Презентация инновационного опыта учителя
"Обогащение словаря младших школьников с помощью "Речевика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsiya_2.docx | 26.09 КБ |
innovatsiya_pdegogicheskogo_opyta.pptx | 2.86 МБ |
Предварительный просмотр:
ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ «РЕЧЕВИКА»
Важнейшая задача начальной школы — развитие речи детей. Решение ее требует специальной систематической работы. Нередко дети с трудом формулируют свои мысли и чувства, не могут подобрать для этого необходимые речевые средства.
Вопросы развития речи с давних пор являются предметом научных исследований известных лингвистов В.Я. Стоюнина, В.В Львова С.Б. Соловейчик и др. В своей практической деятельности я опираюсь на концепцию системного подхода к изучению и коррекции речевых расстройств (Р.Е.Левина, А.Н. Корнев) и деятельностный подход в обучении (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина). С целью получения наилучших результатов использую методики работы со словом (Л.С.Айзерман). Все это помогло создать действующую систему.
За последние годы, к сожалению, у учащихся наблюдается нежелание расширять свой кругозор, повышать грамотность и культуру речи. И это очень печально, потому что учащиеся таким образом обедняют свою речь, а вместе с тем и свой язык и свою общую культура.
Для решения этой задачи мы уже в течение многих лет используем «Речевик» — тетрадь для учащихся по развитию речи, применяемую на уроках литературного чтения и развития речи. Работа с такими тетрадями, которые составляют сами ученики, направлена на обогащение, уточнение и активизацию словарного запаса детей и в итоге на создание ими собственных речевых высказываний — текстов разного типа и разной стилистической направленности.
Работа над составлением «Речевика» может начаться в любом классе начальной школы. В первом и во втором классах ребятам помогают родители — в подборе языкового материала, оформлении тетради и т. д. В третьем классе дети работают самостоятельно под руководством учителя. С четвероклассниками мы вместе выбираем наиболее значимые для них темы, связанные и с интересом ребят к природе, и с жизнью класса, и с увлечениями, учитывая индивидуальные предпочтения детей.
Обычно активная работа с «Речевиком» начинается с третьего класса, так как дети к этому времени, во-первых, владеют навыками письма, во-вторых, имеют определенный опыт, полученный из наблюдений и прочитанной литературы, в-третьих, у них возникает потребность в реализации собственных речевых знаний и умений не только в устной, но и письменной форме.
Всю работу по обогащению словаря на основе «Речевика» можно разделить на два этапа: подготовительный и основной.
На подготовительном этапе дети вместе с учителем решают такие проблемы: как выразить свои мысли и чувства так, чтобы тебя поняли другие; как сохранить красоту родной речи, которую узнал, читая художественные и научно-художественные произведения, слушая учителя и одноклассников, выделяя точные, образные выражения в речи окружающих людей, хорошо владеющих родным языком. Вывод, к которому приходят дети вместе с учителем: богатство речи надо собирать, хранить и использовать.
Для этого учитель и предлагает создать каждому из учащихся собственный «Речевик» - тетрадь, где будет храниться то, что интересно и дорого каждому из них в русской речи. речи. Учитель может показать имеющийся у него экземпляр «Речевика», рассказать о его составителе, прочитать (с разрешения владельца) некоторые странички. Возможно, педагог захочет показать и собственный вариант такой тетради.
Обращаем внимание и на внешний вид «Речевика». Это общая тетрадь в клетку, на обложке которой наклеена понравившаяся ребенку картинка, чтобы тетрадь отличалась от других.
На этом же этапе выделяем темы, над которыми будем работать, вместе определяем, как будем собирать материал и как он будет оформляться в тетради.
Например, материал по теме «Времена года» будет дополняться каждый год на основе различных источников информации.
Для сбора материала по темам «Речевика» можно использовать, например, такие источники:
Ф совместную работу с городской и школьной библиотеками: подбор книг, журналов, газет;
•Ф- тематические часы;
Ф просмотр видеофильмов;
Ф личный опыт учащихся, их собственные наблюдения: экскурсии, прогулки, походы в цирк, театр, праздники;
4* сотрудничество с учителями-предметниками, преподающими ИЗО, технологию, музыку, иностранный язык;
Ф накопление знаний о тексте на уроках развития речи.
На втором, основном этапе в соответствии с выбранной темой работа с «Речевиком» строится в определенной последовательности:
- Работа со словом: составление словарика с заданными словами на основе личных наблюдений и прочитанного.
- Подбор пословиц, загадок, примет, стихов, образных выражений по теме.
- Составление предложений с заданными словами.
- Итоговое сочинение.
Рассмотрим на примере темы «Осень», как проходит работа в третьем классе по составлению и оформлению страниц «Речевика».
Приступая к новой теме, ученики начинают новый раздел в тетрадях. Оформляют первый лист темы рисунком, иллюстрацией, фотографией, пишут название: «Осенние страницы».
Далее в тетради составляется таблица. Дети заполняют ее на уроках литературы, русского языка, развития речи и др. Например:
Осенние страницы
Осенние слова | Языковые средства |
Листья | Шуршат под ногами, шелестят, кружатся в воздухе, горят огнем; разноцветный ковер, опавшие, золотые, цветные, яркие, пятнистые; тихо летят, как бабочки; порхают, как птички; плывут, как кораблики; перебегают, как мышки; ведут хоровод, кувыркаются, перешептываются, легкое племя, танцуют вальс; красиво кружатся в воздухе, как разноцветные звездочки; играют в догонялки... |
Осень | Золотая, холодная, «унылая пора», разноцветная, художница, королева урожая, скучная, грустная, нудная, позолотила поля и леса, раскрасила, красавица в разноцветном платье, золотая пора, печальная, славная, добрая волшебница, сказочная красавица, очаровательная, прелестница в ярких нарядах, разодетая яркими листьями... |
Ветер | Сильный, порывистый, теплый, нежный, колючий, холодный, легкий, с дождем, со снегом, резкий, играет, качает деревья и кусты, буянит, воет, свистит, срывает листья, кружит, обнажает леса, гонит тучи, стучит в окно, танцует с листьями, невидимый шалун, северный богатырь... |
Параллельно заполняются и оформляются другие странички «Речевика» по данной теме:
Пословицы и поговорки об осени, Загадки об осени, Осенние приметы, Поэтические строки об осени
Ребята составляют собственные предложения с «осенними» словами, используя таблицу. Например: «В воздухе листья порхают, как бабочки, а по реке плывут, как кораблики ».
Завершает работу итоговое сочинение на одну из предложенных тем (по выбору учащихся): «Красота и грусть осеннего леса», «Осень на моей улице», «Чародейка Осень», «Краски осеннего парка», «О чем рассказал осенний ветер» и др., которое дети пишут по коллективно составленному плану.
Систематически проводимая мною работа дала свои результаты. Словарный запас учащихся моего класса значительно обогатился. Результаты моей работы выглядят так:
На основе диагностики речевого развития (по методике Т.А.Фотековой) можно сделать вывод, что снизилось количество учащихся с фонетическим недоразвитием речи - на 20%, детей с общим недоразвитием речи - на 10%, детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи - на 7%.
Кроме того, наблюдение показывает, что
1. вырос интерес учащихся к урокам литературного чтения и русского языка;
2. возросла активность учащихся к выполнению творческих исследовательских работ, что позволило установить позитивную динамику в развитии коммуникативных умений учащихся;
3. улучшилась техника чтения учащихся;
4. родители стали более осознанно решать речевые проблемы детей.
Можно отметить результаты школьников:
1. Количество учащихся – победителей и призёров районных конкурсов творческих и проектных работ «Вдохновение» (2016-2018 гг.) – 3 человек;
2. Количество учащихся – призеров и участников районных конкурсов исследовательских работ (2016-2018 гг.) – 5 человек;
Транслируемость.
Победитель районного конкурс «Классный руководитель года 2017»
Статьи на сайте школы, методические семинары, лекторий для родителей.
Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте имеются на муниципальном, региональном и федеральном уровне.
Как показывает опыт, учащиеся охотно используют «Речевик» не только при написании сочинений, но и при выполнении других видов заданий. Они не расстаются с «Речевиком» и в более старших классах, уже по собственной инициативе продолжают дополнять и расширять его и активно использовать. Это позволяет в определенной степени решать и проблему преемственности между начальной и основной школой в речевом развитии детей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Обогащение словарного запаса младших школьников с помощью « Речевика ».
Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования Научно-исследовательские Методические Организационно-педагогические научные исследования известных лингвистов по проблеме развития речи младших школьников: В.Я. Стоюнин А.С. Львов С.Б. Соловейчик Л.С. Выготский П.Я. Гальперин Н.Ф. Талызина кружковая работа проектная деятельность конкурсы привлечение родителей социума организация специальной предметной среды обмен опытом с коллегами ОУ выступления на РМО публикации в СМИ обмен опытом в профессиональных педагогических сетевых сообществах
Методологические основы системы развития речи младших школьников Системно- деятельностный подход к организации образовательного процесса (ФГОС НОО) Идеи личностно-ориентированного обучения ( И.С.Якиманская ) Концепция системного подхода к изучению и коррекции речевых расстройств (Р.Е. Левина, А.Н. Корнев); Методика работы со словом (Л.С. Айзерман )
Актуальность ! Число детей с различными нарушениями речи за 20 лет выросло в 6 раз
Требования Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования: Метапредметные результаты – ученик должен активно использовать речевые средства осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах
Цель и задачи педагогической деятельности Создание условий для обогащения, уточнение и активизацию словарного запаса младших школьников и в итоге на создание ими собственных р ечевых высказываний-текстов разного типа и разной стилистической ЦЕЛЬ: Помочь осмыслить речевую практику, в процессе которой воспринимается или создаётся текст. Познакомить с определёнными понятиями речеведческого характера и способами речевой деятельности. Развивать языковое чутьё, научить преодолевать трудности в создании устных и письменных высказываний. Реализовать задачи воспитательного характера.
Ведущая педагогическая идея Включение учащихся в собственный исследовательский поиск на уроках русского языка и литературы, а также во внеурочной и внеклассной работе через разработку системы упражнений для обогащения словаря младших школьников .
Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования Подготовительный этап Основной этап Заключительный этап Богатство речи надо собирать, хранить и использовать Работа со словом. Подбор пословиц, загадок, примет, стихов, образных выражений по теме. Составление предложений с заданными словами. Итоговое сочинение Механизм реализации проекта
«Времена года» Осенние страницы
Подготовительный этап «Осенние страницы» Осенние слова Языковые средства Листья Шуршат под ногами, шелестят, кружатся в воздухе, горят огнем; разноцветный ковер, опавшие, золотые, цветные, яркие, пятнистые; тихо летят, как бабочки; порхают, как птички; плывут, как кораблики; перебегают, как мышки; ведут хоровод, кувыркаются, перешептываются, легкое племя, танцуют вальс; красиво кружатся в воздухе, как разноцветные звездочки; играют в догонялки... Осень Золотая, холодная, «унылая пора», разноцветная, художница, королева урожая, скучная, грустная, нудная, позолотила поля и леса, раскрасила, красавица в разноцветном платье, золотая пора, печальная, славная, добрая волшебница, сказочная красавица, очаровательная, прелестница в ярких нарядах, разодетая яркими листьями... Ветер Сильный, порывистый, теплый, нежный, колючий, холодный, легкий, с дождем, со снегом, резкий, играет, качает деревья и кусты, буянит, воет, свистит, срывает листья, кружит, обнажает леса, гонит тучи, стучит в окно, танцует с листьями, невидимый шалун, северный богатырь...
Основной этап
Сочинения с элементами иллюстрации «Красота и грусть осеннего леса» Интересно отправиться в осенний лес. Некоторые деревья стали лимонно-желтыми, а некоторые оранжевыми. Встречается и тёмно –красный цвет. Коричневый тоже присутствует в красках осени. Только вечнозелёные ели и сосны остаются такими, как были. Подует ветерок, и листья начинают падать разноцветным дождём. Они падают на тропинку и здорово шуршат под ногами. Слышно, как трещит сорока, вспорхнёт жёлтая синичка, раздаётся мерный стук дятла, суетятся последние насекомые. Совсем скоро лес погрузится в зимний сон, и его окутает звенящая морозная тишина.
Анализ состояния чтения и письма (диктант) группы учащихся 1 и 2-го класса с ( 201 6 -201 8 учебные годы). Скорость чтения Скорость чтения 1 класса 2 класса
Правильность чтения конец учебного года конец I полугодия 1 класс 2 класс
Результативность опыта ( по методике Т . А.Фотековой ) снизилось количество учащихся с фонетическим недоразвитием речи - на 20%, детей с общим недоразвитием речи - на 10%, детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи - на 7%; 1
вырос интерес учащихся к урокам литературного чтения и русского языка 2 возросла активность учащихся к выполнению творческих исследовательских работ, что позволило установить позитивную динамику в развитии коммуникативных умений учащихся. 3 повысилась мотивация родителей к речевым проблемам детей 4 улучшилась техника чтения учащихся 5
Победители конкурс чтецов «Русский медвежонок» « Вдохновение » Интеллектуальный конкурс НОУ « Мой Нижний Новгород »
Детско-родительские праздники «Новогодние приключения Маши и Вити» (2018 г) «Новогодняя история козы и козлят» (2019 г)
Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности Мастер- классы для педагогов ОУ Семинары – практикумы, семинары с элементами тренингов с родителями Выступления на заседаниях РМО Публикации на персональном сайте https://nsportal.ru/gruzdeva-elizaveta-anatolevna
Публикации профессиональных педагогических сетевых сообществах
Победитель районного фестиваля профессионального мастерства «Классный руководитель года» (2017г)
«Из всех…знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизненной деятельности является, конечно, умение ясно, понятно, красиво говорить на своём языке» В.И. Чернышёв