Тузанкина Елена Николаевна
Материал к аттестации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portfolio_tuzankinoy_e._n.doc | 104.5 КБ |
prezentaciya_portfolio_tuzankinoy_e.n.ppt | 1.65 МБ |
proekt_puteshestvie_kapelki.doc | 341.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Визитная карточка:
Воспитатель: Тузанкина Елена Николаевна
Образование: среднее специальное
Закончила: Зубово-Полянское педагогическое училище в 1989г.
Специальность: Дошкольное воспитание
Педагогический стаж работы: 23 года
Стаж работы в детском саду: 23 года
Уровень квалификации: 13 разряд
Наличие квалификационной категории: I категория
Дата прохождения аттестации: 2008 год
Прохождение курсов повышения квалификации:
2012 год «Обновление содержания дошкольного образования»
Представление на воспитателя МБДОУ
детский сад «Рябинка» комбинированного вида
Тузанкину Елену Николаевну
Тузанкина Елена Николаевна 1970 г. рождения имеет средне-специальное педагогическое образование. В 1989 году закончила Зубово-Полянское педагогическое училище по специальности «Воспитатель дошкольного учреждения».
В детском саду «Рябинка» работает 21 год в качестве воспитателя.
За годы работы показала себя педагогом любящим своих воспитанников, умеющим найти индивидуальный подход к каждому ребенку, сочувствующим проблемам детей и их родителей.
Имеет первую квалификационную категорию с 2003 года. В 2008 году подтвердила первую квалификационную категорию участием в конкурсе «Воспитатель года», где заняла III место.
В 2012 году прошла выездные курсы повышения квалификации при МРИО г. Саранска по теме «Обновление содержания дошкольного образования».
Елена Николаевна владеет основами методической и педагогической деятельности, участвует в анализе современных образовательных программ, использует их в воспитательно- образовательном процессе.
В настоящее время работает с детьми старшей группы. С группы раннего возраста учит детей быть добрыми, внимательными друг к другу.
В рамках инновационной деятельности в 2012 году Елена Николаевна разработала и реализовала с детьми проект: «Путешествие капельки» о круговороте воды в природе.
С раннего детства учит детей основам безопасности. Ею создан проект: «Веселый светофор», где собран материал по профилактике дорожно- транспортного травматизма. Своей целью в данном направлении ставит: дать детям знания о правилах безопасного поведения на улице.
Большое внимание уделяет физкультурно-оздоровительной работе. Дети ее группы не раз побеждали в спортивных соревнованиях между детскими садами. Внутри детского сада проводила оздоровительные мероприятия: «Мама, папа, я - спортивная семья», «Здравствуй, цирк!», «Уважайте светофор!», «Петрушка на улице».
Принимала участие в подготовке материала к конкурсу «Самый здоровый детский сад», где представляла свой опыт физкультурно-оздоровительной работы с детьми.
Тузанкина Е.Н. представляет свой опыт на педсоветах, семинарах-практикумах, консультациях, взаимопросмотрах.
Елена Николаевна участвовала в подготовке районного семинара «Преемственность детского сада со школой» в 2010 году, в подготовке материалов к конкурсу «Лучший педагогический коллектив».
Тузанкину Е.Н. отличает порядочность и справедливость.
Самую высокую оценку работе педагога дают дети – они выражают это своей привязанностью и любовью.
Рекомендуется к аттестации на соответствие I квалификационной категории.
Справка
Об участии педагога Тузанкиной Елены Николаевны
в экспериментальной и проектно-исследовательской деятельности
МБДОУ д/с «Рябинка» комбинированного вида.
Согласно приказу № 76-а от 28.11.08г. в целях организации и координации экспериментальной работы и инновационной деятельности в системе образования Ардатовского муниципального района создана муниципальная площадка в системе дошкольного образовательного учреждения.
Тема экспериментальной деятельности: «Проектно-исследовательская работа с детьми дошкольного возраста».
Я разработала информационно-практический проект «Школа пешеходных наук».
Цель проекта: Уточнить и закрепить знания детей о правилах дорожного движения и правилах поведения на улице, о видах транспорта, о пешеходном и транспортном светофорах. Воспитывать у детей правильное поведение в общественном транспорте.
Гипотеза проекта: Дети, знающие части улицы, не будут играть на проезжей части, будут правильно переходить ее. Оказавшись в городе, смогут ориентироваться по сигналам светофора. Дети не станут причиной дорожно-транспортного происшествия, вследствие чего сократится детский травматизм.
В проектной деятельности участвовали дети старшей группы.
При разработке данного проекта и в ходе реализации его четырех этапов мною были использованы различные формы работы:
беседы: «Поведение в общественных местах», «Как вести себя в общественном транспорте», беседа по картине «Улицы города»,
занятия: «Знакомство с правилами дорожного движения», «О правилах кошке расскажем немножко», «Пешеход переходит улицу», «Школа пешеходных наук», «Лучший пешеход», «Рисуем дорожные знаки»
целевые прогулки и экскурсии: «Наблюдение за транспортом на сельской улице», «К пешеходному переходу»;
кукольные спектакли: «Уважайте светофор», «Петрушка на улице»;
Привлекала родителей как активных участников проекта. Разместила в родительском уголке памятку «Правила дорожного движения», провела родительское собрание: «Бег на дороге враг, особенно зимой» с последующим анкетированием.
Итогом реализации проекта, его презентацией стало проведение развлечения «Правила дорожные детям знать положено», фотовыставка и выставка рисунков «Я и дорога». Дети получили навыки поисково-познавательной деятельности, научились творчески мыслить, самостоятельно планировать свою деятельность.
Наличие собственного инновационного
педагогического опыта Тузанкиной Е.Н.
МБДОУ д/с «Рябинка» комбинированного вида.
Приоритетное направление моей педагогической работы – экологическое воспитание детей дошкольного возраста, главной задачей которого является – формирование у дошкольников представлений о живой и неживой природе, поэтому в 2011 году я разработала и реализовала с детьми старшей группы среднесрочный образовательный проект «Путешествие капельки».
Цель проекта: Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе; показать разнообразие состояний воды в окружающей среде, помочь детям получить знания с помощью инновационных методов.
Основными задачами ставила:
1. Увлечь детей, привлечь их к созданию проекта с помощью создания проблемных ситуаций.
2. Показать детям, что капельки воды в природе «ходят, движутся» по кругу.
3. Развивать наблюдательность, интерес к явлению, образность мышления.
4. Учить делать выводы, обогащать словарный запас.
В ходе реализации проекта дети участвовали в совместной деятельности со взрослым, занимательной и досуговой деятельности.
Применяла формы, методы и приемы работы:
Наблюдение (в группе, на прогулке, в уголке природы)
Чтение и обсуждение стихотворений («Видел сам», «Роса»)
Опыт и элементарное экспериментирование
Поиск решения проблемных ситуаций
Рассматривание иллюстраций
Беседа
Отгадывание загадок
Аппликация
Подвижные игры и перевоплощения («Солнышко и дождик», «Мы - капельки», «Через ручеек», «Ручейки и озера»)
Сюрпризный момент, элементы новизны.
Результативность:
Дети:
имеют представление о круговороте воды в природе, о разнообразных состояниях воды в окружающей среде; могут рассказать и организовать элементарные опыты, показывающие круговорот воды в природе; делают выводы по результатам опыта; используют в активной речи слова, характеризующие различные состояния воды. У детей развивается познавательный интерес к явлениям окружающей среды.
Воспитатель:
разработала конспекты бесед, занятий, наблюдений, собрала картотеку игр и опытов о свойствах воды.
Родители:
имеют представления о содержании проекта, оказывают помощь при подборе необходимого материала для реализации проекта.
Выступления на педсоветах, консультациях,
семинарах ДОУ.
2010-2011 учебный год:
Педагогический совет №2 «Родительский дом – начало начал» -
доклад: «Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников».
Консультация: «Игры с тестом, развитие умения лепить».
2011-2012 учебный год:
Педагогический совет №3 «Организация оптимальной двигательной активности – важное условие развития основных движений и физических качеств дошкольников» - доклад: «Роль физкультуры в развитии и воспитании ребенка в соответствии с ФГТ».
Семинар: «Развитие игровой деятельности детей раннего возраста».
Мониторинг качества усвоения программного материала воспитанниками средней группы
в 2011-2012 учебном году
Воспитатель: Тузанкина Е.Н.
Разделы программы | высокий | средний | низкий |
Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. |
Математическое развитие | 10 | 35 | 50 | 45 | 40 | 20 |
Речевое развитие | 8 | 35 | 52 | 55 | 40 | 10 |
Экологическое воспитание | 35 | 64 | 45 | 36 | 20 | - |
Рисование | 13 | 54 | 79 | 46 | 8 | 0 |
Лепка | 26 | 52 | 47 | 36 | 27 | 12 |
Аппликация | 19 | 50 | 46 | 50 | 35 | - |
Конструирование | 56 | 87 | 38 | 13 | 6 | - |
Физическое развитие | 42 | 78 | 45 | 12 | 13 | 10 |
Музыкальное развитие | 90 | 94 | 10 | 6 | - | - |
Результаты качества усвоения программного материала
воспитанниками МБДОУ детский сад «Рябинка» комбинированного вида
во II полугодии 2011-2012 учебного года
Группа | Процентный результат усвоения программного материала |
Математическое развитие | Речевое развитие | Экологическое воспитание | Рисование | Лепка | Аппликация | Конструирование | Физическое развитие | Музыкальное развитие | Итог |
Средняя группа | 80 | 90 | 100 | 100 | 88 | 100 | 100 | 90 | 100 | 94,2 |
Реализация образовательных программ.
В средней группе МБДОУ детский сад «Рябинка» комбинированного вида использовались следующие программы дошкольного образования:
«Детство»: комплексная программа развития и воспитания детей в детском саду под ред. Логиновой В.И., Бабаевой Т.И.
«Валдоня»: региональная комплексная программа и методические рекомендации для дошкольных и образовательных учреждений РМ
«Физическая культура дошкольникам»: парциальная программа под ред. Глазыриной Л.Д.
Благодаря реализации программы «Детство», которая направлена на укрепление физического и психического здоровья детей, любознательности, развитие умственных способностей, творческой активности, дети обладают высокой познавательной активностью, эмоциональной отзывчивостью на различные средства художественной выразительности в литературе, живописи.
Программный материал по всем разделам усвоен детьми на оптимальном и допустимом уровне.
Много внимания уделялось речевому развитию детей, развитию общения, мелкой моторики рук, физическому развитию.
Наиболее высокие результаты дети показали по следующим разделам: «Экологическое воспитание»- 100%, «Рисование»-100%, «Аппликация»-100%, «Музыкальное развитие» - 100% и «Конструирование»- 100%, что говорит о наличии системы организации занятий, высоком уровне творческого развития детей.
Программный материал по физическому развитию усвоен детьми на оптимальном уровне - 90%, что говорит о недостаточной сформированности двигательных функций организма, малоподвижным образом жизни в семье.
Несколько снизился процент усвоения программы по математическому развитию – 80%, что связано с более высокими требованиями, чем во второй младшей группе.
Значительно выросли показатели усвоения программы по разделам «Музыкальное развитие» - 80% и «Конструирование».
Программный материал по разделу «Развитие речи» усвоен детьми на 90%. Наиболее низкие результаты показали дети по разделам: «Пересказ текста» и «Рассказ по картине». Предполагаемая причина - возрастные особенности детей, недостаточное внимание данной проблеме, фонематическое недоразвитие речи у многих детей.
Результаты работы с воспитанниками.
Воспитательную работу с детьми строю на основе программы «Детство». Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. В различных видах детской деятельности: двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, трудовая, продуктивная, музыкально-художественная чтение (восприятие) художественной литературы происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие, нравственное и эстетическое воспитание. Для этого я создаю условия с раннего детства: это формирование культурно-гигиенических навыков, вежливости и уважительности по отношению к взрослым, сверстникам. В игровой форме учу детей делиться игрушками, бережно относиться к вещам, к чужому труду, навыкам вежливого общения.
Воспитываю в детях положительные черты характера: доброту, отзывчивость, сопереживание, потребность помочь другу в беде через художественную литературу. Детям нравятся произведения А. Барто, С. Маршака, Е. Благининой, К. Чуковского. После чтения, дети с жалостью переживают за героев, оценивают их поступки, появляется желание быть красивым, добрым, умным. Подбираю книги с яркими и красочными иллюстрациями, что способствует эстетическому воспитанию ребенка.
Воспитание эстетического отношения к окружающей действительности провожу через ознакомление с общественными и природными явлениями в быту, в процессе труда и игры. Дети постепенно учатся замечать красоту, эстетику в окружающем мире, в одежде, за столом. Стараюсь сама быть примером чистоты и аккуратности во всем: внешнем виде, оформлении документации.
Воспитывая в детях трудовые навыки, стремлюсь к тому, чтобы дети воспринимали труд как радость, ценили результаты коллективного труда, видели, как взрослые украшают трудом свою жизнь.
В моей работе с детьми большую помощь оказывают родители. С самых первых дней посещения ребенком детского сада, стараюсь как можно больше узнать о ребенке, его родителях, условиях проживания семьи. С этой целью посещаю воспитанников на дому, провожу анкетирование родителей. Стараюсь всегда помочь советами в воспитании ребенка, своевременно дать нужную информацию. Регулярно провожу родительские собрания, беседую, размещаю важную информацию в уголке для родителей. Большую пользу в вопросе сближения с семьями воспитанников приносят совместные праздники: «Мистер - Ноябрь», «Мисс - Весна», «Вечер семейной песни», «8 марта» с чаепитием и др. Родители всегда откликаются на просьбы помочь с ремонтом группы, игровых участков, починке мебели, приобретении игрушек. В моей группе не было жалоб на неправомерные действия работников детского сада.
Считаю, воспитывая ребенка, нельзя обойтись без духовно-нравственного воспитания, т. к. прежде всего мы воспитываем душу. Приобщение к духовным традициям начинается еще с детского сада. Воспитываю интерес к народным праздникам и традициям, духовной жизни русского и Мордовского народа. Традиционно проводим праздники: «Рождество», «Пасха», «Благовещение», «Масленица», «Медовый спас», «Яблочный спас», «Никола» и др.
Очень важным в своей работе считаю физкультурно-оздоровительное направление. Каждый день утро в детском саду начинается с зарядки, которую стараюсь проводить под музыку, в нетрадиционной форме. Во время проведения непосредственно образовательной деятельности всегда включаю физкультминутки, динамические паузы. После сна – обязательно провожу закаливающие процедуры, гимнастику пробуждения, использую дорожки здоровья.
Спортивные праздники – это один из способов реализации технологий здоровьесбережения в воспитательном процессе, которые создают благоприятные условия не только для физического развития, укрепления здоровья, но и для формирования между детьми и родителями отношений, основанных на любви, взаимопонимании, творчестве. Проводила праздник «Папа, Мама, Я – спортивная семья!», развлечение «Веселый цирк», соревнования «Зимний марафон», досуг «Физкультура для зверят» и др.
Применение здоровьесберегающих технологий дает свои результаты: в период с 2009 по 2012 год процент заболеваемости детей понизился, вырос процент посещаемости, стало больше детей с первой группой здоровья.
2009-2010 учебный год | 2009-2010 учебный год | 2009-2010 учебный год |
Заболеваемость | 3,2% | 3% | 2,6% |
Посещаемость | 53% | 54% | 56% |
Распределение детей по группам здоровья
I | 52% | 58% | 60% |
II | 48% | 42% | 40% |
II | - | - | - |
IV | - | - | - |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Представление на воспитателя Тузанкину Елену Николаевну
Наличие собственного инновационного педагогического опыта
Проект «Путешествие капельки»
Реализация образовательных программ
Участие в проектно-исследовательской или опытно-экспериментальной деятельности Муниципальный уровень: Проект «Веселый светофор» Уровень ДОУ Проект «Путешествие капельки»
Результаты участия воспитанников Тузанкиной Е.Н. в конкурсах: Уровень Конкурс год место Республиканский « Самый здоровый детский сад » 2009 1 Муниципальный « Самый здоровый детский сад » 2009 1 Муниципальный « Зеленый огонек » 2008 3 Муниципальный Музыкальный « Золотая дождинка » 2008 2
«Самый здоровый детский сад»
«Зеленый огонек»
Участие во всероссийском конкурсе партии «Единая Россия» «Детские сады - детям»
Результаты участия воспитанников Тузанкиной Е.Н. в соревнованиях: Уровень соревнования год место Муниципальный Спортивный праздник « Зеленый огонек » 2008 1 Муниципальный Муниципальный Веселые старты « к Дню защиты детей » «Веселые старты» 2011 2012 1 1
Соревнования
Выступления на педсоветах, консультациях, семинарах
Позитивные результаты работы с воспитанниками Реализуются 8 показателей: наличие системы воспитательной работы; наличие качественной, эстетически оформленной документации; организация индивидуального подхода; снижение простудной заболеваемости воспитанников; отлаженная система взаимодействия с родителями; отсутствие жалоб и обращений родителей на неправомерные действия; реализация сберегающих здоровье технологий; духовно-нравственное воспитание и народные традиции.
Профессиональные конкурсы Муниципальный уровень: «Воспитатель года - 2008»- III призовое место.
Награды и поощрения Муниципальный уровень: Грамота Управления образования Ардатовского муниципального района, 2008г. Уровень ДОУ Грамота заведующей ДОУ, 2012 г.
Отзывы родителей воспитанников, благодарность
Повышение квалификации, профессиональная переподготовка «Обновление содержания дошкольного образования», МРИО, с 17.10.2011г. по 27.01.2012г., 100 часов
Предварительный просмотр:
Проект «Путешествие капельки» |
Тип проекта - образовательный
Вид проекта:
по предметной области – экологический,
по характеру предметной области – исследовательский
по составу – подгрупповой для детей 5-6 лет
по продолжительности – среднесрочный.
Проблема:
Что такое вода, как она изменяется, в каких состояниях встречается в природе?
Цели:
Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе;
Показать разнообразие состояний воды в окружающей среде.
Задачи:
Показать детям, что капельки воды в природе «ходят, движутся» по кругу.
Развивать наблюдательность, интерес к явлениям природы, образное мышление.
Учить делать выводы, обогащать словарный запас.
Основные виды детской деятельности:
коммуникативная
познавательно-исследовательская
чтение художественной литературы
двигательная
игровая
продуктивная
Формы, методы и приемы:
Наблюдение
Беседа
Чтение и обсуждение стихотворений
Опыт и элементарное экспериментирование
Рассматривание иллюстраций
Отгадывание загадок
Подвижные игры
Аппликация
Сюрпризный момент
Гипотеза проекта:
Дети:
Будут иметь представления о круговороте воды в природе, о разнообразных состояниях воды в окружающей среде, смогут рассказать об этом;
Смогут организовать элементарные опыты, которые наглядно показывают круговорот воды в природе, делать выводы по результатам опыта;
Будут использовать в активной речи слова, характеризующие различные состояния воды;
У детей разовьется познавательный интерес к явлениям окружающей среды.
Родители:
Будут иметь представление о содержании проекта, смогут оказать помощь при подборе необходимого материала для реализации проекта;
Установятся доверительные отношения с воспитателями и детьми благодаря совместной опытно-экспериментальной деятельности.
Воспитатель:
Разработает конспекты бесед, наблюдений, занимательной деятельности,
Пополнит педагогическую копилку картотекой опытов о свойствах воды.
Этапы проекта
I этап – Постановка проблемы.
- Что такое вода?
- Куда исчезает вода?
- В каких состояниях вода встречается в природе?
- Из чего состоят пар? Лед?
- Как вода превращается в пар? Лед?
I этап – Постановка проблемы
II этап – Подготовительный
III этап - Практический
IV этап – Презентация проекта
Содержание практической деятельности
по реализации проекта
Этап | Содержание работы воспитателя |
Постановка проблемы, игровая мотивация | Сюрпризный момент. Цель: привлечь внимание детей, вызвать интерес к происходящему, постановка проблемы. |
Организация работы над проектом | Подвижная игра. «Мы капельки» |
Наблюдения. Цель: обобщить знания детей из личного опыта о переходе воды из жидкого состояния в газообразное. |
Практическая деятельность по решению проблемы | Экспериментирование. Цель: учить детей использовать ранее полученные знания при решении познавательных и практических задач, развивать поисковую деятельность.
|
Беседа. Цель: показать, что вода в окружающей среде бывает разной: это и роса, и облака, и туман. |
Подвижные игры экологического содержания. «Мы – капельки», «Солнышко и дождик», «Через ручеек», «Ручейки и озера» |
Презентация продукта деятельности | Коллективная аппликация «Облака». Цель: создать у детей радостное настроение, вызвать желание участвовать в коллективной работе; подвести детей к формированию итогов проекта. |
Создание проблемной ситуации
Сюрпризный момент
Воспитатель:
Ребята, послушайте, какая история произошла со Степашкой однажды летом.
Решил он порисовать новыми красками. Налил воды в блюдце, приготовил кисточку, бумагу, краски. Только устроился у открытого окошка – друзья зайчата во дворе в футбол играть начали. Бросил Степашка свои приготовления, убежал мяч гонять. Наигравшись в футбол, пришел он домой и снова пристроился у окна порисовать. Посмотрел, а воды-то в блюдце нет! Что такое?
- Хрюша! – кричит. – Ты мою воду выпил?
- Очень она мне нужна! – ответил Хрюша.
- Не иначе как Каркуша выпила, - сердится Степашка.
Обиделась Каркуша:
- Не имею привычки по столам ходить и вашу воду пить, - и улетела.
Сел Степашка и задумался: куда девалась вода? Пропала? Исчезла? Убежала? Испарилась?
А вы как думаете ребята?
Наблюдения
Наблюдения в группе
Обратить внимание детей на то, как они сушат свою одежду после прогулки: например, варежки – на батарее. Они кладут мокрые варежки, а потом берут сухие. Почему? Куда пропадает вода?
Когда в комнате моют пол, он сначала блестит – видно, что мокрый, но затем постепенно высыхает. Что произошло?
Наблюдения на прогулке
После дождя огородить лужу палочками или очертить мелом. Наблюдать за лужей каждый раз во время прогулки. Что с ней происходит? Куда исчезает вода?
Обратить внимание детей на то, что на балконах люди сушат белье: вывешивают мокрое, а снимают сухое. Почему?
Наблюдения в уголке природы:
Вода в вазе с цветами убывает с каждым днем, уровень ее в вазе падает. Почему? Обратить внимание.
При поливе растений вода уходит в землю, растения пьют ее. А куда затем она исчезает.
Опытно-экспериментальная деятельность
Опыт 1. Выделить каждому ребенку небольшую мисочку, в которую они нальют воду. Мисочки с водой дети оставляют на подоконнике и регулярно наблюдают за ними до тех пор, пока вода не испарится. Каждый раз во время наблюдения воспитатель спрашивает детей, уменьшилось ли количество воды. Если воду подкрасить, следы краски останутся на стенках посуды и будут указывать на изменение уровня воды.
Куда исчезла вода? Что с ней могло случиться?
Опыт 2. Поставить мисочки с одинаковым количеством воды в разных местах – в теплом и в холодном (например, возле батареи и возле оконного стекла). Отмечать, где быстрее исчезает вода – там, где тепло, или там, где прохладно? Пусть дети вспомнят, в какую погоду быстрее высыхают лужи – в жаркую или прохладную? Летом или осенью?
Опыт 3. Взять одну большую и одну маленькую мисочки с водой, поставить их в экспериментальном уголке в одинаковых условиях. Из какой мисочки вода исчезнет быстрее?
Опыт 4. Растворить в стаканчике воды соль и сахар и внимательно посмотреть, заметны ли соль и сахар в воде. Эти стаканчики оставить в лаборатории до тех пор, пока, пока вода не испарится.
Что осталось на дне стаканчика? Куда исчезла жидкость?
Опыт 5. Этот опыт наглядно показывает круговорот воды в природе.
Взять сухой прозрачный стакан. Накрыть его марлей, закрепив ее резинкой по краям. Ткань должна чуть-чуть провисать посередине, чтобы выдержать тяжесть льда. Положить на марлю кусочек льда и поставить стакан в теплое место, например на солнечное окошко, под которым находится батарея. Начать наблюдение.
Что происходит со льдом? Почему он уменьшается? Откуда на дне стакана появилась вода?
Чем меньше становится лед, тем больше появляется воды на дне стакана.
После того, как лед полностью растворится, подчеркнуть, что вода была в твердом состоянии, а перешла в жидкое. Отметить сколько воды стало в стакане. Продолжить наблюдение.
Что происходит с этой водой?
В конце концов, под лучами солнца она исчезнет, испарится. Капелька воды опять «отправилась в путешествие».
Беседа.
Воспитатель: Ребята, вы замечали, что ранним летним утром трава и без дождя бывает мокрой? Откуда берется роса?
(ответы детей)
Капельки воды могут испариться. Они поднимаются вверх постоянно и находятся в воздухе в виде водяного пара. Если ночью бывает холодно, капельки водяного пара опускаются на землю, превращаясь в капельки росы. Люди говорят: «Выпала роса». Послушайте стихотворение.
Роса.
Я видел впервые такую красу:
На листьях зеленых цветную росу.
Она вся сияла, сверкала, искрилась
И огоньками цветными светилась.
И я удивился, задумался сразу:
А вдруг, из росы происходят
Алмазы?
В. Кудрявцева
Особенно много росы на траве оставляет туман.
Послушайте сказку Н. Юрцевича:
«Заблестели звезды, из-под деревьев медленно выплыл месяц.
- Есть здесь кто-нибудь? – спросил туман.
Но никто не ответил, потому что некому было. Тогда туман поднялся – легкий и белый. Он потанцевал на лужайке, потянулся над озером, а потом пробрался лес.
- Кто ты, приятель? – спросил цветок, который не спал. Туман, не отвечая, продолжал свой танец. – Я тебя спрашиваю, кто ты? – повторил цветок. – Если ты не ответишь, я подумаю, что ты невежа.
- Сейчас я тебя обниму. – И туман плотно обхватил цветок своими длинными влажными руками так, что у цветка совсем отсырели листья.
- Ох! Ох! – закричал цветок – Убери, пожалуйста, свои руки, милый друг. Меня будто выкупали в пруду.
Туман поднялся выше.
- Я – капля росы на цветке, облако в небе, туман на лугу. Я постоянно меняю свой облик: бываю и росой, и дождем, и ручьем. Когда я вечером появляюсь на лугу, люди говорят: «Вот поднялся туман».
Подвижные игры
«Мы - капельки»
Дети получают корону с изображением капельки. Воспитатель надевает бумажную корону с рисунком тучки. Она – тучка – мама, а дети – ее детки – капельки. Ребята окружают маму – тучку, прыгают вокруг нее, водят хоровод. Затем она отпускает их погулять на землю, дает наставления вести себя хорошо, полить растения, умыть землю и вернуться обратно. Дети разбегаются в стороны, потом собираются вместе, становятся друг за другом, образуя ручейки (ручейков должно быть несколько). Потом по команде воспитателя ручейки соединяются вместе (двойные ряды), образуя реку. Река впадает в океан – дети делают широкий круг. Мама – тучка напоминает им, что они капельки, и зовет их домой. Дети кружатся, по одному возвращаются к туче. Круг замкнулся.
«Солнышко и дождик»
На слова воспитателя: «Дождик идет!» дети бегут под зонтик к воспитателю, а на слова: «Солнышко светит!» - разбегаются по площадке, выполняют произвольные движения.
«Через ручеек»
Вдоль площадки кладут два шнура на расстоянии 1,5 – 2 м. один от другого – это «ручеек». На берегу стоят дети. Они должны перейти через ручеек по «камешкам» или по «мостику» (по доске) на другой берег, не замочив ног. Тот, кто оступился и промочил ноги, идет сушиться на солнышко – садится на лавочку.
«Ручейки и озера»
Дети становятся в 2-3 колонны в разных концах участка – это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый к своей колонне). На сигнал «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги-озера. Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг. Строиться в круг можно только по сигналу.
Презентация
Коллективная аппликация «Облака»
Воспитатель предлагает детям понаблюдать за облаками, а затем проводит беседу по вопросам:
- Из чего состоят облака? (Из капелек воды)
- Всегда ли облака бывают одинаковыми?
- Чем отличаются облака в солнечную погоду от облаков перед дождем?
Предлагает каждому из детей выбрать наиболее понравившееся облако и проследить за ним: куда оно плывет? Быстро двигается или медленно? На что оно похоже? Пусть каждый ребенок даст своему облаку имя.
Воспитатель: А теперь послушайте стихотворение
«Видел сам».
Я сегодня видел сам:
Слон летел по небесам!
Фиолетовою тушей.
Не в тропических лесах.
А у нас, над нашей сушей,
Слон слонялся в небесах!
В синеве он важно плыл,
Даже солнце заслонил.
И опять случилось чудо:
Превратился он в верблюда!
Я все это видел сам:
Плыл верблюд по небесам!
Не на юге, не в пустыне,
Над Москвой,
В небесной сини.
В.Лифшиц
О каких слонах и верблюдах говорится в стихотворении? Может быть, кто-нибудь их тоже видел в небе?
Воспитатель предлагает каждому ребенку вырезать из бумаги облако, похожее на то, за которым он наблюдал.
Дети вырезают облака под музыку «Облака – белогривые лошадки»
Воспитатель. Наклейте все облака на большой голубой лист бумаги. У вас получится небо с облаками такое же, какое вы видели во время прогулки.
Дети выполняют под музыку «По дороге с облаками».
Литература
Ковинько Л.В. Секреты природы – это так интересно. – М.; Линка- Пресс, 2004.
Рыжова Н.А. Волшебница вода // Дошкольное образование. – 2004.- № 11, № 12.