Социальные проекты

Груздева Елизавета Анатольевна

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной жизненной позиции. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектно-исследовательская деятельность, а именно - социальное проектирование. Введение детей в социальное проектирование позволяет развивать самостоятельность, инициативность, творчество, компетентность, коммуникативность. Социальный проект – это , как правило, проект, направленный на реализацию значимой идеи, а участие детей в конкурсах, фестивалях, творческих играх, праздниках, проводимых в рамках проектной деятельности, помогают осознанию ими социальной значимости своей деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Безимени-1

Администрация города Нижнего Новгорода

Департамент образования

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия №67

ул. Софьи Перовской, д. 5, г. Нижний Новгород, 603014, тел. (831) 270-03-69, факс (831) 270-03-69,

e-mail: lingym@sandy.ru

ОКПО 25662268 ОГРН 1025202844116 ИНН 5259012845

Социальный проект

«Мост Дружбы»

                                                                        Участники:

                                                                                     учащиеся 1г  класса.

                                                                        Руководитель:  

                                                                                     учитель начальных классов

                                                                                     Груздева Е.А.

2015 год


Актуальность: Проблема становления межличностного общения на основе человеческих отношений связаны с неустойчивыми критериями воспитания ребёнка в сегодняшних условиях. Часто наблюдаются определённые нарушения в общении детей - уход от контакта со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы педагогу. От того как складываются отношения детей в группе сверстников, зависит его последующий путь его личностного и социального развития.

Постановка проблемы: Специально проведённое исследование по методике Марцинковской Т.Д «Лесенка», показало, насколько свободно ребенок общается с окружающими его людьми.  Он  помог выявить уровень самооценки у ребенка. Это важно, так как чем выше самооценка у детей, тем более непринужденно и раскрепощено дети общаются между собой и с взрослыми. Ведь положение детей неодинаково – одни выступают в роли ведущих, другие в роли ведомых. Если успехи ребенка признаются окружающими, то улучшается отношение к нему со стороны сверстников, что повышает активность детей в общении,  формируются  доброжелательные отношения между сверстниками. Учитывая данную проблему, разработан и реализован социальный проект  «Мост дружбы».

Цель проекта: - сформирование ценностных представлений о дружеских взаимоотношений между людьми.

 

Задачи проекта:

 - учить согласовывать собственное поведение с поведением других детей;

- развивать умение сопереживать  другим людям;

- воспитывать  взаимоотношения доброжелательности и  уважения друг к другу;

- формировать представление о себе как члене дружного коллектива детей и родителей.

Сроки работы: январь 2015 г. – май 2015 г.

Исполнители проекта: учащиеся 1г класса МБОУ гимназии № 67 (списки прилагаются)

Тип проекта:

- индивидуальный и групповой;

- долгосрочный;

- междисциплинарный;

- смешанного типа: социальный и творческий

Проектный продукт: стенгазеты, буклеты, презентации, рисунки.

Планируемые результаты и их значимость:

 - сформируют ценностные представления о дружеских взаимоотношений между людьми

- приобретут навыки взаимопомощи

-закрепят навыки сотрудничества.

Описание содержания проекта.

Механизм реализации проекта

Этапы и сроки

мероприятия

Ожидаемый результат

Отметка о выполнении

1 этап

Подготовительный

2 этап

Практический

3 этап Обобщающий

Изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы.

Диагностика «Лесенка»

Марцинковская Т.Д.

 тестирование родителей. Тема «Общение  ребёнка со сверстниками».

Разработать методические приемы для развития доброжелательного отношения к сверстнику.

Подбор дидактического материала,  иллюстраций. «Добрые слова», «Не забывай о друзьях», «Опиши своего друга», «Комплименты», «Закончи фразу»

игра-драматизация «Три товарища», игр/упр. «Узнай настроение»

Подборка интерактивных игр:

«Клеевой ручеек». «Слепец и поводырь», «Вежливые слова», «Руки знакомятся- руки мирятся»,»Позвони другу»).

Изготовление атрибутов

Чтение художественных произведений:

В.Маяковский «Что такое хорошо, и что такое плохо», Л.Толстой «Два товарища», С.Маршак «Двенадцать месяцев», Ш.Перро «Красная шапочка»

 Фомина «Подруги», «Хорошо, когда с тобою…»

 Л. Толстой «Лев и собачка», «Детская сказка про цену настоящей дружбы»,

Г.Андерсен «Снежная Королева».

Разучивание пальчиковых игр «Прогулка», «Дружба». «Апельсин», «Прятки».

Непосредственная образовательная деятельность : «Доброта и вежливость- залог дружбы», «Секреты дружбы»

Спортивное развлечение «Если с другом вышел в путь».

Этикет в стихах.

Консультации с родителями:

"Учим ребёнка общаться",

"Искусство общения".

Родительское собрание «Общение ребёнка со сверстниками".

 

Итоговое мероприятие:

Развлечение «Путешествие на остров Добра», выпуск стенгазеты, буклеты, презентации, рисунки

Итоговая диагностика.

Будет способствовать лучшему пониманию отдельных аспектов теоретических и практических вопросов по выбранной актуальной теме

Анализ результатов анкетирования

Создание условий для развития познавательной активности, развития.

Развить нравственно ценностный словарь (взаимопомощь, дружба , выручка и т.д.)

Развитие творческого потенциала, познавательной активности, привитие трудовых навыков.  

Воспитание уважения к людям  и детям, привитие интереса к художественной литературе.

Обогащение новыми знаниями. Формирование познавательного интереса.  Знакомство с правилами поведения.

Выявить степень усвоения детьми темы «Дружба»

Повышение уровня компетентности родителей по данной тематике.

Анализ эффективности мероприятий.

Подведение итогов. Оформление результатов. Обмен опытом.

Дальнейшее развитие проекта.

На классном часе 1г класса был проведён анализ проделанной работы и принято решение поделиться опытом с творческим коллективом учителей и учащихся МАОУ № 62 г. Саратова

Результативность проекта: руководитель проекта и ученики 1г класса получили благодарность за сотрудничество с творческим коллективом учителей и учащихся МАОУ №62 г. Саратова за сотрудничество с целью организации социальной практики в рамках реализации межрегионального социального проекта «Мост Дружбы».

Ресурсное обеспечение

- сайты «Российский общеобразовательный Портал», «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов», «Федерация Интернет - образования».

       

         



Предварительный просмотр:

  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия № 67

Московского района г.Нижнего Новгорода

Социальный проект

«Я и Конституция моей страны»

                                                                        Участники:

                                                                                     учащиеся 3, 4  классов.

                                                                        Руководитель:  

                                                                                     учитель начальных классов

                                                                                     Груздева Е. А.

2013 год


Краткая аннотация: В этом году отмечается важное событие - 20-летие Конституции Российской Федерации, Основного закона нашей страны. Знание Конституции РФ — неотъемлемая обязанность каждого гражданина РФ. Начинать выполнять эту обязанность необходимо уже со школьного возраста, с каждым годом всё больше подкрепляя свои знания новыми нужными сведениями.

Постановка проблемы: учащиеся не знают Конституции РФ, вследствие чего не имеют чёткого представления о своих правах и обязанностях.

Цель проекта: приобретение учащимися гражданской правоспособности де-факто, путём изучение положений Конституции РФ.

Задачи проекта:

-  накопление политико-правовых знаний, важных для социализации личности в современном российском обществе;

- формирование собственных представлений и установок в нравственно-правовой сфере, основанных на современных правовых ценностях общества;

- формирование правовой культуры;

- гражданско-патриотическое воспитание гражданина современной России;

- приобщение к духовно-нравственному наследию народов России как к важнейшей ценности российской культуры.

Сроки работы: сентябрь 2013г. – декабрь 2013 г.

Исполнители проекта: учащиеся 3 и 4 классов МБОУ гимназии № 67 (списки прилагаются)

Тип проекта:

- индивидуальный и групповой;

- долгосрочный;

- междисциплинарный;

- смешанного типа: социальный и творческий

Проектный продукт: стенгазеты, буклеты, презентации, рисунки.

Планируемые результаты и их значимость: повышение политической сознательности учащихся, вовлечение их в политическую жизнь страны, осознание себя  как гражданина РФ.  

Описание содержания проекта.
Этапы работы: 
1. Теоретический
 
Задачи: - актуализировать и обобщить знания учащихся об Основном законе страны как важнейшем и главном источнике российской законодательной системы;

- формировать уважительное отношение к Конституции Российской Федерации.  

Начался этот этап с урока знаний 2 сентября 2013г. «20-летие Конституции РФ», после которого детям было предложено задание по сбору сведений о Конституции РФ. Дети на этом этапе работали с литературой, искали информацию в интернете. В результате детьми были написаны сообщения, сделаны презентации об отдельных статьях Конституции РФ, оформлена выставка рисунков «Конституция РФ глазами детей».    

2. Практический .
Задачи: оформить буклеты сочинений и рисунков по теме «20-летие Конституции РФ»,

провести  занятия с учащимися 1-х и 2-х классов по теме проекта, принять участие в викторине «Знатоки основного закона Российской Федерации». Буклеты изготавливались индивидуально, в группах.    
Дети с увлечением рассказывали дома о работе над проектом, многие семьи учащихся включились в оформление буклетов.  

Дети разбились на творческие группы, готовили занимательно-познавательные занятия для учащихся 1-х и 2-х классов. Выступления перед первоклассниками и второклассниками гимназии  прошли как мини-праздники.  Познавательная викторина «Знатоки Конституции РФ» для учащихся 2-классов.

3. Заключительный этап.

На классном часе 3а класса был проведён анализ проделанной работы и принято решение принять участие во Всероссийском конкурсе  школьных проектов, посвящённых 20-летию Конституции Российской Федерации.

Дальнейшее развитие проекта.

Дети решили  продолжить изучение Конституции Российской Федерации и проводить дальнейшую работу по ознакомлению младших школьников с Основным законом РФ через проведение тематических классных часов, проведение викторин и конкурсов знатоков, оформление стенгазет.

Ресурсное обеспечение

- текст Конституции РФ, федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», учебные пособия по правоведению.

- сайты «Российский общеобразовательный Портал», «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов», «Федерация Интернет - образования».

       

         



Предварительный просмотр:

  Безимени-1

Администрация города Нижнего Новгорода

Департамент образования

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия №67

ул. Софьи Перовской, д. 5, г. Нижний Новгород, 603014, тел. (831) 270-03-69, факс (831) 270-03-69,

e-mail: lingym@sandy.ru

ОКПО 25662268 ОГРН 1025202844116 ИНН 5259012845

Социальный проект

«Здоровый ребенок – здоровая страна»

                                                                        Участники:

                                                                                     учащиеся 2 в  класса.

                                                                        Руководитель:  

                                                                                     учитель начальных классов

                                                                                     Груздева

                                                                                     Елизавета Анатольевна.

                                                          2011 год

Актуальность проекта: Что такое здоровье? Согласно определению Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического, социального благополучия человека, отсутствие болезней, физических дефектов, оптимальный уровень работоспособности при максимальной продолжительности жизни». Образ жизни, состояние экологии, организация питания, наличие вредных привычек, наследственность – все это слагаемые здоровья человека. Самое ценное и важное в нашей жизни – это дети и их здоровье.  

Постановка проблемы: В последнее время показатели здоровья населения ухудшаются. Исходя из медицинского обследования, проводимого в последние годы, видно, что особую тревогу вызывает здоровье детей. Каждый 4-ый школьник страдает хроническими заболеваниями, (50% младших школьников страдают хроническими и простудными заболеваниями, у 7 человек выявлено нарушение осанки, у 5 пониженное зрение, у  детей наблюдаются отклонения в психическом развитии, неврозы.)

Цель проекта: способствовать созданию условий для формирования здорового образа жизни.

Задачи проекта:

Формирование у учащихся систему знаний о здоровом образе жизни;

Совершенствование у учащихся начальных классов навыков самостоятельной работы с информационными источниками, а также навыков групповой коммуникации.

Сроки работы: сентябрь 2011 г. – декабрь 2011 г.

Исполнители проекта: учащиеся 2 в класса МБОУ гимназии № 67 (списки прилагаются)

Тип проекта:

- индивидуальный и групповой;

- долгосрочный;

- междисциплинарный;

- смешанного типа: социальный и творческий

Режим работы: комбинированный (урочно - внеурочный)

Проектный продукт: Спортивно- игровая программа в форме  путешествия в страну Здоровья - « Я здоровье сберегу – сам себе я помогу».

Планируемые результаты и их значимость: Понимание детьми, что здоровый образ жизни - основа полноценного развития личности и страны.

Этапы работы над проектом

Мотивационный этап

Создание положительного мотивационного настроя.

Погружение в проект  и выдвижение гипотез  учащимися.          ( октябрь)                                    Подготовительный

Определение темы, целей и задач, разработка  программы  действий на ноябрь  2010 года.  Распределение  поручений между творческими группами, выбор руководителей  проекта в мини- группах. Обсуждение коллективного  поручения в группе.   Поиск и   обработка собранной информации.  Подготовка защиты проекта    (10- 15 ноября)

Презентация проекта (защита  проекта )

Спортивно-игровое - путешествие в страну     «Здоровья»

Рефлексивно-оценочный

 Оценка и анализ работы по проектной  деятельности мини-групп, самооценка, отдельно каждого ученика, коллектива в целом. Обсуждение положительных  и отрицательных  сторон в работе. Коллективное обсуждение и содержательная оценка  результатов и процесса работы.

Отзыв о проведенном проекте.

 

Содержание   работы проекта

«Здоровый ребенок – здоровая страна»

Этапы

Содержание работы

Место

Время

Мотивационный  этап

Обсуждение  и выбор формы проведения социального проекта.

Классный час.

Решение:

Провести спортивно игровую программу для учащихся 1- 4классов.

25октября

Подготовитель-

ный этап

Знакомство с темой для изучения  в 4 классе « Основы здорового образа жизни»  Анкета  «Как сохранить своё здоровье»

Урок по окружающему миру, библиотека, интернет ресурсы

 Октябрь- ноябрь

Разработка программы  действий, определение целей и задач изучения.  Распределение  поручений между  творческими группами :

1 группа– « Мы – друзья    Мойдодыра».

2 группа – «Мы – друзья спорта».

3 группа– « Мы – кладоискатели витаминов».

4 группа– «Мы – друзья природы

Выбор руководителей  проекта в мини- группах

Обсуждение организации   поиска информации,    и распределение  работы  в творческих группах:

научно- познавательная литература, развлечения.

стихи и сценки, танцы.

Классный час

Принято решение: подготовить и провести защиту проекта  в форме развлекательно- познавательной

программы, понятной и увлекательной для детей младшего школьного возраста.

15 ноября

Изучение темы «Вредные привычки. Основы медицинских знаний по оказанию первой помощи».

Библиотека, интернет ресурсы,

встреча с

медсестрой школы

ноябрь

 Коллективная подготовка  и организация  защиты проекта:

Распределение ролей  на празднике– стихи, миниатюры – сценки, загадки, познавательные вопросы,  игры с залом, математеческие задачи, спортивный танец.

Внеурочное время

Ноябрь

15- 20

Подготовка спортивно –игровой программы  среди классного коллектива четвероклассников.

Подготовка команд консультантами: формирование команд, выбор капитана, девиза и приветствия.

Внеурочное время

ноябрь

Обработка собранной  научно -познавательной информации, составление вопросов для игры, выбор игровых моментов, эстафет, загадок, стихов…

Кружок « Умники и умницы»

20

ноября

 Практикум.   Игры – тренировки       по        организации проведения   спортивно – игровой программы на одноклассниках.

Обсуждение проблемы: Интересно ли было нам? Что изменить?

Классный час

25 ноября

 Стихи собственного сочинения на тему  «  Если хочешь быть

здоров»

Урок чтения

Ноябрь.

Презентация проекта

Спортивно- игровая программа в форме  путешествия в страну Здоровья -« Я здоровье сберегу – сам себе я помогу».

Спортивный зал

 Участники – игры – учащиеся начальной школы

28 ноября

 Родительское собрание

«Счастлив тот, кто здоров и  счастлив дома»

 Марафон для детей и родителей  «Здоровье,  знания,  спорт и труд  в одном строю идут»

Родительское собрание

3 декабря

Рефлексивно-оценочный:

Оценка и анализ работы по проектной  деятельности мини-групп, самооценка, отдельно каждого ученика, коллектива в целом. Обсуждение положительных  и отрицательных  сторон в работе. Коллективное обсуждение и содержательная оценка  результатов и процесса работы.   Отзыв о проекте.

Классный час

5 декабря

 

Дальнейшее развитие проекта.

Дети решили продолжить воспитывать в себе осознанную потребность, и необходимость соблюдения правил личной гигиены, режима дня занятий физической культурой, выполнение  ежедневной утренней зарядки,  в правильном полноценном питании.

Ресурсное обеспечение: сайты «Российский общеобразовательный Портал», «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов», «Федерация Интернет - образования».

Результативность проекта: ученики 2 в классов заняли 1 место в конкурсе школьных проектов.

Благодарность учащимся 2 в класса за активное участие в изучении в конкурсе школьных проектов от директора гимназии Э.А.Казаковой.

                                      Литература

Р. М. Арсланова  « Будьте здоровы» Начальная школа №7, 2005

Ю. В. Буевич « Приглашаем за здоровьем» Начальная школа №6, 2006

Н. В. Долгова   « Волшебные правила здоровья» Начальная школа №3 ,2007.

Т. Н. Максимова « Путешествие в страну здоровья»Классные часы М. ВАКО 2008.

Г. Ш. Тазиева « Здоровье в саду и на грядке» Начальная школа №7, 2005

Ф. В. Чаркова «Азбука здоровья» Начальная школа №7, 2001



Предварительный просмотр:

МБОУ гимназия № 67

Московского района

города Нижнего Новгорода

СОЦИАЛЬНЫЙ П Р О Е К Т

«За чистый город»


Руководители:

Тараторкина М.В.

Большакова В.А.

Груздева Е. А.

Томилова А.В..

Матвеева С.Ю.

Шилкова Н.В.

Осуществление данного проекта:

  • способствует повышению экологической грамотности учащихся;
  • расширяет представления о гарбологии, как  науке, помогающей в решении  глобальной экологической проблемы;
  • направлено на формирование активной гражданской позиции и социализации личности обучающихся.

Паспорт проекта

Цели образовательная, воспитательная, развивающая:

  • изучение состояния утилизации отходов в городе Нижнем Новгороде;
  • теоретическое ознакомление с вариантами решения проблемы утилизации отходов в мире;
  • формирование ответственного отношения к проблеме чистоты в классе, школе, городе
  • осознание важности и ответственности личного выбора каждого человека;
  • формирование и развитие навыков исследовательской и творческой работы; организационной деятельности,творческого подхода к выполнению поставленных задач, самоанализа и рефлексии;
  • развитие коммуникативной компетенции.

Задачи учебно-педагогические

  • планирование, сбор, анализ, синтез, структурирование, систематизация и оформление материалов проекта;
  • развитие навыков устной и письменной речи;
  • развитие мыслительной деятельности при проектировании.

Участники проекта:

ученики 1-4 классов

Время работы над проектом:

10.10.2014-30.11.2014

Формы  работы:

  • урочная
  • внеурочная
  • внешкольная.

Мотивация к работе:

  • социальная значимость результативности проекта;
  • личный интерес учащихся;
  • самореализация.

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение

  • научно-популярная и учебная литература по экологической проблематике;
  • средства ИКТ;
  • материалы для оформления плакатов, рисунков, стендов, выставок, листовок;
  • аудио-, видеосистемы.

Реализация проекта «За чистый город»

Этап проекта

Срок

Мероприятия

1.Организационно-подготовительный

09.10.2014-10.10.2014

Заседание кафедры учителей начальных классов

организация инициативной группы учащихся и педагогов

распределение обязанностей в группе  исполнителей

разработка плана реализации проекта

2. Реализации идей   проекта

10.10.2014-26.11.2014

Проведение социологического опроса до проведения проекта и после его завершения, анализ результатов

организация экологического прожектора «Мусор: проблемы и перспективы»

информационное сопровождение проекта через школьную газету «Штормовичок» и сайт гимназии

Проведение классных часов «Культура обращения с отходами. Раздельный сбор мусора» по рекомендациям Государственного бюджетного учреждения Нижегородской области «Экология региона»

Проведение конкурсов рисунков «Мы за чистый город»

Выступление агитбригады «Юные экологи»

Изготовление кормушек для птиц из отходов

   

 

Проведение конкурса поделок из мусора «Превращение мусора»

   

Проведение акции «За чистый город. Раздельный сбор мусора» под девизом: «Чтобы город сохранить, надо мусор разделить»

Проведение конкурса плакатов «»За чистый город»

Проведение конкурса стенгазет «Проблемы экологии»

Проведение экологических  семейных викторин

Проведение и съёмка видеороликов мастер-классов по использованию мусора вторично

демонстрация хода реализации проекта на классных и общешкольных родительских собраниях

3. Заключительный

20.11.2014-30.11.2014

анкетирование школьников, родителей, педагогов по эффективности реализации проекта

Научно-практическая конференция «Шаг в будущее.Юниор»

подготовка презентации результатов проекта

   

        В соответствии с планом реализации проекта на первом его этапе группой социологов было проведено анкетирование 75 учащихся 1-4 классов и на вопрос:«Считаете ли Вы актуальным у нас в городе внедрение раздельного сбора и переработки твёрдого мусора?» положительно ответили лишь около 14% респондентов.

       В связи с этим группа правоведов разработала стратегию формирования нового отношения к мусору. Эта стратегия включает в себя несколько главных направлений.

  1. Экологическое образование

        Право на собственное мнение в области экологии должно опираться на экологическую грамотность. Поэтому в работе над проектом проведены циклы научно-популярных лекций и выставок, посвящённых утилизации бумаги, пластмасс, стекла. Показаны эксперименты, демонстрирующие опасность для окружающей среды и здоровья человека отдельных компонентов твёрдых отходов: пластмасс, тяжёлых металлов в составе ламп и отработанных элементов питания. Реализованы  три подпроекта:

  • Вторая жизнь бумаги
  • Вторая жизнь пластмассы
  • Батарейки- энергия жизни или смерти?

  1. Выработка социальных норм, регулирующих отношение к мусору.

            Формированию общественного мнения по проблеме мусора способствует деятельность школьного прожектора.  Агитационные  листки, созданные в рамках проекта, распространены в школе и в подъездах жилых домов учащихся.

  1. Экологическое  воспитание – перенос глобальной проблемы мусора на личностный уровень.

          Выбор отношения к мусору не должен сводиться к хочу - не хочу. Каждый школьник должен стать ответственным за чистоту и порядок в классе, школе, в городе, осознавая личную причастность к созданию новой системы сбора и переработки мусора. Алгоритм экологичного поведения формируется в действии. 15 ноября  была проведена общешкольная акция по сбору макулатуры, пластмассы и  батареек.

        Организованы мастер-классы «Эко-фантазия» по изготовлению поделок и композиций из вторичного сырья, которые использованы в изготовлении игрушек, кормушек.

        Мы полагаем, что значительную помощь гимназии в воспитании нового обращения с отходами могут оказать родители. На общешкольном родительском собрании в ноябре была представлена работа по проекту «Мусор: из прошлого в будущее» и проведено анкетирование 207 родителей. Наиболее важными нам представляются данные по двум вопросам.

Следует ли приучать детей в семье к раздельному сбору бытового мусора сейчас, когда в городе ещё не                

            созданы условия для утилизации всех  типов отходов?                     а) да      б) нет    в) не знаю

Готовы ли Вы с семьёй активно включиться в работу по решению экологической проблемы мусора?

              а) да – 178 (86,4%)     б) нет – 14 (6,8%)      в) я не считаю эту проблему важной – 14 (6,8%)

Надеемся, что общими усилиями гимназии  и родителей  будет создана благоприятная социально-психологическая среда для решения проблемы мусора.



Предварительный просмотр:

                                                         «Рождество  Христово»

Научно - исследовательский проект

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.

  1. Что такое Рождество.
  2. История празднования.
  3. Празднование в Православной Церкви.
  4. Традиции празднования в разных странах.
  5. Рождество – начало новой эры человечества.
  6. Анализ анкеты.

Заключение.

Список  литературы.

 ВВЕДЕНИЕ.

  На Рождество мы  семьей ходили в церковь. Меня заинтересовал этот праздник, я решил узнать, как праздновали Рождество наши предки, как празднуют Рождество мои сверстники.  Общаясь со своими одноклассниками, я пришёл к выводу, что многие ребята связывают  Рождество с праздником  Нового года, к сожалению, также как и я, очень мало знают о сущности и значении празднования Рождества.  

Цель моей работы – понять роль  Рождества в жизни человека.

Перед собой я поставил следующие задачи:

  • Определить, что такое Рождество.
  • Изучить историю  празднования Рождества в Православной Церкви и в разных странах.
  • Понять, почему  Рождество делит время на две эпохи,  и как  в России было введено летоисчисление  «от Рождества Христова».  
  • Провести анкетирование учащихся  своего класса

В своей работе я использовал различные методы и формы  исследования: анкетирование учащихся, изучение библии, посещение церкви, изготовление панно, знакомство с различными литературными и Интернет источниками.

1. ЧТО  ТАКОЕ     РОЖДЕСТВО.

   Рождество Христово – это один из основных христианских праздников, он установлен в воспоминание рождения  Иисуса Христа в Вифлееме. Что же произошло тогда, двадцать веков назад, такого необычного, что трогает нас и по сей день?

     Евангелие подробно рассказывает об этом. В те далёкие времена в Палестине жила скромная девушка Мария, которая собиралась выйти замуж за хорошего человека по имени Иосиф. Но однажды ей явился Ангел и сказал, что она родит Божьего Сына, Который по обещанию Бога, записанному в древних пророческих книгах, должен был родиться в Израильском народе Ангел сказал Марии, что Младенца она должна будет назвать Иисусом, что на еврейском языке означает  «Бог спасает», потому что «Он спасёт людей Своих от грехов их». Мария смиренно согласилась с Божьей волей.   В то время Израиль был Римской провинцией    и по решению римского кесаря Августа  в стране проходила перепись населения. Каждому нужно было пойти в город  своих предков и там записаться. Мария была уже беременна,  ей и Иосифу пришлось отправиться в далёкий путь, потому что они были из дома и рода царя Давида. Родным городом Давида был Вифлеем. Царь Давид правил Израилем за тысячу лет до рождения Иисуса. Итак, Иосиф и Мария отправились в Вифлеем, город своего предка Давида. От Назарета – города, в котором они жили, - до Вифлеема, более двухсот километров. В то время не было ни поездов, ни автомобилей, и такое путешествие длилось несколько дней. Назарет находился на севере Израиля, в Галилее, а Вифлеем – на юге, в Иудее. Идя из Галилеи в Иудею, нужно было пройти и через Самарию. А Самария и Иудея – горные местности, поэтому путь Иосифа и Марии был не из лёгких. Когда же наконец они пришли в Вифлеем, мест в гостинице не оказалось. Многие пришли в Вифлеем для переписи.  Марии же пришло время родить « и родила  Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли», читаем в Евангелии. Это значит, что они разместились в загоне для скота. По древнему преданию этот хлев находился в пещере. В тех краях и в настоящее время пастухи используют для своих овец такие пещеры.  

       В то время вокруг городка Вифлеема находились пастбища. В ночь, когда родился Иисус Христос, некоторые из пастухов не спали, сторожа своё стадо. «Вдруг предстал им Ангел Господень и  слава Господня осияла их, и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: «Не  бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях». И внезапно с Ангелом  явилось многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках  благоволение». Как видите, для рождения Иисуса Христа, Спасителя мира , Бог выбрал не дворец, а пещеру, а колыбелью Ему стали ясли – кормушка для скота. И первым возвестил о рождении Его не богачам, а простым пастухам, которые первыми пришли поклониться Спасителю человечества.. А через некоторое время пришли и другие люди, чтобы поклониться  Младенцу. Вот, что о них говорит Евангелие: «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим (столицу Иудеи)  волхвы (мудрецы) с Востока и говорят: «Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему».  Волхвы назвали Иисуса  Царём, потому что так называло Его древнее пророчество,  только царство Его было не таким, в которых правили земные цари. Он был предназначен Богом, чтобы стать Царём и Господом  в сердце каждого человека, который поверит в Него. Мудрецы шли за звездой и она привела их к тому месту, где были Мария с Младенцем: «…и увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну»

       Волхвов вела звезда,  но направлялись они к Иудейскому Царю, Спасителю. Более того, они не смутились, найдя Его не в царских палатах, а в убогой пещере, То есть, сперва они приняли саму звезду, указавшую на рождённого Царя, как чудо, поверили ему, а потом уже пошли за ней. Наверное именно поэтому они и нашли своего Спасителя…

2. ИСТОРИЯ ПРАЗДНОВАНИЯ

        Из истории точная дата рождения Иисуса Христа неизвестна. По религиозным источникам картина такова: в первые 300 лет существования христианской церкви христиане вообще не знали такого праздника, как Рождество Христово. Поначалу событие рождения Иисуса было составной частью общего празднования «дней святых  Богоявлений» (то есть явления Бога  на земле, как раз рождение Сына Божьего  в человеческой плоти и было явлением Самого Бога людям). В эти дни вспоминалось Рождество Иисуса Христа, Его крещение и поклонение волхвов. Это воспоминание поначалу не было приурочено к конкретной дате, но где-то с  третьего века  нашей эры стало отмечаться 7 января. Точно известно, что 25 декабря,  в современную дату (в этот день Рождество отмечается во всех странах, кроме России) праздник «святых Богоявлений»  впервые стал отмечаться в Риме перед 336 годом нашей эры, в конце царствования императора Константина, утвердившего христианство в качестве государственной религии. Император также своим указом отделил Рождество от Крещения. С  375 года этот обычай установился в Антиохии  (сейчас это территория Сирии), с 379 года в Константинополе (сейчас это город Стамбул в Турции), а в Палестине только с седьмого века нашей эры. Сама дата 25 декабря  не имела исторического значения. Есть несколько версий, почему Церковь приняла решение праздновать Рождество именно 25 декабря.  Одна из этих версий такова: возможно, что выбор 25 декабря связан с приходившимся на этот день языческим праздником «Рождение Солнца Непобедимого» (после зимнего солнцестояния начинает  прибывать солнечный день), который с принятием в Риме христианства наполнился новым  содержанием: рождение Христа стало пониматься, как  «Рождение Солнца Правды».

3. ПРАЗДНОВАНИЕ  РОЖДЕСТВА  В ПРАВОСЛАВНОЙ     ЦЕРКВИ

        Рождество в России празднуется  7 января, потому что Православная Церковь до сих пор использует Юлианский календарь  (его ещё называют старый стиль), тогда как во всём мире пользуются Григорианским календарём.   Православному Рождеству предшествует 40 дневный пост, во время которого верующие каждый день думают о   Спасителе, в воспоминание Которого они лишают себя обычной пищи и удовольствий. Канун праздника (6 января) или сочельник проходит в особенно строгом посте: только с появлением первой звезды можно начинать есть.  На Рождество во всех храмах Православной Церкви служится ночная Литургия, выделяющая этот день среди остальных дней года. Песнопения, службы Рождества особенно торжественны и мелодичны. Великая радость Церкви в праздник Рождества происходит от  благодарности  Богу за то, что Он пришёл в этот мир, стал человеком и хочет жить в сердце каждого верующего в Него. Историю о Рождении Спасителя, записанную в Евангелии от Матфея, читают на утренней  Рождественской службе.  Весь день Церковного праздника сопровождается колокольным звоном.

        Торжественное прославление Рождества Христова после Богослужения переносится  в жилища верующих. С древних времён православные христиане проводили праздник Рождества Христова благоговейно.  После Рождества начинается время святок. Издавна на Руси в это время особенно много совершалось дел милосердия, помогали бедным, больным, одиноким. Это также и время народных гуляний, веселья и радости о рождении Иисуса Христа.

4.  ТРАДИЦИИ  ПРАЗДНОВАНИЯ  РОЖДЕСТВА  В  РАЗНЫХ  СТРАНАХ

  РОССИЯ   И УКРАИНА

Красивый и торжественный  праздник Рождества Христова в России и в Украине  сливается  со встречей Нового Года. Этот праздник очень любят и взрослые и дети. Славяне перенесли в  христианство много языческих обычаев, что отразилось и на праздновании Рождества. В предпраздничные дни на улицах сёл и городов можно увидеть странные процессии ряженных. Это группы людей, одетые в костюмы  фольклорных персонажей. Они поют рождественские песни – колядки. С песнями ряженные заходят в дома, где их гостеприимно встречают хозяева и подносят угощение. Эти обычаи старинные. Наши предки верили, что слова имеют особую таинственную силу. Если придти в дом и спеть  песню с призывами о счастье и урожае хозяину, то счастье и урожай действительно придут к нему. Традиция делать детям подарки  появилась сравнительно недавно. До этого было принято просто всей семьёй  собираться за праздничным столом в святой вечер, где детей щедро угощали сладостями. Особенное угощение – кутья. Это пшеничная каша с мёдом, орехами и изюмом, ею начиналась трапеза в Рождественский сочельник, она и сейчас является неотъемлемой частью Рождественского празднования.

  СЛАВЯНСКИЕ      СТРАНЫ                                                                                                                  

В Польше, Сербии и других славянских  странах существует обычай выстилать на Рождество жилую комнату сеном и соломой в воспоминание о том, что Иисус родился не в царских покоях, а в хлеву.

           В Польше отмечают предрождественское время, как время покоя и размышления. Дети едят меньше сладостей и дарят бедным свои вещи. Взрослые меньше пьют и курят и стараются не ссориться. Ведь Рождественские дни – это дни  любви.

     С  Ш  А

            В США дети не знают рождественского сочельника. Там 24 декабря не проводятся никакие богослужения и не вручают подарки. Рождественский праздник начинается у них 25 декабря. Но зато с раннего утра.

            Вечером 24 декабря  дети кладут на камин или подоконник список желаемых подарков и развешивают чулки. Они ждут Санта-Клауса. Он якобы совершает в рождественскую ночь путешествие, ведь он приезжает в оленьей упряжке с Северного полюса.  В ночь с 24 на 25  декабря он сбрасывает свои подарки через трубу камина.

            Для оленей  Санта-Клауса  дети выставляют печенье и молоко. В честь Санта-Клауса в палисадниках развешивают украшения и гирлянды лампочек.  Рано утром 25 декабря дети находят у камина свои подарки.

            Надо сказать, что не только в США дети ожидают Санта-Клауса, во многих других странах на Западе он стал непременным атрибутом праздника. Современный облик Санта-Клаус получил в тридцатых годах двадцатого века благодаря фирме Кока-кола, которая изобрела имидж этого доброго старикана в коротком полушубке красного цвета, красных штанах, сапогах и с мешком подарков за спиной. Каким образом он вклинился в христианский праздник?  Легенда гласит, что в очень далёкие времена в городе Миры Ликийские (территория современной Турции) жил священник по имени Николас Был он очень добрым и всё, что имел, отдавал бедным. А поскольку с детства отличался стеснительностью, делал это тайно.  Цветами облачения  священников были красный и белый, поэтому и святой Николас или Санта-Клаус предпочитает теперь эти цвета. Любопытно, что в разных странах его называют по-разному: в Бельгии -  Санта-Николас, в Бразилии – Папа Ноэль, в Чехии он стал Святым Миколасом, в Италии – Ла Беффала, для японцев – Хотейомо, в Испании – Балтазар, в Нидерландах – Синтерклаас.

5. РОЖДЕСТВО  ХРИСТОВО – НАЧАЛО НОВОЙ  ЭРЫ    ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

     Мы давно привыкли говорить слова   «наша эра», «до нашей эры», введённые в русский язык после  революции 1917 года на смену словам  «до Рождества Христова»,  «после Рождества Христова». А, например, в английском языке  эры по-прежнему обозначаются – «до  Христа» и «год Господень». То есть Рождество Христа стало важнейшим событием для всего человечества  не только потому, что родился Сын Божий – Спаситель мира,  но и потому что

современное летоисчисление – «наша эра» - ведётся от Рождества Христова. Так, по текущему году можно определить, сколько лет назад родился Иисус Христос. Считать начало новой эры от Рождества Христова предложил в 525 году    римский монах Дионисий Малый . До этого в римской империи летоисчисление велось с 29 августа 284 года – от начала правления императора Диолектиана. Римляне называли это  «эрой Диолектиана». С победой христианства  это летоисчисление стали называть   «эрой мучеников», так как император был жестоким гонителем христиан.  Новое летоисчисление было в это время принято государством, но не Церковью. Церковь  приняла его при императоре Карле Великом  (742 – 814 годы  нашей эры ).

      В России летоисчисление  «от Рождества Христова»  было введено указом Петра Первого  от 19 декабря 1699 года. Этим указом Пётр также объявил, что год теперь начинается с 1 января. Наступало новое столетие и государь Пётр Первый желал с его началом изменить летоисчисление в России. До тех пор года считались «от сотворения мира» и Новый Год на Руси начинался 1 сентября, после окончания лета.  Пётр же хотел, чтобы подобно остальным европейским государствам новый год  считали  «от Рождества Христова» и с 1 января.

      Рождество делит время на две эпохи – до и после. В разные времена были попытки начать летоисчисление от других событий, но всё-таки уже третью тысячу лет летоисчисление ведётся от Рождества Христова. Таким образом, человечество доказало, что появление на земле Христа не смотря ни на что – главное событие в его истории.

6.  АНАЛИЗ    АНКЕТЫ

42-м учащимся 3-го и 4-го класса была предложена анкета  к исследовательской работе  «РОЖДЕСТВО». Целью проведения анкетирования было желание узнать: знают ли дети, что такое Рождество, когда  и как оно празднуется и значит ли для них что-нибудь этот день.

      На вопрос  «Что ты знаешь о Рождестве»

11 человек написали, что это день Рождения Иисуса Христа, 5  человек – день рождения Бога,  8 человек написали – «не знаю», 18 человек  написали своё понимание, в том числе,

что Рождество – это праздник, похожий на Новый Год, что это день, когда дарят подарки,

 накрывают стол, веселятся, «взрывают салюты».

      На вопрос «Что для тебя значит Рождество?»

только трое ответили – рождение Спасителя, ещё четверо, что это Церковный праздник, 7 человек написали  «не знаю»  или  «ничего», а  28 – ожидание подарков.

      На вопрос «Когда празднуется Рождество?»

только трое написали  «не знаю», 5 человек – зимой, в декабре, а 34 человека  написали  25 декабря или  7 января.

      На основании исследования сделан вывод, что дети достаточно осведомлены о дате празднования Рождества, но очень мало знают о сущности праздника и его значении.  Этот вывод и подвёл к желанию подготовить исследовательскую работу о Рождестве Христовом, чтобы самому  узнать о нём как можно больше, а потом поделиться  этой информацией с одноклассниками.

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

          Рождество Христово  - рождение  Божьего Сына,  обещанного Богом через древние пророчества, как Спасителя , «Который спасёт людей Своих от грехов их». История о рождении Иисуса Христа записана в Евангелии. Первые христиане не выделяли этот праздник, а праздновали его вместе с крещением и поклонением волхвов и называли это  «днями  святых  Богоявлений». После того, как христианство стало государственной религией, в Римской империи   Рождество Христово было выделено в самостоятельный праздник  и стало отмечаться 25  декабря, по одной из версий вместо языческого праздника, знаменовавшего день зимнего солнцестояния.  Сейчас Рождество Христово – великий христианский праздник. В Православной Церкви в этот день проходит  особенно торжественная служба. Рождеству предшествует 40-дневный пост. А после него начинаются святки – дни, которые верующие проводят свято, помогая бедным, больным, одиноким.  Рождество в разных странах отмечается по-разному. Для многих рождественская история остаётся  по-прежнему воспоминанием рождения Спасителя, для других – это праздничный день, в котором люди принимают гостей и дарят друг другу подарки.  Для одних  людей  главный герой этого праздника – Иисус Христос, другие ожидают   Санта-Клауса,  иногда даже забывая истинный смысл Рождества.  Рождество Христово стало началом новой эры, счёт лет от Рождества Христова предложил вести римский монах Дионисий Малый в 525 году. В России новое летоисчисление было введено  царём Петром Первым  указом от 19 декабря 1699 года, этим же указом было объявлено, что год теперь будет начинаться не 1 сентября, как было до этого, а 1 января, как во всех европейских странах.

     Самое главное – это понимать смысл того, что произошло более  двух тысяч лет назад в далёкой Иудее.  А произошло величайшее чудо, недоступное до конца нашему разуму.  Великий, Всемогущий, Бесконечный Бог родился в человеческом теле. А сделал Он это для того, чтобы прожить жизнь, как человек, но не совершив ни одного греха, и принять мучительную и позорную смерть, взяв на Себя грехи, как Бог. Ещё более важно понимать, почему Он это сделал. Причина только одна – любовь. Бог любит людей, недостойных Его любви .. И причина этой любви не в нас, а в Нём Самом. «Ибо так возлюби Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Евангелии от Иоанна  3 глава, 16 стих). И потому должны мы с трепетом и благоговением прийти к новорожденному Спасителю, как это сделали мудрецы и пастухи, и принести в дар Ему  не ладан, золото и смирну, а  свои сердца, и поклониться как Богу и Господу нашей жизни. Это в праздновании Рождества самое главное, и только сделав это, можно   отметить великий праздник правильно.

    На основании своих исследований я сделал следующие выводы:

  • Сегодня Рождество Христово не только православный христианский праздник, но и мирской, его празднуют во всём мире.
  •  Самое главное – это понимать смысл того, что «Рождество» это рождение Бога в человеческом теле, а сделал Он это для того, чтобы прожить жизнь, как человек, но, не совершив ни одного греха, и принять мучительную и позорную смерть, взяв на Себя грехи, как Бог.
  • Ещё более важно понимать, почему Он это сделал. Причина только одна – любовь. Бог любит людей, и потому должны мы с трепетом и благоговением прийти к новорожденному Спасителю, и принести в дар ему свои сердца и любовь.

Результативность

1.Благодарность за сотрудничество с творческим коллективом учителей и учащихся МАОУ Лицей №62 г.Саратова в рамках реализации межрегионального дистанционного проекта «Исследовательский калейдоскоп», направленного на распространение педагогического опыта.

2.Участие в проекте для одаренных детей «Алые паруса» социальной сети nsportal.ru

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Библия. Новый завет. Синодальный перевод. Издание Российского Библейского Общества.
  2. Детская Библия. Издание Института перевода Библии.
  3. Детский христианский журнал  «Тропинка». Издаётся Министерством печати и информации РФ. №№ 6 за  2004, 2006,  2007 годы.
  4. Христианская газета. Издаётся  Централизованной религиозной организацией Христианская церковь Краснодарского края. №№  24 за 2004 год и 23 за 2006 год.
  5. Информация из Интернета:

otvet  mail.ru ,  www rian.ru ,   www  vizual.2000.ru,  kuraev.ru, www  pravm

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Социально – значимый проект «Школа добрых дел» Работа над проектом рассчитана на 1 год. Начало работы над проектом –сентябрь, окончание – май В работе по проекту принимали участие -25 человек

Слайд 2

Цели: Создать условия для наиболее полного осуществления принципа личностно-ориентированного подхода в развитии школьника. Создать условия для формирования индивидуальности, реализации потенциала личности (физического, психического, социального). Обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, его доверие к миру, радости существования (психологическое здоровье), формирование базиса личностной культуры, развитие индивидуальности ребенка.

Слайд 3

Задачи проекта: учить понимать и ценить жизнь, совершать полезные дела для сохранения природы и жизни человека; развивать познавательную и практическую деятельность; воспитывать сознательное, бережное отношение к природе.

Слайд 4

Ожидаемые результаты проекта, его социальная и воспитательная значимость Развитие индивидуальных способностей каждого ребенка с учетом его возможностей; предоставление ему возможностей широкого выбора внеурочной занятости. Расширить знания детей о роли растений в природе и жизни человека. Вовлечение ребят в конкретную трудовую природоохранительную деятельность, связанную с сохранением и улучшением окружающей среды. Вовлечение родителей в совместную деятельность, направленную на создание общего культурно-нормативного пространства, в котором нормы семейного и школьного воспитания постепенно сближаются, перестраиваются, в результате чего преодолеваются противоречия между семьей и школой.

Слайд 5

Материально-техническое, финансовое обеспечение проекта: родительские средства спонсорская помощь

Слайд 6

Кадровое обеспечение проекта: учитель и воспитатель; педагоги дополнительного образования; родители учащихся.

Слайд 7

Работа по проекту: 1 этап. Экскурсии на школьный участок. Наблюдения за цветами, растущими на улице и в классе.

Слайд 8

2этап. Подготовка и защита рефератов: «Праздник цветов»

Слайд 9

Тюльпан.

Слайд 10

Гиацинт.

Слайд 11

Нарцисс.

Слайд 12

Роза.

Слайд 13

Гвоздика.

Слайд 14

Львиный зев.

Слайд 15

Лилии.

Слайд 16

Георгин.

Слайд 17

Гладиолус.

Слайд 18

Хризантемы.

Слайд 19

3 этап. Мероприятия и беседы о природе, о ее значении для человека «По лесным тропинкам» Выставка «Цветы приносят радость»

Слайд 20

4этап. Практический. Посадка семян, ухаживание за посевами. Первые всходы Посадка семян Ухаживание за посевами

Слайд 21

5этап. Итог. Акция: «Цветок в подарок школе» для зеленого украшения клумбы.

Слайд 22

Мы цветы считаем друзьями - Дети наших садов и полей. Мы ухаживать будем за вами, Чтоб на клумбах цвели вы быстрей.

Слайд 23

Социально – значимый проект «Школа добрых дел» Мы много узнали о цветах, занимались практикой –посадкой семян, знаем как ухаживать за цветами. Понимаем, что цветы – это не только украшение на клумбе, но и польза.



Предварительный просмотр:

http://www.admgor.nnov.ru/upload/fc/images/vlast/gerb.jpg

Администрация города Нижнего Новгорода

Департамент образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                                                              « Школа  № 168 имени И.И.Лабузы»

_____________________________________________________________________________________

603033. Г.Нижний Новгород, улица Путейская, дом 23 «Б»,                                                                                 тел.: 221-07-87, e –mail:school168nnov@gmail.com

«Памяти павшим…»

(социальный проект)

        Выполнила

Учитель начальных классов

Груздева Елизавета Анатольевна

Нижний Новгород

2017 год

Социальный проект

« Памяти павшим… »

http://polisadova.ucoz.ru/p.jpg

Срок реализации: апрель 2017– май 2017

Разработчики: проектная группа 1, 3 классы

Руководитель: учитель начальных классов – Груздева Е. А.

Актуальность проблемы

Россия – государство с многовековой историей. Красота русской природы и ее богатство всегда требовали защиты и подвига. Образ Родины закладывается в человеке с самого детства и сохраняется на всю жизнь. Мы педагоги должны помочь детям увидеть нашу Отчизну и почувствовать себя частью России.

Лауреат I всероссийского конкурса «Растим патриотов России» известный педагог В. Н. Вишневская отмечает: «Весьма важно, чтобы патриотические чувства, душевные отклики на жизнь углублялись, обогащались поэзией, музыкой, живописью, обогащая ум и сердце, сохраняясь надолго, возможно на всю жизнь».

Мы - педагоги поставили перед собой задачи воспитания любви к Отечеству, преданности ему. Дети должны стремиться, своими действиями, служить интересам своей Родины. У детей формируются воля, выносливость, смелость, познание традиций, поэтическое мировосприятие, изучение трудовых и боевых подвигов.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач школьного  учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Памятник является вечным напоминанием потомкам о бессмертном подвиге земляков, не пожалевших для всеобщей победы ни своего таланта и труда, ни сил, ни жизни.

В бронзе, граните и мраморе обелисков, скульптур, мемориальных досок, и названиях улиц и площадей города России увековечили память о славных воинах, ставших гордостью нашего народа. Посетить эти места - значит прикоснуться к славе отцов и дедов, преклониться перед их мужеством и героизмом, проявленным в борьбе с врагом.

Огромное количество памятников находятся в плачевном состоянии. Наша задача не оставаться равнодушными и привести в порядок памятники Великой Отечественной войны, обеспечить им должный уход и сохранность, ведь это наша история, наша память…

Цели и задачи проекта

Цель проекта: способствовать воспитанию патриотического духа подрастающего поколения; формировать нравственные качества личности, познакомить учащихся с историческими фактами времен Великой Отечественной войны на примере создания памятников.

Задачи проекта:

        Привлечь к участию в социальном проекте учащихся и учителей, работников школы, работников учреждений культуры, сельскую администрацию;

        Воспитывать чувство патриотизма,  любви и уважения к историческому прошлому малой родины;

        Познакомить с историей сооружения обелисков  и  памятников, увековечивающих память борцов павших в годы  Великой Отечественной войны;

        Организовать работы по благоустройству памятника в соответствии с разработанным проектом;

        Расширять представления детей о событиях, именах Великой Отечественной войны;

Ожидаемые результаты:

1.     Улучшение эстетического вида памятника, облагороженная территория возле него.

2.     Сплочение коллектива детей в общем деле.

3.     Овладение учащимися общеучебными навыками, развитие творческих способностей, умения применять знания и умения на практике.

4.     Осознание  учащимися значимости происходящего для себя и других (в настоящем и будущем).

Особенности   проекта:

Тип: Социальный, личностный, практический.

Характер: массовый (коллективный).

Методы реализации проекта

Надо быть достойными тех, кто отдал свою жизнь, чтобы мы могли жить в мирное время. Социальный проект «Памяти павшим» рассказывает о годах Великой Отечественной войны, ее истории, и героях, которые стояли на защите нашей Родины.

Наш проект начался с обзорного классного часа, на котором дети узнали о наших земляках – Героях Советского Союза, была создана презентация на эту тему.  Мы подробно поговорили об уроженце села Глухово - Александре Николаевиче Пайкове, который отважно стоял на защите нашей Родины. Дети узнали о его героическом подвиге, истории его жизни.

Затем мы отправились в школьный музей, в котором нашли не мало интересных фактов об участниках Великой Отечественной войны, особое внимание дети уделили Петру Кирилловичу Ожигову, так как он в свое время преподавал в нашей Глуховской школе, детям была интересна его жизнь.

Но, к сожалению, годы идут, и неизбежно, ветеранов становится все меньше, и тогда возник главный вопрос: «Как же сохранить память о наших героях?», дети однозначно ответили, что необходимо создавать музеи, охранять памятники войны. Вот тогда мы и решили обратить внимание на памятник, который находится в нашем селе Глухово. Была организованна выходная экскурсия к мемориалу.

Мы с ребятами собрались на очередной классный час чтобы обсудить, какие бывают памятники и как мы можем помочь нашему мемориалу, тогда было принято решение собственными силами убрать территорию вокруг памятника.

Дети были вдохновлены героическим подвигами наших воинов, поэтому с удовольствием занимались благоустройством памятника. Результат порадовал многих, а главное ребята получили массу приятных впечатлений, ведь они внесли свою частичку памяти в историю нашего района, города, страны.  Мы помогли благоустроить памятник павшим войнам в Великой Отечественной войне. У нас все получилось, и плоды наших трудов будут еще долго напоминать о подвигах наших героев.

В великий День Победы – 9 мая, учениками нашего класса был возложен венок в память павших воинов, уже к обновленному мемориалу. Наш труд не остался не замеченным, работники школы, администрации, дома культуры и простые жители села Глухова, выразили благодарность за нашу работу. Был проведен классный час «День Победы», на котором, мы обсудили этот замечательный праздник, дети рассказывали стихи, ими были нарисованы рисунки, была организована выставка. Провели анкетирование участников проекта, которое показало, что дети расширили свои знания в области истории Великой Отечественной войны и ее героях, прониклись проблемой охраны памятников. Ребята выразили желание продолжить работу по благоустройству памятников военных лет в других уголках нашего района.

Историю своего края надо знать. Чтобы она не забывалась, создаются памятники, за которыми стоит жизнь народа, государства, города, любого населенного пункта.

Хочется пожелать, чтобы нынешнее поколение было достойно памяти павших.  Очень хотелось бы, чтобы слова «Никто не забыт, ничто не забыто» претворялись в жизнь.  Надо отдавать дань уважения ныне живущим, но свято чтить память тех, кто погиб, защищая  мирную жизнь на Земле.

Для проведения социального проекта «Памяти павшим…» использовались следующие ресурсы школы:

1.     Компьютер

2.     Принтер

3.     Интерактивная доска Smart Bord

4.     Мультимедийный проектор

5.     Фотоаппарат

Оценка результатов

Торжественным завершение нашего проекта «Памяти павшим» стали праздничные мероприятия посвященные Дню Победы 9-го мая. Наш труд не остался не замеченным, работники школы, администрации, дома культуры и простые жители села Глухова, выражали благодарность за нашу работу. Памятник действительно преобразился, и это не могло не радовать окружающих. Ребята поздравили ветеранов и возложили венок павшим воинам уже к обновленному мемориалу. Был проведен заключительный классный час «День Победы», на котором мы подвели итоги нашей работы, дети читали стихи, была организована выставка рисунков. Было проведено анкетирование участников проекта, которое показало, что дети расширили свои знания в области истории Великой Отечественной войны, прониклись проблемой охраны памятников. Ребята выразили желание продолжить работу по благоустройству памятников военных лет в других уголках нашего района.

 Заключение

Проходят годы. Все дальше отдаляется то время, когда окончилась война. С каждым годом остается все меньше ветеранов, прошедших ее. Но памятники, посвященные людям, погибшим в годы Великой Отечественной войны, напоминают ныне живущим о той цене, что заплатила наша страна за мир на земле. 

Очень хотелось бы, чтобы вы не забывали какой ценой мир достается. Есть те, кто развязывает войны, но тех, защищает мир - больше. Но, к сожалению, защищать мир порой приходится ценой жизни. 

Надо быть достойными тех, кто отдал свою жизнь, чтобы мы могли жить в мирное время. Мало кто знает о героях той войны, о героях нашего района, нашего села. Историю своего края надо знать. Чтобы она не забывалась, создаются памятники, за которыми стоит жизнь народа, государства, города, любого населенного пункта.

Вот и мы с вами внесли свою частичку памяти в историю нашей страны. Мы помогли благоустроить памятник павшим войнам в Великой Отечественной войне. У нас все получилось, и плоды наших трудов будут еще долго напоминать о подвигах наших героев.

Хочется пожелать, чтобы нынешнее поколение было достойно памяти павших.  Очень хотелось бы, чтобы слова «Никто не забыт, ничто не забыто» претворялись в жизнь.  Надо отдавать дань уважения ныне живущим, но свято чтить память тех, кто погиб, защищая  мирную жизнь на Земле.



Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА

«Спешите делать добро!»

Разработан учителем начальных классов

МБОУ «Школа № 168 им. И. И. Лабузы»

города Нижнего Новгорода

 

Груздевой Елизаветой Анатольевной

2017 год

Краткая аннотация:

              Проблема воспитания доброты, сострадания и доброжелательности заслуживает того, чтобы сегодня еще раз обратить на нее внимание.

          «Детство – важнейший период в человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самостоятельная, неповторимая жизнь! От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце от окружающего мира, – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш», – говорил В.А.Сухомлинский.

           В.А. Сухомлинский указывал, что младший школьный возраст является благодатным периодом для пробуждения у детей добрых чувств к людям, а средства эмоционального воздействия (красота поступков, красота природы, эмоциональность коллектива, слово, искусство, труд и игра, роль учителя и др.) Василий Александрович рассматривал как важнейшие факторы учебно-воспитательного процесса.

Актуальность проекта:

         В современном мире, во времена компьютеризации, дети разучились общаться друг с другом, зачастую утратили такие человеческие качества как уважение, сострадание, отзывчивость. И только усилиями родителей, учителя можно воспитать у ребенка эти качества.

Актуальность для учащихся класса:

       Коллектив класса не имеет опыта коллективной проектной деятельности – в первом классе проекты разрабатывались отдельными учащимися, не были взаимосвязаны между собой. Участие в общеклассном проекте позволит учащимся освоить навыки социального проектирования, что очень важно для становления воспитательной системы класса, духовно-нравственного развития детей.

Актуальность для общества:

     Совместная деятельность детей и родителей – хорошая организационная и ценностная основа для социального закаливания и повышения уровня духовности  семьи.

Цель проекта: 

         Развитие представления учащихся о добре; воспитание стремления совершать добрые дела; развитие адекватной самооценки; развитие умения делать правильный выбор при решении жизненных ситуаций.

Задачи проекта:

  1. Сформировать в сознании детей понятие «доброта»
  2. Расширить знания школьников о доброте и её роли в жизни каждого человека.
  3. Воспитывать доброжелательность.
  4. Формировать положительную эмоциональную настроенность, жизнерадостность,         активность ребёнка.
  5. Научиться жить под девизом: «Что бы вы ни делали, количество добра в мире  должно увеличиваться».    

 Сроки проведения:

         Январь – февраль – март

Подведение итогов: «Неделя добра» с 2 по 7 марта 2017г.

Участники проекта

Руководители проекта:

    Груздева Е. А.  - учитель начальных классов

Партнёры проекта:

    Киселёва Мария Николаевна     ветеран труда, инвалид

    Сучкова Клавдия Васильевна    инвалид I группы

Список участников:

  1. Бабаев Искандар                          
  2. Бабушкин Серафим
  3. Бабушкина Мария
  4. Векшина Дарья
  5. Врулин Илья
  6. Голышев Алексей
  7. Епифанов Никита
  8. Кравченко Арина
  9. Лапшин Тимофей
  10. Лебедев Даниил
  11. Лозович Илья
  12. Пономарева Доминика
  13. Пулина Арина
  14. Рзаева Светлана
  15. Семейкин Михаил
  16. Сердюк Андрей
  17. Слободян Кристина Борисовна
  18. Сорокина Екатерина
  19. Старицина Кристина
  20. Терпелов Роман
  21. Харитова Диана
  22. Шкурин Кирилл
  23. Юрина Арина

Этапы работы над проектом

Этап

Содержание деятельности

Формы организации работы

I Подготовительный этап

Постановка проблемного вопроса, сбор информации, выяснение актуальности вопроса, создание мотива к осуществлению благотворительной деятельности, получение разрешения администрации школы на осуществление проекта

Беседы с учителями школы, администрацией школы, учащимися, родителями, спонсором

Встречи с партнёрами проекта

Родительские собрания 

II  

Этап планирования

Определение цели деятельности, основных задач проекта, определение направлений деятельности, распределение ответственных за направления, составление плана реализации по каждому направлению, определение сроков исполнения

Сбор актива проекта

Заседание методического объединения «Детство»

Блиц – опрос «Кому нужна помощь?»

Итоговый сбор актива проекта

Информация о проекте (листовки, газета, визитки)

III

Этап реализации

Выполнение мероприятий по каждому направлению, ведение дневников, сбор видеоматериалов

Классные часы, беседы, выступления агит.бригад

Акции , посещения, встречи, конкурсы, внеклассные мероприятия

Выставка работ Киселёвой М.Н. «Золотые руки»,

праздник «Спешите делать добро»,

IV

Аналитический этап (рефлексивный)

Подведение итогов по каждому направлению, создание презентации, выпуск газеты, фотоотчёт, итоговый сбор, поощрения и награждения участников

Сбор актива проекта,

газета, «Дерево добрых дел», фотовыстака, интервью

V

Перспективный этап

Определение законченности или продолжения деятельности по данному направлению

Сбор отзывов и пожеланий

План – график реализации проекта

Этапы деятельности

Мероприятие в рамках проекта

Цель

 деятельности

Сроки

даты

Участники и ответственные

I

Подготовительный этап

1. Классный час «Что такое доброта?»

Постановка проблемного вопроса,  создание мотива к осуществлению благотворительной деятельности.

Учащиеся 2в, 3б классов

Кл. рук.

Грибкова С.В.

Красникова Н.В.

2. Родительское собрание на тему «Давайте воспитывать в детях доброту»

Создание мотива к осуществлению благотворительной деятельности, выявление возможной помощи в организации и реализации проекта

Родители учащихся 2в и 3б классов

Кл. рук.

Грибкова С.В.

Красникова Н.В.

3. Оформление документов

Нормативно-правовое обеспечение:

- разрешение директора ОУ на реализацию проекта в школе,

- договоры, письменные согласия родителей на участи детей в акциях,

- приказы по школе.

Кл. рук.

Грибкова С.В.

Красникова Н.В.

4. Встречи с партнёрами проекта

Определение круга социальных партнёров и получение их согласия

Кл. рук.

Грибкова С.В.

Красникова Н.В.

Партнёры:

Бушуев М.Г.

Дмитриева Т.В.

Киселёва М.Н.

II

Этап планирования

Проектировочный этап

Основная деятельность – социальное проектирование

1. Собрание классных коллективов

Определение цели деятельности, основных задач проекта, определение направлений деятельности, выбор актива проекта

Коллектив 2в, 3б классов

Кл. рук.

Грибкова С.В.

Красникова Н.В.

2.Сбор актива проекта

Определение направлений деятельности, распределение ответственных за направления, составление плана реализации по каждому направлению, определение сроков исполнения

Актив проекта

Кл. рук.

Грибкова С.В.

Красникова Н.В.

3. Заседание методического объединения «Детство»

Обсуждение проекта, предложения по реализации проекта, определение круга участников проекта

Учителя начальной школы

4. Блиц – опрос «Кому нужна помощь?» (письменная и устная форма опроса)

Определение возможных направлений деятельности в рамках проекта, выявление лиц, нуждающихся в помощи

Актив проекта

5.Выпуск газеты, листовок, визиток

Информирование о проведении проекта

Актив проекта

Кл. рук.

Грибкова С.В.

Красникова Н.В.

6. Собрание актива проекта

Обобщение полученной информации, определение конкретных направлений и действий, создание плана реализации проекта

Актив проекта

Кл. рук.

Грибкова С.В.

Красникова Н.В.

III

Этап реализации

 

Этап активного социально-значимого взаимодействия с партнёрами

Основная деятельность – социальное участие

Направление

«Помощь детям»

1. Внеклассное мероприятие – познавательная игра

«Дорогою добра»

Развитие личностных качеств, таких как внимательность, отзывчивость и способность помочь нуждающемуся

Учащиеся начальных классов, классные руководители

2. Выступление агитационной бригады «Твори добра»

Активизация благотворительной деятельности

Агитационная бригада учащихся 2 и 3 классов

3. Акция «Дети – детям»

Сбор игрушек, игр, предметов первой необходимости для детей дома ребёнка

Учащиеся школы, родители учащихся, учителя

4. Посещение детей дома ребёнка

Передача собранных игрушек, игр, предметов первой необходимости.

Общение с персоналом

Группа учащихся, представитель от родителей, классные руководители Грибкова.Н.В., Красникова Н.В.

5. Конкурс рисунков «Подари улыбку»

Эмоциональное выражение своих чувств сопереживания и сочувствия

Учащиеся начальных классов

6. Акция «Пятачок»

Сбор средств на благотворительные мероприятия

Учащиеся школы, родители учащихся, учителя

Направление «Забота»

1. Внеклассное мероприятие «Чтобы радость людям дарить надо добрым и вежливым быть»

Воспитание уважительного отношения к старшим, внимательного отношения к пожилым людям

Учащиеся начальных классов, классные руководители

2. Конкурс мини-сочинений «Я с бабушкой своею дружу давным-давно»

Направляется деятельность на узнавание прошлого своих бабушек, воспитание внимательного и заботливого отношения к бабушкам,

Учащиеся начальной школы, классные руководители

3. Фотоконкурс «И это всё ОНА!»

Представляются фотографии бабушек в молодости и в настоящем, две фотографии обрабатываются профессиональным фотографом и изготавливается коллаж

Учащиеся 2в и 3б классов

Проф.фотограф Дмитриева Юлия

4. Посещение Киселёвой М.Н. ветерана труда, инвалида

Воспитание уважения к старшему поколению, отзывчивости, беседа, оказание помощи по двору, по дому.

Группа учащихся 2в класса, кл.руководитель Грибкова С.В., родительница Виноградова А.М.

5. Мастер – класс «Офицерский мундир»

Изготовление поздравительных открыток ко Дню Защитника Отечества

Учитель технологии Ивонина Т.В., учащиеся начальной школы

6 Мастер - класс

Изготовление поздравительных открыток к международному Женскому Дню

Учитель технологии Ивонина Т.В., учащиеся начальной школы

7. Выставка «Золотые руки»

Киселёвой М.Н.

(открытие выставки к 8 марта)

Оказание уважения к творчеству партнёра, развитие художественно-эстетического вкуса, привитие интереса к творчеству

Киселёва М.Н. ветеран труда, инвалид I группы

IV

Аналитический этап

1. Сбор актива проекта

Подведение итогов проекта по каждому направлению, определение кандидатов на поощрение

Актив проекта, классные руководители Грибкова.Н.В., Красникова Н.В.

2. Интервью с участниками проекта

Сбор обратной информации, откликов, оценивание проекта со стороны участников проекта

Группа учащихся

3. Выпуск газеты «Спешите делать добро»

Обобщить информацию о проведённом проекте, информировать об итогах проекта учащихся, родителей, учителей школы

Группа учащихся

4. Мульти

медийный отчёт

Подготовить видео отчёт о проведенном проекте

Учащиеся начальной школы, классные руководители Грибкова.Н.В., Красникова Н.В.

V

Перспектив

ный

Собрание классных коллективов

Анализ работы по проекту. Определение дальнейших действий в направлении благотворительной деятельности

Учащиеся начальной школы, классные руководители

Ожидаемые результаты

     Созданные условия для организации социально-значимой проектной деятельности поспособствуют вовлечению максимального числа учащихся и их родителей в процесс духовно-нравственного воспитания.

      Будет осуществлена моральная и материальная поддержка пожилым людям, детям из дома ребёнка.

      Участие в социально-значимой проектной деятельности поспособствует формированию социально-коммуникативных, творческих и организаторских навыков, положительных ценностных ориентаций всех участников проекта.

      Отработанная на практике модель реально действующего социального проекта, может стать традицией классного коллектива, объединяя и воспитывая и взрослых и детей.