художников средства передачи сказочности, необычности. Проверить полученные знания в играх по цветоведению. Решать творческую задачу: выполнить иллюстрацию к сказке. Выразить в творческой деятельности своё отношение к изображаемому через создание художественного образа. | 19/09 | |
4 | Акварель. Тёплый цвет. Школа живописи. «Небо на закате» | Наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональное состояние; понимать разницу в изображении природы в разное время суток. Нарисовать несколько этюдов закатного неба. Подобрать тёплые цвета. Использовать правила и приёмы работы акварельными красками («по-сырому», «вливание цвета в цвет» и др.). Сопоставлять замысел и полученный результат работы. | 26/09 | |
5 | Акварель. Холодный цвет. Школа графики и живописи. «Зимнее окно». «Облака». Гуашь». | Воспринимать репродукцию картины К. Васильева «У окна», анализировать средства выразительности. Рисовать зимнее окошко с морозными узорами, на котором стоит горящая свеча. Восстановить последовательность рисования (с. 30–31 учебника). Использовать цветовой круг (с. 25 учебника) для выбора цветовой гаммы. Вариант: рисовать облака в холодной гамме (акварель). Взаимооценка работ с позиции, что удалось в работе (применить приёмы, подобрать цветовую гамму, выразить настроение). | 03.10 | |
6 | Школа живописи. «Краски и настроение». | Выделять главную информацию из текста (с. 34–35 учебника) и иллюстраций. Обсуждать полученную информацию, подтверждая мнение отрывками из текстов и стихов. Выполнить задания. Подобрать цветовые сочетания, передающие радость, тревогу, нежность, любовь. Сделать рисунок в подарок другу. | 10.10 | |
7 | Графика. В мастерской художника-графика. Выразительные средства графики. Школа графики «Ветвистое дерево». | Участвовать в беседе о графике. Ответить на вопросы и выполнить задания с. 7, 36–37, 40–43. Высказывать мнение о том, как изобразительное искусство может отражать многообразие окружающего мира, мыслей и чувств человека. Выделять средства выразительности для наилучшего воплощения замысла (линию, штрих, пятно) у мастеров рисунка и живописи. Нарисовать ветвистое дерево графическими материалами. Изучать последовательность работы (с. 48–49 учебника). Выполнить упражнения по передаче штриховки, тонировки, растяжки, растушёвки и растирки. Выбрать породу дерева для рисования. Определять размеры изображаемых предметов. Учитывать направление различных участков контура, их характер и размеры. Находить причину ошибок и исправлять их. Анализировать выполненные рисунки. | 17.10 | |
8 | Выразительные средства графики. Что может карандаш. Школа графики «Нарядные ёлочки». | Участвовать в беседе о графике как способе познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека. Отвечать на вопросы, основываясь на тексте и иллюстрациях. Выполнить задания (с. 42–45 учебника) Выделять средства выразительности графики (линию, штрих, пятно, тон) для наилучшего воплощения замысла у мастеров графики. Решать творческую задачу (с. 52 учебника): нарисовать «Нарядные ёлочки», используя разнообразную штриховку. | 24./10 | |
9 | Тушь и перо. Школа графики «Кувшин и яблоко». | Продолжить знакомство с графикой как видом изобразительного искусства. Отвечать на вопросы, используя репродукции произведений графики русских и зарубежных мастеров. Выполнять задания (с. 46– 47, 52–53 учебника), используя приёмы штриховки пером. Изучать последовательность работы (с. 53 учебника). Решать творческую задачу: нарисовать натюрморт, используя точки, линии, штрихи, пятна. | 31/10 | |
10 | Школа живописи и графики. «Осенний листок». | Участвовать в беседе, используя для ответов текст и картинки учебника. Выполнить задания (с. 50–51 учебника), используя изученные приёмы работы. Нарисовать осенний листок дуба или клёна акварелью или гуашью (живопись). Решать творческую задачу: выполнить аппликацию «Листья» с дорисовкой прожилок тушью (графика) | 14.11 | |
11 | Скульптура. В мастерской художника-скульптора. Школа лепки. С. 54–57 | Познакомиться со скульптурой как способом познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека. Анализировать средства художественной выразительности в скульптурных произведениях. Исследовать особенности материала для лепки (с. 7, 54–55, 58–59 учебника). Участвовать в воображаемом посещении мастерской художника. Слепить рельеф «Птичка» (пластилин). Участвовать в выставке вылепленных работ и оценивать результаты работы. | 21/11 | |
12 | Лепка декоративной чаши. Школа декора. | Участвовать в беседе, анализировать средства выразительности художественной керамики. Выполнить задания (с. 72–73 учебника) руководствуясь заданной последовательностью действий. Лепить декоративную чашу щипковым методом или по шаблону (глина или пластилин). Передавать фактуру с помощью различных видов лепных элементов. Участвовать в выставке вылепленных работ и оценивать результат работы. | 28/11 | |
13 | Лепка рельефа «Птички.» Лепка декоративной скульптуры«Котик» или «Медвежонок» | Выполнить задания (с. 62–63 учебника). Лепить рельеф птички. Объяснять и применять приём наложения формы на пластину (пластилин). Решение творческой задачи: создать декоративный образ. Использовать приёмы передачи фактуры с помощью штампов. | 05.12 | |
14 | Проверочный урок. Твои творческие достижения. Лепка декоративной чаши. | Выполнить задания (с. 64–65 учебника). Участвовать в обзорной викторине по определению видов изобразительного искусства, тёплых, холодных и контрастных цветов. Сравнивать произведения изобразительного искусства, классифицировать их по видам. Называть ведущие художественные музеи России. Оценивать свои творческие достижения. | 1212 | |
Декоративное искусство – 8 часов | ||||
15 | Декоративное искусство вокруг нас. | Ориентироваться в учебнике. Участвовать в беседе о декоративном искусстве как части национальной культуры. Исследовать, как один и тот же образ изменяется в зависимости от материала в произведениях декоративного искусства. | 19/12 | |
16 | Декоративное рисование. «Грибы и ёлочки» | Выполнить задания (с. 72–73 учебника). Решение творческой задачи рисовать декоративные грибы и ёлочки гелевыми ручками на цветном фоне. Сравнить форму и цвет изображённых объектов в жизни и на рисунке. Узнать, какое дерево или гриб изобразил сосед по парте. | 26/12 | |
17 | Азбука декора. Контрастные цвета в декоре. Линейный орнамент. | Копировать греческий орнамент (с. 77 учебника). Выявить закономерности построения орнамента. Нарисовать линейный орнамент (цветные карандаши). Исследовать традиционные мотивы орнаментов своего народа. Использовать их для составления линейных узоров. Выражать эмоционально-ценностное отношение к выполненным работам. | 16.01 | |
18 | Школа декора. Монотипия «Бабочка».«Волшебные ладошки». | Изучить художественные достоинства, разнообразие декоративных эффектов. Выявить возможности применения цветовых контрастов в декоре. Решать творческую задачу: сделать несколько разноцветных отпечатков ладошек и превратить их в реальные или фантастические образы (деревья, цветы, птиц, животных и др.). Дать эстетическую оценку выполненным работам. | 23/01 | |
19 | Школа декора. Декоративный ковёр «Осень». Печать листьями. Печать предметами. | Анализировать средства декоративного искусства, при рассмотрении ковровых изделий. Выполнить ковёр в тёплой или холодной гамме по желанию (печать листьями). Участвовать в коллективной работе: наклеить отдельные работы на ткань, изготовить большой ковёр. Планировать и реализовывать совместную работу, договариваться о результате. | 30/01 | |
20 | Декоративные эффекты. Школа декора. Рисуем кляксами. Рисование солью. С. 84–85 | Установить последовательность работы. Выполнить задание, работая в паре. Использовать цветовые контрасты и нюансы, тёплые и холодные цвета в декоративной композиции. Обсуждать, планировать результат, совершать совместные действия. Оформить работу в рамочку. Подготовить презентацию работы в виде рассказа о получившейся картине. | 06/02 | |
21 | Коллаж «Грибы». «Лесные человечки». Школа декора. «Волшебный ковёр». | Выполнить задания по заданной последовательности работы (с. 87, 89 учебника).Решать творческую задачу: выполнить декоративную композицию «Волшебный ковёр» из разноцветных ниток, наклеенных на основу. Изобразить солнышко, цветок, птичку, рыбку или какой-нибудь узор. Использовать цветовые контрасты и нюансы, тёплые и холодные цвета в декоративной работе. | 13/02 | |
22 | Проверочный урок. Твои творческие достижения. | Самостоятельная работа: выполнить декоративное панно «Времена года». Провести экскурсию по выставке декоративных работ своего класса. Оценивать свои творческие достижения. | 20/02 | |
Народное искусство -7 часов | ||||
23 | Народное искусство. Росписи Северной Двины. Пермогорская роспись. Школа народного искусства. | Ориентироваться в учебнике. Познакомиться с миром народного искусства как частью национальной культуры: каргопольской глиняной игрушкой, расписными пермогорскими, борецкими и мезенскими прялками и другими изделиями. Выделить и оценить цветовую гамму изделий. Повторять узоры пермогорской росписи. Изучать образцы (с. 98–99 учебника). Выполнять бордюры и рисовать цветок по заданной последовательности. Выполнить задания (с. 28, 30 тетради). Расписать бумажную тарелочку пермогорскими орнаментами; нарисовать птицу Сирин (гуашь). Изучить последовательность работы и образцы (с. 96 учебника). Искать информацию о мастерах, живущих на берегах Северной Двины. | 27/02 | |
24 | Пермогорские узоры. Прялки. Школа народного искусства. | Совершить воображаемое путешествие по русскому Северу. Познакомиться с мастерами, которые изготавливают и расписывают прялки. Участвовать в беседе о значении традиционных народных художественных промыслов для современного человека. Расписать вырезанный силуэт пермогорской или мезенской прялки (гуашь, тушь, перо). | 06.03 | |
25 | Мезенская роспись. Олени. Кони. Птицы. Школа народного искусства. | Знакомиться с народным искусством как частью национальной культуры. Повторять линейные орнаменты мезенской росписи (с. 102 учебника). Изучать способ рисования коней, птиц и оленей (с. 103 учебника). Дополнительно можно расписать мезенской росписью предметы быта (по выбору). | 13/03 | |
26 | Каргопольская игрушка. Полкан. Школа народного искусства. | Изучать традиционные формы, сочетания цветов и орнаментов каргопольских игрушек. Сравнивать дымковские, филимоновские и каргопольские игрушки. Повторить каргопольские узоры по образцам (с. 106 учебника). Решать творческую задачу: расписать каргопольскими узорами игрушки (контуры, силуэты, вылепленные по выбору). | 20/03 | |
27 | Печенье тетёрки. Школа народного искусства. | Участвовать в беседе о народном искусстве как части национальной культуры. Повторять узоры печенья тетёрки на альбомном листе (гуашь) по образцам в учебнике (с. 109 учебника). Лепить из солёного теста или пластилина тетёрки, используя изученные приёмы. | 03.04 | |
28 | Архангельская птица Счастья. Школа народного искусства. | Принять участие в беседе о народном искусстве как части национальной культуры. Выявить художественные достоинства и технологию изготовления щепных птиц. Изучить последовательность работы (с. 111 учебника). Решать творческую задачу: сконструировать свою чудо-птицу счастья из бумаги. | 10/04 | |
29 | Проверочный урок. Твои творческие достижения | Участвовать в обзорной театрализованной викторине по всем изученным темам раздела «Народное искусство». Задавать вопросы и отвечать на вопросы других. Определять (узнавать) произведения традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель, Полхов-Майдан, Мезень, Каргополь). Сравнивать их между собой, группировать. Давать оценку изделиям народных промыслов. Изготавливать изделия в традициях художественных промыслов (по выбору). Оценивать свои творческие достижения. | 17/04 | |
Мир дизайна и архитектуры– 5 часов | ||||
30 | Дизайн. Архитектура. Призмы. Коробочки-сувениры. Подставка для карандашей. Школа дизайна. | Ориентироваться в учебнике. Знакомиться с объектами дизайна и архитектуры в форме призм. Различать призмы в объектах дизайна и архитектуры. Выполнять упражнение на узнавание призмы. Сконструировать коробочку-сувенир из бумаги. Изучить последовательность работы (с. 123 учебника). Декорировать коробочку (превратить в котика, птичку, тигрёнка, жирафа, клоуна и др.). Вести поисковую работу и создать совместно с друзьями коллекцию картинок с объектами дизайна и архитектуры в форме призм. | 24/04 | |
31 | Пирамиды. Школа дизайна. Конструирование упаковки. Игрушки-пирамидки. | Знакомиться с объектами дизайна и архитектуры в форме пирамид. Различать пирамиды в объектах дизайна и архитектуры. Участвовать в обсуждении по теме урока, приводить примеры. Выполнить упражнение на узнавание пирамиды. Сконструировать упаковку «Пирамида». Использовать выкройку (с. 126 учебника). Декорировать упаковку. | 08.05 | |
32 | Конусы. Школа дизайна. «Петушок». Конусы. «Веселая мышка» | Знакомиться с объектами дизайна и архитектуры конической формы. Различать формы конусов в объектах дизайна и архитектуры. Выполнить упражнение на ощущение формы конуса. Сконструировать сувениры «Петушок» или «Весёлая мышка». Изучить последовательность работы, выполнить задания (с. 130—131 учебника). | 15/05 | |
34 | Проверочный урок. Твои творческие достижения. Подвеска «ангел». | Конструировать ангела из бумажной тарелки. Изучить последовательность работы, выполнить задания (с. 136–137 учебника). Украсить подвесками вместе с одноклассниками классную комнату. Оценивать свои творческие достижения. | 22/05 | |
35 | В мире дизайна и архитектуры. Школа архитектуры. Башня. | Установить взаимосвязь формы и функции объекта, то есть его назначения. Обсудить вопросы по теме урока (с. 118–119 учебника). Анализировать объекты архитектуры и дизайна, используя открытки, журналы и видеофрагменты. Решать творческую задачу в коллективной работе: конструировать по свободному замыслу высокую башню из кубиков и коробочек разного размера и формы. Сделать декор для башни. Планировать результат, договариваться, приходить к общему мнению, согласовывать работу для достижения цели. | 29/05 |