Методическая копилка

Конспекты уроков,выступления,презентации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задачи:

  1. обсудить с родителями причины детской агрессии, её влияние на поведение ребенка;
  2. формировать у родителей культуру понимания проблемы детской агрессии и путей ее преодоления.

Форма:

  1. информационно – практическая беседа.

Участники: 

  1. родители детей класса, учитель.

Ход собрания.

   -   Тема нашей новой встречи серьезна и трудна. Это тема проявления нашими детьми жестокости и агрессии. К сожалению, эти явления живут среди нас, взрослых, и среди наших детей. Что же это за явление и стоит ли о нем говорить? Давайте рассмотрим, что собой представляет агрессия и как мы, взрослые, можем помочь ее преодолеть.

 Что такое агрессия?

    Агрессия в более или менее развитом обществе всегда находится под контролем, но контроль этот будет эффективен настолько, насколько развито в обществе сопротивление агрессии.

     Агрессия – это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей, Агрессия может проявляться физически (ударили) и вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства). В психологии различают два вида агрессии: инструментальную и враждебную. Инструментальная агрессия проявляется человеком для достижения определенной цели. Она часто выражается у младших детей (я хочу забрать игрушку, предмет и т.д.) У старших больше проявляется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы причинить человеку боль.

Уровень агрессивности детей меняется в большей или меньшей степени в зависимости от ситуации, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: положение ребенка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителем и т.д.

     Столкновение же с детской агрессивностью порой вызывает у взрослых недоумение, растерянность. Обычно первое, что делают родители, - наказывают ребенка. Если проявления агрессии становятся постоянными, они могут обратиться к психоневрологу. Но проявления жестокости и непослушания не всегда свидетельствуют о наличии у детей каких-либо психических отклонений. Часто ребенок, сталкиваясь с неразрешимой для него проблемой, просто не знает, как себя правильно вести. Чтобы помочь ему, необходимо, прежде всего, выяснить возможные причины его агрессивности. Давайте рассмотрим их.

     Разовые вспышки агрессии могут перерасти в психическое нарушение, если детство ребенка сопровождается грубым, жестоким поведением родителей - и тогда он «заражается» их агрессивностью. Это один из факторов. Второй - когда ребенок живет в атмосфере неприятия eгo, нелюбви к нему, и у него формируется ощущение опасности и враждебности окружающего мира. Необходимо найти такое сочетание снисходительности и строгости, чтобы избежать развития агрессивного поведения ребенка.

 

Причины детской агрессии

     Причины, по которым подростки совершают агрессивные поступки, остаются до сих пор полностью не выяснены. Тем не менее, мы определили следующие категории, обусловливающие агрессивное поведение подростка, а именно:

  1. врожденные побуждения или задатки;
  2. потребности, активизируемые внешними стимулами;
  3. познавательные и эмоциональные процессы;
  4. актуальные социальные условия в сочетании с предшествующим научением.

       Очень часто причиной детской агрессии является семейная ситуация.  Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно и где она стала нормой его жизни.

      Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. Эта методика воспитания детей отвратительна тем, что у детей не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, и это другое вновь навязывается детям. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.

      Причиной агрессии могут быть и взаимоотношения со сверстниками. У ребенка возникает чувство взрослости. И он, требуя отношения к себе как ко взрослому, не всегда умеет правильно распорядиться своими правами. Общение со сверстниками для него становится большей ценностью, чем общение с родителями, учителями. Но потребность самоутвердиться, найти свое место в коллективе не всегда удовлетворяется в той мере, как хотелось бы ребенку. Агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иногда понимают поведение окружающих как враждебное. Например, дружеское подтрунивание над внешним видом, поступком, ошибкой в выполнении задания, они могут воспринять как насмешку, оскорбление. Отсюда возникает желание дать «отпор» обидчику.

    Отдельно следует рассмотреть такую причину, как отношения в семье. Агрессивное поведение родителей в отношениях между собой и со своими детьми: оскорбления, крики, хамство, унижение друг друга - все это приводит к тому, что такое общение становится нормой жизни для ребенка.

   В наши дни происходит нарастание агрессивности общества в целом и отдельной личности в частности. Агрессия «молодеет» с каждым годом. Как же помочь адаптироваться ребенку в мире, полном насилия и агрессии

Анкетирование родителей

Критерии агрессивности у ребенка

по Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.

         

Положительный ответ на каждое утверждение оценивается в 1 балл

 №        Признаки                                                                                                                      

1.        Временами кажется, что в него вселился злой дух        

2.        Он не может промолчать, когда чем-то не доволен        

3.        Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же        

4.        Иногда ему без всякой причины хочется выругаться        

5.        Бывает. Что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит        

6.        Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение        

7.        Он не прочь подразнить животных        

8.        Переспорить его трудно        

9.        Очень сердиться, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает        

10.        Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее всех        

11.        В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот        

12.        Часто не по возрасту ворчлив        

13.        Воспринимает себя как самостоятельного и решительного        

14.        Любит быть первым, командовать, подчинять себе других        

15.        Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых        

16.        Легко ссориться, вступает в драку        

17.        Старается общаться с младшими и физически более слабыми        

18.        У него не редки приступы мрачной раздражительности        

19.        Не считается со сверстниками, не уступает, не делиться        

20.        Уверен, что любое задание выполнит лучше всех        

 15-20 баллов – высокая агрессивность

  7-14 баллов – средняя агрессивность

  1-6 баллов – низкая агрессивность

 Дети с высокой агрессивностью требуют помощи со стороны взрослых.

Методические рекомендации для родителей

Во-первых, старайтесь избегать скандалов и публичных ссор при ребенке, так это может сформировать у него модель конфликтного поведения, которое он будет переносить на окружающий социум.

Во-вторых, следите за тем, как ваш ребенок питается до школы и в школе. Большинство детей приходят в школу с пустым желудком, что также провоцирует агрессивное поведение.

В-третьих, необходимо адекватно оценивать возможности своего ребенка и не ставить перед ним заведомо неосуществимых задач, невыполнение которых неизбежно приведет к фрустрации, заниженной самооценке, суицидальным попыткам.

1. Не будьте равнодушными к проблемам ребенка, старайтесь посещать школу не только в то время, когда проводится родительское собрание, но и в течение четверти (особенно это касается родителей, дети которых учатся нестабильно, имеют проблемы с дисциплиной и успеваемостью). Во время посещения школы спокойно и тактично разговаривайте с педагогами, постарайтесь выяснить истинные причины проблем (версия учителя) и только потом предъявляйте свои претензии и требования (версия ребенка и родителей).  

2. Избегайте практики физического наказания, в частности, после посещения родительского собрания многие родители возвращаются домой с одной целью, как можно сильнее наказать ребенка и тем самым отомстить за пережитый позор. После подобной тактики воспитания конфликты между родителем и ребенком становятся традиционной формой общения, дети перестают доверять не только родителям, но и взрослым вообще, боятся рассказывать о своих проблемах и трудностях, лгут и выкручиваются, становятся замкнутыми, убегают из дома, ищут поддержки на стороне.

3.  Умеренная дозировка компьютерных игр и телевидения, совместное составление режима дня, могут помочь ребенку рационально распределять нагрузку и отдых.

Ограничьте общее количество времени, отведенного для просмотра телепередач, чтобы телевидение не играло доминирующей роли в формировании образа мира у вашего ребенка. Если нужно, составьте расписание, когда можно смотреть телевизор и играть на компьютере.  

4. Для ребенка необходимо рациональное чередование сна и отдыха, учителям известен «синдром понедельника», когда вследствие нарушения режима дня в выходные дни дети приходят в школу невыспавшиеся и озлобленные.

 Помните, что ребёнок – это воплощённая возможность! Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере.

Литература для подготовки к собранию

  1. Алоева М.А. Лучшие родительские собрания в начальной школе.  – Ростов на дону: Феникс, 2007.
  2. Родительские собрания: 3 класс/Авт. –сост. И. Ф. Яценко. –М. -:ВАКО, 2008.

Используемые интернет- ресурсы:

                     

1. http://psy.5igorsk.ru/obrazovanie/detskaya-agressivnost-prichini.html

 2.http://www.profistart.ru/ps/blog/8855.html

        

Выступление на         родительском собрании во 2 классе.

        по          теме:

«Агрессивные дети».

Ласточкиной  Светланы  Николаевны



Предварительный просмотр:

Ход собрания.

Уважаемые родители!

Мы рады видеть вас на собрании – лектории «О здоровье – всерьез».

Ваши анкеты показали нам, насколько важна, актуальна эта тема. Они выявили сторонников и редких противников режима дня, определили круг вопросов, требующих разрешения, изучения. Сегодня мы постараемся дать на них подробные и исчерпывающие ответы.

Все - по режиму.

Великий физиолог И. П. Павлов не раз говорил, что ничто так не облегчает работу нервных клеток головного мозга, как определенный распорядок жизни. Такой определенный распорядок, режим дня чрезвычайно важен для учащихся. Всему свое время в режиме дня, а иначе и работа ладиться не будет, не пойдет на пользу.

Если не налажено правильное чередование различных видов деятельности, если продолжительность ночного сна недостаточна, если мало отводится времени для отдыха на открытом воздухе - все это приводит к тому, что нервная система быстро истощается. Результат - снижение работоспособности школьника. Вот почему семья, так же как и школа, должна обратить серьезное внимание на организацию времени бодрствования и сна учащихся.

Педагогам нередко приходится наблюдать, что некоторым ребятам на уроке крайне трудно сосредоточить внимание на том, что происходит в классе. Такое впечатление, что ребенок болен - к тому же он жалуется на головную боль, слабость, желание спать. Иногда выясняется, что ребенок действительно нездоров, но в очень многих случаях причина в ином: он не придерживается режима дня, у него нет определенных часов для приготовления уроков, ему не хватает времени для прогулок, спать он ложится поздно, так как засиживается у телевизора, компьютера. Каждое отдельное отступление от режима кажется невинным, но, накапливаясь изо дня в день, последствия таких отступлений начинают сказываться все сильнее. Что нужно теперь такому ребенку? Скажем сразу: он не нуждается ни в каком лечении. Хороший отдых, а затем неукоснительное выполнение распорядка дня избавят маленького школьника от головных болей, вялости, постоянного чувства усталости. Он снова будет внимательным, усидчивым и хорошо успевающим.

Правильно организовать режим дня школьника - это:

обеспечить ему достаточный по продолжительности сон со строго установленным временем подъема и отхода ко сну;

предусмотреть регулярный прием пищи;

установить определенное время приготовления уроков;

выделить время для отдыха на открытом воздухе, творческой деятельности, свободных занятий и помощи семье.

Конечно, трудно приучить ребенка следовать всем пунктам режима; но если проявить настойчивость, ему будет все легче и легче это делать - начинает играть свою роль привычка, и ребенок поймет, что режим помогает жить.

Потребность детей во сне тем больше, чем младше ребенок. С возрастом продолжительность сна уменьшается, а время бодрствования соответственно увеличивается. Вместе с тем в самом времени бодрствования - в связи с повышением работоспособности - нарастает удельный вес занятий в школе, домашних учебных занятий, «дополнительных» внешкольных занятий.

Школьники должны вставать в 7 ч утра. Следующие 50 мин уходят на утреннюю зарядку, обтирание, туалет и завтрак. Затем ребята отправляются в школу. Они тратят на дорогу 15-30 мин.

После учебных занятий в школе учащиеся обедают и отдыхают: играют на открытом воздухе в подвижные игры, а затем выполняют уроки. Время, оставшееся до сна, уделяют творческой деятельности, свободным занятиям, помогают семье.

Перерыв между школьными и домашними занятиями должен составлять 3-3,5ч. Большую часть этого времени ребенку необходимо провести на открытом воздухе.

Для первоклассников, второклассников (и более старших детей с ослабленным здоровьем) необходим дневной сон: час-полтора при открытой форточке, который хорошо восстанавливает работоспособность.

После домашних учебных занятий ребенку обязательно надо поиграть на открытом воздухе час-полтора. Еще раз подчеркнем значение двигательной активности. Дети, которые мало двигаются, отстают в развитии, часто имеют избыточный вес, плохо сопротивляются инфекциям, не могут быстро приспосабливаться к смене температуры воздуха и атмосферного давления; поэтому часто и длительно болеют, вынуждены пропускать занятия в школе, отстают от товарищей.

Нельзя признать разумным запрещение детям прогулок и игр на воздухе в наказание за какие-либо проступки. Неправильно также отменять дневные прогулки, добавляя время, которое ушло бы на них, к вечерним прогулкам, после того как приготовлены уроки, - в это время уже нет целебных, биологически активных ультрафиолетовых лучей.

Для получения профилактической дозы ультрафиолетовых лучей ребенку нужно было бы пробыть на открытой площадке в полдень при безоблачном небе в течение 6-8 мин в июне - июле и 26 мин - в декабре. Это чисто условная мера: реально мы никогда не находимся в идеальных условиях - воздух не всегда чист, солнце часто бывает закрыто облаками и на часах не всегда полдень. Так что ребенку надо быть на воздухе значительно большее время. Например, с ноября по февраль даже в околополуденное время для этого требуется 1,5 - 2 ч.

Прогулки и игры детей на воздухе именно днем, а не вечером (так же как и гигиенически полноценная освещенность рабочего места) важны для профилактики расстройств зрения. Многие гигиенисты и офтальмологи считают, что близорукость развивается у школьников как следствие накапливающейся изо дня в день световой и ультрафиолетовой недостаточности.

Общее время пребывания ребенка на свежем воздухе - до 4 ч в день. (Сюда входит и время, затрачиваемое на дорогу в школу и обратно). Всякий лишний час, проведенный на воздухе, очень ценен для здоровья школьников, особенно ослабленных и перенесших заболевания.

В режиме дня школьников необходимо предусмотреть время, которое используется ими в соответствии с их собственными наклонностями и интересами. Ребенок должен быть уверен, что у него всегда найдутся часы и для чтения любимых книг, и для конструирования или рисования, и для занятий спортом, и для того, чтобы посмотреть телепередачу, поиграть на компьютере.

Конечно, все эти свободные занятия также должны быть гигиенически правильно организованы. В частности, особый контроль следует установить за просмотром телевизионных передач и работой на компьютере. Очень нежелательно, если ребенок проводит у телевизора более часа и чаще, чем три раза в неделю.

Следите за тем, чтобы дети не сидели слишком близко к экрану (для экрана, размер которого по диагонали 59 см, минимальное расстояние составляет 2 м; для экрана большего размера - 2,5 м); если передача идет в темное время суток, зажигайте в комнате неяркую лампу (располагается она за спинами зрителей).

К «ручным» занятиям, которые должны быть заложены в режиме дня, также предъявляется ряд требований гигиенического характера. Особенно следует помнить, что у маленьких детей процесс окостенения фаланг пальцев еще не закончен, мелкие мышцы кистей рук развиты слабо, точность координации движений оставляет желать лучшего. Всякое новое упражнение, которым овладевают дети, всегда связано с напряжением многих групп мышц. Например, освоение письма вначале вызывает значительное напряжение нервно-мышечного аппарата пальцев, кисти рук и даже всего тела. При этом дети устают, у них даже выступает пот на лбу, хотя видимых затрат энергии нет.

Занятия лепкой, аппликацией, строгание, пиление и другие работы совершенствуют навыки, способствуют развитию у детей мелких мышц руки. Укрепляют их специальные тренирующие упражнения - штриховка в различных направлениях: слева направо, справа налево, сверху вниз, по горизонтали. Во время таких занятий, а также при овладении письмом хорошо помогают расслабить кисть простые движения - сжимание и разжимание пальцев в такт произносимым словам: «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали».

Найдите место в режиме дня посильному труду детей - общественно полезному, в помощь семье, связанному с личным самообслуживанием.

Дома младшим школьникам вполне можно поручать уборку комнат, мытье посуды, не говоря уже о том, что они могут следить за состоянием своей одежды и обуви, стирать мелкие личные вещи, убирать свою постель и свое рабочее место. Важно учить их правильным навыкам выполнения всех этих работ.

Следует напоминать детям о необходимости выполнять правила личной гигиены, особенно о том, что после работы надо тщательно мыть руки.

На все виды самообслуживания, в том числе на утреннюю гимнастику, закаливающие процедуры и питание младшим школьникам требуется не менее 2,5 ч.

Утренняя зарядка вместе с выполняемыми после нее водными процедурами (обтиранием, обливанием и утренним туалетом) занимает не более 30 мин.

Столько же примерно времени потребуется ребенку для «отхода ко сну». За это время ему необходимо самостоятельно привести в порядок свой костюм, пальто, обувь, пришить, если надо, оторвавшуюся пуговицу, выполнить общепринятые правила личной гигиены.

Двадцать - двадцать пять минут нужно выделить для завтрака и для ужина и 30-35 мин - для обеда.

После напряженной дневной работы организму школьника, его центральной нервной системе нужен полноценный отдых. Такой отдых может доставить только сон.

Сон достаточной продолжительности обеспечивает высокую работоспособность ребенка в течение значительного времени. При недосыпании это время сокращается, работоспособность падает. Систематическое недосыпание просто опасно - оно неблагоприятно сказывается на состоянии нервной системы ребенка. Он становится легко возбудимым, рассеянным, во время работы часто отвлекается, неправильно реагирует на замечания.

Крайне важна не только необходимая продолжительность сна, но и достаточная его глубина. Неглубокий ночной сон, прерывающийся пробуждениями, даже при достаточной его продолжительности, не обеспечивает полноценного отдыха.

Для того чтобы сон ребенка был глубоким, следует соблюдать самые простые, но строгие правила. Прежде всего: приучите его ложиться спать и вставать в одно и то же время. В тех случаях, когда ребенок ложится спать в определенный час, его нервная система и весь организм заранее подготовляются ко сну. Он легче и быстрее засыпает и, следовательно, дольше отдыхает. Если же установленные часы отхода ко сну нарушаются, то организм теряет возможность настраиваться соответствующим образом. Ложась в постель в разное время, дети подолгу не могут заснуть, а утром их бывает трудно поднять с постели.

Важно также, чтобы время перед сном проходило в занятиях, успокаивающих нервную систему. Это могут быть спокойные игры, конструирование, вышивание. Шумные игры, а также связанное с эмоциональными переживаниями чтение мешают быстрому засыпанию и глубокому сну.

Очень хорошо школьникам перед сном спокойно погулять минут 20-30, а затем проветрить комнату и провести вечерний туалет; в него следует включить мытье ног водой комнатной температуры. Такие водные процедуры, помимо их гигиенического и закаливающего значения, оказывают благоприятное влияние на нервную систему. Ежедневное выполнение этих процедур в определенный час перед сном способствует более быстрому наступлению сна.

Когда ребенок засыпает (и когда он спит), не нужно его тревожить. Если у него нет своей комнаты, в тот час, когда он засыпает, жизнь семьи должна затихать. Если невозможно полностью исключить неблагоприятные факторы, следует стремиться довести их влияние до минимума. Умерить свет, сделав так, чтобы он не падал на засыпающего или спящего. Приглушить радио, разговаривать негромко. Все это относится и к последним часам сна, когда возбудимость центральной нервной системы повышается, и малейший шум может разбудить ребенка, сократив продолжительность его сна.

Спокойному, глубокому сну препятствует и слишком поздний прием пищи, поэтому ужин у ребенка должен быть не позже чем за 1,5 ч перед сном. Постель - безусловно, отдельная, не тесная, не слишком мягкая, но и не жесткая.

Очень важно, чтобы дети и во время сна дышали свежим воздухом. Комнату перед сном нужно хорошо проветрить; еще лучше приучить детей спать при открытой форточке. Температура воздуха в спальне не должна превышать +16-17°.

Ведущий.

- Какие вопросы есть к лектору. (Ответы на вопросы родителей.)

- А сейчас выступит медсестра _____________. Она расскажет, как правильно закаливать учащихся.

- Особое значение для укрепления здоровья и повышения работоспособности школьника имеет закаливание. Закаливание - повышение сопротивляемости организма различным вредным внешним воздействиям в результате разумного использования естественных сил природы - солнца, воды и воздуха. Система закаливания обязательно предполагает ряд важных факторов. Это и температурный режим помещений, где находится школьник, и соответствующие сезону и погодным условиям одежда и обувь, и достаточное пребывание ребенка на свежем воздухе в сочетании с занятиями физическими упражнениями и спортом.

Специальные закаливающие процедуры проводятся с учетом возраста ребенка, состояния его здоровья, условий, в которых он воспитывается.

Наряду со специально организованными закаливающими процедурами в режиме дня школьника предусматривается ряд процедур, необходимых в повседневной жизни и проводимых ежедневно. Особое значение для укрепления здоровья и закаливания имеют прогулки на свежем воздухе; утренняя гимнастика, сон при открытой форточке, фрамуге или в хорошо проветриваемой комнате, умывание холодной водой и т. п.

В укреплении здоровья учащихся значительное место занимает утренняя гимнастика. Кроме развития движений, поднятия общего тонуса, гимнастика оказывает благотворное влияние на снижение заболеваний органов дыхания (примерно на 20%), на вентиляцию легких. Так, при гимнастических упражнениях она увеличивается в 2-7 раз, а при беге еще больше.

Предлагаемые ниже комплексы утренней гимнастики рассчитаны на учащихся I-IVклассов. Нагрузка же для детей 6-9 лет при этом регулируется количеством повторений того или иного упражнения. Так, ребенок 6 лет повторит приседание 6-7 раз, а 9 лет - до 10 раз.

Примерные комплексы утренней гимнастики (для проведения дома, до ухода детей в школу). Показывает ученик 5 класса.

Приложение 1. Комплекс 1

1. Ходьба, легкий бег, ходьба на месте.

2. И. п. (исходное положение). Ноги вместе, скакалка сложена вдвое в обеих руках внизу, Поднять руки вверх, опустить скакалку за плечи, поднять вверх, опустить. 8-10 раз.

3. И. п. Ноги слегка расставлены, руки со скакалкой сзади. Наклониться вперед, тело вытянуть, голову и руки поднять вверх. 8 раз.

4. И. п. Пятки вместе, носки врозь, руки со скакалкой поднять вверх, присесть. 10 раз.

5. И. п. Стоя на коленях, скакалка впереди. Прогнуться назад, руки вверх, выпрямиться. 6 раз.

6. Прыжки через скакалку (2 раза по 30 прыжков).

7. Спокойная ходьба.

Комплекс 2

1. Ходьба, легкий бег, ходьба на месте.

2. И. п. Стоя, ступни параллельно. 1 - дугами через стороны руки: вверх, хлопок -вдох; 2-4 - плавно руки вниз - выдох.

3. И. п. 1-2 - поднимаясь на носки, плавно руки вверх, подняться - вдох; 3-4 -плавно руки вниз - выдох. То же, отводя назад на носок, поочередно, то одну, то другую ногу.

4. И. п. Стоя, ноги врозь на ширине плеч, руки за спину - вдох. 1-2 - наклон вперед. Не сгибая ноги, руки вперед, голова прямо - выдох; 3-4 - и. п., руки в стороны.

5. И. п. Стоя, ноги параллельно, руки на пояс. Поочередно сгибать колени, отрывая ноги от пола.

6. И. п. Стоя, ноги врозь, руки на пояс - вдох. 1-4 - согнутые ладони поднести ко рту, выдыхая дольше, произносить «у-у-у». Принять и. п. Повторить 8 раз.

7. И. п. Руки на пояс. 1-8 - шаг на месте, не отрывая передней части стопы. Темп медленный. Сделать 20 раз,

8. Прыжки, ходьба на месте.

Каждый комплекс заменяется через 2 недели. В зависимости от состояния здоровья, состояния развития ребенка можно увеличить или уменьшить число повторений каждого упражнения. Утренняя гимнастика продолжается 10-12 минут.

Хорошо, если родители занимаются гимнастикой вместе с детьми. Это дисциплинирует и постепенно вырабатывает у детей умение и стремление постоянно и самостоятельно делать утреннюю гимнастику. Родители обязательно следят за дозировкой и сложностью упражнений. Например, выполнение с взрослыми всего комплекса гимнастики может принести вред.

Утренняя гимнастика принесет пользу, если она проводится в необходимых для этого условиях: в проветренном помещении, в облегченной одежде, до приема пищи и т. д. Утренняя гимнастика дает ребенку на весь день бодрый, деятельный настрой. Упражнения можно разнообразить. Сделать более интересными, если в них внести игровые моменты, имитационные движения («покачаемся, как маятник», «попрыгаем, как зайчики», «маршируем, как солдаты»). Во время гимнастики обращается внимание на дыхание детей, их осанку. Заканчиваются упражнения гигиенической процедурой - обтиранием, обливанием, купанием.

В организации жизни школьника в семье постоянно должна удовлетворяться его потребность в движении. Двигательная активность - условие нормального физического развития и функционирования всех систем организма ребенка. Неумение или невозможность достаточно и разнообразно двигаться утомляет, раздражает ребенка и может пагубно сказаться на его росте, осанке, развитии внутренних органов, сопротивляемости инфекционным и простудным заболеваниям. Малоподвижные дети обычно бывают флегматичными, у них часто снижается естественное стремление к физическому и интеллектуальному развитию. Таких ребят надо побуждать к выполнению различного рода физических упражнений особо.

Благодаря пластичности нервной системы и в связи с этим более легкому образованию условнорефлекторных связей, на основе которых вырабатываются новые сочетания движений, у детей и подростков прочно складываются двигательные навыки. Они могут быть как положительными, так и отрицательными. Поэтому очень важно, чтобы родители постоянно следили за правильной позой ребенка (не позволяли ему сутулиться, напоминали, чтобы он держался прямо, без напряжения). Ведь осанка имеет не только эстетическое значение, она влияет и на развитие внутренних органов.

С поступлением ребенка в школу возникает опасность гиподинамии. Известно, что статичные состояния гораздо быстрее вызывают утомление, чем динамическая работа мышц. В связи с этим недостаток движения неблагоприятно сказывается на состоянии младших школьников. Поэтому нужно так организовать быт детей, чтобы компенсировалось снижение их двигательной активности в связи с началом учебной деятельности.

Хорошо стимулировать ребят к использованию разнообразных движений: давать трудовые поручения, выполнение которых связано с бегом, ходьбой.

Дети этого возраста любят подвижные игры, простейшие соревнования, аттракционы. Они больше привлекают детей, если в них участвуют сверстники. Поэтому хорошо использовать вошедшие в практику формы объединения двух и более семей для организации досуга, спортивных развлечений, совместных прогулок, походов, игр и т.д.

Ведущий.

- Задайте интересующие вас вопросы. (Ответы на вопросы.)

Ведущий.

- Выступает педагог дополнительного образования ______________.

Педагог дополнительного образования.

- В нашей школе и в городе созданы надлежащие условия для организации досуговой деятельности учащихся. Список школьных кружков и секций вы видите на экране. Помните, что выбор профиля кружка зависит от интересов, склонностей ребенка, его темперамента, учебной нагрузки.

Обратите внимание на то, что посещение одним ребенком более 2-х кружков (секций) разного профиля не рекомендуется. В случае посещения ребенком 2-х кружков предпочтительно совмещение спортивного и неспортивного профилей. Кратность посещения занятий не более 2 раз в неделю в одном кружке.

Продолжительность занятий кружков и спортивных секций допускается не более 35 минут для детей до 7 лет и не более 45 минут для детей старше 7 лет.

Для отдельных видов кружков (туристический, юных натуралистов, краеведческий и т. п.) допускается продолжительность занятий до 1,5 часов.

Оптимальная наполняемость групп при организации кружковой, секционной, клубной и т. п. работы не более 15 человек, допустимая - 20 человек (за исключением хоровых, танцевальных, оркестровых и других).

После кружковой деятельности с ограниченной двигательной активностью (изобразительная деятельность, моделирование, шахматы, рукоделие и т. п.) необходимо предусматривать активный отдых, физические упражнения, спортивные развлечения на воздухе.

Организация занятий с использованием компьютерной техники проводится в соответствии с гигиеническими требованиями к видеодисплейным терминалам и персональным электронно-вычислительным машинам.

В каникулярное время суммарная продолжительность просмотра телепередач в день рекомендуется не более 1,5 часов для обучающихся I-IV классов и не более 2,5 часов для обучающихся V-IХ классов.

Ведущий.

- Какие вопросы вас интересуют? (Ответы на вопросы родителей.)

Ведущий.

- Уважаемые родители! Вы были внимательными зрителями, слушателями и участниками нашего лектория – собрания. Мы надеемся, что сторонников правильного, здорового образа жизни у нас прибавилось.

В ваших анкетах много было ошибок при заполнении пункта 6. Давайте, его заполним коллективно еще раз.

Пункт 6.

Учащийся 1 – 2 класса должен:

спать _____ часов;

смотреть телепередачи _____ в день, _____ раз в неделю;

играть на компьютере _______ в день, _____ раз в неделю;

быть на свежем воздухе ____ ч.;

готовить домашнее задание _____ ч.;

заниматься в кружках, спортивных секциях ____ мин. ____ раз в неделю.

Ведущий.

- Мы дарим вам памятки «Режим дня», к которому мы надеемся, вы приучите своих детей.

Спасибо за внимание.

Приложение 2. Режим школьников

Режимные моменты

Время

Подъем

Утренняя гимнастика, водные процедуры, утренний туалет, уборка постели

Завтрак

Дорога в школу (прогулка)

Учебные и факультативные занятия в школе (гимнастика, уроки, завтрак на большой перемене). Внеклассная и общественная работа. Общественно полезный труд

Дорога из школы домой (прогулка)

Обед

Послеобеденный отдых (сон для детей 6-7 лет обязателен)

Пребывание на воздухе. Прогулка, подвижные игры и развлечения (лыжи, коньки, санки, городки, лапта)

Приготовление уроков, уборка книг и рабочего места (для учащихся II, III, IVклассов). Перерывы на 5-10 минут через 30-35 минут. Во время первого сна дается полдник.

Пребывание на воздухе

Ужин и свободные занятия (чтение книг, занятия музыкой, помощь семье, подготовка портфеля)

Приготовление ко сну (уход за одеждой, обувью, проветривание комнаты, умывание, приготовление постели, вечерний туалет).

Сон

7.00

7.00-7.20

7.20-7.35

7.35-7.50

8.0 0-12.20

12.30-13.00

13.00-13.30

13.30-14.30

14.30-16.00

16.00-17.30

17.30-19.00

19.00-20.00

20.00-20.30

20.30-7.00

Приложение 3. Анкета для родителей

1. Придерживается ли Ваша семья режима дня?  (Да, нет)

2.  Вы сторонник строгого соблюдения режима или допускаете его изменение, невыполнение?

(Строго придерживаюсь режима - , нарушаю режим - , стараюсь придерживаться режима -)

                  3. Приучаете ли Вы своего ребенка следовать режиму дня? (Да - , нет - .)

4. Какой взгляд на режим дня Вам близок:

1) соблюдение правил режима заключается в том, чтобы .вовремя накормить детей и уложить их спать -

2) весь день ученика должен быть спланирован, наполнен полезными и интересными делами и играми; правильное чередование труда и отдыха, игр и занятий укрепляет здоровье и тем самым облегчает .усвоение знаний -

5. Зависит ли психологическое и физическое здоровье Вашего ребенка от выполнения -   невыполнения режима дня?  (Да – нет)

6. Учащийся 1 – 2 класса должен:

спать _9-10____ часов;

смотреть телепередачи _____ в день, _____ раз в неделю;

играть на компьютере _______ в день, _____ раз в неделю;

быть на свежем воздухе _2-2 .5___ ч.;

готовить домашнее задание 1,5_____ ч.;

заниматься в кружках, спортивных секциях ____ мин. ____ раз в неделю.

7. Хотите ли Вы получить полную информацию по этому вопросу на собрании - лектории.

 (Да – нет)

8. Укажите вопросы, которые Вас наиболее интересуют.

1)_________________________________________________________________

2)_________________________________________________________________

3)_________________________________________________________________

4)_________________________________________________________________

5)_________________________________________________________________

6)_________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Цель: познакомить родителей с видами поощрения и наказания, как хвалить и наказывать ребенка, оставаясь на позициях подлинной любви; раскрыть роль поощрения и наказания в воспитании детей; определить оптимальные позиции родителей по теме лекции.

Школа, печать, кино, радио воспитывают детей, но основная, главная роль в деле воспитания молодого поколения принадлежит семье. Зачастую родители не принимают никакую роль в воспитании ребенка, возлагая ее на школу, но школа является только помощником родителей в этом нелегком вопросе. В процессе воспитания мы должны не только формировать у детей лучшие нравственные черты, но и помогать преодолевать отрицательные качества.

Родители должны знать, как воспитывать, знать методы, приемы и средства воспитания, уметь практически ими пользоваться.

Поощрение и наказание – методы воспитания, но это не основные методы, а вспомогательные.

Давайте, сейчас ответим на несколько вопросов.

Анкета для родителей.

  1. Как вы наказываете своего ребенка?
  2. Как вы поощряете своего ребенка?
  3. За что вы чаще всего наказываете ребенка?
  4. За что вы чаще всего поощряете ребенка?
  5. Какие методы наказания вы используете?
  6. Какие методы поощрения вы используете?
  7. Применяете ли вы телесные наказания?

К сожалению, есть родители, которые в воспитании детей пользуются исключительно только поощрением и наказанием. Эти родители, можно сказать, действуют методом “кнута и пряника”, они не заставляют детей задумываться над смыслом своего поведения, а просто заставляют их подчиняться, слушаться или из страха перед наказанием, или из желания получить вознаграждения.

Упражнять ребенка в правильном поведении надо с самого раннего возраста. Организуя игру, воспитатель детского сада предъявляет к ребенку требования. Воспитывать – значит обязательно предъявлять требования. Без требований нет воспитания.

“Но что делать, если дети не выполняют требований?” - такой вопрос часто задают родители.

Предъявляйте требования с самого раннего возраста, постоянно увеличивайте круг требований, усложняйте обязанности ребенка, осуществляйте контроль, никогда не ослабляя его. Когда ребенку нужна помощь – оказывайте ее. В этом надежная гарантия того, что у ребенка не выработается опыта непослушания. Добившись послушания, важно установить правильное взаимоотношение с детьми.

А.С. Макаренко учил, “что в воспитании допустимы и строгость, и ласка, и резкость тона, и просьбы, и уговоры, и разъяснения, и даже угроза. Но нельзя злоупотреблять чем-нибудь одним. Неумеренная строгость без ласки не принесет пользы. Лаской в избыточном количестве можно воспитать ласкового эгоиста. Бесконечные угрозы и вовсе вредны. Словом, нужно иметь чувство меры”.

Предъявляемое требование должно быть посильным, иначе это не будет выполнено ребенком, а это приводит к непослушанию. Если отец дал распоряжение, или запретил что-то, то мать не должна отменять решение отца и разрешать то, что он запретил, и наоборот.

Нельзя и самому себе противоречить. Дали одно задание, через некоторое время другое, причем из-за второго нельзя выполнить первое.

Трудно быть послушным, если не знаешь, что же собственно нужно делать.

Родители часто прибегают и к принуждению, а где принуждение, там может возникнуть и наказание.

Нередко между отцом и матерью возникают разногласия при выборе наказания за проступок. Один требует более жестких мер, другой предлагает более мягкие и необидные для ребенка. Проблема наказания сложна и вряд ли можно однозначно ответить на этот вопрос, обязательны ли они. Формы наказания должны быть тщательно обдуманы.

Если за съеденное до обеда пирожное его не пустят на день рождения к товарищу, он воспримет это как несправедливость. Результатом будет не раскаяние, а обида. Если за грубость по отношению к матери, отец лишает ребенка вечерней телепередачи, такое наказание может спровоцировать еще большую грубость по отношению к отцу. В этом случае адекватным наказанием для ребенка были бы холодность и отчуждение матери.

Некоторые родители считают возможным прибегать к физическому наказанию или к угрозе физического наказания, ссылаясь на свой собственный опыт. (“Нас били, и ничего, хорошими выросли”).

Физическими наказаниями, особенно сильными, можно оказать влияние на кого угодно. Ребенок, долго упрямившийся, быстро подчиняется, просит прощения, проявляет покорность и послушание. При этом родители не задумываются, что подчиняется, просит прощения не их ребенок, что сознание ребенка, все нормальные связи его с внешним миром нарушены и его языком с ними говорит инстинкт самосохранения и животная эмоция страха.

Эта форма воздействия обычно выбирается тогда, когда сами родители находятся в состоянии эмоционального “клинча”, при котором непосредственная реакция превалирует над сознанием и обдуманным поведением.

Если ребенка обучаю правильным действиям и поступкам путем физического болевого воздействия, ребенок приучится осматриваться, оценивать ситуацию и, если сочтет ее безопасной, тут же позволит себе неблаговидное или просто запретное действие. Не будет так поступать ребенок только в тех ситуациях, когда присутствие взрослого и страх перед видимым непосредственным наказанием заставят его сдержаться.

Необходимо понимать, что частое применение физических наказаний может безвозвратно надломит волю ребенка, превратить его в покорную, подчиняемую личность. Именно такие дети особенно подвержены влиянию чужого примера, именно они чаще всего попадают в окружение негативного лидера, поддаются его воздействию, не научившись противопоставлять чужой воле собственное сознательное поведение. Весьма распространенной формой наказания детей в семье являются наказания, лишающие ребенка части родительской любви. Такая форма воздействия чрезвычайно сильно действующая, и применять ее нужно с большой осторожностью.

Временная утрата любви будет действенна для ребенка тогда. Когда он почувствовал родительскую любовь, когда ему есть что терять, когда связь с родителями стала необходимой потребностью.

Наказание должно не посеять сомнение в родительской любви, а, наоборот, усилить переживания ребенка, усилить его любовь к родителям и понимание, как сильно его любят. Ребенок должен чувствовать, что хотя в данной ситуации он мог бы и лишиться определенной доли родительской любви, поскольку заслужил наказание. Но, к счастью, эту родительскую любовь потерять никогда нельзя, это просто невозможно. Если же ребенок хоть на миг поверит в то, что мама разлюбила его, наказание следует считать вредным, неправильным.

Наказание естественными последствиями основывается на ограничении поведения ребенка. Родители отказывают ребенку в некоторых удовольствиях, например, не пускают гулять, не разрешают посетить кино или театр, встретиться с друзьями. Применяя данное наказание, нельзя лишать детей того, что необходимо для их полноценного развития: еды, свежего воздуха, игрушек, общения со сверстниками.

Такой тип отношений в семье прекрасно иллюстрирует новелла о мальчике и его папе, которые “так и существовали: ребенок все время ошибался, на то он и ребенок, а папа все время лишал его чего-то, на то он и папа. К 7 годам оказалось, что ребенок никогда не бывал в театре, в цирке, в кино, в зоопарке. Сказок ему не рассказывали, книжек не покупали, игрушек не дарили, шоколадом не кормили. У него не было лыж, не было санок, не было коньков, не было мяча. Друзей у него тоже не было, по той же причине… Зато он без предупреждения стелил постель и без ложился спать. Во всем остальном он был дурак дураком”.

Родителям, прибегающим к наказаниям путем лишения чего-то приятного, необходимо всерьез задуматься разговоров, а что им дороже, сиюминутное, сегодняшнее послушание или радость ребенка от новых впечатлений, от наслаждения прекрасным, радость открытий.

Следует также отметить, что справедливость наказания не должна вызывать сомнений. Если ребенок получил двойку, маме необходимо заставить его выполнить дополнительные задания, объяснить ему материал, проконтролировать правильное выполнение уроков. Усиление контроля, безусловно, не вызовет у ребенка обиды и протеста. А вот если мама запретит ребенку гулять или идти в кино, справедливость подобной меры совсем не всегда очевидна. Вроде бы отреагировали на проступок ребенка, пока0зали свое негативное отношение, вроде бы и побудили его к самостоятельной работе. Но при этом они оставили ребенка один на один с трудностями. Хорошо известно, что за получением двойки могут стоять самые разные и порой очень серьезные причины. Подобное наказание не только не помогает ребенку справиться с трудностями. Но, наоборот, создает новые. За довольно частыми школьными неврозами нередко стоит такая ошибочная реакция родителей на трудности ребенка в учении.

В психологии воспитания принято считать, что самым большим наказанием для ребенка должно быть огорчение родителей. Вот как об этом писал В.Г. Белинский: “Суровый взгляд, холодное вежливое выражение лица, косвенный упрек, деликатный намек, отказ в прогулке … - вот наказания, которые, будучи употреблены соразмерно с виной, произведут и сознание, и раскаяние, и слезы, и исправление”. Наказание ребенка лишением родительской любви принесет большой вред, если не соблюдать два условия: ребенок должен чувствовать, что, каким бы ни был его поступок, он не утратит любовь родителей навсегда, что наказание относится к его поступку, а не нему самому.

Только ли наказанием можно воздействовать на внутренние психологические качества детей, приводящие к ошибочным действиям и поступкам. Ответ ясен: конечно, нет. Наказание должно быть особой мерой. Его эффективность тем выше, чем неожиданнее и индивидуальнее его формы, чем реже оно применяется. Наказание будет эффективнее тогда, когда есть поощрение.

Поощрения нужны для всякого человека. Они окрыляют, не дают человеку остановиться в своих хороших стремлениях и делах. Тем более поощрения нужны для растущего, формирующегося человека. Они укрепляют веру детей в свои силы, развивают чувство собственного достоинства, побуждают к положительным поступкам в дальнейшем.

Поощрять можно и нужно все стороны поведения ребенка. Особое внимание необходимо уделять похвале за совершенное ребенком усилие. К каким результатам ребенок пришел, значения не имеет, важно отметить его попытку, его старание осуществить правильное действие или верный нравственный поступок. Между тем многие родители хвалят ребенка только за достижения при условии определенного результата. Именно поэтому у некоторых детей создается “хронический дефицит поощрений”. Действительно, если ребенок получает четверки вместо ожидаемых пятерок, то вроде бы и хвалить-то его не за что. Однако даже получение четверки или тройки иной раз связано с самоограничением, усилиями и старанием – не заметить этого и не похвалить было бы большой ошибкой.

Всякой успешной деятельности присуща одна специфическая особенность – ощущение успеха, радости собственного достижения, которые сами собой являются наградой, поощрением. Задача родителей – научить радоваться успеху. Поощрение должно фиксировать и тот результат, который достигнут усилиями ребенка и который сам по себе может доставить радость.

Необходимо подмечать любые, даже самые незначительные успехи ребенка на пути к самосовершенствованию, фиксировать и подкреплять самые малые ростки всего нового, более совершенного в его поведении.

Широко применяется в воспитании такой вид поощрения, как одобрение. Одобрение – это еще не похвала, а просто подтверждение, что сделано хорошо, правильно. Одним-двумя словами родители способствуют закреплению положительных действий и поступков.

Похвала – выражение удовлетворения определенными действиями, поступками. Похвала, как и одобрение, не должна быть многословной, но иногда слова “Молодец!” все-таки не достаточно.

Похвалить можно и когда нет полного удовлетворения поведением. Но родители должны опасаться того, чтобы похвала не сыграла отрицательную роль. Захваливание очень вредно. Родители нередко говорят, что был ребенок послушен, трудолюбив, и вдруг резко отказывается от поручаемого дела; был всегда вежлив, внимателен и вдруг нагрубил. Это результат неумеренной похвалы, захваливания.

Не рекомендуется дарить подарки за отдельные поступки, за хорошие отметки, т.к. это в большинстве случаев ведет к развитию отрицательных черт характера.

А теперь давайте проведем тест “Какой вы родитель?”.

Отметьте те фразы,
которые вы часто употребляете в общении с детьми.

Баллы

Сколько раз тебе повторять?

2

Посоветуй мне, пожалуйста.

0

Не зная, что бы я без тебя делала.

1

И в кого ты только такой уродился?!

2

Какие у тебя замечательные друзья!

1

Ну, на кого ты похож(а)?

2

Я в твое время!

2

Ты моя опора и помощник(ца)!

1

Ну, что за друзья у тебя?

2

О чем ты только думаешь?

2

Какая ты у меня умница!

1

А как ты считаешь, сынок (доченька)?

1

У всех дети как дети, а ты …

0

Какой ты у меня сообразительный!

1

Подсчитайте общее количество баллов.

5-6 – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас: ваши отношения способствуют становлению личности.

7-8 – свидетельствует о намечающихся сложностях в ваших отношениях с ребенком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки его развития на самого ребенка.

9-10 – вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

Очень хотелось бы, чтобы, прослушанная лекция, результаты вашей анкеты и теста заставили родителей немного по-другому взглянуть на проблему воспитания. Творческим воспитание может стать лишь в том случае, если родители глубоко и всесторонне осознают свои чувства к детям, когда сумеют сознательно строить свое поведение, когда воздействуют и изменяют не только детей, но самих себя, когда вместе со своим ребенком открывают мир, открываются миру и преображают его.

И в заключении я хочу привести слова Л.Н. Толстого: “Счастлив тот, кто счастлив дома”. Семейное счастье, благополучие семьи рождается благодаря характеру человеческих взаимоотношений, когда родители и дети связаны общими интересами, взаимной любовью. Если ребенка любят в детстве – принимают, уважают, понимают, относятся с теплотой и нежностью, он будет любим другими людьми и сам будет любить.

Список литературы

  1. Ануфриев А.Ф.. Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – М.: Изд-во “Ось – 89”, 2001 – 272 с.
  2. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. – М.: Генезис, 1999.
  3. Лордкипанидзе Л. Книга о детях для думающих взрослых или путешествие по пути развития личности. – СПб.: “Изд-во Союз”, 2000 – 256 с.
  4. Мудрость воспитания: Книга для родителей/ Сост.: Б.М. Бим-Бад, Э.Д. Днепров, Г.Б. Корнетов – М.: Педагогика, 1988 – 288 с.
  5. Спиваковская А.С. Как быть родителями: (о психологии родительской любви). – М.: Педагогика, 1986 – 160 с.
  6. Чередниченко В.И. Трудные дети и трудные взрослые: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991 – 192 с.

Родительское собрание

1 класс

 "О поощрении и наказании детей в семье"



Предварительный просмотр:

Оформление письменных работ учащихся начальной школы

I. Вводная часть

Система требований к оформлению письменных работ учащихся, безусловно, должна быть. Но единство этих требований не должно быть чрезмерно громоздким и мешать работе учащегося и учителя.

Разночтение в оформлении письменных работ учащихся на сегодняшний день заключается в следующем:

а) отсутствие на местах всяких требований;
б) отсутствие системы требований;
в) наличие надуманных, не совсем обоснованных требований;
г) практическая реализация «Единых требований...», официально утративших силу;
д) наличие разумных требований вне системы.

Воспитание культуры оформления письменных работ и формирование соответствующего навыка являются необходимыми, так как:

а) являются частью воспитания внутренней культуры учащихся;
б) воспитывают уважение у учащихся к тем, кто смотрит и проверяет их работы;
в) формируют навык самоконтроля, так как у учащихся, благодаря более аккуратному оформлению работ, систематически возникает потребность более часто и более внимательно проверять и перепроверять свою работу;
г) организуют учащихся для более внимательного выполнения работы.

II. Количество и назначение ученических тетрадей

Для выполнения всех видов обучающих, проверочных и контрольных работ учащимся надлежит иметь следующее количество тетрадей из расчета на каждого учащегося:

В тетрадях для контрольных работ, помимо самих контрольных работ, надлежит в обязательном порядке делать работу над ошибками. Ежедневная работа над ошибками должна представлять собой целостную систему, результативность которой должна прослеживаться изо дня в день.

№ п/п

Учебный предмет

Количество тетрадей

Период обучения

Комментарий

  

  

текущих

контрольных

  

  

1

Русский язык

Прописи

Нет

Период обучения грамоте

Помимо прописей, допускается наличие  1 – 2 тетрадей

2

1

1–4

  

2

Литературное чтение

Нет

Нет

1–4

  

3

Риторика

В соответствии с программными требованиями

Нет

1–4

  

4

Математика

Прописи либо рабочие тетради

Нет

Период обучения грамоте

Помимо прописей, допускается наличие  1 – 2 тетрадей

2

1

1–4

  

5

Логика

В соответствии c программными требованиями

1–4

  

6

Окружающий мир

Нет

Нет

1–4

Допускается   использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК

7

История

Нет

Нет

1–4

  

8

Иностранный язык

В соответствии c программными требованиями

Нет

1–4

  

9

ИЗО

Альбом

Нет

2–4

  

10

Технология

Нет

Нет

1–4

  

11

Музыка

В соответствии c программными требованиями

1–4

  

12

Физ. культура

Нет

Нет

1–4

  

В начальной школе надлежит проверять ежедневно каждую работу учащихся.

Работа над ошибками проводится в той или иной форме ежедневно в тетрадях , как для текущих, так и для контрольных работ.

Проверка тетрадей учителем осуществляется чернилами красного цвета. Так как чернила красного цвета как единственный цвет для проверки ученических тетрадей нормативно не оформлены, то допускается использование и чернил зеленого цвета.

Помимо стационарной ручки, в классной и домашней работе  для выполнения других операций в тетрадях учащиеся используют только простой карандаш.

Проверка и возвращение учащимся контрольных работ по русскому языку и математике осуществляются к следующему уроку. В обязательном порядке тетради для контрольных работ показывают родителям (лицам, их заменяющим) .

Все классные и домашние работы учащихся проверяются учителем ежедневно и в обязательном порядке.

III. Оформление надписей на обложках ученических тетрадей

Тетради учащихся для 1-го класса подписывает либо сам учитель, либо родители. Совершенно необязательно, чтобы тетради для учащихся 1-го класса (да и других) были подписаны одним почерком.

Самое главное – грамотное оформление надписей на тетрадях.

Тетради учащихся для 2– 4-х классов подписывают сами учащиеся.

Надписи на обложках необходимо оформлять по единой форме, которая традиционно включает в себя минимальный объем основной информации (см. таблицу).

Следует

Не следует

Примечание

Тетрадь для работ

по математике (для работ по русскому языку) учащегося 3-го класса «а» школы

Ивановой Ольги
Коробковой Анастасии Воронцовой Татьяны

Павлова Дмитрия
Кузнецова Александра
Шакина Владимира

Тетрадь по математике (по русскому языку)
Тетрадь Для работ по Математике
Для работ по Русскому языку

Ивановой Оли
Коробковой Насти
Воронцовой Тани
Оли Ивановой
Насти Коробковой
Тани Воронцовой
Ольги Ивановой
Анастасии Коробковой
Татьяны Воронцовой

Павлова Димы
Кузнецова Саши

Предлог «по» относится к имени существительному математика (словосочетанию русский язык), поэтому и пишется на той же строке






Фамилию и полное имя следует писать в форме родительного падежа.
Фамилию пишем на первом месте, а затем пишем полное имя

IV. Оформление письменных работ по математике и русскому языку

Общие положения

  • Все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфическим аккуратным почерком.
  • При определении каллиграфического письма необходимо строго соблюдать требования и рекомендации нейропсихофизиологов и методистов.

Сам процесс письма физиологически и психологически очень сложен: при письме в координированную деятельность вовлекаются кора головного мозга (почти все ее отделы), органы зрения, слуха (особенно если это диктант), многие мышцы тела. Этот процесс чрезвычайно сложен для детей 6–7 лет, начинающих обучение в школе, прежде всего потому, что одновременно формируются и навык выполнения тонкокоординированных движений – графический навык, и навык орфографически правильного письма. Для справки: графический навык – это соблюдение общественно установленных норм выполнения графических элементов, обеспечивающих легкость и правильность чтения письменного текста, способствующих удобству и обоснованной скорости письма и отвечающих эстетическим требованиям.

  • Не следует систематически использовать ценное время на уроке для фронтального чистописания всех учащихся.
  • Работа над каллиграфическим письмом должна строиться с учетом системы дифференцированных подходов. Нет смысла заниматься на уроке со всеми детьми одинаково безрезультативным прописыванием элементов, букв, цифр, слогов и слов.
  • Работу над каллиграфическим почерком следует осуществлять в течение всех четырех лет обучения в начальной школе.

При этом необходимо индивидуально подойти к каждому ребенку, так как:

а) часть учащихся пишут достаточно красиво, поэтому учитель на уроке тратит на них меньше времени;
б) часть учащихся неправильно оформляют соединения, что является серьезной проблемой и мешает учителю правильно оценить работу учащихся;
в) часть учащихся испытывают трудности в графическом определении высоты элементов и букв;
г) следует помнить, что такие требования к написанию, как наклон, округлость, параллельность, высота элементов и букв, должны вытекать из строгого и обязательного выполнения требований и рекомендаций методистов и нейропсихофизиологов.

Почерк является индикатором функционального состояния ребенка: чем хуже функциональное состояние, тем хуже почерк.

Изменения в почерке, нарушения орфографической и графической сторон письма могут определяться отклонениями в состоянии здоровья и психоневрологического статуса, проявляться при снижении работоспособности и при утомлении, которые связаны с несоответствием чисто педагогических требований и функциональных возможностей ребенка.

На сегодняшний день, по данным Института возрастной физиологии РАО, число детей с трудностями обучения письму достигает 20–30%, то есть по 7–9 учеников в каждом классе. В начальной школе эти трудности не заканчиваются. Среди учащихся 5-х классов таких детой 20–25%, то есть все трудности письма сохраняются и на последующих этапах обучения. Не совсем правильно и корректно требовать от всех совершенно разных детей единообразного (параллельность, округлость, наклон, высота) написания элементов букв, цифр, самих букв, цифр, слогов и слов. Тем более, как показывают исследования специалистов (директор Института возрастной физиологии РАО М.М. Безруких, нейропсихофизиологи В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман), мальчикам «неинтересно изо дня в день делать одно и то же, такая работа не отвечает особенностям организации их мозга и психики. Именно поэтому мужчины, например, испытывают большие трудности при работе на конвейере». «Графологи давно научились отличать почерк мужчины от почерка женщины. Женский почерк обычно более “правильный”, красивый, стандартный, симметричный, элементы букв ближе к тем, что даются школьными прописями. Почерк мужчины чаще более «неправильный», неравномерный, размашистый, индивидуально-оригинальный, иногда с недописанными элементами букв, менее похожий на принятые стандарты». Поэтому необходимо это учитывать учителю и не нарушать при этом гармонию физиологических механизмов психики и их поведенческих механизмов.

А вот система работы по формированию навыка правильного соединения букв, что весьма необходимо, должна проводиться обязательно, дифференцированно и на протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе.

Учителю следует прописывать учащимся те элементы букв, цифр, слоги и буквы, которые требуют корректировки.

В ходе проверки учителем прописанных учащимися букв необходимо исправлять неправильно прописанные буквы и выносить (как один из оптимальных вариантов корректировки) образцы их написания на поля (подчеркнуть неправильные соединения, исправить и прописать образцы данных соединений на полях и для прописывания на новой строке).

Учителю также необходимо исправлять неправильные написания в классных и домашних работах.

Неправильные написания необходимо индивидуально прописывать и в тетрадях для работ по математике.

Обязательна система работы над ошибками в тетрадях по математике и по русскому языку.

Рекомендуем как один из оптимальных вариантов в ходе проверки работ учащихся только зачеркивать неправильный ответ или ошибку, подчеркнуть это место и дать возможность учащимся самим в классе или дома написать нужный ответ или орфограмму.

V. Оформление письменных работ по русскому языку

После каждой классной (домашней) работы следует отступать две строчки (пишем на третьей).

При оформлении красной строки надо сделать отступ вправо не менее 2 см (2 пальца).

Оформление красной строки должно осуществляться с самого начала оформления текстов в 1-м классе.

В ходе всей работы не пропускаем ни одной строки. Необходимо учитывать, что при оформлении письменных работ по русскому языку на новой странице следует писать с самой верхней строки, дописывать до конца страницы, включая последнюю строку.

Слева, при оформлении каждой строки, отступаем по единой вертикальной линии (от края не более 5 мм).

Справа дописываем до конца строки, при этом с самого начала 1-го класса учим нормативному переносу слов, используя традиционные методические подходы. Необоснованно пустых мест в конце каждой строки быть не должно.

Запись даты написания работы по русскому языку (и математике) ведется по центру рабочей строки. В 1-м классе в период обучения грамоте запись даты ведется учителем или учащимися в виде числа и начальной буквы названия месяца. По окончании периода обучения грамоте и до окончания 4-го класса записываются число и полное название месяца.

Например:
1 декабря.
15 апреля.
4 мая.

В 4-м классе допускается в записи числа писать имена числительные прописью.

Например:
Первое декабря.
Пятнадцатое апреля.
Четвертое мая.

Запись названия работы проводится на следующей рабочей строке (без пропуска строки) по центру и оформляется как предложение.

Например:
Классная работа.
Домашняя работа.
Самостоятельная работа.
Контрольная работа.
Работа над ошибками.

В 1–4-х классах в тетрадях по математике словосочетание «Контрольная работа» не пишется.

Вариативность выполнения работы фиксируется на следующей рабочей строке по центру (полная или краткая запись) либо на полях (краткая запись).

Например:
I вариант.
I в.
2 вариант.
2 в.

Номера всех упражнений, выполняемых в тетрадях, необходимо обязательно указывать. Допускается несколько вариантов записи номера упражнения. Номер упражнения необходимо указывать по центру строки (краткая или полная форма записи) либо на полях (краткая форма записи).

Например:
Упражнение 14.
Упр. 14.

Все подчеркивания следует проводить остро отточенным простым карандашом по линейке. В некоторых видах работ допускается подчеркивание без линейки, что зависит от хорошо сформированного навыка работы с простым карандашом. Выделение орфограмм следует делать простым карандашом. Выполнение всех необходимых операций в тетради простым карандашом дает возможность учащимся самим в ходе выполнения работы или в ходе самопроверки своевременно скорректировать и исправить допущенную ошибку, что исключено при использовании чернил.

Переход в 1-м классе учащихся на работу в тетради в широкую линейку определяет сам учитель. При этом учитель руководствуется наличием у каждого учащегося успешно сформированного навыка письма.

При письменном морфемном разборе слов необходимо более четко и аккуратно выделять каждую морфему. Если к корню (приставке, суффиксу, окончанию) слова относятся три (две, четыре, пять) буквы, то и обозначить эти морфемы простым карандашом надлежит более точно.

При синтаксическом разборе волнистой линией надлежит подчеркивать только определение, если изучение второстепенных членов предложения предусмотрено программой.

При оформлении словосочетаний допускается, помимо традиционной, форма оформления, вытекающая из требований программы для 5-го класса.

В 1–4-х классах в тетрадях (листах для контрольных работ) по русскому языку записываем вид работы и строкой ниже – ее название.

Например (вид):
Диктант.
Изложение.
Сочинение.
(
название) Пушок.
В тайге.
Ранняя весна.

Учащимся 1–4-х классов надо обязательно соблюдать красную строку. Текст каждой новой работы следует начинать с красной строки.

VI. Оформление письменных работ по математике

Между классной и домашней работами следует отступать 4 клетки (на пятой клетке начинаем писать следующую работу).

Между видами работ в классной и домашней работах следует отступать 2 клетки (на третьей клетке пишем).

Между столбиками выражений, уравнений, равенств и неравенств и т.п. отступаем 3 клетки вправо, пишем на четвертой.

Все номера заданий и задач, которые выполняются в тетради, необходимо записывать в тетрадь. Мы рекомендуем писать номер задания по середине строки либо на полях, так как это:

а) экономит место;
б) позволяет более четко и быстро найти номер задания при проверке любой работы, а отсюда более ясно просматривается структура классной или домашней работы. Слово «задача» рекомендуем писать посередине, после чего сразу ставится номер задачи (номера остальных заданий пишем на полях).

Число можно писать традиционно посередине, а можно и на полях (например: 17.03.01 без буквы «г.»).

Число на полях также пишется на пятой клетке по вертикали, то есть на той же строчке, где и домашняя (классная) работа. В любой работе (классной или домашней) слева по горизонтали отступаем одну клетку от края.

В письменной работе допускается и другая форма оформления. Перед каждым заданием учащиеся сами определяют цель задания и пишут ее в тетрадь.

Например:
«Найти сумму».
«Найти разность».
«Найти уменьшаемое».
«Найти вычитаемое».
«Найти первое слагаемое».
«Найти второе слагаемое».
«Найти множимое».
«Найти множитель».
«Найти значение выражений».
«Найти результаты выражений».
«Сравнить величины» и т.д.

Необходимо с самого начала 1-го класса оформлять поля с внешней стороны страницы тетради. На поля следует отводить четыре клетки, проводить их простым карандашом.

При записи математических выражений все символы (знаки, цифры) фиксируются с учетом правил каллиграфии, то есть с соблюдением графики и соответствия количества клеток количеству записываемых символов.

Особенно соблюдение этого требуется при работе с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление).

Роль операции с простым карандашом остается той же (см. раздел «Оформление письменных работ по русскому языку»).